На чем рисовали в древнем китае
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Всегда под рукой
Китайская живопись
Китайская живопись в стиле се-и и гун-би
Китайцы оказали огромное влияние на мировое искусство, и не только потому, что изобрели бумагу. Их великолепные творения на шелке и рисовой бумаге на протяжении столетий не перестают восхищать.
Китайская живопись – гохуа
Слово «гохуа» переводится на русский язык, как народная живопись, государственная или национальная живопись.
Китайская живопись – идеальный предмет для изучения. Новичку она дает ощущение успеха, а более опытному художнику – бесконечные возможности для творческого поиска.
История китайской живописи насчитывает, по меньшей мере, 5 тысячелетий. Сначала рисовали только на белом шелке линиями, затем раскрашивали глаза, рот ит.д. Цвета использовали только золотой, черный, светло-розовый. Красоту рисовали тщательно, а зло быстро и схематично.
Китайская живопись разительно отличается от европейской. Европейцы рисуют – китайцы пишут картины, поскольку каллиграфия и живопись неразрывно связаны между собой, это одни и те же материалы (кисть, бумага, тушь), одни и те же линии. Европейцы рассматривают картины, китайцы их читают.
Китайская работа считается законченной, если на ней есть печать автора и какие-то поэтические или философские строчки, записанные каллиграфией. Все картины пишутся китайскими художниками без предварительных эскизов.
Чем еще отличается китайская живопись от европейской? На этот вопрос китайские художники отвечают лаконично: «Произведение искусства должно иметь смысл, а смысл должен быть счастливым!». Действительно, все картины, нарисованные в Китае имеют только позитивный настрой, такая картина несет удачу в дом и хорошее настроение ее хозяину.
Подробно о материалах для китайской живописи
Необходимо рассказать о Четырех драгоценностях китайского живописца: это бумага, кисти, тушь и тушечница.
Бумага должна быть непременно ручной работы. У нас и на Западе ее называют «рисовой бумагой», а в Китае – сюаньской. Изготавливают бумагу из бамбуковой соломы, пеньки и риса. Она бывает разных видов:
-«сырая», на ней тушь расплывается, хороша для стиля се-и.
-«вареная», хорошо впитывает тушь, предназначена для стиля гунби.
-«ни сырая, ни вареная», тушь на ней почти не расплывается, используется обычно для пейзажей.
Основное отличие китайской бумаги от европейских сортов бумаги в том, что она не проклеена и рисующая краска при нанесении проходит насквозь. Это неудобно художнику, ведь изображение нельзя исправить или стереть, надо делать его заново. Но благодаря тому, что рисунок не стирается и не портится, он может сохраняться долгие годы. И только поэтому мы имеем возможность любоваться работами художников эпохи Тан или Сун.
Рисунки, выполненные на рисовой бумаге тушью, говорят о высочайшем мастерстве художников. Здесь нельзя ошибаться, нельзя пробовать, а потом перекрашивать.Посмотрите, сколько изящества, сдержанной красоты в рисунке и ни следа тяжелой работы. Все исполнено необыкновенно легко и просто. Эта простота кажущаяся. Художники гохуа, применяя выработанные в древности приемы, достигают ощущения неограниченности пространства. Этому способствуют как вытянутая форма свитка, так и применение рассеянной перспективы (взгляд на мир с птичьего полета), варьирование творческих манер гун-би и се-и.
Кисти. Современные кисти китайцы изготавливают тем же способом, что и 3000 лет назад, то есть из пучков натурального волоса, прикрепленных с помощью клея к полому бамбуковому черенку.
Тушь. Палочки туши почти всегда изящно оформлены и многие их коллекционируют. В прошлом их украшали нефритовой или жемчужной пудрой. Тушь известных мастеров ценилась очень высоко и оценивалась в десять раз выше золота. Палочки туши в настоящее время, как и раньше, делают из сажи, получаемой при сжигании масел, древесины, смол.
Возможно, вам интересно, почему китайцы так любят писать черной тушью по белой бумаге. Причина заключается в том, что такое сочетание позволяет достигнуть наиболее выразительного контраста самым простым способом. Тушь в китайской живописи – это не просто черная краска. Не отсутствие цвета, а сосредоточение всех цветов и оттенков природного мира. Тушь заключает в себе все градации от еле заметного серого до глубочайшего черного.
Тушечница – это 4-ая драгоценность китайского живописца. Она необходима для растирания палочек туши. Тушечницы высоко ценятся, некоторые из них очень древние и дорогие, переходят из поколения в поколение. Бывают тушечницы из нефрита или обожженной глины, зачастую богато украшены. Мы же пользуемся тушечницами из камня.
Печати являются неотъемлемым элементом работ в свободном стиле, уравновешивая их композицию.
Гохуа включает в себя стили: гунби (тщательная кисть) и се-и (свободная кисть). Се-и считается живописью поэтов и философов.
Отметим очень важный момент. В китайской работе обязательно должно одновременно сочетаться: сухое и мокрое, большое и малое, длинное и короткое, темное и светлое, частое и редкое.
Се-и включает в себя разные жанры: цветы и птицы, пейзаж, животные, люди. Некоторые китайские художники пишут только орхидеи, или только бамбук, или пионы.
Одним из самых излюбленных объектов эстетического воплощения в живописи является бамбук. На китайских картинах бамбук — это не просто растение, а символ человеческого характера. Изображая бамбук, художник воспевает настоящего мужа высоких моральных качеств, порой сравнивая с ним свой характер.
Для лучшего понимания принципа китайской живописи приведем китайскую притчу.
Одному китайскому художнику было поручено расписать в императорском дворце комнату с изображением тигра. За работу обещано хорошее вознаграждение, ну, а случаи неудачи, как водится у императоров, голова с плеч. Назначено время приема работы. Время от времени императорские слуги навещали нашего художника, но тот безмолвно сидел в центре комнаты. Подходит время сдачи работы, художник безмолвствует, кисти лежат без дела, слуги готовятся к известному исполнению уговора. И тут наш художник быстрыми движениями выдает бессмертный шедевр. Все в восторге! На вопрос о молчании, художник ответил так: «Я не мог говорить. Я был тигром».
Сама живописная техника является возобновлением китайских живописных традиций III—II веков до н.э. Последние годы интерес к этой технике возобновился и стиль переживает второе рождение.
В живописи гохуа выделяются два основных стиля – «се-и» и «гун-би».
«Се-и» – «живопись идей», в ней ценится символический образ, полет фантазии. Как правило, картины «се-и» пишутся очень быстро, но при этом ценится прочувствованность каждого штриха. «Живопись идей» эмоционально близка европейскому импрессионизму, но существует гораздо дольше его. Особым достоинством картин «се-и» является кажущаяся небрежность и безыскусность, на самом деле, все это является глубоким чувством, воплощенном в картине.
Работы в стиле «гун-би» отличаются тщательностью проработки деталей; в этом стиле часто пишут портреты, исторические сцены, а также изображаются архитектурные памятники и насекомые. Многие работы выполнены в стиле, совмещающем достоинства се-и и гун-би.
Для современной гохуа характерно сохранение традиционных средневековых жанров: жэнь-у («люди»), шань-шуй («горы–воды»), хуа-няо («цветы–птицы»).
Миниатюрность человеческих фигурок, изображённых на фоне грандиозных ландшафтов, должна была вызывать мысли о величии вселенной, в которой человек является незначительным звеном, подчинённым её могучим силам.
В этом состояло отличие представлений китайской культуры от европейской, где человеку уделялось главное внимание и его изображали как могучую творческую силу, преобразующую мир.
Особой популярностью в китайской живописи пользуется сосна, олицетворяющая и конфуцианскую сдержанность и стойкость, и даосский идеал «пользы бесполезного», то есть изогнутого, сучковатого и непригодного для поделок, а также древнюю идею вечной юности.
Язык символов, лишенный предметной реальности, близок и понятен истинному ценителю китайского искусства. Тот, кто не понимает смысла иносказаний, не может постичь китайскую живопись.
Традиционная живопись стремится к монохромному, одноцветному полотну, полагая, что изобилие внешних красот может отвлечь от красоты внутренней, подлинной. Обычно картины пишутся как бы на одном дыхании, не отрываясь. Часто художник по нескольку дней не отходит от полотна. И лишь закончив картину в целом, он может вернуться к ней позже и уточнить детали.
На китайских картинах, как правило, присутствуют иероглифы. Это название картины, имя автора и личная печать художника. Без личной печати картина считается незаконченной. Очень часто картина украшается стихами из традиционной китайской поэзии, подходящими по настроению или по мысли, а также философскими изречениями.
Оформление картины само по себе является искусством. Сначала тонкую рисовую бумагу или шелк, на котором написана картина, наклеивают на толстую бумагу, затем вокруг обклеивают соответствующим настроению и стилю картины шелком. Вертикальные картины после этого оформляют как свиток, приделывая довольно тяжелые деревянные ручки сверху и снизу, горизонтальные же помещают в рамку, если они предназначены для того, чтобы быть повешенными на стенах. Многие очень длинные горизонтальные картины, предназначенные для длительного рассматривания по частям, оформляются также в виде свитка. Каждый раз, когда хочется полюбоваться картиной, свиток раскладывают, а затем так же тщательно сворачивают, что само по себе уже является своего рода искусством.
Сегодня традиционная живопись не пытается отдалиться от народа. В книжных магазинах Китая сейчас можно купить альбомы для раскраски с последовательным показом порядка выполнения изображения. Практически любой человек, мало-мальски знакомый с изобразительной грамотой, может выполнить приличный рисунок. Этим воспитывается любовь к традиционному национальному искусству и вырабатывается вкус к изящному.
В настоящее время национальная живопись гохуа вышла из узких рамок традиционной тематики, последовав за временем. Живопись становится более разнообразной по сюжетам, в ней появляются лирические и жанровые композиции на темы сегодняшнего дня. Современные картины, исполненные в стиле гохуа, наполняются новым содержанием, живым духом времени.
Картины китайских художников в стиле се-и
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
Четыре особенности, два стиля и главные цветы китайской живописи
Китайская живопись — отдельная вселенная в мире искусства. Со своей особой историей, традициями, законами, «звездами» и изобразительными техниками.
Изучать ее и совершенствоваться в ней можно всю жизнь. Однако любой путь начинается с первых шагов. Предлагаем их сделать сейчас вместе с нами — начать знакомство с китайской живописью.
В чем главные особенности традиционной китайской живописи? Какими принципами должен руководствоваться мастер, если хочет создать совершенное живописное произведение? Наконец, какие четыре цветка начинающий художник должен нарисовать в первую очередь?
Разобраться в основах нам поможет Светлана Плакасова — художник направления
Се-И, автор специального онлайн-курса по китайской живописи в нашей школе.
Конечно же, одной публикации не хватит, чтобы погрузиться в технику и теорию китайской живописи полностью. Поэтому я не буду пытаться объять необъятное, а постараюсь «прорисовать» самые значимые и интересные моменты. Постараюсь, чтобы вы прочувствовали самобытность этого вида искусства.
Особенности китайской живописи
Традиционная китайская живопись — это больше, чем просто изображения на рисовой бумаге. В ней слиты воедино философско-культурная, социальная, религиозная, этические функции, философия бытия.
Несмотря на то, что сюжеты произведений максимально реалистичны, китайские живописцы традиционных школ не пишут пейзажи, предметы или явления. Они живописуют дух и суть, саму природу вещей.
Минимальные средства при максимальной выразительности, глубокий символизм и в то же время сюжетная доступность, соотношение религиозного и светского —
вот отличительные черты живописных произведений традиционных китайских мастеров.
А главные особенности живописного произведения — это гармония энергий Инь и Ян, символизм и духовный смысл рисунка, связь с каллиграфией и доминирующее положение изысканной линии.
Гармония Инь и Ян в китайской живописи реализуется самым непосредственным образом, при написании картины тушью на рисовой бумаге. Линии и штрихи, пятна и размывка — все эти приёмы читаются как та или иная энергия.
Сухой штрих с эффектом непрокрашенности, как бы с естественными пробелами, оставляемыми движущейся кистью, так называемый парящий или летящий белый —
это Ян. Влажная, широкая линия — Инь.
Секрет шедевра в том, что таких разнообразных штрихов и пятен должно быть столько, чтобы все вместе они создавали гармонию.
Сухая чёрная тушь, влажная светло-серая, влажная чёрная, сухая светло-серая. Их вариативность и сочетание, объединенное с линией и рождает гармонию изображения.
Помимо этого, природа ИньЯн выражается и в строении самого объекта изображения.
Сюжетное своеобразие и символизм
В разные времена на разных этапах развития китайской живописи, в разных школах и традициях на первый план выдвигалась то бытовая повествовательная живопись, то пейзаж, то живопись цветов и птиц, то портрет.
Интересно то, что в китайской живописи отсутствует натюрморт, по крайней мере, в привычном для нас понимании. Неподвижные предметы с точки зрения китайцев оторваны от действительности и мертвы. В картине обязательно должна присутствовать динамика жизни и времени. Если художник изображал камни или фрукты, то рядом с камнем всегда присутствовало растение, причем фрукты всегда изображаются на ветке.
Художественный образ в китайской живописи практически не содержит преходящих, случайных деталей, читается лишь в контексте определённой культурной традиции.
Это не значит, что китайскую живопись нельзя воспринимать непосредственно.
Просто в одном и том же живописном образе житель Поднебесной и европеец увидят разное. О работах китайских мастеров говорят, что их нужно уметь «читать».