На чем высаживались американцы в нормандии
Высадка союзников в Нормандии: 10 малоизвестных фактов
Высадка морской пехоты проводилась на участке побережья шириной 80 км между устьем реки Орн и коммуной Озвиль, который был разделён на пять основных секторов вторжения: «Юта», «Омаха», «Голд», «Джуно» и «Сворд»
6 июня 1944 года британские, американские, канадские вооруженные силы высадились на побережье Нормандии, осуществив таким образом вторжение на территорию Франции.
Эта высадка была первой частью стратегической операции «Оверлорд», предусматривавшей захват союзниками северо-западной Франции.
К концу того дня в Нормандии, несмотря на плохую погоду и упорное сопротивление немецких войск, высадились 156 тысяч солдат и офицеров.
Всего в течение «Дня Д» в английском и американском секторах было высажено пять пехотных, три воздушно-десантные дивизии и танковая бригада. Им удалось захватить береговую полосу глубиной от 3 до 5 км. Плацдармы были полностью освобождены от противника только 7 июня. Высадка морского десанта в Нормандии была крупнейшей в мировой истории морской десантной операцией.
Одиннадцать месяцев спустя Германия капитулировала.
Мы подготовили для вас 10 интересных фактов о высадке в Нормандии, о которых вы, возможно, не знали раньше.
1. Поиск фотографий
Еще в 1942 году Би-би-си объявила о том, что собирает фотографии и открытки с побережья Европы, от Норвегии до Пиренеев. На самом деле это был способ сбора разведданных о подходящих для высадки союзников пляжах.
Так и была выбрана Нормандия.
Миллионы фотографий были в конечном итоге отправлены в министерство обороны, там при помощи активистов французского Сопротивления и воздушной разведки смогли определить точные места для десантирования.
Автор фото, Getty Images
Остатки искусственной гавани в Нормандии, сохранившиеся с 1944 года
2. Призрачная армия
Союзники приложили немало усилий, чтобы убедить немцев в том, что высадка будет происходить в районе Кале-Булонь, а не в Нормандии.
Для дезинформации противника использовались различные средства: радио, пресса, сооружение ложных макетов районов высадки, возведение целых городков и специальных аэродромов.
Муляжи военных баз были развернуты в Кенте для введения в заблуждение воздушной или агентурной разведки противника.
Там установили манекены и макеты, включая надувные танки, был устроен целеноправленный вброс дезинформации, и в итоге немцы действительно поверили, что союзники планируют вторжение через Па-де-Кале и Норвегию.
Даже после «Дня Д» немцы держали главные силы в районе Кале, ожидая второго вторжения.
3. Двухмиллионная армия
К 1944 году более двух миллионов военнослужащих из более чем 12 стран находились в Великобритании, готовясь к вторжению.
В «День Д» силы союзников состояли в основном из войск США, Великобритании и Канады, но также включали в себя австралийские, бельгийские, чешские, голландские, французские, греческие, новозеландские, норвежские, родезийские (ныне Зимбабве) и польские морские, воздушные и наземные службы поддержки.
Французский плакат времен Второй мировой войны гласит: Все вместе для общей победы
4. Мониторинг погоды
Организаторы операции очень тщательно выбирали день для высадки.
Изначально была выбрана дата 5 июня, но в итоге операция задержалась на 24 часа из-за плохой погоды.
5. Туфли фрау Роммель
На самом деле прогноз погоды был настолько неутешителен, что командующий немецкими войсками в Северной Франции фельдмаршал Эрвин Роммель был абсолютно уверен: никакой высадки не будет. Поэтому он отправился домой, чтобы преподнести своей жене пару новых туфель в подарок на ее 50-летний юбилей.
Когда стало известно о высадке союзников, Роммель был в Германии.
Правда о высадке американцев в Нормандии. Июнь 1944.
Как я уже рассказывал, в своей книге «Уна и Сэлинджер» про историю любви Джерома Селинджера и Уны Чаплин, Фредерик Бейгбедер поднимал и вопросы, непосредственно не относящиеся к их роману.
Любопытно было почитать о некоторых фактах, не вошедших в школьные учебники Франции.
Итак, слово Бейгбедеру.
Примите во внимание, что во время сортировки картинки перемешались и никакого хронолигического, да и вообще порядка в них нет.
Этого нет ни в фильме «Самый длинный день» (The longest day ), ни в картине про спасение солдата Райана.
А именно, школьникам не говорят о том, что:
— Большинство солдат были под воздействием наркотиков или пьяны (ровно как в1914 году) ;
— Очень многие мочились и обделывались от страха, отчего сильно воняли ;
— В освобождённых деревнях совершалось очень много изнасилований.
Солдатам американской армии, (как и немецкой) было обещано, что они будут иметь дело с борделем Европы.
— Многие француженки отдавались за кусок хлеба или мыла, за пакет сигарет Lucky Strike, плитку шоколада Hershey’s или даже за жвачку.
Ян Карский ( Jan Karski ) (фото) ещё в конце 1942 года сообщал об уничтожении евреев.
Согласно Раулю Хильбергу ( Raul Hilberg ), президент Рузвельт всерьёз рассматривал возможность высадки союзников весной 1943, но отложил это мепроприятие на год и три месяца, и нацистская машина смерти работала вплоть до апрел и я 1945 года.
1,3 миллиона евреев были умерщвлены за этот период (весна 1943-весна 1945) ;
В американском журнале Life были опубликованы фотографии из Варшавского гетто),
Вот некоторые из этих фотографий, создающие порой несколько более идиллическую картину, чем это было на самом деле.
Американские войска состояли по большей части из негров (их было примерно 50 000 человек), и звали их « the segregated ».
Им было отказано в участии в параде по Елисейским Полям для того, чтобы « обелить » образ американской армии ; в этой войне, ведшейся против расизма, высокопоставленные американские руководители повели себя как заурядные куклусклановцы.
« Negroes » обвиняли во всём и наказывали жёстче, чем белых в трибуналах.
(96 человек были казнены за убийства и изнасилования), что позволило, уже в наши дни,
правым партиям во Франции, выступать вот с такими пропагандистскими фотографиями, возможно сфотошопленными;
Во Франции было 200 концлагерей : но говорят только о Дранси, где создано нечто вроде музея.
На фото вверху: вид лагеря Дранси сверху. Фото ниже: тот же лагерь в Дранси.
При этом все напрочь забывают о лагерях в Сен-Дени, Компьене, Муленз, Роменвиле, Френ, Виши.
Десятки тысяч измождённых, умирающих от голода заключенных были освобождены из этих лагерей союзниками на французской территории ;
Перечень разрушенных городов и сёл слишком длинен.
— Жёны немецких солдат стреляли в американцев, вследствие чего некоторые французские гражданские, принятые за снайперов, расстреливались на месте американскими солдатами ;
— Сотни гитлеровцев были растреляны, когда выходили из бункеров с поднятыми руками ; но иным давали сигареты или шоколад в обмен на сдачу в плен;
— Некоторые из солдат грабили трупы, например отдирали золотые зубы с помощью штык-ножа; порой фриц ещё был жив, когда ему взрезали дёсны;
— Немцы, со своей стороны, не брали никого в плен ( например, парашютистам, раненным при приземлении, просто перерезали горло) ;
— Некоторые особо фанатичные из немецких солдат притворялись, что сдаются, а потом стреляли с криками « Heil Hitler » после чего их превращали в решето, само собой ; многие, впрочем, просто кончали с собой в бункерах, как японцы ;
— В недели после высадки в Нормандии немецкая защита часто состояла из подростков 13-17 лет.
Сдаваясь, они рыдали, а французы забивали их до смерти ;
— В Вермахте дезертиры были редкостью, потому что за это следовала смертная казнь. В US Army, за дезертирство был казнён лишь один солдат – Эдди Словик;
Как ты думаешь, они бы поехали умирать за Арканзас?
«Мясной фарш», недоверчивый Черчилль и погодное «чудо»: как происходила высадка союзников в Нормандии
75 лет назад в ходе Второй мировой войны состоялась высадка союзнических войск в Нормандии, в результате которой был открыт Второй фронт – событие, которого Советский Союз ждал несколько лет. Сегодня эта операция, ставшая самой крупной в мировой истории десантной высадкой, широко известна как «День Д» (англ. D-Day) или операция «Нептун». Операция была проведена силами войск США, Великобритании, Канады и их союзников.
Вторжение во Францию началось 6 июня 1944 года с высадки 156 000 солдат на побережье Нормандии и проводилось в два этапа. Первый этап представлял собой воздушно-десантную операцию по десантированию 24 тысяч британских, американских, канадских и французских парашютистов после полуночи. Второй этап состоял из морской десантной операции, которая началась в 6:30 утра, и ряда дезинформационных операций, целью которых было ввести немцев в заблуждение относительно настоящего направления вторжения
Почему высадка состоялась лишь в 1944 году? Кто был ее главным инициатором и как она помогла Советскому Союзу? И, наконец, как именно союзникам удалось обмануть внимание немцев? Об этом и многом другом мы попросили рассказать военного историка, кандидата исторических наук Алексея Исаева.
– Алексей, говоря о высадке союзников в Нормандии, хочется прежде всего поговорить о сроках. Советский Союз, насколько я понимаю, ждал открытия Второго фронта еще в 1942 и 1943 годах, когда Красная армия несла особенно большие потери. Но Британия и США тянули время. Что все-таки стало главным толчком к тому, чтобы наконец осуществить высадку? Я встречала несколько версий: первая – ключевым мотивом для Черчилля и Рузвельта было вступление СССР в войну с Японией, вторая – именно США первыми поняли, что если затягивать открытие Второго фронта, то Красная армия разобьет Гитлера и возьмет Берлин без всякого участия американских и британских войск. Что из этого ближе к истине?
– Главным «толкачом» того, чтобы высаживаться в Нормандии, были Соединенные Штаты. США с самого начала, с 1941 года, проводили такую политику: в первую очередь – Европа, во вторую очередь – Тихий океан. Соответственно, они были крупно заинтересованы в том, чтобы быстрее закончилась война в Европе и они могли переключить свои ресурсы, согласно избранной стратегии, на Тихий океан. В связи с этим они настаивали на максимальном ускорении высадки и осуществили ее, как только для этого сложились предпосылки.
– Но почему и США, и Британия так долго тянули время?
Здесь все определялось политикой двух стран, которые могли создавать большинство на совещаниях – это Соединенные Штаты и Советский Союз. Обе эти страны были заинтересованы в том, чтобы как можно раньше завершить войну в Европе. США даже взяли более осторожных англичан шантажом, когда было сказано: если [Второй фронт будет открыт] не в 1944-м, то мы меняем стратегию и переключаемся на Тихий океан.
– Правда ли, что из всех западных союзников именно Британия проявляла наибольшее недоверие к Советскому Союзу? На это указывает, к примеру, тот факт, что Черчилль изначально был против передачи русским информации о точной дате начала десанта в Нормандии. В чем причина этого?
– Недоверие, безусловно, присутствовало. Здесь британцев, скорее, пугала возможность утечек. СССР не доверяли в том плане, что разведывательные данные могли утечь куда-то по дипломатическим или военным каналам. Любая операция сильно зависит от того, чтобы она не была вскрыта разведкой противника, а высадка – тем более. Поэтому недоверие присутствовало со всех сторон, и здесь не надо далеко ходить за примерами. Дело даже не в том, что Советскому Союзу не сообщали даты высадки, а, например, не сообщали ценнейшую разведывательную информацию, добытую путем взлома немецких шифров. Вся эта информация попадала к советскому руководству исключительно через Кембриджскую пятерку, официальными путями из нее просачивались крохи. Это тоже было одним из следствий недоверия к Советскому Союзу – как политического, так и военного.
– Среди значимых событий высадки в Нормандии в большинстве источников упоминается операция «Мясной фарш». Ее провела британская разведка, подбросив противнику тело бездомного, одетого в форму английского морского офицера с важным пакетом. Таким образом удалось убедить Гитлера в том, что высадка произойдет в Сицилии – по крайней мере, так пишут. Но я также читала, что в июне 1944 года был проведен целый ряд дезинформационных операций: «Глиммер», «Таксабл» и другие. Так все-таки каково было значение операции «Мясной фарш» для последующего успеха союзников?
– Операция «Мясной фарш» относилась к Сицилии 1943 года. Однако дезинформационные операции проводились и перед «Днем Д», я имею в виду операцию Fortitude. Это массированная дезинформационная кампания, связанная в том числе с личностью генерала Джорджа Паттона – одного из лучших американских командиров, который вводил немцев в заблуждение, убеждая их, что высадка будет в районе порта Кале. И Fortitude имел больше влияния, чем какие-то действия англичан. А если говорить о ключевом (хотя и частном) для операции решении, то это было лишение немцев информации о погоде. Все станции метеоразведки в Северной Атлантике, которые в основном действовали в интересах подводных лодок, были вычищены войсками союзников. В результате союзники знали, что к побережью движется область хорошей погоды и у них будет несколько дней гарантированно ясной погоды на высадку, а немцы об этом не знали. Поэтому генерал Эрвин Роммель, командующий немецкой группой армий «Б» на Западе, уехал к своей семье и в первый день операции не мог давать своих ценных руководящих указаний, что тоже стало одной из предпосылок для успеха высадки.
– В интернете приводятся совершенно чудовищные данные о погибших во время десантной операции мирных жителях: кое-где пишут, что во время высадки погибло от 15 до 20 тысяч мирных французов – в основном в результате бомбардировок союзной авиацией. Есть ли у вас сведения на этот счет?
Фото: imago stock&people/TASS
– В заключении скажите, можно ли все-таки назвать успех этой высадки фатальным для вермахта и решающим для исхода всей войны в целом?
– Это, конечно, один из поворотных моментов, но если говорить о том, что переломило ход войны, то большее значение имела победа советских войск под Сталинградом. А «День Д» – это операция, которая ускорила окончание войны. Если бы союзники отложили высадку, то об окончании войны в мае 1945 года речи бы не было – пришлось бы возиться дольше. А так как высадились в июне 1944 года, это резко ускорило события. Произошел ускоренный разгон немцев с двух сторон с растаскиванием их резерва на три направления, и коллапс третьего рейха пошел ускоренными темпами.
«Нептун» выходит на берег: девять фактов о высадке союзников в Нормандии
Девять фактов о высадке союзников в Нормандии
Высадка союзников в Нормандии 6 июня 1944 года – операция «Нептун» – стала крупнейшим морским десантом за всю историю Второй мировой войны, да и вообще за всю историю войн, которые вело человечество. Свыше 150 тысяч человек и почти 7000 кораблей, из которых более 1200 были боевыми, более 11 500 самолетов – такого масштаба операцию даже трудно себе представить. Но удивительно не то, что высадка состоялась; гораздо удивительнее то, что она оказалась успешной. Вермахт и руководство Германии ждали этой высадки почти два года, лихорадочно готовились к ней, возводили невероятные противодесантные сооружения, но вся эта подготовка оказалась бесполезной. Впрочем, нужно отдавать себе отчет: в немалой степени успеху операции «Нептун» способствовали мужество и героизм Красной армии, перемалывавшей на Восточном фронте самые боеспособные части германской армии. На Западном фронте гитлеровцы держали гораздо менее боеспособные дивизии, в чем и убедились английские и американские десантники и пехотинцы.
Кто придумал операцию «Нептун»
Союзники начали планирование операции по высадке во Франции в конце января 1943 года, и тогда она еще не носила названия «Нептун». Ответственным за разработку деталей плана назначили британского генерал-лейтенанта Фредерика Моргана, получившего назначение на должность начальника штаба Верховного командования союзных экспедиционных сил. Первый вариант подготовленного руководством Моргана плана высадки был готов к 1 марта, но как только союзники предприняли первые шаги по его воплощению, начались корректировки. Самое, пожалуй, серьезное предложение, обеспечившее в итоге успех высадки, внес британский генерал Бернард Монтгомери. Он настаивал на том, что первоначально запланированная численность десанта – три дивизии в первом эшелоне и шесть во втором – категорически недостаточна. В итоге численность войск выросла до полутора сотен тысяч человек, что обеспечило союзникам существенный перевес в силе над соединениями вермахта, оборонявшими побережье Франции.
Цель – Нормандия!
Весь опыт десантных операций и Первой, и Второй мировых войн говорил о том, что наиболее успешной высадка будет в том случае, если в самом ее начале удастся захватить крупный порт. Это было очевидно командованию союзников. Но столь же очевидно это было и для командования вермахта. Крупнейшие порты на ближайшем к Великобритании побережье Франции – Кале и Булонь-Сюр-Мер – были, пожалуй, самыми защищенными с точки зрения противодесантной обороны. И тогда выбор разработчиков операции пал на Нормандию, где плотность гитлеровской обороны была ниже, а глубина ее меньше. Крупных портов в тех местах не было, а идея высаживать на длинные песчаные пляжи крупный десант, способный взломать прибрежные укрепления и захватить серьезный плацдарм, выглядела утопической. Этим заблуждением и воспользовались союзники, выбрав в качестве места высадки Нормандию. К тому же до нее могли свободно долетать истребители союзников, а обеспечение господства в воздухе было одним из важнейших условий операции.
Обмануть «Атлантический вал»
В ожидании высадки союзников германские войска успели построить на побережье Франции, Бельгии, Голландии, Германии, Дании и Норвегии линию прибрежных укреплений длиной 2685 км – так называемый «Атлантический вал». В линию укреплений входили мощные казематы с крупнокалиберной артиллерией, ДОТы, вооруженные крупнокалиберными и обычными пулеметами, инженерные заграждения, наземные и подводные минные поля… Но прочность этого «вала» не везде была одинаковой. Самые сильные укрепления возводились в той части побережья, которая была ближе всего к Британским островам. И командование союзников сделало все для того, чтобы убедить немцев: да, именно на этом участке и планируется высадка десанта. В ход пошло все: дезинформация и «случайные» утечки в прессу, фальшивые полевые лагеря неподалеку от портов, расположенных ближе всего к району Кале – Булонь, его массированные бомбардировки и даже отвлекающий десант, высаженный за несколько часов до настоящего именно там, где и ожидало германское командование.
От отлива до прилива
Оптимальным временем суток для высадки на берег Нормандии командование союзников посчитало промежуток между полуночью и началом большого прилива. Во время отлива подводные заграждения «Атлантического вала» обнажались, и десантные суда могли избежать их. Первая волна высаживающихся проделывала в них проходы, и с началом большого прилива остальные десантные средства могли подойти к берегу вплотную. Оставалось назначить точную дату, исходя из графика отливов и приливов. Самые сильные из них, на которые и рассчитывало командование союзников, приходились на начало мая и начало июня. Сначала высадку назначили на май, но после того, как добавился еще один, пятый сектор высадки (его, кстати, тоже предложил Бернард Монтгомери), сроки перенесли на начало июня, где было всего три подходящих дня: 5, 6 и 7 число. Командующий союзным корпусом американский генерал Дуайт Эйзенхауэр назначил «День D» на 5-е, и только перед самым началом операции из-за ухудшения погоды дату перенесли на сутки вперед.
Воздушный десант перед морским
Среди мероприятий, которые должны были обеспечить успех операции «Нептун», были не только дезинформация и тщательный выбор дня и времени высадки. Почти за месяц до ее начала авиация союзников разбомбила заводы, выпускавшие синтетическое топливо, и немецкие механизированные и танковые части сразу оказались в ситуации нехватки горючего. В полночь 6 июня началась массированная бомбардировка «Атлантического вала» в Нормандии: бомбили прицельно, уничтожая вражеские радары и артиллерию на открытых позициях. Под прикрытием этой бомбежки в тылу у немцев был высажен один из крупнейших воздушных десантов Второй мировой: три дивизии. Часть десантников была выброшена на парашютах, часть приземлилась на планерах. И хотя десант оказался сильно рассредоточен и понес большие потери, свою задачу он выполнил. Управление немецкими войсками в зоне операции «Нептун» было серьезно нарушено, десантникам удалось захватить многие ключевые точки, а также освободить первый французский город — Сент-Мер-Эглиз.
Кровопролитная «Омаха»
Если судить об операции «Нептун» по современным фильмам, может сложиться впечатление, что вся высадка союзников в течение первого дня висела на волоске. Такое представление очень далеко от действительности: общие потери десанта составили менее 1 процента! Другое дело, что в одном из пяти секторов высадки – «Омаха» (остальные носили имена «Юта», «Суорд», «Голд» и «Джуно») – десант действительно оказался в очень тяжелой ситуации. В этом районе участок «Атлантического вала» был спланирован немцами настолько удачно, что на пляже практически не оставалось мест, где десантники могли бы укрыться от огня. К тому же во время высадки наступавшие потеряли существенную часть тяжелой техники, которая должна была поддержать их, и оказались в практически с голыми руками. Исправить ситуацию удалось лишь к вечеру 6 июня, но дорогой ценой. Из 2500 убитых в день «D» американских солдат почти 2000 погибли на «Омахе».
Гавани «Малберри»
Отказываясь от высадки в районе французских портов, командование союзников понимало, что ему придется найти способ построить их у берега Нормандии буквально из ничего. Так родилась идея гаваней «Малберри» – одного из самых необычных инженерных сооружений Второй мировой войны. Их основу составляли 292 бетонных кессон-поплавка (весом от 1672 до 6044 т каждый!) и семь десятков списанных кораблей. Кессоны в глубочайшей тайне начали строить еще весной 1943 года, а когда началась высадка, их на буксирах притащили к французскому берегу. Опущенные на дно, они стали стационарными волнорезами, оградившими акваторию временного порта, а списанные суда послужили основной для плавучих причалов. Две гавани «Малберри» – по одной в американской и английской зоне высадки – позволили наладить бесперебойное снабжение высадившихся войск.
Нефтеносный «Плутон»
Если доставка снаряжения, подкреплений, боеприпасов и других подобных грузов могла осуществляться морем, то перевозить танкерами горючее союзники не рискнули, опасаясь немецких подлодок. Поэтому для снабжения высадившихся в Нормандии войск топливом были проложены подводные трубопроводы. Операция по их постройке называлась «Плутон». Английская аббревиатура ее писалась как PLUTO. Расшифровывалось это название просто: Pipeline Under The Ocean, то есть «трубопровод под океаном». Чтобы проложить гибкие трубы по дну Ла-Манша, их наматывали на гигантские катушки, весом в два тогдашних эсминца каждая. Зато с их использованием трубопровод длиной в 130 км укладывался всего за 10 часов! Любопытно, что английские инженеры нашли отличный способ, чтобы трубы не сплющило давление на глубине: опуская, их заполняли водой, которую потом выдавливало топливом.
Интернациональный «Нептун»