На чем плавали в древней руси
Судостроение и судоходство в Древней Руси
В мировой истории развития судостроения и судоходства большая роль принадлежит и Советскому государству.
Наши предки — славяне плавали по рекам и озерам с незапамятных времен. Они еще в глубокой древности имели челны, лодьи и другие плавательные средства, ходили не только по рекам и озерам, но и морскими путями.
Один из экспонатов Центрального военно-морского музея в Ленинграде —- челн. Он был поднят со дна Южного Буга, где пролежал около 3 тысяч лет. Челн сделан из дуба, которому 360 лет. Длина челна 6,15 м, ширина — 0,8 м.
Славяне на своих легких судах проходили из Балтийского в Черное море, а новгородцы и северные поморы ходили к берегам Англии и Швеции, бывали на Шпицбергене.
Одними из лучших судов северных поморов были кони. На них они совершали дальние переходы до Чукотки и даже выходили к Тихому океану. Кочи были приспособлены для плавания во льдах. Если они застревали, то при сжатии льдов коч «выдавливался» и оставался целым.
Коч — наборное судно. К килевой балке крепились штевни и кокоры — стволы деревьев с корнями, составлявшими скелет судна. Крепление осуществлялось с помощью особых вырезов и нагелей — деревянных круглых стержней. Употреблялись и железные гвозди. Днище, как самую изнашивающуюся часть судна, делали из крепких стволов деревьев, распиленных на две части.
На кочах под палубой были брусья — бимсы. Через специальный люк в палубе можно было попасть во внутрь коча. Судно имело мачту, парус, стоячий и бегучий такелаж, якорное устройство. Размеры коча: длина 20—25 м, ширина 4—5 м, осадка 1,5—2 м. Команда судна состояла из 10—15 человек, брал он более 20 т груза.
На Черном море славились другие суда — чайки. Они имели длину до 20 м и ширину около 3,5 м, а высоту бортов до 3—4 м. К бортам привязывались тугие снопы камыша, что обеспечивало судам дополнительную плавучесть и остойчивость на волнах. Ходили чайки под парусами или под веслами и обладали большой скоростью. На этих судах запорожские казаки совершали военные походы, переплывая Черное и Каспийское моря. Очень легко чайки запорожцев догоняли турецкие галеры» которые строились по европейским образцам.
Русский народ на протяжении многих столетий боролся за выходы к морям. Это было жизненно необходимо для государства. Однако нужен был флот.
Во второй половине XVI века Иван Грозный предпринял первые попытки для строительства русского военного флота. Царь хорошо понимал значение флота для обороны русской земли, а также для экономической, политической и культурной связи с соседними странами.
В течение четверти века Иван Грозный вел войну с Ливонским орденом за выход к Балтийскому морю, но хотя орден и распался, цель не была достигнута. Враги России, а их было немало, оказали помощь Швеции, и те захватили последний русский порт на Балтике — Нарву.
В середине XVII века, когда борьба за выход к Балтике разгорелась с новой силой, снова началось строительство флота в России. В 1655 году на Нижегородских, Казанских и Астраханских верфях начали строить корабли для Каспийского моря. Через четыре года все суда были спущены на воду и в их числе первый русский трехмачтовый парусник «Орел» (рис. 10). Длина этого корабля 24,5 м, ширина 6,5 м, осадка около 1,5 м. Он был без весел, но, являясь настоящим морским судном, мог плавать в любую погоду.
«Морским судам быть» — такое решение принимает Боярская Дума в 1669 году. И согласно ему началось строительство новых верфей, закладка мореходных парусных суден.
На Воронежской верфи начали строить флот для Азовского моря.
Однако все это явилось только началом создания регулярного флота — военного и торгового. Он был создан позже, в начале XVIII века при Петре I.
На чем плавали в древней руси
История/3 История науки и техники
д.и.н., профессор Лоскутов С.А.
Челябинский институт путей сообщения
Водный транспорт Древней Руси
В древнейшие времена люди расселялись преимущественно на берегах рек, озёр и морей, что стало основой развития водного транспорта. Первыми средствами передвижения по воде были плавающие деревья и плоты, из них позднее производились долблёные лодки.
Кроме строительства плотов и лодок-долблёнок люди эпохи неолита научились сооружать мосты. Они изготавливали их из двух лиан, протянутых одна над другой и соединённых поперечными скрепами. Нижняя лиана служила опорой для ног, верхняя играла роль перил.
У славянских народов наибольшее транспортное значение имели Днепр, Днестр, Буг, Волга, Дон. На территории проживания восточных славян ещё в VIII в. существовали дальние торговые пути. Главные из них шли из Бухары и Персии по Каспийскому морю и далее по Волге, Мологе, Чагодоше с волоками на Тихвинку, Сясть и на и на Ладожское озеро, оттуда по реке Неве в Балтийское море.
Наиболее известен водный путь «из варяг в греки», связывающий Константинополь с Киевом, Новгородом и Балтийским морем через Днепр и Неву.
Он осложнился в начале или середине IX в. н.э., по нему плыли караваны судов из Руси в Византию. К плаванию готовились заранее. Зимой рубили большие деревья (дуб, липа, осина), которые выжигали и выдалбливали, придавая ладьеобразный вид. Затем колодку распаривали и расширяли борта при помощи набора распорок. На это могло уйти два и более года. Весной заготовки доставляли в Киев, где к борту лодий прибивали гвоздями доски, благодаря чему увеличивался надводный борт, улучшалась устойчивость и мореходные качества, росла грузоподъёмность судов. После достройки «набойные» ладьи снабжали уключинами, якорями, вёслами, мачтами с прямыми парусами, рулевыми вёслами. Суда были небольшими, так как на Днепре имелось много порогов и мелководья. В июне суда загружали ценными товарами, спускали к устью Днепра. Морское плавание проходило вблизи берегов с несколькими остановками. Русские купцы- мореходы с IX в. освоили дальний торговый путь на Каспий, а затем в страны Ближнего и Среднего Востока. Шёл он по Дону и Волге с переносом судов волоком.
Колыбелью русского мореходства на Балтике был Великий Новгород. Отсюда начинался северный отрезок пути «из варяг в греки»; по Волхову, Ладожскому озеру, Неве, Финскому заливу, далее суда оснащались для похода морем. К XII в. новгородцы наиболее активно торговали с немцами и шведами. Вместо «набойных» лодий они научились строить дощатые суда. Специальные законы оберегали интересы судовладельцев. За похищение судов были установлены штрафы.
Русское мореплавание на Севере по Белому морю и по Северному Ледовитому океану получило развитие с VIII в. Существовало несколько путей на Север: из Ладожского озера по реке Свирь в Онежское озеро, а затем через реку Вытегру, или Волду, на Онегу, далее – в Онежскую губу Белого моря или на северную Двину.
Суда, которыми пользовались в Древней Руси, можно разделить на несколько типов:
1)суда, называемые «корабь», из гибких прутьев, обшитых корой или кожей; они напоминали пироги индейцев, легко переносимые волоком и были пригодны для плавания по рекам и озёрам;
2)лодки-однодеревки, а затем большие лодки из древесных стволов длиной 10-15 м, выдолбленных внутри и обтёсанных; они уже использовались для прибрежных морских походов;
3)набойные ладьи, которые греки называли «моноксилами»; они были основным средством мореплавания; в IX – XII вв. основу их составляли колоды, а надводная часть наращивалась досками (см. выше); в XI в. на них появились деревянные тараны, они вмещали 40-50 чел. с вооружением;
5)палубные ладьи, создание которых на Руси можно считать дальнейшим развитием конструкции судов; о них упоминается в летописи середины XII в.; в ладьях гребцы были укрыты дощатой палубой, одновременно служившей помостом для воинов; палуба, видимо, опиралась на борта и деревянные стойки; ладьи имели два руля-весла; одно- на корме, другое – на носу, что позволяло, не поворачивая, двигаться вперёд и назад; эти ладьи можно считать первым русским военным судном.
На реках использовались также струги и челны, вмещавшие 3-4 чел., они управлялись одним кормовым веслом.
О величине и ценности судов свидетельствуют штрафы, предусмотренные «Русской Правдой» за кражу судов – 60кун (в гривне 50 кун).
Изготовление набойных и заморских ладей предполагало освоение древними судостроителями сложных технологий по изготовлению и соединению между собой составляющих деревянных деталей, а также использование орудий труда из металла (топоры, пилы, свёрла, скобели, тёсла).
Конструкция древних русских судов во многом определялась районом их плавания, необходимостью прохода через волоки. Она же определяла тактику древних мореходов; неожиданность, стремительность атаки, возможность быстрого отступления в открытое море или к мелководным побережьям, речным устьям.
Как уже отмечалось, новгородцы использовали как свои суда, так и заимствованные у западных и северных соседей. Для плавания по рекам и перетаскивания через волоки они создали суда, получившие название шитик и ушкуй. Шитик – плоскодонная ладья длиной около 15 м., шириной до 3 м грузоподъемностью 30 т. Его особенность: тёсаные доски наружной обшивки крепились и сшивались при помощи кручёных мочальных верёвок, либо распаренной вицы, оснащались мачтой с прямым парусом и вёслами, для завозки якоря и сообщения с берегом имели небольшую гребную лодку.
Ушкуй был лёгким на ходу, имел съёмную мачту и вёсла, вмещал 25-30 чел., на лодке могла быть палуба, но не по всей длине.
Ряд усовершенствований в конструкцию судов внесли поморы, изобретшие некоторые приборы. Они создали особые корпуса судов, предназначенных для плавания во льдах: эти корпуса имели яйцеобразную форму с округлёнными бортами. Благодаря этому при сжатии льдов они выжимались на поверхность ледяного покрова. К днищу поморских судов прикреплялись полозья для облегчения их вытаскивания из воды на берег, на льды, для передвижения по льдам.
Благодаря развитию водного транспорта появились торговые города – Азов, Новгород, Рига, Владимир, Тверь, Болгар, Сарай, Москва, известными были порты Новгорода, Таллинна, Архангельска и др.
Список использованной литературы
1.Аксёнов И.Я. Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы/ И.Я. Аксёнов. М.: Наука, 1985.
2.Васильев А.М. История отечественного судостроения: в 5т. Т.1 Парусное деревянное судостроение IX- XIX вв. /А.М. Васильев. СПб, 1994.
3.Всемирная история флота /Л.Н. Смирнова, О.В. Михеенкова и др. М. 2001.
4.Шутикова Е.А. История транспорта: учебное пособие. Ч.1,/ Е.А. Шутикова, М., 2005.
Древняя Русь
31 мар, 2015 @ 18:19 Загадка древнерусских кораблей. | ||
---|---|---|
|