На чем плавали в древней руси

Судостроение и судоходство в Древней Руси

В мировой истории развития судостроения и судоходства большая роль принадлежит и Советскому государству.

Наши предки — славяне плавали по рекам и озерам с незапамятных времен. Они еще в глубокой древности имели челны, лодьи и другие плавательные средства, ходили не только по рекам и озерам, но и морскими путями.

Один из экспонатов Центрального военно-морского музея в Ленинграде —- челн. Он был поднят со дна Южного Буга, где пролежал около 3 тысяч лет. Челн сделан из дуба, которому 360 лет. Длина челна 6,15 м, ширина — 0,8 м.

Славяне на своих легких судах проходили из Балтийского в Черное море, а новгородцы и северные поморы ходили к берегам Англии и Швеции, бывали на Шпицбергене.

Одними из лучших судов северных поморов были кони. На них они совершали дальние переходы до Чукотки и даже выходили к Тихому океану. Кочи были приспособлены для плавания во льдах. Если они застревали, то при сжатии льдов коч «выдавливался» и оставался целым.

Коч — наборное судно. К килевой балке крепились штевни и кокоры — стволы деревьев с корнями, составлявшими скелет судна. Крепление осуществлялось с помощью особых вырезов и нагелей — деревянных круглых стержней. Употреблялись и железные гвозди. Днище, как самую изнашивающуюся часть судна, делали из крепких стволов деревьев, распиленных на две части.

На кочах под палубой были брусья — бимсы. Через специальный люк в палубе можно было попасть во внутрь коча. Судно имело мачту, парус, стоячий и бегучий такелаж, якорное устройство. Размеры коча: длина 20—25 м, ширина 4—5 м, осадка 1,5—2 м. Команда судна состояла из 10—15 человек, брал он более 20 т груза.

На Черном море славились другие суда — чайки. Они имели длину до 20 м и ширину около 3,5 м, а высоту бортов до 3—4 м. К бортам привязывались тугие снопы камыша, что обеспечивало судам дополнительную плавучесть и остойчивость на волнах. Ходили чайки под парусами или под веслами и обладали большой скоростью. На этих судах запорожские казаки совершали военные походы, переплывая Черное и Каспийское моря. Очень легко чайки запорожцев догоняли турецкие галеры» которые строились по европейским образцам.

Русский народ на протяжении многих столетий боролся за выходы к морям. Это было жизненно необходимо для государства. Однако нужен был флот.

Во второй половине XVI века Иван Грозный предпринял первые попытки для строительства русского военного флота. Царь хорошо понимал значение флота для обороны русской земли, а также для экономической, политической и культурной связи с соседними странами.

В течение четверти века Иван Грозный вел войну с Ливонским орденом за выход к Балтийскому морю, но хотя орден и распался, цель не была достигнута. Враги России, а их было немало, оказали помощь Швеции, и те захватили последний русский порт на Балтике — Нарву.

В середине XVII века, когда борьба за выход к Балтике разгорелась с новой силой, снова началось строительство флота в России. В 1655 году на Нижегородских, Казанских и Астраханских верфях начали строить корабли для Каспийского моря. Через четыре года все суда были спущены на воду и в их числе первый русский трехмачтовый парусник «Орел» (рис. 10). Длина этого корабля 24,5 м, ширина 6,5 м, осадка около 1,5 м. Он был без весел, но, являясь настоящим морским судном, мог плавать в любую погоду.

«Морским судам быть» — такое решение принимает Боярская Дума в 1669 году. И согласно ему началось строительство новых верфей, закладка мореходных парусных суден.

На Воронежской верфи начали строить флот для Азовского моря.

Однако все это явилось только началом создания регулярного флота — военного и торгового. Он был создан позже, в начале XVIII века при Петре I.

Источник

На чем плавали в древней руси

История/3 История науки и техники

д.и.н., профессор Лоскутов С.А.

Челябинский институт путей сообщения

Водный транспорт Древней Руси

В древнейшие времена люди расселялись преимущественно на берегах рек, озёр и морей, что стало основой развития водного транспорта. Первыми средствами передвижения по воде были плавающие деревья и плоты, из них позднее производились долблёные лодки.

Кроме строительства плотов и лодок-долблёнок люди эпохи неолита научились сооружать мосты. Они изготавливали их из двух лиан, протянутых одна над другой и соединённых поперечными скрепами. Нижняя лиана служила опорой для ног, верхняя играла роль перил.

У славянских народов наибольшее транспортное значение имели Днепр, Днестр, Буг, Волга, Дон. На территории проживания восточных славян ещё в VIII в. существовали дальние торговые пути. Главные из них шли из Бухары и Персии по Каспийскому морю и далее по Волге, Мологе, Чагодоше с волоками на Тихвинку, Сясть и на и на Ладожское озеро, оттуда по реке Неве в Балтийское море.

Наиболее известен водный путь «из варяг в греки», связывающий Константинополь с Киевом, Новгородом и Балтийским морем через Днепр и Неву.

Он осложнился в начале или середине IX в. н.э., по нему плыли караваны судов из Руси в Византию. К плаванию готовились заранее. Зимой рубили большие деревья (дуб, липа, осина), которые выжигали и выдалбливали, придавая ладьеобразный вид. Затем колодку распаривали и расширяли борта при помощи набора распорок. На это могло уйти два и более года. Весной заготовки доставляли в Киев, где к борту лодий прибивали гвоздями доски, благодаря чему увеличивался надводный борт, улучшалась устойчивость и мореходные качества, росла грузоподъёмность судов. После достройки «набойные» ладьи снабжали уключинами, якорями, вёслами, мачтами с прямыми парусами, рулевыми вёслами. Суда были небольшими, так как на Днепре имелось много порогов и мелководья. В июне суда загружали ценными товарами, спускали к устью Днепра. Морское плавание проходило вблизи берегов с несколькими остановками. Русские купцы- мореходы с IX в. освоили дальний торговый путь на Каспий, а затем в страны Ближнего и Среднего Востока. Шёл он по Дону и Волге с переносом судов волоком.

Колыбелью русского мореходства на Балтике был Великий Новгород. Отсюда начинался северный отрезок пути «из варяг в греки»; по Волхову, Ладожскому озеру, Неве, Финскому заливу, далее суда оснащались для похода морем. К XII в. новгородцы наиболее активно торговали с немцами и шведами. Вместо «набойных» лодий они научились строить дощатые суда. Специальные законы оберегали интересы судовладельцев. За похищение судов были установлены штрафы.

Русское мореплавание на Севере по Белому морю и по Северному Ледовитому океану получило развитие с VIII в. Существовало несколько путей на Север: из Ладожского озера по реке Свирь в Онежское озеро, а затем через реку Вытегру, или Волду, на Онегу, далее – в Онежскую губу Белого моря или на северную Двину.

Суда, которыми пользовались в Древней Руси, можно разделить на несколько типов:

1)суда, называемые «корабь», из гибких прутьев, обшитых корой или кожей; они напоминали пироги индейцев, легко переносимые волоком и были пригодны для плавания по рекам и озёрам;

2)лодки-однодеревки, а затем большие лодки из древесных стволов длиной 10-15 м, выдолбленных внутри и обтёсанных; они уже использовались для прибрежных морских походов;

3)набойные ладьи, которые греки называли «моноксилами»; они были основным средством мореплавания; в IX – XII вв. основу их составляли колоды, а надводная часть наращивалась досками (см. выше); в XI в. на них появились деревянные тараны, они вмещали 40-50 чел. с вооружением;

5)палубные ладьи, создание которых на Руси можно считать дальнейшим развитием конструкции судов; о них упоминается в летописи середины XII в.; в ладьях гребцы были укрыты дощатой палубой, одновременно служившей помостом для воинов; палуба, видимо, опиралась на борта и деревянные стойки; ладьи имели два руля-весла; одно- на корме, другое – на носу, что позволяло, не поворачивая, двигаться вперёд и назад; эти ладьи можно считать первым русским военным судном.

На реках использовались также струги и челны, вмещавшие 3-4 чел., они управлялись одним кормовым веслом.

О величине и ценности судов свидетельствуют штрафы, предусмотренные «Русской Правдой» за кражу судов – 60кун (в гривне 50 кун).

Изготовление набойных и заморских ладей предполагало освоение древними судостроителями сложных технологий по изготовлению и соединению между собой составляющих деревянных деталей, а также использование орудий труда из металла (топоры, пилы, свёрла, скобели, тёсла).

Конструкция древних русских судов во многом определялась районом их плавания, необходимостью прохода через волоки. Она же определяла тактику древних мореходов; неожиданность, стремительность атаки, возможность быстрого отступления в открытое море или к мелководным побережьям, речным устьям.

Как уже отмечалось, новгородцы использовали как свои суда, так и заимствованные у западных и северных соседей. Для плавания по рекам и перетаскивания через волоки они создали суда, получившие название шитик и ушкуй. Шитик – плоскодонная ладья длиной около 15 м., шириной до 3 м грузоподъемностью 30 т. Его особенность: тёсаные доски наружной обшивки крепились и сшивались при помощи кручёных мочальных верёвок, либо распаренной вицы, оснащались мачтой с прямым парусом и вёслами, для завозки якоря и сообщения с берегом имели небольшую гребную лодку.

Ушкуй был лёгким на ходу, имел съёмную мачту и вёсла, вмещал 25-30 чел., на лодке могла быть палуба, но не по всей длине.

Ряд усовершенствований в конструкцию судов внесли поморы, изобретшие некоторые приборы. Они создали особые корпуса судов, предназначенных для плавания во льдах: эти корпуса имели яйцеобразную форму с округлёнными бортами. Благодаря этому при сжатии льдов они выжимались на поверхность ледяного покрова. К днищу поморских судов прикреплялись полозья для облегчения их вытаскивания из воды на берег, на льды, для передвижения по льдам.

Благодаря развитию водного транспорта появились торговые города – Азов, Новгород, Рига, Владимир, Тверь, Болгар, Сарай, Москва, известными были порты Новгорода, Таллинна, Архангельска и др.

Список использованной литературы

1.Аксёнов И.Я. Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы/ И.Я. Аксёнов. М.: Наука, 1985.

2.Васильев А.М. История отечественного судостроения: в 5т. Т.1 Парусное деревянное судостроение IX- XIX вв. /А.М. Васильев. СПб, 1994.

3.Всемирная история флота /Л.Н. Смирнова, О.В. Михеенкова и др. М. 2001.

4.Шутикова Е.А. История транспорта: учебное пособие. Ч.1,/ Е.А. Шутикова, М., 2005.

Источник

Древняя Русь

31 мар, 2015 @ 18:19 Загадка древнерусских кораблей.
About this Entry

В ходе этих упомянутых экспериментов, историки-реконструкторы пытались а.) преодолеть некоторые наши восточно-европейские реки на ладьях, имитирующих средневековые скандинавские, б.) воспроизвести при помощи этих кораблей знаменитый «волок» (операцию по перемещению лодок по сухопутным участкам торговых путей) как он виделся теоретикам от норманизма.

Однако, известны ещё и ранне-средневековые корабли балтийских славян, которые также были найдены в достаточно большом количестве, и которые, в силу своих конструктивных особенностей, в том числе обладая более плоским и крепким, чем у скандинавских аналогов дном, прекрасно соответствовали как требованиям, предъявляемым для путешествий по открытому морю, так вполне годились и для каботажных, прибрежных, мелководных плаваний, а равно и путешествий по рекам и внутриконтинентальным озёрам. Что было подтверждено, в том числе, и в результате исторических реконструкторских походов в Польше и Германии.

Подробно о проблеме скандинавских кораблей на реках Восточной Европы можно почитать в прекрасной книге Ю.Звягина, в которой автор детальнейшим образом расписал всё, что есть на эту тему, включая норманистские мифы. А также подробно разобрал эти самые практические попытки пройти на ладьях по «пути из варяг в греки»: Ю. Звягин «Великий путь из варяг в греки» М. Вече, 2009. Автор также привёл выкладки по разным параметрам славянских и скандинавских кораблей, подробно коснулся археологии и источников и т.д. Очень хороший разбор. Скандинавские кораблестроительные технологии той эпохи были направлены целиком на освоение глубоководных водоёмов. Скандинавы были нацелены на море. Балтийско-славянские же, допускали применение их кораблей как на море, так и эффективное передвижение по мелководным внутриконтинентальным водоёмам.

Сомнения в том, что путь из варяг в греки проходил по Волхову, Ловати и Днепру высказывал и А.Никитин, основываясь, правда, исключительно на разборе летописного текста и его неувязок, настоящий путь согласно его выводам проходил по Эльбе, Одре и Дунаю: ПУТЬ «ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ» И ЛЕГЕНДА ОБ АПОСТОЛЕ АНДРЕЕ. Эти же взгляды развивает и один из наших участников, Сергей Цветков ( На чем плавали в древней руси. Смотреть фото На чем плавали в древней руси. Смотреть картинку На чем плавали в древней руси. Картинка про На чем плавали в древней руси. Фото На чем плавали в древней русиsergeytsvetkov ): «Из варяг в греки» — путь из ниоткуда в никуда Отправной точкой данного торгового пути были, видимо, земли балтийских славян.

Надеюсь, вам понравился этот текст. Как всегда, буду рад вопросам, комментариям и дополнениям, а также прочим проявлениям активности.

Источник

Русь. Загадки водных путей.

Есть любители смаковать картины русской жизни, не вдаваясь в её суть и подробности. В результате появились картины: «Иван Грозный убивает сына», хотя сын был отравлен, «Бурлаки на Волге», что интересовали Репина, Верещагина, Саврасова хотя в то время были известны и другие способы движения судов. Несмотря на это песню-ритм для работы, превратили в гимн революции (Дубинушка).
Принято считать, что идея картины о бурлаках на Волге зародилась у Репина, когда он увидел бурлаков на Неве летом 1868 года.
Всё так и одновременно иначе. Без прямолинейных оранжевых мотивов и двойных стандартов никак, хоть ныне, хоть в прошлом. О чём речь?
Бурлак — человек, уходящий на приработки: рубить дома, класть печи, на сплав и т. д. Бурлачить — это не обязательно таскать баржи. Слово «бурлачить» можно и сейчас услышать в Кирилловском районе Вологодской области. «Опять Васька ушел бурлачить», — может сказать какая-то старая женщина про своего кота. Бурлачить — здесь: охотиться. У разных народов слово бурлак означает и разбойник, и холостяк…
И потом, тягали баржи и в цивильных европах. Вот изображения, отыскались на форуме:
Италия, ссылка.
Толкачи в Британии, ссылка.
Англия, Френк Брэнгвин, офорт, конец 19 века, ссылка.
Нидерланды, 1931 г, ссылка на фото.
Ещё Голландия, ссылка.

Тяга на реках была не только человеческая. Была и парусная, и конная, и цепями, лежащими на дне, и подтягиванием на якорях, и …
Торговые пути далекого прошлого обновляют сезонные ярмарки Поволжья 13 века. Следом за ярмарками для массовых перевозок в 14-15 веках возникает Бурлачество как промысел. Товары везли во множестве. Так волжская баржа-расшива представляла собой объект с массой только груза около 40 тонн.

На чем плавали в древней руси. Смотреть фото На чем плавали в древней руси. Смотреть картинку На чем плавали в древней руси. Картинка про На чем плавали в древней руси. Фото На чем плавали в древней руси

На чем плавали в древней руси. Смотреть фото На чем плавали в древней руси. Смотреть картинку На чем плавали в древней руси. Картинка про На чем плавали в древней руси. Фото На чем плавали в древней руси

На чем плавали в древней руси. Смотреть фото На чем плавали в древней руси. Смотреть картинку На чем плавали в древней руси. Картинка про На чем плавали в древней руси. Фото На чем плавали в древней руси

На порогах Свири, применялась туэрная тяга, по цепи, лежащей на речном дне. Есть информация, что до эпохи пара туэрную тягу крутили бурлаки.
Сегодня свирские пороги скрыла высокая вода.
Немного отвлекусь. Во время ВОВ в этих местах проходил Карельский фронт. Красной Армии противостояли финны, превратившие местные леса в неприступное укрепление и сплошные минные поля. Оборона финнов была прорвана уничтожением шлюзовой системы Свири. Образовавшаяся волна без напряга преодолела сопротивление союзников Гитлера.

Шлюзы на Свири обеспечивают современное судоходство, которое известно с далеких времен. По этой дороге в 1485 году прошел будущий русский святой Александр Свирский, чтобы основать монастырь ныне его имени. Это единственный русский святой удостоившийся лицезреть самого Бога в виде Троицы.
А вот изображение по зарубежным источникам, ибо у нас кроме репинских бурлаков иной судовой тяги народу не показывали, хоть и было на что посмотреть в тоже репинское время.

На чем плавали в древней руси. Смотреть фото На чем плавали в древней руси. Смотреть картинку На чем плавали в древней руси. Картинка про На чем плавали в древней руси. Фото На чем плавали в древней руси

Гидрография тысячу лет назад это совсем не то, что имеем в настоящее время. Сегодня на реках поставлено множество гидростанций, что подняло уровень рек и покрыло старинные пороги. Но это совсем не означает, что в прошлом таких порогов не было вовсе, а там где их существование историками признается, якобы имели место волоки. Как показали исследования, броды были, а вот с волоками напряженка. Вот лично вы уважаемый читатель попробуйте вытащить на берег обычную плоскодонку, а тут корабль с грузом и припасами для купца с помощниками. А тащить волочить такую тяжесть требуется не одну версту. И что с корпусом корабля будет в конце пути?
Речные Волховские и Днепровские пороги служили надежным заслоном для непрошеных гостей. Отвесные многометровые берега, стремительное встречное течение, невозможность обходного маневра через прибрежные овраги и болота, наконец, разбойники и вооруженное население.
Рассмотрим реальность. Днепровские пороги были вообще непроходимы, а преодоление по течению лишь небольшой части известных порогов считалось великим достижением, о чем в Скандинавии даже памятники ставили.
Существование подобных порогов означает, что в прошлом у нас была совсем иная история, чем рассказывает её академическая версия.
Поводом для очевидной коррекции древне-русской истории служат не только пороги и устная сказочность торгового пути «из варяг в греки». Торговля, разумеется, велась. Как же без неё, но совсем иными путями и методами. Об этом говорят раскопанные поднепровские клады монет, которые весьма редки и скромны, а датировка не ранее второй половины 10-го века.

На Волге обнаружено обстоятельство, объективность которого не в состоянии отменить ни сладкоголосые летописи, ни красота слога Карамзина. Речь о сравнительных характеристиках кладов Поднепровья и Поволжья. Количество и вес кладов, выявленных в волжской земле, на несколько порядков превышает число и содержимое кладов на берегах Днепра. А ведь арабские дирхемы и там и тут обнаруживаются, а ещё их нашли на берегу Москвы-реки при строительстве Храма Христа Спасителя. О чем это говорит? Да, хозяйственная жизнь велась везде, но её активность на Волге вне конкуренции. Ну и ещё один штришок. Бурлачество на Днепре не вдохновило художников и песенников, как это имело место с волжскими сюжетами. Не водили днепровские бурлаки баржи транзитом через пороги, а следовательно и объем перевозок на этой реке был незначительным.
Вот тебе и «великая Киевская Русь». Халва, халва, а от слов во рту сладости нет.
Начнешь изучать речные берега, и обнаружишь нашу исконную и реальную историю.

Источник

Как развивалось плавание в Древней Руси

Плавание пришло в нашу жизнь с древних времен. Русь всегда славилась своими реками и озерами. До Х века, пока не произошло Крещение Руси, славяне поклонялись различным духам.

Одним из таких духов был – Водяной.

Он управлял всем водным царством. Ему подчинялись не только рыбы и русалки, но и те, кто имел отношение к воде. Народ с любовью относился к Водяному. Он помогал людям.

На чем плавали в древней руси. Смотреть фото На чем плавали в древней руси. Смотреть картинку На чем плавали в древней руси. Картинка про На чем плавали в древней руси. Фото На чем плавали в древней руси

Следил, чтобы пловцы не утонули. Рыбакам загонял в сети рыбу.

Оберегал озера и реки. Даже после Крещения Руси, вплоть до ХХ века, русские люди всё ещё верили в Водяного.

Какими были первые соревнования по плаванию среди славян?

Первые соревнованию по плаванию среди славян были необычными. Собиралась группа лучших пловцов. Все одновременно заходили в воду. Задача состояла в том, чтобы за определенное время голыми руками поймать рыбу.

Перед соревнованиями участники набирали крапиву, выжимали из нее сок. И натирали им ладони. Наши предки верили, что это поможет в ловле рыбы. За соревнованиями были интересно наблюдать. Мужчина ныряли надолго под воду, проплывая не один десяток метров.

Пока у них в руках не оказывалась рыба. Выигрывал самый ловкий, кто вылавливал самую большую рыбу. Ему дарили, в качестве приза новую рыбацкую сеть. В то время это было дорогим подарком.

В чем плавали мужчины и женщины?

Плавали наши предки в нижнем белье. Мужчины без рубах, в портах. Так было легче плавать, ничего не сдерживало движений. Женщины заходили в воду в сарафанах. Они в отличии от мужчин много не плавали.

В основном плескались и играли в воде с детьми, стараясь не отходить далеко от берега. Это касалось купания в будние дни. Во время различных праздников, мужчины практически всегда плавали в рубахах.

Рубахи должны были быть новыми или чистыми, чтобы показать свое уважение к духам воды. Дети, как и в наши дни плавали голышом.

На чем плавали в древней руси. Смотреть фото На чем плавали в древней руси. Смотреть картинку На чем плавали в древней руси. Картинка про На чем плавали в древней руси. Фото На чем плавали в древней руси

Обычай: Достань крест!

С водой было связано много интересных обычаев. Расскажем об одном из них. На Крещение, в полынью бросали крест. Его надо было достать. Мужчины ныряли в холодную воду и старались найти крест.

Кто первым находил его, тот и побеждал. Это было народной забавой и соревнованием. Мужчины демонстрировали свою закалку, умение плавать и ловкость. А также любовь к воде и умению хорошо плавать, даже в ледяной воде.

Каким стилем плавали на Руси?

В Древней Руси существовал один основной вид плавания. Он назывался – саженки. Так плавали еще много веков. Вплоть до конца ХIХ века. Пока ему на смену не пришел кроль. Техника плавания саженками была следующей.

Поочередно вперед выбрасывались сначала одна, потом другая рука. Соответственно голова поворачивалась влево-вправо. Дыхание было произвольное. Но уже в то время люди понимали, что, когда правильно дышишь, легче плыть.

На чем плавали в древней руси. Смотреть фото На чем плавали в древней руси. Смотреть картинку На чем плавали в древней руси. Картинка про На чем плавали в древней руси. Фото На чем плавали в древней руси

Точной версии почему стиль называется “саженки” нет. Но есть несколько вариантов, откуда произошло название “саженки”. Каждый из них имеет право быть правдой. Приведем три разновидности названия этого стиля.

В те времена на Руси уже существовали бассейны. Они были не такие, как сейчас. Бассейн того времени представлял собой вырытую яму. Размеры, которой были 12 метров в длину, 7 в ширину.

Половцы привыкли воевать на лошадях. Ночью они обычно останавливались на отдых у реки. Им даже в голову не могло прийти, что русские могут напасть ночью, переправившись через реку. В основном это касалось небольших отрядов и групп. После таких вылазок обычно захватчики уничтожались полностью.

Рука и противоположная нога пловца находились на одной диагонали, размерами около «косой сажени». В этом варианте, отсюда пошло название этого стиля.

Сажень была основной мерой длины в Древней Руси. Она мерилась ногами или руками. Что касается ног, это было расстояние в 2 шага. Что касается рук – это размах одной руки от начала пальцев одной до конца другой.

Существовало несколько размеров сажени. Была «прямая», или «простая», сажень, 152 и 176 сантиметров. Но была еще и «косая сажень». Она измерялась от пальцев ног, до пальцев поднятых вверх рук. Ее размер считался 216 и 248 сантиметров.

Недаром с древних времен, пришло выражение – «косая сажень в плечах». Так говорили о сильном человеке имеющего богатырскую силу и стать.

На чем плавали в древней руси. Смотреть фото На чем плавали в древней руси. Смотреть картинку На чем плавали в древней руси. Картинка про На чем плавали в древней руси. Фото На чем плавали в древней руси

Большим преимуществом при плавании саженками было, то, что человек постоянно видел, куда плывет. Особенно это выручало во время боевых действий.

Вода в водоемах не всегда была прозрачной, очков для плавания тогда тоже не было.

Русским воинам приходились плавать в различных реках и озерах. Некоторые были в зарослях тины и водорослях, корягах и кустах. Поэтому было важно видеть куда плыть.

Саженками отлично было плыть против течения. Но энергии расходовалось много. Долго так плавать было трудно. Без тренировки быстро начинала уставать спина и появлялось головокружение.

Как упрощенная версия кроля стиль саженки не затерялся в веках. До сих пор те, кто не занимается профессионально плаванием, предпочитают этот стиль. Когда детей учат держаться на воде, также показывают движения из саженок.

Сколько мог проплыть на Руси взрослый мужчина?

В сказаниях тех лет, говорилось, что в древности уделяли большое внимание закаливанию и физическому воспитанию детей и взрослых. Из-за этого русичи совсем не боялись воды. Они легко преодолевали водные преграды и реки.

Взрослый мог проплыть за один раз около пятисот метров. Ребенок в среднем проплывал от ста метров. Плавание помогало славянам выживать. Очень часто в то время кочевник нападали на русские селения.

На чем плавали в древней руси. Смотреть фото На чем плавали в древней руси. Смотреть картинку На чем плавали в древней руси. Картинка про На чем плавали в древней руси. Фото На чем плавали в древней руси

Люди предполагали, что такое может произойти в любое время. Заранее заготавливали специальные приспособления, чтобы обмануть врага. На берегах рек делали тайник, в который клали стебли камыша.

Внутри они были пустыми. Камыш вычищали, чтобы под водой можно было дышать через эту трубку. Можно сказать, это был прообраз, первой трубки для подводного плавания.

Но это было еще не всё. Стебель не должен был торчать над водой. Заранее замеряли глубину реки, в том месте где предполагалось нырять. И отрезали его таким образом, чтобы он слегка находился на поверхности воды, и она не заливалась во внутрь. Тем самым маскируя свое местонахождения в воде.

Когда печенеги неожиданно нападали на славян, по возможности, кто мог добирался до реки, доставали из тайника заранее заготовленное приспособление и ныряли под воду. Они ложились на дно и лежали там пока кочевники не уезжали.

В Киевской Руси большое внимание уделяли физическому воспитанию людей. Наши предки отличались смелостью, силой, выносливостью. Наряду со стрельбой из лука, бегом, верховой ездой, особое внимание уделялось плаванию.

На чем плавали в древней руси. Смотреть фото На чем плавали в древней руси. Смотреть картинку На чем плавали в древней руси. Картинка про На чем плавали в древней руси. Фото На чем плавали в древней руси

И делалось это не зря. Этому есть многочисленные подтверждения. Когда плавание решало исход многих битв.

В 1608 году войска Лжедмитрия осадили Брянск. Но русские воины дали мощный отпор врагу. Н. М. Карамзин в своем произведении «История государства Российского», очень хорошо описал эту битву:

«Русские воины бросились вплавь через реку на помощь осажденным, они плыли, разгребая лед, под выстрелами неприятеля, изумленного такой смелостью». Отвага славян заставила Лжедмитрия отказаться от дальнейшей осады Брянска.

В западных рукописях также сохранились сказания о том, что славяне были искусными пловцами. Лучше других народов держались на воде и могли переплывать реки.

Славяне могли проплывать в полной амуниции весом 10 кг несколько сотен метров!

В 10 веке князь Олег с многочисленной дружиной решил пойти на Византию. Его войско плыло на челнах сначала по Днепру, а потом по Черному морю. Византийцы пытались остановить дружину Олега.

На чем плавали в древней руси. Смотреть фото На чем плавали в древней руси. Смотреть картинку На чем плавали в древней руси. Картинка про На чем плавали в древней руси. Фото На чем плавали в древней руси

Делали это с помощью горшков с горючим. Они забрасывали ими корабли. Горячая смола моментально поджигала судно. Бесстрашные русские воины не обращали на это внимания. Смело бросались в воду в полном снаряжении.

Так они проплывали несколько сотен метров. Забирались на вражеские корабли и продолжали битву до победного конца. Западный мир был поражен бесстрашием русских людей.

Снаряжение русского дружинника состояло из кольчуги, меча или секиры и шлема. Весил комплект такого снаряжения около 10 килограмм. Кольчуга весила – 7 кг. Меч – 1 кг. Секира – 1,5 кг. Шлем – 600 грамм.

Представьте, как в таком русские воины могли плавать, а потом продолжать сражаться. Действительно, наши предки были – Великими воинами!

В летописях сохранился подвиг русского подростка. В 968 году печенеги напали на Киев. Одному из отроков удалось убежать от кочевников. Он переплыл Днепр с одного берега на другой. Даже сейчас не каждый подготовленный пловец, сможет это сделать.

На этом берегу находился стан князя Святослава. Юноша сообщил о захвате Киева князю. Святослав с дружиной вернулся в Киев и разбил кочевников.

Несмотря на то, что прошло много времени, плавание в России так же популярно, как и много веков назад. Практически каждый человек хочет красиво плавать. Это передалось нам от наших предков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *