На чем писали в римской империи
На чем писали в римской империи
Самым дешевым и популярным материалом, который использовали в античности для книг, был папирус.
Египтяне очищали стебли срезанного тростника от коры и из пористой сердцевины нарезали тонкие ленты. Их укладывали слоями, один поперек другого; сок папируса обладал свойствами клея. Засыхая, он спрессовывал папирус в сплошную массу, эластичную, достаточно ровную и прочную. Высушенный папирус полировали пемзой и морскими раковинами, подкрашивали и белили. Так описывает изготовление писчего папируса Плиний Старший.
Самые ранние дошедшие до нас папирусные свитки датируются III тысячелетием до н. э. Первоначально они были распространены только в Египте, но после македонского завоевания, в эпоху царей Птолемеев, Египет становится поставщиком этого удобного и сравнительно дешевого писчего материала во все страны Средиземноморья. Известны папирусные свитки греческого, римского, персидского, еврейского, арабского, грузинского происхождения. Век папирусной книги окончился только в X-XI веках н. э., после мусульманского завоевания Египта. Последним документом, написанным на папирусе, считается Папская булла (1022 г.).
Создавались и роскошные свитки. Так называемый императорский папирус окрашивался соком раковин, добываемых со дна моря. На нем писали золотыми и серебряными красками («хрисоул», «кодекс аргентеус» и т. д.). Были и обыденные сорта, даже специальный оберточный папирус. Фабрикант папируса Фанний прославился в истории. Были свитки, выкованные из драгоценных металлов, а также склеенные из ткани.
Почти все государственные и местные управления, коллегии жрецов, собрания граждан и состоятельные люди считали престижным иметь хорошую библиотеку. Библиотеки устраивались при общественных банях, где богатые рабовладельцы проводили время за чтением книг. Специально обученные рабы-чтецы, на латыни их называли «лекторы», а по-гречески «диаконы», читали вслух всем желающим.
Книги изготовляли, как и в Греции, из папируса. Переписанный свиток приклеивали к палке и навертывали на нее; читая, его постепенно развертывали. Концы палки обычно украшали шариками из металла или слоновой кости — умбиликами. Часто весь том помещали в футляр из пергамента — мембрану. Название книги писали на футляре или на особой табличке, прикрепленной к умбилику. Редактирование сочинений называлось эмендицией.
В Риме появились книжные лавки и специальные мастерские по производству книг. В них на заказ и в короткие сроки изготовлялись многочисленные копии речей, сатир, поэм, пьес, стихотворений. Книги изготовлялись в большом количестве, самых разнообразных форматов и размеров. Наиболее талантливые или злободневные произведения, едва появившись, сразу же размножались в десятках и сотнях копий и распространялись по всей империи. А книжные лавки представляли собой публичные библиотеки в миниатюре. Здесь собирались поэты, писатели, ученые, чтобы познакомиться с новинками, обсудить их.
Ведь случалось тебе приходить к Аргилету,
Против форума Цезаря книжная есть лавка,
Все столбы исписаны в ней так и этак,
Чтобы скорее тебе прочесть имена поэтов.
Там меня не сыщи, а спроси у Атректа
(Этим именем звать хозяина лавки).
С первой же или со второй он там полки
Пемзой зачищенного и в наряде пурпурном
За пять динариев даст тебе Марциала.
В Риме появились книжные лавки и специальные мастерские по производству книг. В них на заказ и в короткие сроки изготовлялись многочисленные копии речей, сатир, поэм, пьес, стихотворений. Книги изготовлялись в большом количестве, самых разнообразных форматов и размеров. Наиболее талантливые или злободневные произведения, едва появившись, сразу же размножались в десятках и сотнях копий и распространялись по всей империи. А книжные лавки представляли собой публичные библиотеки в миниатюре. Здесь собирались поэты, писатели, ученые, чтобы познакомиться с новинками, обсудить их.
Цена книги определялась главным образом размером свитка или кодекса, однако зависела и от оформления, и от спроса, и от известности, популярности автора книги. Потрепанные книги продавались гораздо дешевле, однако, если это были раритеты, то есть редкие книги, цена их значительно возрастала. В книжной лавке Древнего Рима можно было взять книгу напрокат, для временного пользования.
Поэт Марциал советовал каждому желающему читать его в пути: «Большую книгу сдай в лари, купи такую, чтобы умещалась в руке. «. Эти строки свидетельствуют, что уже были букинисты, торговавшие старыми книгами.
Авторы книг, если они были богаты и знатны, могли и сами купить рабов-каллиграфов, нанять их на время или даже послать своего невольника обучаться в книгописную мастерскую. Потребность в книгах в странах античности (Греция, Рим, эллинистические государства) быстро возрастала, что привело к расширению книжного рынка.
Расцвет книжного дела в античные времена был уделом крупных центров культуры. На периферии и в отдаленных регионах оно развивалось слабо.
В течение первых пятисот лет своей истории Рим не имел библиотек и почти не имел письменной культуры. Когда во II веке до н.э. начала создаваться письменная история Рима, она писалась на греческом языке и лишь позднее была переведена на латынь. Книги мало ценились римлянами. Так, например, когда был взят Карфаген, все захваченные в нем рукописи были «милостиво розданы» и только 28 книг по земледелию, написанные неким Магоном, были переведены по распоряжению сената на латинский язык — «ввиду их практической полезности».
Первые собрания книг у римлян представляли собой лишь трофеи римских военачальников. Но постепенно образованность и ее непременный спутник — книга — стали прочно входить в быт римского общества. К середине I века до н.э. в Риме были собраны крупные библиотеки, принадлежавшие частным лицам.
Гай Юлий Цезарь, побывавший в Александрии, в конце своей жизни вынашивал план создания в Риме публичной библиотеки, но его убийство помешало ему осуществиться. Первая общественная библиотека в Риме была открыта лишь в 39 году до н.э. Она разместилась в вестибюле храма Свободы в Атриуме и была создана на средства, полученные от военных добыч. В библиотеке проходили публичные чтения новых произведений. Здание библиотеки было украшено статуями великих писателей прошлого.
В дальнейшем публичные библиотеки основывали и другие римские императоры, стремившиеся таким образом увековечить свои имена. Император Август основал в храме Аполлона Палатинского две библиотеки: латинскую и греческую. Веспасиан в честь одной из военных побед открыл «Библиотеку мира».
Но самой значительной, самой крупной в Древнем Риме стала библиотека, основанная императором Траяном. Располагалась она на форуме, носящем его имя. Форум Траяна со всеми его сооружениями строился под руководством выдающегося архитектора Аполлодора Дамасского. Этот самый большой и роскошный из императорских форумов был выстроен за шесть лет (107 — 113 гг.). Входом служила триумфальная арка, за ней располагался большой двор с портиками. Двор замыкала базилика Ульпия. За ней следовала небольшая закругленная площадь со зданиями библиотек — латинской и греческой. Вместе они назывались библиотекой Ульпия (Ульпий — одно из имен императора Траяна). Ее мраморные стены, похожие на соты, были пробуравлены тысячами глубоких квадратных ниш. В них хранились свитки папируса и пергамента. Ниши отделялись одна от другой, перед ними стояли колонны, а вся библиотека была украшена бюстами тех, «кто служил империи своим пером. ». Знаменитая колонна Траяна сохранилась до наших дней.
Через сто лет книги из этой библиотеки по приказу императора Каракаллы перенесли в термы (бани). Площадь терм составляла 12 гектаров, а открыто это грандиозное сооружение было в 216 году. В огромном главном здании — залы с бассейном, теплые, холодные и горячие бани, залы для отдыха. Главное здание окружал парк, в глубине которого симметрично расположились два корпуса — библиотеки. Колоннады вокруг них были местом философских споров и ученых бесед.
Читая произведения римских авторов конца периода республики и первых двух столетий империи, убеждаешься, что в то время библиотеки уже прочно вошли в римскую жизнь, и римляне не мыслили своего существования без них. К концу III столетия нашей эры только в Риме насчитывалось уже 28 публичных библиотек.
Заведование библиотеками поручалось так называемым «прокураторам», которыми, как правило, были известные ученые и поэты. Остальной персонал библиотек составляли вольноотпущенники и рабы, называвшиеся «либрариями» («книжниками»). Они наблюдали за сохранностью книг, подклеивали и даже переписывали обветшавшие рукописи, следили за порядком в библиотечных помещениях.
Любопытно, что в 1935 году во время раскопок на месте, где раньше находилась библиотека, обнаружили мраморную плиту. На ней греческими буквами были высечены слова: «Ни одна книга не должна быть унесена. Мы на это дали присягу».
О том, какими были библиотеки в Древнем Риме, мы знаем из произведений древних авторов. Сохранились сочинения, посвященные собиранию книг и устройству библиотек. До наших дней сохранились сочинения Телефоса из Пергама «Три книги о значении книг, в которых указывается, какие книги достойны приобретения» и Герения Филона из Библоса «О приобретении и отборе книг». Архитектор Витрувий, рассматривая вопрос о наилучшем расположении частей дома, выделял для библиотеки специальное помещение: «Библиотеки должны выходить на восток, потому что их назначение требует утреннего света, а также для того, чтобы не портились книги. Ибо в библиотеках, выходящих на юг и на запад, в книгах заводятся черви и сырость, так как их порождают и питают доносящиеся сюда сырые ветры и, наполняя свитки влажным дуновением, покрывают их плесенью». О значении книг для римлян можно судить и по высказыванию Цицерона: «Дом без книги подобен телу без души».
Узнать историю книжного дела и библиотек Древнего Рима нам помогают и археологические раскопки.
В августе 79 г. н.э. в результате извержения Везувия погибли три города, находившиеся у его подножия: Помпеи, Геркуланум и Стабий. Во время раскопок Геркуланума, лежавшего под слоем грязевых потоков, в 1752 году на глубине 27 метров было обнаружено помещение, из которого извлекли 1750 обуглившихся свитков. Дом, где они были найдены, получил название «Вилла свитков». Все книги лежали в том же порядке, как в день катастрофы, — в небольшой комнате, на полках-нишах. Среди них произведения ученых и писателей Греции и Рима, многие из которых были до того времени неизвестны. Автором большинства оказался Филодем, написавший сочинения «Об Эпикуре», «О стоиках», «О риторике», «О поэзии», «О богах», «О благочестии», «О музыке», «О знаках и обозначаемых ими». В неприкосновенном виде сохранилась сама библиотека.
Все древнеримские библиотеки имели ряд общих черт. Во всех библиотеках, как правило, было два отделения: одно для греческих книг и другое для латинских. В каждой библиотеке — зал для чтения и книгохранилище. При больших библиотеках было несколько залов для публичных чтений. Написанные на папирусе и пергаменте сочинения в книгохранилищах помещались или в нишах, или в шкафах. В шкафах книги подразделялись по отраслям наук: география, медицина, история, философия. Особое место отводилось поэзии. Пол в читальном зале был устлан плитами из темного мрамора, а потолки лишены позолоты, чтобы яркие цвета не раздражали читателя. Удобные кресла, статуи муз и бюсты известных писателей — все это создавало атмосферу подлинного храма наук и способствовало особой приподнятости мысли. Поэтому читатели римских библиотек предпочитали изучать рукописи в читальном зале библиотеки, несмотря на возможность получать книги на дом.
Интересной особенностью римских библиотек была их специализация: в одной из библиотек, основанной императором Августом хранились сочинения более древних латинских авторов, в библиотеке императора Веспасиана — грамматические книги, в библиотеке Ульпия — различные редкости (полотняные рукописи, книги из слоновой кости и т. п.).
Общественные библиотеки существовали не только в самом Риме, но и в ряде провинциальных городов — например, в Тибуре, в Коме. Известно, что писатель Плиний Младший пожертвовал на библиотеку в Коме (уроженцем которого он был) громадную сумму денег —1 миллион 100 тысяч сестерциев.
Библиотеки располагали каталогами. Составлялись пособия по комплектованию: «О приобретении и отборе книг», «Какие книги достойны приобретения». В Риме были и специальные библиотеки, содержащие рукописи по одной отрасли знания (например, грамматические трактаты). Библиотеки античности начинают также выполнять роль скрипториев – учреждений, не только изготавливавших копии документов, но и имевших обязательства предоставлять копии, гарантирующие подлинность текстов.
Наконец, следует сказать и о частных библиотеках — как в самом Риме, так и в провинциях. Обширные собрания рукописей имели многие ученые и писатели. Так, библиотека грамматика Эпафродита насчитывала 30 тысяч разных сочинений, а у писателя и врача Саммоника Серена их было собрано свыше 60 тысяч.
Однако не всегда частные библиотеки служили источником знаний. Иметь свою библиотеку считалось со времен императора Августа признаком хорошего тона, и часто рукописи в богатых домах являлись только предметом удивления для гостей, а сами хозяева, по словам философа Сенеки, «зевали от скуки в библиотечных комнатах, не удосужившись прочитать даже заглавий всех собранных там сочинений». «Для многих, — писал Сенека, — исключая образованных рабов, книги являются не предметом изучения, а способом украшения помещений. Эти люди покупают книги, насколько позволяют им средства, а не сколько им требуется».
Библиотеки в Риме нередко погибали от огня. Так, при огромном пожаре в 54 году сгорели почти все книгохранилища. Урон библиотекам наносил также и произвол императоров: известно, например, что император Домициан приказал уничтожить все не понравившиеся ему сочинения.
С упадком Рима падало и значение библиотек, которые, по словам историка Аммиана Марцеллина, постепенно превращались в «наглухо закрытые гробницы». С падением Римской империи погибли и эти «гробницы» — библиотеки были разграблены, разрушены, сожжены.
Погибли книги, множество рукописей, на страницах которых — мысли и открытия историков, философов, географов, произведения поэтов и драматургов.
В IV в. Римская империя распадается и в течение почти тысячи лет процветает ее восточная часть – Византия. Именно здесь продолжают сохраняться эллинистические библиотечные традиции.
В 330 г. в столице Византии – Константинополе – создается уникальная библиотека императора Константина. В ее штате – переписчики греческих и латинских книг, которые не только копировали, но и восстанавливали испорченные тексты. К 475 г. здесь было уже 120 тыс. текстов (в основном это пергамены), среди них списки поэм Гомера, написанные на змеиной коже золотыми буквами. В Константинополе находилась также библиотека Константинопольского патриарха, где были представлены не только канонические религиозные тексты, но и сочинения еретиков, которые хранились в особых ящиках.
Несмотря на то, что значительная часть потребностей читателей того времени в книге
удовлетворялась при помощи общественных библиотек, библиотеки Древней Греции и Рима,
хотя и называвшиеся публичными, были доступными крайне узкому кругу священнослужителей
и образованных рабовладельцев.
На чем писали и рисовали древние греки и римляне?
Искусство Древней Греции: как рассказать о нем ребенку
Улла Штойернагель журналист, популяризатор науки, основатель «Детского университета» в Тюбингене
Ульрих Янссен журналист, популяризатор науки, основатель «Детского университета» в Тюбингене
Для родителей, которые не привыкли отмахиваться от своих любознательных дошкольников и младших школьников, детские вопросы — самые трудные. В помощь мамам и папам, которые водят своих отпрысков по музеям, показывают античные статуи и рассказывают об искусстве Древней Греции и Рима, авторы книги «Детский университет» собрали ответы на распространенные вопросы детей.
Почему мы не знаем имен античных художников?
Просто у них еще не вошло в привычку подписывать свои произведения. На античных статуях только иногда есть имя автора. Возможно, это потому, что в те времена нередко несколько мастеров в одной мастерской работали сообща. Так что часто статуи и не были индивидуальными произведениями.
Одного из скульпторов, имя которого до нас дошло, звали Фидий. Он создал двенадцатиметровую статую Зевса, которая в древности считалась одним из семи чудес света. А еще Фидий считается строителем самого большого храма на афинском Акрополе, Парфенона. Если бы такой храм решили построить сегодня, в обществе, где нет самой дешевой рабочей силы — рабов, он бы, по приблизительным оценкам, стоил полмиллиарда евро.
Но и в те времена строительство храма, длившееся пятнадцать лет, из‑за дорогих материалов стоило очень, очень недешево. А это значит, что архитектор должен был пользоваться безусловным доверием заказчика.
Но современники поговаривали, что даже сам Фидий не смог воспротивиться искушению — его обвинили в хищении драгоценных строительных материалов. Ему удалось оправдаться, но все же афиняне приговорили Фидия к смерти за оскорбление божества: якобы он поместил на щите статуи богини Афины свой профиль. Ему пришлось выпить чашу с цикутой. Так печально завершил жизнь один из величайших скульпторов древности.
На чем рисовали и писали в Древней Греции
Если в те времена искусство так процветало и было столько талантливых художников, то почему же с тех времен до нас почти не дошло картин? Неужели в Античности еще не умели рисовать или писать маслом?
Конечно, умели. Только вот бумаги, которую сейчас безжалостно марают в огромных количествах, на которой миллионы людей что‑то калякают и рисуют замечательные картины, еще не было, а изготовление пергамента или папируса было делом очень трудоемким. Поэтому для рисования использовали другие материалы, прежде всего — как это странно ни звучит — керамические вазы.
Иногда наброски просто делали на дне вазы или выцарапывали что‑то на слегка влажном куске глины. А еще использовали деревянные дощечки, покрытые тонким слоем воска. Именно восковые таблички были основным материалом для письма в гимнасиях.
Античные книги выглядели совсем не так, как современные. Они были не прямоугольные, а в виде свитка, вроде рулона бумажных полотенец. Делались они из папируса, египетского травянистого растения. Его стебель разрезали вдоль, раскладывали узкие полоски рядом вдоль и поперек и спрессовывали их в тонкие листы. А эти листы потом склеивали друг с другом растительным соком, и получались свитки до десяти метров длиной. Читали (то есть скатывали) их не сверху вниз, а слева направо.
Примерно с начала II века до н. э. все больше используется пергамент, который тогда вовсе не выглядел как всем известная бумага для выпечки, а делался из тончайшей кожи и не был таким прозрачным, через него не получилось бы ничего перерисовать. Главным преимуществом этого материала было то, что на нем можно писать с двух сторон, сшивать страницы и потом их перелистывать.
Сколько работы нужно проделать, прежде чем написать что‑нибудь! Поэтому уже в Античности перерабатывали и использовали свитки повторно. Старый текст просто соскребали и поверх писали новый. Новые мысли появлялись быстрее, чем материал, на котором их можно было записать.
Как отливали из бронзы греческие статуи
Для читателей и библиотек позднейших эпох такой способ повторного использования писчего материала скорее печален. Так же, как для музеев плохо то, что бронзовые статуи часто переплавляли. И самое печальное, что материал этот шел не на новые, еще более красивые и величественные статуи, а на военные орудия.
Бронза — плавкий металл, поэтому статуи из него не вытесывали, а отливали. Как наливают в формочку желе, остужают, переворачивают и на тарелке оказывается фигурка — знает каждый ребенок. Но где найти огромную форму в виде голого атлета?
Конечно, нигде. Поэтому греки придумали другой способ. Сначала изготавливали основу из металлического каркаса и глины, потом наносили тонкий слой воска и из него вылепляли уже точную копию бронзовой статуи. Потом фигуру снова покрывали глиной. Затем эту трехслойную модель нагревали, и воск таял. Образовавшуюся пустоту между сердцевиной и глиняной оболочкой заполняли горячей, расплавленной бронзой.
Все это имело один существенный недостаток. Можно было бы подумать, что такой способ изготовления очень удобен для тиражирования скульптур. Но у греков это, к сожалению, практически никогда не получалось. Так как бронзовый слой получался таким же тонким, как восковой, глиняные оболочки каждый раз приходилось разбивать. Часто фигуры отливали не в единой форме, а по частям, а потом соединяли. Только римлянам удалось овладеть техникой отливки настолько, что стало можно создавать несколько статуй с помощью одной формы.
Рельеф — неоконченная статуя?
Итак, в Античности образы рисовали на керамике, отливали из бронзы или ваяли из камня. Среди скульптур были не только статуи, которые можно рассматривать со всех сторон, но и такие, которые как будто проступают из камня. Называются они рельефами.
Выглядят рельефы как статуи, в процессе работы над которыми скульптор вдруг потерял желание их заканчивать или заказчик внезапно решил заплатить только половину оговоренной суммы. То есть скульптор обрабатывал только переднюю сторону камня, а заднюю оставлял гладкой.
Но объясняется возникновение рельефов все же иначе: ими как изысканными украшениями облицовывали здания. Фриз с рельефом выглядит примерно как ожерелье под самой крышей. В античной Греции строили не только много, но и роскошно — нужно было как‑то умасливать богов.
Особенно важны для поддержания их хорошего настроения были храмы. Они, собственно, и нужны были только для того, чтобы почитать и ублажать богов. В храмах ставили отдельные скульптуры, а на стенах и фронтоне под скатом крыши размещали рельефы с изображением известных сюжетов. Тут и там можно было увидеть битвы и подвиги героев и богов.
Истории эти в античности были прекрасно известны, так что никому не приходилось долго ломать голову, к примеру, кто это изображен во славу богини Афины. Как сегодня мы многое знаем о частной жизни звезд, так тогда люди наизусть знали подробности жизни героев греческих мифов.
Чем древнеримские статуи отличались от греческих
Это сейчас произведение искусства всегда связано с именем автора и все превозносят выдающиеся качества оригинала, а Античность полна копий и подражаний подражаниям.
Уже греки друг друга копировали, потому что много путешествовали и из путешествий привозили новые идеи. Римляне, во втором веке до н. э. захватившие все Средиземноморье, включая Грецию, тоже очень заинтересовались греческими статуями. Римские мастера стали их копировать, учились у греческих скульпторов, а те кое‑что перенимали у них.
В римском искусстве лицо играло бо́льшую роль, чем у греков. Римляне придавали статуям гораздо больше личного, портретного сходства, поэтому иногда к телу греческой статуи приставляли римскую голову. Так на смену греческому идеализму, то есть изображению идеальных существ, пришел римский реализм.
Может показаться, что всегда можно легко отличить греческую скульптуру от римской. Но это вовсе не так: даже археологам это подчас дается тяжело.
Иногда о происхождении больше говорит не сама фигура, а, например, то, как она закреплена. Римские скульпторы делали своим произведениям больше опор, больше видимых поддержек, потому что их основным материалом был тяжелый мрамор. Когда они ваяли из камня копии более легких бронзовых статуй, им приходилось закреплять их на месте с помощью дополнительных приспособлений. Археологам это очень помогает определить время создания статуи.
Греческая и римская Античность до сих пор оказывает большое влияние на все европейское искусство. В эпоху Возрождения снова начали копировать скопированные римлянами греческие статуи и ваять свои, подражая Античности. Именно тогда появилась одна из скульптур, считающихся шедевром мирового искусства, — «Давид» работы Микеланджело. И изображен он, разумеется, так, как бы его изобразили в Древней Греции, — обнаженным.