На чем строятся методы социальной инженерии
Социальная инженерия – как не стать жертвой
Социальная инженерия – метод получения необходимого доступа к информации, основанный на особенностях психологии людей. Основной целью социальной инженерии является получение доступа к конфиденциальной информации, паролям, банковским данным и другим защищенным системам. Хотя термин социальной инженерии появился не так давно, сам метод получения информации таким способом используется довольно долго. Сотрудники ЦРУ и КГБ, которые хотят заполучить некоторую государственную тайну, политики и кандидаты в депутаты, да и мы сами, при желании получить что-либо, часто даже не понимая этого, используем методы социальной инженерии.
Для того, чтобы обезопасить себя от воздействия социальной инженерии, необходимо понять, как она работает. Рассмотрим основные типы социальной инженерии и методы защиты от них.
Для использования этой техники злоумышленнику необходимо изначально иметь некоторые данные о жертве (имя сотрудника; должность; название проектов, с которыми он работает; дату рождения). Злоумышленник изначально использует реальные запросы с именем сотрудников компании и, после того как войдет в доверие, получает необходимую ему информацию.
Троянский конь – это техника основывается на любопытстве, страхе или других эмоциях пользователей. Злоумышленник отправляет письмо жертве посредством электронной почты, во вложении которого находится «обновление» антивируса, ключ к денежному выигрышу или компромат на сотрудника. На самом же деле во вложении находится вредоносная программа, которая после того, как пользователь запустит ее на своем компьютере, будет использоваться для сбора или изменение информации злоумышленником.
Кви про кво (услуга за услугу) – данная техника предполагает обращение злоумышленника к пользователю по электронной почте или корпоративному телефону. Злоумышленник может представиться, например, сотрудником технической поддержки и информировать о возникновении технических проблем на рабочем месте. Далее он сообщает о необходимости их устранения. В процессе «решения» такой проблемы, злоумышленник подталкивает жертву на совершение действий, позволяющих атакующему выполнить определенные команды или установить необходимое программное обеспечение на компьютере жертвы.
Дорожное яблоко – этот метод представляет собой адаптацию троянского коня и состоит в использовании физических носителей (CD, флэш-накопителей). Злоумышленник обычно подбрасывает такой носитель в общедоступных местах на территории компании (парковки, столовые, рабочие места сотрудников, туалеты). Для того, чтобы у сотрудника возник интерес к данному носителю, злоумышленник может нанести на носитель логотип компании и какую-нибудь подпись. Например, «данные о продажах», «зарплата сотрудников», «отчет в налоговую» и другое.
Меры противодействия
Основным способом защиты от методов социальной инженерии является обучение сотрудников. Все работники компании должны быть предупреждены об опасности раскрытия персональной информации и конфиденциальной информации компании, а также о способах предотвращения утечки данных. Кроме того, у каждого сотрудника компании, в зависимости от подразделения и должности, должны быть инструкции о том, как и на какие темы можно общаться с собеседником, какую информацию можно предоставлять для службы технической поддержки, как и что должен сообщить сотрудник компании для получения той или иной информации от другого сотрудника.
Кроме этого, можно выделить следующие правила:
Исходя из всего перечисленного, можно сделать вывод: основной способ защиты от социальной инженерии – это обучение сотрудников. Необходимо знать и помнить, что незнание не освобождает от ответственности. Каждый пользователь системы должен знать об опасности раскрытия конфиденциальной информации и знать способы, которые помогут предотвратить утечку. Предупрежден – значит вооружен!
Ещё одним методом защиты от утечки информации является решение «Сервер в Израиле», позволяющее обеспечить высокий уровень конфиденциальности информации.
Осторожно, это ловушка: что такое социальная инженерия
«Привет! Я оказался в сложной ситуации. Можешь занять 5000 рублей до понедельника», — получали такое сообщение в соцсетях от «друзей»? Значит вы уже сталкивались с социальной инженерией. Киберпреступники всё чаще используют такие методы для кражи ценных данных (в том числе и ваши финансы), ведь человеческий фактор по-прежнему остаётся слабым звеном в любой системе защиты.
Согласно статистике, количество атак с использованием социальной инженерии в 2020 году выросло на 147%. Рассказываем вам, какими бывают такие приёмы и как обезопасить себя.
Что такое социальная инженерия и как она появилась?
Социальная инженерия (social engineering) или «атака на человека» — это совокупность психологических и социологических приёмов, методов и технологий, которые позволяют получить конфиденциальную информацию.
Кибермошенников, которые используют эти приёмы на практике, называют социальными инженерами. Пытаясь найти доступ к системе или ценным данным, они используют самое уязвимое звено — человека. Самый простой пример — телефонный звонок, где злоумышленник выдаёт себя за кого-то другого, пытаясь узнать у абонента конфиденциальную информацию, играя на чувствах человека, обманывая или шантажируя его. К сожалению, многие люди продолжают клеватьна такие удочки и доверчиво рассказывают социальным хакерам всё, что им нужно. А в арсенале мошенников немало техник и приёмов. О них мы расскажем чуть позже.
Сейчас социальная инженерия приобрела прочную связь с киберпреступностью, но на самом деле это понятие появилось давно и изначально не имело выраженного негативного оттенка.
Люди использовали социальную инженерию с древних времён. Например, в Древнем Риме и Древней Греции очень уважали специально подготовленных ораторов, способных убедить собеседника в его «неправоте». Эти люди участвовали в дипломатических переговорах и работали на благо своего государства.
Спустя много лет, к началу 1970-х годов стали появляться телефонные хулиганы, нарушавшие покой граждан просто ради шутки. Но кто-то сообразил, что так можно достаточно легко получать важную информацию. И уже к концу 70-х бывшие телефонные хулиганы превратились в профессиональных социальных инженеров (их стали называть синжерами), способных мастерски манипулировать людьми, по одной лишь интонации определяя их комплексы и страхи.
Когда же появились компьютеры, большинство инженеров сменило профиль, став социальными хакерами, а понятия «социальная инженерия» и «социальные хакеры» стали синонимичны.
Яркие примеры социальной инженерии
Иллюстрацию того, на что способен умелый социальный инженер можно найти в кинематографе. Возможно, вы смотрели фильм «Поймай меня, если сможешь», основанный на реальных событиях — на истории легендарного мошенника Фрэнка Уильяма Абигнейла-младшего. За пять лет преступной деятельности его фальшивые чеки на общую сумму 2,5 миллионов долларов оказались в обращении 26 стран мира. Скрываясь от уголовного преследования, Абигнейл проявил удивительные способности в перевоплощении, выдавая себя за пилота авиалиний, профессора социологии, врача и адвоката.
Иногда достаточно просто попросить. Пример — кража у компании The Ubiquiti Networks 40 миллионов долларов в 2015 году. Никто не взламывал операционные системы и не крал данные — правила безопасности нарушили сами сотрудники. Мошенники прислали электронное письмо от имени топ-менеджера компании и попросили, чтобы финансисты перевели большую сумму денег на указанный банковский счёт.
А слышали как Виктор Люстиг не просто заполнил США фальшивыми купюрами и оставил «в дураках» Аль-Капоне, а ещё продал достояние Парижа — Эйфелеву башню? Дважды, кстати ;). Всё это стало возможным с помощью социальной инженерии.
Всё эти реальные примеры социальной инженерии говорят о том, что она легко адаптируется к любым условиям и к любой обстановке. Играя на личных качествах человека или отсутствие профессиональных (недостаток знаний, игнорирование инструкций и так далее), киберпреступники буквально «взламывают» человека.
Самые популярные методы социальной инженерии
Атака на человека может производиться по многим сценариям, но существует несколько наиболее распространённых техник работы злоумышленников.
Фишинг
Чувство, на котором играют: невнимательность
Метод сбора пользовательских данных для авторизации — обычно это массовые рассылки спама по электронной почте. В классическом сценарии на почту жертвы приходит поддельное письмо от какой-то известной организации с просьбой перейти по ссылке и авторизоваться. Чтобы вызвать больше доверия, мошенники придумывают серьёзные причины для перехода по ссылке: например, просят жертву обновить пароль или ввести какую-то информацию (ФИО, номер телефона, банковской карты и даже CVV-код!).
И вроде бы, человек всё делает так, как сказано в письме но… он попался! Преступники продумали каждый его шаг, именно поэтому им удаётся заставлять людей делать то, что они хотят.
Подробнее о том, как распознать сайт-подделку и защититься от фишинга можете прочитать в этом посте.
Троян
Чувство, на котором играют: жадность
Вирус не зря получил своё название по принципу работы троянского коня из древнегреческого мифа. Только приманкой здесь становится email-сообщение, которое обещает быструю прибыль, выигрыш или другие «золотые горы» — но в результате человек получает вирус, с помощью которого злоумышленники крадут его данные. Почему этот вид кражи данных называют социальной инженерией? Потому что создатели вируса хорошо знают, как замаскировать вредоносную программу, чтобы вы наверняка кликнули по нужной ссылке,скачали и запустили файл.
Кви про кво
Чувство, на котором играют: доверчивость
Или «услуга за услугу», от латинского «quid pro quo». Используя этот метод, злоумышленник представляется сотрудником службы технической поддержки и предлагает исправить возникшие неполадки в системе, хотя на самом деле проблем в работе ПО не возникало. Жертва верит в наличие неисправностей и, выполняя указания хакера, лично передаёт ему доступ к важной информации.
Претекстинг
Чувство, на котором играют: доверчивость
Ещё один приём, к которому прибегают киберпреступники, называется претекстинг (действие, отработанное по заранее составленному сценарию). Чтобы завладеть информацией, преступник выдаёт себя за известное вам лицо, которому якобы необходима ваша информация для выполнения важной задачи.
Социальные инженеры представляют сотрудниками банков, кредитных сервисов, техподдержки или вашим другом, членом семьи — человеком, которому вы по умолчанию доверяете. Для большей достоверности они сообщают потенциальной жертве какую-либо информацию о ней: имя, номер банковского счёта, реальную проблему, с которой она обращалась в эту службу ранее. Общеизвестный пример — чёрные «call-центры», когда заключённые под видом сотрудников крупных банков звонят гражданам и обманом заставляют перевести деньги. Самый яркий случай произошёл в «Матросской Тишине», где мошенники обманом получили 7 миллионов рублей.
Обратная социальная инженерия
Чувство, на котором играют: доверчивость, невнимательность
Методика направлена на то, чтобы жертва сама обратилась к социальному инженеру и выдала ему необходимые сведения. Это может достигаться несколькими путями:
Внедрение особого ПО
Поначалу программа или система работает исправно, но потом происходит сбой, требующий вмешательства специалиста. Ситуация подстроена таким образом, чтобы тем специалистом, к которому обратятся за помощью, оказался социальный хакер. Налаживая работу ПО, мошенник производит необходимые для взлома манипуляции. А когда взлом обнаруживается, социальный инженер остаётся вне подозрения (он ведь наоборот помогал вам).
Реклама
Злоумышленники могут рекламировать свои услуги как компьютерных мастеров или других специалистов. Жертва обращается к взломщику сама, а преступник не только работает технически, но и выуживает информацию через общение со своим клиентом.
Как защититься?
Если вы не хотите стать очередной жертвой социальных инженеров, рекомендуем соблюдать следующие правила защиты:
Надеемся, что наш пост поможет вам защитить себя от мошенников. Мы всегда готовы поделиться полезным опытом!
И подписывайтесь на рассылку нашего блога — впереди много полезных статей!
Краткое введение в социальную инженерию
Intro
Информация – является одним из важнейших активов компании. Информация может составлять коммерческую тайну компании, т.е. при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или принести иную коммерческую выгоду компании. Соответственно, такую информацию необходимо защищать.
Поскольку в любой компании работают люди, то неизбежно возникает влияние человеческого фактора на все процессы организации. В том числе и на процесс защиты конфиденциальной информации.
Человеческий фактор — устойчивое выражение, которым обозначают психические способности человека как потенциальный и актуальный источник (причину) информационных проблем при использовании этим человеком современных технологий.
Любые действия человека, связанные с нарушением режима безопасности можно разделить на две большие категории: умышленные и неумышленные действия.
К умышленным действиям относятся кражи информации сотрудниками, модификация информации, либо её уничтожение (диверсии). Это крайний случай и с ним приходиться бороться постфактум, привлекая сотрудников внутренних дел.
К неумышленным действиям относятся: утрата носителей информации, уничтожение или искажение информации по неосторожности. Человек не осознаёт, что его действия приводят к нарушению режима коммерческой тайны.
Так же к неумышленным действиям относиться «помощь» не тем лицам, или так называемая социальная инженерия. Когда сотрудник не осознаёт, что его действия направлены на нарушение режима коммерческой тайны, но при этом тот, кто его просит это сделать, чётко знает, что нарушает режим.
Техники социальной инженерии
Все техники социальной инженерии основаны на особенностях принятия решений людьми.
Претекстинг — это действие, отработанное по заранее составленному сценарию (претексту). В результате цель (жертва) должна выдать определённую информацию, или совершить определённое действие. Этот вид атак применяется обычно по телефону. Чаще эта техника включает в себя больше, чем просто ложь, и требует каких-либо предварительных исследований (например, персонализации: выяснение имени сотрудника, занимаемой им должности и названия проектов, над которыми он работает), с тем, чтобы обеспечить доверие цели.
Фишинг — техника, направленная на жульническое получение конфиденциальной информации. Обычно злоумышленник посылает цели e-mail, подделанный под официальное письмо — от банка или платёжной системы — требующее «проверки» определённой информации, или совершения определённых действий. Это письмо обычно содержит ссылку на фальшивую web-страницу, имитирующую официальную, с корпоративным логотипом и содержимым, и содержащую форму, требующую ввести конфиденциальную информацию — от домашнего адреса до пин-кода банковской карты.
Троянский конь: Эта техника эксплуатирует любопытство, либо алчность цели. Злоумышленник отправляет e-mail, содержащий во вложении важное обновление антивируса, или даже свежий компромат на сотрудника. Такая техника остаётся эффективной, пока пользователи будут слепо кликать по любым вложениям.
Дорожное яблоко: Этот метод атаки представляет собой адаптацию троянского коня, и состоит в использовании физических носителей. Злоумышленник может подбросить инфицированный CD, или карту памяти, в месте, где носитель может быть легко найден (коридор, лифт, парковка). Носитель подделывается под официальный, и сопровождается подписью, призванной вызвать любопытство.
Пример: Злоумышленник может подбросить CD, снабжённый корпоративным логотипом, и ссылкой на официальный сайт компании цели, и снабдить его надписью «Заработная плата руководящего состава Q1 2010». Диск может быть оставлен на полу лифта, или в вестибюле. Сотрудник по незнанию может подобрать диск, и вставить его в компьютер, чтобы удовлетворить своё любопытство.
Кви про кво: Злоумышленник может позвонить по случайному номеру в компанию, и представиться сотрудником техподдержки, опрашивающим, есть ли какие-либо технические проблемы. В случае, если они есть, в процессе их «решения» цель вводит команды, которые позволяют злоумышленнику запустить вредоносное программное обеспечение.
Обратная социальная инженерия.
Целью обратной социальной инженерии является заставить цель саму обратиться к злоумышленнику за «помощью». С этой целью злоумышленник может применить следующие техники:
Диверсия: Создание обратимой неполадки на компьютере жертвы.
Реклама: Злоумышленник подсовывает жертве объявление вида «Если возникли неполадки с компьютером, позвоните по такому-то номеру» (это в большей степени касается сотрудников, которые находятся в командировке или отпуске).
Меры противодействия
Самый основной способ защиты от социальной инженерии — это обучение. Т.к. тот, кто предупреждён – тот вооружён. И незнание в свою очередь не освобождает от ответственности. Все работники компании должны знать об опасности раскрытия информации и способах ее предотвращения.
Кроме того, сотрудники компании должны иметь четкие инструкции о том, как, на какие темы говорить с собеседником, какую информацию для точной аутентификации собеседника им необходимо у него получить.
Вот некоторые правила, которые будут полезны:
1. Все пользовательские пароли являются собственностью компании. Всем сотрудникам должно быть разъяснено в день приема на работу, что те пароли, которые им выдали, нельзя использовать в каких бы то ни было других целях, например, для авторизации на интернет-сайтах (известно, что человеку трудно держать в голове все пароли и коды доступа, поэтому он часто пользуется одним паролем для разных ситуаций).
Как такая уязвимость может быть использована в социальной инженерии? Допустим, сотрудник компании стал жертвой фишинга. В результате его пароль на некотором интернет-сайте стал известен третьим лицам. Если этот пароль совпадает с тем, который используется в компании, возникает потенциальная угроза безопасности самой компании.
В принципе, даже не обязательно, чтобы сотрудник компании становился жертвой фишинга. Нет никаких гарантий, что на сайтах, где он авторизуется, соблюдается необходимый уровень безопасности. Так что, потенциальная угроза всегда существует.
2. Все сотрудники должны быть проинструктированы, как вести себя с посетителями. Необходимы четкие правила для установления личности посетителя и его сопровождения. При посетителе всегда должен находиться кто-то из сотрудников компании. Если сотрудник компании встречает посетителя, бродящего по зданию в одиночку, то он должен иметь необходимые инструкции для корректного выяснения того, с какой целью посетитель оказался в этой части здания и где его сопровождение.
3. Должно существовать правило корректного раскрытия только действительно необходимой информации по телефону и при личном разговоре, а так же процедура проверки является ли тот, кто что-либо запрашивает действительным сотрудником компании. Не секрет, что большая часть информации добывается злоумышленником при непосредственном общении с сотрудниками компании. Надо учесть еще тот факт, что в крупных компаниях сотрудники могут не знать друг друга, поэтому злоумышленник может запросто прикинуться сотрудником, которому требуется помощь.
Все описанные меры достаточно простые, однако большинство сотрудников забывают про эти меры и про тот уровень ответственности, который на них возложен при подписании обязательств о неразглашении коммерческой тайны. Компанией тратятся огромные финансовые средства на обеспечение информационной безопасности техническими методами, однако эти технические средства могут быть обойдены, если сотрудники не будут применять меры по противодействию социальным инженерам, а службы безопасности не будут периодически проверять бдительность персонала компании. Тем самым средства, направленные на обеспечение информационной безопасности, будут потрачены впустую.
Социальная инженерия: ликбез про метод атаки, который никогда не устаревает
Как показывает мировая практика успешно проведённых взломов (успешно для атакующих, разумеется), большая часть проблем связана именно с проблемами с людьми. Если быть более точным — дело в их способности выдать любую информацию и совершать совершенно дурацкие действия.
Думаю, IT-примеры вам и так прекрасно знакомы, поэтому напомню пример из книги «Психология влияния»: психологи обзванивали медсестёр в больницах, а затем представлялись врачом и отдавали распоряжение ввести смертельную дозу вещества пациенту. Сестра знала, что делает, но в 95% случаев выполняла команду (её останавливали на входе в палату ассистенты психолога). При этом врач даже не был хоть как-то авторизован. Почему сестра так делала? Просто потому, что она привыкла слушаться авторитета.
Давайте ещё раз: в примере благодаря грамотной социальной инженерии 95% больниц оказались критически уязвимы.
Метод не устаревает
Системы постоянно меняются. Софт и железо усложняются. Чтобы более-менее уверенно владеть темой как в защите, так и в атаке, нужно постоянно следить за всеми новинками, первым смотреть новые вещи, очень хорошо понимать весь IT-бекграунд вопроса. Это путь классического хакера, того самого, который овеян ореолом романтики. В современном мире, скорее, хакеры имеют в группе нескольких узких специалистов, подготовленных по конкретным технологиями цели, но основной задачей всегда остаётся проникновение внутрь периметра защиты.
Это означает, что рано или поздно вам, скорее всего, потребуется социнжиниринг. И обычно — рано, потому что сначала идёт сбор информации и подготовка, а уже поверх накладываются технологии и глубокое знание IT-систем.
Если в вашей компании есть отдел безопасности, скорее всего, там есть параноики, которые понимают, сколько ценных данных может быть у сотрудников, плюс циники, которые совершенно не верят в людей. Эта команда разграничивает права, пишет инструкции и отрабатывает критические ситуации на практике. В целом это позволяет привить некоторый иммунитет, но всё равно не обеспечивает достойного уровня защиты. Что самое неприятное, в социнжинринге нельзя «поставить патч» и забыть — однажды усвоенная злоумышленником механика будет работать всегда, потому что поведение людей в целом не очень-то сильно меняется.
Основная модель социнженерии
Предполагается, что каждый сотрудник имеет свой уровень компетентности в вопросах безопасности и свой уровень доступа. Линейные сотрудники (например, девушки с ресепшна) не имеют доступа к критичной информации, то есть даже захват их аккаунтов и получение всех известных им данных не нанесёт компании серьёзного урона. Но их данные могут использоваться для перехода на следующую ступень уже внутри защищённой зоны. Например, вы можете получить имена сотрудников и позвонить уровнем выше, представившись одним из них. При этом можно играть в авторитета (как в примере с врачами выше), а можно просто задать пару невинных вопросов и получить кусочек мозаики. Или же продвинуться дальше, к следующему более знающему сотруднику, используя тот факт, что в команде принято помогать друг другу, а не включать паранойю на вопросы о ряде важных данных. Даже при наличии жесткой инструкции есть шансы, что эмоции всегда перевесят.
Не верите? Представьте ситуацию, когда злоумышленник звонит одной и той же девушке из колл-центра несколько раз в неделю в течение месяца. Он представляется сотрудником, приносит море позитива, живо разговаривает, уточняет какие-то открытые мелочи, иногда просит мелкой помощи. Чёткую авторизацию заменяет тот факт, что человек звонит часто. Десять, двадцать, если надо — тридцать раз. До тех пор, пока не становится одним из явлений жизни. Он свой, ведь он в курсе разных мелочей работы компании и звонит постоянно. На 31-й раз атакующий опять делает мелкую просьбу, но на этот раз касающуюся важных данных. И если надо, приводит логичное и правдоподобное обоснование, почему это требуется, и в какой он беде. Конечно же, нормальный человек ему поможет.
Если вы думаете, что таким атакам подвержены только некомпетентные пользователи, то откройте книгу «Искусство обмана», где ещё во вступлении Митник рассказывает о том, как представился ведущим разработчиком проекта и заставил, на секундочку, сисадмина дать привилегированный доступ к системе. Заметьте, человека, который прекрасно понимал, что конкретно он делает.
Обратная социальная инженерия
Общая модель атаки точно такая же: вы получаете данные, которыми пользователи готовы поделиться. Но в отличии от классических методов «лесенки», здесь пользователь сам говорит что нужно. Это эффективная трёхходовка: вы подстраиваете неприятность пользователю, обеспечиваете контакт с собой, затем проводите атаку. Пример — приходите в охраняемый периметр как уборщик, заменяете номер техподдержки в распечатке на стене на свой, а затем устраиваете мелкую неполадку. Уже через день вам звонит расстроенный пользователь, готовый поделиться всеми своими знаниями с компетентным специалистом. Ваша авторизация проблем не вызывает — ведь человек сам знает, кому и зачем он звонит.
Красивая вариация – банковский IVR-фишинг, когда жертва атаки получает письмо с фишинговым номером «клиентского центра», где автоответчик на каком-то шаге просит для авторизации ввести важные реквизиты карты.
Ещё частные случаи
Вы можете использовать фишинг на ресурсах, которыми пользуется цель. Или же, например, выложить на этих внешних ресурсах зловреда, инфицирующего машины компании (один из основных векторов атак последних лет, кстати). Можете передать диск с чем-то интересным сотруднику (в расчёте на то, что он запустит софт или использует информацию оттуда), можете использовать социальные сети для сбора данных (выявления структуры компании) и общения с конкретными людьми в ней. Вариантов море.
Резюме
Итак, социальная инженерия может использоваться и для сбора данных о цели («Привет! У меня был телефон 4-го отдела, но я забыл»), и для получения закрытой информации («Ага, спасибо. Вот ещё что, мне кажется, это подозрительный клиент. Подскажешь номер его карты, которой он расплачивался последний раз?»), прямого получения доступа к системе: «Так, что именно вы вводите сейчас? По буквам, пожалуйста. Семь-эс как доллар-процент-дэ-тэ большую. »). И даже для получения вещей, которые иначе достать невозможно. Например — если компьютер физически отключен от сети, «обработанный» человек сможет подключить его.
В топике про подготовку к хакерскому турниру была задача про девушку на респшене, случайно отлучившуюся на 30 секунд. Что бы вы успели сделать за это время? Поставить что-то на её машину? Нет, не хватит времени или прав юзера. Украсть документы со стола или отправить себе все письма? Не лучшая идея, вас заметят. Даже просто сесть за её компьютер — уже опасно из-за возможной скрыто смонтированной камеры в офисе. Лучшие ответы лежали в плоскости социального взаимодействия: наклеить стикер с номером техподдержки, пригласить её на свидание и так далее. За свидание не судят, зато оно даст вам кучу данных про иерархию в компании и личные дела сотрудников.
Итак, возвращаясь к ликбезу. Прочитайте «Искусство обмана» (вам точно понравятся конкретные диалоги оттуда), главу про социнженерию из книги Дениса Ферии с пафосным названием «Секреты супер хакера», серьёзную «Психологию влияния», а для начала — статью на Вики с описанием основных методик. Если у вас нет мощного отдела безопасности, после прочтения предупредите руководителя и проведите простой пентест. Скорее всего вы узнаете много нового о человеческой доверчивости.
Турнир Cyber Readiness Challenge и социальная инженерия
Кроме технических методов предотвращения социальных угроз (таких как введение общей платформы для обмена сообщениями внутри компании, обязательной аутентификации новых контактов и так далее) необходимо объяснять пользователям, что именно происходит при таких атаках. Правда, это бесполезно, если не совмещать теорию с практикой, а именно — время от времени действовать самому как злоумышленник и пробовать проникнуть в свои же системы. После пары «учебных тревог» и разборов сотрудники, по крайней мере, будут думать, не проверяют ли их при звонках.
Разумеется, для противостояния угрозе нужно «залезть в голову» атакующему вас злоумышленнику и научиться думать как он. В рамках оффлайного турнира Cyber Readiness Challenge, изначально создававшегося как симулятор для обучения специалистов по безопасности, мы не могли пройти мимо этого класса угроз.
Если вы разбираетесь в серверном и системном администрировании, инфраструктуре сетей и других технических вещах, но не учитываете такой прекрасный человеческий фактор, турнир даст вам пару интересных идей.