На чем рисуют комиксы
Верстка цифровых комиксов: гайд для художников от корейского издательства, часть 2
В первой части инструкции был рассказ о разделе «Холст», где можно публиковать свои истории, материал о том, какую поддержку получают самые успешные авторы. Там же был крайне полезный чек-лист для историй, которые будут публиковаться на платформе.
Во второй части речь пойдет о вертикальном формате вебтунов, и о том, какие требования он диктует. Поехали.
Большинство наших пользователей используют приложение WEBTOON для чтения на мобильном устройстве, а не на компьютере. Ваша история также, скорее всего, будет прочитана на маленьком экране.
Поэтому обязательно проверьте читабельность текста в своем комиксе на мобильном устройстве, убедитесь, что шрифт достаточно крупный и удобный. Конечно, его размеры зависят от фрейма, разрешения и так далее. Но, как правило, большинство наших авторов используют для стандартного текста размер шрифта от 12 пикселей до 30 пикселей.
Если ваш читатель щурится, значит шрифт маловат!
Примечание: общеизвестно, что правила существуют для того, чтобы их нарушали. Но наши редакторы опытным путем установили, что в наиболее популярных авторских комиксах отлично работает ряд стандартов.
4. От панели до панели должно быть не менее 200 px.
В следующей части (а инструкция длиииная, там 45 страниц) будет рассказ о стадии предпродакшн и чек-листе для персонажей. Подписывайтесь на канал, лайкайте, тогда точно не пропустите.
На чем рисуют комиксы
Чтобы создать популярный комикс, совсем не обязательно быть опытным художником, — уверены авторы книги «От идеи до печати». Ведь комикс — это прежде всего история, которую вы хотите донести до читателей, а визуализировать ее можно даже самыми простыми способами. Рассмотрим на примерах, как это сделать, если все, что вы умеете рисовать, это «палка-палка-огуречик».
Почему умение рисовать — не главное?
От идеи до печати 1. Реализм и проработанность деталей не важны
Рисунок в комиксе служит одной цели — донести информацию. И совсем не обязательно, чтобы этот рисунок был реалистичным, ведь в вашем распоряжении будут также блоки с текстом, которые помогут раскрыть нужную мысль. Именно грамотное сочетание всех элементов и делает комикс популярным и успешным.
2. Комикс — это язык
Как и при письме, вам пригодится разборчивый почерк. Знание каллиграфии и леттеринга будет большим плюсом, но и без него легко можно обойтись.
3. Любой навык можно развить
Скорее всего, вы недооцениваете свои способности. А в комиксах, как и в любом другом деле, желание порой важнее врожденного таланта. Тренируясь, вы со временем отточите навыки, независимо от того, на каком уровне находитесь сейчас.
4. Большинство успешных художников на самом деле совсем не художники
Ниже мы рассмотрим примеры комиксов, создатели которых вовсе не применяли художественных навыков, что не помешало им добиться популярности. Впрочем, зачем далеко ходить за примерами — просто посмотрите на комикс в первой попавшейся газете. Недостаток мастерства всегда можно компенсировать оригинальностью.
Какие приемы можно использовать?
Выбрать очень простой стиль. Схематичные изображения людей и предметов могут стать вашей фишкой — как у художника Мэтта Физелла. Он совсем не заморачивается на прописывании деталей, отдавая предпочтение смешным историям. С первого взгляда кажется, что комикс рисовал ребенок — и это лишь усиливает комический момент.
Использовать символы. Кто сказал, что в комиксе обязательно должны действовать люди или животные? Почему бы не сделать главными героями точки, запятые или любые другие символы? Учимся у художника Шейна Симмонса.
С гордостью демонстрировать плохие рисунки. Художница Марта Кивни, пытаясь избежать негативных отзывов критиков, намеренно назвала свою первую книгу «Плохо нарисованные комиксы». Так она сразу дала понять читателям, что не стоит ждать глубоко прорисованных изображений и реалистичных картинок, и что с юмором у нее все в порядке.
Джон Порселлино тоже использует весьма простые, будто не доделанные изображения, чтобы рассказать о повседневной жизни.
Применить клип-арт или коллаж. Клип-арт — это популярные бесплатные изображения, которые можно использовать где угодно. Вы наверняка видели эти картинки в десятках мемов в соцсетях, но почему бы не дать им новую жизнь в виде комикса? А заодно и усилить комический эффект. Именно так сделал художник Дэвид Рис.
Вдохновение, юмор и желание рассказывать истории — вот главное, что поможет вам в создании собственного комикса. Смотрите шире, придумывайте новое — и успех гарантирован вам, даже если вы совсем не умеете рисовать.
По материалам книги «От идеи до печати». Внутри вы найдете 15 практических советов о том, как с нуля создать собственный комикс. Авторы научат придумывать захватывающий сюжет, рисовать героев, делать леттеринг и раскадровку, дадут советы о том, какие материалы лучше использовать и как обустроить рабочее место. В конце каждой главы — практические задания, последовательно выполняя которые, в конце вы получите готовый комикс.
Комиксист: чем занимается, сколько зарабатывает и как им стать
В этой статье мы подробно расскажем о профессии комиксиста: познакомим с историей, знаменитыми художниками и нужными для специалиста программами.
Комиксист создает серию изображений, объединенных одной сюжетной линией. Обычно картинки сопровождаются небольшими фрагментами текста, например, прямой речью автора, мыслями персонажа или диалогами.
Популярность комиксам принесли истории от Marvel и DC, но сейчас они вышли за пределы этих студий. Стали не только развлекать, но и обучать или информировать публику. Например, Гусь художницы Надьожной учит людей правилам поведения в метро, а ироничные комиксы Duran полюбились тысячам поклонников.
История профессии
Первыми в истории комиксами можно считать карикатуры XVII-XVIII века, которые высмеивали различные аспекты общественно-политической жизни. Именно тогда зародилось такое средство передачи диалогов, как выноска, называемое также текстовый баллон (speech balloon) или текстовое облако. Авторство первой опубликованной в американской газете карикатуры принадлежало самому Бенджамину Франклину.
Современные комиксы со всеми их характерными составляющими начались с работ американского художника Ричарда Фелтона Аутколта. Его картинки с «Желтым мальчиком», опубликованные в New York Journal в начале XX века, создали своего рода стандарт, послуживший основой для последующего развития этого вида искусства.
Желтый мальчик. Источник: artifex.ru
Не менее важным этапом на пути становления комиксов стал выпуск в 1938 году первого издания журнала Action Comics с Суперменом на обложке. С этого события начался «Золотой век комиксов». В 1950-х годах творчество комиксистов ограничили: к этому привели усилия религиозных и политических деятелей. Появилась строгая цензура, но спустя всего десять лет она утратила свое влияние, а популярность комиксов только возрастала с появлением новых супергероев от Marvel и DC Comics.
В начале 1960-х годов стартовали первые фестивали комикс-культуры, известные как Comic Con, где знаменитые художники могли общаться с фанатами и презентовать свои работы. В это же время происходило стремительное расширение японского жанра комиксов, получившего международную известность благодаря многочисленным аниме-экранизациям.
С 1980-х годов из-за работ Алана Мура в сотрудничестве с такими художниками как Дэвид Ллойд, Дэйв Гиббонс и другими, культура комиксов значительно изменилась: на передний план вышли неоднозначные герои и сложные персонажи. Усложнилась и сама специальность комиксиста: во многих крупных издательствах над комиксами работали, помимо сценариста, одновременно до четырех художников: они разделяли между собой этапы подготовки материала.
С середины 1990-х годов распространение интернета открыло для начинающих комиксистов широкие возможности. Появились сервисы публикации цифровых комиксов, а позднее и социальные сети, позволяющие молодым художникам представить свое творчество широкой аудитории.
В настоящий момент наибольшая по объему и продажам доля рынка комиксов приходится на Японию, за ней следуют США и Канада, а замыкает ряд лидеров Франция, выпускающая львиную долю европейских комиксов. В Украине первый комикс (Шелковое Государство) был издан в 1990 году, но лишь с 2010-х комиксы по-настоящему стали частью украинской культуры. Одним из самых успешных на данный момент украинских комиксов считается графический роман «Воля», нарисованный Евгением Тончиловым.
«Воля». Источник: thewill.com.ua
Сегодня комиксы подверглись переосмыслению. Поскольку визуальная информация воспринимается гораздо лучше и быстрее, их стали рассматривать в качестве обучающего и информационного инструмента. Все большее количество педагогов внедряют в образовательную программу специально разработанные комиксы.
Кроме того, нередко государственные структуры используют комиксы для быстрой и простой подачи важной информации. Один из примеров — размещенные в киевском метрополитене постеры с комиксами художницы Надьожна. На них известный в сети персонаж Гусь разъясняет пассажирам правила поведения на станциях и в вагонах в метро. Этот же комиксовый герой позднее использовался движением UAnimals для социальной рекламы в защиту животных.
Знаменитые художники комиксов
Дэвид Ллойд подарил миру «V — значит вендетта», Дэйв Гиббсон — «Хранителей», и они до сих пор остаются одними из самых коммерчески успешных графических романов всех времен. Но в мире комиксов есть еще несколько ярких звезд, о которых обязательно стоит упомянуть. Фрэнк Миллер — один из лучших современных комиксистов, чье творчество пришлось на эпоху расцвета популярности печатных комиксов. Благодаря ему появились такие шедевры, как «300» и «Город грехов», впоследствии получившие крупнобюджетные голливудские экранизации.
«Город грехов». Источник: zen.yandex.ru
Не менее известен и Джек Кирби, автор образов Капитана Америки и Халка. Его таланты включали в себя как умение создавать потрясающих персонажей, так и гениальный художественный стиль. Работы Кирби отличаются взрывной динамикой, задавшей тон всем последующим художникам, работающим в Marvel. Именно в сотрудничестве с ним Стэн Ли создал Мстителей.
Редким примером знаменитого комиксиста-самоучки является Адам Хьюз. Он имеет репутацию одного из лучших художников обложек, также Хьюз работал над современными версиями комиксов о Чудо-женщине и Женщине-кошке.
Одним из лучших молодых художников в индустрии цифровых комиксов считается Фиона Стэплз. Ее рисунки отличаются очень сложными и подробными задними планами, а также выразительной мимикой персонажей. За свое творчество Стэплз удостоилась нескольких престижных наград, в том числе премии Харви и премии Айснера. Ее самые известные работы: переиздание серии «Арчи» и серия «Сага».
Современная эпоха веб-комиксов отличается отсутствием каких-либо ограничений, тягой к смелым экспериментам и нестандартным формам. Именно к этой категории можно отнести творчество украинской художницы Надежды Кушнир, создательницы персонажа Гусь, быстро ставшего популярным в сети. Не менее андеграудным является и серия комиксов Дюрана, чьи крайне минималистичные работы поднимают социально-политические темы. Благодаря оригинальным, зачастую ироничным сюжетам и умелому использованию черного юмора художник не только обзавелся тысячами поклонников, но и открыл персональную выставку в Санкт-Петербурге.
Стили комиксов
Большинство выпускаемых комиксов относятся к одной из трех основных школ: американской, европейской или же японской. Для американской школы характерны стремительное развитие сюжета, обилие экшн-сцен, четкое противостояние героев и злодеев, устоявшиеся архетипы персонажей. В кадре содержится умеренное (по сравнению с европейской школой) количество информации, персонажи и события сильно доминируют над фоном, для передачи звуков активно используются ономатопоэтические слова (boom, splash, bang и так далее).
Европейские комиксы с самого своего возникновения отличались глубоким сюжетом и сложной рисовкой. Зачастую отдельный кадр вмещает в себя множество проработанных деталей с подробным фоном. Некоторые комиксы европейских авторов представляют собой настоящие произведения изобразительного искусства. Поскольку в Европе производство комиксов более разрозненно между различными издателями, здесь наблюдается значительное разнообразие сюжетов и нестандартных персонажей.
Европейский комикс о коте-детективе Blacksad. Источник: kanobu.ru
Японская школа рисования, известная под названием «манга», характеризуется большим объемом страниц и сильным акцентом на эмоциональном состоянии героев. Художники очень часто прибегают к крупным планам, а также чередованию больших и малых кадров. События в манге зачастую развиваются значительно медленнее, чем в американских комиксах.
Манга. Источник: oir.mobi
С ростом числа комиксистов происходит и смешение различных стилей. Сегодня уже трудно кого-то удивить американской мангой, европейскими комиксами на тему супергероев или японскими комиксами, где черты манги сочетаются с традиционным американским стилем. Встречаются и более смелые решения: например рисование поп-арт комиксов, использование стилизованных фотографий или даже пиксельной графики.
Инструменты для рисования цифровых комиксов
Прежде всего, комиксист должен иметь основной инструмент рисования: графический планшет либо графический монитор. В настоящий момент на рынке лидируют два производителя: Wacom и Huion. Профессиональные модели этих фирм обладают достаточным уровнем функциональности и качества, чтобы удовлетворить запросы любого художника. Не меньшую роль играет и выбор программы:
Manga Maker ComiPo! — это простая, легкая в освоении и недорогая программа. В ней есть минимум необходимых инструментов, а также огромная библиотека мимики, фонов и реквизита. Среди существенных недостатков можно выделить отсутствие совместимости с Mac.
Comic Draw. Программа для iPad представляет собой мощный инструмент, который включает в себя все, что может потребоваться профессиональному художнику. В том числе продвинутые инструменты для рисования перспективы и программу создания сценариев, помогающую в работе с диалогами. Comic Draw поддерживает только 64-битную версию iPad, и для полноценного ее использования понадобится цифровое перо.
Photoshop. Хотя изначально Photoshop не предназначался для создания комиксов, после тщательной настройки инструментов пера и кисти в нем вполне можно рисовать. Программа обладает широкими возможностями коррекции цветов и поддерживает CMYK-формат, что позволяет готовить комиксы не только для публикации в интернете, но также и для печати.
Clip Studio Paint Pro. В программе поддерживается обширная библиотека ресурсов, как премиальных так и бесплатных, есть богатый набор шаблонов спецэффектов. Интерфейс программы напоминает продукты компании Adobe, его достаточно легко освоить любому, кто знаком с Photoshop.
Clip Studio Paint EX. Продвинутая версия предыдущей программы, которая ориентирована на профессиональных художников, работающих над крупными коммерческими проектами. Помимо функционала Clip Studio Paint Pro, здесь есть больший выбор скриптов, встроенный менеджер страниц и набор инструментов для подготовки комиксов к публикации. Программа достаточно требовательна к ресурсам: потребуется мощный ПК или Mac, но она — лучшее средство создания комиксов на сегодняшний день. Начинающему комиксисту ее функционал может быть слегка излишним, поэтому лучше всего начинать с версии Pro, а по мере профессионального роста обновить ее до версии EX.
Навыки художника-комиксиста
Несмотря на переход в цифровую среду, многие создатели комиксов по-прежнему начинают свои проекты с черновых эскизов на бумаге. Умение делать наброски карандашом — ценный навык, который пригодится, в принципе, любому специалисту.
Также крайне важно разбираться в тонкостях нарратива — независимо от того, работает комиксист самостоятельно или в паре со сценаристом, он должен глубоко вникать в сюжет. Ведь своими рисунками ему предстоит правильно передать все составляющие комикса: от эмоций персонажей до общей атмосферы.
Если говорить о специальных знаниях, то здесь можно выделить ряд основных навыков:
Конечно, это лишь основы, по освоении которых начинающий художник комиксов сможет делать первые шаги в специальности. Для понимания всех нюансов потребуются месяцы, а то и годы практики.
Обучение профессии
Высшее образование здесь не является обязательным условием. Более того, многие из известных комиксистов либо осваивали профессию самостоятельно, либо пришли в комиксы из других сфер — дизайна, студий разработки игр и так далее.
За рубежом есть немало частных художественных школ и даже академических программ, где обучают данной специальности. Золотой же серединой считается прохождение краткосрочных курсов, где в течение двух-трех месяцев преподаватели знакомят студентов с азами профессии, обеспечивают теоретическими знаниями и помогают в выполнении практических заданий.
Что касается самообразования, то здесь помогут видеокурсы и статьи, посвященные разным этапам и аспектам работы с комиксами. Не менее важны и мастер-классы от известных художников.
Но лучший материал для обучения, по словам опытных комиксистов — это чужое творчество. Умение детально анализировать понравившиеся работы и отдельные их элементы является необходимым качеством для профессионального развития.
Где презентовать работы
С массовым распространением социальных сетей представить готовые комиксы широкой общественности стало гораздо проще. Facebook позволяет создавать группы или публичные страницы, где художники могут размещать свои рисунки. Instagram менее удобен из-за отсутствия сортировки изображений, но его популярность обеспечивает охват большой и разноплановой аудитории. Также многие комиксисты пользуются сервисом тематических микроблогов Tumblr и социально-новостным порталом Reddit.
Из платформ для художников стоит выделить Patreon, где авторы могут выкладывать работы по платной подписке, либо же с платным доступом к определенной части контента. Ну и, конечно же, можно размещать комиксы на сервисах, занимающихся непосредственно их публикацией. Самые известные из них — Comixology и Comicsfix, принадлежащие крупной американской компании Amazon. В случае с мангой стоит обратить свое внимание на платформу Webtoon.
Зарплата комиксиста
Достигнув высокого уровня популярности, комиксист вполне может задумываться о запуске собственного проекта. Яркий пример успеха — израильский художник Иегуда Девир, который прославился благодаря серии коротких остроумных комиксов на тему семейной жизни. Количество его подписчиков в Instagram превышает пять с половиной миллионов, тому же совместно с женой Майей, художник занимается продажей печатных книг комиксов, календарей, мягких игрушек и другой сувенирной продукции с авторскими рисунками.
Также не стоит забывать, что образование и опыт в рисовании открывают двери для многих других возможностей. Помимо создания комиксов и графических романов, художник может реализовать себя в ряде смежных областей, где применяется CG и раскадровки: рекламной сфере, мультипликации, индустрии видеоигр, и даже кинематографе. Учитывая увеличивающуюся роль медийных развлечений в повседневной жизни людей, можно уверенно заявлять о высокой востребованности специалистов, способных создавать качественные художественные визуализации.
Как создать идеальный комикс. 19 советов от Пола Холдена
Пол Холден, ирландский художник, рассказал о своих техниках рисования и трюках, а также дал несколько советов, которые помогут вам создать свой собственный комикс в Manga Studio.
Рисование комиксов – это своеобразный навык, который требует знания анатомии, света и тени, архитектуры и многих других вещей, и все они работают на одну цель – рассказать историю.
Одна из опасностей – это возможность потеряться в мелочах. Вы очень часто будете обнаруживать, что вы влюбились в какой-то элемент комикса, но в контексте истории этот элемент не работает.
1. Читайте сценарий!
Все всегда начинается с прочтения сценария, ведь вам нужно понимать суть истории. Чтобы ознакомиться с ним достаточно хорошо и привыкнуть к нему, стоит прочесть сценарий несколько раз, пока вы не ощутите, что вы готовы рисовать миниатюры. Так как комикс должен доносить сценарий до читателя, вы обязаны досконально понимать историю, которую вы рисуете.
2. Миниатюры
Разбивать сценарий на миниатюры необходимо. На этой стадии постарайтесь поработать с расстановкой персонажей в кадре и размерами самого комикса.
Обычно, чем больше диалогов в одном окне, тем больше оно должно быть. Относитесь к этому этапу с должной ответственностью, так как вы не должны упустить детали.
3. Планировка
Стоит еще немного поработать с миниатюрами. Планировка – это немного скучно, как и остальные начальные стадии проработки комикса. Но этому стоит уделить время.
Нужно, чтобы страница выглядела, как полноценный и самостоятельный рассказ. Для этого можно сделать длинную и большую панель для одного из кадров. Хотя, после прочтения этой панели, она быстро отойдет на второй план и более играть роли не будет.
4. Дизайн персонажей
Обычно дизайн персонажей идет после прочтения сценария. На тех персонажей, которые появляются раз или два за весь комикс, можно не тратить особо много времени, так как вам не нужно будет продумывать их эмоции и характер. Ну а главные герои, конечно, потребуют гораздо больше усилий.
5. Создаем страницу
Никогда не забывайте о размерах страницы. Если они указаны в вашем задании – удостоверьтесь, что вы выставили правильные цифры. Если вы не уверены в том, каких размеров должен быть комикс, то лучше спросите об этом у заказчика.
Разрешение выставляем в 600DPI, это выше, чем обычно требуется, но вы никогда не знаете, будут ли ваши работы вновь опубликованы. А технологии двигаются вперед с ошеломительной скоростью, поэтому лучше перестраховаться.
Горячие клавиши: Двигайте страницу с помощью Shift+Space (только для ПК). Зажмите эти клавиши и используйте мышку или графический планшет, чтобы двигать страницу. Очень удобно для рисования.
6. Грубые разметки
Набросайте пару сцен. Грубо расположите все, что вы хотите поместить на вашу страницу. Разбейте страницу на панели и, начиная с первой, проработайте сцену.
Все еще помните о сценарии на этой стадии и о том, что сценам должно хватить места на странице.
7. Разрезаем страницу
Используя свой макет, как руководство, создайте новый “Frame Folder” в Manga Studio, и разрежьте страницу, используя инструмент “Cut Frame”.
Это разделит страницу на панели комикса. Каждая панель будет иметь свою собственную папку, способную иметь несколько слоев в себе. Ширину границы панели вы можете настраивать на свой вкус.
8. Устанавливаем кадр
На этом этапе ты работаем над постановкой кадра. Это очень важно, если вы хотите вовлечь читателя в свой мир.
Так как было решено сделать одну панель высотой в страницу, начнем с построения города: настраивать сетку перспективы очень просто и быстро, если вы используете линейки Manga Studio.
9. Старик и дерево
Теперь стоит сфокусироваться на выражении лица старика. Дерево помогает обрамить его лицо, в то время, как голова человека и его плечи позволяют обрамить роботов позади него.
10. Текст
Диалоги в комиксах располагаются слева направо, поэтому вы должны убедиться в том, что сцены и персонажи расставлены правильно, учитывая это правило. Пренебрегая этим, вы рискуете остаться в итоге с перекрещивающимися диалогами или, что еще хуже, с неправильным диалогом для данной панели.
11. Панель к панели
Панель четыре является маленькой копией панели два, в то время как панель пять является сменой сцены, двусторонним зеркалом, которое позволяет видеть переход от одной панели к другой.
Помните, что фон каждой панели должен соответствовать сцене и показывать, что сцены связаны друг между другом. Короче говоря, фон должен следовать за общей историей.
Горячие клавиши: Переключать цвета между цветом переднего плана и цветом заднего плана можно с помощью клавиш Х и С (для ПК только).
12. Выключите свет!
Робот входит в более темную комнату. Оставляя эту панель в тени и добавляя силуэт, мы легко даем понять, что сцена и настроение комикса сменились. Предполагая, что робот выходит из двери, а старик расположен в большом окне, можно сказать, что изображено что-то вроде комнаты для испытаний.
13. Робот в тени
Оригинальная идея заключалась в том, чтобы показать полностью лицо робота. Но затем стало понятно, что оставляя некоторую загадку, мы сделаем робота более мощным персонажем. Поэтому было решено оставить его лицо в тени, создавая таким образом ощущение таинственности.
14. Полная остановка
Последняя панель последней страницы комикса должна резонировать – это финальный пунктуационный знак во всей истории.
Сюжет и макеты рассказывали о старике, который заботится о своем дереве, но в последний момент было решено использовать более сильное изображение, которое изображало само дерево. Это сильное изображение, которое предполагает, что старик больше не способен ухаживать за деревом.
15. Изменения
На этом этапе вы показываете свою работу заказчику и вносите в нее изменения. Возможно, получится придумать иное развитие сюжета, возможно, возникнет новая идея. Также иногда получается, что вы совсем в другую степь ушли, и ваш комикс не соответствует желаемому результату. Тогда придется все переделать.
16. Чернило
Мы все сделали в карандаше, и пришло время для чернил. Прорабатывать рисунок будем с помощью Turnip pen.
17. И еще больше чернил
С помощью чернил можно проработать свет и тень, добавить объем и фактуру вашим кадрам и персонажам. Можно добавить некоторые эффекты с помощью Splatter pen, здесь уже вы должны полностью полагаться на себя, прорабатывая рисунок так, чтобы он выглядел достойно.
18. Добавляем штрихи
Одной из основных особенностей манги является тонирование с помощью таких элементов, как круги, точки и т.д. В Manga Studio вы можете добавить фактуру, просто перетягивая нужные тона из Materials folder. Это позволяет выделить элементы первого плана, не заливая их черным цветом, а просто придавая им фактуру.
19. Буквы
Ни один комикс не обойдется без текста, поэтому от панели к панели нужно печатать диалоги и комментарии, используя инструменты леттеринга.
Убедитесь, что текст не доминирует над рисунком. Леттеринг – это форма искусства, которая требует мастерства сама по себе. Добавив текст, вы наконец сможете оценить свой комикс и понять, насколько хорош он получился.
Особая кисть: Pencil Side On
Этот инструмент позволяет рисовать жесткие элементы и заполнять черным нужные пространства.
Особая кисть: Spray Pen
Эта кисть использует сосканированные брызги чернил, и придает интересный эффект. Этой кистью очень здорово рисовать звезды или прорисовывать текстуры.