На чем писали в древнем востоке
Изучение темы «Письменность Древнего Востока» на уроках истории в 5-м классе
При изучении истории Древнего Востока в курсе “История Древнего мира” учитель сталкивается с необходимостью объяснения основ письменности древневосточных государств. Сама по себе эта тема достаточно сложна для понимания учениками 5-го класса, да и учителя в большинстве случаев несильны в этом вопросе, ограничиваясь кратким рассказом, основанном на примере иллюстраций из учебника, вписывая эту тему в раздел “культура Древнего Востока. Еще одной проблемой является то, что в учебнике эта тема рассматривается по мере изучения отдельных регионов Древнего мира. Таким образом у учащихся создается довольно поверхностное представление о письменности в некоторых государствах Древнего Востока и, как правило, отсутствует целостное представление о ней для изучаемой эпохи.
Однако на наш взгляд, эта, сложная, на первый взгляд, тема, может быть изучена на уроке в увлекательной для школьников форме. Целью данной статьи является разработка заявленной нами темы для урока истории в 5-м классе, который целесообразно проводить после изучения всего раздела “История Древнего Востока”. Разработка содержит как материал для учителя, так и задания и иллюстрации для школьников.
Данный урок предполагает изучение письменности трех великих держав Древнего Востока – Египет (иероглифика), Месопотамия (клинопись) и Хеттское царство (рисуночное письмо), т. к. на примере этих государств школьники имеют возможность рассмотреть три основные системы письменности. При этом неохваченной остается только алфавитная система письма (финикийское письмо), но с ней школьники знакомы на примере родного языка.
Важной особенностью данной разработки урока является то, что, познавая особенности той или иной системы письменности, школьники выступают в роли “дешифровщиков”, не только зарисовывая те или иные значки, но и понимая их особенность и значение. Могут попытаться написать простые фразы на том или ином языке и даже придумать свой язык, соответствующий всем нормам той или иной системы письменности. Т. о. у школьников создается яркий образ письма в государствах Древнего Востока, а сами они, при помощи учителя, выступают активными участниками дешифровки древних памятников письменности.
Письменность Древнего Египта (иероглифика)
Египетский язык, один из самых древних языков человечества, возник на рубеже IV – III тыс. до н. э. и в измененном виде существует до сих пор. Хотя в наше время его используют лишь немногочисленные коптские общины.
Язык Древнего Египта достаточно сложен, далеко не все египтяне владели письмом, это была прерогатива знатных людей, и, прежде всего фараона, жрецов и конечно писцов. На протяжении всей своей истории он прошел несколько этапов формирования: иероглифика, скоропись, коптский период. В данном случае мы рассматриваем только иероглифику как классический язык Древнего Египта, характерный для III – II тыс. до н. э.
Как такового алфавита в Египте не существовало, а все иероглифы можно разделить на четыре группы:
1. иероглифы – буквы (фонетические знаки), которые похожи на буквы любого современного алфавита, но вместе с тем, часть из них еще являлась и местоимениями (рис.1).
[Рассматривая с учениками иероглифы этой группы, учитель может предложить им найти иероглифы – буквы. Некоторые из них приводятся в первом рисунке.]
Месопотамия (клинопись)
Клинопись по сравнению с египетскими иероглифами кажется значительно менее яркой и выразительной, к тому же однажды выйдя из употребления, она вскоре была забыта. Вместе с тем, ее значение для Древнего Востока очень часто недооценивается. Дело в том, что клинопись фактически являлась международным языком, как английский в наши дни. Практически все международные договоры обязательно переводились на шумерский язык (на один из его диалектов). Таким образом, клинопись на Древнем Востоке была распространена гораздо шире, чем иероглифы, к тому же если последние считались божественными символами, то к клинописи это не относилось, а значит, она была доступна любому, независимо от его этнического и социального происхождения.
Материалом для письма в Вавилоне были глиняные таблички – таблетки. Каким бы неудобным материалом для письма они нам не казались, именно глиняная таблетка (а не папирус, пергамен и пр.) распространилась вместе с клинописью из Шумера в самые отдаленные районы Передней Азии, в Сирию, Малую Азию, на них писали в доисторической Греции и на острове Крит.
По своей сущности египетская письменность и клинопись очень близки.
1. символы – слова – обозначали только то понятие, которое они изображали, хотя со временем в этом рисунке с трудом можно было узнать первоначальное изображение (рис. 6), так первый значок изображал (и обозначал) звезду, а второй – царя.
2. символы – слоги – (рис. 7)
3. символы – определения (рис. 8)
Хеттская письменность (рисуночное письмо)
Письмо хеттов состоит из уже знакомых нам видов знаков, ее основное отличие от двух предыдущих видов письменности состоит в том, что хетты на письме четко разделяли слова друг от друга, что было очень важно в отсутствие знаков препинания на Древнем Востоке. Интересным было и направление письма, которое менялось от строки к строке. Такую манеру письма греки называли бустрофедон – “как поворачивают волы во время пахоты”.
В конце урока, ученикам можно предложить разгадать загадку прошлого. Учитель раздает либо ксерокопии, либо рисует на доске “старинный документ, найденный археологами” (рис. 11). Ученикам сообщается, что это договор, подписанный тремя древневосточными государствами, но смысл его не совсем понятен. Ученикам предлагаются следующие задания и вопросы к этому документу:
При кажущейся сложности материала, этот урок проводится достаточно легко и с удовольствием воспринимается учениками. Как показывает практика, даже после одного урока, школьники с гордостью обнаруживают знакомые элементы письменности Древнего Востока при посещении соответствующих музеев или просмотре художественных альбомов.
Письменность в странах Древнего Востока
Каждая из цивилизаций Древнего Востока создала свою систему письма. Это было необходимо в связи с непосредственными повседневными нуждами. Одновременно это был очень важный шаг в создании системы хранения информации й передачи накопленного предыдущими поколениями опыта. Без этого было невозможно дальнейшее развитие цивилизаций.
Все первоначально изобретенные системы письма были иероглифическими. Иероглифами пользовались египтяне. Изобретенная шумерами клинопись использовалась практически всеми народами Месопотамии и Ближнего Востока. Сравнительно мало изменилась за 4 тыс. лет китайская иероглифическая письменность. Ясно, что первые письменные знаки возникали из рисунков или, точнее, рисуночного письма, сообщение которого заключалось в композиции рисунка. Постепенно иероглифы стали принимать все более упрощенную и стилизованную форму, рассчитанную на письмо.
Сначала каждый иероглиф обозначал одно слово. Потом иероглифы стали обозначать отдельные слоги. Но даже слоговое иероглифическое письмо оставалось достаточно сложным. Это можно хорошо проиллюстрировать на примере современного китайского слогового иероглифического письма. Сейчас в Китае могут употреблять до 80 тыс. иероглифов, хотя практически используются не более 10 тыс. Для чтения достаточно знать 3 тыс. иероглифов, а знание только 500 иероглифов означает фактическую неграмотность.
Особо важные надписи государственного значения делали на камнях или металле, что обеспечивало долговечность. В обычных случаях египтяне использовали для письма папирус, в Месопотамии это были глиняные пластины. В Китае долгое время писали на деревянных и бамбуковых длинных пластинках, шелке, пока в 105 г. не была изобретена бумага.
Переход к алфавитной системе письма, где каждый знак соответствовал звуку, был совершен в Финикии во 2-м тыс. до н.э. Алфавит состоял приблизительно из 40 знаков. Это расширило возможности письма. Именно финикийское письмо было взято греками за основу при создании своего алфавита, который в свою очередь оказал огромное влияние на все системы европейского письма.
Во многих странах древности были открыты специальные школы по обучению письму, которые готовили писцов-профессионалов.
Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете
Письменность
Одним из крупнейших культурных достижений шумерийского народа было изобретение письменности, которая появляется в эпоху Урука, уже в начале IV тысячелетия до н. з. Как и все иные самобытно появившиеся у других древних народов системы письменности, шумерийская письменность первоначально возникла из рисунка, причём отдельные картинные знаки служили для обозначения наглядно изображённых слов. Так, древнешумерийский писец, для того чтобы написать слово «птица» рисовал упрощённое изображение птицы
, слово «вода», как многие другие древние народы, изображал при помощи схематического рисунка воды
, слово «звезда» передавал условным рисунком
, который мы найдём во многих древних системах картинного письма и который сохранил это условное значение до позднего времени.
Древнейшие шуиерийглие надписи на так называемых «табличках Блау».
Лондон. Британский музей
Однако эта примитивная картинная письменность не давала возможности при помощи древнейших знаков-рисунков видимых предметов и явлений изображать сложные представления и отвлечённые понятия. Поэтому, чтобы написать такие слова, писец должен был соединить вместе несколько различных знаков. Так, например, для того чтобы написать слово «плакать», надо было соединить знаки «глаз» и «вода». Слово «дождь» можно было написать при помощи сочетания знаков «звезда» (небо) и «вода». Слово «рождать» обычно писали при помощи соединения знаков «птица» и «яйцо». Само собой разумеется, что такая письменность была сложной, громоздкой и неудобной. Усложнение языка и появление большого количества разнообразных слов и грамматических форм требовало упрощения системы письменности. В связи с этим изобразительный принцип, лежащий в основе древней картинной письменности (пиктографии) постепенно заменяется принципом передачи при помощи письменных знаков звуковой стороны слова (фонемы). Так, уже в шумерийской письменности появляется большое количество слоговых знаков и несколько алфавитных знаков, служащих для обозначения гласных звуков. Хотя в шумерийской и в более поздней вавилоно-ассирийской письменности на первом месте стоят слоговые знаки, однако наряду с ними пережиточно сохранялись древние изобразительные идеограммы, что ясно иллюстрирует застойность древневосточной культуры. Так, перед названием горы, написанным обычными слоговыми знаками, ставился картинный знак (детерминатив) «горы», что должно было указывать на то, что данное название есть название горы.
Условия жизни, необходимость быстрого написания документа привели уже в глубокой древности к упрощению этой древнейшей картинной письменности шумерийцев. Так, вместо всего предмета стали рисовать лишь его наиболее характерную часть, постепенно превращая рисунок в линейную схему. Так, например, слово «бык» обычно писали при помощи линейно упрощённого рисунка, изображающего голову быка,
С течением времени необходимость применения скорописи в связи с особым способом начертания знаков на глиняных табличках приводит к ещё большей схематизации знаков письменности и к выработке системы клинописи. Знаки, выжимавшиеся на мягкой глине, теряют свой прежний картинный облик и с течением времени принимают форму различных сочетаний из вертикальных, горизонтальных и косых клиньев.
Древнейшие шумерийские надписи на так называемых «табличках Блау».
Лондон. Британский музей
Шумерийская клинопись вместе с основными элементами шумерийской культуры была заимствована вавилонянами, а затем благодаря широкому развитию вавилонской торговли и культуры распространилась во всей Передней Азии. Клинописью пользовались в древнем Аккаде, в Ассирии, в государстве хеттов, в Урарту, в Сирии и в древней Персии.
В середине II тысячелетия до н… э. клинопись стала международной дипломатической системой письменности. Ею пользовались даже египетские фараоны, ведшие большую переписку с царями Передней Азии и с князьями Сирии и Финикии.
Шумерийская письменность была заимствована семитскими племенами, населявшими среднюю и северную часть Двуречья, т. е. страну Аккад, Вавилонское государство и Ассирию. Вполне естественно, что семиты приспособили шумерийскую клинопись к особенностям своего языка, причём отдельные клинописные знаки получили новое звуковое значение. Это привело к тому, что клинопись стала полифонической системой письменности, т. е. что отдельные группы клиньев одновременно имели различное звуковое значение, служа для обозначения ряда различных слогов. Только в значительно более поздние времена, в связи с развитием торговли, сперва в северной Финикии в середине II тысячелетия до н. э., а затем в Персии в середине I тысячелетия до н. э. клинопись приобрела более простую фонетическую форму, постепенно превратившись в один из древнейших известных нам алфавитов.
Читайте также
75. Письменность
75. Письменность В течение многих столетий все умственное творчество еврейского народа заключалось в устных преданиях. Сказания о начале мира, образовании стран и народов, предания о прошлой жизни еврейского народа, его скитаниях, подвигах, войнах, о его героях, учителях
Письменность
Письменность Главная загадка хараппской цивилизации – письменность. Ее расшифровка прольет свет на множество других тайн. Археологи нашли большое число предметов с надписями на неизвестном древнем языке. Среди них тысячи печатей, изделия из металла и керамики. Ученые
Письменность
Письменность Главная загадка хараппской цивилизации — письменность. Ее расшифровка прольет свет на множество других тайн. Археологи нашли большое число предметов с надписями на неизвестном древнем языке. Среди них тысячи печатей, изделия из металла и керамики. Ученые
Письменность
Письменность Одним из крупнейших культурных достижений шумерийского народа было изобретение письменности, которая появляется в эпоху Урука, уже в начале IV тысячелетия до н. з. Как и все иные самобытно появившиеся у других древних народов системы письменности,
Письменность
Письменность Древнейшая гиероглифическая письменность Египта подобно шумерийской, древнеиндийской, древнекитайской и другим древнейшим системам письма самобытно возникла из простейших рисунков и узоров первобытной эпохи. В эпоху архаики писец, для того чтобы
Письменность
Письменность Книга. Написанный текст передавался в зависимости от типа посланий, различных по своей природе, посредством мозаики, камня и рисунка на папирусе, пергамене и бумаге. Папирус в течение долгого времени выращивался только в Египте, и листки, подготовленные в
I. ПИСЬМЕННОСТЬ
I. ПИСЬМЕННОСТЬ Трудно исследовать доктрину друидов, основанную на системе передачи табуированных знаний. «Доктрина» — слово даже слишком сильное, чтобы обозначить то немногое, что нам известно. К тому же, что скрывало за собой наименование «друидизм» в кельтской
Письменность
Письменность Общепринятая письменность – китайская иероглифика. Иероглифы существуют более 6000 лет и используются в самом Китае, на Тайване, в Гонконге и Сингапуре.Самыми ранними письменными текстами на китайском языке были гадательные надписи, выцарапанные каким-либо
Письменность
Письменность Своими знаниями истории народов Месопотамии и ее соседей человечество обязано в первую очередь глиняной табличке.На плодородной низменности между Тигром и Евфратом, в Месопотамии, издавна жили шумеры – древнейший культурный народ мира.У шумеров, как и у
Письменность
Письменность Долгое время (до XIII и даже до XIV века!) наши предки использовали руническое письмо. Как правило — для записей культового характера, поэтому знатоками рун были профессиональные жрецы. На балтских диалектах их называли «вайделоты», на славянских — «волхвы»,
Письменность
Письменность Древние египтяне использовали для письма папирусную бумагу. В сухих песках северной Африки до сих пор продолжают находить древние манускрипты. Сначала считалось, что на папирусе стали писать во времена Александра Македонского, то есть в IV веке до н. э. Но за
Письменность
Письменность Главная загадка хараппской цивилизации – письменность. Ее расшифровка прольет свет на множество других тайн. Археологи нашли большое число предметов с надписями на неизвестном древнем языке. Среди них тысячи печатей, изделия из металла и керамики. Ученые
Письменность
Письменность Мы полагаем, что древние майя разработали самую передовую систему письменности во всей доиспанской Америке. Начальным стимулом для них должно было служить наличие зачаточной письменности на более древних скульптурных монументах в области майя и в
2. Язык и письменность
2. Язык и письменность Незадолго до своей смерти писатель Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883) нашел утешение в размышлении над красотой русского языка – «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Нельзя верить, что такой язык не был дан великому
Письменность
Письменность Иероглифическая письменность.Использование чисел со значением в зависимости от занимаемой позиции.Сброшюрованные книги (кодексы). Исторические летописи и
Реферат на тему «Письменность Древнего Востока»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Письменность Древнего Востока»
Глава 1. Узелковая письменность…………………………………… 4-5
Письменность появилась примерно к 3300 г. до н.э. в Шумере, к 3000 г. до н.э. в Египте, к 2000 г. до н.э. в Китае. Во всех регионах этот процесс шел по одной схеме: рисунок – пиктограмма – иероглиф – алфавит (последний появился у финикийцев в 1 тыс. до н.э.).
Письменность по сравнению с речью – принципиально новое средство общения, позволяющий закреплять, хранить и передавать речевую информацию с помощью начертательных знаков. Письменные знаки – это материальные предметы-посредники в общении людей между собой. В отличие от непосредственного речевого общения письменность способна преодолевать пространственные и временные границы общения людей, выходить за пределы непосредственного взаимодействия субъектов, развертывать содержание общения в пространстве и во времени.
Письменность – один из главных признаков появления цивилизации, демонстрирующий общий уровень развития культуры. Письменность может возникнуть лишь в обществе, которое «доросло» до сознания необходимости хранения информации в форме, неподвластной искажениям – в отличие от устной речи. Письменность – это прежде всего показатель уровня самостоятельности культуры. Пользуясь заимствованным письмом, народ составляет единое цивилизационное пространство с другим народом или народами, подвергается его культурному влиянию. Если же какое-то время господствует собственная система письма, значит, цивилизация возникла обособленно, пусть позднее, и подверглась внешнему воздействию. Единство системы позволяет очертить границы цивилизации.
Для сохранения нитей, на которых с помощью узелков записывалась информация, их сматывали в клубки и хранили в особых секретных местах, известных немногим членам семейной общины. До нас дошли многочисленные свидетельства распространения узелкового письма в древнем мире. Так, китайский философ 6–5 веков в своём классическом даосском трактате «Дао Дэ Дзин» пишет: «некоторые только и мечтают о былом, что хорошо бы вновь вернуться всем к завязыванию узелков на веревках вместо письма».
Очевидно, в зачаточном виде узелковое письмо существовало у большинства древних народов, но наивысшего совершенства оно достигло в государстве инков и в Древнем Китае, где с его помощью можно было даже фиксировать речь.
Древняя письменная система инков – кипу – представляла собой шнур с нанизанными на него нитями различной длины, толщины и окраски. Количество этих нитей с завязанными на них узлами иногда достигало нескольких тысяч. Такие шнуры с указами правителей передавались из одного конца инкской империи в другой по специальным «почтовым» дорогам. Один из испанских хронистов в связи с этим писал, что «вся империя инков управлялась посредством кипу».
В отличие от кипу, образцы древнекитайского узелкового письма Цзе-Шен не сохранились, но до нас дошли его подробные летописные описания и зарисовки. На верёвке «шен» специальным костяным крючком «си» плелись узлы «цзэ». Письмо Цзе-Шен использовалось не только для счёта и фиксации цифр. В Древнем Китае было широко развито ораторское искусство, и, предположительно, существовала целая бесписьменная (узелковая) литература. Древнекитайский философ Лу Синь сообщает, что «в глубокой древности люди управляли, завязывая узелки на шнурах; мудрецы последующих поколений заменили их иероглифами».
Интересно, что у древних народов узелковое письмо ассоциировалось с загробным миром. Нити с завязанными на них узлами находят в захоронениях инкских и китайских императоров. Свисающими узлами были украшены одежды индийского бога смерти Ямы.
Глава 2. Пиктограмма.
Началом формирования пиктографического письма следует считать период, когда первобытные рисунки начали применяться не для удовлетворения художественных потребностей человека, но и для целей коммуникативных и мемориальных.
При пиктографии высказывание передается целиком путем использования системы взаимосвязанных рисунков. Языковые формы при этом не раскрываются, т. е. мы не знаем, ни как звучали слова, которыми можно передать содержание рисунка, ни какими грамматическими особенностями они обладали.
Пиктографические письменности насчитывают тысячи знаков. Сложность и ограниченность системы (она может описывать только объекты) объясняют движение таких систем в сторону идеографических письменностей. Движение это сопровождается расширением смысла знаков, а также упрощением и канонизацией начертаний каждого знака.
Пиктографическое письмо с элементами иероглифики, которым пользовались ацтеки, известно с 14 века. Определенной системы расположения пиктограмм не существовало: они могли следовать и горизонтально и вертикально, и методом бустрофедон (противоположное направление соседних «строк», т.е. серий пиктограмм). Основные системы ацтекской письменности: знаки для передачи фонетического облика слова, для чего использовался так называемый ребусный метод (например, для написания имени Itzcoatl изображалась стрела itz-tli над змеей coatl); знаки иероглифического характера, передающие определенные понятия; собственно фонетические знаки, особенно для передачи звучания аффиксов. К моменту испанского завоевания, прервавшего процесс развития ацтекской письменности, все эти системы существовали параллельно, их употребление не было упорядочено. Материалом для письма служили кожа или бумажные полоски, складывавшиеся в виде ширмы.
Эпоху Нового царства на свитках появились цветные рисунки, как например, в «Книге мёртвых».
Первоначально китайцы делали свои записи на панцирях черепах, костях животных; позднее на бамбуковых дощечках и шелке. Связанные дощечки были первыми книгами.
В иероглифическом письме зачастую трудно различить исходное изображение, лежащее в его основе. В иероглифах появляются типичные конструктивные элементы, повторяющиеся в разных знаках. Вероятно, причиной этого было стремление человека упростить запись письменного текста, упростить обучение письму.
Тем не менее, иероглифическое письмо по-прежнему сохраняло существенный недостаток: оно не имело никакой связи с произношением слова. В результате письменная и устная речь существовали как бы по отдельности. Кроме того, в языках, для которых характерно изменение формы слова в зависимости от его синтаксической роли, приходилось дополнять иероглифы специальными обозначениями для форм слов. Иероглифическое письмо до сих пор широко пользуются в КНР. Китайские иероглифы легли в основу современной японской письменности. Всего в современной китайской письменности 60 тысяч иероглифов. Обычно китаец владеет несколькими тысячами иероглифов, и этого вполне хватает для чтения газет, журналов и художественной литературы.
Все описанные выше виды письменности не выдержали конкуренции алфавита.
Финикийский алфавит состоит из 22 простых по написанию букв. Все они согласные, потому что в финикийском языке основную роль играли согласные звуки. Чтобы прочитать слово, финикийцу достаточно было видеть его костяк, состоявший из согласных букв.
Буквы в финикийском алфавите располагались в определенном порядке. Этот порядок был заимствован и греками, но в греческом языке, в отличии от финикийского большую роль играли гласные звуки.
Греческое письмо явилось исходным для развития всех западных алфавитов, первым из которых был латинский.
Графика Кириллицы притерпела изменения в результате которых были исключены буквы, ненужные для передачи звуков современной русской речи. Современный русский алфавит состоит из 33 букв.