На чем работают теплоходы
Как работает официант на теплоходе
Мне 20 лет, и пять из них я работаю официантом на теплоходе.
Кажется, что работа официанта — это принеси-подай, но нет. Есть тонкости. В частности, официант на теплоходе должен знать сигналы тревоги и быть готовым к химической атаке.
Я работала на теплоходах, которые ходят по России, поэтому расскажу о них. В работе на зарубежных рейсах свои нюансы.
Как я попала на теплоход
Мой дедушка организовывал экскурсии для туристов на теплоходе и брал меня с собой. В 2008 году на теплоходе начала работать моя мама, я тоже ездила с ней. Днем занималась своими делами, а вечером помогала: убирала грязную посуду, протирала столы, приносила лед для коктейлей.
Когда мне исполнилось 15, я захотела зарабатывать самостоятельно, потому что в семье было немного денег и просить у родителей было стыдно. Я устроилась на теплоход официанткой. Вообще, несовершеннолетних на теплоход не берут, но маму там ценили, поэтому сделали исключение.
Обычно официанты работают на теплоходе по полгода, но я уезжала только на летние каникулы, потому что еще училась в школе. После выпускного в 9 классе я купила билет из Углича до Москвы — оттуда отчаливал теплоход — и уехала на все лето. Так я работала несколько лет, пока не окончила школу.
я заработала за 10 месяцев работы на теплоходе
В 2018 году я поступила в вуз и нашла постоянную работу, поэтому теперь не получается проводить все лето на теплоходе. Сейчас я беру отпуск на один летний месяц и ухожу в плавание. Совсем без теплохода мне жить скучно.
Как устроена работа на теплоходе
У теплохода два формата работы. Круиз — это поездка, которую покупают гости. Стоянка — это когда теплоход на причале. Допустим, круиз от Москвы до Астрахани идет 25 дней, потом у теплохода один день стоянки — и так по кругу. Все вместе называется навигацией.
Навигация длится полгода. Теплоход берет на работу официантов, которые готовы работать все это время. Официантам невыгодно работать меньше полугода, потому что если уволиться до окончания навигации, не получишь общие чаевые, компенсацию за проезд до теплохода и бесплатную медкнижку.
Официанты приезжают на корабль за три дня до отправления. Директор ресторана объясняет новичкам теорию. Тем, кто уже работал на теплоходе, рассказывает, что изменилось с прошлого сезона: вдруг появились новые требования или есть какие-то пожелания по работе. После инструктажа вся команда моет теплоход, каждый свою рабочую зону. Официанты, например, отмывают ресторан и готовят посуду к приходу гостей — нужно, чтобы каждая тарелка сияла.
В последний день перед отправлением все слушают старшего помощника капитана — учатся технике безопасности. Он раздает спасательные жилеты, показывает сигналы тревог. Пока не выучим сигналы, работать не разрешат: все сотрудники теплохода отвечают за жизнь пассажиров, независимо от своей должности.
Тарелки вымыли, сигналы запомнили, форму надели — круиз начался.
Как работает официант в круизе
Работа официанта — это беготня по 16 часов, умение подладиться под гостя, постоянно улыбаться и быстро работать.
Гости едят три раза в день. Завтрак на теплоходе устроен по принципу шведского стола. Официанты накрывают общий стол, приносят готовые блюда из кухни и следят, чтобы ничего не закончилось раньше времени.
Количество официантов зависит от политики теплохода: кто-то готов нанять больше людей, кто-то экономит на персонале. Мы обслуживали втроем 80 гостей, вчетвером — 100 и вдесятером — 200. При этом время на обслуживание всегда одинаковое: завтрак на теплоходе длится 1,5 часа, обычные обед и ужин — час, праздничные обед и ужин — тоже 1,5 часа.
На обед и ужин гости выбирают блюда, как в ресторане: например, заказывают палтуса или цыпленка на горячее, мороженое или фрукты на десерт. Гости записывают выбор в специальном бланке — так мы знаем, что первый гость за вторым столом выбрал суп № 3.
Обязанности официантов на разных теплоходах отличаются: на одном теплоходе мы все делали вместе — натирали посуду, сервировали столы, на другом делили обязанности — кто-то считал посуду, кто-то сметал крошки со столов. Мне нравится, когда все делаем вместе, потому что так веселее и работа ладится быстрее. Когда гости расходятся, мы убираем столы и приводим в порядок ресторан: пересчитываем посуду, вытираем вымытую, чтобы она была сухой и блестящей.
В течение дня официанту удается выкроить несколько часов на отдых. Вот мое примерное расписание.
Мой распорядок на теплоходе
Время | Что делаю |
---|---|
6:30 | Подъем |
7:30—7:45 | Завтрак |
7:45—8:30 | Личное время. Обычно я переписываюсь с молодым человеком или делаю спортивный перерыв: приседаю и отжимаюсь в каюте |
8:30—9:30 | Подготовка к завтраку: прихожу в ресторан с другими официантами и накрываю шведский стол |
9:30—11:00 | Завтрак. Встречаем гостей, забираем посуду, следим за шведским столом, пополняем блюда |
11:00—12:00 | Уборка зала. Накрываем столы к обеду: сервируем посуду и приправы, протираем помытую посуду. Считаем, сколько нужно тарелок. Например, 30 гостей заказали кабачки, 50 — рыбу, а 120 — мясо. Вот и считаем, какой посуды и подо что надо взять на кухне. |
12:00—12:30 | Личное время. Успеваю поесть и переодеться в обеденную форму |
12:30—13:30 | Подготовка к обеду: расставляем салаты по заказам, приводим столики и стулья в порядок, ставим хлебницы, разливаем компот |
13:30—14:30 | Обед. Встречаем гостей. Обслуживаю свои столики на обеде: забираю тарелки из-под салата, приношу суп, второе, десерт, чай и кофе |
14:30—16:00 | Уборка зала, сервировка ужина: салфетки, соль, перец, масло. Протираем помытую посуду и считаем, сколько и чего нужно на ужин |
16:00—18:30 | Личное время. Могу выйти на берег, если теплоход стоит, или прогуляться по палубе |
18:30—19:30 | Подготовка к ужину: разливаем напитки по бокалам, расставляем салаты |
19:30—20:30 | Ужин. Обслуживаю своих гостей: забираю тарелки из-под салата, приношу второе, десерт, забираю грязную посуду, приношу кофе, чай, вино |
20:30—22:00 | Уборка зала, подготовка к завтраку, сервировка столов |
С 22:00 | Личное время. Я успеваю поесть за десять минут во время уборки зала, если кто-то не успел, ужинает сейчас |
Официант работает каждый день, сменного графика нет. Поначалу тяжело, но со временем к нагрузке привыкаешь. Еще у нас бывает несколько свободных часов во время стоянок или перерывов между заездами гостей. Обычно это 7—14 часов пару раз в месяц, когда одни гости уже выехали, а другие еще не заселились. В это время мы с коллегами красим волосы, гуляем или отсыпаемся. Это все наши выходные.
После последнего круиза теплоход возвращается домой — в город, откуда отплывал изначально. Мы остаемся на три дня, чтобы привести в порядок ресторан, — точно так же, как перед первым отправлением.
Сколько зарабатывает официант
Теплоход в плавании полгода. Все это время официант получает зарплату. Выплата дважды в месяц: аванс и зарплата, все как в офисах.
Я работала в компании «Инфофлот», плавала на теплоходах «Николай Некрасов», «Лебединое озеро», «Карл Маркс» — сейчас он называется «Северная сказка». Нас с мамой никогда не обманывали с зарплатой: сколько обещали, столько и платили, всегда в срок и без задержек. Дни, когда гости еще не заехали и работники приводят теплоход в порядок, оплачиваются по той же ставке, что и обычный рабочий день.
Еще есть чаевые, их условно делят на две группы: личные и общие. Общие чаевые платят только тем, кто отработал полную навигацию, поэтому я их ни разу не получала. А вот маме доставалось по 3—5 тысяч рублей за сезон. Общие чаевые появляются так: перед плаванием каждый гость получает пустой конверт, куда в конце круиза он может вложить любую сумму. Хоть 100 рублей, хоть 1000. Деньги из конвертов складываются и делятся между всеми работниками теплохода: от уборщицы до капитана корабля.
Зато я получала личные чаевые. Тут с суммой не угадаешь: бывает, что за круиз получу 10 000 рублей, а бывает — ничего. Я не обижаюсь и не жду чаевых, потому что всякое может быть: вдруг у гостя нет наличных или я недостаточно постаралась.
Однажды я получила 5000 рублей от одного гостя. Я принесла ему чай после ужина, это стандартная обязанность, все официанты так делают. А гость протянул мне крупную купюру. Я удивилась, но взяла. Бывает, что вместо денег дарят шоколадки, арбузы, коньяк, который купили на стоянке.
В 2018 году я отработала на теплоходе всего месяц, потому что проходила практику от вуза: я учусь на журналиста и летом работала в редакции газеты. Вот что у меня вышло по деньгам. Для сравнения покажу зарплату и чаевые мамы, когда она работала на теплоходе бар-менеджером — это главный по бару.
Я заработала за месяц работы официантом в 2018 году — 42 000 Р
Зарплата за месяц навигации | 25 000 Р |
Личные чаевые | 15 000 Р |
Подарок на день рождения от команды | 2000 Р |
Мама заработала за полгода работы главным по бару в 2018 году — 243 400 Р
Если официант отработал полную навигацию, теплоход компенсирует ему стоимость медкнижки и проезда до теплохода. Например, теплоходы, на которых я работаю, отплывают из Нижнего Новгорода и Москвы, редко — из Санкт-Петербурга. Я не работала полную навигацию, поэтому сделала медкнижку и ездила из Углича за свой счет.
На теплоходе я трачусь только на личные вещи. Каждый год уходит одинаковая сумма — около 10 тысяч рублей.
Мои типичные траты за месяц навигации — 9500 Р
Медицинская книжка | 4000 Р |
Средства гигиены: шампунь, бальзам, мыло, скраб, гель для душа, зубная паста | 2000 Р |
Балетки и стельки к ним, кеды, шлепки для душа — покупала по акции | 1000 Р |
Десять пар телесных капроновых колготок | 1000 Р |
Лекарства: «Драмина» от тошноты, активированный уголь, бинт, йод, витамины, обезболивающее | 700 Р |
Билет от Углича до Москвы | 700 Р |
Резинки, заколки. Они обязательны, потому что волосы должны быть убраны | 100 Р |
Это все мои расходы, потому что за жилье, питание, форму для официанта платит компания. На стоянках я трачу немного, обычно не больше 300 рублей, потому что больше люблю гулять по городу, а не заходить в кафе и магазины. Заработанные деньги я откладываю или трачу на что-то важное, например технику.
Кому подойдет эта работа
Я встречала официантов, которые работают время от времени: уволились с работы, новой не нашли и идут на теплоход. А есть такие, кто работает годами, набирается опыта и растет.
Вырасти в должности можно: моя мама начинала с посудомойки, через год перешла в бармены, еще через девять лет — в бар-менеджеры, а с 2019 года она директор ресторана. В ее подчинении официанты, повара, шеф-повар. Она составляет меню, закупает посуду и продукты.
проводят официанты в день на ногах
В основном официантами подрабатывают студенты, но есть и специалисты, которым неинтересно в своей сфере. Я работала на теплоходе с юристами, бухгалтерами, логистами и учителями. У всех высшее образование, карьера, но стало скучно, поэтому пришли на теплоход. Например, моя мама — логопед-дефектолог, но ей надоело сидеть в кабинете, и она попробовала себя на теплоходе. Так понравилось, что уже 11 лет она не проводит лето на берегу.
Я работала на теплоходах, которые ходят по России, и у меня не требовали опыта работы официантом. Когда я начинала работать официантом, специальных навыков у меня не было: я не умела складывать на одну руку пять тарелок и не знала, как вежливо спросить гостя, доел ли он и можно ли забрать тарелку. Всему училась в процессе у более опытных коллег.
Как устроиться официантом на теплоход
Я знаю два способа найти работу на теплоходе. Первый — через сайты работы, например тот же «Хедхантер». Другой способ — с помощью групп во «Вконтакте», например «Подслушано с борта теплохода» или «Типичный речник».
Коллеги в основном ищут вакансии во «Вконтакте»: говорят, так быстрее найти работодателя без посредников. Если компания ищет официанта, то ответит директор ресторана, а не какой-то непонятный менеджер, который набирает сотрудников еще для десятков компаний.
Обычно в группах есть отзывы: как компания платит, какие условия работы, какие есть проблемы.
Я не проходила собеседований на российских теплоходах и не слышала, чтобы кто-то еще их проходил. Обычно достаточно связаться с контактом из объявления или написать в социальных сетях: «Я хочу работать, возьмите меня».
На теплоходы набирают персонал за два-три месяца до начала навигации, примерно в феврале, поэтому и вакансии появляются в феврале. Моя семья всегда работает с одной и той же компанией, маму знают и приглашают в конце предыдущей навигации. А она зовет меня.
Официантов набирают быстро — в течение недели после публикации объявления. Так что думать времени нет: либо отправляешь отклик, либо теплоход уходит без тебя. Но бывает и так, что официант в нужный день не выходит или вдруг увольняется в середине навигации. Так что можно мониторить объявления — мало ли, вдруг место освободится.
У компаний разные требования к внешности: кто-то ищет худых и высоких, кому-то — лишь бы человек был выносливым. Не встречала, чтобы требования указывали в объявлениях, просто ходит такая молва: дескать, такая-то компания берет только девушек модельной внешности.
Я езжу теплоходами «Инфофлота», и там берут всех. А, например, «Викинг» принимает на работу только официантов без татуировок и пирсинга. Если у вас необычная внешность, я рекомендую спросить, возьмут сотрудника, допустим, с розовыми волосами или нет. Моей подруге так и сказали: если хочешь работать, вынь пирсинг из носа.
Какие нужны документы
Для трудоустройства у меня попросили сканы ИНН, СНИЛС и паспорта, а также реквизиты счета для зарплаты. Для формы официанта попросили измерить рост и параметры фигуры: обхват бедер, груди и талии.
Еще официанту нужна медкнижка, чтобы показать работодателю: я здоров, могу работать с пищей, гостей не заражу. В сфере общепита с этим строго: проверяют на скрытые половые инфекции, требуют пройти флюорографию.
У меня не просили справки из психо- и наркодиспансеров, не требовали доказать отсутствие судимости. Нарколога и психиатра я прошла в поликлинике по месту жительства в один день с обследованиями у других врачей и получила медкнижку.
До 18 лет я работала без трудового договора, потому что официально компания не нанимала несовершеннолетних. Теперь у меня срочный трудовой договор на время навигации, но я не отрабатываю полгода полностью, а увольняюсь раньше из-за учебы и работы: за две недели до нужной даты пишу заявление по собственному желанию. Заявление мне подписывают без вопросов, и я ухожу.
Быт и условия работы
Жилье. Официанты живут в каютах в трюме — это коридор ниже первой палубы, как минус первый этаж в торговых центрах. Расселение в каютах — по 2—4 человека, это как повезет и как решит капитан.
Во всех каютах есть раковины, а вот туалет и душ могут быть общими, как в общежитии.
Каюта рассчитана на двоих человек, но я жила одна, потому что соседка уехала и никого не подселили
Питание. Официанты едят три раза в день, и все за счет теплохода. Мы едим почти то же самое, что и гости, только блюда попроще. Например, вместо лосося у нас треска или курица, зато гарнир одинаковый.
Примерное меню на день
Завтрак | Каша, бутерброд с сыром и маслом, чай или какао |
Обед | Салат из овощей, борщ, котлета с рисом, чай |
Ужин | Куриное филе с сыром и картофелем |
На теплоходе может быть 60 сотрудников. Поэтому для них обычно готовит отдельный повар. На четырехпалубном теплоходе нас обслуживал официант, а на трехпалубном мы сами подходили к окошечку за едой.
Если из-за работы мы не успевали прийти пообедать или поужинать, кто-нибудь из официантов бегал на камбуз — это кухня — и брал еду на всех в железных контейнерах.
Одежда. У официантов есть форма: юбка или брюки, три вида рубашек и сарафан — все это дает теплоход. На каждого приходится по четыре комплекта.
Я ни разу не теряла форму, но нам говорили, что если потеряем, дадут новую. Стирать и гладить тоже не надо, потому что есть прачки, которые отвечают за одежду. Раз в три дня я отношу комплекты в прачечную, и мне возвращают их чистыми и выглаженными.
Форма на капитанский ужин. Я одета в обычную рубашку, потому что испачкала китель
Развлечения. Каждый день у теплохода стоянка от 3 до 10 часов, иногда стоим и по двое суток. Во время стоянки официантам можно выходить на берег, гулять, ходить в музеи или закупать сувениры.
Не всегда получается провести целый день на берегу, потому что работа все равно есть, но на час-два можно выбраться. Многие выбирают работу на теплоходе за возможность бесплатно поездить по России и посмотреть на новые места.
Плюсы и минусы
Как и у каждой работы, на теплоходе свои плюсы и минусы. Минусы для меня следующие:
Но плюсы тоже есть, и они важные:
Я в 15 так не зарабатывал(начал с 16), Интересная была статья, спасибо.
Я работала 3 года в ресторане мне нравится
Грустно это все, вот что я скажу
Хорошая девушка, без дури в голове
отличный вариант хорошей работы для глубинки россии! вы молодец! я бы не смогла сейчас на такое решиться. я к слову, в 15 лет зарабатывала максимум 6 тыс в месяц, в 17 устроилась в макдак, работа там адская, платили 11
Юлия, В этом рассказе есть масса нестыковок. Во первых она ничего не указала о документах, а они должны быть у каждого работающего на борту подтвержающие допуск к работе (а её не было 18 лет соответственно их не может быть). Ну ладно отпустим этот момент её могли проводить не официально или не вносить в судовую роль то тогда зачем медкнижка? Опять же не стыковка. Ну даже если так то в медкнижки по мимо медкомиссии должен быть ещё и сан минимум а это две с половиной тысячи за его оплату. Вот как то так.
Dmitry, как же, по-вашему, работают моряки дальнего плавания?
Елена, Там другие зарплаты. И стоянки дольше.
Спасибо. Вот только вернулся из круиза на Александре Радищиве. Тоже мысли посещали о том, как вы там справляетесь. Очень интересно было почитать про изнанку. Удачи! Вы молодЕц! Так держать!
Юлия, В общето в малых городах особенно на морском флоте зарплаты гораздо выше чем в мегаполисах, даже если промысловое судно работает на «город»
Зарплата маловат за такой адский труд. Тогда уж лучше в американский круиз пойти и иметь там по штуке баксов ежемесячно.
Пука, А ты много повЕдала уже, да? Писать научись, а потом про Россию рассуждай. Стоит, или не стоит.
На утюг похожий: как устроен новейший российский теплоход
Рейсы по рекам России начал совершать новейший российский круизный лайнер «Мустай Карим». Событие действительно знаковое. Это первое пассажирское судно, построенное на российской верфи за последние 60 лет. С начала 1960-х годов прошлого века Советский Союз, а затем и Россия не строили речные круизные суда, а покупали их в странах соцлагеря — ГДР, Венгрии, Чехословакии. Сейчас большинство из них уже отмечают полувековой юбилей. Корреспондент «Известий» отправился из Москвы в круиз на «Мустай Кариме» и выяснил, что предлагает пассажирам новая гордость отечественного судостроения.
По рекам, по морям
«Пассажирские суда в России не строили 60 лет, — сказал глава Объединенной судостроительной компании (ОСК) Алексей Рахманов ровно год назад, 11 сентября 2019 года, на церемонии спуска на воду теплохода «Мустай Карим» на заводе «Красное Сормово» под Нижним Новгородом. — Тех, кто строил пассажирские суда в 1959 году, уже не осталось. И мы смогли собрать ключевые компетенции».
С момента закладки теплохода до спуска на воду прошло два с половиной года. Еще год потребовался на ходовые испытания. Не всё было гладко (старт круизов несколько раз переносили, да и пандемия сдвинула сроки), но учитывая, что судно подобного типа появилось у России впервые за 60 лет, передача теплохода заказчику — компании «Водоходъ» — событие поистине всероссийского масштаба.
«Мустай Карим» построен по проекту PV300, разработанному компанией «Морское инженерное бюро». К настоящему моменту в России заложено два таких судна: помимо этого теплохода на заводе «Лотос» под Астраханью строится теплоход «Петр Великий». И хотя его заложили даже раньше, нижегородские судостроители оказались быстрее. Что же касается «Петра Великого», то передать его заказчику обещают в мае следующего года.
Названный в честь башкирского поэта «Мустай Карим» приковывает к себе взгляды. В первую очередь, из-за необычной формы носа.
«Многие называют его «утюг» — это уже мировое понятие. У этого проекта инверсный нос x-bow, то есть у него обратный наклон. Такой теплоход не поднимает волной, наоборот, он подныривает под нее, режет, что улучшает гидродинамические параметры теплохода», — рассказал «Известиям» капитан лайнера «Мустай Карим» Сергей Кайнов.
Винторулевые колонки теплохода поворачиваются на 360 градусов. В сочетании с мощным подруливающим устройством лайнер необычайно поворотлив, он может маневрировать в самых узких речных портах. При этом, например, длина «Мустай Карима» — 141 м, а ширина — около 17 м. Он значительно больше и шире своих «советских» собратьев, но намного маневренней.
По словам капитана, в рубке всё очень компактно. Если на старых судах стоит три пульта и системы управления разбросаны, то здесь всё создано для того, чтобы штурман или помощник капитана сел и у него всё было под рукой. Ему практически не надо вставать, чтобы вести судно безопасно, со всеми связываться и т.д.
«На судне нет штурвала — руление осуществляется при помощи двух джойстиков, которые управляют винтами. Для этого вполне достаточно одного человека. Но на пассажирских судах по правилам в рубке требуется обязательное присутствие двух судоводителей: один — рулевой, второй — штурман», — говорит капитан Сергей Кайнов.
Кстати, судно может работать не только на реке, но и в море: класс теплохода позволяет ему ходить при волне в 3 м и в битом льду глубиной до 30 см. И уже в конце сентября «Мустай Карим» впервые покинет реку и выйдет в Азовское море, откуда отправится в Черное море.
Каюты от голландцев
На судне четыре палубы, три из которых практически полностью отданы под каюты. «Мустай Карим» может принять 329 пассажиров, к услугам которых 160 кают. Подавляющее большинство из них — каюты категории делюкс, также есть люксы (два из них с балконом), один гранд-люкс и восемь стандартов. Впрочем, в компании говорят, что от стандартов скоро избавятся, превратив их в делюксы.
Интерьер лайнера «Мустай Карим»
Как говорит заместитель генерального директора по развитию компании «Водоходъ» Илья Суховольский, лайнер спроектирован по типу «плавучей гостиницы» и соответствует уровню пятизвездочного отеля.
Большинство кают категории делюкс — это комнаты площадью 20 кв. м, рассчитанные на двух гостей. Дизайн интерьеров разработан голландским яхтенным бюро Guido de Groot. Каюты выполнены в спокойных тонах с преобладанием светло-бежевого и темно-коричневого цветов. Бархатное изголовье кроватей, два темных кресла с белым журнальным столиком, светлые, почти белые прикроватные тумбочки и темный деревянный стол с огромным зеркалом.
Кроме того, в каждой каюте есть гардероб, сейф, плазменная панель с 40 телевизионными каналами, а также чайник, кофе-машина и небольшой холодильник, скрытый в тумбу.
Санузел — умывальник и туалет — достаточно просторный, те, кто ходил в круизы на судах времен ГДР, будут приятно удивлены. А вот что действительно поражает, так это размеры душевой кабины — такие объемы встретишь не в каждом «земном» отеле.