На чем работает facebook
Как пользоваться Фейсбуком
Несмотря на популярность социальной сети, многие продолжают спрашивать, для чего нужен Фейсбук, в чем особенности сервиса, и почему до сегодняшнего дня он продолжает сохранять популярность. Поговорим об этом подробнее и разберем особенности Facebook с позиции рядовых пользователей.
Что это и для чего нужен Facebook
Фейсбук — социальная сеть, функционирующая с февраля 2004 года и основанная Марком Цукербергом с группой его соседей по общежитию. Первоначально перед названием сайта стояла приставка The, а само сообщество было доступным только для представителей Гарварда. С ростом популярности сервис вышел за пределы одного учебного заведения, а с 2006 года стал доступен всем пользователям Интернета в возрасте от 13 лет. Чтобы завести аккаунт, нужен был только e-mail.
В основе сайта лежит система, позволяющая обмениваться сообщениями и файлами друг с другом, делиться информацией, обсуждать проблемы, делиться жизненными ситуациями, выкладывать фотографии или читать свежие новости. Основное направление, для чего нужен Фейсбук — общение между пользователями. Впоследствии возможности соцсети стали использоваться для бизнеса. Сегодня почти каждая компания имеет страницу и привлекает таким способом пользователей к своим продуктам.
Как пользоваться
В этой главе приведем краткую инструкцию, как пользоваться Фейсбуком для чайников. Речь идет о людях, которые не имеют опыта работы в соцсети, но при этом хотят стать частью большого сообщества. Общий алгоритм действий такой:
Если рассматривать, как пользоваться Фейсбуком на телефоне для чайников, здесь алгоритм действий почти аналогичен. Разница в том, что пользователям предлагаются разные версии приложений — непосредственно Фейсбук, версия Lite и Messenger. Таким способом администраторы решили покрыть максимальную аудиторию.
Обзор функций
Рассматривая, для чего нужен Фейсбук, мы упоминали общение и поиск друзей. Но это лишь общая характеристика. Сегодня Fb все чаще используется в качестве площадки для бизнеса, продвижения товаров и услуг. По статистике покупатель больше доверяет отзывом, а где их еще получить, если не в соцсети.
С помощью сервиса можно решать следующие задачи:
Список решений, для чего нужен Фейсбук, можно продолжать бесконечно. На своих страницах обычные люди и представители бизнеса публикуют актуальную информацию, чем привлекают новых подписчиков и расширяют круг общения. Если использовать Fb для бизнеса, необходимо иметь четкий план и цели, разобраться со своей аудиторией, правильно позиционировать свою организацию и решать иные задачи.
В чем причина популярности
Почти за 16 лет работы Фейсбук пережил много потрясений, и некоторые из них привели к утрате доверия у части пользователей. Тем не менее Fb нужен пользователям, чтобы оставаться в сети и быть в курсе событий. По статистике на сайте зарегистрировано почти 1,5 млрд человек. По статистике пользователь возвращается на страницу около 8 раз, а среднее время, потраченное на сервисе, около 35-40 минут. Что касается бизнес-страниц, их общее число не менее 80 миллионов, и эта цифра только растет.
На фоне такой популярности система показывает уникальные показатели по прибыльности. В течение года компания получила доход более 11 миллиардов долларов, а руководство держит курс на повышение уровня конфиденциальности и статуса системы. Количество сотрудников около 50 тысяч человек, и штат только расширяется.
Фейсбук нужен и в РФ, где он работает с 2008 года. На сегодня он уступает ВКонтакте и Одноклассникам. Наибольшая часть аккаунтов соцсети заведена в Москве и СПб, а ее доля составляет более 50 процентов.
Итоги
Fb — соцсеть с мировым именем, которое легко пользоваться, а ее возможности открывают двери как для развлечения, так и для бизнеса. Остается лишь правильно пользоваться возможностями, которые дает система. Ясно одно — на данном этапе Фейсбук нужен пользователям. Даже несмотря на большое число конкурентов в Сети.
Из-за чего Facebook стал глобально недоступен. Технический ликбез
Прим. перев.: в этой статье инженеры онлайн-сервиса Cloudflare весьма популярно объясняют, что именно (технически) произошло с недоступностью Facebook минувшим вечером (4-го октября 2021), а также затрагивают тему того, как этот сбой повлиял на более глобальные процессы в интернете.
«Разве Facebook может упасть?» — задумались мы на секунду…
Сегодня в 16:51 UTC (в 19:51 MSK — прим. перев.) у нас был открыт внутренний инцидент под названием «Facebook DNS lookup returning SERVFAIL» («DNS-поиск для Facebook возвращает SERVFAIL»). Мы решили, что это с нашим DNS-ресолвером 1.1.1.1 что-то не так. Однако к моменту размещения соответствующего обновления на публичной статус-странице стало ясно, что здесь что-то серьёзное.
Социальные сети уже разрывались от сообщений о том, что быстро подтвердили и наши инженеры: Facebook и связанные с ним сервисы WhatsApp и Instagram действительно упали. Их DNS-имена больше не ресолвились, а IP-адреса инфраструктуры были недоступны. Выглядело так, как будто кто-то буквально выдернул кабели разом во всех их дата-центрах, отключив от интернета.
Как такое вообще возможно?
Встречайте BGP
BGP — это «протокол граничного шлюза» (Border Gateway Protocol). Это механизм для обмена информацией о маршрутизации между автономными системами (AS) в интернете. У больших роутеров, благодаря которым работает интернет, есть постоянно обновляемые списки возможных маршрутов, используемых для доставки каждого сетевого пакета до мест их назначения. Без BGP интернет-роутеры не знают, что делать, и интернет просто не будет работать.
Интернет — это буквально сеть из сетей, связанных между собой с помощью BGP. BGP позволяет одной сети (скажем, Facebook) объявлять о своём присутствии другим сетям, которые в конечном счёте формируют весь интернет. На момент написания этой статьи Facebook не сообщал о своём присутствии, поэтому интернет-провайдеры (ISP) и другие сети не могут найти сеть Facebook — она недоступна.
У индивидуальных сетей есть свой ASN — номер автономной системы (Autonomous System Number). Автономная система (AS) — это индивидуальная сеть с унифицированной политикой внутренней маршрутизации. AS может порождать специальные префиксы (означающие, что они контролируют группу IP-адресов), а также транзитные префиксы (они знают, как добраться до определённых групп IP-адресов).
Например, ASN у Cloudflare — AS13335. Каждая ASN должна объявить интернету о своих prefix routes с помощью BGP. В ином случае никто не узнает, как к ней подключиться и где найти её.
В этой упрощённой схеме можно увидеть шесть автономных систем в интернете и два возможных маршрута, по которым один пакет может пройти от начала (Start) до конца (End). Самый быстрый маршрут — это AS1 → AS2 → AS3. Самый медленный — AS1 → AS6 → AS5 → AS4 → AS3; он используется в случаях, когда первый не срабатывает.
В 16:58 UTC мы заметили, что Facebook перестал анонсировать маршруты для своих DNS-префиксов. Это означало, что по меньшей мере DNS-серверы Facebook были недоступны. По этой причине DNS-ресолвер Cloudflare (уже упомянутый 1.1.1.1) не мог отвечать на запросы, требующие выдать IP-адрес для домена facebook.com или instagram.com.
Хотя другие IP-адресы Facebook и имели маршруты в то же самое время, в них не было особого смысла, потому что DNS-службы Facebook и связанных сервисов были недоступны:
Мы следим за всеми обновлениями и анонсами в BGP, какие появляются в глобальной сети. Собираемые таким образом данные позволяют увидеть глобальные связи в интернете и понять, откуда и куда должен ходить весь трафик.
UPDATE-сообщение от BGP информирует роутер о любых изменениях, сделанных в префиксе, или о полном отзыве этого префикса. Проверяя базу данных BGP, основанную на временных рядах, мы можем точно увидеть количество обновлений, поступивших от Facebook’а. Обычно этот график довольно ровный: Facebook не будет постоянно делать большое количество изменений для своей сети.
Но около 15:40 UTC был замечен резкий всплеск изменений в маршрутах Facebook’а. Именно здесь и начались проблемы.
Ещё лучше будет видно, что же произошло, если разбить этот график на анонсы маршрутов и их отзывы. Маршруты были отозваны, DNS-серверы Facebook ушли в offline, а минутой позже возникла проблема: инженеры Cloudflare сидели и недоумевали, почему 1.1.1.1 не может получить IP для facebook.com, обеспокоенные каким-то сбоем в своих системах.
После отзыва этих маршрутов Facebook и его сайты были отключены от интернета.
DNS тоже в деле
Прямым последствием этого события стала невозможность для DNS-ресолверов со всего мира получать IP для связанных с проектами доменных имён:
Это происходит по той причине, что в DNS, как и во многих других системах в интернете, используется свой механизм маршрутизации. Когда кто-то набирает https://facebook.com в веб-браузере, DNS-ресолвер, ответственный за перевод доменного имени в реальный IP-адрес для фактического подключения, сначала проверяет, есть ли что-то в его кэше. Если кэш есть — он используется. Если кэша нет — производится попытка получить ответ от DNS-сервера, обычно расположенного где-то поблизости.
Если DNS-серверы недоступны или не могут дать ответ по какой-то другой причине, возвращается ответ SERVFAIL, а браузер показывает пользователю ошибку.
Опять же, в онлайн-центре обучения Cloudflare есть хорошее объяснение, как работает DNS.
Из-за того, что Facebook перестал анонсировать свои DNS prefix routes через BGP, наш и любой другой DNS-ресолвер не мог подключиться к DNS-серверам проекта. Поэтому, 1.1.1.1, 8.8.8.8 и другие крупные публичные DNS-ресолверы начали выдавать (и кэшировать) ответы SERVFAIL.
Но это ещё не всё. Теперь в дело включается человеческий фактор и логика работы приложения, что в совокупности приводит к экспоненциальному эффекту. От пользователей обрушивается огромная волна дополнительного DNS-трафика.
Отчасти это происходит по той причине, что приложения не расценивают ошибку как подходящий пользователю ответ и начинают делать повторные запросы, причем иногда очень активно. А отчасти — потому что конечные пользователи тоже не воспринимают ошибку за правильный для них результат и начинают обновлять страницы, убивать/перезапускать свои приложения, порой тоже весьма активно.
Всё это привело к резкому росту трафика (по количеству запросов), что мы наблюдали на 1.1.1.1:
Из-за того, что Facebook и его сайты так популярны, мы получили 30-кратную нагрузку на DNS-ресолверы по всему миру, а это может вызывать задержки и таймауты для других платформ.
К счастью, 1.1.1.1 был создан как бесплатный, приватный, быстрый (убедиться в этом можно в DNSPerf) и масштабируемый сервис, так что мы продолжали обслуживать своих пользователей с минимальными проблемами.
Скорость ответов на подавляющую часть DNS-запросов оставалась в диапазоне менее 10 мс. В то же время небольшая часть перцентилей p95 и p99 показали повышенное время ответов — вероятно, из-за истекших TTL при обращении к DNS-серверам Facebook и вызванных таймаутов. 10-секундный таймаут для DNS — значение, которое пользуется популярностью среди инженеров.
Влияние на другие сервисы
Люди ищут альтернатив, хотят знать и обсуждать, что происходит. Когда Facebook упал, мы увидели растущее число DNS-запросов к Twitter, Signal и другим социальным сетям и платформам для обмена сообщениями.
Также недоступность проявилась в статистике по WARP-трафику от и к автономной сети Facebook’а (ASN 32934). Эта карта показывает, как трафик изменился в интервале с 15:45 UTC до 16:45 UTC по сравнению с тремя часами до этого в каждой стране. По всему миру WARP-трафик от и к сети Facebook практически исчез.
Интернет
Сегодняшние события служат мягким напоминанием о том, что интернет — это очень сложная и взаимозависимая система из миллионов систем и протоколов, взаимодействующих друг с другом. Доверие, стандартизация и кооперация между задействованными в нём организациями — ключ к его работоспособности для почти пяти миллиардов активных пользователей со всего мира.
Обновление
Около 21:00 UTC (полночь в MSK — прим. перев.) мы увидели новую BGP-активность в сети Facebook, пик которой пришёлся на 21:17 UTC:
График ниже показывает доступность DNS-имени ‘facebook.com’ на DNS-ресолвере 1.1.1.1. Она пропала около 15:50 UTC и вернулась в строй в 21:20 UTC:
Несомненно, сервисам Facebook, WhatsApp и Instagram ещё понадобится некоторое время, чтобы полностью вернуться в строй, но по состоянию на 21:28 UTC Facebook уже доступен в глобальном интернете, а его DNS снова функционирует.
Цензура, лайки и фейки: как устроен бизнес Facebook
Facebook — это американская социальная сеть. Реклама — это основной источник выручки компании, но у нее есть много и других бизнесов. При этом устойчивость рекламного бизнеса компании вызывает сомнения.
Что тут происходит
Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса иностранных эмитентов. Идею разобрать бизнес Facebook нам подал читатель Alex Freeman в комментариях к разбору Amazon. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.
На чем зарабатывают
Вообще, у Facebook очень много бизнесов:
Еще у компании есть инвестиции в таких сферах, как ИИ, дополненная реальность и интернет вещей, но по ним конкретики в отчете нет.
Инвестиции — это не сложно
Годовой отчет компании безыскусен и скуден на подробности: мы ничего не знаем о том, сколько приносит Oculus, а сколько — Instagram. Но из того, что мы все-таки знаем о компании, можно с уверенностью сказать, что Facebook — это рекламный бизнес. Все нерекламные доходы объединены в группу «Другое».
По географии выручки Facebook можно считать полноценным экспортером: на США и Канаду приходится меньше половины выручки. К сожалению, компания не предоставляет информации о том, какие страны, кроме США и Канады, приносят ей больше всего денег.
Размер имеет значение
Facebook, как мы определили выше, это рекламный бизнес. И тут на руку компании играют ее размеры — она стоит впереди конкурентов: 2,6 млрд пользователей в Facebook, отдельно в Messenger 1,3 млрд человек, 2 млрд человек в WhatsApp, 1,08 млрд в Instagram.
Собственно, за доступ к этой аудитории Facebook и берет с рекламодателей огромные деньги, а также мучает их своими правилами размещения рекламы.
Достоинства Facebook особенно видны в сравнении. Facebook основали через год после LinkedIn, но со своих 2,6 млрд пользователей она получает свыше 60 млрд выручки. LinkedIn получает примерно 5 млрд выручки со своих 654 млн пользователей, и с учетом размеров и в сравнении с Facebook это мало. При этом LinkedIn до сих пор убыточна.
Что мешает компании
Рекламному, то есть основному, бизнесу компании грозят неприятности, причем как со стороны сиюминутной экономической конъюнктуры, так и фундаментальные.
Цифровой рекламе — епархия Facebook — досталось меньше, но там темпы роста в этом году будут значительно ниже, чем раньше планировалось. Как я писал в идее по J2 Global, в этом году рекламодатели собираются потратить в два с лишним раза меньше денег в социальных сетях, чем планировали.
Не следует забывать о том, что из числа крупнейших рекламодателей Facebook как минимум несколько, например Disney и CBS, сильно пострадали от коронакризиса. Стоит опасаться того, что в этом году Facebook не сможет оправдать ожидания инвесторов по выручке и прибыли.
Я думаю, что на самом деле рекламодателям надоели условия сотрудничества с Facebook. Многим компаниям кажется, что Facebook за свои услуги берет слишком много денег.
У этой проблемы есть два измерения. Первое — это огромное количество фейковых пользователей соцсети. Цена на рекламу на платформе формируется с учетом того, что у Facebook много пользователей, и рекламодателей раздражает, что реальных пользователей на платформе меньше, чем заявлено. А раз их меньше, то и цена рекламы на Facebook должна быть ниже.
Вторая проблема — это рентабельность рекламы как таковой. Я подробно разбирал сюжет с концепцией неадекватных цен на рекламу в идее по ViacomCBS. Чтобы не повторяться, отмечу лишь, что траты на рекламу не сильно коррелируют с темпами продаж. Так, радикальное урезание расходов на рекламу не помешало продажам автомобилей быстро восстановиться после весеннего карантина. С алкогольными и безалкогольными напитками произошло то же самое.
Валовая маржа Facebook — в соответствии с айтишными традициями — запредельная и равна 81,46%, поэтому повод для масштабного наезда у рекламодателей есть очень хороший. А если — когда? — такое случится, рекламный бизнес Facebook может зашататься.
Как правительство может насолить Facebook
В США и в некоторых других развитых странах последние годы активно разрабатывается история о том, как дезинформация на Facebook якобы угрожает демократии. В связи с этим компанию кошмарят американские законодатели.
Законодатели превентивно вызывают руководство Facebook на ковер, когда очередная теория заговора становится в США достаточно популярной. Основной опасностью в долгосрочном плане мне видится то, что или правительство зарегулирует Facebook, или Facebook зарегулирует сам себя. Это приведет к оттоку пользователей, потому что безумная цензура сократит количество интересного платежеспособной публике контента на сайте, вследствие чего ощутимо упадут выручка и прибыль от рекламы. Учитывая, что попытки расширения за пределы рекламного бизнеса пока никаких плодов не дали, это проблема.
Впрочем, даже падение выручки и прибыли парадоксальным образом может не сказаться на котировках компании. Facebook — это очень конформная компания. Может, она и не бежит впереди паровоза по части внедрения леволиберальной повестки, если сравнивать c New York Times, но выполняет все требования этого дискурса и не противоречит им.
Основатель и глава компании Марк Цукерберг в принципе укладывается в ожидания прогрессистов. Например, пару лет назад он объявил, что намерен пожертвовать большую часть своего благосостояния на благотворительность.
Я думаю, что за аккуратное следование всем принципам ESG и внедрение «правильных» идей институциональные инвесторы накачают капитализацию Facebook даже в условиях падения прибыли. Но это не точно.
Еще есть риск того, что в надежде на диверсификацию выручки Facebook начнет бездумно тратиться на покупку разнообразных перспективных стартапов, и не факт, что они будут приносить прибыль. Это может плохо сказаться на прибыльности бизнеса.
В этом плане крайне характерным можно считать случай с проектом криптовалюты Facebook, который, судя по всему, тихо умер. Кажется, у Facebook плохо получается расширяться в других сферах.
При этом мы до сих пор не знаем, насколько рентабельны нерекламные бизнесы компании: в отчетности об этом нет данных. У нас нет даже приблизительного представления о том, насколько удачным оказался эксперимент компании с Oculus.
Резюме
Facebook — это очень неоднозначный бизнес. С одной стороны, там есть высокая маржа и рост прибыли. С другой стороны, этот бизнес основан на навязывании рекламодателям плохо обоснованных и очевидно завышенных расценок на рекламу. «Серьезный разговор» рекламодателей с Facebook может сильно ударить по ее бизнесу.
Но пока что бизнес компании чувствует себя отлично. Если забыть о риске того, что рекламодатели захотят пересмотреть свои отношения с Facebook, то никаких серьезных проблем здесь нет.
На чем работает facebook
5. Из чего состоит Facebook?
6. «Фейсбук» и личный сайт
7. Мобильная версия
Facebook — самая популярная социальная сеть в мире. Общее число пользователей уже давно перевалило за 1 миллиард. При этом, в России и странах СНГ она не очень популярна.
Фэйсбук – социальная сеть, разработанная в начале 2004 и внедренная в жизнь в конце этого же года Марком Цукербергом. Вначале сайт назывался Thefacebook и доступ к нему имели лишь студенты университета Гарварда. Чуть позже сеть расширила диапазон участников до всех студентов Соединенных Штатов Америки, а через два года после запуска завести аккаунт в «Фейсбук» могли все, кто достиг тринадцати лет и имеет персональный адрес электронной почты. С расширением аудитории сайт немного изменил свое название на просто Facebook, под которым продолжает развиваться и по сей день.
Русскоязычная версия Фэйсбук была запущена спустя четыре года после создания сети. Пользователи сети обычно делятся на два лагеря: это поклонники этого сайта и те, кто не совсем доволен функциями, отвечающими за то, как пользоваться Facebook.
Фейсбук позволяет увеличить круг знакомств и бизнес контактов, а также войти в профессиональную среду без особых затруднений. Пользователи ведут обсуждения по вопросам, связанным с экономикой, бизнесом, политикой, путешествиями, спортом, искусством и другими интересными темами в рамках страниц сети.
С помощью Фейсбук можно расширить горизонты для бизнеса, создать полезные деловые связи, завести приятную беседу, поделиться мнением по обсуждаемому вопросу. В рамках страниц и профилей тем для обсуждения очень много. И это лишь часть той полезной профессиональной свободы, которую даёт Facebook.
Данная соц. сеть это мощный инструмент, который позволяет охватить огромную аудиторию, которая будет полезна для бизнесмена и компаний.
Целевая аудитория Facebook
Регистрация на Фейсбук
Для того чтобы получить личный аккаунт в сети Facebook, необходимо пройти стандартную регистрацию на официальном сайте facebook.com. Там вам предлагается заполнить регистрационную форму, все поля которой являются обязательными:
3) персональный электронный адрес (будет использоваться для входа на сайт);
4) пароль (должен включать латинский буквы и цифры);
Дату рождения после регистрации можно будет скрыть для просмотра. После заполнения формы следует нажать «Регистрация», далее вам будет выслано письмо на указанный электронный адрес с подтверждением регистрации.
Дальше Facebook предложит сделать еще несколько шагов, прежде чем начать полноценно пользоваться сервисом:
1) Поиск друзей: сайт предлагает найти уже зарегистрированных в сети ваших знакомых, с которыми вы общались по электронной почте (mail.ru, gmail.com или другой сервис), а также по «Скайпу».
2) Информация профиля: укажите школу, вуз и место работы, а также ваше имя на английском и русском языке.
3) Фотография профиля: можно загрузить фото с компьютера либо сделать его веб-камерой.
Что делать на Facebook?
«Фейсбук» – классическая социальная сеть. Вы указываете личную информацию (страну, город, в котором живете и где бывали, возраст, образование, место работы и так далее), добавляете фотографии и видео, создаете списки своих предпочтений (просмотренные фильмы, любимая музыка и исполнители, команды и спортсмены, рестораны, клубы, мероприятия и тому подобное).
Из чего состоит Facebook?
«Фейсбук» и личный сайт
Если же у вас есть и страничка в соц. сети и личный сайт, то для достижения ваших целей необходимо, чтобы эти два ресурса были связаны. Для этого на сайте размещается специальный виджет вашего сообщества в Facebook. Что такое виджет?
Виджет группы – это небольшой блок, который содержит в себе информацию о вашей страничке в социальной сети, о количестве подписчиков и последнем размещенном посте. С его помощью посетитель сайта может также присоединиться к группе и быть всегда в курсе ваших последних новостей.
Как можно добавить «Фейсбук»-виджет на сайт? Для того чтобы его разместить, необходимо вставить на страницу вашего сайта специальный html-код, который можно получить на сайте Facebook в разделе для разработчиков.
Мобильная версия
Множество сайтов существуют в двух вариантах: обычном и мобильном. Мобильная версия Facebook сервиса имеет более упрощенный интерфейс. Тут нет лишних картинок и видео, остался только текст, что значительно увеличивает скорость обработки страницы. Как пользоваться Facebook в таком упрощенном варианте? Вы можете пользоваться всеми функциями Фэйсбук: просматривать страницы, фотографии и видео, писать сообщения, изменять статус, комментировать и многое другое. Надо сказать, что уже больше трети участников соц. сети пользуются преимущественно мобильной версией сайта.
Отличие Фейсбук от других социальных сетей?
Основным отличием Facebook от других соц.сетей является ряд функций, недоступных другим социальным сетям. Самая ценная из них – настройки конфиденциальности, хотя она уже появилась ВКонтакте. Владелец аккаунта вправе полностью регулировать доступ к своей странице в целом и в частично.
Пользователь может выбирать, с кем делиться своими публикациями и персональными данными. Вы можете ограничивать доступ так, как вам будет угодно самому.