На чем спали люди в древности
Как на Руси крестьяне спали, и чем это отличалось от современности
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Спальные места, распределяемые по уровню комфортности
Расположиться для сна крестьяне могли в самых разных местах. Это мог быть сеновал или сени, телега или клеть, лавка или сундук. Но существовали и места, которые предназначались для сна, а именно полати и печка.
Лежанка на печи была самой удобной и комфортной для сна. Она долго оставалась теплой, что было важно в холодное время года. Обычно на печи спали старики, но и молодежь любила понежиться в тепле. Еще одно комфортное спальное место — полати. Так называли деревянные полки, располагавшиеся между печью и стеной, порой высоко под потолком. Это было тепленькое местечко без сквозняков, потому укладывали на полати детей. Старикам же было неудобно залезать и спускаться. Младенцы почивали в люльках, которые подвешивали к потолку, а дети постарше нередко спали на лавках и сундуках.
У мужчины-главы семьи был собственный угол, коник, напротив бабьего кута. В нем умельцы что-то чинили, вырезали, мастерили, а ночью могли тут же лечь спать. Если на дворе стояла теплая погода, крестьяне могли уснуть под деревом во дворе или в сарае, примостившись на мешке с мукой.
Какая кровать? Пожалуйте на нары.
Быт русских крестьян был очень аскетичен. Из мебели в избе находились стол и лавки, установленные вдоль стен. Такие предметы, как табуретки, были не у всех. А уж обычная кровать была символом богатой, роскошной жизни. Во многих семьях даже в начале 20 века кроватей не было вообще.
Исследователи пишут, что в 20-х годах 20 века существовала такая статистика: чуть больше половины крестьян спали на кровати, около 40 процентов отдыхали на полу, примерно 5 процентов спали на печи, на долю полатей приходилось 3 процента, и один процент сельских жителей почивал на нарах. Ошибочно полагать, что речь идет о тюремных лежанках, на которых ворочаются арестанты. Нет, нарами крестьяне называли широкие деревянные лавки, которые устанавливались в избе.
Как крестьяне сон на две части делили
Жизнь русских крестьян была тяжелой. Весной и летом на сон оставалось мало времени, так как люди работали по пятнадцать часов в сутки. Крестьянки к тому же занимались домашней работой. Недосып был обычным делом, но люди компенсировали его недолгим (1-2 часа) послеобеденным сном. Заснуть они могли где угодно, например, прислонившись к стогу сена. Послеобеденный сон был не просто прихотью крестьян, а обычаем. Без него говорить о хорошей работоспособности не приходилось.
Зимой крестьяне также вставали очень рано, чтобы успеть сделать все дела: покормить скот, съездить за дровами в лес, починить утварь и так далее. Уставали меньше, чем летом, но сон все равно был разделена на две части. На закате семьи садились ужинать и ложились спать. Проходило примерно пять часов, и крестьяне просыпались и снова принимались за дела. У каждого они были свои: молитвы, игры в карты, любовные утехи. Так продолжалось примерно до 3 часов ночи, после чего люди снова укладывались спать и отдыхали до того момента, пока не взойдет солнце.
Почему надо было спать в одежде и с покрытой головой
Интересно, что крестьяне не надевали специальную одежду для сна (ее просто не существовало до середины 20 века), а спали в том, в чем ходили днем. Женщины не снимали платков. Исследователи считают, что это делалось из-за суеверий. Сон приравнивался к переносу души в иной мир. А как же появиться там нагим? Некрасиво.
Также говорили, что нагой человек (особенно женщины) особенно уязвим перед нечистью. Чтобы не провоцировать чертей, спали в одежде. Крестьянки покрывали головы платком, потому что боялись умереть во сне. А с непокрытой головой нельзя было попасть на Суд Божий. Девушки иногда нарушали обычаи и спали голышом — для того, чтобы увидеть вещий сон, поговорить с нечистой силой.
Есть и иная версия: в крестьянских семьях просто не было постельного белья. Люди спали на жестких соломенных тюфяках, накрытых подстилками из овчины. О чистоте такой постели и речи не идет. А одежду можно было постирать в любой момент. Скорее всего, наличие постельного белья было показателем богатства семьи и удаленности деревни от городов.
И еще один вариант: крестьяне не снимали одежду, чтобы защититься от мерзких насекомых, которые всегда мешали отдыхать. В избах всегда присутствовали пауки, клопы, муравьи. Народными средствами их вывести было достаточно сложно, а привычных нам инсектицидных средств в старину просто не выпускали.
Матрасы из соломы и подушки из старых зипунов
Да, постели у крестьян были действительно аскетичными. Это могла быть обычная подстилка из соломы, покрытая старой рогожей. Без подушки спать неудобно, и вместо нее использовались какие-то мягкие вещи. Это мог быть армяк, зипун или шуба. Они же служили одеялом, когда было холодно. Пуховая перина, высокая подушка и теплое одеяло относили к предметам роскоши и считались прекрасным приданым для невесты.
Историк А.В. Краснов писал в своей книге о своем детстве, прошедшем в Рязанской губернии о том, что кроватей в деревнях не было. Перед сном крестьяне расстилали солому, клали сверху дерюгу и ложились спать все вместе. На печи оставались только самые пожилые представители семьи, которым требовался особых уход — дед да бабка. Да, говорить о том, что крестьяне были избалованы, смешно.
Спящим часто снятся сны, которые тоже многое могли сказать, по представлениям того времени. За некоторые сновидения, если о них рассказать, можно было получить реальное наказание.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Где и как спали на Руси до массового появления кроватей?
В XIX веке в домах русских крестьян не было кроватей — такая мебель имелась только у богатых людей. Из сказок и старых фильмов мы уже знаем, что в те времена многие люди спали на печи, однако все не так просто, как кажется. Ведь печь в избах была только одна, а семьи часто состояли из трех и более человек. Где же спали остальные члены семьи? В рамках данной статьи предлагаю разобраться, какие еще спальные места имелись в русских домах и какие странные правила были вынуждены соблюдать люди во время сна. Например, люди ложились спать исключительно в одежде, потому что это было важно для личной гигиены и защиты от страшных суеверий. Также во время сна поддерживалась своеобразная иерархия — одни члены семьи могли спать в самых удобных местах, а другие располагались на жестких досках. В общем, тема довольно интересная, поэтому начнем прямо сейчас.
Считается, что сотни лет назад люди спали на печи. Но не все так просто
Русская печь для сна
Лежанка на печи была самым удобным для сна местом. Во-первых, на ней было достаточно места для комфортного сна. Во-вторых, она долгое время оставалась теплой, что было особенно важно во времена зимних морозов. Как правило, на печке спали пожилые бабушки и дедушки, но иногда туда ложились и молодые люди. Считалось, что тепло от кирпичной лежанки могло излечить простуду и многие другие заболевания. Поэтому на нее так же ложились приболевшие члены семьи. Вне очереди, если можно так выразиться.
Что такое полати?
Вторым по удобству спальным местом в русских домах были так называемые полати. Это лежанки в виде деревянных полок, располагавшиеся между стеной избы и печкой. Вдобавок, так называли настилы, сооружаемые под потолком. В этих местах было почти так же тепло, как на печке. К тому же, между стенами и вблизи потолка не возникало сквозняков. Как правило, на полати спали дети — старики на них попросту не могли взобраться. К тому же, под весом взрослых людей полати могли упасть, а дети весят немного и такой риск сведен к минимуму.
Полати в русской избе
Где спали мужчины?
Полати располагались с одной стороны русской печи. С другой располагался бабий кут — пространство, где женщины занимались своими делами. Обычно эта часть дома была скрыта под занавеской и появление мужчины в ней расценивалось как оскорбление. Напротив бабьего кута располагался угол главы семьи, где мужчина мог мастерить вещи и даже поспать. Помимо печи и полати люди также могли спать на нарах — широких лавках из дерева. Также для сна могли использоваться сундуки и даже обычные мешки с мукой. Где есть место и хоть немного удобно, там и спали.
Красный угол — наиболее почетное место в избе, где стоял стол и иконы
Интересный факт: более-менее удобные места для сна появились только в 1920-е годы. Если верить статистике, в те времена большая часть сельских жителей спала на кроватях, примерно 40% отдыхала на полу, около 5% спала на печи, 3% на полати и 1% — на нарах.
Почему люди не снимали одежду?
Постельного белья у обычных людей не существовало. Вместо подушки обычно использовались мягкие вещи вроде шубы. Зимняя одежда также использовалась в качестве одеяла.
Во время сна жители деревянных домов не снимали одежду. Дело в том, что они были вынуждены спать на жестких мешках, набитых сеном и покрытых овечьей шкурой. Само собой разумеется, такая постель не была чистой. Люди спали в одежде и в случае чего могли просто ее постирать. К тому же, в деревянных избах было довольно много пауков, клопов и муравьев. Народными средствами от них избавиться было очень трудно, поэтому люди спасались одеждой.
Люди спали в одежде, потому что без нее было неудобно и грязно
Не стоит забывать и о суевериях. Люди считали, что во время сна каждый человек переносится в иной мир, а появиться там голым — очень стыдно. Вдобавок, нагой человек всегда считался уязвимым перед нечистой силой. Но иногда девушки нарушали правила и отправлялись спать голышом. Так они надеялись увидеть вещий сон или поговорить с нечистью.
Сколько времени спали люди?
Что касается длительности сна, тут было много ограничений. Сегодня мы прекрасно знаем, что для крепкого здоровья взрослым людям нужно спать около 8 часов. Если не отвлекаться на сериалы и социальные сети, мы вполне можем себе это позволить. А вот крестьяне работали по 15 часов в сутки и на сон оставалось не так много времени. Обычно все члены семьи садились ужинать и на закате отправлялись спать. Уже через 5 часов они были вынуждены встать для кормежки скота, добычи дров и так далее.
Послеобеденный сон был крестьянам просто необходим
Пяти часов сна людям не хватало, поэтому послеобеденный сон был обычным делом. Обычно он длился недолго, около 2 часов. Но это было даже не прихотью людей, а традицией. Считалось, что без хорошего отдыха о хорошей работе не может быть и речи. Для дневного сна никакой печки не требовалось — люди могли просто прислониться к стогу сена и прекрасно отдохнуть.
Если вам интересны новости науки и техники, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен. Там вы найдете статьи, которые не были опубликованы на сайте!
На нашем сайте есть еще одна статья о жизни сотни лет назад. В ней я рассказал о самых странных «народных средствах» против различных заболеваний. Например, для лечения переломов люди вытаскивали из задней стенки печи кирпич, измельчали его и добавляли в кипящую смесь растительных масел. Но помогало ли это при заживлении переломов? Читайте по этой ссылке.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Как наши предки спали по два раза за ночь и проблема «шока настоящего»
Восьмичасовой сон – современное изобретение.
Представьте, что вы живете в XVIII веке. Сейчас только половина девятого вечера, вы надеваете свой ночной колпак, гасите свечи и засыпаете, ощущая запах воска, который мягко заполняет воздух вокруг вашей постели. Проходит несколько часов. 2:30. Вы просыпаетесь, хватаете пальто и идете к соседям, потому что они тоже не спят. Спокойно читают, молятся или даже занимаются сексом. Очевидно, что до эпохи электричества двухразовый сон по ночам был совершенно повсеместным.
Тогда мы спали дважды за ночь, вставая на час или два для развлечений, а затем снова отправляясь в кровать до рассвета.
Тот факт, что раньше мы спали дважды за ночь, был впервые открыт Роджером Экирчем (Roger Ekirch), профессором истории из Политехнического университета Виргинии.
В своем исследовании он обнаружил, что мы не всегда спали по восемь часов подряд. Мы спали по два более коротких отрезка в диапазоне ночи. Диапазон был порядка 12 часов и начинался с трех- или четырехчасового сна, потом следовало бодрствование – два или три часа, а затем снова сон до утра.
Упоминания об этом встречаются повсюду в литературе, судебных документах, личных бумагах и записках. Удивительно не то, что люди спали дважды, а то, что концепция была настолько повсеместной. Сон из двух отрезков был обычным, принятым способом спать.
Английский врач писал, к примеру, что идеальным временем для занятий и размышлений является отрезок между «первым сном» и «вторым сном». У Чосера в «Кентерберийских рассказах» есть героиня, которая отправляется спать после «первого сна».
И, объясняя, почему у рабочего класса было больше детей, доктор из XVI века сообщал, что они обычно занимались сексом после первого сна.
Книга Экирча «В конце дня: ночь в прошлом» полна таких примеров.
Как же люди распоряжались этими дополнительными часами? Примерно так, как вы можете себе предположить.
Большинство оставались в своих постелях и спальнях, иногда читали, а часто использовали это время для молитвы. Религиозные ритуалы включали в себя специальные молитвы для времени между двумя снами.
Кто-то курил, говорил с домочадцами или занимался сексом. Некоторые были более активны и шли в гости к соседям.
Как мы знаем, практика в конечном итоге постепенно исчезла. Экирч списывает перемены на появление уличного освещения и, в конечном итоге, электрического внутреннего освещения, а также на популярность кофеен. Писатель Крэг Козловски (Craig Koslofsky) развивает теорию в своей книге «Вечерняя империя». С распространением уличного освещения ночь перестала быть уделом преступников и низших классов и стала временем для работы и социализации. Два сна стали в итоге считаться бесполезной тратой этих часов.
Наука, судя по всему, подкрепляет то, что мы находим в исторических книгах. В ходе четырехнедельного исследования с 15 мужчинами, существующими в условиях ограниченных часов светового дня, начало происходить нечто странное. Наверстав часы недосыпа – обычное положение дел для большинства из нас, – участники начали просыпаться посреди ночи:
У них стало по два сна.
В течение 12-часового отрезка участники сначала спали по четыре или пять часов, затем бодрствовали несколько часов, затем снова спали до утра. В целом они спали не более восьми часов.
Часы посреди ночи, между двумя снами, отличались необычным спокойствием, схожим с медитацией. Это не было ночным метанием в постели, которое многим из нас довелось испытывать. Участники эксперимента не паниковали по поводу того, что не могут снова уснуть, а использовали это время для расслабления.
Хотя в статье говорится, что в том, чтобы спать дважды за ночь, нет никаких преимуществ, сложно представить себе, что это не будет оказывать какого-либо серьезного влияния на наше повседневное сознание. Насколько полезными будут для нас несколько часов «в необычном спокойствии, схожем с медитацией»? Нет, серьезно. Я не пробовал применять «бимодальный» сон, но думаю, многие из нас, включая меня, с ним сталкивались. Наше безумно забитое расписание не позволяет нам рассмотреть преимущества встречи с какими-то иными состояниями сознания – кроме восьмичасового сна от усталости.
Но мы не можем вернуться к доэлектрическому образу жизни – ранний подъем, ранний отход ко сну. И тем не менее, может быть, мы могли бы использовать это знание для улучшения качества нашей жизни и открыть для себя альтернативные режимы разума и времени.
Это наводит меня на размышления о книге, которую я сейчас читаю.
Залпом выпить информационную эру
Если вы хотите почитать о влиянии современного мира на наше сознание, советую обратиться к новой книге Дугласа Рашкоффа (Douglas Rushkoff) «Шок настоящего: когда все происходит прямо сейчас» (Present Shock: When Everything Happens Now).
«Смысл в том, что время не нейтрально. Часы и минуты не типичны, а специфичны. Что-то нам лучше удается утром, а что-то – вечером. А самое невероятное, что время дня меняется в зависимости от конкретного момента 28-дневного лунного цикла. На одной неделе мы более продуктивны ранним утром, а на следующей – эффективны в полдень.
Технология дает нам возможность игнорировать все эти уголки и трещины времени. Мы можем пересечь десять часовых поясов за то же самое количество времени. Мы можем принять мелаксен или золпидем, чтобы уснуть по прибытии на место назначения, а затем, чтобы проснуться утром, выпить одну из таблеток риталина, прописанных сыну с расстройством внимания (в России психостимулятор риталин запрещен – прим. пер.).
Тогда как технологии развиваются, вероятно, с такой же скоростью, с какой мы их придумываем, наши тела эволюционируют в течение тысячелетий, причем в согласии с силами и явлениями, которые мы едва понимаем. Мы не просто должны учитывать ритмы тела – тело функционирует в соответствии с сотнями, или даже тысячами различных часов, которые связаны и синхронизируются много с чем еще. Человек просто не может эволюционировать так быстро. Наши тела меняются по совсем иной временной шкале».
Однако, Рашкофф предлагает не отбросить наши айфоны и режим постоянного онлайна, а придумать, как технологии могут улучшить нашу биологию:
Похоже, наш современная проблема с «быть в сейчас» ничем не отличается от дзенского коана «выпить океан залпом». Невозможно это сделать, буквализируя время на маленькие отрезки, тиканье часов, электронные сообщения, уведомления в Facebook и сигналы на жидкокристаллическом дисплее. Их слишком много. Но наша перегрузка информацией может, на самом деле, быть ограничением не цифровой эпохи, а того измерительного сознания, которое мы в нее привносим. Что скажете? Как нам справиться с потоком, как это называет Джеймс Глейк (James Gleick)?
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
На чём спали наши предки
Устав за день, нам так приятно перед сном растянуться на кровати под мягким одеялом. А как спали наши предки, и какие удобства для сна были у них?
Во сне мы проводим едва ли не треть своей жизни, где-то 6-8 часов, а то и больше. И, конечно же, наш ночной отдых не обходится без элементарных удобств: кровати, подушек и одеял. Мы и помыслить не можем сон без них. Но так было не всегда. Удивительно, но ещё около 600 лет назад кровать, чего уж говорить о спальной комнате, были доступны только самым богатым слоям общества. Так как, где и в какое время раньше спали обычные люди, и какими для этого удобствами они располагали?
В мире и Западной Европе
Традиции сна сейчас всё больше привлекают внимание учёных. Сведения о том, как люди спали в разные эпохи, историки получают, изучая современные примитивные общества, а также различные письменные источники: жизнеописания, летописи, старинные картины и гравюры.
Так вот, в доисторическую эпоху все члены семейства спали вместе в одном помещении, часто вместе со скотиной. Все друг друга слышали, что давало чувство спокойствия и безопасности. Ложились на шкуры животных, одеяла, циновки; подушек, конечно же, не существовало, да и не все клали что-нибудь в изголовье.
Первые спальни и кровати появились в Древнем Египте и Шумерском государстве, правда только у царей и фараонов. Постепенно традиция спать на кушетках распространилась и среди знати. Затем эта мода перешла к грекам, а от них к римлянам. Но дальше дело не пошло – наступили тёмные Средние века, откатившие цивилизацию далеко назад.
В Средневековье простолюдины спали также, как и в древности. И даже на постоялых дворах путникам на ночь могли предложить в сарае лишь угол с соломой. А феодалы в замках прятались на ночь от холода и крыс в деревянные сооружения, похожие на шкафы. Матрасами им служили тюфяки, набитые соломой или шелухой гороха. Существуют гравюры и изображения, на которых видно крестьян, спящих днём в поле, на дороге или на улице. Это говорит о том, что графика сна не было, и прикорнуть можно было когда и где угодно.
Широкое распространение кровать получила лишь с 18 века, но не для всех. И лишь век 20-ый принёс традицию и спальной комнаты, и кровати, и подушки, и ночной одежды для всех людей.
На Руси
На Руси дело обстояло иначе. Наши предки в культуре сна были гораздо «продвинутее» западных народов. Ещё в далёком 1-ом тысячелетии нашей эры восточные славяне умели строить крепкие избы, тёплые печи и полати на них. Учёные до сих пор не пришли к единому мнению, как образовалось это название: от слова половина, или от слова пол. Так или иначе, но полати в древности занимали почти половину маленьких изб, и находились не выше метра над полом.
Полати – это чисто славянское изобретение. Раньше их конструкция отличалась от нынешней. Они представляют собой настил из досок, находящийся под потолком между печью и стеной. Казалось бы, такое простейшее сооружение, а какое оно практичное! На полатях было самое удобное место для сна: оно удалено от сквозняков, сырости, посторонних глаз и от света из окон. И хотя на полатях могли разместиться несколько человек (иногда аж до 5-6), всей семье всё равно места не хватало. Поэтому там чаще всего спали старики, дети и больные, а остальные располагались на широких скамьях.
С октября по апрель наши предки постоянно топили печь, благодаря этому на полатях всегда поддерживалась стабильная температура: от 25 и до 28°С. Это было самым тёплым местом в избе.
Ещё один плюс, который давали полати, это то, что летом на них можно было сушить и хранить различные травы и продукты, а также предметы быта. В общем, полати – это настолько удобное и практичное место для сна, что они встречались даже в боярских хоромах.
Одеяла ткали изо льна, а матрасы набивали соломой. Подушками сначала служила сложенная ткань, а набивать их соломой и конским волосом стали где-то в начале средних веков. Пуховые подушки долго оставались роскошью и входили в приданое невесты. С ними было связано множество поверий, суеверий и гаданий: чтобы сменить плохой сон на хороший, нужно перевернуть подушку, а если девушка хотела выйти замуж, то клала под подушку ивовый прутик.
Расписания отдыха у восточных славян также не существовало, и сон был связан со световым днём. Но после обеда все – и взрослые, и дети – обязательно ложились покемарить. Кстати, эта традиция послеобеденного сна долго сохранялась в боярских и помещичьих семьях.
О полатях сложено множество поговорок. В народном сознании они выступают символом надёжного места и… лени – только ленивый и хворый будет отлёживать бока на полатях.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Когда появились первые кровати, почему наши предки спали дважды за ночь, а Петр I – сидя в шкафу
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Первые кровати человечества
Первые примитивные кровати из пальмовых жердей или прутьев, скреплённых верёвками, появились в Древнем Египте около трех тысячелетий до нашей эры тому назад. И лишь спустя века, во дворцах фараонов начали появляться прототипы кушеток с подставками для головы и упором для ног. Постепенно традиция спать на таких приспособлениях распространилась и среди знати древнеегипетской цивилизации. Пройдут века, прежде чем мода на такие кушетки не перейдет к грекам, а от них к римлянам. Но дальше дело не пошло – наступили тёмные средние века, откатившие цивилизацию далеко назад.
Атрибуты для сна в Средневековье
К примеру, вот как располагалась на ночь большая ирландская семья: «подальше от двери, у самой стены, – старшая дочь, за ней остальные девочки, посередине постели – мать с отцом, дальше сыновья, а уж с самого краю – гости дома».
Также был распространен послеобеденный сон. В произведениях искусства мы часто видим изображение крестьян, спящих днем в поле, на дороге или на улице. Это говорит о том, что графика сна не было, и прикорнуть можно было когда и где угодно.
И даже на постоялых дворах путникам на ночь могли предложить в сарае лишь угол с соломой. А феодалы в замках прятались на ночь от холода и крыс в деревянные сооружения, похожие на шкафы. Матрасами им служили тюфяки, набитые соломой или шелухой гороха.
К концу Средневековья в Северной Европе широкое распространение получили такие шкафы, где спали уже не только знатные господа, а и их приближенные. А спали сидя, потому как считалось, что в горизонтальном положении могут находиться только покойники.
Позже хотя и начали сооружать ложа, но по-прежнему спали сидя, подложив под спину подушки. Поэтому и кровати в то время были хоть и широкие, но короткие. Но простой люд по- прежнему спал на земляном или каменном полу, устраиваясь кто как мог. Обычным делом было спать «по месту работы»: прачка – у корыта, истопник – у печи.
Как спали наши предки на Руси.
На Руси в отличие от стран Европы дело обстояло иначе. Наши пра-прадеды в культуре сна были гораздо «продвинутее» западных народов. Еще с начала нашей эры восточные славяне строили добротные избы с полатями, большими печами. Правда на печах спать начали с 13-14 века, когда появились дымоходы. А до того печи топились по черному и спать на них было невозможно.
Что касаемо остальных атрибутов бедные люди спали на тюфяках из мешковины, набитых, чем придется. В ходу были соломенники – матрасы, набитые соломой, и сенники с сеном и мхом, сшитые из холщовой ткани. Некоторые матрасы набивали конскими волосами, водорослями, корой ивы или липы. А зажиточные господа могли позволить себе перину – матрас, набитый перьями и пухом.
Еще частенько приходилось хозяевам спать на сундуках, которые специально изготавливали с плоской крышкой.
Какое новшество для сна Петр I хотел внедрить в России
Удивительный факт из истории жизни Петра I, не особо любившего роскошь. Как-то, побывав в Голландии, он привез оттуда привычку спать в кровати-шкафу. Подобные сооружения, похожие на комод с двумя дверцами, были популярны в холодных регионах Европы. Их преимуществом было в то, что здесь никогда не дуло. Петр Алексеевич пытался внедрить такое спальное место среди своих подданных и в России, однако это новшество, к счастью, не прижилось.
На Руси в богатых домах кровати начали появляться во времена Петра – в 17 веке, а в крестьянских избах – только к концу 19 столетия. И лишь век 20 принес с собой традиционные спальные комнаты, и кровати, и подушки, и ночную одежду. К слову, ещё в середине XX века в Германии, например, отдельная спальня была редкостью.