На чем слушали музыку в 80 е годы
Мода и культура
Вы здесь
Музыкальная культура 80-х годов XX века
Это десятилетие было также годами абсолютного успеха Майкла Джексона. Он начал сольную карьеру давно, но в 1982 году альбом Thriller вознес его на самый гребень волны, где певец продержался долгие годы. «Триллер» считался самым продаваемым альбомом.
В 1980 году началось творчество культовой группы Depeche Mode, которая не так давно вошла в топ-100 величайших артистов мира.
На год младше американская группа Metallica, укрепившая рок-направление хэви-метал и принесшая ему множество поклонников. К этому времени группа Queen уже достигла своих вершин: в 1981 году был издан альбом Greatest Hits, который дал особый заряд музыке того времени.
У австралийской группы AC/DC, которую не без оснований причисляют к классике хард-рока и хэви-метал, в 1980 году открылось второе дыхание, она выпустила свой самый продаваемый альбом Back in Black. Тогда же появился и сразу стал известным дуэт новой волны Yazoo из Британии, создававший электронную музыку.
После успеха коллектива ABBA Швеция начала импортировать музыку на международную сцену: в 1986 группа Europe прославилась своим хитом The Final Countdown, повсеместно любимым до сих пор. Это был настоящий классический хард-рок. А в поп-музыке внимание на себя привлек коллектив Secret Service, в те годы восторженно принятый и в Советском Союзе. Во второй половине десятилетия появился легендарный дуэт Roxette, музыканты ностальгировали по Битлз и начали с каверов этой группы. Ну, а под конец 80-х почтенная публика была шокирована появлением экстравагантной группы Army of Lovers.
В это время в Советском Союзе, который переживал перестройку и трещал по швам, происходили собственные музыкальные процессы. На эстраде это время осталось как эпоха Аллы Пугачевой.
Как бы в ответ зарубежным группам направления диско-поп типа Dschinghis Khan, Boney M и латышской «Зодиак» в 1987-88 годах появились российские «Мираж», «Фристайл», «Ласковый Май», «На-На». Из андеграунда на официальную сцену поднялась «Машина времени». Концертные площадки получили рок-группы «Аквариум», «Воскресение», «Динамик», «Карнавал», «Круиз», «ДДТ». 1988 год принес популярность культовой группе «Наутилус Помпилиус». В 1989 году раскруткой группы Виктора Цоя «Кино» занялся легендарный продюсер Айзеншпис, «Звезда по имени Солнце» звучала из всех магнитофонов.
Музыка 80-х годов в СССР.
1. Цель.
Выявление особенностей музыки в 80-е года в СССР.
2. Задачи.
3. Ход работы.
Выявления наиболее распространенных жанров музыки в 80-е года.
Определение новых групп, исполнителей и значимых событий в СССР..
Выяснить какие группы слушают в наше время.
Выяснить какие группы до сих пор участвуют в творческой жизни.
Не прошли в пустую времена создания и расцвета многих рок-групп появившихся в 1980-х годах. Многие из них до сих пор участвуют в творческой жизни. Дают концерты, организуют туры, участвуют во многих фестивалях (самыми распространенными из них являются: «Рок над Волгой», «НАШЕствие», «Чайка» и т.д.). Они успешно продолжают свою карьеру, собирают большие залы и площадки. Толпы фанатов приходят,чтобы увидеть своих кумиров, услышать уже известные или новые хиты, прочувствовать как дрожит каждый волосок от той самой атмосферы, которую создают артисты. Такими группами являются:
Понять почему некоторые песни и даже группы запрещались к прослушиванию в те времена.
В 80-е года, в СССР был опубликован список групп, которые запрещались к прослушиванию.
«Учитывая тот факт, что в последнее время значительно обострился интерес зарубежных туристов к творчеству некоторых самодеятельных ВИА и рок-групп, а также факты радиотрансляции их произведений в зарубежных странах, считаем необходимым запретить проигрывание в г. Москве магнитофонных записей самодеятельных ВИА и рок-групп, в творчестве которых допускается искаженное отражение советской действительности, пропагандируются чуждые нашему обществу идеалы и настроения:
1. Альянс (Москва)
2. Гулливер (Москва)
3. Браво (Москва)
4. Мухомор (Москва)
5. Примус (Москва)
6. Центр (Москва)
7. Зигзаг (Москва)
8. Хрустальный шар (Ленинград)
9. ДК (Москва)
10. Альфа (Москва)
11. Парад (Ленинград)
12. Люцифер (Москва)
13. Автоматические удовлетворители (Ленинград)
14. Теннис (Москва)
15. Аквариум (Ленинград)
16. Дилижанс (Ленинград)
17. Юрий Морозов (Ленинград)
18. Пикник (Ленинград)
19. Корд (Череповец)
20. Наутилус (Москва)
21. Наутилус (Свердловск)
22. Зимний сад (Киев)
23. Фолиант (Свердловск)
24. Кросс (Москва)
25. Уличная канализация (Ленинград)
26. Свинья (Ленинград)
27. Мухи (Ленинград)
28. Зона отдыха (Москва)
29. Мануфактура (Ленинград)
30. Акцент (Ленинград)
31. Мифы (Ленинград)
32. Рыба (Ленинград)
33. Алле! (Ленинград)
34. ДДТ (Уфа)
35. Гонг (Новгород)
36. Метро (Свердловск)
37. Кино (Ленинград)
38. Гнездо (Москва)
39. Урфин Джюс (Свердловск)
Вышеприведенный текст является копией документа, распространявшегося через Отделы культуры РК КПСС и РК ВЛКСМ г. Москвы в сентябре-октябре 1984 г. Данный текст является «каноническим», известно также о существовании «короткого» документа и «длинного» с расшифровкой, какая рок-группа и за что запрещена к прослушиванию.»
Например песня Наутилуса Помпилиуса «Скованные».
В первоначальной версии песни была строчка «За красным восходом коричневый закат»: автор текста, Кормильцев, намекал на сходство советского и нацисткого политических режимов.
По настоянию руководства Свердловского рок-клуба песню подкорректировали и теперь Бутусов поёт: «За красным восходом розовый закат».
Таким образом фраза перестала носить какой-либо политический характер.
В наших глазах крики «Вперёд!»
В наших глазах окрики «Стой!»
…Мы хотели песен, не было слов.
Мы хотели спать, не было снов.
Мы носили траур, оркестр играл туш…
Перевод: «Советская тоталитарная система подавляет инициативу молодёжи, издевается над её лучшими побуждениями»
Кто-то лапку сломал – не в счёт.
Перевод: «В СССР проблемы личности вторичны. Для системы все её граждане — муравьи»
Довольно весёлую шутку
Сыграли с солдатом ребята:
Раскрасили красным и синим,
Заставляли ругаться матом.
Перевод: «Хулиганы избили военнослужащего Советской Армии. В стране наступает время неограниченной свободы»
И мы могли бы вести войну
Против тех, кто против нас,
Так как те, кто против тех, кто против нас,
Не справляются с ними без нас.
Перевод: «Утверждения советской пропаганды о том, что страна окружена врагами, — абсурд и бессмыслица. Оказание помощи союзникам СССР, таким как Афганистан или Никарагуа – бред. Гондурас далеко. Мы окружены друзьями»
Здесь непонятно, где лицо, а где рыло,
И не понятно, где пряник, где плеть.
И мне не нравится то, что здесь было,
И мне не нравится то, что здесь есть.
Чёрная ночь да в реке вода – нам с тобой.
И беда станет не беда. Уезжай…
Перевод: «В СССР нет ничего подлинного. Все ощущения фальшивы, все истины недостоверны. СССР — страна с уродливым прошлым и настоящим. Чтобы не пить «из заплёванных колодцев», имеет смысл покинуть эту страну»
Мама, мы все тяжело больны.
Мама, я знаю, мы все сошли с ума…
Если к дверям не подходят ключи, вышиби двери плечом.
Перевод: «Необходимы революционные изменения, требующие разрушения окончательно прогнившей системы»
70-80-е годы XX века. Эпоха диско. Boney M, Arabesque, Ottawan, C.C.Catch, Joy, ABBA, Modern Talking, Secret Service. Для тех, кто в теме, это не просто набор латинских букв. Эти группы слушали на кассетах, бобинах, на виниле. А главное их музыка звучала на танцплощадках и дискотеках. Ну что, давайте вспомним наиболее яркие звёзды диско тех лет, а заодно как выглядели конверты от пластинок, которые мы крутили на своих вертушках.
Самая популярная группа тех лет – наверное ABBA
Сравниться с ними могли, наверное, только Boney M
Да ещё чуть позднее Modern Talking, которые звучали во второй половине 80-х наверное из каждого утюга
Ещё до того, как мы узнали кто такая Сандра, мы слушали Arabesque
Ну а позже конечно же и саму Сандру
Нельзя не вспомнить и трёх братьев Bee Gees
А были ещё замечательные голландцы Stars on 45 и французы Ottawan
Secret Service из Швеции и Eruption из Великобритании
Глория Гейнор и Далида
Bad Boys Blue — евродиско-группа, образованная в Кёльне в 1984 году, которая за свою историю выпустила около 30 хит-синглов, попавших в чарты многих стран мира, в том числе и в США.
Video Kids — популярный диско-дуэт 80-ых из Нидерландов, созданный в 1984 году продюсерской командой Adams & Fliesner.
Немецко-нидерландская диско-исполнительница C. C. Catch (псевдоним Каролины Катарины Мюллер).
F.R.DAVID Французский певец, чьи композиции известны всему миру.
И конечно же итальянцы
Аль Ба́но и Роми́на Па́уэр (итал. Al Bano & Romina Power) — итальянский семейный дуэт
Ну и были ещё очень популярные, но не издававшиеся в СССР на виниле Opus
А ещё были Сабрина и Саманта Фокс. Как они пели слышали не многие, но зато их постеры украшали чуть ли не каждый гараж или кабину дальнобойщика
Вспомнил я конечно не всех. Дополняйте в комментах воспоминания об эпохе диско!
70-80-е годы XX века. Эпоха диско. Boney M, Arabesque, Ottawan, C.C.Catch, Joy, ABBA, Modern Talking, Secret Service. Для тех, кто в теме, это не просто набор латинских букв. Эти группы слушали на кассетах, бобинах, на виниле. А главное их музыка звучала на танцплощадках и дискотеках. Ну что, давайте вспомним наиболее яркие звёзды диско тех лет, а заодно как выглядели конверты от пластинок, которые мы крутили на своих вертушках.
Самая популярная группа тех лет – наверное ABBA
Сравниться с ними могли, наверное, только Boney M
Да ещё чуть позднее Modern Talking, которые звучали во второй половине 80-х наверное из каждого утюга
Ещё до того, как мы узнали кто такая Сандра, мы слушали Arabesque
Ну а позже конечно же и саму Сандру
Нельзя не вспомнить и трёх братьев Bee Gees
А были ещё замечательные голландцы Stars on 45 и французы Ottawan
Secret Service из Швеции и Eruption из Великобритании
Глория Гейнор и Далида
Bad Boys Blue — евродиско-группа, образованная в Кёльне в 1984 году, которая за свою историю выпустила около 30 хит-синглов, попавших в чарты многих стран мира, в том числе и в США.
Video Kids — популярный диско-дуэт 80-ых из Нидерландов, созданный в 1984 году продюсерской командой Adams & Fliesner.
Немецко-нидерландская диско-исполнительница C. C. Catch (псевдоним Каролины Катарины Мюллер).
F.R.DAVID Французский певец, чьи композиции известны всему миру.
И конечно же итальянцы
Аль Ба́но и Роми́на Па́уэр (итал. Al Bano & Romina Power) — итальянский семейный дуэт
Ну и были ещё очень популярные, но не издававшиеся в СССР на виниле Opus
А ещё были Сабрина и Саманта Фокс. Как они пели слышали не многие, но зато их постеры украшали чуть ли не каждый гараж или кабину дальнобойщика
Вспомнил я конечно не всех. Дополняйте в комментах воспоминания об эпохе диско!
Мелодии забытых лет: ретроспектива отечественной музыкальной моды. Вторая часть: 70е – 90е годы
70-е: «Как прекрасен этот мир»
В 70-е курс на эстраду и лирику продолжился. Среди популярных композиторов тех лет, оставивших след в истории советской музыки, стоит назвать имена М. Таривердиева, Д. Тухманова, М. Танича, В. Шаинского и многих других. Интересным подходом отличался Таривердиев: его песни, известные и по сей день, сочетали эстрадную музыку и советскую поэзию, – например, «Мне нравится» на стихи М. Цветаевой, «Со мною что-то происходит» и «Ты уходишь, как поезд» на стихи Евтушенко.
Другого яркого автора тех лет отличал особый подход к аранжировкам. Песни Д. Тухманова представляли своего рода «сплав» танцевального стиля и классической лиричной песни. Он был первым композитором, создавшим песни, предназначенные исключительно для воспроизведения в записи. Высокое признание получили такие композиции, как «Олимпиада-80», «Как прекрасен этот мир», «Вечная весна».
В 70-е возрос интерес и к вокально-инструментальным ансамблям, которые начали формироваться в конце 60-х. Репертуар «ВИА», с одной стороны, был написан профессиональными композиторами и поэтами, с другой – значительно отличался от классической эстрады тех лет и был явно ориентирован на молодежь. Несмотря на то, что в своём творчестве ВИА ориентировались на популярные на западе рок-группы, все композиции проходили строгий отбор на художественном совете. Советские ВИА, безусловно, отличались от западных рок-групп: когда за рубежом главным был продюсер, деятельность советских ВИА регулировал художественный руководитель. Участники музыкального состава часто менялись, но неизменно оставались профессиональными музыкантами. К популярным ансамблям тех лет можно причислить ВИА «Песняры», «Поющие гитары», «Веселые ребята», «Синяя птица», «Цветы», «Земляне» и ещё десяток команд со схожими названиями и внешним видом. Классическими композициями тех лет стали песни, написанные в соавторстве со знаменитыми композиторами, например, «Не повторяется такое никогда» Туликова и «Увезу тебя я в тундру» Фрадкина, получившие широкую известность в исполнении ансамбля «Самоцветы». Музыка в исполнении всевозможных ВИА была разнообразна: от фолка и народных песен до диско, рок-музыки и новой волны.
Отдельным жанром, завоевавшим популярность среди соотечественников, стало то, что сейчас мы называем «саундтреком». Главные темы из популярных кинолент – например, «Никого не будет в доме» на стихи Б. Пастернака, «Со мною что-то происходит» на стихи Евтушенко, «По улице моей» Б. Ахмадулиной из «Иронии судьбы» всё того же Таривердиева или «У природы нет плохой погоды» Петрова в «Служебном романе» – становятся у всех на слуху и плотно входят в повседневную жизнь. Впрочем, тенденция на музыкальное сопровождение кинолент, создающее практически второй план для основного сюжета, сохранилась и в начале 1980-х годов.
Главные песни: М. Таривердиев – «Со мною что-то происходит», «Мне нравится», ВИА «Самоцветы» – «Увезу тебя в тундру», «Мой адрес — Советский Союз», В. Шаинский – «Не плачь, девчонка», «Через две зимы», «Идет солдат по городу», А. Пахмутова – «Как молоды мы были».
Имена: А. Пахмутова, М. Таривердиев, М. Танич, В. Шаинский, Д. Тухманов.
80-е: «Музыка нас связала»
ВИА и советская эстрада продолжили процветать и в начале 1980-х годов. Романтические образы и лирические тексты остаются в центре внимания авторов и исполнителей хитов 80-х – от романтизированного образа «малой родины» в композициях Ю. Антонова до общегражданских тем, связанных с воспоминаниями о Великой отечественной войне. Эпоха гимнов и маршей окончательно завершилась, на смену им пришла ностальгическая послевоенная песня: «Письмо из сорок пятого», «Если б не было войны», «Довоенный вальс», «Танго для всех». В это десятилетие продолжается и тенденция на «поэтов-песенников»: Ю. Лозу, И. Николаева, В. Малежика.
Популярные композиции больше не носят идеологического окраса, эстрадная песня становится проще. При этом государственная цензура всё ещё остаётся: среди эстрадных композиций не найти «протестных» настроений и несогласных авторов. Музыку и тексты продолжают сочинять проверенные авторы: члены Союза Композиторов и профессиональные поэты. Среди последних большую популярность получил Р. Паулс – автор многих хитов Аллы Пугачевой, начало сольной карьеры которой пришлось на конец 70-х, а пик популярности – на 80-е. «Старинные часы, «Миллионы алых роз», «Айсберг» – все эти шлягеры, ставшие «визитной карточкой» певицы были написаны его рукой.
Вокально-инструментальные ансамбли всё больше работают «под Запад». Появляются такие группы, как «Мираж» и «Ласковый май», модели которых скопированы с популярных за рубежом классических гёрл – и бойз-бендов. Современные ВИА уже не отличаются одинаковыми концертными костюмами и песнями, а в обществе молодёжи в моду входят танцевальные жанры и яркие наряды.
В противовес советской эстраде возник новый жанр – «русский рок». Молодые люди, не желавшие идти нога в ногу с советской идеологией и пренебрежительно относившиеся к популярным «отфильтрованным» цензурой песням, подобно стилягам 1950-х слушали западную музыку и старались переиначить песни на свой лад. Таким образом, иностранные мелодии стали основой для русской музыки.
Собственно говоря, всё, что мы ассоциируем с этим словосочетанием и по сей день, зародилось и приобрело популярность именно в 1980-е: от популярных исполнителей до образа «русского рокера». Возможно, этот период остался бы незамеченным в истории российской музыки, если бы не ореол скандала, – многие группы были запрещены на государственном уровне, организация выступлений грозила уголовным наказанием, а деятельность рок-клубов была подпольной. Запрещали и «Аквариум», и «ДДТ», и «Браво» – иначе говоря, всех, кто сейчас считается классиками этого направления.
Рок-клубы, к слову, были практически в каждом крупном городе. Популярность рока росла, а вместе с ним в народ уходили песни «Зоопарка», «Наутилуса Помпилиуса», «Кино»: «Пригородный блюз», «Прощай, детка!» Майка Науменко и вовсе обретут вторую популярность в начале «нулевых», а Виктор Цой из группы «Кино» станет чуть ли не главным героем поколения.
Наиболее скандальной группой тех лет по праву можно считать «Гражданскую оборону», известность которой пришлась на конец десятилетия. Группа Егора Летова на протяжении всего существования оставалась наиболее влиятельной панк-группой в СССР и России. Состав команды не один раз менялся, но жёсткая лирика, провокационное поведение на сцене и гаражный звук остаются неизменными её атрибутами.
Несмотря на протестный ореол и непрофессиональный подход к музыке, в конце десятилетия русский рок окончательно вышел из подполья. Исполнители начали сниматься в популярных кинофильмах, популярные группы собирали огромные площадки, – о временах всем известных «квартирников» можно было забыть. Пришло время продюсеров.
Имена: Р. Паулс, А. Пугачева, Б. Гребенщиков, В. Цой, С. Ротару, Ю. Антонов, Е. Летов, И. Николаев, В. Малежик.
Главные песни: А. Пугачева – «Миллион алых роз», «Старинные часы», Л. Вайкуле – «Вернисаж», Ю. Антонов – «Под крышей дома твоего», Т. Ефимов – «Тверской бульвар», Д. Тухманов – «Чистые пруды», В. Матецкий – «Лаванда», гр. «Зоопарк» – «Пригородный блюз», гр. «Аквариум»– «Город золотой», гр. «Гражданская оборона» – «Всё идёт по плану», гр. «Кино» – «Алюминиевые огурцы», «Восьмиклассница», «Группа крови», «Хочу перемен (Мы ждём перемен)».
90-е: «Там, только там»
С распадом Советского союза исчез и идеологический налёт в лирике, и государственная цензура. Еще недавно запрещенный русский рок набирает популярность, появляются новые группы и жанры. Исполнители российской эстрады обращаются к новому для себя жанру поп-музыки. Популярными в эти годы становятся авторы песен, мгновенно ставших хитами: Игорь Николаев, Наташа Королёва, группа «На-На», Таня Буланова, Леонид Агутин, Олег Газманов, Валерий Меладзе, Дмитрий Маликов и прочие. Выступления теперь сопровождаются подтанцовкой, костюмы исполнителей носят более откровенный характер. Песни про общество, популярные в эпоху расцвета ВИА, сменились любовной лирикой, на смену сложным композициям пришли веселые незамысловатые мелодии.
Гёрл – и бойз-бенды шагают по стране, выступления превращаются в шоу, яркие наряды становятся откровенными. Именно в 90-е появились «Блестящие», «Руки вверх», «На-На», «Иванушки International», «Гости из будущего» – коллективы, заслуживающие звания классики русской поп-музыки.
Альтернативная сцена больше не носила протестный характер, но никуда не исчезла. Её представители, держали, как и раньше, курс на Запад, но теперь вместо слепого копирования зарубежных мелодий и текстов они лишь придерживались мировых тенденций в музыке. На сцене появляются новые имена, которые впоследствии станут знаковыми для всей индустрии. Примером тому служит «Мумий тролль» – основанная еще в 1983 году группа, выстрелившая в 1997 году с дебютным альбомом «Морская». Новая альтернативная сцена ушла от «русского рока» к поп-року.
В 90-е в России появляется и новый, ранее неизвестный жанр – «хип-хоп».
Первопроходцами можно назвать группу «Мальчишник» – их релиз «Секс без перерыва» 1991 года мгновенно завоевал скандальную известность. Откровенными текстами отличался и второй альбом команды. В 1994 году выходит новый хит – «Буду пАгибать мАлОдым» Мистера Малого, видеоклип на который успешно показывали в эфире телеканалов и радиостанций страны.
«Пипл хавает» – автором этого известного всем выражения также является один из известных хип-хоп исполнителей того времени – Богдан Титомир. Популярность жанра растет по мере распространения аудиокассет с записями, – в те годы на первый план выходят команд «Bad Balance», «White Hot Ice», «Михей и Джуманджи» и Дельфин.
Значительную роль в продвижении и распространении популярности артистов сыграли средства массовой информации, ранее закрытые для такого рода исполнителей. В России 90-е годы поистине можно считать музыкальным расцветом: появившийся в 1998 году канал MTV ежедневно транслировал передачи, посвященные отечественным и зарубежным исполнителям, радиостанции «Maximum» и «Наше радио» открыли собственные фестивали, появились журналы, посвященные отечественным и зарубежным исполнителям.
Имена: В. Меладзе, Б. Алибасов, И. Матвиенко, И. Лагутенко, «Мумий Тролль», «Блестящие», «На-На», «Иванушки International».
Главные песни: И. Николаев – «Дельфин и русалка», В. Меладзе – «Сэра», «Девушки из высшего общества», гр. «На-На»– «Фаина», гр.«Блестящие» – «Там, только там», гр. «Гости из будущего» – «Зима», гр. «Иванушки International» – «Тучи»гр. «Мумий Тролль» – «Владивосток 2000», «Утекай».
Итак, мы проследили путь отечественной музыки от советских времен до современного времени. Советская эстрада за это время сменилась российской поп-музыкой, а «квартирный» рок превратился в полноценную альтернативную сцену. Но что же дальше? Что изменилось с приходом нового тысячелетия и «поколения нулевых»? Узнаем совсем скоро.