На чем зарабатывает формула 1
На чем зарабатывает «Формула-1»
Представьте, что по воскресеньям полмиллиарда людей по всему миру тратят два часа своего личного времени на просмотр рекламного ролика. При этом зрители не просто смотрят в экран, а получают от этого искреннее удовольствие, после чего с увлечением рассказывают друзьям о том, что увидели. Идея кажется сумасшедшей, но именно так работает современная «Формула-1» — передвижной рекламный фестиваль, преподносимый как спортивное событие.
Современный гоночный сезон длится с марта по ноябрь и состоит, как правило, из двадцати Гран-при. Каждое соревнование проходит в новой стране: за год участники международного первенства облетают четыре континента.
Подключиться к такому празднику хотят многие компании: где еще можно найти полмиллиарда преданных фанатов, с вожделением разглядывающих рекламные щиты и спонсорские наклейки.
Бессменный руководитель «Формулы-1» Берни Экклстоун умело пользуется созданным ажиотажем и зарабатывает деньги на каждом аспекте своего детища.
Реклама
В общей копилке доля спонсоров едва достигает 20%. Столь низкий процент свидетельствует о реальной востребованности «Формулы-1» как зрелища: именно рекламный компонент финансового уравнения способен объективно оценить привлекательность турнира в глазах опытных рыночных игроков.
Продажа телетрансляций
Основа коммерческой привлекательности «Формулы-1» — глобальная телеаудитория. Когда-то за Гран-при следили почти 2 млрд человек. Сейчас цифры скромнее: только в России аудитория упала до 12 млн зрителей, а в пересчете по всему миру показатель составил 450 млн человек. Тем не менее рейтинги по-прежнему впечатляют, и вещатели по инерции закупают дорогостоящие права на телетрансляции.
Непривыкшим платить за «Формулу-1» зрителям оказалось легко отказаться от просмотра гонок: в век широкополосного интернета и разнообразия развлечений найти замену двухчасовым заездам по кругу оказалось просто.
Рейтинги поползли вниз, как следствие, упала привлекательность чемпионата для спонсоров — чем меньше аудитория, тем менее выгодно вкладывать деньги в затухающую индустрию.
Положение еще можно исправить, но у Берни Экклстоуна другие приоритеты: одержимый сиюминутным наращиванием доходов, предприниматель продолжает уводить «Формулу-1» с бесплатных каналов. О будущем Берни предпочитает не думать — в 84 года он может себе позволить жить сегодняшним днем.
Взносы организаторов
Самый большой и самый алогичный источник доходов «Формулы-1»: чемпионату платят устроители гонок за право принять у себя Гран-при. В самой популярной и прибыльной американской гоночной серии NASCAR система работает ровно наоборот. Доходы, получаемые администрацией первенства, идут на поддержание трасс. В США все понимают: автодромы нужны гонкам, чтобы спортсменам было, где соревноваться. К «Формуле-1» такая логика неприменима: Берни Экклстоун действует по принципу «это мне, и это тоже мне».
VIP-билеты и атрибутика
Все затраты перекладывают на посетителей: за потраченные деньги им предлагают почувствовать себя очень важными гостями.
Берни Экклстоун в совершенстве овладел приемами разжигания тщеславия — не только среди государственных правителей, но и среди рядовых автоспортивных фанатов.
Кому достаются деньги
Все полученные доходы «Формула-1» делит на две части: одна половина достается командам-участницам, а вторую забирает компания Delta Topco, владеющая чемпионатом мира через разветвленную сеть офшоров. Среди владельцев Delta Topco присутствует и сам Экклстоун, но главный акционер — британский инвестфонд CVC Capital Partners. В настоящий момент CVC принадлежит 35% акций «Формулы-1».
Полный список бенефициаров CVC держится в тайне, но несколько компаний все же раскрыли детали своих вложений в инвестиционный фонд. К примеру, услугами CVC пользуется пенсионный фонд Калифорнии: за счет главного в мире гоночного турнира доходность вложений этой организации достигает 17% годовых.
Теперь, когда российские бюджетные деньги тратятся на проведение собственного Гран-при «Формулы-1» на побережье Черного моря, можно утешаться одной мыслью: хотя бы калифорнийские пенсионеры на этом неплохо заработают.
Автоспорт и деньги: кто носит титул главного богача Формулы 1?
Мы разложили «Королеву автоспорта» по финансовым винтикам. Команды, пилоты, промоутеры, спонсоры – никого не забыли.
Формула 1 – дорогой спорт. Пожалуй, самый дорогой на планете. Однако колоссальная стоимость присутствия в чемпионате оправдана: «Королевские гонки» – великолепная маркетинговая площадка, позволяющая круто поднять узнаваемость бренда, получая щедрые призовые от организаторов и доходы от телетрансляций. Вот почему в паддоке Гран-При исторически вращаются десятки богатейших людей. Половину из них и петролхэдами не назовешь – just business!
Примеры? Легко. Видите надпись «Claro» на заднем антикрыле болида Red Bull Racing? Это подразделение телекоммуникационного холдинга America Movil, на который трудится почти 200 000 сотрудников. А его основатель – Карлос Слим Элу: мексиканский медиамагнат, чье состояние оценивается в 62,8 миллиарда долларов. На протяжении 17-ти лет Слим поддерживал карьеру земляка Серхио Переса. И в 2021-м закономерно перешел за своим пилотом в Red Bull.
Самый богатый владелец команды
Фанатам Больших Призов хорошо знакомо имя Дитриха Матешица – владельца 49% акций и управляющего директора компании Red Bull GmbH, специализирующейся на производстве энергетических напитков. Именно Дитриху под занавес восьмидесятых удалось прославить на весь мир необычный тайский «крюшон» с таурином и кофеином, изобретенный бизнесменом и держателем 51% ценных бумаг Чалео Йювидья. Однако по жилам Матешица течет не газировка – бензин!
Первой большой активностью компании Red Bull в автоспорте стала спонсорская поддержка австрийца Герхарда Бергера. А чуть позже Дитрих развернулся по-настоящему, приобретя контрольный пакет акций коллектива Sauber F1. Впрочем, это сотрудничество продлилось недолго. Накануне сезона 2001 года Матешиц в пух и прах рассорился с Петером Заубером, пожелавшим посадить за руль одной из машин Кими Райкконена вместо протеже Red Bull Энрике Бернольди.
Желая обрести абсолютную независимость, в ноябре 2004 года Дитрих за символический один фунт выкупает у концерна Ford не слишком успешную (мягко говоря) команду Jaguar Racing. А спустя год приобретает до кучи и аутсайдерскую Minardi. Сегодня две эти команды, известные в паддоке как Red Bull Racing и AlphaTauri, весьма конкурентоспособны. Не стоит забывать: именно Red Bull Racing принес четыре чемпионских титула Себастьяну Феттелю. И именно в этой «гоночной семье» дебютировал вундеркинд Макс Ферстаппен.
Самые богатые пилоты
Среди действующих пилотов Больших Призов самый высокооплачиваемый – британец Льюис Хэмилтон, выступающий за коллектив Mercedes-AMG Petronas. Если верить слухам, зарплата семикратного чемпиона мира в 2021 году составит 55 миллионов долларов, а общее состояние Льюиса эксперты оценивают в полмиллиарда. Немалый вклад в бюджет сэра Хэмилтона вносят рекламные контракты с мириадами разномастных брендов: Tommy Hilfiger, Monster Energy, Bose, Puma, IWC, Sony, Gran Turismo и MV Agusta.
Единственный бывший гонщик Формулы 1, способный помериться с Льюисом числом на счете (и количеством чемпионских титулов) – Михаэль Шумахер. В 1999 и 2000 годах «Красный Барон» дважды удостаивался звания самого высокооплачиваемого спортсмена в мире по версии журнала Forbes. Тогда годовой доход звездного пилота Ferrari оценивался 80 миллионов долларов. Если же говорить о карьере в целом, за два десятилетия Михаэлю удалось заработать по разным подсчетам от 600 до 800 миллионов долларов.
Самые богатые промоутеры
Разумеется, организаторы этапов Формулы 1 ребята также непростые. К примеру, красивейший ночной Гран При Сингапура, присутствующий в календаре с 2008 года, – заслуга местного миллиардера по имени Онг Бенг Сенг, сколотившего состояние на девелоперском и гостиничном бизнесе. Гонка в американском Остине – детище Джона Деджории, соучредителя небезызвестного бьюти-бренда Paul Mitchell. Едва ли нуждается в представлении и князь Монако Альбер II – долларовый миллиардер и петролхэд со стажем.
За проведение сравнительно «свежих» этапов в Бахрейне и Абу-Даби фактически отвечают королевские семьи этих государств (в случае с Абу-Даби – эмира). Наследный принц Салман и по совместительству премьер-министр Бахрейна с состоянием 17 миллиардов долларов известен также инвестиционными связями с британской командой McLaren Racing. А запланированную на 2022 год гонку в Майами организует Стивен Росс: трасса протяженностью 5,4 км пройдет вокруг принадлежащей миллиардеру площадки Hard Rock Stadium.
Сколько денег у владельцев чемпионата?
В 2017 году произошло событие, еще недавно казавшееся невозможным: владеющий крупным пакетом акций Формулы 1 частный инвестиционный фонд CVC Capital Partners принял решение отстранить от дел Берни Экклстоуна – человека, фактически рулившего «Большим Цирком» на протяжении четырех последних десятилетий и сколотившего на чемпионате минимум три миллиарда долларов. Покупателем стала американская корпорация Liberty Media, заплатившая за новую «игрушку» более 4,5 миллиарда.
Самые богатые отцы пилотов
Пробиться на вершину автоспорта из бедных слоев общества вообще невозможно (редчайшие исключения в виде Кими Райкконена или Эстебана Окона лишь подтверждают правило), однако некоторые пилоты выделяются даже здесь. И первым на ум приходят Лэнс Стролл и его отец Лоурэнс. В 2017 году канадский миллиардер, неистово инвестирующий в Michael Kors, Pierre Cardin и Ralph Lauren, застолбил для сына место в Williams. В 2019-м приобрел команду Racing Point. А годом позже – выкупил британского производителя суперкаров Aston Martin, приведя бренд в Формулу 1.
За покупку Racing Point с Лоурэнсом Строллом боролся еще один обеспеченный господин – российский предприниматель Дмитрий Мазепин. Причем интерес совладельца и председателя совета директоров «Уралкалия» к Формуле 1 не был случайным. Мазепин-старший старался во благо будущего дебюта в Больших Призах сына Никиты. И этот дебют состоялся в 2021-м: четвертый в истории чемпионата российский пилот выступает за команду Haas вместе с Миком Шумахером – сыном Михаэля.
А еще стоит отметить Майкла Латифи, чей сын Николас проводит уже второй сезон в составе Williams. В конце семидесятых годов совсем молодой Майкл бежал из родного Ирана в Канаду, где преуспел в бизнесе. Сегодня Латифи-старший возглавляет компанию Sofina Foods – одного из лидеров канадского рынка продуктов питания. А заодно является акционером McLaren Racing. Кстати, гонками семья болеет давно: в коллекции отца и сына есть чемпионские болиды Ferrari F2004 Михаэля Шумахера и F2007 Кими Райкконена.
Какие прогнозы на будущее?
Несмотря на то, что Формула 1 остается технологической вершиной автоспорта, требующей от участников огромных финансовых вложений в разработку, постройку и доработку машин, владельцы чемпионата из Liberty Media твердо намерены следовать курсу на сокращение расходов. В 2021 году бюджеты команд ограничили на отметке 145 миллионов долларов. В следующем коллективам придется ужаться до 130 миллионов. Этот шаг призван уравнять шансы команд, позволив сравнительно небогатым частникам догнать заводские конюшни.
Кроме того, в Liberty Media небезуспешно подогревают интерес к чемпионату. В актив управленцам можно занести выходящий на канале Netflix документальный сериал Drive to Survive.
Наиболее свежей и по-настоящему крупной сделкой на сегодняшней день является покупка команды Williams F1 американским инвестиционным фондом Dorilton Capital за 180 миллионов долларов. Причем плоды этого сотрудничества уже видны: болиды команды-аутсайдера трех последних сезонов становятся конкурентоспособнее с каждой гонкой. Приход новых спонсоров – также хороший знак: американская технологическая компания Cognizant стала титульным партнером Aston Martin. IT-корпорация Oracle поддержала Red Bull, а TeamViewer с недавних пор – третий по величине спонсор чемпионов Mercedes-AMG Petronas.
Кто и как зарабатывает на «Формуле-1»
По данным исследования Business Book GP, в 2018 году взнос России за право проведения Гран-при в Сочи составлял €47 млн. Столько же платили организаторы этапов в Бахрейне, Китае, Азербайджане и Австрии. Гонки в Сингапуре и Абу-Даби стоили еще дороже — €59 млн и €63 млн, соответственно. Минимальный платеж ($5 млн) — у Монако. Как правило, лицензионный взнос не фиксирован и ежегодно увеличивается на 5-10%.
В России этап «Формулы-1» проходит с 2014 года, в 2017-м контракт с Formula One Management продлили до 2025 года, а в 2018-м у сочинской гонки сменился оператор. Вместо НАО «Центр «Омега» (компания, которая отвечала за строительство объектов Олимпиады-2014) им стала АНО «Росгонки». Кто оплачивает российский этап и как автодром зарабатывает в остальные 11 месяцев в году, объяснил Forbes заместитель генерального директора организации Сергей Воробьев.
Кто оплачивает Гран-при
Сколько приносят билеты
В 2018-м билетная выручка Гран-при России выросла на 72% по сравнению с этапом в 2017 году. «Это произошло главным образом по причине роста цен на билеты, — объясняет Сергей Воробьев. — Когда за проведение Гран-при отвечала компания «Центр «Омега», принадлежащая администрации Краснодарского края, часть билетов распространялась по социальным каналам и ценам. После реорганизации мы избавились от программ глубокого дисконтирования». По словам Воробьева, организаторы стремятся к показателям билетной выручки 2014 года. Комментируя итоги той гонки, Виталий Мутко (на тот момент — министр спорта) называл цифру в 700 млн рублей.
До 30% билетной выручки Гран-при России обеспечивают VIP-ложи общей вместимостью до 2000 человек. «Учитывая зону свободного размещения, автодром может принять 55 000 — 60 000 зрителей, — рассказывает Воробьев. — В 2019-м мы немного скорректировали билетную программу. Теперь у нас есть премиальные места не только в ложах, но и на главной трибуне. Стараемся развивать VIP-сегмент, потому что он приносит хороший доход».
В 2018-м меньше 10% зрителей приехали на Гран-при России из-за рубежа. В этом году организаторы зафиксировали рост международных продаж. «Никаких серьезных маркетинговых усилий по привлечению иностранных клиентов мы не предпринимали, — комментирует Воробьев. — К нас и так почти две трети зрителей — не из Краснодарского края, так что прилетают самолетами, живут в гостиницах. При этом стоимость привлечения международного клиента гораздо выше, а траты у иностранца и россиянина примерно одинаковы».
Как автодром зарабатывает вне Гран-при
Вне периода Гран-при «Формулы-1» трассу ежегодно посещают 100 000 человек. «У нас довольно широкая стандартная матрица клиентских продуктов, — рассказывает Воробьев. — Семь видов гоночных программ и автопарк на 20 с лишним машин, 4 варианта экскурсий, автоспортивный музей. За 2019-й только на экскурсиях у нас побывали 7000 человек». Однако самый стабильный источник дохода автодрома — корпоративные мероприятия: «У нас есть программы, которые отлично подходят для тимбилдинга. Например, тренировка пит-стопа или сборка болида. Да и другие наши услуги вроде гоночного такси или тест-драйва отлично работают на корпоративный бизнес».
В здании главной трибуны «Сочи автодрома» расположены 25 лож, еще до 15 можно организовать в Formula 1 Paddock Club. «У нас нет регулярного календаря, как у футбольных арен, — комментирует Воробьев. — Поэтому нереалистично стремиться к максимальной сдаче лож на длительный срок. Мы делаем ставку на корпоративные мероприятия — и 75-80% дней в году автодром загружен. К примеру, мы работаем со всеми автомобильными брендами, представленными в России. Минимум раз в год они используют автодром для пресс-показов, тестов, клиентских дней». В 2019-м «Сочи Автодром» оформил комплексное партнерство с Mercedes-Benz: частью сделки стала круглогодичная аренда компанией ложи над боксами.
В 2018 году 7500 зрителей на трибунах «Сочи Автодрома» собрал этап Российской дрифт-серии. «Дрифт сейчас вторая по ажиотажу автоистория в стране, — говорит Воробьев. — Доступность этого вида спорта привела к тому, что многие хотят посмотреть на профессионалов. Мы даже сделали на автодроме специальную площадку для дрифт-тренировок, где можно позаниматься с вице-чемпионом мира за вполне доступный ценник». Другие гоночные серии, в том числе международные — DTM, Ferrari Challenge, большой аудитории не привлекают, но требуют серьезных затрат. «Чем выше уровень спортивного события, тем меньше вероятность его прибыльности, тем более в случае с Сочи усложняется логистика. По Европе командам путешествовать дешевле, поэтому заманить к нам авточемпионаты не так просто», — говорит Воробьев.
Как сделать автодром прибыльным
По данным «Спарк Интерфакс», в декабре 2018 года АНО «Росгонки» получила от Минспорта России 1,35 млрд рублей на проведение Гран-при «Формулы-1». Финансовое участие местных властей в организации этапа — нормальная практика для чемпионата. Так, согласно финансовому отчету Australian Grand Prix Corporation, в 2018 году инвестиции правительства Австралии в гонку «Ф-1» составили почти А$56,5 млн при общих затратах в А$103 млн.
«Мерседес» тратит больше «Феррари».
Каждый год один из самых осведомленных и авторитетных журналистов паддока Дитер Ренкен из Racefans беседует с боссами команд «Формулы-1», агентами гонщиков, самими пилотами и близкими к ним людьми (вроде тренеров, физиотерапетов и так далее) на условиях анонимности ради составления актуального рейтинга зарплат пилотов. Хоть старт сезона-2020 и задерживается, но переводы на счета участников чемпионата мира все равно идут – так что Ренкен опубликовал топ гонораров и в этом году, ведь пока что он все еще не потерял актуальности.
Кто же самый высокооплачиваемый пилот пелотона? Сколько получает Даниил Квят и остальные парни из системы «Ред Булл»? На сколько отличается оплата услуг середняков и топов? Все это – здесь.
Как видим, общая сумма всех платежных ведомостей команд составила 185,5 миллионов долларов. Больше всех тратит «Мерседес» (48 миллионов), на втором месте «Феррари» (40 миллионов), третьим оказался «Ред Булл» (27,5 миллионов), хоть и «Рено» практически догнала топов как минимум по тратам (25 миллионов).
Из середняков самыми расточительными внезапно оказались американцы из «Хааса» – 12 миллионов. Оплата пилотов «Рейсинг Пойнт» обходится в 11 миллионов, хотя зарплата Ланса Стролла (сына владельца команды), скорее всего, весьма условна. Лучшая команда середины пелотона – «Макларен» – уложилась всего в 10 миллионов.
Пилоты «Альфа Таури» Даниил Квят и Пьер Гасли получают одинаково – по 2 миллиона долларов в год. С другой стороны, программа «Ред Булл» известна широкой линейкой всевозможных бонусов за результат на трассе и повышенную маркетинговую отдачу – так что реальные выплаты могут оказаться больше (как и в случае Ферстаппена с Албоном).
Меньше всех зарабатывают пилоты «Уильямса» Джордж Расселл (состоит еще и в системе «Мерседеса») и Николя Латифи (сын канадского миллиардера Майкла), а также гонщик «Альфа Ромео» и протеже «Феррари» Антонио Джовинацци – им платят по миллиону. «Уильямс» тратит на гонщиков меньше всех.
К слову, Макс Ферстаппен и Шарль Леклер зимой подписали новые контракты – причем слухи раздули гонорар нидерландца чуть ли не до 35-40 миллионов. Монегаск из Скудерии в свою очередь и правда согласился на весьма скромные для победителя Феттеля деньги.
Однако не все гонщики могут получить озвученные суммы в 2020-м: из-за переноса старта сезона и практически неминуемого сокращения календаря бюджеты команд значительно уменьшатся, и гонорары двух человек в процентном соотношении от остальных затрат вырастут до умопомрачительного размера. В качестве альтернативы Ренкен предложил обсуждение включения зарплат гонщиков под потолок бюджета (начинает действовать с 2021-го и составит 175 миллионов – но в данный момент гонорары гонщиков и нескольких топовых членов персонала под него не попадают), а также рассказал о возможном частичном сокращении гонораров именно на 2020-й.
Чем зарабатывают пилоты Формулы-1 за пределами гоночных трасс?
Гонщики Формулы-1 — люди обеспеченные. Причем некоторые обеспечены настолько, что заработанного состояния хватит их детям и внукам. По данным издания Forbes, гонорары главных звезд современной «Королевы автоспорта» превышают 30 миллионов долларов в год. Если переводить в рубли, то это больше 1,7 миллиарда! Казалось бы, для чего при таких деньгах заниматься чем-то еще? Лежи себе на пляже, отрывайся в лучших клубах мира — одним словом, наслаждайся жизнью. Но это шаблонный и устаревший образ гонщика Формулы-1. Времена Джеймса Ханта давно прошли, и жизнь современного пилота за пределами трека выглядит совсем иначе: постоянные тренировки, брифинги с командами, спонсорские мероприятия. При этом многие гонщики действительно успевают вести собственные дела и зарабатывать дополнительные миллионы.
Макс Ферстаппен
Годовая зарплата в Формуле-1: 3 млн долларов
Этим летом восходящая звезда Формулы-1 Макс Ферстаппен обзавелся собственным магазином одежды в голландском городе Свалмен. Официальная атрибутика того или иного гонщика встречается на сайте почти любой команды, но 19-летний пилот коллектива Red Bull Racing пошел чуть дальше.
В двухэтажном здании, где раньше располагался магазин мебели, теперь можно приобрести кепки, футболки, кружки, флаги. Все это, естественно, в фирменных цветах Red Bull Racing и с логотипом Макса. Также в заведении представлены «музейные» экспонаты: шлем, перчатки, комбинезоны Ферстаппена и даже его карт.
Из-за настоящей ферстаппеномании среди жителей Голландии в день открытия в магазине было не протолкнуться, даже рабочий день продлили! Благо товаров хватило всем. Впечатляет склад — это огромное помещение с трехэтажными стеллажами, поддонами и сотнями коробок, которые для фасовки подвозят на погрузчике. А для тех, кто не может попасть в Свалмен, работает онлайн-магазин.
С трудом верится, что все это сделано ради одного гонщика, который совсем недавно начал карьеру и выиграл пока лишь один Гран При. Какого уровня популярности достигнет Ферстаппен на родине, если однажды станет чемпионом, можно только представить.
Даниэль Риккьярдо
Годовая зарплата в Формуле-1: 6,5 млн долларов
Учитывая популярность и харизматичность Даниэля Риккьярдо, вполне логично, что австралиец занялся проектом под собственным брендом. В конце 2014 года гонщик Red Bull запустил именную марку карта Ricciardo Kart производства итальянской компании Birel ART, одним из совладельцев которой является Николя Тодт, сын президента FIA Жана Тодта и менеджер таких гонщиков, как Фелипе Масса и Пастор Мальдонадо.
Риккьярдо принимал непосредственное участие в разработке шасси и сам придумал бело-голубую ливрею, под которой машинки с его именем теперь представлены во всех ведущих европейских первенствах по картингу, а также в чемпионате мира. Продажи идут весьма успешно, о чем свидетельствует растущее количество официальных дилеров по всему миру. Согласно данным на сайте Ricciardo Kart, представительства марки уже есть в десятках стран — не только в Европе и Азии, но и за океаном.
Но Риккьярдо и его партнеры не ограничились производством и продажей. Они также основали заводскую команду Ricciardo Kart Racing, которая с 2017 года выступает в чемпионатах мира и Европы, поддерживая юных гонщиков с Зеленого континента. Вполне вероятно, что следующим шагом Риккьярдо станет роль менеджера. Так, глядишь, лет через десять кто-нибудь из его подопечных дойдет и до Формулы-1!
Есть у Дэна и собственный бренд одежды, который он запустил в начале 2017 года. Джемперы, футболки, кепки и многое другое. Первая и пока единственная партия поступила в продажу перед Гран При Австралии в конце марта, но в ближайшее время на официальном сайте гонщика откроют особенный раздел, где любой желающий сможет приобрести понравившуюся ему вещь с фирменным логотипом.
В общем, только на публике Даниэль выглядит таким весельчаком, а на самом деле это серьезный парень с большими амбициями в бизнесе.
Кими Райкконен
Годовая зарплата в Формуле-1: 7 млн долларов
Несмотря на всю свою внешнюю закрытость, Райкконен человек довольно разносторонний, и на Формуле-1 свет клином для него не сошелся. Во время вынужденной двухлетней паузы в карьере Айсмен даже пробовал силы в чемпионате мира по ралли! Благо отступных после досрочного расторжения контракта с Ferrari Райкконен получил достаточно — около 35 миллионов.
Выступая в WRC, Кими придумал собственный бренд — ICE 1 Racing, под которым одновременно выставил команду и в чемпионате мира по мотокроссу. Казалось бы, где ралли и где мотокросс. Но, как признался в нескольких интервью сам чемпион мира Формулы-1, ему с детства нравился этот вид спорта. Начинать профессиональную карьеру в 30 лет было поздновато, а вот создать команду — вполне. Проект, как показало время, получился успешным: если из ралли ICE 1 Racing ушла вместе со своим основателем в конце 2011-го, то в мотокроссе команда прошла путь от любительской до заводской.
На протяжении трех первых сезонов результатов практически не было: подопечные Райкконена с трудом пробивались даже в топ-10. Но с получением заводской поддержки марки Husqvarna в 2014-м дела пошли в гору как в плане результатов, так и в финансовом отношении. Сначала коллектив обрел титульного спонсора в лице компании Red Bull, а в 2016-м ее сменил другой производитель энергетических напитков — Rockstar Energy.
За последние годы Rockstar Energy Husqvarna Factory Racing выиграла в общей сложности десять гонок в главной категории MXGP, а по итогам прошлого сезона немец Макс Нагл стал бронзовым призером чемпионата мира!
Из-за плотного графика в Формуле-1 Райкконен редко бывает на гонках и в основном поддерживает связь с командой по телефону. Подопечные Айсмена очень довольны его подходом. «О таком боссе, как Кими, можно только мечтать, — говорит Нагл. — Другие команды, например, стараются сократить транспортные расходы, но Кими знает, что лучше потратиться и дать хорошо отдохнуть сотрудникам перед соревнованиями».
Впрочем, Райкконен живет не только гонками. В ближайшее время Кими планирует открыть караоке-бар в исторической части Хельсинки, в районе под названием Катаянокка. В апреле в здании площадью 150 квадратных метров началась отделка. Название и дата открытия заведения держатся в строгом секрете.
Правда, Кими предпочитает не рассказывать о своих делах за пределами гоночной трассы и тактично уходит от ответа, когда его атакуют журналисты. «Умею ли я петь? Очень плохо. Но это не самое главное в караоке, важнее всего повеселиться и хорошо провести время», — сказал Кими на пресс-конференции перед Гран При России — 2017, когда его спросили о караоке-баре и вокальных данных.
В том, как хорошо повеселиться, Райкконен знает толк: у него была бурная молодость. Главное, чтобы никто из будущих посетителей его караоке-бара не падал потом с палубы яхты и не спал в обнимку с надувным дельфином на лавочке рядом с заведением.
Фернандо Алонсо
Годовая зарплата в Формуле-1: 40 млн долларов
В последние два месяца Алонсо в связи с участием в гонке «500 миль Индианаполиса» было так много в СМИ, что не заметить надпись «Kimoa» на его очках, одежде или униформе мог только очень невнимательный человек.
Это слово переводится с гавайского как «смотрящие вместе на закат». Такое название Фернандо и его друзья, выросшие у моря в Астурии, выбрали для своего модного бренда. Как рассказал Алонсо на презентации в начале апреля, идея создания совместного бизнеса возникла еще полтора года назад. Сначала они хотели открыть ресторан или пляжный бар в Барселоне, но в итоге выбор был остановлен на модном бренде, под которым теперь выпускаются бейсболки, футболки, солнцезащитные очки и даже скейтборды с досками для серфинга.
За несколько месяцев компания выросла с четырех до 17 сотрудников. На должность креативного директора была назначена обладательница ряда престижных премий Лейер Валенте, принимавшая участие в показах 3D-печатных моделей одежды, обуви и аксессуаров 3D Print Fashion Show и мероприятиях Mercedes-Benz Fashion Week в Варшаве, Амстердаме, Берлине и Мадриде. Приобрести продукцию пока можно только онлайн, но, как заявил менеджер Алонсо Хосе-Мария Абад, также приложивший руку к созданию бренда, в 2018 году Kimoa может появиться и в обычных магазинах.
А еще вот уже несколько лет функционирует картодром, построенный Алонсо в родном городе Овьедо. 1800-метровая трасса, спроектированная самим Фернандо, включает в себя ряд копий знаменитых во всем мире поворотов (например, «эски» Сузуки и последний поворот в Валенсии) и соответствует всем стандартам FIA. Кроме того, на территории центра также открыты именной музей Алонсо и школа картинга, в которой опытные инструкторы учат азам картинга детей в возрасте от 8 до 11 лет. Ни один другой современный гонщик Формулы-1 похвастать такими владениями не может. Правда, в последнее время у испанца возникли проблемы и в этой сфере. В конце апреля на картодроме в Овьедо получил смертельные травмы 11-летний Гонсало Басурто.
Расследованием трагического инцидента занялась Испанская автомобильная федерация, которая постановила, что авария произошла по стечению обстоятельств: после контакта с машиной одного из соперников карт Басурто подлетел, перевернулся и приземлился на асфальт вверх колесами. Претензий к самому картодрому у федерации не оказалось. Однако через месяц, в дни проведения этапа чемпионата Европы (самого престижного события в недолгой истории картодрома Алонсо), владелец команды KSM Ральф Шумахер в пух и прах раскритиковал конфигурацию трассы. Как сказал тогда младший брат семикратного чемпиона Формулы-1, трек строили люди, ничего не понимающие в гонках на картах, и вообще это не место для соревнований международного уровня…
Алонсо, естественно, выступил в защиту собственной трассы, закончив реплику словами: «Не забывайте, что у Ральфа тоже есть свой картодром и он также хотел бы принимать этап чемпионата Европы. Может, его трасса не понравилась FIA?» Но возможно, в чем-то Шумахер-младший оказался прав, поскольку в ответном заявлении он рассказал о том, что Фернандо все же согласился внести изменения в конфигурацию трека. На этом война между бывшими соперниками была завершена. Учитывая проблемы в Формуле-1 и неопределенность с будущим, Алонсо, наверное, сейчас меньше всего нужны неприятности в бизнесе.
Льюис Хэмилтон
Годовая зарплата в Формуле-1: 31 млн долларов
У Хэмилтона, в отличие от его коллег и соперников, нет собственных линейки одежды и картодрома, да и караоке-бар он открывать не собирается. Британец подался в сферу, в которую гонщики обычно не стремятся. Речь идет о шоу-бизнесе.
В ранние годы карьеры в Формуле-1 Хэмилтон регулярно говорил, что мечтает сняться в кино. И при нынешних рейтингах Льюиса, которые, согласно данным последнего глобального опроса среди болельщиков, сравнимы только с уровнем популярности Михаэля Шумахера в конце карьеры, для него не проблема получить роль в фильме — пусть пока только в качестве звездного камео.
Трехкратный чемпион мира озвучивал героев в двух последних частях франшизы «Тачки», появился в роли самого себя в эпизоде комедии «Образцовый самец — 2» — которая, правда, провалилась в прокате. А еще гонщик команды Mercedes настолько крут, что даже стал одним из персонажей в шести сценах компьютерной стрелялки Call of Duty: Infinite Warfare, где ему досталась небольшая роль инженера на борту космического крейсера «Возмездие».
В дальнейших планах трехкратного чемпиона мира — съемка автобиографической картины и выход дебютного музыкального альбома, который поклонники Льюиса ждут уже много лет. По собственному признанию, он записал уже около 250 композиций, в основном в стиле R&B! Никто, правда, из широкой публики пока не слышал его произведений. Хотя пару лет назад на YouTube появилась одна песня, исполненная Льюисом под гитару, но вскоре она была изъята из общего доступа. Поэтому оценить его творчество просто никто не успел.
Друзья Льюиса из музыкальной индустрии, такие как Дрейк, Ашер, Тимбалэнд и Фаррелл Уильямс, высоко отзываются о его работе в звукозаписывающей студии. Сам он пока не торопится с дебютным релизом, но, учитывая, сколько времени и сил Хэмилтон вложил в это, рано или поздно премьера обязательно состоится!