На чем рисовали картины древнегреческие художники
Живопись Древней Греции
Искусство Древней Греции привнесло в мировую культуру много интересного и необычного, став своеобразной базой для будущих художников, скульпторов, поэтов, музыкантов. Его развитие протекало долго, совершенствуясь и процветая. Судить о нем можно по документальным источникам древних авторов и по тем шедеврам, которые дошли до наших дней, а это в основном скульптуры, вазы, картины. Принято считать, что живопись Древней Греции выражена в двух периодах: ранней классике и высокой классике, между которыми очень тонкая «граница», едва заметная людям несведущим.
Искусство Ранней классики содержало в себе идеи освободительной борьбы против персов, а также повышенного внимания к человеку, как к личности и гражданину. Как и в скульптуре, большое внимание художники отдавали реалистичности написанных полотен. Оценить живопись IV века можно только по дошедшим до нас сведениям древних авторов, и судя по всему, она достигла высокого уровня. Известно, что выдающимся живописцем того времени был Евмолп из Сикиона. В дальнейшем он создал школу живописи, базирующейся на научных принципах, что давало возможность сделать точный, завершенный рисунок. Его учеником был Памфил из Амфиполиса, взрадившем таких мастеров того времени, как Павзий и Апеллес. И если первый практиковался в основном на настенных и потолочных росписях (он же усовершенствовал живопись на воске), то второй в основном писал портреты и картины.
Апеллес
Остановимся немного на древнегреческом живописце Апеллесе. Предположительно он жил с 370 по 306 гг. до нашей эры. Главная его профессиональная заслуга в том, что он досконально изучил основы и художественные приемы сразу двух школ: Ионической и Сикионской. Таким образом, его творения заключали в себе лучшие традиции изобразительного искусства того времени.
Своими заслугами он снискал уважение самого Александра Великого — выдающегося полководца, царя Македонии, Персии, Азии, фараона Египта. Человечеству он более известен под именем Александр Македонский. Доподлинно известно, что Александр Великий издал указ, запрещающий рисовать кому-либо портреты, кроме Апеллеса, а это свидетельствует о невероятном авторитете художника у царя. Однажды живописец нарисовал для него картину, где Александр-царь изображен подобно Зевсу, мечущим молнии. За нее мастер получил 20 монет золотом (для сравнения: 40 таланов в год стоила конница из 800 всадников). Видимо, картина очень понравилась царю, если он говорил так: «Существуют только два Александра: один — сын Филиппа (имеется в виду царь Филипп II — отец Александра Македонского), другой — Апеллес; первый — непобедим, второй — неподражаем».
Одна удивительная история свидетельствует об исключительных талантах Апеллеса. Когда он, прибыв на Родос, решил нанести визит художнику Протогенону. Однако того не оказалось дома, и тогда Апеллес велел его служанке показать (в качестве «визитки») всего лишь одну изящную линию, которую он быстро набросал на приготовленном для рисования полотне. Когда Протоген пришел домой, он сразу догадался, кто побывал в его отсутствие. Тогда родосец в сердцах нарисовал поверх совершенной линии Мастера тонкий штрих. Апеллес вернулся. Но, увидев, как соперник умело сделал прорисовку, «ответил» ему, добавив к тандемному «рисунку» линии, исполненные другим цветом. Но не «зачеркнул» то, что нарисовал Протоген, а практически «растворил» это на полотне. Дальнейшее соперничество было бесполезным. А картина эта была впоследствии вывезена в Рим и явилась поводом для удивления и восторга публики. Ее назвали лучшим творением искусства, когда-либо существовавшим в Греции. К сожалению, этот шедевр сгорел во время пожара в царском дворце.
Менее трагическая участь постигла другое совершенное творение художника — «Афродита Анадиомена». По свидетельствам древнегреческого писателя Плиния Старшего, Апеллес писал образ богини с несравненной Кампаспы — любимой содержанки Александра Великого. (По другой версии для художника позировала гетера Фрина, известная красавица, ночь любви с которой стоила целое состояние). Легенда гласит, что мастера сразила удивительная красота девушки, и он влюбился в нее, как малолеток. Александр Великий подарил фаворитку мастеру после завершения полотна — вот как он ценил придворного художника.
Увы, до наших дней не сохранилось ни одной работы Апеллеса. О том, как прекрасна была его «Афродита Анадиомена» мы можем судить (нет, только попытаться судить) по картинам более поздних авторов, пытавшихся «скопировать» сюжет его полотна. Так, в музее Орсе в Париже выставлен холст Адольфа Вильяма Бугро «Рождение Венеры» (1879 год), в Лувре висит картина Теодора Шессерио «Венера Анадиомена» (1838 год). Но наиболее ранним произведением, приближенным к оригиналу и с таким же названием, считают картину Сандро Боттичелли, написанную художником в 1486 году, а также помпейскую фреску «Афродита Анадиомена» — копию великого Апеллеса.
Живопись V века до.н.э.
Говоря о живописи Древней Греции, нельзя не отметить искусство светотени, которое впервые включил в свои работы Аполлодор Афинский. Он родился примерно в 420 году до Рождества Христова. За особую палитру полутонов его прозвали Тенеписцем. Аполлодора из Афин считают предшественником гениального Зевксиса. Живописец из Гераклеи, благодаря своему таланту, трудолюбию и манерой исполнения, очень быстро прославился и разбогател. Он писал столь реалистично, что его творчество породило много анекдотов, один из которых был связан с его вечным соперником — Парразием из Эфеса. Тот тоже был художником, но писал главным образом богов, героев и персонажей древнегреческой мифологии.
История следующая! Однажды Зевксис и Парразий решили устроить состязание, кто лучше владеет своим мастерством. Зевксис написал кисть винограда, да так натурально, что даже птицы, якобы, слетались, чтобы клевать чудесно нарисованные плоды. Соперник из Эфеса всего лишь изобразил портьеру, и гениальность изображения заключалась в том, что Зевксис спутал ее с настоящей.
К сожалению об этих художниках известно только из источников, оставленных человечеству от древних литераторов. Известно, например, что картины Зевкиса были перевезены из Рима в Константинополь, где все до единой сгорели в пожарах.
Вазопись
Отдельная тема для разговоров — древнегреческая вазопись, по сравнению с живописью достигшая более масштабного развития. Античные мастера покрывали росписями керамические изделия:
Керамические росписи изначально представляли собой черные изображения на красном фоне, но постепенно меняли стиль и совершенствовались в манере исполнения. Кроме чернофигурного стиля появились краснофигурные росписи, когда фон между изображением на красной поверхности обожженной глины покрывали черным лаком.
Со временем античные вазы стали расписывать не только для эстетики, а как историко-документальные объекты. И что же мы видим на вазах и чашах из прошлого? Сюжеты из жизни и мифологии; фрагменты интерьеров, быта; характерные для того времени одежды, прически. Примечательно, что вазописцы по сравнению со скульпторами или архитекторами не были связаны по рукам и ногам религиозными рамками. Они могли отражать в своем искусстве то, что считали нужным, интересным, достойным внимания. Вот почему древнегреческую вазопись считают более динамичным и многообразным искусством, открытым для всевозможных художественных экспериментов. И те керамические изделия, которые «пришли» к нам глубоко из веков и украшенные характерной для Древней Греции росписью, представляют огромную художественную ценность для мировой культуры.
Античное искусство: Древняя Греция
История искусств #4
Древняя Греция ( Эллада) — античная греческая цивилизация на юго-востоке Европы.
Самые значительные из островов у западного побережья Греции — Керкира, Левкада, Кефалления и Закинф.
История Древней Греции рассматривается в хронологических рамках с III тысячелетия до н. э. до I века до н. э., когда эллинистические государства потеряли самостоятельность и вошли в состав Древнего Рима.
Сами греки и поныне называют свою страну Элладой, а себя эллинами, название «Греция» получено от римлян.
Всю историю Древней Греции принято делить на пять основных периодов:
Кроме того, первые три эпохи часто объединяют под общим именем доклассического периода. В этом случае вся история Древней Греции разбивается на три больших основных периода: доклассический, классический и эллинистический.
Эгейский или крито-микенский период
Первым греческим племенем, пришедшим на юг Балкан, были ионийцы, затем за ними последовали эолийцы и (с XX в. до н.э.) ахейцы, вытеснившие ионийцев и эолийцев с части освоенных ими территорий и овладевшие основной частью Балканской Греции.
К моменту вторжения греков этот регион был заселен пеласгами, лелегами и карийцами, находившимися на более высоком уровне развития, чем завоеватели: у них уже наступила эпоха бронзы, началось социальное расслоение и формирование государства, возникли протогорода.
Греческое завоевание происходило постепенно и растянулось на несколько веков.
Как правило, пришельцы силой захватывали новые территории, уничтожая местных жителей и их поселения; в то же время имела место и ассимиляция.
Вся история ахейского мира — это история кровопролитных войн. Порой несколько царств объединялись в борьбе против более богатого и могущественного.
Возникновение первых государственных образований. Развитие мореплавания. Установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока. Возникновение оригинальной письменности.
Искусство эгейского периода
Искусство этого периода характеризует высокое мастерство художников и зодчих Крита.
Ансамбли дворцов, росписи стен, керамика впечатляют свободной живописностью, фантазией, высоким художественным уровнем исполнения.
Кносский Дворец представлял собой уникальный памятник художественной культуры Крита. Он занимал площадь 16 тыс. м2. Его росписи, архитектура, керамика являются образцом искусства; напоминающего египетское, но более непринужденное, с плавными линиями, красивыми силуэтами и красочными рисунками. При всей своей величественности он не подавляет человека, а выступает соразмерным ему.
Фрески дворца свидетельствуют о том, что главный герой критского искусства — человек, его впечатления от окружающей жизни, которые были положены в основу изображения пейзажа и животных.
Зная лишь пять красок — белую, красную, голубую, желтую и черную, владея лишь «цветным силуэтом», живописцы Крита сумели создать яркие эмоциональные образы.
По сравнению с искусством Египта и Месопотамии искусство Крита раскрывает совершенно новый мир, полный гармонии.
Обожествление природы и красоты, радость бытия, ликующее восприятие мира отражены в искусстве Крита, считающемся самым изящным и абсолютно законченным в своем мастерстве из всех, до и после него возникших.
Изменчивость и Движение как основы художественного образа, быстрая смена видений, стремление запечатлеть мгновенность — вот то новое, что дало миру искусство Крита.
Керамика эгейского периода
Древнейшая минойская керамика исполнялась без гончарного круга, но позже она формовалась на круге и обжигалась в специальной печи, что позволяло придавать сосудам более разнообразные формы.
Вазы стиля «камарес» — в виде маленьких чашечек и больших округлых сосудов, оригинальные орнаменты в виде спиралей, зигзагов, вихревых розеток, лепестков. Полихромные рисунки покрывают стенки вазы ковровым узором.
Изменяется и характер росписи ваз. Новый стиль украшения сосуда получил название в науке «дворцовый» стиль.
Большие вазы украшались темным рисунком, выделяющимся на светлом фоне. Обычно это стилизованные цветы или морские мотивы. Роспись всегда подчинена форме сосуда, каждая часть рисунка как бы подчеркивает его архитектонику.
Скульптура малых форм
В раннеминойский период также создаются только мелкие статуэтки. Фигуры человека трактованы схематично, более выразительны и реалистичны изображения животных.
Изображение человеческой фигуры отличается правильным пропорциональным построением, выразительностью движения.
Статуэтки богинь (или жриц) со змеями в руках, найденные в тайнике Кносского дворца, полны грации и женственности. Лица же их хотя и миловидны, но мало выразительны.
Живопись
Стены критских дворцов были украшены фресками. Эти росписи преследуют не только декоративные цели ; сцены, изображенные на них, имеют и культовое значение.
Критские фрески представляют собой скорее контурный раскрашенный рисунок, где нет светотени, полутонов.
Однако художники с большим декоративным чутьем подбирают краски, создавая яркие нарядные росписи.
Особое развитие в позднеминойском I периоде получают сюжеты на фресках и вазах из жизни моря.
Искусство Крита — это искусство, развивавшееся и процветавшее преимущественно в рамках дворцовой культуры. С разрушением дворцовых центров, вероятно, в результате военных действий погибли и мастерские керамистов, живописцев, скульпторов, создавших там в течение веков крепкую художественную традицию.
Исчезают произведения живописи, остается лишь мелкая пластика и обильный керамический материал.
Гомеровский или «Темные века»
Этот период длился примерно с XI по IX века до нашей эры и называется Темными веками, а также гомеровским периодом, поскольку известен прежде всего по поэмам «Илиада» и «Одиссея», приписываемым авторству Гомера.
История Греции после дорийского вторжения начинается практически заново.
Снова происходит разложение первобытнообщинных отношений, формирование государственности, возрождение материальной культуры. И заканчивается с началом расцвета греческих полисов.
Под влиянием развития производительных сил уже зарождалась частная собственность, росло имущественное неравенство, создавались предпосылки для образования рабовладельческого строп.
Греция была разделена на небольшие самостоятельные области.
Политической формой этого переходного строя была военная демократия, постепенно перерождающаяся во власть родовой аристократии.
В конце этого застойного периода греческая цивилизация начала возрождаться, что привело к расширению греческого мира от Черного моря до Испании.
Искусство Гомеровского периода
Художественное ремесло достигает расцвета, и особо ценится мастер-ремесленник, создающий искусно выполненные вещи.
Главным в искусстве этого периода является не изображение окружающего мира, не передача впечатлений от него, а создание нового изделия, работа в материале, конструирование новых форм, не существующих в природе, в противоположность тому, что было в минойский период.
Постепенно над поэтическим видением мира преобладает анализ, расчет, поиск рационального, т. е. разум человека становится все более независимым от природы.
Стиль становится более строгим, композиции — более стройными.
Упорядоченность формы и стиля вызвана представлениями об упорядоченности мира, космоса, торжества его над хаосом.
Расчет, ритм, симметрия в искусстве получают философское обоснование, а прекрасное как эстетическая категория и правила красоты получают математическое, числовое выражение.
Почвой для этой новой, более развитой формы культуры стала греческая мифология, дающая космогоническую картину происхождения мира.
Именно в этот период боги, герои, мифологические существа получают человеческий облик, т. е. абстрактно-знаковая форма сменяется изобразительной.
Начинают бурно развиваться пластика, монументальная скульптура. Скульпторы ищут возможности свободного и живого изображения тела человека сначала в статичном положении, а потом и в динамике.
В течение этого столетия утверждается главная тема в искусстве — человек, впервые появляются в греческом искусстве многофигурные композиции.
Архитектура Гомеровского периода
От архитектурных сооружений сохранились незначительные руины, на основании которых можно установить, что строительство древнейшей Греции развивалось на основе традиций микенской культуры.
Фундаменты наиболее ранних греческих сооружений делались из грубого камня, стены из кирпича-сырца, частично с деревянным каркасом. Деревянные балочные перекрытия обычно поддерживались внутри помещения четырьмя деревянными столбами. Ход оформлялся чаще всего в виде двухколонного портика.
Такой облик имели не только обычные жилые дома, но и храмы, которые греками рассматривались как жилища богов.
Изобразительное искусство Гомеровского периода
Известное представление об изобразительном искусстве Греции этого периода можно составить по расписной керамике и мелкой пластике.
Орнаментация их бедна; она состоит из простых и волнистых линий вокруг тулова вазы или концентрических кругов, расположенных в виде фриза.
Применяется гончарный круг, в основе керамической техники лежит хорошая обработка глины, по-прежнему используется блестящий лак, которым наносятся рисунки.
Развивается «геометрический» художественный стиль, называемый так потому, что все орнаменты и даже изображение человека и животного на плоскости построены из простейших геометрических элементов — прямой и ломаной линий, треугольника, круга.
С развитием общественной жизни Греции расширяется круг сюжетов. Теперь мы видим на вазах сцены морских и сухопутных битв, хороводы, музыкантов, атлетические состязания и мифологические образы.
Фигура человека рисуется правдивее, на лице обозначается не только нос, но и подбородок, рисуются также волосы и одежда.
Скульптура малых форм Гомеровского периода
Геометрический стиль проявился также и в скульптуре. Мелкая пластика выполнена из глины, бронзы, кости.
В статуэтках уже достигнуто более правильное построение человеческой фигуры, сделаны первые попытки промоделировать лицо, руки и ноги. Однако корпус по-прежнему еще решается в виде плоского треугольника.
Фигурки всадников, воинов, пахаря, коней, оленя, группы: герой, борющийся с кентавром, охотник с собаками и диким зверем представляют собой дарственные в храмы статуэтки.
Архаический период
Для городов Греции стало жизненно важным установление регулярных торговых связей и снабжение населения городов сырьём и недостающими продуктами питания.
Торговля приобрела международный характер; ремесленные изделия греков находили широкий сбыт и на западном, и на восточных рынках.
В городах скапливались обезземеленные крестьяне. Экономической необходимостью стал вывод колоний.
Повсеместное распространение получили монеты, заимствованные греками у лидийцев.
Некоторые города превратились в общегреческие религиозные центры (Дельфы, Олимпия).
Земля и политическая власть по-прежнему оставались в руках родовой знати, экономическое могущество которой базировалось на семейно-родовой собственности на землю и порабощении и закабалении мелких земледельцев.
Борьба демоса против родовой аристократии и долгового рабства составляет главную особенность периода 8–6 вв.
В результате упорной борьбы демос добился в некоторых городах Греции отмены долговой кабалы. Однако подавить сопротивление родовой знати проведению реформ было возможно лишь с помощью насилия.
Такой силой стала тирания — единоличная власть, установленная путём вооруженной борьбы и опиравшаяся на движение крестьянской бедноты и поддержку торговцев и ремесленников.
В результате реформ тиранов были ликвидированы экономические и политические привилегии родовой аристократии.
В период 8–6 вв. до н. э. сформировалась особая форма социально-экономические и политические организации древнегреческие общества — полис (город-государство) как коллектив свободных граждан, противостоявших рабам и др. категориям зависимого населения.
Принадлежность к полису обеспечивала коллективу полноправных граждан право собственности на землю и рабов.
В зависимости от степени победы земледельцев и ремесленников над родовой знатью конституция полиса была либо олигархической (например, в Спарте, на Крите), либо демократической (например, в Афинах).
К концу 6 в. до н. э. рабство широко распространилось в некоторых высоко экономически развитых полисах, где рабы и рабовладельцы стали антагонистическими классами.
Между полисами развернулась борьба, вызывавшаяся различными экономическими и политическими причинами.
В конце 6 в. возникло первое крупное объединение городов — Пелопоннесский союз под главенством Спарты.
Искусство архаического периода
С развитием городов, земледелия и торговли усложняется мифологическое осмысление мира.
Расцветает поэзия, в которой прославлялись зодчие, вазописцы, наиболее известные музыканты.
Греческая архитектура в своем развитии выходит на новый виток: особое распространение получает храмовое строительство.
Архитектура и вазопись являются в период архаики наиболее развитыми областями художественной культуры.
Архаическая вазопись претерпевает качественные изменения: стремясь передать пространство, объем и движение, мастера меняют технику изображения, и силуэтная чернофигурвая роспись сменяется краснофигурной.
Краснофигурный стиль позволял воплотить задуманное: росписи получили необходимый объем и глубину пространства.
В скульптуре появились произведения, передающие человеческий образ, приближенный к реальности.
Архитектура архаического периода
Вырабатываются различные типы храмов, а также устанавливается определенный порядок в соотношении частей здания — система сочетания архитектурно-конструктивных частей, получившая название ордера.
Самый простой и, видимо, самый ранний тип храма — храм в антах, возникший из мегарона микенского времени.
Наиболее сложный тип храмового здания — диптер, который включает два ряда колонн, окружающих святилище — целлу.
В процессе формирования греческой архитектуры возникли два основных стиля — дорический и ионический.
Дорический развивался в основном на Пелопоннесе и в Великой Греции (т. е. Сицилии и южной Италии), ионический — в Аттике, в Малой Азии и на островах Эгейского моря.
Ордерная система, оправданная конструктивно и архитектурно, оказалась очень устойчивой и была использована без существенных изменений строителями последующего времени. Она менялась лишь в отношении пропорций и в прорисовке деталей.
Храмы 6 в. до н. э. украшались скульптурой из камня; фронтоны, метопы, фризы показывают быстро развивающееся мастерство скульпторов.
Появляются фронтоны со сложными многофигурными композициями, и постепенно художники добиваются удачного решения труднейшей задачи — размещения многофигурной композиции в треугольном поле фронтона.
Архитектурные детали и скульптурные украшения ярко раскрашивались главным образом в синий и красный цвета; раскраска придавала зданию особенно нарядный вид.
Изобразительное искусство архаического периода
Еще большая жизненность в изображении человека и животного достигается в вазовой росписи первой половины 7 в. до н. э.
Силуэты процарапываются теперь тонким острым инструментом, что позволяет передать много подробностей.
Сюжетами греческих художественных произведений служили мифы, эпос и сцены обыденной жизни. Боги и герои, их приключения и подвиги изображаются на фронтонах, метопах и на многочисленных расписных вазах.
Греческие вазы расписывались блестящей глазурью, которую принято называть «черным лаком».
В зависимости от обжига и степени разбавленности лак получался после обжига не только черный, но и красный, коричневый или желтый. Так же употреблялись пурпурная и белая краски.
Для пластики, как и для живописи 6 в. до н. э., характерен общий тип лица, без портретных индивидуализированных черт, с условной улыбкой, с прямым слегка вытянутым носом, с выпуклыми широко открытыми глазами, высоко поднятой дугой бровей.
Прически, как правило, трактованы декоративно, в виде ровных волнистых прядей и крутых локонов. Расположение одежды схематично и мало согласовано с формой тела.
Но в течение столетия постепенно преодолеваются эти схемы; художники более реалистично передают движение, пытаясь передать посредством выразительного жеста внутренние чувства человека.
Скульптура архаического периода
Ионийские мастера. На островах Эгейского моря и в городах Малой Азии, где в 6 в. до н. э. процветала мраморная скульптура.
Художники работали здесь над передачей задрапированной фигуры и изображением в круглой скульптуре сильного движения.
Аттические мастера. Своеобразную картину развития пластики мы наблюдаем в третьей художественной области — Аттике. В 6 в. до н. э.
Афины превращаются в большой культурный центр.
Постепенно в Аттике вырабатывается своя художественная школа, использовавшая достижения пелопоннесской и ионийской школ и затмившая в 5 в. до н. э. все художественные центры.
Классический период
Период наивысшего экономического, политического и культурного расцвета полисного строя Греции связан с возвышением Афин в результате победы афинской демократии в греко-персидских войнах и создания в борьбе с персами Делосского союза во главе с Афинами из государств, расположенных на островах Эгейского моря и его северном, восточном и западном побережьях.
Война вскрыла всю непрочность Афинского союза и завершилась полным поражением Афин. Они лишились почти всех внешних владений, флот был передан Спарте. Начался период спартанской гегемонии в Греции.
Усиление имущественных контрастов вызывало острые столкновения и вооруженную борьбу внутри полисов.
В каждом городе образовались два лагеря: бедноты и богачей.
Скопление денег в руках богатых метеков разрушало замкнутые рамки полисной экономики.
Разорение крестьян и ремесленников создало в полисах бедноту, не находившую применения в сфере экономики и война становилась единственно возможной профессией для бедноты.
В 395 началась развязанная Спартой Коринфская война (395–387); в войне Спарте противостояла коалиция государств.
Ослабление полисов и упадок финансового хозяйства ставили в тот период все полисы в зависимость от богатой Персии, которая фактически продиктовала воюющим сторонам условия мира.
Позже на севере Греции возникла новая сила — Македония. К 346 македонским царём Филиппом II были завоёваны сначала Фессалия, затем Фокида, Халкидика и фракийское побережье.
В Афинах и других полисах Греции происходила борьба промакедонской и антимакедонской партий.
Конгресс в Коринфе в 338–337, созванный Филиппом II, окончательно оформил подчинение Греции Македонии, на нём было объявлено о создании союза греческих государств во главе с Македонией.
Во всех полисах был установлен олигархический режим, поддерживаемый македонскими гарнизонами.
Искусство классического периода
Переход от архаики к классике был к значительной мере обусловлен социальными и политическими изменениями в обществе.
Центром античной культуры классической эпохи становятся Афины. Афинское государство стало примером в стремлении к развитию культуры своих граждан.
Расцвет архитектуры и размах строительства характеризуют культурный подъем Афин.
Образцом классического совершенства стала скульптура афинских мастеров.
Театр, спортивные состязания, всевозможные празднества стали доступны не только аристократам, но и простым гражданам.
Культ тела и физической красоты стал одной из сторон воспитания личности.
Лирика и греческая трагедия, как и гомеровский эпос, выполняли вместе с эстетическими и воспитательные функции.
В трагедии получило наиболее полное выражение такое понятие, как катарсис, т. е. очищение, облагораживание людей, освобождение их души от негативных эмоций.
Герои трагедии определяли понятие правды и справедливости, установленных богами законов.
Идеалом выступает человек-индивидуалист, неповторимый и особенный, а не гражданин-коллективист, т. е. начинается процесс формирования новых культурных ценностей. Внимание уделяется всему единичному, особенному.
Меняется требования, предъявляемые к произведениям искусства. В них выражалось новое отношение человека к миру, утрата его ясности и гармоний.
Человек стал остро ощущать трагические конфликты жизни. Это отразилось и в произведениях архитектуры, и в скульптуре.
Архитектура классического периода
В течение третьего периода, то есть в самую блестящую пору греческого искусства, дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский.
В собственной Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей; в малоазийских колониях зодчие заботятся о роскоши материала, форм и украшений; тогда как в Сицилии, где архитектура продолжает вращаться в дорических элементах, строители стараются поражать колоссальностью сооружений.
Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу орнаментировки.
Храм Тесея в Афинах, воздвигнутый в начале третьего периода, составляет одно из замечательнейших произведений доризма, смягчившегося в Аттике.
Блестящие успехи зодчества в Афинах оказали сильное влияние на строительную деятельность в других местах Аттики и Пелопоннеса.
Так, под руководством одного из архитекторов Парфенона, Иктина, были воздвигнуты роскошный храм Деметры и храм Эпикурейского Аполлона в Бассах.
К той же поре относится сооружение храма Зевса в Олимпии, знаменитого по своим скульптурным украшениям, в особенности же по колоссальной статуе отца богов, исполненной Фидием.
Скульптура классического периода
В IV в. до н. э. греческая скульптура, не утратив своего совершенства, приняла иной, чем прежде, характер: к великим идеям и возвышенным чувствам, породившим столько замечательных произведений в век Перикла, присоединились новые понятия и стремления; создания пластики стали более страстными, проникнутыми драматизмом, в них проявилась более чувственная красота.
Изменился также материал скульптуры: слоновая кость и золото были вытеснены мрамором; меньше стали использоваться металлические и иные украшения.
В противоположность афинским мастерам-идеализаторам, скульпторы пелопонесской школы этой же эпохи в Аргосе и Сикионе работали в натуралистическом духе, преимущественно воспроизводя сильные и красивые мужские фигуры, а также портреты известных лиц.
Скульптаор Лисипп дал новый канон пропорций человеческого тела своей статуей атлета-апоксиомена и создал, в числе прочего, типический образ Геракла.
Изобразительное искусство классического периода
В изобразительном искусстве 4 в. до н. э. развиваются разные художественные направления, отражающие сложную социальную и экономическую обстановку Греции.
Идеи гражданственности, прославления государства, мужества граждан теперь отступают на второе место, зато выдвигаются новые задачи: передать внутренний мир человека, его эмоции во всем многообразии их проявлений.
В Сикионе в начале 4 в. до н. э. складывается настоящая академия живописи, выработавшая свои правила преподавания, твердо обоснованную теорию живописи.
В искусстве вазописи эпохи поздней классики применялись новые природные цвета (голубой, розовый, зеленый), которые, в сочетании с рельефными узорами, создавали превосходный эффект природной гармонии.
Еще одним важным достижением считается изменение техники отображения деталей.
Так, вместо пера во многих случаях теперь использовалась кисть, а элементы выглядели уже не утонченными, а размытыми, что делало сосуды этого периода своеобразными и неповторимыми.
Агафарх — художник театральных декораций, писавший декорации для последних трагедий Эсхила.
Ему принадлежит заслуга изображения предметов в перспективном сокращении, что помогало создавать иллюзию глубины пространства.
Изобретение нового приема — игры светотени древние приписывали Аполлодору Афинскому. Он ввел в свою палитру полутона, без которых нельзя было изобразить переход к тени.
Эллинистический период
Битва при Херонее и завоевания греко-македонской армии на востоке под командованием Александра Македонского открыли период эллинизма.
Монархия Александра Македонского распалась сразу после его смерти. Долгая борьба диадохов и их преемников — эпигонов привела к созданию ряда самостоятельных эллинистических государств.
В большинстве государств у власти находились олигархия или цари.
После вторичного поражения в Хремонидовой войне Афины были разгромлены, став всецело зависимыми от Македонской монархии.
Однако Македония не смогла восстановить свою власть над всем Балканским полуостровом.
Борьба преемников Александра, а позже Македонии и двух союзов за власть в Греции приводила к массовому разрушению городов, продаже жителей в рабство, заселению центров новыми колонистами.
После поражения, нанесённого римлянами Македонии в битве при Киноскефалах в 197 г., римляне постоянно вмешивались во внутренние дела греков, поддерживая олигархические слои против демократии.
Летом 196 римский полководец Фламинин провозгласил на Истмийских играх «свободу» греков, вера в которую на короткий срок сделала Рим популярным в Греции.
С этого времени Греция постоянно находилась под римским влиянием. Фактически Греция оказалась под властью Рима.
С утверждением Римской империи (27 до н.э.) Греция была превращена в римскую провинцию Ахайя (кроме Афин, номинально считавшихся свободным городом) и мало чем выделялась среди других восточных провинций Римской империи.
С 4 в. н.э. Греция составила ядро Восточной Римской империи — Византии.
Искусство Эллинистического периода
Искусство этого периода характеризуется исключительно интенсивным развитием всех художественных форм, связанных и с греческими, и с «варварскими» принципами культуры, с развитием науки, техники, философии, религии, с расширением кругозора.
Это объясняется и обширными военными походами, торговыми контактами, и научными путешествиями того времени.
Границы, на которых существовал гражданин полиса и которые формировали его мировоззрение, снимаются, и возникает неведомое ранее «чувство мировых просторов».
Этот сложный мир, лишенный привычной гармония, был новым. Его необходимо было понять, а значит, и выразить в художественных формах средствами искусства.
Бурно развивается архитектура как результат развития старых и строительства новых городов и скульптура, отражающая стремление многих правителей прославить мощь своих государств и себя в памятниках.
Расцветают виды искусства, связанные с украшением зданий и интерьеров: мозаика, расписная керамика, декоративная скульптура.
Искусство эпохи эллинизма более демократично, лишено жестких норм, канонов, более реалистично и гуманистично, ибо человек с его страстями и в реальном обличье стал центром внимания искусства того периода.
Архитектура
Мощным инструментом эллинизации Востока выступало градостроительство, которым активно занимались эллинистические правители.
Масштабы градостроительства были огромны: город был мощным культурным инструментом, а также утверждал государственное влияние на тех огромных территориях, которые нуждались в освоении.
Большая часть городов строилась не хаотично, а по заранее подготовленному плану — с прямыми широкими улицами, большими площадями, садами, галереями и храмами.
Одной из базовых особенностей непосредственно архитектуры было изменение классическим греческим канонам. Здания и памятники стали теперь выполнять не столько свою первоначальную функцию, сколько становились символами богатства, господства и могущества эллинистических правителей и аристократов. Повсеместное строительство дало огромный стимул к развитию новых типов архитектуры. Стали гораздо шире применяться барельефы.
Типичными примерами эллинистических городов могут служить города Милет, Пергам и Приена. В центре находились общественные площади, в том числе главная торговая площадь — агора, вокруг которой и располагались общественные сооружения и храмы.
Развивавшаяся городская жизнь приводила к увеличению количества общественных сооружений. Они строились из одних и тех же материалов, что и храмы, с одинаковой степенью технического и художественного совершенства.
Из общественных эллинистических сооружений следует назвать экклезиастерии — здания народных собраний, булевтерии — здания городских советов, пританеи — сооружения, где находились городские канцелярии, базилики — торговые и судебные здания, гимнасии — школьные здания, палестры — спортивные школы, стадионы, театры, библиотеки, бани и так называемые стой — длинные крытые галереи, тянувшиеся вдоль улиц. В эллинистических столицах воздвигались дворцовые постройки.
Основным композиционным приемом эллинистической архитектуры был прием перистильного двора, ограниченного со всех сторон колоннами.
Жилые дома были чаще всего изолированы от улицы; в центре дома находился перистильный двор, ограниченный хозяйственными помещениями.
Даже городские площади — агоры, обрамленные со всех сторон колоннадами, также по существу представляли собой большие перистильные дворы.
Для того чтобы вести в больших размерах строительство во многих городских центрах, строить одновременно сотни сооружений различного назначения, необходимо было создать теоретические основы этого строительства.
Поэтому теперь приобретает особое значение архитектурная теория. Целый ряд архитекторов пишут трактаты — сочинения, в которых излагаются основы строительной науки и даются необходимые сведения по теории архитектуры.
Важное место в этих трактатах уделялось архитектурным стилям. Если в греческой архитектуре архитектурные ордера — дорический, ионический, коринфский — не были канонизированы и обладали в каждом отдельном случае своими особыми своеобразными пропорциями, то в эллинистической архитектуре делается попытка установить известные каноны, наиболее удачные пропорции ордеров и их отдельных частей.
Массовое строительство в эллинистических городах определяло отчасти некоторое снижение технического уровня строительства. Это привело к плохой сохранности произведений эллинистического зодчества.
Изобразительное искусство
В изобразительном искусстве сосуществование противоречивых тенденций проявилось как в различиях художественных школ, так и в разработке черт, наметившихся в греческой скульптуре— экспрессивности пластики Скопаса, лиричности произведений Праксителя, динамичности форм в работах Лисиппа.
Наряду с творческим использованием классического наследия, созданием гармонических образов (Афродита Мелосская, мрамор, II в. до н. э.) существовала тенденция механического подражания классике, порождавшая внутренне холодные, лжепатетические произведения (статуя Аполлона Мусагета, нач. III в. до н. э.).
В портретном искусстве александрийского круга господствует форма идеального портрета классического периода.
В эллинистическом искусстве соединяются рационализм и экспрессивность, скептицизм и эмоциональность, элегичность и глубокий драматизм, архаизация и новаторство.
Местные художественные традиции по-разному вступали в контакт с культурой эллинов.
Философия Древней Греции
Древним грекам принадлежит приоритет создания философии как науки о всеобщих законах развития природы, общества и мышления; как системы идей исследующей познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.
Возникнув в Древней Греции, философия сформировала метод, который мог использоваться практически во всех сферах жизни.
Греческая философия не может быть понята без эстетики — теории красоты и гармонии. Древнегреческая эстетика была частью нерасчлененного знания. Зачатки многих наук еще не отпочковались в самостоятельные отрасли от единого древа человеческого познания.
В отличие от древних египтян, развивающих науки в практическом аспекте, древние греки отдавали предпочтение теории.
Философия и философские подходы к решению любой научной проблемы лежат в основе древнегреческой науки. Поэтому выделить ученых, занимавшихся «чистыми» научными проблемами, нельзя. В Древней Греции все ученые были философами, мыслителями и обладали знанием основных философских категорий.
Идея красоты мира проходит через всю античную эстетику. В мировоззрении древнегреческих натурфилософов нет ни тени сомнения в объективном существовании мира и реальности его красоты.
Для первых натурфилософов прекрасное — это всеобщая гармония и красота Вселенной. В их учении эстетическое и космологическое выступают в единстве. Вселенная для древнегреческих натурфилософов — космос.
Во всеобщую картину мира включается представление о его гармонии, красоте. Поэтому сначала все науки в Древней Греции были объединены в одну — космологию.
Сократ
Сократ — один из родоначальников диалектики как метода поиска и познания истины. Главный принцип — «Познай самого себя и ты познаешь весь мир», т. е. убеждение в том, что самопознание — путь к постижению истинного блага. В этике добродетель равна знанию, следовательно, разум толкает человека на добрые поступки. Человек знающий не станет поступать дурно. Сократ излагал свое учение устно, передавая знания в виде диалогов своим ученикам, из сочинений которых мы и узнали о Сократе.
Создав «сократический» метод ведения спора, Сократ утверждал, что истина рождается Только в споре, в котором мудрец при помощи ряда наводящих вопросов заставляет своих противников признать сначала неправильность собственных позиций, а затем справедливость взглядов их оппонента. Мудрец, по мнению Сократа, приходит к истине путем самопознания, а затем познания объективно существующего духа, объективно существующей истины. Важнейшее значение в общеполитических взглядах Сократа занимала идея профессионального знания, из которой делались выводы, что человек, не занимающийся политической деятельностью профессионально, не имеет права на суждение о ней. Это было вызовом основным принципам афинской демократии.
Платон
Учение Платона — первая классическая форма объективного идеализма. Идеи (среди них высшая — идея блага) — вечные и неизменные прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия. Вещи — подобие и отражение идей. Эти положения изложены в сочинениях Платона «Пир», «Федр», «Государство» и др.
В диалогах Платона мы находим многогранную характеристику прекрасного. При ответе на вопрос: «Что есть прекрасное?» он пытался охарактеризовать саму сущность красоты. В конечном счете, красота для Платона есть эстетически своеобразная идея. Познать ее человек может, только находясь в состоянии особого вдохновения. Концепция красоты у Платона идеалистична. Рациональна в его учении мысль о специфичности эстетического переживания.
Аристотель
Ученик Платона — Аристотель, был воспитателем Александра Македонского. Он является основоположником научной философии, лотки, учения об основных принципах бытия (возможности и осуществления, форме и материи, причине и цели).
Основные области его интересов — человек, этика, политика, искусство. Аристотель — автор книг «Метафизика», «Физика», «О душе», «Поэтика». В отличие от Платона для Аристотеля прекрасное не объективная идея, а объективное качество вещей. Величина, пропорции, порядок, симметрия — свойства прекрасного.
Красота, по Аристотелю, заключена в математических пропорциях вещей «поэтому для ее постижения следует заниматься математикой. Аристотель выдвинул принцип соразмерности человека и прекрасного предмета. Красота у Аристотеля выступает как мера, а мерой всего является сам человек. В сравнении с ним прекрасный предмет не должен быть «чрезмерным». В этих рассуждениях Аристотеля о подлинно прекрасном содержится тот же гуманистически и принцип, который выражен и в самом античном искусстве. Философия отвечала потребности человеческой ориентации человека, порвавшего с традиционными ценностями и обратившегося к разуму как к способу уяснения проблем.
Пифагор
В математике выделяется фигура Пифагора, создавшего таблицу умножения и теорему, носящую его имя, изучавшего свойства целых чисел и пропорций. Пифагорейцы развивали учение о «гармонии сфер». Для них мир — это стройный космос. Они связывают понятие прекрасного не только всеобщей картиной мира, но и в соответствии с морально-религиозной направленностью своей философии с понятием блага. Разрабатывая вопросы музыкальной акустики, пифагорейцы поставили проблему соотношения тонов и попытались дать его математическое выражение: отношение октавы к основному тону равно 1:2, квинты — 2:3, кварты — 3:4 и т.д. Отсюда следует вывод, что красота гармонична.
Там, где основные противоположности находятся в «соразмерной смеси», там содержится благо, здоровье человека. Равное и непротиворечивое в гармонии не нуждается. Гармония выступает там, где есть неравенство, единство и взаимодополнение многообразного. Музыкальная гармония — частный случай гармонии мировой, ее звуковое выражение. «Все небо — гармония и число», планеты окружены воздухом и прикреплены к прозрачным сферам. Интервалы между сферами строго гармонически соотносятся между Собой как интервалы тонов музыкальной октавы. От этих представлений пифагорейцев и пошло выражение “Музыка Сфер”. Планеты движутся, издавая звуки, и высота звука зависит от скорости их движения. Однако наше ухо не способно уловить мировую гармонию сфер. Эти представления пифагорейцев важны как свидетельство их уверенности в том, что Вселенная гармонична.
Демокрит
Демокрит, открывший существование атомов, тоже уделял внимание поискам ответа на вопрос: «Что есть красота?» У него эстетика прекрасного сочеталась е его этическими взглядами и с принципом утилитаризма.
Он считал, что человек должен стремиться к блаженству и благодушию. По его мнению, «не следует стремиться ко всякому наслаждению, но только к такому, которое связано с прекрасным». В определения красоты Демокрит подчеркивает такое свойство, как мера, соразмерность. Тому, кто их преступает, «самое приятное может стать неприятным».
Гераклит
У Гераклита понимание красоты пронизано диалектикой. Для него гармония не статичное равновесие, как для пифагорейцев, а движущееся, динамичное состояние. Противоречие — созидатель гармонии и условие существования прекрасного: расходящееся сходится, и прекраснейшее согласие происходит из противоположности, и все происходит в силу раздора.
В этом единстве борющихся противоположностей Гераклит видит образец гармонии и сущность прекрасного. Впервые Гераклит поставил вопрос о характере восприятия прекрасного: оно непостижимо с помощью вычисления или отвлеченного мышления, оно познается интуитивно, путем созерцания.
Гиппократ
Известны труды Гиппократа в области медицины и этики. Он — основатель научной медицины, автор учения о целостности организма человека, теории индивидуального подхода к больному, традиции ведения истории болезни, трудов по врачебной этике, в которых особое внимание обращал на высокий моральный облик врача, автор знаменитой профессиональной клятвы, которую дают все, получающие врачебный диплом. До наших дней дошло его бессмертное правило для врачей: не навреди пациенту.
С медициной Гиппократа завершился переход от религиозно-мистических представлений о всех процессах, связанных со здоровьем и болезнями человека, к начатому ионийскими натурфилософами их рациональному объяснению.. Медицина жрецов сменилась медициной врачей, основанной на точных наблюдениях. Врачи школы Гиппократа также были философами.