На чем тащил всадник русского пленника

Тест с ответами: “Кавказский пленник” А.С. Пушкин

1. Дата написания поэмы “Кавказский пленник”:
а) 1820-1821 +
б) 1822-1823
в) 1824-1825

2. Поэма именно такая в цикле южных байронических поэм Пушкина:
а) третья
б) первая +
в) вторая

3. Поэма начата в:
а) Бахчисарае
б) Ялте
в) Гурзуфе +

4. Окончена в:
а) Каменке +
б) Москве
в) Ярославле

5. О грандиозном успехе поэмы свидетельствует тот факт, что ещё во время пребывания поэта в южной ссылке он поставил на её сюжет в Петербурге балет:
а) Аматти
б) Маковецкий
в) Дидло +

6. Люди какой национальности жили в ауле:
а) даргинцы
б) черкесы +
в) кумыки

7. Какой напиток пленнику принесла молодая черкешенка:
а) айран
б) квас
в) кумыс +

8. Что черкесы заставляли делать пленника:
а) пасти стадо +
б) делать вино
в) ремонтировать загон

9. Чему черкешенка учила пленника:
а) вязанию
б) танцам
в) своему родному языку +

10. Что сделала черкешенка после того, как помогла пленнику сбежать:
а) отправилась вместе с ним
б) бросилась в реку +
в) ушла просить прощения у отца

11. Какую судьбу ждала черкешенка в родном ауле:
а) отец хотел продать её в другой аул +
б) отец хотел отдать её пленнику
в) отец собирался отправить её в Санкт-Петербург

12. Почему пленник не мог ответить взаимностью черкешенке:
а) знал, что скоро умрёт
б) любил другую +
в) презирал народ аула

13. Когда пленник решил совершить побег:
а) когда понял, что черкесы собираются в набег +
б) когда черкесы поехали торговать в другой аул
в) когда черкешенка забыла ключ от кандалов

14. Как черкешенка освободила пленника:
а) принесла ключ от наручников
б) разломала кандалы молотом
в) распилила цепь +

15. Образ «Кавказского Пленника» складывался у Пушкина, очевидно, тогда, когда он еще ехал:
а) на юг «в ссылку» +
б) на север «в ссылку»
в) на восток «в ссылку»

16. На этом произведении, как и на всём пушкинском творчестве периода ссылки, лежит заметная печать:
а) геттизма
б) байронизма +
в) ломоносовщины

17. Главный герой живет:
а) настоящим, слушая черкешенку
б) будущим, слушая черкешенку
в) прошлым, слушая черкешенку +

18. В образе героя «Кавказского пленника» нет ничего схожего с героями:
а) Гетте
б) Байрона +
в) Ницше

19. Сам Пушкин именно так отнесся к своей поэме вскоре после её окончания:
а) с радостью
б) не строго
в) очень строго +

20. Поэма имеет такую наклонность:
а) лирическую
б) романтическую +
в) душевную

21. При помощи великих стихов Пушкин попытался изобразить настоящего:
а) романтика +
б) лирика
в) циника

22. Пушкин стремился в стихах нарисовать:
а) водоемы Кавказа
б) природу Кавказа +
в) жизнь дворянства

23. Пушкин стремился в стихах нарисовать:
а) повседневную жизнь ингушей
б) повседневную жизнь осетинов
в) повседневную жизнь черкесов +

24. Прекрасная дама в произведении Пушкина “Кавказский пленник” завораживает своей красотой и:
а) доступностью
б) неприступностью +
в) жестким нравом

25. Автор позиционировал образ пленника как такого человека:
а) истеричного
б) сильного
в) слабого +

26. Среди многочисленных подражаний примечательна одноименная поэма 14-летнего:
а) Толстого
б) Лермонтова +
в) Некрасова

27. Как и следующая, крымская поэма Пушкина, «Кавказский пленник» оставался при жизни поэта таким его произведением:
а) самым популярным +
б) незамеченным
в) недооцененным

28. Набоков характеризует обе восточные поэмы Пушкина как «стремительный поток не разбитого на строфы:
а) дактиля
б) хорея
в) четырехстопного ямба +

29. Завершает поэму стихотворный эпилог, воспевающий русское покорение Кавказа и в особенности доблесть командующего:
а) Ермолова +
б) Ерелова
в) Ермилова

30. В основу сюжета положен … страстной любви:
а) лирический топос
б) романтический топос +
в) цинический топос

Источник

Краткое содержание поэмы «Кавказский пленник» А. С. Пушкина

Поэма «Кавказский пленник» Пушкина была написана в 1821 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Кавказский пленник» по главам. В основу произведения легла романтическая повесть о страстной любви разочарованного в жизни героя к прекрасной черкешенке. Декорациями к ней послужили живописные пейзажи Кавказа, рассказы о жизни горцев. Пересказ стихотворения будет полезен при подготовке к уроку литературы.

Основные персонажи поэмы

О чем «Кавказский пленник» А. С. Пушкина?

«Кавказский пленник» Пушкин краткое содержание для читательского дневника:

Русский попадает в плен к кавказцам. Он ранен, но страдает не столько от физической слабости, сколько от унижения быть пленником. Только один человек проявляет к нему жалость (и нечто большее) – девушка помогает ему, она приносит еду, поет ему песни народа, а в итоге помогает убежать.

Благодаря ей, пленник проникается уважением к обычаям и нравам ее народа, но русский не отвечает на ее любовь — его сердце отдано навсегда той, кто не ценит его. После побега он понимает, что его спасительница утопилась, не вынеся безответной любви и собственного предательства. Но этот русский сам отверг ее – даже желание быть его рабой, а теперь ему остается уйти.

Поэма о том, как русский человек был в плену кавказцев, страдал, но проникся любовью к местной природе, к обычаям гордого народа, благодаря влюбленной в него девушке. Гордая дева отвергнута им, но помогает ему сбежать, а после заканчивает жизнь самоубийством.

Читайте также рассказ Л. Н. Толстого был написан в 1872 году и относится к литературному направлению реализм. Прочитать краткое содержание «Кавказского пленника» Толстого можно на нашем сайте. Оно пригодится при подготовке к урокам литературы в 5 классе, а также для ознакомления с сюжетом произведения.

Короткий пересказ «Кавказского пленника» Пушкина

А. С. Пушкин «Кавказский пленник» краткое содержание:

В ауле, где вечером на порогах сидят черкесы и говорят о своих битвах, появляется всадник, тащащий на аркане русского пленника, который кажется умершим от ран. Но в полдень пленник приходит в себя, вспоминает, что с ним, где он, и обнаруживает кандалы на своих ногах. Он раб!

Мечтою летит он в Россию, где провёл молодость и которую покинул ради свободы. Её мечтал он обрести на Кавказе, а обрёл рабство. Теперь он желает только смерти.

Ночью, когда аул угомонился, к пленнику приходит молодая черкешенка и приносит ему прохладный кумыс для утоления жажды. Долго сидит дева с пленником, плача и не имея возможности рассказать о своих чувствах.

Много дней подряд окованный пленник пасёт стадо в горах, и каждую ночь приходит к нему черкешенка, приносит кумыс, вино, мёд и пшено, делит с ним трапезу и поёт песни гор, учит пленника своему родному языку. Она полюбила пленника первой любовью, но он не в силах ответить ей взаимностью, боясь растревожить сон забытой любви.

Постепенно привыкал пленник к унылой жизни, тая в душе тоску. Его взоры тешили величественные горы Кавказа и Эльбрус в ледяном венце. Часто находил он особую радость в бурях, которые бушевали на горных склонах, не досягая высот, где он находился.

Он восхищается воинской доблестью черкесов и их грозными набегами на казачьи станицы. В домах же своих, у очагов, черкесы гостеприимны и привечают усталых путников, застигнутых в горах ночной порой или ненастьем.

Наблюдает пленник и за воинственными играми чеченских юношей, восхищается их удалью и силой, его не смущают даже их кровавые забавы, когда они в пылу игры рубят головы рабам. Сам изведавший военные утехи, смотревший в глаза смерти, он скрывает от черкесов движения своего сердца и поражает их беспечной смелостью и невозмутимостью. Черкесы даже гордятся им как своей добычей.

Влюблённая черкешенка, узнавшая восторги сердца, уговаривает пленника забыть родину и свободу. Она готова презреть волю отца и брата, которые хотят продать её нелюбимому в другой аул, уговорить их или покончить с собой. Она любит только пленника. Но её слова и ласки не пробуждают души пленника.

Он предаётся воспоминаниям и однажды, плача, открывает ей душу, он молит черкешенку забыть его, ставшего жертвой страстей, которые лишили его упоений и желаний. Он сокрушается, что узнал её так поздно, когда уже нет надежды и мечты и он не в состоянии ответить ей на её любовь, душа его холодна и бесчувственна, и в ней живёт другой образ, вечно милый, но недостижимый.

В ответ на признания пленника черкешенка укоряет его и говорит, что он мог хотя бы из жалости обмануть её неопытность. Она просит его быть снисходительным к её душевным мукам. Пленник отвечает ей, что их судьбы схожи, что он тоже не знал взаимности в любви и страдал в одиночестве. На рассвете, печальные и безмолвные, они расстаются, и с этих пор пленник проводит время один в мечтах о свободе.

Однажды он слышит шум и видит, что черкесы отправляются в набег. В ауле остаются только женщины, дети и старцы. Пленник мечтает о побеге, но тяжкая цепь и глубокая река — неодолимые препятствия. И вот когда стемнело, к пленнику пришла она, держа в руках пилу и кинжал. Она сама распиливает цепь.

Возбуждённый юноша предлагает ей бежать с ним вместе, но черкешенка отказывается, зная, что он любит другую. Она прощается с ним, и пленник бросается в реку и плывёт на противоположный берег. Внезапно он слышит позади шум волн и отдалённый стон. Выбравшись на берег, он оборачивается и не находит взглядом на оставленном берегу черкешенки.

Пленник понимает, что означали этот плеск и стон. Он глядит прощальным взором на покинутый аул, на поле, где он пас стадо, и отправляется туда, где сверкают русские штыки и окликаются передовые казаки.

Содержание рассказа «Кавказский пленник» по частям

Краткое содержание «Кавказский пленник» Пушкин с описанием каждой части:

Посвящение

Свое произведение А. С. Пушкин посвятил генералу Н. Н. Раевскому – герою Отечественной войны 1812 года. Именно ему поэт был обязан своим путешествием по Кавказу, который глубоко впечатлил его. Николай Николаевич был верным, преданным другом, в общении с которым Пушкин – «жертва клеветы и мстительных невежд» – «спокойство находил» и «сердцем отдыхал».

Часть 1

В одном из горных аулов сидели черкесы, разговаривая «о бранных, гибельных тревогах, о красоте своих коней, о наслажденьях дикой неги». Неожиданно перед ними появился всадник, тащивший на аркане русского пленника. Тут же сбежался весь аул, чтобы посмотреть на «младого пленника», который поначалу не подавал никаких признаков жизни.

Когда же он очнулся, то увидел на своих ногах кандалы. Юноша сразу понял, что отныне «он раб», и вряд ли теперь окажется в родной России, где познал и первую любовь, и первое предательство, где он оставил «лучших дней воспоминанье».

Герой, пресытившись прелестями светской жизни, отправился на Кавказ, чтобы обрести истинную свободу. Но вместо этого пьянящего чувства он ощутил всю горечь плена, и теперь ему остались считанные дни до гибели.

Юноша был очень удивлен, когда под покровом ночи к нему прокралась молодая черкешенка. Ему даже показалось, что «это лживый сон, усталых чувств игра пустая». Девушка, сжалившись над измученным пленником, принесла ему кумыс. Собрав остаток сил, юноша поднес чашу к губам, но после, обессиленный, упал на землю. Прекрасная черкешенка еще долго сидела возле него и плакала от жалости.

Отныне девушка стала каждую ночь навещать русского пленника, чтобы принести ему еду и вино. Она принялась обучать его своему языку, и вскоре перед пленником открылись нравы и обычаи горцев, нехитрый уклад их жизни, понятия о чести. Однако пленника не трогали эти картины – он думал лишь о предстоящем конце.

Часть 2

Пленник слушал признания черкешенки «с безмолвным сожаленьем» – ее страстные слова не вызвали в его душе ничего, кроме тяжких воспоминаний о прошлой жизни. Он принялся умолять девушку позабыть его, не тратить своей прекрасной, чарующей юности ради него и полюбить другого, более достойного молодого человека.

Пленник сожалел о том, что не встретил черкешенку раньше, когда его сердце было свободно. Но сейчас в его душе живет образ недостижимой для него девушки. Черкешенка расплакалась и принялась укорять юношу в том, что он мог бы и пожалеть и воспользоваться ее наивностью и неопытностью.

Он нашел бы утешение в ее любви – чистой, искренней, беззаветной. Девушка захотела узнать имя его возлюбленной, на что тот ответил, что никогда «не знал любви взаимной, любил один, страдал один». Теперь же он и думать не хочет о любви, поскольку ему суждено умереть «вдали брегов желанных».

Однажды юноша услышал шум и понял, что черкесы начали подготовку к набегу. В ауле остались одни лишь дети, женщины и старики, но о побеге и думать невозможно – «цепь невольника тяжка, быстра глубокая река».

Когда стемнело, к пленнику пришла черкешенка с пилой и кинжалом. Она распилила оковы, дала юноше кинжал и заверила, что этой ночью его никто не найдет. Юноша позвал ее с собой, но гордая черкешенка попросила отыскать на родине свою любовь, а о ее страданиях позабыть. Он с благодарностью поцеловал руку своей спасительнице, и спустился к бурлящей реке. Переплыв на другой берег, пленник услышал всплеск и «отдаленный стон» – девушка, не вынеся неразделенной любви, бросилась в воду.

Юноша все понял. Оглядев аул «прощальным взором», он отправился в сторону, где «сверкали русские штыки, и окликались на курганах сторожевые казаки».

Эпилог

В эпилоге поэт высказал радость от того, что «смолкнул ярый крик войны», и отныне путники могут беспрепятственно путешествовать по Кавказу.

Заключение

В поэме Пушкин воплотил идею свободы и борьбы за нее, идею любви и преданности ей. Основная мысль произведения заключается в том, чтобы никогда не сдаваться в борьбе за собственную свободу, и не требовать от любимого человека больше, чем он может дать.

Источник

Краткое содержание А. С. Пушкин «Кавказский пленник»

В черкесский аул приводят полумертвого молодого русского. Пленник приходит в себя и чувствует, что закован в кандалы. Он в отчаянии. Аул пустынен, все черкесы в поле. Молодой пленник вспоминает жизнь в России: он узнал на родине любовь и дружбу, но разочаровался в них и в свете. На Кавказе он искал свободы, а стал рабом, теперь он ожидает только смерти. Когда приходит ночь, русский видит молодую черкешенку, которая принесла ему кумыс. Еда, приятный взор и голос молодой девушки оживляют его. Девушка сочувствует ему.

Идут дни, пленник проводит их прикованным в горах, недалеко от стада. Каждый вечер приходит молодая черкешенка, приносит ему еду и разделяет с ним ужин. Она поет ему песни Грузии и учит языку. Девушка влюблена в русского, но пленник, разочарованный в любви, не может ответить ей тем же.

Молодая черкешенка влюблена в пленника, хотя ее отец и брат хотят выдать ее замуж за другого. Пленник не может отвечать ей с тем же пылом и просит забыть его, так как он разочаровался в любви, но до сих пор верен образу своей прежней возлюбленной. Девушка потрясена этим признанием, она спрашивает любим ли пленник, но он отвечает, что его чувства сильные, но невзаимные.

После своего признания пленник остается один и еще сильнее жаждет свободы. Однажды он видит, что все черкесы готовятся к набегу. Ночью в опустевшем ауле к нему приближается черкешенка с пилой и кинжалом, она освобождает его от цепей. Пленник предлагает бежать вместе, но девушка говорит, чтобы он возвращался к своей любимой. Русский переплывает реку, оглядывается назад и понимает, что девушка заколола себя.

Произведение заканчивается размышлениями автора о прекрасном диком народе Кавказа, который повержен русскими.

Эта повесть в стихах отражает романтические идеалы: сильная личность в окружении дикой природы способна на более глубокие чувства, чем выходец из цивилизованного света.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Список и краткая характеристика героев поэмы А. С. Пушкина «Кавказский пленник»

Главные герои:

Второстепенные персонажи:

Пушкин. Краткие содержания произведений

Краткое содержание поэмы Пушкина «Кавказский пленник» подробно по частям

ПОСВЯЩЕНИЕ

Поэма посвящена Николаю Николаевичу Раевскому, русскому генералу, участнику Отечественной войны 1812 г., другу А.С. Пушкина.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

В кавказский аул поздно вечером черкес привозит на аркане молодого русского пленника. Посмотреть на поверженного врага сбегаются все жители.

Похожий на труп офицер долго лежит без сознания на земле. Придя в себя к полудню, с ужасом понимает, что он в плену. С тоской думает воин о родине, свободе. На закате жители аула возвращаются с полей в свои сакли.

Внезапно пленник слышит тихие шаги. Это юная черкешенка пришла его проведать. Жалея раненого, она поит его кумысом. Девушка так мила, что пленный возвращается к жизни.

С тех пор каждую ночь красавица приносила ему, вино, мёд, кумыс, пшено, чтобы поддержать понравившегося ей русского. Она говорила с ним, пела ему грузинские песни.

Девушка полюбила пленника всей душой. Он боялся ответить ей взаимностью. Меж тем европеец понемногу привыкал к жизни в горах, обычаи и устои черкесов стали ему даже любопытны.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Отношения между русским пленником и младой черкешенкой стали очень близкими. Однажды девушка сказала любимому, что её хотят насильно выдать замуж в чужой аул.

Герой просил девушку забыть его, он не мог ответить на её пылкость, так как, по его словам, «умер для счастья», «окаменел для нежных чувств». Он сказал, что любит другую. Черкешенка тяжело восприняла его объяснения. Они расстались.

Однажды пленник услышал военные кличи и увидел черкесов, отправившихся за данью. В ауле остались только женщины, старцы и дети.

ЧЕРКЕССКАЯ ПЕСНЯ

Песню о казаках и чеченцах поют черкешенки. Пленник решил бежать, но ему мешают кандалы. Неожиданно приходит помощь: младая черкешенка появляется перед ним с пилой и кинжалом.

Она распилила его цепи, тем самым предоставив ему возможность бежать на родину. В порыве благодарности русский зовёт деву с собой. Однако она не соглашается, объясняя, что хочет его счастья с той, другой женщиной, которую он любит.

Пленник переплывает реку, оборачивается и понимает, что черкешенка утопилась. К утру кавказский пленник уже был в русском стане.

ЭПИЛОГ

Автор пишет о Музе, мысленно возвращающей его вновь и вновь на Кавказ. Далее говорится о покорении Кавказа генералом Ермоловым.

Очень краткий пересказ

Русский молодой человек попал в плен к горцам. Его очень сильно ранили, он ослаб, но больше мучился не от физической боли, а от унижений и своего положения. Единственный человек, который проявил внимание и пожалел его, – юная черкешенка, жительница аула, куда попал раненый.

Девушка с каждым днем все сильнее привязывается к юноше. Сначала она подкармливала его, чтобы тот быстрее набирался сил, затем приходила к нему и пела красивые песни ее народа.

Молодой человек благодаря девушке узнал много нового и интересного об обычаях и культуре горцев, полюбил природу этой местности. Однако не смог ответить взаимностью на нежные чувства юной черкешенки, поскольку давно любил другую, которая когда-то не оценила его.

Юноша отверг красавицу. Гордая девушка не смогла примириться со своим горем. Она помогла бежать возлюбленному, а сама утопилась. От том, что его спасительница рассталась с жизнью, молодой человек понял слишком поздно.

От «Кавказского пленника» к «Евгению Онегину»

В юности Пушкин находился под сильным влиянием английского поэта Байрона. Главный персонаж «Пленника» стал первым воплощением в русской поэзии героя зарубежного писателя. Характеристика его была таковой:

На чем тащил всадник русского пленника. Смотреть фото На чем тащил всадник русского пленника. Смотреть картинку На чем тащил всадник русского пленника. Картинка про На чем тащил всадник русского пленника. Фото На чем тащил всадник русского пленника

Во многом таков и пушкинский «Пленник». Литературные критики отмечают, что образ офицера в поэме заключает в себе зародыш главного пушкинского творения — романа в стихах «Евгений Онегин».

Вот как это охарактеризовывается:

Но если «Кавказский пленник» — романтическая поэма, то «Евгений Онегин» — реалистическое произведение, и байронический герой в нем трансформируется в «лишнего человека», открывая собой длинный ряд таких же людей.

Часть I

Однажды в горном ауле сидели черкесы и говорили о своем прошлом: о бранных днях, сражениях, вспоминали «пепел разоренных сел и ласки пленниц». Но вот появляется всадник, который тащит на аркане русского пленника. Тот сначала кажется мертвым, но в полдень приходит в себя и видит кандалы на своих ногах.

Понимая, что теперь он раб, смотрит пленник на бескрайние равнины, через которые путь лежит в Россию, откуда он родом, где он познал и первую любовь, и первое предательство, где провел бурную жизнь и оставил «лучших дней воспоминанье».

Когда-то герой отправился на Кавказ, чтобы обрести желанную свободу, а обрел вечный плен, и теперь желает лишь смерти. Но под покровом ночи к нему приходит молодая черкешенка: она кажется ему лживым сном. Однако, преклонив колена, с улыбкой жалости она подносит к его губам прохладный кумыс. И пусть он ничего не понимает из ее слов, но ее появление он принимает за чудо и, собрав остаток сил, выпивает живительную влагу, после чего, обессиленный, вновь падает на землю. Девушка долго сидит рядом и плачет, так как не может передать ему своих чувств.

Каждую ночь отныне черкешенка стала приходить к пленнику, пасшему в горах стадо. Она приносит ему вино и еду, разделяет с ним трапезу, учит его своему языку. Он стал для нее первой любовью, но пленник боится растревожить свои давно забытые чувства.

Постепенно он начинает понимать нравы и обычаи горцев, его привлекают гостеприимство, кажущаяся простота их взаимоотношений. Он любуется молодыми джигитами, их воинственностью. Глядя на их подчас кровавые забавы, герой вспоминает свою казацкую удаль — свидетельство его прежних битв.

Видит пленник и мирную жизнь горцев: как они ужинают семьей, как ласково и приветливо встречают заблудившегося путника. Но все его воспоминания и раздумья не находили отражения на лице пленника, он лишь думал о своем скором конце, хотя черкесы и гордились своей добычей, но «щадили век его младой».

Часть вторая

Через некоторое время, когда все мужчины аула отправились грабить кубанские станицы, прекрасная черкешенка устроила любимому побег, собственноручно перепилив цепь. Поступок девушки глубоко тронул пленника. В его «воскресшем сердце» зажглось чувство, возможность которого он еще совсем недавно отрицал. С губ сорвалось: «Я твой навек, я твой до гроба», — и он предложил красавице бежать с ним. Но она отказалась: «Возможно ль? ты любил другую. Найди ее, люби ее…». Прощальный поцелуй запечатлел «союз любви».

Когда освобожденный пленник прыгнул в реку, чтобы переплыть на другой берег и добраться до расположения казаков, он услышал позади стон и плеск.

История создания произведения

В 1820 году за вольнолюбивые стихи и едкие эпиграммы, затрагивающие первых лиц государства, Пушкину грозила ссылка в Сибирь или на Соловки. Но благодаря хлопотам Н. М. Карамзина ее заменили высылкой в Кишинев. Генерал Раевский, собравшийся с семейством в путешествие на Кавказ и в Крым, добился для поэта разрешения поехать с ними.

В 20-е годы XIX века освоение этих краев только начиналось. Оно обернулось для Российской империи войной, которая растянулась почти на 50 лет. Нередко на Кавказ посылали людей, неугодных властям. Император Александр I назвал этот край «теплой Сибирью». Любого русского, оказавшегося на Кавказе, поражала дикая и величественная красота природы, а уж поэта особенно. Лучшего места действия романтической поэмы нельзя было и придумать.

На Кавказе Пушкин общался с военными, несшими там службу. Они рассказывали о нравах и обычаях горцев, об их своеобразном быте, взаимоотношениях между ними и русскими.

В частности, говорилось о пленниках, их жизни в неволе. История о том, как одному из таких пленников помогла бежать влюбленная в него местная девушка, и легла в основу сюжета будущей поэмы.

Анализ «Кавказского пленника»

Размышляя о сущности конфликта между Россией и Кавказом, Пушкин обращается к его истокам. Он вспоминает произошедший в XI веке поединок тмутараканского князя Мстислава Храброго с Редедей, князем касогов, — народа, к которому восходит ряд кавказских этносов. От этого далекого по времени события поэт переходит к недавней истории и современности, когда «на негодующий Кавказ поднялся наш орел двуглавый».

Пушкин воспевает полководцев той войны: П. Д. Цицианова, П. С. Котляревского и, конечно, А. П. Ермолова. И хотя поэт, будучи всей душой на стороне России, радуется ее победе, он с уважением и сочувствием отзывается о побежденных горцах:

«…Кавказа гордые сыны,

Сражались, гибли вы ужасно;

Но не спасла вас наша кровь,

Ни очарованные брони,

Ни горы, ни лихие кони,

Ни дикой вольности любовь!…»

В последних строках поэмы Пушкин выражает надежду, что после этой войны на Кавказе воцарится мир. Все станет на круги своя.

Тест по поэме

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *