На чем плетут кружева коклюшками
Изучаем кружевоплетение. Урок 1
Сегодняшний мастер-класс о самом первом, начальном этапе кружевоплетения.
Поговорим о подборе ниток для плетения на коклюшках, намотке ниток на коклюшки и сами сошьём и набьем опилками валик для кружевоплетения.
Для плетения кружев нам нужны коклюшки.
Для учебы достаточно 30 штук, для работы — 50-100 штук. Коклюшки должны быть одинаковой формы и размера (длины и толщины).
Это очень важно, когда вы будете плести сразу несколькими парами коклюшек, держа их одновременно в обеих руках. Коклюшки не должны быть очень легкими и шершавыми. Вес коклюшек опять же приветствуется!
Плести кружева можно самыми разнообразными нитками по толщине и по цвету.
Это могут быть хлопчатобумажные, льняные, шелковые, синтетические, металлизированные нитки.
Учиться предпочтительно более толстыми хлопчатобумажными нитками, такими, как, например, ирис.
Каким требованиям должны отвечать наши нитки, если мы собираемся сплести из них кружево?
1. Прочность ниток.
2. Ровность нити. Никакой «лохматости», утончения, утолщений и узелков.
3. Прочность окраски. Нитки не должны линять, так как кружево будет стираться, и от линяющих ниток может испортиться вещь, на которую настрочено кружево. Кроме того, если кружево является самостоятельным изделием и сплетено из нескольких цветов линючих нитей, оно так же может быть испорчено (для учебных работ это требование к нитям отсутствует.)
4. Нитки хлопчатобумажные, дающие усадку, следует смотать в пасмы, прокипятить, высушить и только потом использовать (для учебных работ это требование отсутствует.)
Если декатировка ниток исключается, то нужно увеличить сколок минимум на 10%, чтобы избежать ситуации, когда сплетенное кружево после снятия с валика, а тем более после стирки становится меньше запланированного размера. Эта усадка может быть критической! Недопустимой!
Важно помнить об этом, чтобы избежать неприятности после всех тех трудов, которые потрачены на плетение кружева.
Плести из ниток шелковых, скользких на период обучения не рекомендуется. Эти нити для мастеров плетения. Потерпите браться за люрекс и шелк, пока учитесь плетению.
Лучше всего учиться плести на хлопчатобумажных и льняных нитках.
Подойду нитки №10, ирис, мулине. Для долевых пар можно использовать 2 нити мулине, для скани — 6 ниток.
Чем тоньше нитка, тем изящнее получается плетение, тем сложнее плести и дольше по времени.
Сначала рассматриваете сколок, решаете, какая плотность вилюшки вам нужна, на скольких парах будете плести вилюшку, подбираете толщину нити и скани, если она есть.
Важно правильно намотать нитки на коклюшки.
В видео, которое я вам предлагаю, подробно показано, как нужно наматывать нитки на коклюшки.
Для плетения на коклюшках совершенно необходим валик.
Валик — это подушка цилиндрической формы. На валик прикалывается сколок (технический рисунок будущего кружева).
Валик должен быть достаточно тяжелым (особенно это требование важно для маленьких, «учебных» валиков), чтобы при работе на нем он оставался устойчивым, не двигался, когда происходит утяжка нитей, чтобы исключить возможность падения. Я в ящичек- подставку для самого маленького валика положила металлический груз для утяжеления. Большие валики по определению тяжелые и устойчивые.
Для валика подбираем плотную и прочную ткань, нерастяжимую. Чтобы при набивке валика опилками исключить возможность растягивания и деформации.
Можно сшить чехол валика и оба края обработать под кулиску. Встречала такие рекомендации в литературе по кружевоплетению. Я не могу вам рекомендовать такой способ.
Я думаю, что таким способом хорошо сделать чехол на валик (чтобы время от времени можно было его стирать), но не саму основу для валика!
Лучше сделать по-другому.
Выпиливаем два круга из фанеры. Картон нам не подходит, потому что он прогибается!
Из ткани выкраиваем прямоугольник (или квадрат) и два круга.
Подготавливаем чистые и сухие опилки из лиственных пород деревьев, которые не имеют в своем составе смол. Опилки от древесностружечных плит нам тоже не подходят, так как содержат очень вредные примеси.
Просеиваем опилки через сито. Нам нужна только самая мелкая фракция!
Опилок нужно подготовить много, набивать валик следует очень-очень плотно!
Просеивание и набивка опилками большого валика у меня потребовало два дня! (Кстати, это очень пыльная и грязная работа — просеивание опилок).
Сшиваем две стороны прямоугольника, пришиваем два круга к торцам. При этом один круг по всей окружности, а другой — наполовину, так как через оставшееся отверстие мы будем набивать валик опилками.
Выворачиваем на лицевую сторону через оставшееся отверстие. Подворачиваем ткань поближе к первому кругу, вкладываем один деревянный круг на дно валика
и начинаем наполнять опилками и тут же как можно сильнее утрамбовывать.
После набивки валика оставшееся отверстие зашиваем вручную.
Для валика нужно сшить чехол, который можно будет стирать по мере надобности.
Вот как раз для чехла на валик хорошо края обработать кулиской, чтобы было удобно затягивать шнуром отверстия надетого на валик чехла (мой чехол из бордовой трикотажной ткани в полоску на самый маленький валик по краям стянут прочными нитками в форме конфетки).
Сделайте накидку на валик, чтобы в перерывах между вашей работы над кружевом предохранить нити от загрязнения.
В качестве накидки можно использовать полотенце.
Валик нужно установить на козлы, а маленький учебный валик можно положить на ящичек, длина которого больше длины валика, а ширина немного меньше диаметра валика, чтобы он не провалился в ящичек, а устойчиво лёг на него.
В следующий раз поговорим о сколках, по которым выплетаются кружева и сплетем полотнянку.
Желаю вам успешного освоения кружевоплетения!
Уроки кружевоплетения на коклюшках для начинающих
Урок 1. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЯ
Главным инструментом для плетения кружев являются подушка-валик, образец кружевного рисунка – сколок, коклюшки, с намотанными на них нитками, и булавки.
П О Д У Ш К А
Подушка-валик является самым необходимым приспособлением для плетения кружев.
Величина и форма подушки зависит всецело от вида и величины выполняемого кружева. Подушка может изготавливаться из различного материала. По внешнему виду подушка для плетения кружев напоминает валик, который покрыт двумя чехлами.
Внутренний чехол выполняется из более плотной ткани (лен, сатин, тик для пера, бортовка). Величина этого чехла определяется величиной подушки. Для наиболее часто применяемого плетения кружев достаточна подушка среднего размера.
Можно приготовить подушку и несколько более простым способом. Для этого в зависимости от размеров предполагаемой подушки выбирается плотный центр. Это может быть обычная стеклянная банка различной емкости или пластиковый баллон. Для первоначального освоения достаточно взять банку 1-2 литра. Для укрепления и придания плотности пластиковому баллону их берется два, срезаются горлышки. Они вставляются один в другой, и получается «овальчик».
После натягивания наволочки на подушку ткань, стягивающая поролон, аккуратно сматывается и удаляется, при этом поролон расправляется. Края подушки оформляются так же как при заполнении опилками. Верхняя подушка (наволочка) с незначительным припуском (0,5 – 1 см) шире нижней.
Можно выполнить подушку из опилок. Во внутрь чехла кладется картонный кружок. Ставим в центр чехла плотную сердцевину (овальчик из пластиковых баллонов, стеклянную банку и т.д.) Пространство между плотным центром и чехлом засыпать опилками, сенной трухой. Не досыпая 3-4 см до края чехла, кладем второй картонный круг и затягиваем шнурком чехол. Подушка готова.
П О Д С Т А В К А под ПОДУШКУ, ВАЛИК
Вместо неё можно использовать решето, корзиночку, в которые вкладывается валик. Можно также подушку положить внутрь посылочного ящика, соответствующего размерам подушки. Можно также применить кусок поролона небольшой величины, свернув его края в трубочки.
К О К Л Ю Ш К И
Одним из главных приспособлений при плетении кружев является коклюшка – деревянная палочка с шейкой, на которую наматывается нить.
Коклюшки могут быть изготовлены не только из дерева, но и из пластмасс, слоновой кости. Коклюшки могут быть точеные, но их также можно легко изготовить при помощи перочинного ножа. Деревянные коклюшки выполняются из сухих кленовых, березовых, еловых и липовых веток. Можно ошкурить весенние ветки ивы. Величина и форма коклюшек зависит от нитей, которые применяются при плетении – при использовании толстых нитей – коклюшки массивные, с большой головкой и несколько увеличенной шейкой для большого наматывания нитей. При использовании тонких нитей коклюшки изящные, тоньше. Для изготовления коклюшек среднего размера берется кусочек дерева длиной 17,5 – 18 см, в диаметре до 1,5 см. С одной стороны приблизительно на 0,5 см от края сделать надрез и от него через 4,5 см сделать второй надрез. Эту часть дерева между надрезами снимаем так, что создается шейка коклюшки для наматывания нитей. Получившуюся коклюшку в грубом виде следует ошкурить наждачной бумагой, закруглить верхнюю и нижнюю часть коклюшки.
Не рекомендуется покрывать коклюшки лаком т.к. при этом они быстрее загрязняются в работе, потеют в руках, а следовательно, загрязняются и нити, находящиеся на них. Рекомендуется чаще мыть коклюшки. А чтобы они не растрескивались и не раскалывались, сохраняли свою форму, рекомендуется прогрунтоватьих.
Можно прогрунтовать их кипячением в кипящем растительном масле, олифе до приятного бежевого оттенка. Просушить не менее трех недель, а затем тщательно вымыть с содой и мылом несколько раз для снятия остатков масла.
Б У Л А В К И
Для закрепления работы на подушке – валике требуются булавки. Обычно применяются так называемые декоративные булавки с пластмассовой головкой. Можно использовать и канцелярские булавки с круглой головкой и петлей. Но при пользовании канцелярской булавкой необходимо залить эту петлю клеем «момент» или эпоксидной смолой, чтобы при плетении нити не зацеплялись за эту петлю.
При выполнении кружев толстыми нитями применяются большие декоративные булавки, длиной до 5 см с крупной пластмассовой головкой. Для начала требуется небольшое количество булавок – около сотни. При плетении сложных и больших узоров их число больше.
Лучшими в пользовании являются латунные булавки с круглой головкой, т.к. их ржавчина зеленого цвета легко моется, не оставляя следов на изделии.
Вновь купленные булавки рекомендуется очистить от технических загрязнений промыванием в бензине, эфире, спирте. Затем следует их просушить. Сухие булавки нужно очистить прокалыванием через резинку – ластик, используемую при стирании карандашных записей с бумаги. Надо помнить, что при работе потными, мокрыми руками металлические булавки ржавеют, и впоследствии ржавчина может проявиться на кружеве.
В Я З А Л Ь Н Ы Й К Р Ю Ч О К
При работе парносцепной техникой плетения применяется вязальный крючок, величина головки которого определяется величиной применяемых при плетении ниток и булавок. При плетении чаще всего применяется крючок «0» размера. Номер крючка определяется по его головке (бородке), размера углублений в рабочей части крючка.
Вязальный крючок можно будет изготовить и самому. Для этого берется соответствующей толщины швейная игла. Острый конец её несколько уплощается и затем надфилем делается зазор с этого конца. Острый конец закругляется, затачивается. Для хорошего удержания нитей необходимо по краю зазора выточить и боковые канавки. При их отсутствии нить соскальзывает с крючка во время работы. Тупой конец иглы разогревается, как при изготовлении иглы для накола, вставляется в нагретом состоянии в пластмассовый стержень. Для зашивки – окончания работы удобно применять петлевой крючок, который служит для поднятия петель капроновых чулок.
С К О Л О К
Сколок – это технический рабочий рисунок кружева на бумаге или картоне. Узор на сколке наколот или напечатан точками (при массовом изготовлении сколков) на плотной и достаточно эластичной бумаге. Точки обозначают места, куда должны втыкаться булавки для образования кружевного узора. Вначале сколка узор кружева прорисовывается тушью или чернилами. Карандаш для этой работы не годится, так как он стирается, делает работу грязноватой. В дальнейшем плетея руководствуется только одними точками накола или наколами, как их называют. Для облегчения зрительной работы рекомендуется картон или бумагу для сколков брать голубого или зеленого цветов.
Сколок служит как бы канвой для плетения кружева. Для получения запасного сколка при плетении под сколок подкладывают такую же бумагу и в процессе работы, прокалывая оба слоя, получают второй сколок. Обрисовку надо проводить тонкими линиями. Надо помнить, что наиболее важными являются точки накола, а по ним уже можно прорисовать рисунок кружева. При изготовлении кружевного сколка требуется большая точность и аккуратность. От того, как он выполнен, во многом будет зависеть качество кружева. Обычно бумажного сколка кружева хватает не более трех раз.
После неоднократного использования сколка его можно «подновить», восстановить следующим образом. Старый сколок подложить на ровную поверхность изнаночной стороной вверх. Намазать её горячей отварной картошкой и сразу приложить газету. Сколок может послужить еще.
НИТКИ
Для кружевоплетения используются хлопчатобумажные, шелковые ( натуральные или искусственные), льняные или шерстяные, капроновые или смешанные нитки.
Нитки, поступающие в продажу, имеют различную упаковку: катушки, клубки, бумажные и пластмассовые патроны-трубки. На каждой катушке, мотке, бобине, конусе, муфте есть этикетка, на которой указаны толщина ниток (её номер),длина ниток в данном мотке, катушке, бобине, число сложений, ГОСТ и фабрика – изготовитель.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Плетение на коклюшках — древнее искусство создания кружева
Кружево во все времена привлекало к себе внимание за счет своей изящности, ажурности и уникальности. И хотя процесс создания кружева совсем непрост, даже сегодня находятся мастерицы, которые готовы неделями сидеть над такой филигранной работой, чтобы постичь секреты трудоемкого искусства. Одним из самых известных способов создания кружева является плетение на коклюшках, о котором мы постараемся вам рассказать!
Плетение на коклюшках — это особая техника плетения кружева, в которой узор создается с помощью специальных инструментов: валика и коклюшек. Коклюшки — это специальные деревянные палочки, на которые наматываются нити плетения.
Содержание:
История
Мотивы и символы
Инструменты и материалы
Разговор с мастерицей
Немного о процессе
История
Возникновение кружевоплетения связывают с такими странами, как Италия и Испания. В средние века из-за быстрого развития торговли, эта технология появилась и в России, где вобрала в себя черты национальной культуры, став уникальной и самобытной. Существует легенда, согласно которой кружево распространилось в Российской Империи благодаря стараниям Петра I: он вывез из Голландии несколько кружевниц, они же, в свою очередь, стали обучать русских мастериц. Со временем образовалось две основные школы кружевоплетения: елецкая и вологодская, расскажем подробнее о каждой.
Елецкое кружево
Изначально, все узоры, которые плели елецкие кружевницы, заимствовались из европейских образцов: итальянских, испанских, немецких, австрийских и так далее, однако вместе с совершенствованием мастерства пришли и собственные наработки.
Впоследствии елецкое кружево стало настолько известным, что его вывозили за границу за огромные по тем временам деньги (сумма, превышающая 800000 рублей, и это без перевода на современный курс)!
Елецкое кружево участвовало и в мировых ремесленных выставках, где всегда высоко отмечалось экспертами в этом искусстве.
Вологодское кружево
Не трудно догадаться по названию, что это кружево было широко распространено в Вологодской области. Основным отличительным элементом этого стиля может считаться «вилюшка» — кружевная, ажурная дорожка или тесьма, которая проходит рядом с «решетками» (сетка, получаемая в результате плетения любого кружева). Обыкновенно, с помощью вилюшки создаются узоры в виде роз, спиралей и других «завитых» элементов. Стоит отметить, что вологодские кружевницы очень любили геометрические мотивы, и насыщенный плотный рисунок.
История вологодского кружева очень напоминает историю елецкого: оно пришло из европейских стран и к 19 веку широко распространилось среди вологодских рукодельниц.
В основном кружевоплетением занимались крепостные, иногда в поместьях создавались целые мини-мастерские, в которых талантливые кружевницы работали только на своих барынь.
Количество кружевниц постоянно увеличивалось, уже к 1912 их насчитывалось сорок тысяч, а к 1960 году их стало настолько много, что был создан Вологодский кружевной союз. Это предприятие существует и сегодня на территории Вологодской области и называется «Снежинка».
Кроме этих всем известных школ, выделяются Вятская с центром в городе Советск, а также Белеевская и Михайловская.
Мотивы и символы
Несмотря на некоторые различия в стилях, во всех школах русского кружева есть похожие мотивы, узоры и орнаменты, некоторые из них имеют чисто эстетическую функцию, другие — определенную символику. Чаще всего в русском кружеве встречаются растительные мотивы, характерные для родных краев деревья, цветы, ягоды.
Нередко среди орнамента русского кружева можно было встретить узор в виде листьев дуба. В славянском фольклоре дуб — это самое почитаемое дерево. Дуб ассоциировался с божественным началом бога-громовержца Перуна, верховным властителем древнерусского языческого пантеона. Это дерево обладало священным ореолом: его нельзя было рубить или осквернять, а ношение предметов одежды или украшений с изображением дуба имело ритуально-символический характер. Часто узор дуба в кружеве или вышивки мог выполнять защитную функцию, а также укреплять здоровье, ведь дуб это самое сильное и крепкое дерево.
Узор в виде колоска — тоже нашел свое отражение в кружевном искусстве, он служил для привлечения богатства, благополучия. Колос, как и дуб, выполнял защитные функции, оберегал от нечести и злых духов.
Русские кружевницы любили создавать великолепные узоры в виде птиц таких, как лебедь, павлин, феникс (жар-птица) — они чаще всего встречаются на русском кружеве. Возможно, главной причиной, по которой мастерицы так любят обращаться именно к этим птицам — их роскошное оперение. Но, конечно, эти птицы имеют и свою определенную символику.
Лебедь — это женский символ, обозначающий целомудрие, чистоту, милосердие. Также лебедь — птица, олицетворяющая семейное счастье, поэтому кружевное изделие с изображением лебедя будет хорошим подарком для молодоженов.
Феникс или Жар-птица — это классический персонаж для русских былин и сказок, чаще всего жар-птица появляется в трудные для героя моменты и исцеляет его от ран, смерти и других невзгод, поэтому узор в виде этой волшебной птицы по традиции приносит счастье и удачу.
Павлин — нехарактерная для русских просторов птица, тем не менее, довольно часто появляется в сюжетах родного кружева. Павлин ассоциируют с жар-птицей, однако в их символике все-таки есть некоторые различия. Исторически павлин — это царственная птица, горделивая и властолюбивая, не случайно павлиньими перьями украшают одежды восточных ханов и шейхов. Часто павлин был вышит на одеждах статусных персон.
Из этих и других мотивов и символов появляются узоры, которые теперь стали неотъемлемой частью кружевного искусства. Вот только некоторые из них: дубовый лес, павлинки, олень, сливочки, звездочки, вороний глаз и многие другие.
Инструменты и материалы
Коклюшки — деревянные палочки вытянутой формы, на которые наматываются нити плетения. Чаще всего, коклюшки изготавливаются из деревьев вроде яблони или клена, потому что они имеют гладкую структуру — это может уберечь руки кружевницы от заноз. Каждый инструмент подбирается индивидуально, длина и ширина зависит от того вида кружева, которое должно выполняться с помощью коклюшек. Длина коклюшек варьируется от 10 до 100 мм.
Валик — специальная подушка, которая туго набита соломой, поролоном, перьями или опилками. На валике закрепляются булавки, необходимые для плетения.
Для облегчения работы с довольно большим валиком используют «козлик» — специальную подставку, на которую ставится валик
Сколок — что-то вроде трафарета, по которому работает кружевница. Это кожаный или картонный отрезок, где точками отмечены места, необходимые для размещения булавок. Созданием сколков занимаются художники, поэтому каждый новый рисунок — это уникальное приобретение в коллекции мастерицы.
Исторически в качестве материала кружевницы использовали льняные нити, однако со временем стали широко применяться нити мулине, хлопковые нити и даже шелк — кружево можно создавать практически из всего. В русском кружеве вообще часто присутствуют различные дополнительные материалы, например, жемчуг, бусины, перья или мех. Это добавляет плетению интересную самобытность, а также особенный стиль.
О том, что такое плетение на коклюшках, чем оно привлекательно для мастериц, и какие есть секреты в этой технике, мы поговорили с Ольгой Чарушниковой, которая является мастером по плетению кружева!
Чем вас привлекает плетение кружева на коклюшках?
Прежде всего, может это немного самодовольно, но в наше время кружевоплетением редко кто занимается, поэтому мне приятно, что этим искусством владею я. К тому же, я люблю любые виды рукоделия, и освоить что-то новое для меня всегда было интересно!
Как вы стали этим увлекаться?
Заниматься начала еще в школе. У нас был один день в неделю УПК (учебно-производственный комбинат). Каждый ученик должен быть выбрать специальность. В 8-ом классе я с подругой выбрала профессию продавца, но сразу поняла, что это совершенно не мое. А в середине года изменить выбор специальности нельзя. А в начале 9-го класса я выбрала профессию кружевницы. И, обучаясь, не только догнала тех, кто отучились год, но и перегнала. Преподаватель Валентина Ивановна говорила, что ждёт меня после школы на свое место.
В чем главное преимущество этого вида рукоделия?
Преимущество только одно — это красота и неповторимость. Но плетение кружев очень трудоемко. К примеру, сшить изделие, даже самое сложное намного быстрее, чем сплести на коклюшках небольшой воротник.
Не пугает ли вас трудоемкость данного процесса?
На данный момент трудоемкость процесса не пугает. Это удовольствие. А если бы я работала на производстве…. Затрудняюсь ответить. Это мое хобби — и я занимаюсь этим время от времени. Делать что-либо на заказ тоже не выгодно. Потому что на изделие уходит много времени, и хотелось бы оценить свои труды по достоинству.
Сколько времени занимало создание самой сложной вашей работы?
Плела маме на юбилей воротник-шаль. Размер покрывает плечи, опускается до середины груди, на спине до лопаток. Вот на такое изделие у меня ушло 2-3 недели, плела в любое свободное время.
Где лучше всего смотрится вышивка в данной технике?
Выигрышнее всего смотрятся воротники-пелерины. А так разнообразие изделий велико. Можно и картины большие и маленькие плести. Дорожки и салфетки на столы. Как-то в интернете видела декоративные цветы…
Могли бы вы дать совет начинающим кружевницам?
Правило для таких рукодельниц одно — огромная усидчивость. Чтобы изделие получить качественным, необходимо хорошо утягивать каждую ниточку. Бубен должен быть плотно набит соломой или опилками. Крючок и булавки не должны быть ржавыми, чтобы не испачкать изделие. Необходимо также уметь читать рисунок, при взгляде на который сразу видно, какое количество коклюшек необходимо для изготовления того или иного изделия, какие приемы будут применяться в данном плетении. Будет ли где-нибудь утолщение нити.
Немного о процессе
Существует несколько видов техник плетения на коклюшках: сцепная, парная и численная. Сцепное плетение отличается от парного тем, что детали кружевного изделия вышиваются отдельно, а потом соединяются (сцепляются) с помощью крючка. Парное же кружево плетется одновременно с помощью нескольких пар коклюшек, иногда их количество может доходить до 100. Численное кружево — это самый простой способ плетения, он не требует использования огромного количества коклюшек и сколка.