На чем писали люди в древности 3 класс
Конспект занятия «На чем писали люди в древности»
Наталья Мишукова
Конспект занятия «На чем писали люди в древности»
Цель: формирование целостных представлений детей о возникновении письменности.
— обогащать представления детей о материалах для письма, способах передачи информации;
— развивать творческое мышление;
— воспитывать интерес к истории письменности.
Материал: «На чем писали люди в древности», пластилиновые таблички, береста, кора осины, рябины, папирус, чистые листы бумаги, средства изобразительной деятельности.
Словарная работа: папирус, пергамент, береста.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Ребята, а вы знаете, как раньше люди общались, находясь друг от друга далеко?
Вот и я сегодня получила письмо, от Незнайки и он просит нас
помочь ему, узнать, на чем писали наши предки?
Как вы думаете, всегда ли была бумага?
На чем могли писать люди в древности, когда еще не было бумаги? (Предположения, затруднения детей) В разные времена люди по-разному передавали друг другу опыт, знания, информацию.
Хотите узнать, на чем писали люди в далеком прошлом?
Однажды ученые обнаружили скалу с рисунками. Посмотрите внимательно на письмо, что изображено на рисунке? (Ответы детей)
Возможно,автор этого письма хотел сказать своим товарищам: «Мы плыли на лодке один месяц и три дня. Мы нашли место, богатое дичью, добыли много оленей и гусей. Плывите за нами».
Позже люди стали использовать для письма глину. Из мягкой глины делали плитки, на ее поверхности заостренной палочкой выдавливали значки, похожие на клинья. Глиняные плитки обжигали в печи, они становились легкими и прочными, хранили их в деревянных ящиках.
Ребята, а вы хотите попробовать написать письмо на глине?
(Работа детей за столами)
Передавали сообщения люди и узелковым письмом.
Может кто- то знает на чем еще писали наши предки?
Что же это за желтоватые свитки?
Действительно береста была самым дешевым и доступным материалом. Ученым удалось отыскать немало берестяных грамот.
Индейцы покрывали изображениями шкуру бизона. Каждый рисунок, обозначал какое-нибудь одно слово. Но когда надо было изобразить действие, то получалось, не очень понятно.Один и тот же рисунок ноги мог означать: иду, пришел, ушел, быстро. Как хочешь, так и понимай.
Попробуйте прочитать слово, записанное на шкуре, для этого назовите первый звук в каждом слове, изображенном на картинке. (Ответ детей: книга).
Сейчас письма пишут на бумаге, на ней печатают книги. Кто знает, из чего делают бумагу? (Ответы детей: из древесины, макулатуры).
Давайте напишем письмо о том, что мы узнали сегодня. (Составление коллективного письма на разных материалах)
На чем была написана самая первая книга?
Какой материал использовали люди в древности для письма? (Ответы детей)
Фотоотчет об акции «Как мы письма писали ветеранам ВОВ» У нас в группе существует традиция. В подготовительной группе писать письма ветеранам ВОВ. Три года назад, я уже писала о подобной акции. Но.
Фотоотчет «Как мы писали письмо в Москву в рамках проекта «Посткроссинг на МAAM» Уважаемые коллеги! В своей публикации о посткроссинге Оксана Климова сказала, что посткроссинг расширяет кругозор детей, как тех, кто пишет,.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «На чем и чем можно рисовать» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие; Вид деятельности: непосредственно образовательная Возрастная группа: подготовительная.
Конспект занятия №3 «Дома, в которых живут люди» в старшей группе Конспект занятия. Старшая группа. Развитие зрительного восприятия. «Дома, в которых живут люди.» Программные задачи. [/b] Продолжать учить.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Люди и космос» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Люди и космос» Цель: формирование представлений детей о космосе, планетах. Задачи:.
Консультация «Мы писали, мы писали» Одной из причин неуспеваемости в школе может стать слабое развитие мелкой моторики. Если у малыша недостаточно развиты мышцы кисти руки,.
НОД «На чем ездят люди» Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в младшей группе по теме «На чем ездят люди» (основная часть Программы).
Конспект занятия по ОБЖ «Ребёнок и чужие люди» Конспект по ОБЖ Тема:Безопасность. «Ребёнок и чужие люди» Цели. Обучать детей правильному, безопасному поведению; учить правильно вести.
Чем и на чём писали на Руси, когда привычных ручек и тетрадей не было и в помине
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Вместо бумаги в Древней Руси использовали церы, которые представляли собой деревянную дощечку в виде небольшого подноса, заполненного воском. Это было многоразовое устройство: на воске царапали буквы, при необходимости их затирали, и церы снова были готовы к употреблению.
Писала, которыми и работали с воском, делали из кости, дерева или металла. Эти пращуры современных карандашей выглядели как палочки длиной до двадцати сантиметров, с заостренным концом. Писала украшались резьбой или орнаментом.
Береста и пергамент как замена бумаге
Церы представляли собой, если так можно выразиться, стационарное устройство для письма. Брать их с собой или использовать в качестве почтового отправления было неудобно. Для этих целей служила березовая кора, или береста. На ней наши предки выцарапывали тексты с помощью тех же писал. Делали из бересты и книги. Изначально подбирались кусочки коры нужного размера, одинаково обрезались, и на них наносился текст. Затем изготавливалась обложка, также из берёзовой коры. Когда всё было готово, страницы с одного края пробивались при помощи шила, в полученные отверстия продергивался шнурок из кожи, которым древняя книга закреплялась.
Не ешь ягодку, лучше чернила сделай
Приготовление чернил нельзя назвать легким делом, поэтому готовились они непосредственно перед применением и в очень небольшом количестве. Если часть жидкости оставалась неиспользованной, ее хранили в плотно закрытых сосудах из керамики или дерева. Обычно чернила старались делпать достаточно концентрированными, потому при письме в них добавляли воду. Так возникли чернильницы, то есть небольшие устойчивые емкости удобной формы для разведения чернил и макания перьев.
Когда возникли чернила, появилась необходимость в новом инструменте для письма, так как палочки уже не подходили. Для этой цели отлично подошли птичьи перья, чаще всего это были обычные гусиные, прочные и достаточно удобные. Интересно, что их брали из левого крыла птицы, поскольку такое перышко было удобнее держать в правой руке. Левши делали для себя писчий инструмент из правого крыла.
Приход металлических перьев на смену птичьим
Птичьи перья прослужили человечеству не менее тысячелетия. И только в 1820 году на свет появилось стальное перо. Произошло это в Германии, а через некоторое время металлические перышки пришли в Россию.
Первые металлические перья стоили очень дорого, их часто делали не просто из стали, а из драгоценных металлов, а саму палочку украшали рубинами, алмазами и даже бриллиантами. Понятно, что такая роскошная вещь была доступна только очень богатым людям. Несмотря на появление металлических соперников, гусиные перья продолжали честно скрипеть по бумаге. И только в конце XIX века производство стальных перьев было поставлено на поток, они появились практически в каждом доме, где умели писать.
Металлические перья используют и сегодня – их вставляют в поршневые ручки, плакатными перьями пользуются художники, есть даже специальные нотные перья.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВера Сатарова
Похожие презентации
Презентация на тему: » На чем писали наши предки Вначале человек писал на том, что попадалось ему в руки: на камне, листьях, кусках коры, костях, глиняных черепках. Острой костью.» — Транскрипт:
2 На чем писали наши предки Вначале человек писал на том, что попадалось ему в руки: на камне, листьях, кусках коры, костях, глиняных черепках. Острой костью или куском камня на них процарапывалось нужное изображение.
3 Камень был самым первым материалом для письма, а значит, и первой «доской», первой «тетрадкой». Чтобы писать, человеку тогда приходилось быть каменотесом.
5 До последнего времени самым древним письмом на нашей планете считалось шумерское. Глиняные таблички с клинописными знаками шумерской письменности насчитывают возраст около четырех с половиной тысяч лет.
6 Перуанские индейцы для запоминания придумали узелковое письмо – кипу. Это толстая веревка, к которой в виде бахромы подвязывались разноцветные шнуры разной длины и толщины. Узлы на шнурках завязывались простые, двойные, тройные, и располагались они то на конце шнурка, то почти у самой веревки.
7 Наши предки – жители Древней Руси – славяне писали на самом дешевом, самом доступном материале: на березовой коре – берёсте.
8 При раскопках городов учёных заинтересовали кусочки берёсты, верхнего слоя берёзовой коры. Они оказались грамотами XΙ века. Буквы не писали, а выдавливали заострёнными палочками из кости или дерева. Берестяная связка мальчика Онфима. Тетради семилетнего школьника. Там и азбука, и упражнения для чтения по складам, и разные рисунки.
9 Американские индейцы покрывали изображениями шкуры животных Сырую шкуру – козью, овечью или телячью – вымачивали в воде, чтобы размякла. Потом соскабливали ножом мясо и вновь вымачивали, добавив золу. После этого шерсть снималась специальным скребком. Затем шкуру сушили, растянув на специальной раме, выглаживали, натирали мелом и полировали. Получалась тонкая, чуть желтоватая кожа, одинаково ровная и чистая с обеих сторон.
10 В Египте книги делали из речного тростника – папируса. Египтяне разрезали его стебли на узенькие продольные полоски, смачивали, сушили на солнце, а потом склеивали кусок за куском в длинные и широкие ленты.
11 Бумагу изобрёл в Китае примерно в 105 году человек по имени Цай Лунь. Он нашёл способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева.
12 Бревно очищается от коры Размалывается в древесную массу Массу просеивают и промывают Взбивают в специальной машине, смешивают с водой и отправляют в бумагоделательную машину. Вода уходит из массы через сито, остаток воды удаляется с помощью насоса, сито вибрирует и волокна сцепляются между собой. Влажная масса проходит под круглым валиком, спрессовывающим её в гладкий лист. Лист проходит под множеством валиков, разглаживается, сушится.
13 А вот и готовые рулоны бумаги!
15 ВЫВОДЫ : 1.До изобретения бумаги люди использовали для письма различные средства и способы. 2.Мы узнали, что бумагу начали делать в Китае, около 2000 лет назад из древесины. 3. Мы познакомились с тем, как изготавливают бумагу сейчас. 4.Собрав коллекцию видов современной бумаги, мы узнали, как она называется и где применяется.
16 ЛИТЕРАТУРА 1.Ивич А. Приключения изобретений: Научно-художественные рассказы / Рис. А. Файдель; Оформ. В.Любин. – М.: Дет.лит., – 176 с.: ил. 2.Крутецкая В.А. Доклады и сообщения по русскому языку для младших школьников. – СПб.: Издательский Дом «Литера», – 80 с.: ил. – (Серия «Начальная школа»). 3.Кублицкий Г.И. Письмо шло пять тысячелетий. Для младшего школьного возраста. Изд. – «Малыш», Паль Р. Человек придумал книгу. – М.: Сов. Россия, – 336 с.: ил. 5.Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Компания «Ключ – С» Филологическое общество «СЛОВО» Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. АСТ Москва Т. 9,6,1,4 6. Книга: Энциклопедия / Редкол.: И. Е. Баренбаум, А. А. Беловицкая, А. А. Говоров и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, – 800 с.: ил. 7. Советский энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, – 1600 с. 8. Словарик книголюба // Горбачевский Б. С. В стране книголюбов. – М., – С Юному книголюбу: Словарь-справочник / Под ред. И. Я. Линковой. – М.: Книга, – 192 с.
Исследовательская работа для младших школьников «На чем писали в старину»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Андрюша иссл(0).docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов города Шебекино Белгородской области»
На чём писали в старину?
Гриненко Наталья Борисовна
Каждый день нас окружает множество различных предметов. Пользуясь ими, мы настолько привыкли к этим вещам, что даже не задумыемся, что возможно этих предметов когда-то и не было. Чем же люди пользовались до? Вот например, бумага и ручка. Эти предметы есть у каждого. А как же люди писали раньше, до момента их изобретения? Как они жили без привычных нам тетрадей и ручек? На чем писали в старину? Решил я исследовать эту тему.
Хочу узнать историю возникновения школьных принадлежностей – тетрадей и ручек. Расследовать, чем пользовались до их появления, удобно ли это было?
Есть у меня несколько предположений.
Может, люди писали на таких же тетрадях и такими же ручками с тех самых пор, как появился на земле первый человек? Или человечеству пришлось всё изобретать. Возможно, древние люди использовали для письма другие приспособления.
Чтобы быть уверенным, я решил воспользоваться книгами. Они могут знать многие тайны. Обязательно загляну в Интернет. Узнаю мнение взрослых, наверно, они об этом знают.
— выяснить, как люди обходились без современных письменных принадлежностей;
— узнать историю возникновения письменности.
— изучить литературу по данному вопросу.
— самому испытать на себе все сложности древнего письма.
-Возможно, и в старину люди писали на специальных приспособлениях вместо бумаги и использовали не ручки, а какие-то другие принадлежности
Обратиться к книгам;
Спросить у других людей;
Попробовать самому (провести эксперимент) и сравнить.
Я люблю задавать вопросы. И взрослые стараются ответить на них.
1. Энциклопедия. Надписи на каменных поверхностях с использованием мела и угольков.
Сначала я подумал: а откуда я могу узнать интересующие меня сведения? Родители помогли мне решить этот вопрос. Так, мама принесла мне детскую энциклопедию. Не хотел бы я жить в те далекие времена. Ведь не было ничего, что украшает сейчас нашу жизнь (техника, машины, интернет). А как же люди писали? Оказывается, первыми страничками можно назвать гладкие стены пещер и камни. Чем же можно писать по камням? Я выяснил, что это могли быть полезные ископаемые, которые оставляют свой след при соприкосновении с твердой поверхностью камня, например мел. Еще это могли быть угольки, которые оставались после сгорания веток деревьев в костре.
Сложно ли это? Я тоже решил попробовать.
Вывод. Да, действительно, у меня получилось сделать короткую запись на камне с помощью мела и уголька. Недостатки: такие записи являются недолговечными. Надписи быстро стираются от дождя и ветра, и много на таких камнях не напишешь.
2. Библиотека. Надписи на глиняных дощечках.
заинтересовалась темой моей исследовательской работы и подсказала, что интересующую меня информацию можно найти в книге… Оказывается сохранилось довольно много древних записей, сделанных на глиняных табличках., которые были обнаружены при раскопках. На сырых глиняных лепешках писали заостренными прочными палочками, а затем глину высушивали специальным способом. Раз я решил испробовать разные способы письма, то попробовал и этот.
3. Историко-художественный музей. Восковые дощечки.
4. Историко-художественный музей. Берестяные грамоты.
Презентация по окружающему миру «Чем писали на Руси» (3-4 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Чем писали на Руси
Береста — очень удобный материал для письма, хотя и требовал определенной подготовки. Её варили в воде, чтобы кора стала более эластичной, затем снимали грубые слои. Лист бересты со всех сторон обрезали, придавая ему прямоугольную форму
Писали на внутренней стороне коры, выдавливая буквы особой палочкой — «писалом» — из кости, металла или дерева. Один конец писала заостряли, а другой делали в виде лопаточки с отверстием и подвешивали к поясу. Техника письма на бересте позволяла текстам сохраняться в земле столетиями.
Изготовление древних рукописных книг было делом дорогим и трудоемким. Материалом для них служил пергамент — кожа особой выделки. Лучший пергамент получался из мягкой, тонкой кожи ягнят и телят. Ее очищали от шерсти и тщательно промывали. Затем натягивали на барабаны, посыпали мелом и чистили пемзой. После просушки на воздухе с кожи срезали неровности и вновь шлифовали пемзой
На страницах древнерусских книг текст был расположен в один или два столбца. Буквы не делились на строчные и прописные. Они заполняли строку без интервалов между словами. Экономя место, некоторые, буквы писали над строкой или заменяли горизонтальной линией. Усекались и окончания слов, хорошо известных и часто употребляемых. Из Византии была заимствована традиция над каждым словом ставить знак ударения.
Долгое время не существовало, нумерации страниц. Вместо этого внизу справа писали слово, с которого начиналась следующая страница.
Сшитые тетради собирали в книгу. В зависимости от формата и количества листов на одну книгу требовалось с 10 до 30 шкур животных — целое стадо! По свидетельству одного из писцов ХIV- XV веков, за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади.
Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел царь. Изготовление письменных принадлежностей требовало определенного умения. Извлекали перо из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей руки. Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок, затем кончик наискось срезали, расщепляли и затачивали специальным ножичком. Им же выскабливали ошибки в тексте.
Средневековые чернила были бурого цвета, так как делались на основе ржавчины. В воду опускали кусочки старого железа, которые, ржавея, окрашивали ее в бурый цвет. Сохранились древние рецепты изготовления чернил. В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую или ольховую кору, вишневый клей, квас, мед и многие другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость. Столетия спустя эти чернила сохранили яркость и силу цвета.
К сожалению, древнейших книг сохранилось очень мало. Всего около 130 экземпляров бесценных свидетельств ХI-ХII веков дошло до нас. Было их немного и в те времена.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-366731
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки
Время чтения: 1 минута
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.