На чем специализируется франция
Обзор промышленности Франции
Самое большое европейское государство – Франция, является обладательницей высокоразвитой экономики, стабильно занимающей 6-ую строчку среди ведущих индустриальных держав мира после США, Китая, Японии, Германии и Индии. По объёму своего промышленного производства она вторая в ЕС после Германии. При этом ВВП Республики стабильно составляет 1,8 трлн. евро.
Пятую часть его обеспечивает промышленность, предоставляющая работу трети трудоспособного населения, дающая при этом 80% экспортной составляющей бюджета и привлекающая до 40% инвестиций.
Экономические ресурсы
Ресурсной основой её служит наличие значительного количества полезных ископаемых в виде угля, урана, руд алюминия и железа, залежей цинка, мышьяка и сурьмы, гипса, плавикового и полевого шпата. Кроме того, страна занимает очень удобное место на западе Европы, имеет протяжённые побережья Средиземного моря и Атлантического Океана, обладает разветвлённой системой каналов и рек. Последнее предоставляет возможность задействовать большое количество гидроэнергетических генерирующих мощностей.
Франция располагает лесными угодьями и находится в зоне весьма благоприятных условий для развития сельского хозяйства. Свыше 60 млн населения позволяют обеспечить экономику высококвалифицированным персоналом. А заморские владения: к примеру – Французская Гвиана, дают возможность добывать нефть, извлекать золото, ниобий и тантал, а также каолин из своих недр, дополнительно обеспечивая метрополию природными минералами.
Добывающие отрасли промышленности
Используя богатства собственных недр, горнодобывающие организации, находящиеся под контролем Бюро геологических и горных исследований, обеспечивают Европу:
Однако основные позиции в отрасли всегда занимали железорудное и угольное направления, расположенные в северной Лотарингии. Сегодня несколько сдавшие рынок своим конкурентам из Канады, Бразилии и Австралии. Возможно, что на это повлиял преимущественно закрытый способ добычи минеральных ресурсов.
В лучшем положении пока что (до 2040 года – срока наложения правительственного запрета на извлечение углеводородов) пребывает нефтегазовый сектор, обеспечивающий 1% углеводородных потребностей за счёт нефти и газа, извлекаемых во Французской Гвиане – 815 тыс. т в год. Ведущая роль здесь сохраняется за компаниями Total и Air Liquide.
Металлургия
Несмотря на некоторый спад, вызванный влиянием иностранных конкурентов, чёрная металлургия сохраняет 9-ую позицию в мире, производя каждый год до 19 млн т стали и 14 млн т чугуна на своих предприятиях в Лотарингии, Дюнкерке, Фосе, Марселе. Ведущие позиции среди производителей чёрных металлов в стране удерживают: Ascometall, Unimetall, Sollac.
Центры цветной металлургии (прежде всего по производству алюминия и олова) располагаются в Пиренеях и Савойе. Благодаря им выпуск первичного алюминия сохраняется на уровне 400 тыс. т в год. Отрасль возглавляют такие крупнейшие организации, как Metaleurope, Cogema, Pechiney.
Химия, нефтехимия, фармацевтика
Нефтепереработкой и выпуском последующей продукции занимаются:
Фармацевтическая отрасль с численностью работающих в 94,4 тыс. человек, занимает 4-ую позицию среди мировых производителей лекарственных средств. Представителями этого направления промышленности выступают Sanofi и Servier.
Машиностроение
Без сомнения, решающие позиции в индустрии Республики принадлежат машиностроению (40% промышленного персонала Франции), занимающемуся:
Лёгкая промышленность (одежда, парфюмерия и косметика, продовольствие)
Франция всегда была мировым центром моды, высокими представителями которой и поныне выступают Christian Dior, Kering, Hermes. Но не только это является основой текстильной промышленности страны: многочисленные предприятия, расположенные в Лилие и Армантьере, заняты производством текстиля; хлопчато-бумажных тканей – в Вогезах и Эльзае; хлопчатобумажного волокна – в Лионе, трикотажных полотен и эксклюзивных изделий из них – в Париже, Труа и Рубе.
Вполне понятно, что мировой центр моды взял на себя функции и крупнейшего центра парфюмерно-косметической отрасли, ярчайшим представителем которой выступает фирма L’Oréal. И не только: свои интересы здесь имеют соотечественники из LVMH, а также целый ряд иностранных производителей.
Пищевая промышленность Республики обеспечивает потребности пятой части населения ЕС в продуктах питания. Вследствие чего отрасль предоставляет рабочие места 585 тыс. человек. Ведущие позиции по активам и количеству персонала занимают производители напитков: в частности молочная продукция крупнейшей фирмы Danone пользуется заслуженной популярностью во многих странах мира; а знаменитые французские вина и коньяки не нуждаются в представлении.
На протяжении веков французская экономика в лице высокоразвитой промышленности сохраняет одну из лидирующих позиций на мировой арене. Помимо традиционных факторов, страна активно использует своё богатое историческое прошлое и перспективные наработки в области индустрии моды и обеспечения роскоши.
Промышленность Франции
Общие сведения о промышленности Франции
Промышленность Франции – это ведущая направление экономики страны. Она составляет одну треть ВВП и 50% экспорта. Более развиты машиностроение, энергетика, химическая, электротехническая и нефтеперерабатывающая отрасли. Однако металлургическая и, некогда занимавшая особую роль, текстильная промышленность сокращают производство. Отличительная особенность промышленности в данной стране – постоянная реструктуризация, внедрение инновационных технологий и неравномерное развитие сфер.
Машиностроение
Машиностроению во Франции принадлежит ключевая роль в промышленности. Продукцию концернов Renault, Peugeot-Citroen, Alstom знают с хорошей стороны во всём мире.Центры отрасли – Париж, Иль-де-Франц, Эльзас, Лотарингия, Рона-Альпы, области окружающие Нант и Тулузу. Здесь задействованы 40% промышленных рабочих.
Франция поставляет на мировой рынок:
автомобили, 4 млн. шт. в год сходит с конвейера, 90% легковые;
космическую и авиационную технику;
оборудование для АЭС.
Валовой внутренний продукт машиностроительной отрасли занимает 2 место среди стран Европы.
Автомобилестроение
Peugeot Citroen, основанная в 1974 г. стала одним из основных производителей французских автомобилей.
Renault, основанная в 1899 г. участвует в международных слияниях и поглощениях, сейчас компания возглавляет одну из линий мирового автомобилестроения.
Центрами машиностроения стали пригороды Парижа и Лиона, Сошо-Монбельяр. Половина производимых автомобилей идёт на экспорт.
Судостроение
Судостроение во Франции является значительным звеном военно-промышленного потенциала. Она остаётся одной из старейших отраслей, на данный момент из-за конкуренции с азиатскими странами снизила объёмы производства. Состоит судостроение из научно-исследовательских учреждений и предприятий, которые:
ремонтируют и модернизируют суда и корабли.
Кораблестроительные верфи располагаются непосредственно вблизи моря или на судоходных каналах, реках, где поблизости имеются металлургические заводы, которые снабжают их комплектующим оборудованием и листовой сталью. В судостроении занято 20000 человек, центры в Сен-Назере, Гавре и Вандее.
Станкостроение
Станкостроение во Франции ориентировано на крупных заказчиков аэрокосмической и автомобильной промышленности.
Авиационная промышленность
Основой авиационной промышленности Франции служат 50 крупных предприятий, которые выпускают:
– беспилотные летательные аппараты;
– авиационные двигатели и комплектующие.
На них занято порядка 40000 рабочих. Основными производителями военной летающей техники являются корпорации «Дассо авиасьон», «Эрбас груп» и «Сафран». Центры в Тулузе и Париже.
Электротехническая промышленность
Французская электротехническая промышленность представляется главным образом компанией «Коипани женерель дэлектрисите». Более половины продукции поставляется за границу государства.
Энергетика Франции
Наряду с использованием атомных энергоблоков, в стране разрабатывают альтернативные источники получения энергии:
Гидроэнергетика, преимущественно в Центральной части, Альпах и на реках Дюранс, Рона и Рейн.
Ветроэнергетика, правительством была поставлена цель к 2023 году увеличить в 2 раза производительность ветровых электростанций.
Мощность фотоэлектрической солнечной энергетики до 2030 года должна достигнуть 18200-20200МВт.
Также правительство страны поддержало политику сокращения потребления энергии.
Нефтегазовая промышленность
Основными представителями в данной сфере во Франции стали Total и Air Liquide. Французское правительство приняло решение о запрете добычи газа и нефти после 2040 года. Как только закон вступит в силу разведка и добыча нефти и газа станет нелегальной, разрешения на этот вид деятельности уже перестали выдавать. Основная часть продукции нефтегазовой промышленности добывается во Французской Гвиане и составляет 815000 тонн в год. Это составляет 1% от необходимого стране, остальные 99% импортируется.
Пищевая промышленность
Пищевая промышленность во Франции занимает важную позицию, на её долю приходится 20% всей сельскохозяйственной продукции ЕС. В этой сфере трудится 585000 человек. Основными секторами производства являются:
Мясные и молочные продукты.
Напитки. Важнейшей отраслью является виноделие. Здесь Франция разделило первенство по производству вина с Италией. Центры находятся в Бургундии, Шампани и Бордо.
Корма для животных.
Хлебобулочные и кондитерские изделия.
Переработанные овощи и фрукты.
Переработанная рыба и морепродукты.
Соусы, приправы и вкусовые добавки.
Основу французской пищевой промышленности составляют малые и средние предприятия, на долю крупных фирм приходится 2%. Большая часть готовой продукции идёт на экспорт, лидирующими здесь являются спиртные напитки и сыры. Во Франции большое внимание уделяется подлинности продуктов.
Текстильная промышленность
Производство льняных и хлопковых тканей, джута и шерсти сосредоточилось в Лилие, Армантьере – традиционные центры текстильной отрасли. Хлопчато-бумажные ткани изготовляют в Эльзае и Вогезах. Центром производства хлопчатобумажного волокна остаётся Лион. Трикотажные изделия и полотна, отличающиеся качеством исполнения и дизайном, выпускают в Париже, Труа, Рубе.
Более 15000 человек заняты в швейной отрасли страны. Основу составляет работа на дому и мелкие мастерские. 35% от объёма швейных изделий приходится на швейную продукцию и галантерею. Несмотря на то, что текстильная промышленность Франции утратило ведущее положение в стране, всё же по качеству и объёму лидирует среди европейских стран.
Отличительная особенность текстильной промышленности Франции сегодня – небольшие объёмы производства, позволяющие быстро реагировать на запросы потребителей.
Фармацевтика
Крупная фармацевтическая компания Франции – это Sanofi. В этом сегменте работает ряд средних предприятий:
Les Laboratoires Pierre Fabre обосновалась в Касторе;
Laboratoires Boiron – Мессими;
Laboratoire Urgo – в Шенове;
Arkopharma – в Карросе;
Guerbet – находится в Вильпенте.
Фармацевтическая промышленность занимает 4 место в мире среди производителей лекарственных препаратов. В этой отрасли занято 94,5 тыс. человек.
Парфюмерно-косметическая промышленность
Многовековые традиции изготовления парфюмерии и косметики гарантируют высокий уровень продукции. Франция обеспечивает информационную поддержку, имеет отработанные схемы дистрибуции и постоянно инвестируется в научные исследования отрасли. Яркие представители сферы – L’Oreal, с центрами в Гоши, Рамбуйе, Кодри, Оне-су-Буа, Ле-Тийе; Lancome, CHANEL, Estee-Lauder, Garnier. Доля парфюмерии на рынке косметики составляет две тритии сбыта.
Металлургическая промышленность
В связи с неконкурентоспособностью французская металлургическая промышленность переживает спад производства.
Черная металлургия
Цветная металлургия
Отличительной особенностью цветной металлургии во Франции служит низкая обеспеченность сырьевой базы, из-за чего ежегодно сокращается производство кок цинка, урана, золота. Шахты по добычи бокситов, олова были закрыты. За пределы страны перемещаются работы по выплавке чернового металла. Крупные представители цветной металлургии: «Cogema», «Metaleurope», «Pechiney».
Перерабатывающая промышленность
В переработке заняты следующие предприятия:
Юзинор – переработка стали;
Saint-Gobain – занимает 2 место по экспорту стекла в мире;
Plastic Omnium, Соммье Аллибер – лидеры по переработке пластмассы;
MICHELIN – лидер на мировом рынке по производству шин.
Химическая промышленность
Энергетический кризис, в котором Франция находилась последние двадцать лет, отрицательно отразился на химической индустрии. В стране снизили производство азотных удобрений, химических волокон. Менее эффективные заводы закрыли, заказы перенаправили в более рентабельные предприятия.
В настоящее время Французская химическая промышленность занимает 4 место, после США, Германии, Нидерландов, по экспорту продукции.
В данной отрасли задействовано 236,5 тыс. человек.
Транспорт Франции
Транспортные сети протянулись на 146 км. дороги. Железнодорожное полотно занимает 29901 км. по протяженности это 2 место в Европе.
Французская национальная железнодорожная компания SNCF осуществляет основную часть железнодорожных перевозок. В начале 80-х годов XX века сократились грузовые перевозки, сейчас транспортная сеть направлена на пассажирские перевозки.
На чем специализируется франция
характеристика, экономические показатели
Как следует из статистических данных за 2017 г., промышленное производство во Франции выросло на 2,5% по сравнению с аналогичным предыдущим периодом, что является наилучшим показателем с 2008 г. Удачнее всего ситуация складывалась в автомобильной и авиакосмической отраслях.
Промышленность Франции: общая характеристика
Как отмечают представители государственного статистического ведомства (INSEE), рост производства во Франции объясняется внутренним спросом, растущими капиталовложениями предприятий, а также повышением мировой конъюнктуры, в частности, улучшением положения дел в еврозоне и на развивающихся рынках. Деловая активность находится на самом высоком за последние 10 лет уровне.
В 2017 году в экономике Франции отмечается рост объема промышленного производства (+ 2,0% по отношению к 2016 году). Производство в обрабатывающей промышленности также увеличивается по отношению к показателямс 2016 года (+ 2,1%). Тем не менее, объем производства в промышленном секторе Франции остается на 5% ниже самого высокого уровня, достигнутого в 2007 году. Расходы домохозяйств на промышленные товары в 2017 году замедлились, но остались динамичными. То же самое относится и к инвестициям бизнеса в промышленные товары, которые немного замедлились, но все еще хорошо поддерживались расходами на средства производства.
Промышленность Франции: общая характеристика
Доля промышленного производства Франции в объеме добавленной стоимости в 2017 году выросла до 14% (в 2006 году этот показатель составлял 11,1%).
В период между 1980 и 2017 г.г., вес промышленности в добавленной стоимости Франции упал с 24% ВВП до 14%. За этот период промышленный сектор потерял 36% своей рабочей силы или 1,9 млн рабочих мест. Этот процесс характерен для всех западных странах, однако во Франции его черты стали наиболее выраженными. Это явление, как экономическая проблема имела три основные причины: передача определенных задач в сферу услуг, деформация структуры спроса и иностранная конкуренция. В первую очередь, такое явление связано с увеличением производительности труда, что привело за 30-летний период потерю промышленным сектором около 567 000 рабочих мест. Увеличение производительности труда в промышленном секторе Франции повлияло на распределение трудовых ресурсов в экономике Франции двумя способами: был уменьшен объем необходимого персонала; в результате повышения уровня жизни потребовалось большее количество рабочей силы в обслуживающей сфере (в сфере услуг).
Основные отрасли промышленности Франции: машиностроение (2,6 % мирового производства), химическая (четвёртое место в мировом экспорте), авиакосмическая (Франция играет ведущую роль в Европейском космическом агентстве), автомобилестроение (18% от всего промышленного производства Франции, 7,3% мирового производства), пищевая (по объёму экспорта на втором месте в мире после США), радиоэлектронная, информатика, судостроение, электротехническая. Относительно незначительную роль в общем объёме экономики, но важную для престижа страны играет производство и продажа предметов роскоши.
В 2017 г. продолжилась деградация нефтеперерабатывающего сектора Франции, наметившаяся после начала падения цен на углеводороды. В целом, данной отрасли страны присущи те же проблемы, что и топливно-энергетическому комплексу Евросоюза. В первую очередь к ним относится высокая себестоимость выпуска продукции. Это обусловливает постепенное сокращение количества нефтеперерабатывающих мощностей, что также провоцирует рост поставок более дешевого топлива из Северной Америки и стран Персидского залива.
Вместе с тем падение мировых цен на углеводороды положительно сказалось на экономике Франции, так как подешевевшее топливо повышает конкурентоспособность национальной промышленности. Более того, падение спотовых цен на природный газ дало дополнительный толчок развитию инфраструктуры, направленной на импорт сжиженного природного газа, в том числе из США. В частности, компания Engie активно наращивает регазификационные мощности в портах французского Дюнкерка и бельгийского Зебрюгге.
Нефтеперерабатывающая промышленность Франции: завод в Фейзине
Французская компания «Тотал» продолжает удерживать ведущие позиции в нефтяной промышленности, являясь одной из пяти крупнейших фирм в мире. В 2015 г. падение цен на углеводороды вынудило группу провести актуализацию своей инвестиционной и операционной политики. В частности, был пересмотрен ряд контрактов с сервисными компаниями. Кроме того, советом директоров группы было принято решение отодвинуть сроки реализации второстепенных проектов, характеризующихся высокой себестоимостью добычи сырья. По заявлениям руководства фирмы, уже сейчас «Тотал» способна генерировать прибыль при среднемировой цене на нефть марки Brent в 35-40 долларов за баррель, что является лучшим показателем среди конкурентов. Более того, группа рассчитывает стать ключевым игроком на иранском энергетическом рынке. Прежде всего, это касается получения лицензий на эксплуатацию одного из крупнейших нефтегазовых месторождений «Южный Парс», расположенного на территории Ирана. Одним из ключевых элементов новой стратегии компании является диверсификация деятельности. Так, «Тотал» выкупила ряд активов и вкладывается в возобновляемую энергетику, в первую очередь, солнечную, развивает сектор переработки и распределения продукции конечным потребителям.
Автомобильная промышленность Франции является одной из крупнейших отраслей экономики с оборотом 190 млрд.евро или 18% от всего промышленного производства Франции.
Во Франции в 2017 году было зарегистрировано 2,425 млн. новых легковых автомобилей (в 2016 – 2,11 млн.), в том числе 1,917 млн. общим тоннажем до 3,5 т. – это 2,6% всего мирового автопарка (7-е место) и 26% европейского рынка (3-е место). Из них 1,1 млн. приходится на дизельные автомобили (для сравнения в Германии 1,5 млн. и в Великобритании 1,3 млн.), 58385 автомобилей с гибридным двигателем (+33%), а также 27305 с электрическим двигателем (+23%). Около 60% автопарка Франции имеет дизельные двигатели. В 2016 году французские компании произвели 2 млн. дизельных автомобилей. По парку гибридных и электрических автомобилей Франция уступает лишь Норвегии. Основные модели: Renault Zoé ; Citroën C-Zero и Peugeot iOn.
По состоянию на 1 января 2017 года общий автомобильный парк Франции достиг 39,1 млн. единиц, в том числе 32,9 млн. автомобилей тоннажем до 3,5 т. (60,6% таких автомобилей с дизельным двигателем). На 1000 жителей Франции приходится 598 автомобилей (591 в 2005 году).
Французские автопроизводители в 2017 году произвели 6,7 млн. автомобилей по всему миру (7,3% мирового производства), при этом 80% были проданы вне Франции. На территории Франции в 2017 году произведено 2,2 млн автомобилей (+6,1% за год). На долю Renault и PSA пришлось 80% всех продаж вне Франции – 6,3 млн единиц. Всего начиная с 1898 года французские производители создали 228 млн. автомобилей.
Автомобилестроение Франции: завод концерна PSA
Компания Renault занимает 10-е место и Groupe PSA 11-е среди всех производителей по объёмам производства в мире.
Общий объем экспорта французских автопроизводителей в 2017 году составил 45 млрд. евро или 10% всего французского экспорта. Наибольшее количество французских автомобилей было реализовано в Бельгию (на сумму 2,9 млрд. евро), Германию (2,5 млрд. евро), Италию (2,2 млрд. евро) и Алжир (144 млн. евро). По импорту французских автокомплектующих лидирует Германия (4,7 млрд. евро), Китай (477 млн. евро), Бразилия (349 млн. евро).
Импорт автомобилей во Францию в 2017 году в основном осуществлялся из Германии (8,1 млрд. евро), Великобритании (2,2 млрд. евро), Японии (1,4 млрд. евро).
«Рено» заявляет о рекордном уровне продаж в 2017 г. Он составил 3,76 млн. автомобилей марок Рено, Дачиа и Лада по всему миру. Успех обеспечили Россия, где концерн увеличил на 1,5% свою долю рынка, и Иран, где с возращением Рено продажи марки подскочили на 49%. В России было продано 448 тыс. автомашин (28% рынка). Это крупнейший иностранный рынок для компании. В Европе Рено занимает второе место после Фольксвагена. Доля компании на рынке электромобиля составляет 24%. В прошлом году продажи марки ZOE подскочили сразу на 44%.
Во Франции разворачиваются испытания автономных автомобилей без водителя в реальных дорожных условиях. Первым, в середине 2015 г. к испытаниям приступил Ситроен. Для этих целей используются машины модели С4 Picasso. К настоящему времени их парк насчитывает 12 машин, которые испытываются на гоночных трассах и на автострадах. В начале 2016 г. на дорогу выехали машины Рено (шесть Рено Эспас и специально сконструированный Symbioz Demo Car). Машины Рено уже прошли свыше 150 тыс. км. Позднее к автомобильным концернам присоединился производитель автокомпонентов Valeo, который тестирует работу своих датчиков не только на автострадах, но также на дорогах местного значения и даже в сложных дорожных условиях Парижа. За счет дорожных испытаний, дополненных использованием компьютерных тренажеров, планируется снизить число опасных ошибок до уровня 1 ошибка на 1 млрд км. Рено к 2023 г. рассчитывает начать продажу автономных автомобилей уровня 4, предполагающего полное освобождение водителя от управления.
В настоящее время Франция является участником Венской конвенции, требующей от водителя сохранять полный контроль за своим авто в течение всей поездки, держа руль обеими руками. Поэтому для проведения испытаний в реальных дорожных условиях требуется специальное разрешение министерства транспорта. К сегодняшнему дню их выдано около сорока. При этом в машине постоянно должен находиться наблюдатель, готовый в любой момент взять управление на себя.
В области автономных транспортных средств Франция отстает от Германии и США, где в некоторых городах уже сейчас можно встретить на дорогах автомобили без водителя. Япония объявила о запуске автономного автотранспорта к олимпийским играм 2020 года. Франция намерена добиться этого к олимпийским играм 2024 г. Французское правительство рассматривает создание автономного транспорта в качестве одного из своих приоритетов. А.-М. Идрак, бывший государственный секретарь по вопросам транспорта, назначена руководителем подготовки соответствующей государственной стратегии.
Крупнейшая судостроительная компания Франции – Naval Group (64% акций принадлежит государству). Основная сфера ее деятельности – производство военно-морской техники различного назначения (авианосцев, вертолетоносцев, в т.ч. класса «Мистраль», амфибий, подводных лодок, включая атомные, многоцелевых фрегатов и т.д). Дополнительными направлениями деятельности компании являются атомная энергетика и морские возобновляемые источники энергии. Компания владеет на территории Франции десятью производственными площадками.
Судостроение Франции: верфь Naval Group
Общие продажи компании в 2017 году составили 3,7 млрд. евро (+16% относительно 2016 г.), из которых 35% были осуществлены на международных рынках. Принятые заказы составили 4 млрд. евро (2,6 млрд.евро в 2016 г.). Портфель заказов – 11,9 млрд. евро. Прибыль (EBITA) – 172,1 млн. евро (102,5 млн. евро в 2016 г.). Положительные финансовые результаты позволили компании в 2017 году принять на работу дополнительно 1000 человек.
Химическая промышленность Франции с оборотом около 71 млрд. евро и 18,5 млрд. евро добавленной стоимости (8,6% добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности, 0,8% от ВВП (Данные Insee) является одним из мировых лидеров по объему производства, занимает 7-е место в мире и 2-е место в Европе (после Германии).
В 2017 году сектор химической промышленности Франции занял первое место по объему экспорта, продемонстрировав значительный рост (+4,6% по объему), в то время как дефицит торгового баланса Франции продолжал увеличиваться.
На химическую промышленность во Франции приходится 164 тыс. рабочих мест. Химическая промышленность является важным звеном для экономики Франции, что объясняет включение его правительством в число 19 стратегических сфер промышленности страны. В целях содействия структурированному развитию этой сферы создан Стратегический Комитет химической промышленности при Национальном промышленном совете.
Химическая промышленность Франции
В 2017 году развитие внешней торговли продукцией химической промышленности во Франции было значительным за счет внутренней конъюнктуры и ситуации на международных рынках. Экспорт продуктов производства предприятий химической промышленности Франции вырос на 8,5% по стоимости и достиг уровня 58,7 млрд. евро. Импорт вырос на 7,4% по стоимости, что привело к рекордному профициту торгового баланса в 8,6 млрд. евро по сравнению с 7,5 млрд. евро в 2016 году.
Секторами, показывающими наиболее высокий рост, являются: сектор органической химии (пластмассы, синтетический каучук и т. д.) и сектор потребительской химии (мыло, парфюмерия, косметика, чистящие средства и т. д.). Помимо этого увеличилось потребление продукции химической промышленности домашними хозяйствами.
Фармацевтическая промышленность Франции является стратегическим сектором, стоящим на службе здоровью населения, вносящим вклад в экономику, в рост занятости и торговый баланс страны.
По информации Ассоциации производителей лекарственных средств (Leem) оборот французской фармацевтической промышленности увеличился в 2017 году. Представители отрасли надеются на то, что правительство Франции будет следовать «политике прорыва», благоприятствующей инновациям.
Фармацевтическая промышленность Франции
Необходимо отметить большие успехи Франции в разработке легкомоторной авиации. Этим занимаются фирмы Airbus, Robin, Mudry, CAP Aviation и Reims Aviation. Наиболее «плодовитой» в этой области является EADS SOCATA, на протяжении многих лет занимающаяся выпуском легких самолетов Rallye, Tampico, Tobago, Trinidad c поршневыми двигателями. Франция занимает заметное место в мире и в сфере военной авиации. Необходимо подчеркнуть, что если при создании гражданской авиационной техники Франция охотно шла на международное сотрудничество, то в военной области предпочитает занимать независимую позицию.
Авиационная промышленность Франции: завод AirBus в Тулузе
Основу авиационной отрасли промышленности Франции в 2017 году составили национальные предприятия дочерних компаний или отделений (подразделений) частных транснациональных и совместных корпораций. Доминирующее положение в ней занимают девять национальных военно-промышленных организаций:
— подразделения компании Airbus Group: «Астриум спейс транспортэйшн», «Астриум сэтелайт», «Астриум сёрвисез» отделения «Астриум»;
— французское отделение «МБДА Франция» корпорации «МБДА миссайл системз»;
— дочерние компании корпорации «Сафран»: «Регулюс», «Европропуль-сьон», «Эракль», «Пироальянс» и «Микротурбо»;
— отделение «Роксел Франция» корпорации «Роксел».
Существенное место в авиационной отрасли промышленности Франции в 2017 году занимало множество более мелких компаний как национальных, так и других западноевропейских стран, выступающих при выполнении крупных заказов, как правило, в качестве субподрядчиков.
В 2017 г. французский рынок изделий класса «люкс» показал более высокие темпы роста (+6%), по сравнению с прогнозируемыми. Доходы французских предприятий в секторе изделий класса «люкс» в 2017 г. составили 262 млрд. евро. (в 2016 г. – 250 млрд евро).
Во Франции в секторе изделий класса «люкс» в 2017 году было занято около 165 тыс. человек. Большая часть предприятий отрасли расположена в регионах Иль-де-Франс и Рона-Альпы. Кроме того, порядка 100 тыс. человек работает во французских домах моды за рубежом. В регионе Иль-де-Франс расположено три четверти всех предприятий отрасли, объединяющей около 5 тыс. предприятий. Не менее 10 французских компаний входят в мировой топ-100, представляя около 25% от общего объема продаж товаров класса «люкс» в мире. Из 270 престижных марок 130 являются французскими. Безусловными лидерами отрасли во Франции являются 3 группы: LVMH, Kering, L’Oréal Luxe.