На чем работает примус
Подборка фото из Интернета. В верхнем ряду: керосинка, керосиновая лампа, керосиновый фонарь; в нижнем ряду: керогаз, примус.
Уже фигурировали в моих рассказах печи и топливо для них, и теперь подошла пора рассказать о следующем этапе в развитии домашних приборов, тоже в большинстве своём «канувших в лету». Была когда-то, сначала в городе, а потом и на селе керосиновая эпоха, и применялись для приготовления пищи ПРИМУСЫ, КЕРОГАЗЫ И КЕРОСИНКИ. Бывая в разных хатах в хуторе, можно было встретить любой из них. Чем они отличались друг от друга я тогда особо не интересовался, а просто внешне фиксировал это. Поэтому дальше сначала просто поделюсь с вами сведениями из Интернета.
Следующим этапом развития стали КЕРОГАЗЫ, появившиеся в самом конце 30-х годов и действовавшие кое-где и в 60-е годы, а у нас в хуторах так и в 70-е. Главным преимуществом керогаза был его гораздо больший КПД, он мог нагреть 4 литра воды за 55 минут, в то время как керосинка максимум 2 литра. Наконец, керогаз меньше вонял и был более устойчивым, чем керосинка.
Но тем не менее, мама предпочитала использовать именно керогазы, которые у нас периодически менялись. Пишут, что эта «возня» со снятием конфорки и газосмесителя приводила к запачканным рукам и ненужным запахам, поэтому керогазы быстро ушли из применения.
ПРИМУС же является бесфитильным нагревательным прибор, работающим на жидком топливе (бензине или керосине), при этом пламя образуется на выходе форсунки при воспламенении смеси паров горючего с воздухом. Он действует по тому же принципу, что и паяльная лампа, только пламя направлено вверх через рассекатель. Прибор был компактен и вроде бы прост, но очень капризен и требовал сноровки в обращении. Не каждая хозяйка умела обращаться с ним, разводить примус нередко вменялось в обязанность мужьям. Кроме того, он был более шумным. Примусы часто ломались, и это способствовало появлению множества ремонтных мастерских. В настоящее время современный примус является важной часть экипировки многих экспедиций во всем мире из-за их компактности и эффективности.
Век керосиновых приборов в быту закончился с появлением газовых плит на балонном или природном газе, а также электроплит, как более надежных и чистых.
Ещё одним потребителем керосина в домашнем хозяйстве были ЛАМПА и ФОНАРЬ. Керосиновая лампа была основным осветительным прибором в хатах, и, пожалуй, сначала приведу воспоминания Павла Федоровича Тараненко, причем не только о ней, но и очень интересные его наблюдения и размышления:
«Электричество в Красавке появилось, когда я уже в школу ходил. Тогда всерьёз воспринималось ленинское определение коммунизма, и наверняка кто-то верил, что на сей раз он уж точно придёт – осталось только электричество провести, а кроме советской власти ничего и не надо. Коммунизм, не коммунизм, а когда недавно в доме отключили свет, то для внуков это был почти натуральный конец света: ни телевизора, ни мультиков, ни интернета, ужин не разогреть, в доме ни фонарика, ни свечек. Говорю им, что в моём детстве электричества вообще не было – не верят: «Невозможно без света жить». А ведь жили. И нормально жили, правда, тогда и нам казалось, что без керосина жизнь остановится… «Включение» света начиналось, с того, что отец комкал старую газету, снимал с керосиновой лампы стеклянную колбу, осторожно заталкивал газету внутрь и вращательными движениями счищал со стекла вчерашний нагар, до прозрачности, чтоб ярче светила. Такую процедуру обязательно приходилось выполнять после неправильного гашения лампы. Иногда, боясь обжечься, приходилось не задувать лампу, а сверху класть спичечный коробок на колбу, кислород в колбе выгорал, и лампа, закоптив стекло сильнее обычного, гасла сама. Керосин продавали в магазине, раз в неделю и в определённое время. Рядом с магазином стояла большая цистерна, из которой литровым черпаком керосин разливался в вёдра или бидоны».
Как продавался керосин в нашем хуторском магазине на Ферме, не помню, скорее всего таким же образом. Ну а лампу, перед тем как зажечь, проверяли на количество керосина в ней (трясли или проверяли на вес), и при необходимости доливали. В лампе и фонаре горел фитиль, который пропитывался керосином в бачке и который нужно было периодически выкручивать, иначе после сгорания верхней части лампа гасла. Да и перед зажиганием старались верхнюю часть фитиля подровнять ножницами, чтобы горение было равномерным, и лампа не коптила. Вот от этого фитиля и был язычок пламени, который через стекло-колбу освещал комнату. А ещё в доме всегда был запасной фитиль, иначе когда-нибудь вечером можно было остаться в темноте.
Просматривая картинки с лампами даже новое для себя открыл: оказывается, кроме известных настольных и подвесных ламп, были и настенные, которые имели специальное крепление и небольшой отражающий-защитный экран со стороны стены.
А вот на улицу и «управляться» в сарай ходили с фонарём, да и в погреб иногда его брали. Но оказалось, что официально такого понятия как «керосиновый фонарь» не существует, а речь идет о керосиновой лампе «Летучая мышь», которые изготавливаются в ветрозащитном исполнении. Вот и в настоящее время керосиновую лампу типа «Летучая мышь» применяют в любых условиях, где невозможно или проблематично проведение электричества (дачи, приусадебные участки, дворы частных домов, отдаленные сельские территории).
Время отодвинуло в прошлое керосиновые лампы, заменили они в своё время лучину и свечи, ну а позже уже их сменили электрические лампочки и фонари. Иногда такие лампы уже выставляют в интерьере, как гламурные вещицы «из старины глубокой».
Кстати, лампа иногда выступала и как средство лечения, когда нарыв, допустим, на пальце грели-прижигали над стеклянной трубкой: мол прогреется, раньше созреет и лопнет. Ну а керосином иногда приходилось полоскать больное горло, говорят – помогало.
А из бытовых ситуаций могу рассказать, что мой младший брат Володя едва не сжёг школу, в которой мы жили, когда ребенком пододвинул горящую лампу вплотную к занавеске. Та, конечно, вспыхнула, но мама не растерялась и залила огонь водой. Он очень удивился тому, что я этого не помню. Ну а я после рассказа вспомнил всё-таки черное пятно от подоконника до потолка на стене слева от окна. Мама его позже забелила.
Это к слову пришлось в обсуждении, копирую свою давнюю статейку. И заодно небольшая загадка: зачем в резервуар керосиновой лампы засыпали песок, иногда чуть ли не доверху?
Глубина незнания дошла до того, что в словаре синонимов 2010 года примус и керосинка указываются синонимами керогаза, а ресурс «словари на Академике» керогаз определяют как род бесшумного примуса!
В связи с тем, что в СССР были широко распространены коммунальные и просто неблагоустроенные квартиры, не имеющие газоснабжения, а электроэнергия была слишком дорога, чтобы использовать электроплитки, примус был наиболее удобным прибором для приготовления пищи. После 50-х годов примусы стали вытесняться такими приборами, как керогаз, а затем газовые плиты на сжиженном или природном газе, и конечно же электроплиты. В то время как в быту примус практически полностью вышел из употребления, примусы долгое время были популярны среди туристов в связи с компактностью, эффективностью. Тем не менее в последнее время они стали вытесняться небольшими газовыми плитками, работающими на сжиженном газе, находящемся в небольшом баллоне, так как они проще в обслуживании и быстрее разжигаются, а также мультитопливными горелками, способными работать как от газа, так и от бензина.
однофитильная керосинка 1900-х годов:
а эту двухфитильную керосинку в сети упорно называют керогазом, хотя на фото открытой керосинки видно два фитиля, да и по количеству регулировочных ручек всё сразу понятно:
и трехфитильная керосинка из алюминиевого сплава:
Примитивность, малый КПД и чисто эстетические недостатки керосинок побуждали к их усовершенствованию, то есть к выпуску разных модификаций, по сути дела, одной и той же конструкции, а также к некоторому видоизменению конструктивного решения этого нагревательного прибора. В числе таких «новых» решений было создание керогаза, уже внешне отличавшегося от керосинки своей солидностью и массивностью.
Керогаз предназначался для людей зажиточных, а главное, располагавших не коммунальной, а собственной кухней в отдельной квартире. Керогазы появились в самом конце 30-х годов и действовали вплоть до середины 50-х годов, а кое-где и в 60-е годы. Главным преимуществом керогаза был его гораздо больший КПД. Он расходовал 80 г керосина в час, чуть больше примуса, но меньше керосинки. Во-вторых, он нагревал 4 литра воды за 55 минут, в то время как керосинка максимум могла кипятить только по 2 литра воды. Наконец, керогаз меньше вонял и был более устойчивым, чем керосинка.
Но на этом скромные преимущества керогаза и кончались. Ведь сам по себе он был «дорогим удовольствием», ибо стоил втрое дороже керосинки. Но, главное, он был сложнее в «управлении». Для разжигания керогаза надо было наполовину разобрать его, то есть снять конфорку и газосмеситель, затем зажечь аккуратно фитиль по всей окружности, ибо сам он не так-то легко вспыхивал, и после этого вновь водрузить газосмеситель и конфорку на место. Подождав около 5-10 минут, пока газосмеситель разогреется, надо было вручную, поворотом фитиля, отрегулировать пламя и только после этого можно было поставить на керогаз то, что надо было готовить: варить, кипятить или жарить.
Но и тут нельзя было спешить. Ведь возня с запачканными керосином и копотью частями конструкции керогаза, их съем и постановка диктовали необходимость после всех этих операций обязательно крайне тщательно вымыть руки, прежде чем приступать к чисто кулинарным действиям. А об этом не только частенько забывали, но и, главное, производили операцию мытья кое-как, чего при пользовании керогазом делать было нельзя. Необходимо было мыть руки по-хирургически, то есть теплой водой с мылом, тщательно, и притом каждый пальчик отдельно. Только в таком случае придание керосинового «аромата» кушаньям исключалось.
Но какая же хозяйка будет мыть пальчики по-хирургически. Она и слыхом о таком мытье не слыхивала! А особенно если керогазом «управляла» не сама хозяйка, а прислуга. Вот почему керогазы, вначале быстро раскупленные обнадеженными потребителями, позднее быстро вышли из употребления и не приобрели популярности в народе, не смогли конкурировать даже с «вонючей консервной банкой», как презрительно называли иногда керосинку.
Те же самые керогазы, только чуть модернизированные и с другим дизайном продаются под названием «Чудо-печь», «Солярогаз». Работают они естественно не только на солярке, но и на керосине, просто керосин сейчас стал менее доступен.
ПРИМУСЫ И. ПАЯЛЬНЫЕ ЛАМПЫ
лампа состоит из резервуара для керосина, куда при помощи насоса нагнетается воздух; тройника с запорным краном для распределения и регулирования рабочей смеси; горелки; чашечки для подогрева горелки; горловины и клапана, служащего для выпуска избыточного воздуха из резервуара.
Принцип действия паяльной лампы прост. Воздух, нагнетаемый насосом в резервуар, подает горючее в горелку, где оно сгорает, образуя факел пламени. Чтобы горючее воспламенилось, горелку нужно предварительно нагреть до определенной температуры. Для этого в чашечку под горелкой наливают бензин и поджигают его. Запорный кран в это время должен быть закрыт. Емкости чашечки обычно хватает для достаточного нагрева горелки. Пока горелка разогревается, в резервуар не спеша накачивают воздух. После этого открывают запорный кран, и лампа загорается (рис. 78).
Величина пламени регулируется запорным краном. Чтобы потушить лампу, закрывают запорный кран и выпускают воздух из резервуара через клапан.
Керосин следует заливать в лампу через воронку с мелкой сеткой. Резервуар нельзя заполнять горючим более чем на три четверти его объема, так как это может привести к взрыву.
Чтобы накачанный в резервуар воздух не выходил, необходимо периодически проверять состояние прокладки крышки заливной горловины и своевременно заменять ее новой. Правильная работа лампы в значительной мере зависит от состояния форсунки, отверстие которой необходимо регулярно прочищать. Подача топлива в горелку иногда задерживается нагаром, который образуется внутри змеевика. Змеевик в этом случае необходимо раскалить и продуть воздухом.
Примус туристический. Эволюция горелки для похода с советских времен и до наших дней
Горелка туристическая – полезное изобретение, значительно облегчающее жизнь туриста. Ее «прародитель» — обычный бытовой примус, который был сделан в 1892 г. в Швеции Францем Линдквистом. Позже изобретатель стал основателем одноименного концерна, а слово «примус» стало обозначать всю категорию компактных бесфитильных устройств для приготовления пищи, работающих на керосине и других видах топлива.
В России этот бытовой прибор популярен с 20-х годов XX века. В середине века, когда из повседневного обихода он был постепенно вытеснен газовыми и электрическими плитами, его взяли на вооружение туристы. Появились специальные модели известные как примус туристический.
Большинство путешественников оценили преимущества горелки для похода, хотя до сих пор находятся люди, которые предпочитают готовить на костре.
Надеюсь, что приведенные мною ниже аргументы убедят вас в необходимости туристического примуса, ведь он не только удобен и экономит время, но и бережет окружающую среду.
Горелка туристическая: преимущества
Примус туристический: виды и их эволюция
В советские времена горелка походная была представлена несколькими видами, с каждым из которых мне пришлось иметь дело.
Виды советских походных горелок:
Горелки для походов насосного типа представлены целым семейством «Шмелей»: от 1 до 4 номера.
«Шмель-1», копия австрийского «Phoebus 625». Один из самых первых советских примусов туристических, он отличался надежностью, но был при этом очень громоздким.
«Шмель-2» – его более миниатюрная копия с установленной ветрозащитой, которая дожила до наших дней. Дальнейшее улучшение конструкции советскими инженерами не пошло «Шмелю» на пользу.
«Шмель-3» –это спаренный шмель-2 с двумя горелками под большой овальный котелок-вставку, он не прижился в туризме из-за своих размеров и веса.
«Шмель-4» – хоть и отличался от всех предыдущих своих собратьев современным дизайном, был невзлюблен туристами из-за проблем с подачей топлива. Клапан шарикового типа, который регулировал подачу топлива и ранее был игольчатым, все время залипал в форсунке.
Для того, чтобы разжечь такой примус туристический надо было накачать давление насосом (примерно 20 «качков»), на специальную разогревочную тарелочку под головкой примуса положить кусочки сухого горючего (сухого спирта). В течение минуты оно горит, прогревая топливную систему и на последних языках пламени, прилагающимся ключом, необходимо было плавно открыть клапан подачи топлива. Заранее прогретый примус, без копоти, начинал свою работу, шумя как одноименное насекомое.
Плохо прогретый «Шмель» горел факелом, а не голубой розочкой, как это должно было быть. В этом случае бензин плохо прогорал и засорял гарью топливную систему походной горелки. Недавно я провел эксперимент по розжигу примуса «Шмель 2», который был выпущен в 1984 г. Он удался!
Горелки для похода безнасосного типа представлены примусами «Огонек» и «Туристский».
«Огонек» — копия немецкого «Juwel 84». Преимущества – миниатюрность размера и веса (размер с кружку), простота конструкции, т.к. нет насоса, который все-время ломается. В советские времена примус туристический «Огонек» называли мечтой туриста.
«Туристский». Маленький чемоданчик, который сам раскладывается, также «слизан» отечественной промышленностью с иностранных образцов – на этот раз шведского «Optimus 8r hunter». Главные его достоинства — компактность и устойчивость.
Обе эти горелки туристические разогревались гораздо дольше, чем «Шмели» из-за отсутствия насоса.
Полезные статьи:
Инфракрасный примус туристический (нагреватель) «Эверест». Появился в продаже позже, чем описанные выше модели. Где-то в конце 80-х. Хоть и работал на бензине, но открытого пламени не имел. Вместо форсунки — радиатор, который до красна разгорался. Главный его недостаток – габариты и вес (более 2-х килограммов). Сегодня выпускаются современные обогреватели печи солярогаз, которые используются вместо железной печи в зимних походах, на них также готовят пищу.
В настоящее время некоторые советские модели до сих пор выпускаются. Так, горелка туристическая «Шмель-2» известна сегодня под именем «Дастан» и производится в Киргизии. Украинский производитель «Мотор Ciч» творчески переработал несколько советских моделей и создал на их базе собственные: «Мотор Ciч ПТ-2», «Мотор Ciч ПТ-3», «Мотор Ciч ОИБ-2С» (инфракрасный обогреватель).
Удивляют эти чудеса постсоветской технологической мысли своим немалым весом — от 1,5 до 2,5 кг. И отнюдь не копеечной ценой от 1400 до 2500 руб. Выглядят они также непритязательно, как и их пращуры – советские горелки туристические. Подробнее о них и других современных бензиновых горелках можно прочитать в отдельной статье.
Современные виды походной горелки
С наступлением рыночной экономики в России появились современные модели различных горелок для похода ведущих западных производителей, а потом и их азиатских конкурентов. В отличие от советских примусов, зарубежные ноу-хау работают как на бензине, так и на других видах топлива.
Виды современных походных горелок:
В числе ведущих производителей можно назвать шведскую компанию Primus, корейскую Kovea, французскую ADG, американскую MSR и целый ряд других, в т.ч. и китайских.
Отличается их продукция не только эргономичной и удобной конструкцией, но и небольшим весом от 77 до 1,200 гр., а также широким разбросом цен – от 500 руб. до 10 000.
Резюмируя все вышесказанное, можно отметить, что каждый современный турист сегодня имеет возможность выбрать для себя либо традиционный примус туристический, наподобие тех, с которыми ходили в походы еще наши мамы и папы (и даже бабушки и дедушки), либо современные конструкции горелок для похода. Но, чтобы вы не выбрали — любая горелка это гораздо лучше, чем ее отсутствие.
Дмитрий Рюмкин специально для Заброска.рф
Керогаз устройство и принцип работы
Керогаз: устройство и принцип работы
В СССР были широко распространены коммунальные и просто неблагоустроенные квартиры, не имеющие газоснабжения. Примус был наиболее удобным прибором для приготовления пищи. После 50-х годов примусы стали вытесняться такими приборами, как керогаз, а затем газовые плиты на сжиженном или природном газе, и конечно же электроплиты. Но долгое время примусы оставались популярными у туристов благодаря компактности и удобству. В последнее время их стали заменять небольшие газовые плиты, работающими на сжиженном газе, находящемся в небольшом баллоне.
КЕРОСИНКИ
Однофитильная керосинка 1900-х годов:
Трехфитильная керосинка из алюминиевого сплава
Плюсы: простота, удобство зажигания и широкий диапазон регулирования степени нагрева подкруткой фитилей.
КЕРОГАЗЫ
Керогаз отличается от керосинки солидностью и массивностью.
Керогаз предназначался для людей зажиточных, имеющих собственную кухню в отдельной квартире.
Керогазы появились в конце 30-х годов и были в ходу вплоть до середины 50-х годов, а кое-где и в 60-е годы.
Этот прибор был дороже, сложнее в использовании.
Перед начало работы его надо было наполовину разобрать, то есть снять конфорку и газосмеситель, зажечь фитиль по всей окружности и поставить газосмеситель и конфорку на место.
Газосмеситель разогревался около 10 минут. Пламя регулировалось вручную поворотом фитиля. И только потом можно было на нём что-то начинать готовить.
Но и тут нельзя было спешить. После разборки и сборки прибора надо было обязательно тщательно помыть руки, прежде чем заниматься готовкой. Но так как не всегда было желание это делать, то запах керосина передавался готовым блюдам. Керосиновый привкус еды мало кому нравился, поэтому керогазы быстро утратили популярность и были внось заменены на керосинки.
Модернизированные керогазы с новым дизайном имеют другие названия: «Чудо-печь», «Солярогаз».
Работают они не только на солярке, но и на керосине, просто керосин сейчас стал менее доступен.
Керосинки, керогазы
Кухня того времени
Солярогаз. Аварийный источник обогрева
Принцип работы
Солярогаз — это особый класс портативных обогревателей на жидком топливе, которые используют комбинированный конвекционно-рефлекторный принцип локального подогрева воздуха.
С его помощью можно разогреть жидкую пищу, приготовить яичницу и даже сварить кофе.
Но главное – это не замёрзнуть в помещении, если:
Фитиль смачивается самотёком керосина, и обогрев будет продолжаться до полного опустошения бачка.
Интенсивность подачи топлива регулируется. Расход составляет около 250 мл/ч.
При ёмкости бачка в 2 литра непрерывной работы устройства хватит на 7-8 часов.
Использовать прибор в качестве стационарного источника тепла нельзя.
Устройство солярогаза
Солярогазы могут отличаться размерами и ёмкостью бачка.
А в целом, конструкция однотипна:
Как пользоваться?
Солярогаз требует тщательного обслуживания.
Подготовку обогревателя к запуску ведут так.
Вначале наполняют бачок топливом, используя обычную воронку.
Установить бачок на ровную поверхность невозможно – мешают сварные рёбра – поэтому придётся искать подходящий по размерам паз.
В бачок вворачивают клан подачи топлива, переворачивают и навешивают на заднюю внутреннюю стенку солярогаза.
В верхней части объёма бачка оставить небольшое свободное пространство с учётом расширения керосина при нагреве.
Далее выдвигается фитильная чаша. Фитили укладывают таким образом, чтобы полностью перекрыть периметр кольцеобразного зазора.
Поверхность чаши должна быть полностью чистой, чтобы у керосина был свободный доступ к отверстию в ней.
После этого фитильная чаша возвращается на место.
Обогреватель устанавливается строго горизонтально для того, чтобы керосин самотёком направился к зоне горения.
Когда фитили прититаются, закрыть подачу и поджечь запальником пары рабочей смеси в нижней части корпуса горелки.
Интенсивность открытия запальника регулируется практическим путём. На время розжига влияют характеристики топлива, исходная температура воздуха, влажность и т. д.
Сначала пламя вспыхнет выше уровня сетки горелки, потом станет ниже, и в этот момент необходимо вновь подать топливо.
Регулировочным винтом добиваются того, чтобы пламя не выбивалось из-под сетки, а сама сетка имела вид раскалённой полусферы. По всей протяжённости фитиля при этом должно наблюдаться равномерное пламя синего цвета.
Процесс розжига солярогаза, особенно для начинающих пользователей, может занимать 30-40 мин.
При розжиге чувствуется запах керосина, который снижается, но полностью не исчезает. Это не является неисправностью обогревателя, но комфортности не добавляет.
Преимущества и недостатки
Преимущества:
Недостатки: