На чем висят колокола
Колокол
Ко́локол — инструмент, источник звука, имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, ударяющийся изнутри о стенки. При этом, в различных моделях, раскачиваться может как купол колокола, так и его язык. В Западной Европе наиболее распространен первый вариант приведения колокола в действие. В России повсеместно распространён второй, что даёт возможность создавать колокола чрезвычайно больших размеров («Царь-колокол»). Известны также колокола без языка, по которым бьют молоточком или бревном снаружи. Материалом для большинства колоколов служит так называемая колокольная бронза, хотя известны колокола из железа, чугуна, серебра, камня, терракоты и даже из стекла.
Наука, изучающая колокола называется кампанология (от лат. campana — колокол и от λόγος — учение, наука).
В настоящее время колокола широко используются в религиозных целях (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов богослужения), в музыке, в качестве сигнального средства на флоте (рында), в сельской местности небольшие колокольчики вешаются на шею крупному скоту, маленькие колокольчики часто используются в декоративных целях. Известно употребление колокола в общественно-политических целях (как набат, для созыва граждан на собрание (вече)).
История колокола насчитывает более 4000 лет. Самые ранние (XXIII—XVII век до н. э.) из найденных колоколов имели небольшие размеры и были изготовлены в Китае. В Китае также впервые создали музыкальный инструмент из нескольких десятков колоколов. В Европе аналогичный музыкальный инструмент (карильон) появился почти на 2000 лет позднее.
Самым ранним из известных колоколов Старого Света на данный момент является ассирийский колокольчик, хранящийся в Британском музее и датируемый IX веком до н. э.
В Европе ранние христиане считали колокола типично языческими предметами. Показательна в этом плане легенда, связанная с одним из старейших колоколов Германии, носящим имя «Saufang» («Свиная добыча»). Согласно этой легенде, свиньи раскопали этот колокол в грязи. Когда его отчистили и повесили на колокольню, он проявил свою «языческую сущность» и не звонил до тех пор, пока не был освящён епископом.
Монтаж и настройка колоколов
Крупный колокол – это звучащее металлическое изваяние большой массы, поэтому он является механически и динамически активным элементом в воздействии на всю подвесную конструкцию, которая должна быть тщательно продумана как последовательный, амортизирующий механизм или система.
Звук и вес колокола являются основными критериями ещё на стадии проектирования колокольни, если это вновь возводимый храм, ибо необходимо учитывать:
а) ширину, высоту и количество проёмов для размещения колоколов и лучшего их звучания,
б) распределение нагрузок внутри колокольни в целом и на отдельных балках,
в) количество балок, их материал и сечение.
г) основное направление звука, а, следовательно –
д) установку помоста и удобство обзора звонаря.
МОНТАЖ КОЛОКОЛОВ начинается с их доставки и установки под стенами храма или колокольни. С этого момента начинается важное действие знакомства прихожан с будущим колокольным звоном, ибо важно услышать его, увидев и осязав ещё внизу. В этом скрыта тонкая символика распространения Благой Вести Христом ещё на земле, среди людей. Поэтому так важен внешний вид колоколов, о котором заботились и наши мастеровитые предки ещё много веков назад, так как их красота символизирует красоту всего Творения и призвана влиять собою на окружающий мир. Поэтому колокола освящают особым чином, ибо они призваны благовестить на все стороны света.
Поднимаются колокола на ярус звона с помощью передвижного автокрана. Далее, ручными лебёдками и талями заносятся внутрь. Следующим шагом в монтаже является грамотное расположение и правильный подвес колоколов. Русский колокольный звон троичен по своему составу, то есть в звоне присутствуют и басовые, и средние, и мелкие колокола. Звонарь находится там, где развешаны мелкие (зазвонные) колокола, следовательно, они должны быть расположены в направлении главного звукового потока, чтобы озвучивать основные смысловые пути движения людей вокруг храма. Как правило, это западный вход в храм, расположенный напротив алтаря. Но бывают и исключения из этого правила, так как вход в храм или близлежащая городская застройка корректируют это условие в индивидуальном порядке.
Колокола от 70 до 110 кг: полоса – 40 х 4 мм. Шпилька – 12 мм.
Колокола от 120 до 240 кг: полоса – 50 х 5. Шпилька – 14 мм.
Колокола от 400 до 650 кг: полоса – 80 х 6 (80 х 8). Шпилька – 20 мм.
Колокола от 680 до 1 т: полоса – 80 х 10. Шпилька – 24 мм.
Колокола от 1200 до 2 т: полоса – 100 х 10 (100 х 12). Шпилька – 28 – 30 мм.
Как правило, большая часть заказов формируется в данной весовой категории, поэтому подобные размеры подвесных элементов наиболее применимы. Что касается колоколов большего веса, то их подвесные устройства необходимо производить промышленным способом из более прочных сталей и большего сечения. Большие колокола оказывают активную динамическую нагрузку на всю подвесную систему колокольни, и все крепёжные элементы таких колоколов находятся во взаимной зависимости. Поэтому, в поступательной их последовательности от колокола к колокольне, должна быть создана демпфирующая цепочка узлов, позволяющая гасить сильные динамические нагрузки на всю систему подвеса и, следовательно, на кладку стен храма (см. статью «Колокольня – для колоколов»).
Эта цепочка начинается с подвеса языка, который издревле вешался на скрученные полосы кожи, а сейчас – на грузовые плетёные стропы. Именно тяжёлый язык большого колокола, ударяя о край, является основным источником колебаний всей системы подвеса. Если крепёж языка металлический, то нужно обустроить смягчение последовательного подвеса: уши – хомуты. Необходимым и важным условием гашения лишних вибраций, тряски и качания колокола после удара языка является правильное направление этого удара. Наиболее эффективным в этом отношении направлением вектора удара языка является его движение по балке, то есть вдоль той, как правило, верхней балки, которая является несущей. Тогда вибрации гасятся в опорной части хомутов по всей длине этой балки, а не интерферируют поперёк. Ещё одним важным условием гашения лишних вибраций является максимально близкое (несколько сантиметров) приближение маточника колокола к нижней части балки. Укорачивание длины подвесных хомутов при этом снижает динамическую инерционную раскачку всей конструкции. А в точке соприкосновения монтажного шкворня или шпильки с ушами колокола необходимо предусмотреть смягчающий материал. Лучшим из них является листовой полиуретан, скрученный и вставленный в уши колокола.
Следующий демпфирующий узел – верхняя часть балки. В современных храмах наиболее частым и простым решением подвесных конструкций является применение силового стального проката: двутавр, швеллер или профильная труба. Они прочны, однако отлично проводят вибрации. В этом случае верхняя часть балки тоже демпфируется полиуретаном, на полосы которого кладутся верхние узлы колокольных хомутов.
Но и это ещё не всё. Основные несущие конструкции колокольни – подвесные балки, не могут быть жёстко вмурованы в стены колокольни и сварены между собой. Как ни странно, но эта жёсткая посадка несёт не усиление, а ослабление всей системы подвеса, так как не может гибко противостоять динамическим нагрузкам. Поэтому концы всех балок, особенно главных крестовых, должны иметь зазоры на возможную динамическую подвижность – это первое, и на сезонное температурное сужение-расширение – это второе, дабы избежать риска разрушения кладки стен колокольни.
Важным условием работы звонаря является обустройство его рабочего места, которое называется – помост звонаря. К нему протягиваются все колокольные связи – верёвки, тросы, цепи, чтобы один человек мог свободно управлять множеством колоколов. При излишне высокой балке подвеса зазвонных колоколов и отсутствии возможности строить высокий помост, можно выбрать альтернативное решение – фальш-балка. Это профильная труба для развески лёгких колоколов, которая расположена под основной балкой на удобной высоте. Она висит на стальных полосах и дополнительно крепится к стене. Тем самым основной пролёт освобождается для подзвонных колоколов. Это тем более важно, если место на колокольне ограничено.
ЗАЗВОННЫЕ КОЛОКОЛА. Мелкими колоколами управляют группами: двойкой, а чаще тройкой или четвёркой. Это значит, что три или четыре языка колокола связаны в один узел и управляются одновременно одной рукой. Здесь требуется как мелкая виртуозная техника владения колоколами от самого звонаря, так и точная выверенная балансировка подвеса всей этой группы. Желательным условием лучшей управляемости этой группы колоколов являются условия их развеса:
1 – минимальное (1-2 см) расстояние между колоколами.
2 – такой расчёт длины крепёжных хомутов, чтобы нижние края колоколов были на одном уровне, независимо от их веса.
3 – расположение звонарного узла должно быть по центру всей группы и располагаться со стороны звонящей руки по удобству звонаря.
4 – высота нижних краёв колоколов зазвонной группы не должна быть выше плеча звонаря.
6 – уши всех колоколов не должны быть сильно затянуты между хомутами подвеса, во избежание искажения, зажатости звука. Для этого желательно использовать полиуретановые, виниловые или иные полужёсткие прокладки, дающие колоколу свободу, но не позволяющие ему свободно раскачиваться.
И ещё. В качестве некоторого отступления от технической темы. Зазвонные колокола создают особую утончённую атмосферу чувственного восприятия колокольного звона своей мелкой моторикой, поэтому недооценивать значение этих колоколов было бы ошибкой. Нельзя воспринимать звон лишь прагматично и утилитарно как акустическое явление. Довольно часто приходится слышать от звонарей про отказ от мелких. 3 – 5 кг. зазвонных колоколов, мол такие и не слышны, и только мешаются под руками. Однако звонкий маленький колокол не прибавляет силы к общему звучанию всего набора, он создаёт особую окраску всему звону, особую атмосферу утончённого воспарения и духовной чувственности. Он являет собою подобие приближения к Небу, как аналог особого духовного языка и звука. И этими возможностями пренебрегать нельзя.
ПОДЗВОННЫЕ КОЛОКОЛА. Центральным рабочим узлом управления является столбик, или пульт звонаря. Он обычно ставится на удобном расстоянии от левой руки и представляет собой столб с полукруглой металлической пластиной сверху и высотой 100 – 110 см от пола. По внешнему изгибу она имеет отверстия для крепежа «клавиш» управления подзвоном. Этих клавиш может быть две-три, а может быть больше десятка, в зависимости от колокольного набора. Самое главное, чтобы они располагались под рукой и на удобном расстоянии относительно друг друга, чтоб не путаться и не задевать соседние. Расположение «веером» наиболее удобное и отработанное годами. Материал этих клавиш может быть разным у каждого звонаря, лишь бы они не ранили руки в запале игры. Часто используют виниловые трубки, одетые поверх тросов или тонких цепей. В настройке тяг подзвонных колоколов необходимо соблюсти равномерную амплитуду хода «клавиш» и, по возможности, наиболее равномерную степень усилия при нажатии на них.
БЛАГОВЕСТНЫЕ КОЛОКОЛА. Управление большими, благовестными колоколами происходит посредством нажатия ногой на педали привода языковых тяг. Эта точка управления звоном всегда наиболее обсуждаемая в сообществе звонарей, так как стоять на одной ноге, работая по нескольким педалям другой, всегда бывает утомительно. Некоторые звонари даже устраивают сидячие звоны, но тогда возникает проблема облегчения динамики педалей. Однако, если благовестника всего два, и они не сверхтяжёлые, то особой системой перехватов усилий можно добиться средней силы нажатия. В данном случае педали лучше располагать под углом друг к другу – V-образно, чтобы, по необходимости, можно было опереться на пятку.
Но тогда справедливо возникает новый вопрос – а что делать и как располагать педали, если благовестников три или четыре, и их вес, например, от тонны до восьми тонн, где язык последнего весит порядка 250 кг. В звонах больших наборов колоколов, где присутствует такое количество благовестников, обычно участвуют двое звонарей, один из которых отдельно управляет несколькими тяжёлыми колоколами, и педали под них выносятся в сторону. Если большой благовестник предназначен для звона в оба края, то им также управляет отдельный звонарь. В таких случаях под педали используют довольно длинные (до 2-х метров) доски или металлические швеллера. Они дают необходимый рычаг силы для управления тяжёлым языком, но имеют большую амплитуду хода, что существенно сказывается на удобстве управления. Однако, если есть необходимость привести весь набор колоколов к управлению одним звонарём, то нужно продумать удобство педальной системы приводов всех благовестников. Здесь возникает аналогия с ручным «веерным» расположением тяг подзвонных колоколов. Необходимо продумать наиболее удобную точку для пятки ноги, и от неё строить «веер» педалей. В качестве основы под педали можно использовать 30 – 40 сантиметровые «гаражные» петли 4-мм толщины, подрезав под углом крепёжную створку которых, можно добиться наиболее удобного их расположения под ногой. Поверх узкой рабочей створки петли можно прикрепить более широкую трапецевидную деревянную или металлическую опору, чтобы передняя часть стопы точнее попадала на каждую педаль в процессе звона. В этом случае справедливо возникает вопрос: как компенсировать рабочую нагрузку педалей на тяжёлых языках, ведь только системой передачи тяг её не уменьшить до необходимой? Ответ прост – нужно задействовать дополнительную силу в этой системе тяг, которой могут служить обычные дверные возвратные пружины, благо, что они доступны и дёшевы в приобретении. Таким образом, к хвату языка крепится ещё один трос, на который последовательно закрепляется пружина. Монтируется эта дополнительная силовая тяга строго по направлению движения языка за балку или анкер. Если одной пружины не достаточно, то можно составить связку из двух или трёх, тем более что есть пружины с разной степенью прилагаемого усилия. Ещё такие пружины будут смягчать рывковые усилия при возврате языка в исходное положение.
Рассмотренные рабочие точки являются основными узлами управления тремя группами колоколов: 1 – правая рука – узел верёвочных тяг зазвонных колоколов. 2 – левая рука – рабочий столбик «веерных» тяг подзвонных колоколов. 3 – нога – система педальных приводов благовестников.
НАСТРОЙКА КОЛОКОЛОВ. Системой колокольных приводов является набор языковых тяг, сведённых к точке управления рукой для подзвонных колоколов, или ногой, для благовестников. Наилучшим элементом передачи усилий от языка к помосту звонаря является стальной оцинкованный трос. Плюсы его очевидны: он гибкий, лёгкий, долго не подвержен коррозии, на него не влияет влажность и температура, и он не растягивается настолько, чтобы быть неработоспособным как любая верёвка подверженная атмосферному воздействию и рабочей нагрузке. Единственный, возможно, недостаток троса – это его ломкость, особенно в местах зажима крепёжным элементом. Поэтому подобные узлы необходимо проверять: если видны тонкие лопнувшие нити троса, то он скоро оборвётся. Нежелательно применять тросы в виниловой оплётке, так как при сезонных перепадах температур и влажности оплётка трескается, и в эти трещины проникает влага, способствующая быстрой коррозии троса.
Древняя и могучая история русских колоколов
Наверное, вы много раз слышали колокольный звон, но не задумывались об истории этого удивительного музыкального инструмента? И знаете ли вы что такое колокол?
История
Колокол – это ударный музыкальный инструмент, состоящий из полой области, являющейся источником звука и подвешенного к ней языка, который ударяет о купол.
В России колокола появились в 10 веке вместе с принятием христианства. Они выполняли различные функции: отстукивали время, созывали на вече, звали на службу в церкви, с помощью них били набат, оповещали о пожаре. Большие колокола на Руси начали делать позже в 14-15 веке, при появлении металлургических заводов. Литейщики в те времена создали множество удивительных больших подобных инструментов.
После 1917 г. русские колокола отливали на частных заводах, а в 1930 г. это промысел был прекращен вообще. И в 90-е годы, когда возобновляли это древнейшее искусство, многому пришлось учиться заново.
Из чего изготавливали колокол
С историей колоколов на Руси мы уже ознакомились. Но из какого же металла их отливали? Интересным фактом является то, что для них создавали особый специальный металл, состоящий из сплава меди и цинка.
Большой Успенский колокол
Знали ли вы, что этот колокол является самым тяжелым из действующих в России? Да-да! Он был отлит в сентябре 2003 года на Балтийском заводе города Санкт-Петербурга. Его вес составляет 74 тонны. Был перелит из останков предшествующего колокола, разрушенного в войне с французами в 1812 году. Также в его сплав добавили бронзы из пушек, которые были отняты, как трофеи. Отлил его 90-летний мастер – Яков Завьялов.
Вечевой Новгородский колокол
Слышали ли вы, что история этого предмета полна множества легенд? В 1478 году Иван 3 присоединил Новгород к Московскому княжеству, и новгородский колокол был снят с колокольни и перевезен в Москву, где его определили на звонницу в Успенский собор. Потом он был перелит в набатный, который находился в небольшой полубашенке рядом со Спасскими воротами.
А в 1861 году из-за того, что он испугал Федора Алексеевича был сослан в Николо-Карельский монастырь. Народ не хотел соглашаться с участью колокола и сочинил много сказаний о нем. Самой известной легендой является то, что он не хотел быть в Москве.
А при его перевозе разбился на кручах валдайских и тем самым стал родителем колокольчиков Валдая, которые бродят по российским дорогам и поют песни о том, что они в скором времени вернутся в Новгород, который возродит свою былую славу.
Угличский набатный ссыльный колокол
Чем же так провинился этот экземпляр, что его наказали? В 1951 году он известил город Углич о смерти царевича Дмитрия и тем самым вызвал сильные народные волнения. В наказание за это колокол сбросили с колокольни, отсекли язык и сослали в Сибирь. На данный момент он находится в качестве экспоната в Угличском музее.
Благовестный колокол Саввино – Старожевского монастыря
Знали ли вы, что этот объект является символом Звенигорода? Да, он украшает герб этого славного города. Был отлит мастером Александром Григорьевым и имеет вес – 35 тонн. Его звучание считают одним из самых красивых, гармоничных и прекрасных во всем мире.
Соловецкий пленный колокол
В 1854 году англичане атаковали Соловецкий монастырь, после ведения жестоких боев и проявления храбрости монахов, эта благословенная земля все же выстояла. Но при своем отступлении англичане захватили колокол.
Царь-колокол
Никогда не задумывались, что этот экземпляр является самым большим в мире. И это, несомненно, так. А еще его называют памятником русским литейщикам. Символ начали создавать во времена Бориса Годунова. За весь этот период он дважды был разрушен на пожарах и восстанавливался, с каждым разом увеличивая свою массу.
При Анне Иоанновне он уже весил более 200 тонн и работы по его восстановлению велись прямо на площади. В 1737 году его перекрытие загорелось, в результате колокол треснул и от него отвалился кусок, тяжестью 11,5 тонн.
Колокола Ростова Великого
Самыми знаменитыми являются «Лебедь», «Полиелейный», «Сысой». Их мелодии слушали еще в давние времена вся царская семья. Также на звоннице находятся и другие: «Голодарь», «Баран», «Красный», «Козел» и множество прочих более мелких.
Колокола Троицко-Сергиевой лавры
Ажурная и белокаменная колокольня Троицко-Сергеевой лавры считается одной из самых красивых. Первым колоколов, который был отлит для ее ансамбля — «Чудотворцев», созданный в 1420 г, на средства Бориса Годунова отлили «Лебедь». В 1602 году колокольне был подарен еще один экземпляр из Москвы, который получил имя «Годуновский».
Большой торжественный колокол
Является главным колоколом Храма Христа Спасителя в Москве, также именуемый «Царский». Он весит 1654 пуда и 20 фунтов, а в диаметре обладает 5-ю аршинами. Литейный мастер на нем сотворил 6 изображений: Спасителя, Матери Божией, Иоана Предтечи и трех Российских императоров: Александр I, Александр II, Николая I. Его звучание можно услышать по большим православным великим праздникам.
Херсонский колокол
Он был отлит из трофейных пушек в 1778 году для церкви Николая Чудотворца в память о подвигах русских матросов и солдат. В начале 19 века был вывезен в Севастополь и волею случая попал на колокольню Собора Парижской Богоматери. Но благодаря усилиям дипломатов, был возвращен на родину и ныне служит «туманным», предупреждая корабли. На данный момент является одним из исторических памятников Севастополя.
Заключение
В России было очень много мастеров литейных дел, которые создавали не просто колокола, а настоящие шедевры. Мы подобрали для вас информацию о самых больших и знаменитых, имеющих удивительные истории своего существования.
Колокол
Колокол в Воскресенской церкви в Томске
Изготовление и употребление колоколов относится к глубокой древности, колокола были известны евреям, египтянам, римлянам…
Ударный музыкальный и сигнальный инструмент, состоящий из полого купола (источника звука) и подвешенного по оси купола языка, возбуждающего звук при ударе о купол.
О колоколах
Колокол может висеть или быть закрепленным на качающемся основании краями купола вверх; в зависимости от конструкции звук возбуждается качанием либо купола (точнее, основания, на котором он закреплён), либо языка.
В Западной Европе чаще раскачивают купол, в России — язык, что позволяет создавать чрезвычайно большие колокола («Царь-колокол»). Известны также колокола без языка, по которым бьют снаружи металлической или деревянной колотушкой.
Обычно колокола делают из так называемой колокольной бронзы, реже из железа, чугуна, серебра, камня, терракоты и даже из стекла.
Этимология
Слово звукоподражательное, с удвоением корня (*kol-kol-), в древнерусском языке известно с XI века. Восходит предположительно к древнеиндийскому *kalakalah — «неясный глухой звук», «шум», «крик» (для сравнения в хинди: колахал — «шум»).
Форма «колокол» сформировалась, вероятно, по созвучию с общеславянским *kol — «круг», «дуга», «колесо» (для сравнения — «колесо», «около» (во’круг’), «коловорот» и т. д.) — по соответствию формы.
В других индоевропейских языках встречаются родственные по происхождению слова: лат. calare — «созывать», «восклицать»; др.-греч. κικλήσκω, др.-греч. κάλεω — «звать», «созывать»; литовское kankalas (от kalkalas) — колокол и другие.
На Востоке кампаны появились в IX веке, когда венецианский дож Орсо I подарил 12 колоколов императору Василию Македонянину.
Использование колоколов
В настоящее время колокола широко используются в религиозных целях (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов богослужения)
В музыке, в качестве сигнального средства на флоте (рында), в сельской местности небольшие колокольчики вешаются на шею крупному скоту, маленькие колокольчики часто используются в декоративных целях.
Известно употребление колокола в общественно-политических целях (как набат, для созыва граждан на собрание (вече)).
История колокола
История колокола насчитывает более 4000 лет. Самые ранние (XXIII—XVII век до н. э.) из найденных колоколов имели небольшие размеры и были изготовлены в Китае.
Легенды
В Европе ранние христиане считали колокола типично языческими предметами. Показательна в этом плане легенда, связанная с одним из старейших колоколов Германии, носящим имя «Saufang» («Свиная добыча»). Согласно этой легенде, свиньи раскопали этот колокол в грязи.
Когда его отчистили и повесили на колокольню, он проявил свою «языческую сущность» и не звонил до тех пор, пока не был освящён епископом.
В средневековой христианской Европе церковный колокол был голосом церкви. На колоколах нередко помещали цитаты из Священного Писания, а также символическую триаду — «Vivos voco. Mortuos plango. Fulgura frango» («Живых зову. Мертвых оплакиваю. Зарницу укрощаю»).
Уподобление колокола человеку выражается в названиях частей колокола (язык, тулово, губа, уши). В Италии до сих пор сохраняется обычай «крестин колокола» (соответствует православному освящению колокола).
Колокола в церкви
В церкви колокола используются приблизительно с конца V века, первоначально в Западной Европе. Существует предание, в котором изобретение колоколов приписывается Св. Павлину, Епископу Ноланскому на рубеже IV и V веков.
Некоторые, заблуждаясь, утверждают, что церковные колокола в Россию пришли с Запада. Однако в западноевропейских странах звон создаётся с помощью расшатывания колокола. А в России чаще всего ударяют языком о колокол (поэтому назывались — язычные), что придаёт особенное звучание.
Кроме того, такой способ звона уберегал колокольню от разрушения и давал возможность устанавливать огромные колокола, а археологи в древних курганах находят множество маленьких колокольчиков, используя которые наши далёкие предки проводили ритуальные обряды и поклонялись богам и силам природы.
В 2013 году в филипповских курганах (близ Филипповки Илекского района Оренбургской области, в междуречье Урала и Илека, Россия) археологи нашли огромный колокол датируемый V—IV в. до н. э.
Надписи на колоколах читались справа налево, так как буквы вырезали по форме обычным порядком.
После 1917 г. литье колоколов продолжалось на частных заводах в 1920 гг. (эпоха НЭПа), но в 1930-е прекратилось полностью. В 1990-е гг. многое приходилось начинать с нуля. Литейное производство освоили такие гиганты как московский ЗИЛ и санкт-петербургский Балтийский завод.
На этих заводах изготовлены нынешние колокола-рекордсмены: Благовестник 2002 г. (27 тонн), Первенец 2002 г. (35 тонн),Царь-колокол 2003 г. (72 тонны).
В России принято делить колокола на три основные группы: большие (благовестники), средние и малые колокола.
Размещение колоколов
Наиболее простым и экономически выгодным вариантом размещения церковных колоколов является примитивная звонница, выполненная в виде перекладины, укреплённой на невысоких столбах над землёй, что даёт возможность звонарю работать непосредственно с земли.
Недостатком такого размещения является быстрое затухание звука, и колокол потому слышен на недостаточно большом расстоянии.
В церковной традиции первоначально был распространён архитектурный приём, когда специальную башню — колокольню — устанавливали отдельно от здания церкви.
Это позволяло заметно увеличить дальность слышимости звука. В древнем Пскове звонница нередко включалась в конструкцию основного здания.
В более позднее время появилась тенденция пристраивать колокольню к уже имеющемуся зданию церкви, что нередко производилось формально, без учёта архитектурного облика церковного здания.
Классический колокол как музыкальный инструмент
Колокола средних размеров и колокольчики включены уже давно в разряд ударных музыкальных инструментов, имеющих определённую звучность.
Колокола бывают различных величин и всех строев. Чем колокол больше, тем ниже его строй. Каждый колокол издаёт только один звук. Партия для колоколов средних размеров пишется в басовом ключе, для колоколов малых размеров — в скрипичном. Колокола средних размеров звучат октавой выше написанных нот.
Применение колоколов более низкого строя невозможно вследствие их размеров и веса, которые препятствовали бы их помещению на сцене или эстраде.
В XX в. для имитации колокольного звона используются уже не классические колокола, а так называемые оркестровые колокола в виде длинных трубок.
Набор маленьких колокольчиков (Glockenspiel, Jeux de timbres, Jeux de cloches) был известен в XVIII столетии, их применяли изредка Бах и Гендель в своих произведениях. Набор колокольчиков был впоследствии снабжён клавиатурой.
Такой инструмент применил Моцарт в своей опере «Волшебная флейта». В настоящее время колокольчики заменены набором стальных пластинок. Этот весьма употребительный в оркестре инструмент называется металлофоном. Играющий бьёт по пластинкам двумя молоточками. Этот инструмент иногда снабжён и клавиатурой.
Колокола в русской музыке
Колокольные звоны стали органичной частью музыкального стиля и драматургии произведений русских композиторов-классиков как в оперном, так и в инструментальном жанрах.
— Ярешко А. С. Колокольные звоны в творчестве русских композиторов (к проблеме фольклор и композитор)
Колокольный звон широко применялся в творчестве русских композиторов XIX века. М. Глинка использовал колокола в заключительном хоре «Славься» оперы «Иван Сусанин» или «Жизнь за царя», Мусоргский — в пьесе «Богатырские ворота…» цикла «Картинки с выставки» и в опере «Борис Годунов».
Бородин — в пьесе «В монастыре» из «Маленькой сюиты», Н. А. Римский-Корсаков — в «Псковитянке», «Сказке о царе Салтане», «Сказании о невидимом граде Китеже», П. Чайковский — в «Опричнике».
Одна из кантат Сергея Рахманинова получила название «Колокола». В XX веке эта традиция была продолжена Г. Свиридовым, Р. Щедриным, В. Гаврилиным, А. Петровым и другими.
Наука
Наука, изучающая колокола, называется кампанология (от лат. campana — колокол и от λόγος — учение, наука).
Колокол и жизнь
На протяжении многих веков колокола сопровождали своим звоном жизнь народа. Звук вечевого колокола был сигналом к народным собраниям в древнерусских феодальных республиках Новгороде и Пскове,— недаром А. Н. Герцен назвал «Колоколом» свой журнал, посвященный борьбе с самодержавием. Маленькие и огромные, из различных материалов, они сопровождали русский народ из века в век.
Карильон
Название — от (фр. carillon). В отличие от курантов, способных исполнять лишь ограниченное количество произведений, предусмотренных при изготовлении подобно тому, как это имеет место музыкальной шкатулке, кариллон представляет собой подлинный музыкальный инструмент, позволяющий исполнять весьма сложные музыкальные пьесы. Карильон установлен на колокольне Петропавловского собора в Петербурге по инициативе бельгийского карильониста Йозефа Виллема Хаазена в начале XXI века.
Первые упоминания на Руси
В русских летописях впервые о колоколах упоминается 988 год. В Киеве были колокола при Успенской (Десятинной) и Ирининской церквях. Археологические находки позволяют считать, что в древнем Киеве колокола отливались еще в начале XIII века. В Новгороде колокола упоминаются при храме св. Софии в самом начале XI в. В 1106 г. прп. Антоний Римлянин, прибыв в Новгород, слышал в нем «великий звон». Также упоминаются колокола в храмах Полоцка, Новгород-Северского и Владимира на Клязьме в конце XII в.
Имена колоколов
«Неблагочестивые» имена колоколов не обязательно свидетельствуют об их отрицательной духовной сущности: зачастую речь идет исключительно о музыкальных погрешностях (так, на знаменитой ростовской звоннице имеются колокола «Козёл» и «Баран», названые так за резкий, «блеющий» звук, и, наоборот, на звоннице Ивана Великого один из колоколов назван «Лебедем» за высокий, чистый звук).
«Очищающее действие»
Вера в то, что при помощи удара в колокол, колокольчик, барабан можно избавиться от нечистой силы, присуща большинству религий древности, от которых колокольный звон и «пришёл» на Русь. Звон колокольчиков, как правило — коровьих, а иногда и обычных сковород, котлов или другой кухонной утвари по древним поверьям, бытующим в разных регионах планеты, защищал не только от нечисти, но и от непогоды, хищного зверья, грызунов, змей и прочих гадов, изгонял болезни.
Великие колокола
Развитие русского литейного искусства позволило создать непревзойденные в Европе колокола: Царь-колокол 1735 г. (208 тонн), Успенский (действует на колокольне Ивана Великого) 1819 г. (64 тонны), Царь в Троице-Сергиевой Лавре 1748 г (64 тонны, уничтожен в 1930 г.), Ревун (действует на колокольне Ивана Великого) 1622 г. (19 тонн).
Сигнальные колокола
Колокол, издающий громкий и резко нарастающий звук, издревле широко использовался в качестве средства сигнализации. Колокольный звон использовался для информирования о чрезвычайных ситуациях или нападения неприятеля. В прошлые годы до развития телефонной связи с помощью колоколов передавались сигналы пожарной тревоги. Услышав звон пожарного далёкого колокола следовало немедленно ударить в ближайший. Таким образом сигнал о пожаре быстро распространялся по населённому пункту. Пожарные колокола были неотъемлемым атрибутом присутственных мест и других публичных учреждений в дореволюционной России, а местами (в отдалённых сельских населённых пунктах) сохранились и до настоящего времени. Колокола применялись на железной дороге для подачи сигналов отправления поездов. До появления проблесковых маячков и специальных средств звуковой сигнализации на гужевых повозках, а позже и на автомобилях экстренных служб устанавливался колокол. Тональность сигнальных колоколов делалась отличной от церковных. Сигнальные колокола также называли набатными. На кораблях издавна используется рында — «судовой (корабельный) колокол», для подачи сигналов экипажу и другим судам.
В оркестре
В прошлом композиторы поручали этому инструменту исполнение выразительных мелодических рисунков. Так, например, поступил Рихард Вагнер в симфонической картине «Шелест леса» («Зигфрид») и в «Сцене волшебного огня» в заключительной части оперы «Валькирия». Но позднее от колоколов в основном требовалась только сила звука. С конца XIX в театрах стали применять колокола-колпаки (timbres) из литой бронзы с довольно тонкими стенками, не столь громоздкие и издающие более низкие звуки, чем набор обыкновенных театральных колоколов.
Куранты
Набор колоколов (всяких величин), настроенных по диатонической или хроматической гамме, называется курантами. Такой набор больших размеров помещается на колокольнях и находится в связи с механизмом башенных часов или клавиатуры для игры. При Петре Великом на колокольнях церкви св. Исаакия (1710) и в Петропавловской крепости (1721) были помещены куранты. На колокольне Петропавловской крепости куранты возобновлены и существуют доныне. Куранты находятся также в Андреевском соборе в Кронштадте. На ростовской соборной колокольне настроенные куранты существуют с XVII столетия, со времени митрополита Ионы Сысоевича.
Авторские права
Вы можете приобрести изделия народных художественных промыслов в магазине «Русские ремёсла»!
Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Мы предлагаем традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.
Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.