На чем писали в школах древней греции
На чем писали и рисовали древние греки и римляне?
Искусство Древней Греции: как рассказать о нем ребенку
Улла Штойернагель журналист, популяризатор науки, основатель «Детского университета» в Тюбингене
Ульрих Янссен журналист, популяризатор науки, основатель «Детского университета» в Тюбингене
Для родителей, которые не привыкли отмахиваться от своих любознательных дошкольников и младших школьников, детские вопросы — самые трудные. В помощь мамам и папам, которые водят своих отпрысков по музеям, показывают античные статуи и рассказывают об искусстве Древней Греции и Рима, авторы книги «Детский университет» собрали ответы на распространенные вопросы детей.
Почему мы не знаем имен античных художников?
Просто у них еще не вошло в привычку подписывать свои произведения. На античных статуях только иногда есть имя автора. Возможно, это потому, что в те времена нередко несколько мастеров в одной мастерской работали сообща. Так что часто статуи и не были индивидуальными произведениями.
Одного из скульпторов, имя которого до нас дошло, звали Фидий. Он создал двенадцатиметровую статую Зевса, которая в древности считалась одним из семи чудес света. А еще Фидий считается строителем самого большого храма на афинском Акрополе, Парфенона. Если бы такой храм решили построить сегодня, в обществе, где нет самой дешевой рабочей силы — рабов, он бы, по приблизительным оценкам, стоил полмиллиарда евро.
Но и в те времена строительство храма, длившееся пятнадцать лет, из‑за дорогих материалов стоило очень, очень недешево. А это значит, что архитектор должен был пользоваться безусловным доверием заказчика.
Но современники поговаривали, что даже сам Фидий не смог воспротивиться искушению — его обвинили в хищении драгоценных строительных материалов. Ему удалось оправдаться, но все же афиняне приговорили Фидия к смерти за оскорбление божества: якобы он поместил на щите статуи богини Афины свой профиль. Ему пришлось выпить чашу с цикутой. Так печально завершил жизнь один из величайших скульпторов древности.
На чем рисовали и писали в Древней Греции
Если в те времена искусство так процветало и было столько талантливых художников, то почему же с тех времен до нас почти не дошло картин? Неужели в Античности еще не умели рисовать или писать маслом?
Конечно, умели. Только вот бумаги, которую сейчас безжалостно марают в огромных количествах, на которой миллионы людей что‑то калякают и рисуют замечательные картины, еще не было, а изготовление пергамента или папируса было делом очень трудоемким. Поэтому для рисования использовали другие материалы, прежде всего — как это странно ни звучит — керамические вазы.
Иногда наброски просто делали на дне вазы или выцарапывали что‑то на слегка влажном куске глины. А еще использовали деревянные дощечки, покрытые тонким слоем воска. Именно восковые таблички были основным материалом для письма в гимнасиях.
Античные книги выглядели совсем не так, как современные. Они были не прямоугольные, а в виде свитка, вроде рулона бумажных полотенец. Делались они из папируса, египетского травянистого растения. Его стебель разрезали вдоль, раскладывали узкие полоски рядом вдоль и поперек и спрессовывали их в тонкие листы. А эти листы потом склеивали друг с другом растительным соком, и получались свитки до десяти метров длиной. Читали (то есть скатывали) их не сверху вниз, а слева направо.
Примерно с начала II века до н. э. все больше используется пергамент, который тогда вовсе не выглядел как всем известная бумага для выпечки, а делался из тончайшей кожи и не был таким прозрачным, через него не получилось бы ничего перерисовать. Главным преимуществом этого материала было то, что на нем можно писать с двух сторон, сшивать страницы и потом их перелистывать.
Сколько работы нужно проделать, прежде чем написать что‑нибудь! Поэтому уже в Античности перерабатывали и использовали свитки повторно. Старый текст просто соскребали и поверх писали новый. Новые мысли появлялись быстрее, чем материал, на котором их можно было записать.
Как отливали из бронзы греческие статуи
Для читателей и библиотек позднейших эпох такой способ повторного использования писчего материала скорее печален. Так же, как для музеев плохо то, что бронзовые статуи часто переплавляли. И самое печальное, что материал этот шел не на новые, еще более красивые и величественные статуи, а на военные орудия.
Бронза — плавкий металл, поэтому статуи из него не вытесывали, а отливали. Как наливают в формочку желе, остужают, переворачивают и на тарелке оказывается фигурка — знает каждый ребенок. Но где найти огромную форму в виде голого атлета?
Конечно, нигде. Поэтому греки придумали другой способ. Сначала изготавливали основу из металлического каркаса и глины, потом наносили тонкий слой воска и из него вылепляли уже точную копию бронзовой статуи. Потом фигуру снова покрывали глиной. Затем эту трехслойную модель нагревали, и воск таял. Образовавшуюся пустоту между сердцевиной и глиняной оболочкой заполняли горячей, расплавленной бронзой.
Все это имело один существенный недостаток. Можно было бы подумать, что такой способ изготовления очень удобен для тиражирования скульптур. Но у греков это, к сожалению, практически никогда не получалось. Так как бронзовый слой получался таким же тонким, как восковой, глиняные оболочки каждый раз приходилось разбивать. Часто фигуры отливали не в единой форме, а по частям, а потом соединяли. Только римлянам удалось овладеть техникой отливки настолько, что стало можно создавать несколько статуй с помощью одной формы.
Рельеф — неоконченная статуя?
Итак, в Античности образы рисовали на керамике, отливали из бронзы или ваяли из камня. Среди скульптур были не только статуи, которые можно рассматривать со всех сторон, но и такие, которые как будто проступают из камня. Называются они рельефами.
Выглядят рельефы как статуи, в процессе работы над которыми скульптор вдруг потерял желание их заканчивать или заказчик внезапно решил заплатить только половину оговоренной суммы. То есть скульптор обрабатывал только переднюю сторону камня, а заднюю оставлял гладкой.
Но объясняется возникновение рельефов все же иначе: ими как изысканными украшениями облицовывали здания. Фриз с рельефом выглядит примерно как ожерелье под самой крышей. В античной Греции строили не только много, но и роскошно — нужно было как‑то умасливать богов.
Особенно важны для поддержания их хорошего настроения были храмы. Они, собственно, и нужны были только для того, чтобы почитать и ублажать богов. В храмах ставили отдельные скульптуры, а на стенах и фронтоне под скатом крыши размещали рельефы с изображением известных сюжетов. Тут и там можно было увидеть битвы и подвиги героев и богов.
Истории эти в античности были прекрасно известны, так что никому не приходилось долго ломать голову, к примеру, кто это изображен во славу богини Афины. Как сегодня мы многое знаем о частной жизни звезд, так тогда люди наизусть знали подробности жизни героев греческих мифов.
Чем древнеримские статуи отличались от греческих
Это сейчас произведение искусства всегда связано с именем автора и все превозносят выдающиеся качества оригинала, а Античность полна копий и подражаний подражаниям.
Уже греки друг друга копировали, потому что много путешествовали и из путешествий привозили новые идеи. Римляне, во втором веке до н. э. захватившие все Средиземноморье, включая Грецию, тоже очень заинтересовались греческими статуями. Римские мастера стали их копировать, учились у греческих скульпторов, а те кое‑что перенимали у них.
В римском искусстве лицо играло бо́льшую роль, чем у греков. Римляне придавали статуям гораздо больше личного, портретного сходства, поэтому иногда к телу греческой статуи приставляли римскую голову. Так на смену греческому идеализму, то есть изображению идеальных существ, пришел римский реализм.
Может показаться, что всегда можно легко отличить греческую скульптуру от римской. Но это вовсе не так: даже археологам это подчас дается тяжело.
Иногда о происхождении больше говорит не сама фигура, а, например, то, как она закреплена. Римские скульпторы делали своим произведениям больше опор, больше видимых поддержек, потому что их основным материалом был тяжелый мрамор. Когда они ваяли из камня копии более легких бронзовых статуй, им приходилось закреплять их на месте с помощью дополнительных приспособлений. Археологам это очень помогает определить время создания статуи.
Греческая и римская Античность до сих пор оказывает большое влияние на все европейское искусство. В эпоху Возрождения снова начали копировать скопированные римлянами греческие статуи и ваять свои, подражая Античности. Именно тогда появилась одна из скульптур, считающихся шедевром мирового искусства, — «Давид» работы Микеланджело. И изображен он, разумеется, так, как бы его изобразили в Древней Греции, — обнаженным.
История письменности: от зарубки и узелка к алфавиту
QR-КОД сайта:
ГБОУ школа №430
Петродворцового района
Санкт-Петербурга
Рукан Иван, 5в класс
Сайт создан по материалам исследовательского проекта «История письменности».
Письменность у древних греков
После гибели критской цивилизации на обезлюдевший остров стали переселяться греки-ахейцы. И начался расцвет микенской культуры. Об этом периоде греческой истории мы узнаем из мифов о Троянской войне, сведения из которых подтверждаются археологическими находками.
При раскопках царских дворцов в древнейших греческих городах найдены сотни глиняных табличек с надписями. Эти надписи прочитаны. Они содержат списки женщин-рабынь, гребцов на кораблях, ремесленников, работавших на царя. Во многих надписях речь идет о сборах на войну. Микенские цари, жадные до чужих богатств, предпринимали далекие грабительские походы.
Около 1200 г. до н. э. греческие города объединились под предводительством царя Микен и выступили против Трои – богатого торгового города на побережье Малой Азии. Осада города длилась 10 лет и закончилась падением Трои. Грекам не удалось воспользоваться победой. С севера в Грецию вторглись воинственные племена, среди которых были и греки-дорийцы. Длинноволосые, в звериных шкурах, они опустошили юг страны, разрушили Пилос, Микены и другие города. Население пряталось в горах, переселялось на острова Эгейского моря и в Малую Азию. Произошёл упадок хозяйства, была забыта письменность.
На чём писали юные греки в школах?
Образование в Древней Греции было делом, которому уделялось большое внимание: детям прививали знания, заботясь об их интеллекте, моральных принципах, параллельно развивая их физическую красоту.
С 7 лет мальчики переходили на воспитание к отцу и педагогу, сопровождающему его в школу.
В школе было три основных направления обучения: грамматика и счет, религиозное направление и гимнастика.
Молодые ученики- греки в Древней Греции учились письму на деревянных табличках смазанных воском. Инструмент которым писали назывался «стиль». Один конец его был острым, другой был гладкой формы. При совершении ошибки ученик обратной стороной стиля заглаживал воск и ошибка исчезала. И можно было писать вновь. Греки говорили- чаще оборачивай стиль- это значило чаще проверяй себя, исправляй свои жизненные ошибки. И в ином значении слово «стиль» вошло в наш обиход.
Взрослые греки использовали для письма конечно же перья и папирус, но так как папирус был довольно дорогим материалом, его не давали юным грекам, которые только-только осваивали премудрости чистописания. Это сейчас можно накупить сколько угодно тетрадей и писать до посинения, пока не научишься красиво выводить буквы.
Юные греки в далеком прошлом (юные древние греки) использовали для обучения письма специальные дощечки, которые просто натирались воском, чтобы на них можно было выводить буквы. Буквы выводили специальной палочкой из кости или металла, которая называлась стиль или стило. Если ученик ошибался, он просто затирал написанное тупым концом стиля.
Ну а когда ученик становился мастером, ему доверяли уже и пергамент.
Истмийские игры проводились в Древней греции на Коринфском (Истмийском) перешейке в честь бога морей Посейдона. Игры проводились в рамках четырехлетней олимпиады раз в два года, т.е. вероятно, весной второго и четвертого года олимпиады.
На чем писали в Древней Греции до того, как появился папирус?
Когда в IX – VIII вв. до н.э. у греков появилось алфавитное письмо, они стали писать на пальмовых листьях, липовом лубе, льняных тканях и даже на свинцовых свитках. Однако главным материалом оставался папирус. Позднее в Риме и Греции стали применять деревянные таблички, покрытые воском или оштукатуренные. Их широко использовали в школах. Старый текст на воске можно было затереть и написать новый. Если тексты были длинными и размещались на нескольких табличках, их связывали. Так получалась связка, которую называли кодексом. Она была похожа на знакомые нам книги, которые тоже называли кодексами, когда стали писать на пергаменте. В античном мире грамотность была довольно распространенной. Особенно острой потребность в грамотных людях стала в Римской империи. Хрупкий папирус не мог устраивать государственные власти и любителей чтения: срок жизни папирусных свитков – около 200 лет. Однако с непрочностью папируса пришлось мириться долго. В Греции уже в V в. до н.э. возникла книжная торговля (библиотекой сначала называли книжные лавки). Появлялись и личные библиотеки, например у великих философов Платона и Аристотеля. Тексты были разными; среди них философские и вообще научные труды, стихи, эпические произведения, записи трагедий и комедий и т.д. В III в. до н.э. возникла самая известная библиотека древности – Александрийская в Египте. В I в. до н.э. в ней было около 700 тыс. свитков.
На острове Крит и на территории материковой Греции (во «дворце Нестора» в Пилосе) было обнаружено в общей сложности свыше 5 тыс. глиняных табличек с письменами, десятки каменных печатей и сосудов с надписями. Еще Эванс предпринял первые попытки дешифровки. Ему удалось восстановить картину эволюции минойской письменности. В 2000—1700 гг. до н. э. на Крите существовала примитивная рисунчатая письменность (пиктография). Из этой письменности возникло слоговое письмо А (иногда его называют линейным письмом А). Затем на базе этого письма сложилась новая, более совершенная, письменная система — слоговое (линейное) письмо Б.
Древние книги Греции
До того, как в Грецию попал папирус, там пользовались разнообразными материалами для письма. В качестве писчего материала в начале зарождения письменности греки использовали свитки из кожи. В VI — V вв. до н.э. перешли на доски из дерева, и таблички, предварительно гладко выструганные и смазанные воском.
Афинский остракон. Указан изгоняемый житель Афин — Мегаклес, сын Гиппократа, на голосовании 487 г. до н.э.
На остраконах велась в основном хозяйственные записи, а литературные греческие тексты обнаруживаются на них лишь изредка. Пользовались для письма греки и пальмовыми листьями.
С изобретением кодекса древняя книга впервые получила форму, близкую к современной. А когда кодексы стали составлять из пергаментных листов, то и возникла как раз такая книга, какую мы привыкли видеть.
Самыми большими по объёму книгами с конца VI века до н.э. стали «Илиада» и «Одиссея» Гомера. До этого в течение более двух веков, она сохранялась в устных преданиях и отдельных отрывках, пока афинский правитель Писистрат, не распорядился привести в порядок литературное наследие великого поэта. Он назначил специальную редакционную комиссию и лично наблюдал за её работой. Когда редактирование Гомера было завершено, в текстах «Илиады» и «Одиссеи» оказалось довольно много стихов, восхваляющих город Афины, его народ и правителей.
Вообще надо отметить, что в Древней Греции книжное дело было поставлено отменно: существовала масса общественных библиотек, имелись частные библиотеки, насчитывавших до 20-30 тысяч томов. Книжные лавки встречались даже в самых отдаленных провинциальных городках. При крупных магазинах трудились многочисленные писцы, благодаря помощи которых любой человек мог издать свое сочинение и даже (нечасто, правда) получить гонорар.
«Папирус Геракла» (Оксфорд, библиотека Саклера, Oxyrhynchus Pap. 2331), фрагмент греческой рукописи 3-го века. Поэма о подвигах Геракла.
В Греции писать на папирусе начали в Х веке до нашей эры. Причем в школах, бухгалтерии и для всевозможных заметок, обычно использовались восковые таблички. Они имели преимущество многократного использования: воск можно было расплавить и наносить новый текст. Папирус для греков все-таки оставался дорогим удовольствием.
В античные времена книга значительно изменила свой внешний вид. Согласно ряду источников, книжные свитки (по египетскому образцу) в Греции сворачивали уже в V веке до нашей эры, но до нашего времени сохранились чуть более поздние, датируемые IV столетием до нашей эры.
Свиток из склеенных листов папируса (обычно не более двадцати) по-гречески назывался «tomos» (отсюда происходит привычное для нас слово «том»). Если текст не умещался в один том, то подклеивали еще несколько листов. Впрочем, античные свитки не достигали чрезмерной длины и редко превышали 10 метров. Свиток нормального размера в свернутом виде представлял собой цилиндр диаметром 5-6 сантиметров, так что держать его в руке было достаточно удобно. Высота свитка обычно составляла 20-30 сантиметров. Однако известен свиток высотой 37 сантиметров (речь идет, в частности, об экземпляре трагедии Еврипида).
В Древней Греции были целые издательства и процветала книжная торговля. В Афинах в V в. до н.э. цена на книгу зависела от количества страниц, оформления и популярности произведения. Распространено было коллекционировать книги. Справедливо будет заметить, что египетский царь Птолемей III, был фанатично увлечен собирательством древних книг. Так, он смог собрать подлинники древнегреческих произведений Эсхила, Софокла и Еврипида, которые находились за пределами Александрии. Основная часть была привезена из Афин. Птолемей III договорился с хозяевами книг-подлинников о временном их хранении в своей библиотеке, где должны были подготовиться копии. Под залог общей стоимостью в 25 талантов книги были получены и доставлены в Александрийскую библиотеку. Залог остался афинянам, а позже владельцам книг были возвращены копии вместо подлинников.
Надо сказать, что в Древней Греции чтение было популярным занятием. Имели место даже такие явления, как агитационная литература в виде плакатов и памфлетов. Книжное дело достигало такого размаха, что философ — идеалист Платон даже требовал введения строгой цензуры и сокращения количества изданных книг.