На чем растет транснефть
Транснефть акции
Дороговизна в абсолютном выражении является хронической проблемой привилегированных акций «Транснефти». Чтобы купить их, соблюдая высокий уровень диверсификации, необходимо иметь на счету 1,5-2,0 млн руб., что существенно превышает размер среднестатистического брокерского счёта розничного инвестора. На этом фоне новость о сплите, безусловно, является позитивом, так как дробление позволит более широкому кругу инвесторов покупать акции трубопроводной монополии. При этом отметим, что менеджмент заявлял о планах провести сплит ещё во время двух последних конференц-звонков, т.е. данные новости не являются сюрпризом.
Умеренно позитивна и новость о повышении частоты выплаты дивидендов, т.к. это благодаря сложному проценту при прочих равных незначительно повысит доходность инвестора. Привилегированные акции «Транснефти» являются классической защитной дивидендной историей, для которой вопрос выплат всегда был особенно важен. По нашим оценкам, дивидендная доходность «префов» компании в текущем году составит 8,0%, а в следующем – вырастет до 9,5%, что является неплохим значением для стабильного защитного бизнеса.
Авто-репост. Читать в блоге >>>
Тариф самый низкий в мире в принципе
При притоке физ. лиц в акции, бумага станет более волатильной
Наоборот, более стабильной. Сейчас её разгоняет вообще без повода. А так будет облигация, двигаться за ключевой ставкой.
Станет любимицей пенсионных фондов, собственно для этого все и делается похоже.
При притоке физ. лиц в акции, бумага станет более волатильной
🤔Транснефть в 2022г начнет платить дивиденды 2 раза в год, проведет дробление акций, что это даёт инвесторам?
👉Менеджмент старается сделать акции более привлекательными для инвесторов, а это безусловно приведёт к притоку физ. лиц в акции
Сейчас акция стоит 150 тыс., далеко не каждый инвестор, может позволить себе держать её в портфеле.
Если акцию раздробят 1 к 10, то одна акция будет стоить 15тыс., а инвесторам станет проще добавлять её в портфель(возможно дробление будет 1 к 100)🥳
👉Напомню, что по данным Газпромбанка на май 2017 года, порядка 53,6% «префов» «Транснефти» находились в доверительном управлении ЗПИФ «Газпромбанк — Финансовый», основным пайщиком которого с 57,4% является «Транснефть-Инвест» (входит в группу «Транснефти»).
Вполне возможно, что Транснефть решит в будущем реализовать свой квазиказначейский пакет. Именно для этого повышается привлекательность акций для инвесторов🥳
📈Транснефть +2.5% Совет директоров ПАО «Транснефть» подтвердил планы проведения дробления акций компании в 2022 году. В компании уверены, что «данная мера повысит удобство проведения операций с обращающимися на Московской бирже привилегированными акциями компании для розничных инвесторов».
Совет директоров поддержал предложение по переходу на выплату дивидендов два раза в год, что позволит обеспечить более равномерное получение доходов акционерами. Перейти к выплате промежуточных дивидендов компания планирует, начиная с дивидендов за 6 месяцев 2022 года
Авто-репост. Читать в блоге >>>
👉 Транснефть планирует перейти на выплату дивидендов 2 раза в год: за 6 месяцев и по итогам года
👉 Также компания подтвердила план дробления акций в следующем году
Авто-репост. Читать в блоге >>>
«Транснефть» Решения совета директоров
Решения совета директоров (наблюдательного совета)
1. Общие сведения
1.1. Полное фирменное наименование (для коммерческой организации) или наименование (для некоммерческой организации) эмитента: Публичное акционерное общество «Транснефть»
1.
Авто-репост. Читать в блоге >>>
Тариф самый низкий в мире в принципе
В этом году, как ожидается, порт перевалит 34,1 млн т нефти и 17 млн т дизельного топлива. Согласно планам, в 2022 году объемы нефти останутся такими же, перевалка нефтепродуктов вырастет на 300 тыс. т
— генеральный директор «Транснефть — Порт Приморск» Михаил Нетесов
В 2023 году в порту планируется начать реконструкцию причалов № 1 и № 2.
Окончание работ на первом причале запланировано на 2024 год, на втором — на 2027 г.
Авто-репост. Читать в блоге >>>
СД ТРАНСНЕФТИ 9 ДЕКАБРЯ РАССМОТРИТ ВОПРОС ОБ ИНВЕСТПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ И СДЕЛКАХ НА СУММУ СВЫШЕ 100 МЛРД РУБ. — КОМПАНИЯ
👉Скорее всего решат по поводу сплита акций и судьбу казначейского пакета
«Транснефть» Проведение заседания совета директоров и его повестка дня
Проведение заседания совета директоров (наблюдательного совета) и его повестка дня
1. Общие сведения
1.1. Полное фирменное наименование (для коммерческой организации) или наименование (для некоммерческой организации) эмитента: Публичное акционерное общество «Транснефть»
1.
Авто-репост. Читать в блоге >>>
Пока мы ничего не планируем, потому что нам ничего неизвестно о точных планах «Востока Ойла», это первое.
Второе — мы не знаем, какое влияние это окажет на наш грузооборот. Когда это будет более выраженно и понятно и мы сможем подсчитать, если влияние будет значительным, то соответствующее законодательство дает нам право обратиться к регулятору
— первый вице-президент компании Максим Гришанин
Авто-репост. Читать в блоге >>>
Мы по-прежнему планируем провести дробление или сплит на следующий год. У нас есть определенные подвижки в этом вопросе. Я думаю, что в ближайшее время этот вопрос будет рассматриваться на совете директоров компании
— вице-президент «Транснефти» Рашид Шарипов
«Транснефть» также собирается полностью перевести причитающийся ей пакет привилегированных акций из совместного фонда с Газпромбанком на собственную управляющую компанию.
Этот пакет будет отражаться в балансе как квазиказначейский
Авто-репост. Читать в блоге >>>
Планы по перекачке. Мы находимся пока только в начале декабря… Мы думаем, что объем перекачки нефти составит где-то 448-450 миллионов тонн по системе, в этом коридоре. Заявки на 2022 год у нас порядка 455-458 миллионов тонн
По нефтепродуктам это будет где-то также, как и в 2020 году: 38 миллионов тонн в 2020 году, 38 миллионов в 2021 году, и примерно столько же мы ожидаем, что мы примем в 2022 году
Прокачку нефтепродуктов в 2021 и 2022 годах запланирована на уровне примерно 38 миллионов тонн, как и в 2020 год
Авто-репост. Читать в блоге >>>
Мы планируем программу 2022 г. примерно в тех же объемах, с учетом сегмента НМТП это будет порядка 210 млрд, из которых порядка 23 млрд — это будет инвестиционная программа «Новороссийского морского торгового порта»
— первый вице-президент «Транснефти» Максим Гришанин
Авто-репост. Читать в блоге >>>
Транснефть: становится интерсной для долгосрочных покупок
🕳 Транснефть представила свои финансовые результаты за 9 мес. 2021 года:
📈 Выручка компании с января по сентябрь увеличилась на 12,5% (г/г) до 805,8 млрд руб., благодаря восстановлению объёмов транспортировки нефти и нефтепродуктов после первой волны COVID-19, а также ценовому фактору (рост тарифов на транспортировку нефти на 3,6% в начале текущего года).
📈 Показатель EBITDA при этом прибавил всего на 4,1% (г/г) до 355,9 млрд руб. Столь слабая динамика показателя обусловлена увеличением издержек на оплату труда персонала и ростом себестоимости реализованной нефти.
📈 А вот чистая прибыль акционеров, к которой привязана дивидендная политика Транснефти, выросла по итогам отчётного периода на внушительные 39% (г/г) до 152,8 млрд руб.
💼 Долговая нагрузка по показателю Net Debt/EBITDA составляет 1х и находится на минимуме за последнюю пятилетку.
💰 Рост чистой прибыли и низкая долговая нагрузка позволяют рассчитывать на выплату щедрых дивидендов по итогам 2021 года. Напомню, последние три года компания направляет на дивиденды не менее половины прибыли.
Авто-репост. Читать в блоге >>>
сегодня ожидаем: конференц-звонок
Транспортировка нефти у Транснефти в ноябре выросла на 8,7%
Транспортировка нефти по системе «Транснефти» в ноябре 2021 года выросла на 8,7% г/г, до 39,36 млн тонн.
Прокачка нефти на экспорт в ноябре выросла на 5,2% г/г, до 17,03 млн тонн
«Транснефть» в декабре планирует транспортировать по системе 40,19 млн тонн нефти, из которых 38,92 млн тонн — российской. Более 21,69 млн тонн нефти из этого объема планируется направить на НПЗ страны и 17,95 млн тонн — на экспорт в дальнее и ближнее зарубежье.
Авто-репост. Читать в блоге >>>
🟢 Дивидендная доходность Транснефти может составить 8,6%
Транснефть опубликовала финансовые результаты за третий квартал 2021 года. Выручка компании не изменилась по сравнению со вторым кварталом и составила 276 млрд руб., EBITDA снизилась на 5% — до 116 млрд руб., чистая прибыль сократилась на 15% — до 47 млрд руб.
🛢 Результаты компании за третий квартал в целом совпали с ожиданиями аналитиков SberCIB Investment Research и немного превысили консенсус-прогноз Интерфакса. Свободный денежный поток превзошёл оценки SberCIB Investment Research на 7%.
💰 Чистая прибыль за девять месяцев составила 157,8 млрд руб., скорректированная чистая прибыль — 143,1 млрд руб. Менеджмент предлагает использовать именно второй показатель для расчёта дивидендов. Таким образом, потенциальные годовые дивиденды исходя из скорректированной чистой прибыли за девять месяцев могут составить 12,3 тыс. руб. на акцию, что соответствует дивидендной доходности 8,6%.
Целевая цена акции на ближайшие 12 месяцев составляет 240 тыс. руб., потенциал роста — 60% относительно текущих уровней котировок.
При этом объем транспортировки нефти увеличился на 8% — до 114,5 млн т, нефтепродуктов на 3% — до 9,5 млн т. EBITDA за 3 кв. составила 116 млрд рублей, что на 26% выше, чем годом ранее.
В целом, на рост показателей влияние оказали ценовой фактор и увеличение объемов транспортировки. Компания также сообщила, что в третьем квартале не использовала резерв для компенсации ущерба за загрязнение нефтепровода Дружба. Мы оцениваем результаты компании умеренно позитивно.
Авто-репост. Читать в блоге >>>
Интересная штука, оказывается еще 57% акций транснефть-п находится в Газпромбанке через ПИФ… возможно когда-нибудь будет гашение или использование этого капитала?
Москва. 30 ноября. ИНТЕРФАКС — Группа «Транснефть» в сентябре 2021 года в результате частичного распределения имущества при погашении инвестиционных паёв ЗПИФ «Газпромбанк — Финансовый» получила 64 тыс. 164 привилегированных акций компании на сумму 10 млрд 613 млн рублей, говорится в ее отчете по МСФО.
«Полученные акции представлены в составе собственного капитала как собственные акции, выкупленные у акционеров, по справедливой стоимости на дату погашения соответствующих инвестиционных паёв. На 30 сентября 2021 года группа владеет привилегированными акциями компании в количестве 65 тыс. 725 штук (на 31 декабря 2020 года — 1 561 штук)», — говорится в отчете.
CAPEX устойчиво падает, FCF растет. За 9 мес 2021 FCF уже 143 млрд.
Прибыль «Транснефти» упала на треть
«Транснефть» (MCX: TRNFP) управляет крупнейшей в мире магистральной нефтепроводной системой протяженностью свыше 50 тысяч километров, выступает монополистом в России по объемам транспортировки нефти и контролирует одного из крупнейших по объемам грузооборота портовых операторов — НМТП.
30 марта компания выпустила финансовую отчетность по итогам 2020 года. Год оказался одним из самых сложных в истории холдинга, что отразилось на операционных и финансовых результатах бизнеса.
Ситуация в отрасли
Основной доход компании приносит транспортировка нефти в дальнее зарубежье. Объемы транспортировки снизились во 2—3 квартале 2020 года на фоне кризиса в нефтегазовой отрасли и нового ограничительного соглашения между странами ОПЕК+.
Несмотря на то что кризис в углеводородной отрасли начался еще в марте прошлого года, наибольшее падение объемов транспортировки пришлось на 3 квартал, потому что новые ограничительные меры вступили в силу только с 1 мая 2020 года.
Динамика экспорта нефти «Транснефтью» в дальнее зарубежье, млн тонн
4 квартал 2019 | 55,3 |
1 квартал 2020 | 55,8 |
2 квартал 2020 | 49,8 |
3 квартал 2020 | 43,3 |
4 квартал 2020 | 45,3 |
1 квартал 2021 | 42,9 |
Объемы транспортировки нефти через «Транснефть» остаются на исторически низком уровне, несмотря на смягчение требований к нефтедобыче.
По итогам 1 квартала 2021 года экспорт нефти в страны дальнего зарубежья через транспортную систему компании на самых минимумах за последние годы, хотя цены и спрос на нефтяном рынке высоки на фоне холодной зимы.
В марте 2021 года России разрешили увеличить добычу на 130 тысяч БНЭ в сутки. А на апрельском заседании ОПЕК+ решили дополнительно увеличить объемы добычи с мая 2021 года для всех стран, входящих в картель. Потенциальные объемы нефтяного экспорта для «Транснефти» должны вырасти со 2 квартала, но они все еще будут ниже докризисных уровней.
Предлагаю оценить, как падение объемов транспортировки отразилось на финансовых показателях «Транснефти», и обсудить возможные перспективы бизнеса в текущем году.
Как победить выгорание
Финансовые показатели
Выручка «Транснефти» снизилась на 10% год к году — до 962,4 млрд рублей. Доходы компании оказались практически на уровне докризисного 2018 года, то есть падение оказалось не таким уж и сильным, как можно было бы ожидать с учетом всех внешних факторов и кризиса в нефтяной отрасли.
Доход компании связан с углеводородной отраслью:
Падение спроса на углеводороды и ограничения ОПЕК+ привели к падению доходов во всех основных сегментах бизнеса.
Операционные расходы упали вслед за выручкой на 10% год к году — до 519,2 млрд рублей. Из-за кризиса нефтяные котировки упали, что повлекло за собой падение себестоимости реализованной нефти на 22%. При этом расходы на оплату труда работников выросли со 133,5 млрд до 144 млрд рублей.
Операционная прибыль упала на 19% год к году — до 225,7 млрд рублей.
«Транснефть» получила убыток в 1,6 млрд рублей — против прибыли в 16,1 млрд рублей год к году — от участия в зависимых и совместно контролируемых компаниях. Компании принадлежит 57% в паевом инвестиционном фонде «Газпромбанк — финансовый», который получил убыток 11,9 млрд рублей.
Чистые финансовые расходы «Транснефти» сократились с 34,5 млрд до 18,4 млрд рублей год к году благодаря переоценке курсовых разниц на фоне девальвации рубля и сокращению процентных расходов по кредитам и займам.
Чистая прибыль компании снизилась на 33% год к году — до 132,7 млрд рублей. Это минимальное значение за последние годы.
Акции Транснефти растут на новостях о дивидендах и дроблении бумаг
Совет директоров Транснефти поддержал предложение по переходу на выплату дивидендов 2 раза в год, сообщила компания.
Первые выплаты промежуточных дивидендов ожидаются по итогам 6 месяцев 2022 г. Предполагается, что инициатива позволит обеспечить более равномерное получение доходов акционерами.
Кроме того, совет директоров Транснефти подтвердил планы проведения дробления акций в 2022 г., отметив, что данная мера повысит удобство проведения операций с обращающимися на Московской Бирже привилегированными акциями для розничных инвесторов.
Что это значит
Переход на выплату дивидендов дважды в год должен быть воспринят инвесторами с оптимизмом. В частности, это позволит акционерам более эффективно реинвестировать дивиденды.
Дробление бумаг — позитивный момент для инвестиционной привлекательности акций Транснефти за счет ожидаемого роста ликвидности торгов и притока частных инвесторов. Сейчас порог входа в бумагу достаточно высокий, и не каждый инвестор может позволить себе приобрести акции компании из-за их высокой стоимости.
На новостях акции к 10:55 МСК растут на 2,8% и торгуются по 148 750 руб. за бумагу.
БКС Мир инвестиций
Последние новости
Рекомендованные новости
Главное за неделю. Продай, купи, спи
Итоги торгов. Покупатели российских акций попали в ловушку
Три интересные акции из портфеля Баффета в эпоху высокой инфляции
5 самых ярких сделок M&A на российском рынке в 2021
Рынок США. Готовимся к заседаниям ФРС и ЕЦБ
Илон Маск продолжает продавать акции. А что Tesla?
Акции Costco растут после отчета. Какие перспективы?
Акции Oracle взлетели к максимумам. Разбираем отчет
Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru
* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.
▫️ Капитализация: 1 трлн
▫️ Выручка TTM: 1 трлн
▫️ EBITDA TTM: 432 млрд
▫️ Прибыль TTM: 175 млрд
▫️ fwd P/E 2021: 6
▫️ P/B: 0.5
▫️ fwd дивиденд ао 2021: 8%
▫️ fwd дивиденд ап 2021: 7,5%
👉Транснефть – естественная монополия в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов, которая транспортирует по своим трубопроводам 82% всей нефти и 28% всех нефтепродуктов в РФ.
👉У компании стабильная дивидендная политика, согласно которой на выплату дивидендов направляется 50% нормализованной чистой прибыли по МСФО, что связано с требованиями Министерства финансов.
✅ФАС предлагает проиндексировать тариф Транснефти на транспортировку нефти по магистральным нефтепроводам на 2022 год на 4,3%, что положительно скажется на выручке и прибыли следующего года.
✅Транснефть – один из главных бенефициаров текущей сделки ОПЕК+, которая нацелена на снижение дефицита на нефтяном рынке. Так, среднесуточный объем транспортировки нефти по трубопроводам компании в 3 квартале 2021 года увеличился на 1,1% по сравнению с уровнем 2 квартала текущего годаи на 6,1% по сравнению с уровнем 1 квартала. РФ продолжает увеличивать добычу, из-за этого ожидаю и дальнейшего поквартального улучшения показателей. За счет роста прокачки, суммарная выручка по РСБУ за 9 месяцев 2021 года выросла на 11% г/г. Чистая прибыль увеличилась на 3%.
✅ Долговая нагрузка продолжила тренд на снижение, общий долг составил 569 млрд. руб, снизившись на 13% г/г. Чистый долг снизился до 480,9 млрд. руб.
✅Есть вероятность, что в следующем году произойдет стократный сплит акций, что, в свою очередь, приведет к возрастанию интереса к акциям со стороны частных инвесторов. Сейчас 1 лот слишком дорогой для большинства розничных инвесторов.
✅Компания по-прежнему оценивается дешевле всех крупных мировых аналогов.
✅Если компания сохранит динамику роста, то чистая прибыль за год по МСФО составит свыше 175 млрд, тогда можно ожидать приблизительный дивиденд около 11500 на одну акцию, чуть ниже отметок 2019 года. Это примерно 8% дивидендной доходности для обыкновенных, и 7,5% для привилегированных акций по сегодняшним ценам, что существенно выше средней исторической доходности в 6-7% годовых для обоих видов акций.
❌Дешевая оценка бизнеса в первую очередь является следствием нерыночного ценообразования тарифов, которые являются одними из самых низких в мире.
❌Цены зачастую оказываются сильно заниженными из-за деятельности приближенных к власти менеджеров других госкорпораций, которые и являются основными потребителями услуг Транснефти.
❌Компания планирует увеличение CAPEX до 232 млрд по итогам года, против 199 годом ранее, это может существенно повлиять на денежный поток и будущие выплаты.
❌Перспектив расширения бизнеса практически нет, а в очень долгосрочной перспективе и вовсе возможно сжатие. Дивиденды компании вряд ли вырастутна 50-100% в обозримом будущем, а текущий размер выплат не сильно интереснее доходности ОФЗ, которая растёт.
Выводы:
Транснефть — это стабильная компания с хорошей дивидендной доходностью и рассматривать ее стоит, в первую очередь, как дивидендную, с учетом текущей политики. Сейчас мы видим уверенное, хоть и не очень быстрое восстановление сектора. Не стоит ждать рекордных выплат по итогам 2021 года, но существует потенциал сохранения их роста в 2022-2023 году, из-за спада пандемии и дефицита нефти на рынках, из-за чего можно ожидать рекордных прибылей и див выплат более 12 000 на акцию (против 9224 в 2020 году). На сегодня компания выглядит оцененной справедливо, но не дешево.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
Парадокс «Транснефти» Почему самая операционно-эффективная компания остается самой недооцененной?
Фото: Юрий Смитюк / ТАСС
Как отмечают эксперты консалтинговой фирмы KPMG, «Транснефть» имеет высокую операционную эффективность в сравнении с зарубежными компаниями-аналогами. Одновременно с этим она является и самой дешевой компанией международного нефтетранспортного сектора. В чем парадокс и как превратить акцию «Транснефти» в «голубую фишку», разбиралась «Лента.ру».
Международная консалтинговая компания KPMG по заказу ПАО «Транснефть» выпустила на прошлой неделе обзор основных показателей ее деятельности и сопоставимых зарубежных компаний за 2018-2019 годы. Кроме российской монополии исследование включало 44 компании из США и Канады, 11 европейских компаний и семь компаний из Южной Америки, Африки и АТР. Анализ, который проводился более чем по 30 индикаторам, подтвердил отсутствие среди зарубежных трубопроводных компаний аналогов, сопоставимых по масштабам трубопроводной деятельности «Транснефти» с точки зрения ключевых производственных показателей, отмечает KPMG. Так, в 2018-2019 годах грузооборот российской компании составлял более 1,2 триллиона тонно-километров, что более чем в семь раз превышает показатель компании с наибольшим объемом грузооборота в США (Enbridge).
Фото: Сергей Гунеев / РИА Новости
Сколько продали
«Транснефть» показывает стабильно высокие результаты по показателю объема транспортировки нефти — 480 и 485 миллионов в 2018 и 2019 году соответственно (при значении медианы в 81 миллион тонн). В 2018 году грузооборот по нефти составил 1 217 397 миллионов тонн-километров. Объем транспортировки нефти «Транснефти» превышает показатели всех сравниваемых компаний. Такое отличие аналитики KPMG объясняют не только масштабом сети магистральных трубопроводов, но и значительно большим плечом транспортировки (по состоянию на 2019 год — 2572 километра, что превышало медианное значение в 3,3 раза). При этом выручка от предоставления услуг по транспортировке нефти «Транснефтью» значительно превышала выручку других компаний в выборке. В 2019 году она составила 10,87 миллиарда долларов (1,07 миллиарда долларов — медианное значение). Эксперты KPMG также отметили, что выручка крупнейшей иностранной компании по данному показателю в прошлом году Enbridge Inc. почти на 29 процентов ниже значения ПАО «Транснефть».
В категории «транспорт нефтепродуктов» «Транснефть» показала близкие к средним по итоговой выборке результаты — 38 миллионов тонн в 2019 году при медиане равной 48 миллионам тонн. При этом по величине грузооборота нефтепродуктов компания также является одной из крупнейших компаний в мире, превышая показатель большинства зарубежных аналогов. В минувшем году — 49 800 миллионов тонно-километров (что больше медианы почти в 5,5 раза). По показателю протяженности нефтепродуктопроводов «Транснефть» также занимает первое место. По их транспортировке выручка компании также превышала выручку большинства других компаний в выборке и составила 1,05 миллиона долларов, что почти в 2 раза выше медианного значения (633 миллиона долларов).
Цена эффективности
Из обзора KPMG следует, что средневзвешенный тариф «Транснефти» в 2018-2019 годах, рассчитанный на 100 тонно-километров грузооборота нефти, более чем вдвое ниже медианного значения для сопоставимых компаний: 0,87 доллара против медианы 2,13 доллара. Аналогичная ситуация и с тарифом на транспортировку нефтепродуктов — его значение у «Транснефти» более чем на 32,9 процента ниже медианного среди зарубежных компаний: 2,12 доллара против 3,16 доллара.
Фото: Максим Богодвид / РИА Новости
«Величина удельных операционных расходов ПАО «Транснефть» на транспортировку нефти в 2019 году в 3,2 раза ниже медианного значения среди зарубежных компаний (0,31 доллара за 100 тонно-километров против медианы 1,01 доллара), — отмечают эксперты KPMG. — В ПАО «Транснефть» 2018-2019 годах «вес» удельных расходов на 100 тонно-километров грузооборота нефти при сопоставлении с уровнем средневзвешенного тарифа сохранился в размере 35-36 процентов».
Показатель рентабельности по EBITDA «Транснефти» В 2018-2019 годах находился на стабильном уровне и составил 44-46 процентов, однако был немного ниже уровня медианного значения (50 процентов) по сравниваемым компаниям. Аналитики отметили, что у компаний Chevron Pipeline, ExxonMobil Pipeline в 2018-2019 годах была зафиксирована отрицательная EBITDA, что привело к отрицательной рентабельности по данному показателю.
Коэффициент износа основных фондов российской монополии в 2019 году (41 процент) находился ниже уровня медианного значения (46 процентов), а уровень удельного потребления электроэнергии при транспортировке нефти, одной из ключевых статей операционных расходов для всех трубопроводных компаний, был ниже медианного значения на 25,4 процента. При этом производительность труда в натуральном выражении оказалась выше медианного значения более чем в 2 раза. По отношению к 2018 году этот показатель повысился на 1,7 процента. Также в 17 раз ниже медианного значения среди сопоставимых компаний было значение и удельной аварийности при транспортировке по магистральным трубопроводам.
Самая дешевая
Парадоксально, что при таких отличных операционных показателях акции «Транснефти» из года в год показывают динамику хуже рынка. Например, с начала этого года капитализация компании упала на 18 процентов на фоне индекса Мосбиржи, который вырос на 3,8 процента.
Остается «Транснефть» и самой дешевой среди всех международных компаний своего профиля. Оценочный коэффициент «Стоимость бизнеса» (EV) к EBITDA для мирового сектора в среднем составляет 10,5, у «Транснефти» этот показатель составляет всего лишь около 4, «Транснефть» стоит в среднем в 2,5 раза дешевле средней компании сектора.
Главная причина — низкие дивиденды. Компания платит ниже 50 процентов от чистой прибыли по МСФО. По итогам 2019 года на дивиденды было направлено 11 612,2 рубля на акцию (47 процентов прибыли). Текущая дивидендная доходность составляет 7,9 процента, что выше ставок по банковским депозитам и государственным облигациям, высокая дивидендная доходность обусловлена низкой ценой акции.
Впрочем, 50 процентов от прибыли сегодня уже мало. «Золотым стандартом» в индустрии является выплата 100 процентов от чистой прибыли. В настоящее время «Транснефть» завершила основные инвестиционные проекты и ее денежный поток растет. Вероятно, в дальнейшем государство как основной акционер будет настаивать на повышении дивидендов до рыночного уровня. По мнению аналитика Raiffeisenbank Сергея Гарамиты, в будущем как вариант повышения дивидендов не исключается возможность выплаты всего свободного денежного потока. В этом случае дивидендная доходность может стать двузначной в 2022 году.
Фото: Илья Питалев / РИА Новости
Обратный выкуп и опционная программа для менеджмента
Другим минусом «Транснефти» является то, что в отличие от многих других публичных компаний, она не проводит обратных выкупов своих акций. Таким образом на рынке отсутствует стабилизационный механизм в случае резких просадок на бирже. Еще два года назад, в ноябре 2018 года, член совета директоров нефтетранспортной монополии, гендиректор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев анонсировал программу выкупа с рынка привилегированных акций «Транснефти». «Менеджмент «Транснефти» предпринимает ряд важных шагов по повышению капитализации компании. У нас еще будет несколько обсуждений этой программы и на комитете по стратегии, и на совете директоров. Поэтому, я думаю, это все может начать реализовываться в следующем году», — сказал он. Но в реальности программа до сих пор не принята. Эта же программа должна была предусмотреть разработку новой системы мотивации менеджмента, привязанной к росту дивидендов и стоимости привилегированных акций компании, которые на рынке считают недооцененными.
Дробление акций
Также шли разговоры о дроблении акций, но до дела не дошло. Проблема тут технического свойства — одна акция компании стоит более 140 тысяч рублей, а это значит, что для широкого круга инвесторов-физлиц эта бумага недоступна, что снижает общий спрос. Простым техническим действием по дроблению акций с коэффициентом 1:1000 эту проблему можно было бы решить и сделать акции доступными массовому инвестору, тем более что в настоящее время рынок инвестиций частных лиц в акции стремительно растет.
Инвестиционные аналитики указывают на значительную недооценку акций компании — например, у Сбербанка справедливая цена за акцию «Транснефти» — 250 тысяч рублей (75 процентов потенциал роста к текущей рыночной цене). Но для того чтобы этот потенциал был реализован, от компании требуется более активная работа с фондовым рынком. Возможно, после вышедшего исследования KPMG крупнейшие акционеры «Транснефти» (государство в лице Росимущества, НПФ «Газфонд пенсионные накопления», ЗПИФ «Газпромбанк-Финансовый», Российский фонд прямых инвестиций, Российско-Китайский Инвестиционный Фонд, Российско-Японский Инвестиционный Фонд, Суверенный фонд Саудовской Аравии) ускорят работу над программой по повышению дивидендов и капитализации компании.