На чем построен сюжет романа отцы и дети
«Отцы и дети». Анализ романа Тургенева
История создания романа «Отцы и дети»
⦁ 1860 г. — возникновение замысла романа. И. С. Тургенев в тат период находился в Англии и переживал творческий разрыв с журналом «Современник».
⦁ 1860-1861 гг. — работа над романом в Париже. Писатель заканчивает произведение на родине, в Спасском.
• 1861 г. — первая публикация романа в «Русском вестнике». Отдельным изданием произведение вышло в 1862 г. с посвящением В. Г. Белинскому. Роман «Отцы и дети» вызвал много споров среди критиков и общественности. Наиболее известными отзывами являются статьи Д. И. Писарева «Базаров», М. А. Антоновича «Асмодей нашего времени» и Н. Н. Страхова «Отцы и дети Тургенева».
Композиция и сюжет
Композиция романа — кольцевая. Развитие событий происходит по кругу: Марьино (поместье Кирсановых) — город*** — Никольское (поместье Одинцовой) — дом родителей Базарова. В основе композиции — принцип антитезы. Сюжет — непрерывная цепь столкновений Базарова с другими героями.
Конфликты романа
В произведении присутствуют два основных типа конфликта — внешний и внутренний.
Внешний (социальный)
Противостояние поколений отцов и детей (мировоззрения Павла Петровича — нигилизм Базарова, Николай Петрович — Аркадий)
Внутренний
Борьба мировоззрений и чувств Базарова (Базаров — Одинцова, Базаров — родители) — теория нигилизма неприменима на практике
Каждый из конфликтов имеет собственную композицию.
КОНФЛИКТ ВНЕШНИЙ
Экспозиция
Описание предысторий братьев Кирсановых, знакомство с Базаровым, краткий рассказ о нём Аркадия.
Завязка
Знакомство Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым.
Развитие действия
Споры героев-антагонистов, неприятие взглядов друг друга, чувство взаимного презрения.
Кульминация
Сцена дуэли (поражение Павла Петровича).
Развязка
Полный разрыв Базарова- с семьёй Кирсановых, прощание с Аркадием.
Эпилог
Рассказ о судьбе семейства Кирсановых.
КОНФЛИКТ ВНУТРЕННИЙ
Завязка
Знакомство Базарова с Одинцовой, три дня в родительском доме.
Развитие действия
Поездка приятелей в Никольское, неожиданные чувства Базарова.
Кульминация
Объяснение героя с Одинцовой, переосмысление чувств к родительскому дому.
Развязка
Эпилог
Упоминание о дальнейшей судьбе Одинцовой: она вышла замуж «по убеждению» за человека «холодного как пёд», Описание сельского
кладбища и могилы Базарова: при рода напоминает «о вечном примирении и о жизни бесконечной», у родителей Базарова есть надежда соединиться с сыном в ином мире.
Основные образы в романе «Отцы и дети»: характеристика, роль в произведении.
Характеристика Базарова:
Характеристика Аркадия:
Характеристика Павла Петровича:
Характеристика Николая Петровича:
Характеристика Одинцова:
Характеристика Авдотьи Кукшиной и Виктора Ситникова:
Идейно-тематическое содержание романа «Отцы и дети»
Тема: отцы и дети (главная тема, которая следует из названия произведения) — широко представлена не только спорами между Базаровым и дядей Кирсанова, но и отношениями Аркадия и Базарова с их родителями; вечная тема любви, которая, по замыслу И. С. Тургенева, должна не только примирить старшее поколение с младшим, но и служить мерилом всех поступков героев, испытывая их на прочность; тема жизни и смерти показана в эпизодах с болезнью и кончиной Базарова (вопрос, волновавший автора, — удастся ли его главному герою остаться верным своим идеалам перед лицом неминуемой гибели).
Идея: показана борьба интеллигенции старой либеральной дворянской и новой разночинной революционно-демократической;
пути спасения России — главный вопрос, вокруг которого ведут споры нигилист Базаров и либерал Кирсанов; непонимание между отцами и детьми основано не на различии характеров, а на идейных расхождениях, по этой причине может произойти нарушение преемственности поколений: старый строй уже изжил себя, а новый ещё не сформировался.
Жанровое своеобразие.
Нигилизм (от лат. nihil — «ничто») — философия, ставящая под сомнение (в крайней своей форме абсолютно отрицающая) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры. Нигилисты отвергают принципы, принятые на веру, искусство и красоту, выступают против преклонения перед авторитетами, любые
чувства объясняют физиологией.
Художественные особенности и средства.
Сопоставление с другими произведениями.
Тема отцов и детей представлена в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова, романе «Война и мир» Л. Н. Толстого, пьесе «Гроза» А. Н. Островского, повести «Станционный смотритель», пьесе «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина.
Характеристика композиции романа отцы и дети кратко. Сочинение на тему: Композиционные особенности романа Тургенева «Отцы и дети
Сюжет и композиция романа «Отцы и дети»
В основе сюжета романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» — конфликт поколений, перенесенный из плоскости семейных отношений в плоскость социально-философских споров. Композиция романа помогает определить позиции героев, с одной стороны, и позицию автора по отношению к героям, с другой стороны.
Сюжет в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Противопоставление — это основной композиционный прием произведения.
Он проявляется также в повторении «маршрута» Базарова (Базаров дважды посещает поместья Кирсановых и Одинцовой, дважды возвращается под родительский кров).
Конфликт между «отцами» (либералами) и «детьми» (революционерами-демократами) проступает в завязке романа — описании внешности Базарова и Павла Петровича:
«…высокого роста в длинном балахоне с кистями, лицо его, длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета…оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум», «Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стойкость и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцати годов».
Композиция романа «Отцы и дети»
Композиционное решение помогает Тургеневу высказать свое отношение к главному герои и его теории. Важными пунктами композиции являются главы нескольких кульминаций романа.
Х глава — кульминация идеологических споров героев
Позиции Базарова, неприемлемы для Кирсановых, особенно для Кирсанова старшего: отрицание всего, что близко позициям либералов- отцов: принципов, красоты природы, поэзии, музыки, нравственных основ в народе, социальных основ русского общества.
Цель — все разрушить, «место очистить».
ХХIV глава — кульминация личностных отношений
А именно — между Базаровым и Кирсановым. Дуэль. Необычное разрешение конфликта.
«…дуэль с Павлом Петровичем именно введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного почти преувеличенно комически».
Базаров перестает видеть в Павле Петровиче противника, а видит только страдающего раненого старого человека. Павел Петрович о поведении Базарова:
«Вы поступили благородно».
Цель композиционного построения — развенчание теории героя
Один из пунктов — испытание любовью. Эволюция взглядов и чувств героя: поездка в город, впечатление от Одинцовой
… этакое богатое тело! — хоть сейчас в анатомический театр»,
в усадьбе Одинцовой («Базаров сознавал романтика в самом себе»), теория любви (Базаров — Аркадию:
«Нравится тебе женщина… старайся добиться толку; а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля клином не сошлась»
ХШ глава — кульминация отношений
В этом объяснении с Одинцовой Базаров сохраняет чувство собственного достоинства:
«Человек я бедный, но милостыни до сих пор не принимал».
Перед смертью герой говорит Одинцовой:
«Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».
Роль глав ХII- ХШ
Это не только завязка любовной интриги, но и знакомство с «последователями» Базарова — Ситниковым и Кукшиной. Для Тургенева здесь важна гротескность их образов. Например, портрет Ситникова :
«Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом».
Эмансипированная Кукшина вызывает неприязнь у Базарова. Она самонадеянно говорит:»… слава Богу у меня нет детей», бездетная Кукшина — символ бесперспективности идей нигилизма. Других последователей в романе у главного персонажа нет.
Главы ХХ, ХХI,ХХVII- отношения Базарова с родителями
«Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать».
Смерть героя
Кончина Базарова — это крах идей нигилизма
«И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру: куда! Задача есть, ведь я гигант! А теперь задача для гиганта — как бы умереть прилично. Хотя никому до этого дела нет. …Все равно вилять хвостом не стану», с другой стороны, в нем просыпается настоящая человеческая натура
(не показать своих страданий, утешить родителей, не помешать им искать утешения в религии).
«Умереть так, как умер Базаров, значит совершить великий подвиг» (Д.И.Писарев).
Композиционная роль эпилога
Это авторский взгляд на будущее России:
а) Упоминание о Ситникове и Кукшиной закономерная концовка абсурдности идей нигилизма (нигилизм обречен),
б) Жизнь Николая Петровича и Аркадия — идиллия семейного счастья, далекая от общественных споров (вариант дворянского пути в судьбах России),
в) Судьба Павла Петровича — итог жизни, загубленной страстной любовью (без семьи, без любви, вдали от Родины),
г) Судьба Одинцовой — еще один вариант будущего, героиня выходит замуж за человека, являющегося одним из будущих общественных деятелей России.
д) Описание могилы Базарова — декларация вечности природы, вечности жизни, временности всяких социальных теорий, претендующих на вечность
«Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят они нам, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»
Сюжет и композиция романа «Отцы и дети» помогают писателю представить свой взгляд на новые явления российской жизни, на ее будущее.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь
История создания
В «Отцах и детях» анализ произведения следует с определения смысла названия «Отцы и дети». Из названия разу становится ясно, о чем будет повествование, речь пойдет о семейных отношениях, но не просто об отношениях, а об извечном конфликте между поколениями. О разности их взглядов и понятиях о жизни.
История создания “Отцов и детей” довольно увлекательна. Первые задумки романа возникли у писателя в 1860 году, когда он был в Англии. Волею случая, Иван Сергеевич вынужден был целую ночь провести на железнодорожном вокзале, где он и познакомился с молодым врачом. Писатель и новый знакомый проговорили всю ночь, именно его идеи Иван Сергеевич вложил в речи своего будущего главного героя романа – Базарова.
В том же году, писатель вернулся в Париж, где и начал написание первых глав произведения. Летом 1861 года, уже в России, работа над произведением была завершена. Это был роман, написанный в самые минимальные сроки, от замысла до года написания прошло всего около двух лет, а в 1862 году роман уже вышел в печать.
Свои идеологические разногласия с критиком Добролюбовым, писатель отразил в отношениях героев романа, в их спорах между собой.
Сочинение на тему: Композиционные особенности романа Тургенева «Отцы и дети» — Сочинение
Композиционные особенности романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Композиция – это построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения. Это важнейший структурный принцип организации произведения как художественного целого. Попробуем рассмотреть композиционные особенности романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
В центре системы персонажей романа один главный герой – Базаров. В основе композиции «Отцов и детей» лежит принцип симметричности и параллелизма.
События первой условной части романа (социальный конфликт) симметричны по отношению к событиям любовной коллизии.
Так, в первой части романа мы имеем дуэль взглядов Базарова и Павла Петровича (закончившуюся дуэлью в буквальном смысле), во втором части – дуэль характеров Базарова и Одинцовой. Из первой дуэли Базаров выходит победителем, из второй – побежденным.
Симметричными оказываются жизненные истории двух Героев-антагонистов. Так, трагическая, роковая любовь Павла Петровича к княгине Р. повторяется в истории несчастливой любви Базарова к Одинцовой. Симметричность прослеживается и в последствиях этого чувства для обоих персонажей.
После истории с Нелли Павел Петрович становится духовным мертвецом (человеком, безразличным к жизни), Базаров же, расставшись с Анной Сергеевной, умирает буквально. Здесь возникает тема сфинкса, что неоднократно отмечали исследователи. Ни Кирсанов, ни Базаров так и не смогли разгадать загадку любимой женщины.
Напомним, что согласно греческому мифу, сфинкс пожирал всех, кто не мог отгадать его загадку.
Совершенно симметричны первые впечатления этих героев друг от друга. Так, Базаров явно не понравился Павлу Петровичу. При первой встрече он не подал ему руки. В разговоре с братом он весьма презрительно отзывается об их госте: «сей», «волосатый». Точно так же Евгений Васильевич в разговоре с Аркадием сразу же обращает внимание на щегольство и чудачества Кирсанова.
И у первого, и у второго героя находятся свои почитатели в имении Кирсановых: Павлу Петровичу подражает Прокофьич, «поклонниками» Базарова же становятся Петр и Дуняша.
Проживая в Марьино, и тот и другой герой испытывают влечение к Фенечке.
Наконец, в финале романа оба героя остаются в полном одиночестве: Базаров порывает свои прежние связи и уединенно живет в родительском доме (где и умирает), Павел
Петрович уезжает заграницу, где живет в одиночестве и, вероятно, будет жить до смерти.
Параллелизм заметен и в развитии любовной темы романа. У братьев Кирсановых умирают любимые женщины, и оба они пытаются найти своеобразную замену в лице Фенечки. Трагический «поединок» Базарова и Одинцовой изображен на фоне светлой, безмятежной любви Аркадия к Кате.
Подлинность взглядов Базарова оттеняется болтовней «прогрессиста» Ситникова, красота же и натуральность поведения Одинцовой изображена на фоне отталкивающей внешности и кривлянья Кукшиной.
Параллелизм очевиден и в судьбах отца и сына Кирсановых: Николай Петрович и Аркадий вступают в брак и заводят семьи, детей.
В основе сюжета «Отцов и детей» лежат два конфликта – общественный и любовный. Соответственно мы можем выделить две сюжетные линии. Описание предысторий братьев Кирсановых, первое знакомство с Базаровым, краткий рассказ о нем Аркадия – это экспозиции героев-дворян и героя-разночинца в первой сюжетной линии.
Знакомство Базарова с Павлом Петровичем – завязка социального конфликта. Стоит отметить, что к идейному противостоянию героев примешивается личная неприязнь, конфликт на формальном уровне. Встречи героев-антагонистов за обеденным столом (происходящие трижды), их споры, неприятие взглядов другу друга, чувство взаимного презрения – развитие действия.
Сцена дуэли является кульминацией идейного противостояния героя-демократа и героев-дворян и одновременно кульминацией и развязкой (поражение Павла Петровича) личностного конфликта героев. Развязкой социального конфликта становится полный разрыв Базарова с семейством Кирсановых, прощание его с Аркадием.
Рассказ о судьбе семейства Кирсановых в финале выполняет роль эпилога к первой сюжетной линии романа.
Рассмотрим любовную коллизию романа. Знакомство Базарова с Одинцовой – завязка любовного конфликта. Жизнь Евгения в Никольском, его встречи и разговоры с Анной Сергеевной – развитие действия. Кульминация – объяснение героев. Развязка – расставание героев. Эпилогом здесь становится упоминание о дальнейшей судьбе Одинцовой и описание сельского кладбища и могилы Базарова.
Таким образом, композиция романа отличается простотой, четкостью и соразмерностью, что также обусловило художественное достоинство произведения и неизменный читательский интерес.
Отцы и дети: краткое содержание и анализ романа
Середина XIX века — начало больших перемен в истории Российской империи. От старинного патриархального уклада страна стремительно неслась к развитию промышленности, торговли, разлитию науки и техники. Промышленная революция не могла не отразиться на социальных отношениях — старое поколение, привычное к традиционному образу жизни, столкнулось с новым.
Этот конфликт и описал И. Тургенев в своем произведении «Отцы и дети», краткое содержание и идеи романа будут описаны в данной статье.
Очень короткий пересказ романа
После учебы в университете Аркадий приезжает в отчий дом, привозя своего друга Евгения Базарова, человека другого поколения с новыми взглядами на жизнь. Нигилист Базаров не принимает взгляды и философию старшего поколения Кирсановых и часто спорит с ними на различные жизненные темы. Каждая из сторон чувствует себя правой.
Базаров расходится с Аркадием, которому мировоззрение приятеля стало чуждым. Базаров как всякая недюжинная натура остался в трагическом одиночестве. Он умирает от случайного пореза пальца.
Время и место сюжета
События романа происходят летом. На дворе — 1859 год. Место развития сюжета — российская провинция. Сначала события разворачиваются на постоялом дворе, где Николай Петрович Кирсанов ожидает возвращения сына, потом действие происходит в семейном поместье.
Автор поместил главных героев в атмосферу российской глубинки не случайно. Именно там противоречия между старым и новым жизненным укладом видны особенно ясно. Примечательно, что практически все главные герои проживали в столице, поэтому достаточно ясно представляют себе перемены в стране, но не принимают их, предпочитая жить так, как жили поколения их предков.
Герои романа «Отцы и дети» и их краткая характеристика
Главные герои романа представлены уже в первых главах произведения. Постараемся представить краткую характеристику каждого из действующих лиц.
Базаров сын полкового лекаря, он подчёркивает своё плебейское происхождение, хотя мать его — столбовая дворянка. Евгений небрежен в одежде, не блещет манерами (эти пустяки не для него), он внешне холоден, не любит излияний чувств. Вместе с тем в Базарове много симпатичного: его лицо «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум», он труженик, сам зарабатывает себе на жизнь, учится на медицинском факультете, его думы заняты просвещением невежественного народа и будущим России. Трудовая жизнь закалила его, он суров. Базаров отрицает романтику, не признаёт стихов, но в груди его «страстное бунтующее сердце».
Герой не представляет, как строить будущее, считает, что задача нигилистов — сломать, разрушить устои, этим он и ограничивается. Жизнь показывает Базарову несостоятельность его теории отрицания нематериальных ценностей, когда он оказывается во власти любви. В конце романа Евгений скептически относится к мужикам, к будущему России, умирает от трупного заражения, порезав палец на вскрытии. Его последние слова: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен».
Он не выдающийся мыслитель или учёный-естествоиспытатель, молодой человек желает обычного семейного счастья, к чему Базаров относится с презрением. Но ничего недостойного в желании Аркадия нет. Он полюбил девушку, женился, стал рьяным хозяином в имении.Таким образом, Аркадий, примкнувший было к нигилистам — новым людям, остался в лагере отцов — дворян-либералов.
Человек с сильным характером, способный на сильное чувство. В молодости он пережил любовную драму, из-за которой отказался от блестящей карьеры. Так и не оправившись от несчастной любви, он стал вести уединённую жизнь в деревне у брата. Базаров относительно Павла Петровича высказал мнение, что мужчина, поставивший свою жизнь на карту женской любви, — не мужчина.
Герой так и не сумел найти смысл жизни. Он уехал за границу, считался там славянофилом, но ничего русского не читал. Вся его приверженность к народу сводилась к пепельнице в виде серебряного мужицкого лаптя.
Второстепенные герои
Второстепенные герои служат обрамлением основных действующих лиц, дополняют и раскрывают характеры главных персонажей романа.
Анна Сергеевна не обращает внимания на кривотолки, которые ходят вокруг её имени. У неё независимый сильный характер. Больше всего в жизни она ценит стабильность и комфорт. Бывать в свете Одинцова не любит, предпочитает уединённый образ жизни. Ум её любознательный и одновременно равнодушный, душа жаждет чего-то, но при малейшей угрозе её спокойствию все порывы глохнут.
С главным героем она схожа независимостью суждений, отсутствием сентиментальности и романтичности. В ней зарождалось чувство к Базарову, но она побоялась себе в этом признаться и отвергла его. Однако проявляет великодушие при известии о скорой кончине Евгения Васильевича.
В дальнейшем она вышла замуж, не по любви, но по убеждению, за умного человека со многими достоинствами, будущего русского деятеля.
Краткое содержание романа «Отцы и дети» по главам
Рассмотрим более подробно содержание романа и раскроем краткое содержание каждой его главы.
Глава 1
Весна 1859 года. Помещик Николай Кирсанов лет сорока с небольшим, владеющий хорошим имением в двести душ, ждет возвращения своего сына из университета. Автор кратко описывает жизнь Николая и его семьи, его прошлое. Николай из-за травмы ноги стал негоден к военной службе, окончил университет, женился по любви, но через десять лет счастливой семейной жизни овдовел.
С десятилетнего возраста Николай воспитывает сына один. Когда Аркадий поступил в университет, Николай жил с ним три года в стоице, но в последнюю зиму выехать не смог. И теперь поджидает сына, ставшего кандидатом, уже совсем седой, пухленький и немного сгорбленный. Взволнованный отец увидел, как показался тарантас, различил дорогое лицо сына и поспешил навстречу.
Глава 2
Встреча отца и сына состоялась. Аркадий приехал не один, а со своим хорошим приятелем Евгением Базаровым. Николай горячо любит своего сына, и готов оказать его университетскому другу теплый прием. Он крепко пожал руку Базарова, которую тот не сразу подал.
Аркадий рекомендует отцу Евгения, как человека простого, которого можно не стесняться. Базаров решает ехать отдельно от Кирсановых и усаживается в тарантас. Николай и Аркадий Кирсановы уезжают в коляске с постоялого двора в Марьино.
Глава 3
Во время поездки домой отец старается рассказать сыну о делах, происходящих в имении, заинтересовать текущими хлопотами. Он очень соскучился по Аркадию, старается вовлечь его в разговор, обнять. Младший Кирсанов стесняется проявляться свои чувства, ведет себя развязно, игнорирует чувства отца.
В этой главе мы впервые узнаем о Фенечке — возлюбленной Николая Кирсанова. Отец говорит, что если сыну неприятно ее присутствие, то Фенечка может уехать. Сын отвечает, что отсылать её необязательно, и оба меняют тему разговора.
Подъезжая к имению, Аркадий видит следы запустения — все требует преобразований и хозяйских рук. Но как изменить жизнь в поместье к лучшему, младший Кирсанов не знает.
Восторгаясь красотами природы, Николай Кирсанов пытается продекламировать пушкинское стихотворение. Базаров, беспардонно прерывая Николая, просит Аркадия закурить. Отец умолкает и больше за всю дорогу не произносит ни слова.
Глава 4
Встречать путешественников вышел только старый слуга и двенадцатилетняя девочка, показавшаяся на миг. Николай Кирсанов ведет гостей в дом и наказывает подать обед. Здесь читателям предстоит знакомство с еще одним героем романа — Павлом Петровичем Кирсановым. С ним гости сталкиваются в дверях.
Дядя Аркадия — статный, ухоженный и очень привлекательный мужчина. Его выправка и безупречный вид сильно выделяются на фоне небрежно одетого и развязного Базарова. Знакомство состоялось, и гости пошли привести себя в порядок перед обедом. Старшие Кирсановы обменивается впечатлениями о новом госте. Павлу Петровичу Базаров не понравился.
Во время обеда напряжение в романе возрастает. Все попытки поддержать разговор потерпели провал. После еды все расходятся по комнатам, и Евгений делится своими впечатлениями о братьях Кирсановых: Павел Петрович смешон в деревне со своими розовыми ногтями и воротничками, точно каменными, а Николай Петрович — славный малый, только стихи зря читает и в хозяйстве не смыслит. Павел и Николай не спали. Отец думал о сыне, а Павел Петрович глядел в огонь. В соседних покоях Фенечка смотрела на Митеньку — незаконнорожденного маленького сына Николая Петровича.
Глава 5
Евгений Базаров встал рано и вышел на прогулку. Он оценил вид имения и вступил в разговор с мальчишками, которые за ним увязались. После этого все вместе они отправились на болото ловить лягушек.
Кирсановы собираются на веранде пить чай. Аркадий навещает Фенечку и узнает о существовании своего маленького брата. Он радуется и попрекает отца в том, что тот раньше не сказал ему о Фенечке. Николай растроган и теряется с ответом.
Братья Кирсановы интересуются Базаровым и причиной его отсутствия. Аркадий представляет своего друга как нигилиста — человека, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением этот принцип не пользовался. Тем временем возвратился Базаров с мешком лягушек. На язвительный вопрос Павла Кирсанова «едите или разводите?» он равнодушно ответил: «Для опытов».
Глава 6
В этой главе разворачивается первый нешуточный спор между Базаровым и Павлом Петровичем. Оба настаивают на своей точке зрения и уже не пытаются скрыть неприязнь друг к другу. Николай Кирсанов старается увести разговор в другую сторону и просит Базарова помочь с выбором удобрений. Они уходят.
Аркадий не хочет, чтобы его новый друг стал причиной раздора в семье. Для этого он просит Евгения понять Павла Петровича и рассказывает Базарову историю жизни своего дяди.
Глава 7
Павлу Петровичу прочили блестящую карьеру военного. Он пользовался успехом у женщин, мужчины завидовали ему, он был смел, ловок, блистал на всех на светских приемах. В 28 лет его карьера достигла своего рассвета. Но тут Павел Кирсанов влюбился. Его избранницей стала княгиня Р., которая изредка появлялась в свете. Муж княгини был глуповат, детей не было, она вела странную жизнь: то внезано уезжала за границу, то возвращалась в Россию, ночи проводила в слезах и молитвах, днями становилась светской дамой и не упускала развлечений.
Самым привлекательным в её лице был загадочный взгляд. Павел Петрович протацевал с княгиней Р. одну мазурку и потерял голову. Лёгкая победа, обычная для светского льва, не охладила, а, напротив, ещё крепче привязала его к этой женщине. Их отношения стали для него мучительной чередой её любви и охлаждения. Герой не мог прожить и дня, не увидев предмет своей страсти, поэтому бросил службу и следовал за княгиней по всем европейским столицам. Наконец, она оставила его совсем. Павел Кирсанов вернулся в Россию, где никак не мог войти в прежнюю колею.
Глава 8
Павел Петрович не принимает участия в жизни поместья и не знает, чем себя занять. Он присутствует при разговоре брата с управляющим, но не пытается вникнуть в проблемы хозяйства. После этого Павел Кирсанов заходит к Фенечке, чтобы проведать Митю.
В этой главе автор раскрывает читателю историю знакомства Николая Кирсанова и крестьянской девушки Фенечки. Когда-то мать привела Фенечку к барину, чтобы он помог девочке, и обработал ей глазки, в которые попала зола. Лицо девочки очень понравилось Николаю, и он часто наблюдал за ней. После смерти матери Николай Кирсанов поселил девушку в собственном доме. Он смог разжечь в Фенечке ответное чувство; в результате их любви на свет появился Митя.
Глава 9
Базаров видит хорошенькую Фенечку с ребёнком в беседке и решает познакомиться с ней. Аркадий предварительно рассказал Евгению историю появления на свет Мити, Базаров одобряет поведение Николая Кирсанова. Базаров возится с ребёнком, в разговоре соообщает, что доктор, и предлагает обращаться к нему, если что случится. По пути к дому Евгений рассказал Аркадию, почему ему не нравится поместье, и что в нем нужно исправить. Напоследок Евгений высмеял игру Николая на виолончели, но Аркадия его слова уже не рассмешили.
Глава 10
Базаров уже освоился в Марьино. Он пользуется любовью простых людей. Аркадий Евгению поклоняется, отец относится к гостю с опаской. Павел Петрович испытывает к нему ненависть. Накануне Николай пожаловался брату, что в невольно подслушанном им разговоре Базаров назвал его отставным человеком. Николай Петрович обеспокоен влиянием Базарова на Аркадия, которое может привести к отчуждению сына. Павел Кирсанов решил дать отпор нигилисту.
За вечерним чаем состоялся неприятный разговор. Базаров назвал одного из соседей «дрянь аристократишка», чем возмутил Павла Петровича. Зашёл спор, кто полезнее обществу: аристократ, руководствующийся в жизни принципами, или нигилист, всё отрицающий и готовый разрушить? Евгений обвинил старшего Кирсанова в бессмысленной, как у других аристократов, жизни. Павел Петрович на это ответил, что нигилисты в своём отрицании только ухудшают ситуацию в России.
Спор в итоге Базаров назвал бессмысленным и ушёл вместе с Аркадием. Николай Павлович вспоминает, как сам когда-то в молодости поссорился с матерью, так как она его не понимала. Теперь это непонимание повторяется между ним и сыном.
Глава 11
Вечером все остывают от спора, и каждый занят своими мыслями. Николай вспоминает свою жизнь, Павел же грустит о несбывшемся. Друзья решают съездить в город, чтобы развеяться.
Глава 12
В городе Базаров встречает своего знакомого Ситникова. Неумный и вздорный Ситников поклоняется Базарову и всему, что считается «современным». Новый знакомый приглашает друзей съездить в гости к Авдотье Кукшиной, принимая ее за умную и образованную современницу.
Глава 13
Встреча с Кукшиной. Друзья знакомятся со вздорной, пустой, неухоженной женщиной, склонной к выпивке. Здесь они встречаются с другими нигилистами. Вести беседу хозяйка не умеет, постоянно перебивает собеседника, рассуждения ее нелепы и поверхностны. Кукшина перебирает своих знакомых и вспоминает об Анне Одинцовой, с которой обещает познакомить своих новых приятелей.
Глава 14
На балу друзья знакомятся с Анной Одинцовой — богатой вдовой 28 лет. Она сражает их своей холодностью и великолепием. Аркадий увлекся вдовой. Друзья получают приглашение погостить в поместье Одинцовой.
Базаров не верит в то, что женщина может быть умна и цинично отзывается об Анне, утверждая, что, по мнению окружающих, у нее двусмысленная репутация.
Глава 15
Друзья направляются в номер, который занимает Анна Сергеевна. Здесь они выслушивают краткую историю ее жизни. В беседе они затронули тему естественных наук, Анна показала себя понимающим и чутким собеседником. Одинцова производит впечатление на Базарова. Позднее он признается Аркадию, что Анна ему понравилась.
Глава 16
Приняв приглашение Одинцовой, друзья отправляются в ее имение. Анна окружила себя роскошью. В беседе она показала себя спокойной и холодной, хотя и отзывалась о себе, как о неутомимой спорщице. В этой главе появляется Катерина — сестра Анны. Аркадию она показалась милой, но он увлечён Одинцовой. Анна Сергеевна просит Аркадия пройти вместе с сестрой за рояль, а сама остается с Базаровым.
Позднее друзья обменялись впечатлениями — оба хвалили хозяйку. Аркадий отмечал, насколько она хороша, а Евгений восхищался ее мозгами. Базарову понравилась Катя, и он отметил ее неопытность и невинность.
Глава 17
Две недели друзья живут в поместье у Одинцовой. В доме все подчинено строгому порядку, которому должны следовать и новые знакомые хозяйки. Базарову это не нравится, но он вынужден подчиниться. Аркадий больше времени проводит с Катей, Анна Сергеевна же уделяет внимание Базарову.
Аркадий отмечает, что его друг меняется, не догадываясь о том, что тот захвачен любовью. В поместье появляется слуга Базаровых с просьбой к Евгению навестить родных. Базаров в разговоре с Одинцовой сообщает, что скоро уедет к отцу. Это известие отозвалось бледностью в её лице и уколом в сердце.
Глава 18
Базаров признаётся Анне Сергеевне, что любит её «глупо, безумно». Весь вид его изобличал сильную и тяжёлую страсть, которая страшила женщину и одновременно вызывала сострадание. С невольной нежностью она проговорила его имя, и он привлёк её к себе. Анна не сразу освободилась от его объятий, но Евгений услышал испуганный шёпот: «Вы меня не поняли». Пребывая некоторое время в смятении, Одинцова утверждается в том, что «спокойствие лучше всего на свете».
Глава 19
Друзья прощаются с Анной Одинцовой и отправляются к Базаровым. Хозяйка испытывает неловкость при расставании с гостями — Евгений по-прежнему пугает ее. В доме внезапно появляется Ситников. Он собирается отправиться с молодыми людьми в поместье Базаровых, но друзья оставляют его на постоялом дворе.
Глава 20
Друзей встречают родители Евгения. Отец — простой уездный лекарь, а мать — уютная пухленькая пожилая дама, двряночка старого покроя. Евгением они гордятся, но и побаиваются его. Отец прочит молодому нигилисту великое будущее. Василий Иванович смущается своей бедности. Он устраивает Аркадия в недавно отстроенном флигеле.
Глава 21
Отец Базарова старается сблизиться с Евгением — консультируется у него и восхищается его знаниями. Между тем друзья снова поспорили: Евгений с неприкрытой грубостью и презрением говорит о Павле Петровиче. Аркадий вступается за дядю. Друзья чуть было не подрались, и лишь появление Василия Базарова не дает разгореться конфликту.
Дома Базарову скучно, и молодые люди решают вернуться в Марьино.
Глава 22
По дороге домой друзья решают снова заехать к Одинцовой, но Анна Сергеевна встречает их холодно. Они возвращаются в Марьино. Николай Кирсанов занят имением и хозяйскими делами, Павел Петрович его поддерживает. Базаров снова препарирует лягушек. Аркадий находит письма матери Анны к его матери. Воспользовавшись письмами как поводом Аркадий отправляется навестить Одинцову.
Глава 23
Базаров понимает, что причиной отъезда Аркадия стали его чувства к Анне. Он полностью погружается в свои изыскания, не тратя время на споры с братьями Кирсановыми. Ко всем, кроме Фенечки, он относится скверно.
Фенечка доверяет Базарову и часто советуется с ним по поводу сына Митеньки. Но Базаров, пользуясь двусмысленным положением молодой матери в доме, начинает за ней ухаживать и целует ее в губы. Это увидел Павел Петрович.
Глава 24
Павел Кирсанов возмущен поведением Евгения и вызывает его на дуэль. Признаваться домочадцам в истинных причинах ссоры они не хотят, ссылаются на политические разногласия. Базаров ранил Павла в ногу. пребывание в доме Кирсановых становится невозможным. Базаров, простившись с обоими братьями, отправился в отчий дом, но по пути свернул в Никольское к Одинцовой.
Глава 25
Аркадий в это время все чаще думает о Кате. Девушка убеждает его, что без Евгения Аркадий стал добрым и милым. Их сближают общие интересы, они любят одно и то же. Аркадий пытается объясниться в любви, но, словно испугавшись, убегает к себе в комнату. Здесь он видит Базарова. Тот рассказывает ему о происшествии в Марьино. Евгений встречается с Анной и признается ей в своих ошибках, они договариваются остаться приятелями.
Глава 26
Аркадий делает Кате предложение. Он говорит о своих чувствах настолько искренне, что девушка отвечает согласием. Анна советуется с Евгением насчет сватовства Аркадия. Базаров рекомендует ей благословить молодых людей. От Анны он не принимает приглашения остаться. В ответ на её жалость и участие он говорит: «Человек я бедный, но милостыни ещё до сих пор не принимал».
Евгений прощается с другом, высказывая ему, что тот не пригоден для решающих дел, и отбывает в родное гнездо. Анна убеждает себя, что к Базарову ее влекло всего лишь любопытство, и успокаивается.
Глава 27
Приехав в родное село, Базаров оставался безутешным. Он был грустен и медлителен, его вера в народ пошатнулась, и он не находил места в жизни. От тоски он начал лечить людей, помогать отцу. Вскрывая труп, Базаров по неосторожности порезал себе палец, что вызвало заражение крови. Герою ясно, что он обречён, хотя его отец, обманывая себя, говорит, что его вылечат. Родители потрясены случившимся, им остаётся только молиться.
Базаров страдает, что его мощный ум и замыслы умирают вместе с ним в расцвете лет. Собираясь прощаться с жизнью, он просит отца послать нарочного к Одинцовой Анне Сергеевне и объявить ей, что Базаров умирает и приказал ей кланяться. Она приезжает. «Это по-царски», — говорит герой. Перед смертью он говорит с Одинцовой ласково, спокойно, с лёгкой грустью. Он любуется ею: «… какая вы славная!». Потом просит у неё последнего поцелуя и впадает в беспамятство.
Когда священник соборовал умирающего, один глаз Евгения открылся, в помертвелом лице его на мгновение отразилось нечто похожее на содрогание ужаса. Дыхание прекратилось, дом наполнился стенанием: Василий Иванович в ропоте грозил кулаками небу, но плачущая Арина Власьевна повисла на его шее, и оба пали ниц.
Глава 28 (Эпилог)
В последней главе автор коротко рассказывает, как сложились судьбы героев. Аркадий женится на Катерине, а Николай Петрович — на Фенечке. Их доходы стали расти: Аркадий всерьез занялся имением. Анна Сергеевна второй раз выходит замуж за человека молодого, доброго, очень умного, со многими достоинствами, но холодного как лёд. Они живут в ладу, и, быть может, доживут до любви и счастья. Павел Петрович навсегда уехал за границу.
На могилу Базарова приходят лишь его родители, двое одряхлевших стариков. Они, поддерживая друг друга, подходят к оградке, долго и горько плачут, глядя на камень, под которым покоится их сын.
Экранизации
История написания произведения
И. С. Тургенев задумал написать роман в 1860 году. Идея возникла на железнодорожном вокзале в Англии, где волею случая писатель встретился и всю ночь проговорил с молодым врачом. Именно идеи этого безымянного собеседника легли в основу произведения.
И. С. Тургенев начал писать свой роман в Париже, а заканчивал и окончательно редактировал уже в России. Через два года произведение было напечатано и вышло в свет. Обсуждение романа велось на страницах таких периодических изданий, как «Современник», «Русская речь». Роман упоминается в записках Ф. Достоевского, Д. Писарева. А. Герцена.
Сначала действие романа начиналось, по задумке автора, 25 мая 1859 года — в этот день встретились в Лондоне Тургенев и Герцен. Позднее автор перенес дату в первой главе на 20 мая, чтобы аналогии были не такими явными.
Анализ произведения
Главные темы
Композиция
Композиция романа кольцевая. Всё произведение — это две поездки Базарова и Аркадия Кирсанова по одному маршруту: поместье Кирсановых — поместье Одинцовой — небольшое имение Базаровых. В первом путешествии у Базарова в каждом имении новые встречи и знакомства, во втором — расставания, горькие разрывы, прощания, последнее целование. Так роман делится на две части с разной эмоциональной окраской: Базаров-победитель и Базаров-побеждённый.
Жанр этого классического произведения — роман, содержащий достоверное и точное изображение быта и реалий, современных И. С. Тургеневу. Правдивое и точное описание чувств персонажей помогают читателю разделить переживания героев. В спорах между Евгением Базаровым и Павлом Кирсановым отображается социально-идеологическое противостояние двух миров — аристократа-либерала и разночинца-нигилиста.
Критика
Современники крайне неоднозначно восприняли роман И. С. Тургенева, называя его холодным и назидательным.
По мнению Л. Толстого, ни одна из строк романа не отражает талант автора, и нет в романе ни одной страницы, которая брала бы за душу.
С ним в целом согласились такие критики, как Антонович и Анненков. Ф. Достоевский отметил, что при поиске персонажей и характеров, автор имел полное право отказаться от проверенных временем идеалов и вывести на сцену новое лицо («Зимние заметки о летних впечатлениях»).
Особенно примечательна статья «Асмодей нашего времени», написанная критиком Антоновичем. Так, раскрывая замысел автора, он выделил главную мысль произведения: критика и споры, а также разрешение прежнего порядка вещей не приводят ни к чему новому. Базаров критикует природу — с ним никто не спорит, только автор описывает прелести российской глубинки так, как художник пишет картину. Базаров отрицает любовь — перед нами сцены любви отца и сына Кирсановых, родителей Базарова к Евгению, и так далее.
Нельзя не отметить, что роман произвел громадное впечатление на критиков и современников. Темы, поднимаемые автором, вечны. Именно поэтому роман «Отцы и дети» занял достойное место в списке классической русской литературы.