На чем по ее мнению должны основываться семейные отношения
На чем по мнению Кабанихи должны строиться отношения в семье?
Вопрос по произведению Островского «Гроза».
Сравните два, фактически противоположных по сути совета Кабанихи:
У Дикого было положение, а потому люди его уважали. Хотя, если присмотреться к его личным качествам внимательнее, ничего привлекательного в них нет, скорее наоборот. Дикой жаден, сварлив, груб, сердце у него черствое и злое. Самодур он и есть самодур. Но удивительное дело: Дикой сам понимает, что является человеком нехорошим, но ничего с этим поделать не может.
Люди его боятся, понимают, что на него найти управы нельзя. Даже если они приходят к городничему с жалобой на Дикого, это ничем не заканчивается, так как тот говорит чиновнику: стоит ли нам о таких пустяках разговаривать?
Так что даже когда происходит столкновение Кулигина и Дикого, горожане предпочитают не ввязываться в это дело, с почтением отходят (а сам Кулигин снимает шапку).
Катерина является не просто центральным персонажем пьесы Островского, а автор в ней олицетворяет чистоту, великодушие, добро, честность.
Как человек, с детства принявший Бога, Катерина желала чтобы и жизнь её была похожа на то, что предписывается в священных писаниях.
С детства Катерина считала себя счастливой, почерпнув вдохновение и силы в церкви, она и в мирской жизни не оставляла Веру.
Девушка всегда мечтала быть счастливой и даже сюжеты снов были связаны с полетом над тем прекрасным местом, который в чем то напоминал ей Рай.
Как выразилась Катерина в своем монологе:
Гроза. Драматическое произведение великого русского драматурга, Александра Николаевича Островского.
Если анализировать проблематику произведения, то явно можно заметить противопоставление доброго и положительного персонажа, представителя светлого царства, то есть Катерины, молодой невестки и персонажа отрицательного, олицетворяющего тёмное царство- Кабанихи, свекрови молодой женщины.
Катерина, как и все женщины мечтает о любви и о семейном счастье. Но реальность предстаёт, увы, совершенно иная.
В доме мужа царит самострой
Но Катерина, от природы добрая и не приемлющая деспотизма не соглашается с Кабанихой. Она ищет поддержки в муже, но не получает её по той причине, что Тихон слишком подчинён матери.
А. Н. Островский часто для своих пьес в качестве названия использовал народные пословицы и поговорки, отражающие главную идею произведения.
В комедии, о которой речь идёт в вопросе, речь идёт о купеческой семье.
В попытках обойти закон Большов оказывается обманутым и преданным собственной дочерью.
На чём по мнению Кабанихи должны строиться отношения в семье? по пьесе Гроза (Островский А. Н.)
Пьеса А. Н. Островского «Гроза», написанная в 1859 г., является исторической. Она была создана в период революционного конфликта, когда «волна» крестьянского движения всколыхнуло всю Россию.
В этой накалённой предгрозовой обстановке автор пишет произведение, где раскрывает быт, нравы и летопись русской жизни.
Действие пьесы происходит в г.
Калинове, на берегу реки Волги в доме семьи Кабановых. Каждый день, сын, дочь, и невестка вынуждены терпеть мать, которая ограничивает их свободу, и диктует правила жизни необходимые для соблюдения.
В доме всё подчинено её власти, и все обязаны слушать её ежедневное брюзжание, и нравоучение. Все её придирки, ненависть и ревность, достаются Катерине, которая вышла замуж не по любви, а по не до разумению. В её мыслях и жизни всегда был другой мужчина, которого она страстно желала.
По началу Катерина пытается отогнать мысль о Борисе: «Я его знать не хочу!» Но, уже в следующую минуту она признаётся:»Об чём не задумаю, а он так и стоит перед глазами. После отъезда мужа, она с ним встречается, но эти свидания ни к чему хорошему не приводят.
Катерина не может «переломить» свою сущность, и предпочитает терпеть мужа и свекровь пока терпится.
В её молчании отражаются стыд, обида, смятение и вызов. Ей стыдно за безвольного Тихона, не смеющего ослушаться мать, и она оскорблена поведением свекрови, которая цинично встаёт между ею и мужем. В знаменитом монологе звучит такая фраза:» А горька неволя, ох, как горька!».
Драма Катерины свершается на глазах у всего города. Люди видели, как бросилась она с обрыва в Волгу. Её мёртвую вытащили из реки, и свекровь поблагодарила всех людей за оказанную помощь.
Автор передал образ эпохи, и то лицемерие которое было свойственно старшему поколению российской глубинки.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Нравственные устои и быт купечества.
Содержимое разработки
Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Нравственные устои и быт купечества.
дать характеристику городу Калинову, выяснить, кто его обитатели и как живут здесь люди; ответить на вопрос: «Прав ли Добролюбов, называя этот город „темным царством“»?
Работа над двумя монологами Кулигина
(действие 1, явл. 3; действие 3, явл. 3).
«грубость да бедность нагольная»;
«честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба»; «старается бедного закабалить»;
«на труды даровые еще больше денег наживать»;
«не доплачу копейку»;
«торговлю подрывают из зависти»;
«Бульвар делали, а не гуляют»;
«ворота заперты и собаки спущены»;
«чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом, да семью тиранят»;
«слезы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые»;
«за этими замками разврату темного да пьянства».
Город Калинов противоречив.
С одной стороны — чудесное место, где располагается город. С другой — ужасная жизнь в этом городе.
Вопросы для обсуждения:
2. Какой прием использует автор, рассказывая о жизни в городе?
3. Каковы жители, обитающие здесь?
4. Из каких источников черпают калиновцы знания о мире?
5. Каковы основные черты странницы Феклуши?
Чем отличается от жителей города Кулигин?
Кого мы можем считать «хозяевами города»?
Как появляются эти герои на сцене?
Кто он по своему материальному и общественному положению?
В чем сказывается его стремление к наживе? Каким способом он добывает деньги?
Какие поступки и суждения Дикого указывают на его грубость, невежество, суеверие?
Покажите, как в речи Дикого раскрывается его характер?
Какие приемы использует Островский для создания образа Дикого?
Кто она по своему общественному и материальному положению?
На чем, по ее мнению, должны основываться семейные отношения?
В чем проявляется ее ханжество и лицемерие?
Какие поступки и высказывания Кабанихи свидетельствуют о жестокости и бессердечии?
Что общего и в чем различия в характерах Дикого и Кабанихи?
Каковы особенности речи Кабанихи?
Как относятся к поучениям Кабанихи Тихон, Варвара и Катерина?
Дикой и Кабаниха — «хозяева» «темного царства».
Основной прием раскрытия их характеров — речевая характеристика.
Следует обратить внимание на анализ их основных реплик:
О нем: «ругатель»; «как с цепи сорвался».
«дармоед»; «проклятый»; «провались ты»;
«глупый человек»; «поди ты прочь»;
«что я тебе — ровный что ли»; «с рылом-то и лезет
разговаривать»; «разбойник»; «аспид»; «дурак».
Дикой — ругатель, грубиян, чувствует свою власть над людьми, самодур.
«все под видом благочестия»; «ханжа, нищих оделяет,а домашних заела совсем»; «бранится»; «точит, как ржа железо».
«вижу, что вам воли хочется»; «тебя не станет бояться, меня и подавно»; «хочешь своей волей жить»; «дурак»; «приказывай жене»; «должен исполнять, что мать говорит»; «куда воля-то ведет».
Кабаниха — ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом.
Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно.
Дикой — ругатель, самодур, но все его действия открыты.
Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю.
Она больше всего боится, что кто-то станет жить по-своему, своей волей.
Результаты действий этих героев:
— талантливый Кулигин считается чудаком и говорит: «Нечего делать, надо покориться!»;
— добрый, но безвольный Тихон пьет и мечтает вырваться из дома: «. а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь»; он полностью подчинен матери;
— Варвара приспособилась к этому миру и стала обманывать: «И я раньше не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало»;
— образованный Борис вынужден приспосабливаться к самодурству Дикого, чтобы получить наследство.
Большую часть времени калиновцы просиживают дома.
В городе сделали бульвар, но народ по нему не гуляет:
все сидят за заборами, «чтобы люди не видели, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят».
Из газет читают только «Биржевые ведомости», да и то не во всех домах.
Свои представления о жизни калиновцы черпают из рассказов странниц-богомолок. Они готовы поверить, что есть земли, где все люди с песьими головами. Странница Феклуша для них не просто разносчик новостей. Она мыслитель, поставляющий в купеческие дома духовную пищу.
Город Калинов — это типичный город России второй половины XIX в.
Жизнь в городе — это отражение ситуации, когда старое не хочет уступать своих позиций и стремится удержать власть подавлением воли окружающих.
Деньги дают «хозяевам жизни» право диктовать свою волю «жертвам».
В правдивом показе такой жизни — позиция автора, призывающего изменить ее.
Выписать характеристику Катерины:
(вн. вид, характер, поведение, какая была в детстве, как изменилась в доме Кабановых).
Определить основные этапы развития внутреннего конфликта Катерины.
Подготовить выразительное чтение наизусть монологов Катерины (действие 2 явление 10 и действие 5 явление 4).
Какими должны быть взаимоотношения в семье? По пьесе «Гроза» (Островский А. Н.)
Семья играет огромную роль в жизни каждого. От того, какие отношения складываются между членами семьи, зависит душевное состояние человека, его успехи в жизни, учёбе, работе, любимом деле и так далее… Эти взаимоотношения бывают разными: в одних семьях царит любовь, уважение и взаимопонимание, а в других, наоборот, — ссоры и разногласия. Какими всё-таки должны быть взаимоотношения в семье? Попробуем в этом разобраться на примере пьесы А.
Н. Островского «Гроза».
Семья Кабановых состоит их Марфы Игнатьевны, её дочери Варвары, сына Тихона и его жены Катерины. Главная в семье — Марфа Игнатьевна. Она строго придерживается старинных обычаев и считает, что молодое поколение обязано делать то же самое. Кабаниха держит родных в страхе, думая, что только таким образом можно добиться порядка. Тихон во всём подчиняется матери и исполняет все её приказы. Он вырос бесхарактерным мужчиной, который не способен принимать самостоятельные решения и полностью зависит от мнения Марфы Игнатьевны. Свою жизнь с ней Тихон считает мучением. Он мечтает о свободе, но ничего ради этого не делает.
Варвару, как и всех членов семьи, тяготит жизнь в доме матери, но она научилась приспосабливаться к окружающей её обстановке и живёт по принципу: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». В конце концов, когда Марфа Игнатьевна попыталась ограничить её свободу, Варвара убегает с Кудряшом из дома.
А Катерина так и не смогла стать частью семьи Кабановых. Свекровь постоянно упрекает её, заставляет жить так, как сама считает правильным. Муж Катерины не может оказать ей никакой поддержки, потому что боится обвинений со стороны матери. В итоге, не в силах противостоять обстоятельствам, которые окружили её, девушка совершает самоубийство.
Как видим, семья Кабановых является примером того, как семейные взаимоотношения строить не следует. Ведь крепкая семья держится на любви, доверии, понимании, взаимопомощи и стремлении найти компромисс.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров.
1. Познакомить с системой образов драмы «Гроза» А.Н. Островского.
2. Развивать навык анализа характеристики драматических персонажей на примере жителей города Калинова: прежде всего тех, от кого зависит духовная атмосфера в городе.
3. Воспитание патриотизма на примере драмы Островского «Гроза»; пробудить интерес к творчеству Островского.
Оборудование: презентация к уроку по теме.
2. Просмотр презентации «История создания драмы «Гроза».
3. Сообщение темы и целей урока
4. Работа по теме урока
Работа с текстом пьесы Островского «Гроза».
Система действующих лиц пьесы.
Кабанова Марфа Игнатьевна
Дикой Савел Прокофьич
Жертвы «темного царства»
Кудряш. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.
Кулигин. Лучше уж стерпеть.
Варвара. И я не обманщицей была, да выучилась. А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было.
Тихон. Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!
Борис. Не по своей воле еду: дядя посылает.
Вопросы для обсуждения
Какое место занимает Катерина в этой системе образов?
Почему среди «хозяев жизни» оказались Кудряш и Феклуша?
Особенности раскрытия характеров героев. Сообщения учащихся о своих наблюдениях над текстом.
Речевая характеристика (индивидуальная речь, характеризующая героя):
Роль первой реплики, которая сразу раскрывает характер героя:
Дикой. Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!
Борис. Праздник; что дома-то делать!
Феклуша. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная.
Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.
Варвара. Не уважишь тебя, как же!
Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.
Использование приема контраста и сопоставления:
Мы входим в город Калинов со стороны общественного сада. На минуту задержимся, посмотрим на Волгу, на берегу которой раскинулся сад. Красиво! Глаз не оторвать! Вот и Кулигин говорит тоже: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» Люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые. Так ли это? Каким же показан город Калинов?
Задания для анализа двух монологов Кулигина (д. 1, явл. 3; д. 3, явл. 3)
1. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в городе.
2. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в семье.
Вопросы для обсуждения
Каковы жители, обитающие здесь? Жители невежественны и необразованны, верят рассказам Феклуши, которые показывают ее темноту и безграмотность: рассказ об огненном змее; о ком-то с черным лицом; о времени, которое становится короче (д. 3, явл. 1); о других странах (д. 2, явл. 1). Калиновцы верят, что Литва упала с неба (д. 4, явл. 1.), боятся грозы (д. 4, явл. 4).
Кто он по своему материальному и общественному положению?
В чем сказывается его стремление к наживе? Каким способом он добывает деньги?
Какие поступки и суждения Дикого указывают на его грубость, невежество, суеверие?
Как вел себя Дикой при столкновении с гусаром и после него?
Покажите, как в речи Дикого раскрывается его характер?
Какие приемы использует Островский для создания образа Дикого?
Кто она по своему общественному и материальному положению?
На чем, по ее мнению, должны основываться семейные отношения?
В чем проявляется ее ханжество и лицемерие?
Какие поступки и высказывания Кабанихи свидетельствуют о жестокости и бессердечии?
Что общего и в чем различия в характерах Дикого и Кабанихи?
Каковы особенности речи Кабанихи?
Как относятся к поучениям Кабанихи Тихон, Варвара и Катерина?
Как раскрываются характеры Дикого и Кабанихи в их речевых характеристиках?
«ругатель»; «как с цепи сорвался»
«все под видом благочестия»; «ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем»; «бранится»; «точит, как ржа железо»
«вижу, что вам воли хочется»; «тебя не станет бояться, меня и подавно»; «хочешь своей волей жить»; «дурак»; «приказывай жене»; «должен исполнять, что мать говорит»; «куда воля-то ведет» и др.
Н. Добролюбов отозвался о жителях города Калинова так:
«Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном
мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное,
неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права…».
«Самодуры русской жизни».
Что означает слово «самодур»? (дикий, властный человек, крутой сердцем)
Каково ваше представление о Диком?
Что является причиной необузданного произвола Дикого?
Как он относится к окружающим?
Уверен ли он в безграничности власти?
Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Дикого. Приведите примеры.
Дикой Савел Прокофьич – «пронзительный мужик», «ругатель», «самодур», что значит дикий, крутой сердцем, властный человек. Цель его жизни – обогащение. Грубость, невежество, брань, ругань привычны для Дикого. Страсть к ругательству становится еще сильнее, когда у него просят денег.
Кабанова Марфа Игнатьевна – типичная представительница «темного царства».
1. Каково ваше представление об этом персонаже?
2. Как она относится к своим домашним? Каково ее отношение к «новым порядкам»?
3. В чем сходство и различие характеров Дикого и Кабанихи?
4. Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Кабановой. Приведите примеры.
Результаты действий этих героев:
талантливый Кулигин считается чудаком и говорит: «Нечего делать, надо покориться!»;
добрый, но безвольный Тихон пьет и мечтает вырваться из дома: » а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь»; он полностью подчинен матери;
Варвара приспособилась к этому миру и стала обманывать: «И я раньше не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало»;
образованный Борис вынужден приспосабливаться к самодурству Дикого, чтобы получить наследство.
Так ломает темное царство неплохих людей, заставляя их терпеть и молчать.
Молодые герои пьесы. Дайте им характеристику.
Кудряш – отчаянный, хвастливый, способен на искренние чувства, не боится своего хозяина. Он всеми путями борется за свое счастье.
Выписать характеристику Катерины (вн. вид, характер, поведение, какая была в детстве, как изменилась в доме Кабановых). Определить основные этапы развития внутреннего конфликта Катерины. Подготовить выразительное чтение наизусть монологов Катерины (действие 2 явление 10 и действие 5 явление 4).
выписать другие понравившиеся высказывания, характеризующие Катерину (обязательно)
определить свое отношение к данным тезисам, подобрать аргументацию (обязательно).