На чем зарабатывает github
Ситуация на IT-рынке
Что мы видим? Большинство IT-компаний строят свою финансовую экосистему вокруг своих топ-продуктов:
— Facebook и Alphabet (Google) получают 97% и 88% своей прибыли от рекламы;
— Apple зарабатывает 63% всего оборота от продажи айфонов;
— Amazon выручает 72% от онлайн-торговли товарами.
Только Microsoft видит свою стратегию в сбалансированной диверсификации бизнесов:
— Microsoft Office — 28% доходов;
— Azure и Windows Server — 22%;
— другие проекты — 18%.
Концепция проста: в долгосрочной перспективе ставка на один продукт может быть опасна для всей стратегии развития корпорации. Это их видение бизнеса.
Рыночное положение GitHub
Чаще всего сверхпопулярный проект с армией пользователей просто продается IT-гиганту за огромную сумму. Так было уже неоднократно:
Так произошло и с GitHub. Да, это нишевый проект. Но в этой нише аудитория в 20 млн человек. И эта аудитория была нужна Microsoft в их стратегии «равной прибыли» между проектами в своем портфеле.
Сделка
Основная аудитория GitHub — это разработчики решений в открытых исходных кодах (Open Source). Их первая реакция на новость о продаже проекта — скепсис. Более того, за сутки с момента сделки пользователи уже перенесли около 40 000 проектов к прямому конкуренту — на платформу Gitlab.
Отчасти причина такого негатива в «айтишной» традиции отвергать большинство новинок индустрии: гаджеты, интерфейсы, тарифные планы. Отчасти — в глобальном имидже Microsoft как «корпорации зла» и «убийцы креативных разработок».
Зачем эта сделка Microsoft?
В первую очередь это «покупка» огромной аудитории разработчиков. Инвестиция в их внимание. Именно аудитория, а не код, идея, инфраструктура или команда разработчиков является ценнейшим активом в современной IT-индустрии.
Facebook купил WhatsApp и приобрел не просто еще один мессенджер. У Марка Цукерберга был свой. Facebook купил больше 1 млрд новых пользователей.
У Microsoft была собственная платформа для разработчиков — CodePlex. Но она так и не «взлетела», несмотря на огромные ресурсы корпорации, рычаги для привлечения разработчиков, поддержку различных систем контроля версий — Subversion, Mercurial, Git. В итоге CodePlex был закрыт. И теперь Microsoft покупает самого сильного конкурента собственного проекта — GitHub.
Какие еще цели есть у новых владельцев GitHub помимо «покупки» новой аудитории?
Сильнейший tech-PR. В долгой перспективе сотрудничество с GitHub и поддержка сообщества разработчиков может очень сильно помочь Microsoft в переходе с имиджа «корпорации зла» на образ «хороших парней» в профессиональной среде. Эту цель поддержал глава Microsoft, когда заявил, что корпорация продолжит поддерживать проекты с открытым исходным кодом. А ведь именно продукты Open Source, для которых GitHub является бесплатным, помогли этой платформе стать самой популярной в среде разработчиков.
Прибыль от платных сервисов. Microsoft будет продолжать стратегию основателей GitHub — зарабатывать на подписке и других опциях сервиса. Это отлично пересекается со стратегией Сатьи Наделлы по диверсификации сервисов корпорации. IT-гигант уже давно зарабатывает не только и не столько на Windows.
Очень любопытной и перспективной выглядит интеграция GitHub с инструментами разработки от Microsoft — Visual Studio, а также с облачной платформой Microsoft Azure. Разработчики смогут получить доступ к репозиториям кода прямо из среды разработки, быстрое разворачивание проектов, масштабирование под высокую нагрузку, построение отказоустойчивой архитектуры в облаке Azure.
Дополнительные бонусы. Microsoft, с одной стороны, усилит свои позиции в конкуренции с облаками Amazon и Google, а с другой — сильнее «привяжет» разработчиков к подписке на свои продукты. Например, сервис OneDrive из набора Office 365 позволяет хранить данные пользователей в облаке и стимулирует пользователей к постоянному продлению подписки на весь офисный пакет. Так и репозиторий кода GitHub в дуэте с облачным сервисом Azure может стать сильнейшим драйвером подписной модели для профессиональных разработчиков.
Выводы
Microsoft обладает гигантским опытом по покупке IT-проектов — и с аналогичной бизнес-моделью, и с абсолютно противоположной. По какому сценарию может развиваться покупка GitHub?
Худший вариант. Microsoft подтвердит опасения критиков, «испортит» самое популярное хранилище программного кода на планете и в целом не добавит платформе никаких экстрасильных сторон. На взгляд автора, так уже произошло с приобретением Skype.
Неплохой вариант. Microsoft попробует объединить GitHub со своими продуктами и сервисами в новую гибридную модель, глубокой интеграции не получится, и платформа продолжит «жить» как независимый проект. Как тот же LinkedIn или, не столь удачный пример, Yammer.
Оптимальный вариант. Microsoft сделает хорошую тесную интеграцию GitHub как со своей облачной платформой, так и с инструментами разработки Visual Studio. Если интеграция получится удачной, от этого выиграют все, потому что IT-гигант сможет сделать разработчикам выгодное предложение «3 в 1»: среда разработки + репозиторий кода + облачная платформа.
«Мы прибыльны с первого дня»
На сайте GitHub, чья аудитория достигла 11 млн человек, можно разместить открытый код своей программы — к разработке присоединятся другие пользователи. Глава GitHub Крис Ванстрас рассказал РБК о бизнес-модели сервиса.
Ванстрас, гендиректор и один из четырех основателей GitHub, встречает корреспондента РБК в штаб-квартире компании в Сан-Франциско — в точной копии Овального кабинета президента США, только на ковре приемной GitHub — не орел, а «осьмикот» (осьминог с головой кота) — талисман компании, найденный одним из основателей в фотобанке iStockphoto.
Благодаря GitHub программирование становится похоже на конструктор Lego, утверждает он: на сайте можно взять необходимые для создания нового IT-продукта детали и доработать их, сэкономив время на написание исходного программного кода. Оттого GitHub часто называют социальной сетью для программистов и разработчиков. Сегодня GitHub зарабатывает на размещении кода компаний — как крупных, например Facebook, так и мелких: эта модель не менялась с 2009 года.
«Нас блокировали в Индии и Китае»
— GitHub — самый крупный в мире ресурс для хостинга проектов и совместной разработки. Ожидаемый успех?
— Мы делали проект для друзей и коллег и не собирались делать площадку для всех программистов мира: мы просто хотели создать место, где можно будет легко делиться программным кодом. Но вдруг оказалось, что наш проект нравится людям, и они готовы не только пользоваться им сами, но и делиться ссылкой на него с друзьями. В этот момент GitHub начал резко расти. И я совсем не представлял тогда, какую глобальную вещь мы запустили.
— В России широкая публика, не программисты, услышала о GitHub, когда в декабре 2014 года ресурс был временно заблокирован Роскомнадзором. Почему вы все же удалили контент после предписаний?
— У нас есть правило: мы должны соответствовать местным законам. Для нас приоритетно сделать GitHub доступным во всем мире для максимально возможного числа людей. У нас было два варианта: мы могли либо потерять весь контент GitHub для российских пользователей, либо подчиниться российским законам. Во всех странах, включая США, мы следуем местным законам, чтобы обеспечить доступ к GitHub. Не могу сказать, что мы закрыли охотно доступ к контенту, но нам пришлось сделать это ради доступности GitHub.
— В других странах вы попадали под блокировки?
— Нас на некоторое время блокировали в Индии и Китае. В Китае нас просто заблокировали, а потом разблокировали. Никаких объяснений от правительства страны мы не получили. Мы понятия не имеем, к какому контенту была претензия. Мы ничего не удаляли, как, впрочем, и в Индии.
С Россией, как, впрочем, и с США, ситуация иная. В США действует DMCA [Digital Millennium Copyright Act — закон об авторском праве], Россия прислала конкретную претензию, и мы указали, что убрали контент по этим запросам. У многих стран есть законы, регулирующие публикацию контента. Мы в свою очередь им следуем, а в своем отчете рассказываем об удаленном контенте.
— Сколько человек пользуются сейчас GitHub? Какова география пользователей?
— Около 10 млн пользователей, и их число быстро растет. Северная Америка приносит GitHub очень небольшой процент трафика. Точных цифр не помню, но, например, Россия всегда входит в топ-10 среди стран в мире, а в Европе — на четвертом месте после Великобритании, Франции и Германии. Мы — глобальное сообщество и хотим, чтобы структура нашей компании это отражала.
— То есть вы собираетесь открывать офисы за пределами США?
— Люди на GitHub работают из разных стран мира. У нас более 300 сотрудников. Около 60% из них работают удаленно — дома, в коворкингах и прочее. У некоторых людей вообще нет дома — они переезжают каждый месяц, просто путешествуя по планете.
Раз в год мы собираем всех здесь, в Сан-Франциско. Мы называем это саммитом. Помимо офиса в Сан-Франциско у нас есть еще офис в Болдере [штат Колорадо, США]. Пару месяцев назад мы открыли первый зарубежный офис в Токио. Но у нас есть арендованные места в коворкингах в Берлине и других городах, где у GitHub есть группа сотрудников.
— В России такой группы нет?
— К сожалению, нет. Хотя мы хотели бы, чтобы она была. Кстати, в нашем офисе в Сан-Франциско нет людей из России.
— А офис в России открыть собираетесь?
— Мы собираемся открыть больше офисов во всем мире, но пока только изучаем разные варианты. Сначала нам нужно понять, насколько успешно все пройдет в Токио.
— Вы говорите о том, что GitHub — это глобальное сообщество, но при этом пока существует только английская версия. Будете ли переводить сайт на другие языки?
— Это вполне вписывается в наши долгосрочные планы. Для многих английский — это барьер, который мы хотим убрать. На GitHub человек должен чувствовать себя как дома.
— Можете привести примеры, когда с помощью GitHub люди встретились и создали новые продукты и компании?
— GitHub уже восемь лет: есть очень много компаний, которые изначально выложили свой первый код на GitHub и которые в итоге выросли в серьезные проекты. Кстати, первых 20 сотрудников для своей компании мы наняли через GitHub. Мы увидели, что они умеют делать с помощью нашего сайта, — в противном случае мы бы их никогда не встретили. До GitHub они были в каком-то сообществе, но мы понятия не имели, как их найти, и возможно, не нашли бы.
— Сколько проектов хостите?
— На GitHub сейчас около 26 млн проектов. Что касается бизнесов, у нас миллионы клиентов, от IBM и Microsoft до стартапов.
«Причин для открытия кода — миллионы»
— Правильно я понимаю, что зарабатываете вы на хостинге бизнес-проектов?
— Да, с апреля 2009 года наша модель не менялась. Она заключается в том, что все доступное публично мы хостим бесплатно, а закрытый код публикуется за деньги. Мы разрабатывали отдельные продукты для бизнеса, но основа нашей бизнес-модели была заложена изначально и сохранилась до сих пор.
— Какая у вас выручка? В 2012 году, когда вы привлекли инвестиции, ваш инвестор, фонд Andreessen Horowitz, говорил, что выручка GitHub выросла на 300% за год.
— Мы не раскрываем ни абсолютные, ни относительные цифры, но дела идут достаточно хорошо.
— Довольно долго вы обходились без инвестиций. Почему вы все же привлекли средства и почему именно у Andreessen Horowitz?
— Мы стали прибыльными с первого дня. Инвестиции мы привлекли для найма новых сотрудников и запуска новых продуктов.
Andreessen Horowitz мы выбрали по многим причинам. Они могут предложить массу услуг, которые помогают компаниям расти. Если нам нужна помощь с пиаром, маркетингом, рекрутингом или продажами, мы можем пойти к ним. Причем в других фондах вы можете обратиться лишь к одному партнеру фонда, который входит в совет директоров вашей компании. А в Andreessen Horowitz можно обратиться к каждому из сотен сотрудников.
К тому же у них тесные связи с небольшими и крупными компаниями. Марк [сооснователь фонда Марк Андриссен] входит в совет директоров HP и Facebook. Они близки не только с технологичными компаниями, но и с компаниями из финансового сектора и других традиционных отраслей экономики. В Кремниевой долине многие могли дать нам денег, но мы смотрели на то, что инвесторы могут дать еще, помимо денег.
— На что собираетесь потратить новые инвестиции?
— Хотим сделать новые качественные продукты для разработчиков, найти новых партнеров, завязать новые связи и т.д. Мы собираемся создавать новые большие вещи за пределами нашего обычного бизнеса. Основной бизнес и так идет прекрасно.
— О каких именно «новых больших вещах» думаете?
— Мы недавно выпустили GitHub Desktop — клиент для Mac и Windows, который можно скачать и установить на компьютер. С его помощью очень легко использовать GitHub. Конечно, мы не думаем, что его скачает каждый пользователь GitHub, но те, кто им воспользуются, наверняка, его полюбят. GitHub Desktop абсолютно бесплатен, количество скачиваемых копий неограниченно.
Традиционно GitHub работал в вебе — вы заходите на Github.com, и это сайт. Теперь у нас есть и корпоративный продукт GitHub Enterprisе, и продукт для работы с открытым кодом. Мы хотим работать в разных средах. А для этого нужны деньги — нужно нанимать команды и консультантов. Если у вас есть команда разработчиков сайта, это не означает, что вы знаете, как сделать отличную программу для компьютера. Нам нужно найти людей, которые любят GitHub, разделяют нашу миссию и в то же время могут помочь нам в расширении линейки наших продуктов.
— GitHub пытались купить?
— Такие разговоры всегда идут. Но если бы было что-то конкретное, мы бы объявили об этом. Сейчас мы сосредоточены на международной экспансии, расширении нашего бизнеса в США и попытках улучшить наши продажи.
— У GitHub четыре основателя. Конфликты были?
— У нас постоянно возникают разногласия. И я думаю, это наше преимущество. Кстати, бизнес-инкубатор и фонд Y Combinator официально практически не принимает и не инвестирует в компании, где один основатель. Они хотят конфликтов, хотят, чтобы люди спорили и принимали взвешенные решения. По статистике компании по меньшей мере с двумя основателями достигают больших успехов. Конечно, у нас были споры, но мы этого и хотели.
— Почему компаниям стало выгодно открыть код именно сейчас?
— Вопрос в том, почему они не сделали этого раньше! Все дело в страхе, в неопределенности. А причин для открытия кода — миллионы: так легче искать таланты, так удобно работать и делиться с другими компаниями наработками, можно тратить меньше времени на разработку, надстроив свой код над чужими наработками… Компании так могут построить экосистему и завоевать умы и сердца разработчиков.
Раньше люди думали: «Давайте закроем код, ведь мы на нем делаем деньги». Сейчас они понимают, что код нужно открыть, чтобы заработать еще больше денег. Поэтому, например, Apple открывает Swift. В конце концов, в закрытом коде нельзя найти баги [ошибки — РБК].
— Как выглядел бы мир технологий, если бы GitHub не существовал?
— Мы постоянно думаем о том, что нужно программистам, чтобы сделать свою работу. Часто они нуждаются в инструментах, которые облегчают совместную работу. Хотя мы давно пользуемся компьютерами и интернетом, но до сих пор очень сложно делиться данными, работать вместе над кодом, проверять код друг друга, быстро протестировать какую-нибудь идею и так далее. Даже в мире, где есть GitHub.
До появления GitHub программисту нужно было обладать мастерством организации работы. По сути нужно было сделать определенную работу, чтобы только приступить к своей задаче. Нужно было думать, какими именно инструментами пользоваться для публикации кода, какие серверы использовать и так далее. То есть людям приходилось заниматься подготовкой вместо того, чтобы создавать быстрые кредитные карты, системы для распознавания речи или делать iPad еще более красивым. Требовалось очень много знаний о программном обеспечении. Таким образом, возникал барьер для новых программистов. Вы хотите сделать приложение для iPhone? Ок, но для этого нужно выучить множество вещей и освоить инструменты для организации работы.
«Не думаю, что программирование — магия»
— Сейчас много говорят о том, что программирование — навык будущего. Вы согласны?
— Создание программного обеспечения — уже сегодня очень горячий навык. По крайней мере, здесь, в Кремниевой долине, много говорят о самоуправляемых автомобилях, биткойнах и других физических объектах. Но эти разговоры по сути о программном обеспечении. Важно не сделать руку робота, а управлять ею с помощью программ. В будущем нужно будет все больше инноваций в этом направлении, а значит, понадобятся все больше и больше программистов, которые будут делать такие программы. Программирование будет становиться еще более востребованным.
— Иногда говорят, что язык программирования — это новый английский, и все, от журналиста до продажника, должны постичь хотя бы азы. Как думаете, это действительно нужно тотально всем?
— Каждый, кто хочет получить классную работу и двигать технологии вперед, должен учиться программировать. Проблема сегодня заключается в том, что научиться программировать очень трудно. Есть много вещей, которые нужно выучить до того, как ты сможешь приступить к своему проекту. Именно эту проблему мы хотим решить. Однако я бы не сказал, что каждый должен знать код. Это нужно, если вы действительно хотите писать программы.
— Сегодня есть множество способов выучить языки программирования — интерактивная школа CodeAcademy, массовые открытые онлайн-курсы, например, на Сoursera. Вы за какой способ?
— Каждый должен учиться по-своему: кому-то нужно посетить лекцию, кому-то — посмотреть видео, кому-то подходят интерактивные курсы, а кто-то берется за книги. И чем больше опций у вас есть, тем лучше, потому что в мире так много людей, которые ходят на пары в университеты и не понимают ничего. В итоге им кажется, что они глупые. Но если бы они попробовали Coursera, может быть, они стали бы звездой класса. Или, может быть, им нужна книга, а не устные лекции. Я не думаю, что программирование — это магия. Люди учатся этому разными способами, но в любом случае это требует сфокусированности.
— Как лично вы учились?
— Я как раз один из тех людей, кто не мог учиться в классах. Я лучше почитаю книгу. Я ходил на занятия по программированию, но мне казалось, что у меня никогда не получится, потому что не могу научиться. Оказалось, что мне не подошел метод обучения. Когда я занялся самообразованием и стал читать книги, начался прогресс.
— Еще одна проблема, которая вводит в ступор новичков: какой язык выбрать? За каким языком будущее, на ваш взгляд?
— Это зависит от метода обучения, который вам ближе. Если вы один из тех, кому нужен ментор, нужно просто найти его и выучить тот язык, который он знает лучше всего. Каждый хороший программиста знает более одного языка. Проблема выбора заключается скорее не в том, какой язык выбрать, а в том, каким вы будете пользоваться и какой сможете выучить быстрее прочих.
Если вам попались несколько книг по Python, и он вам действительно нравится, беритесь за этот язык. Если вы нашли учителя, который может дать вам C++, изучайте его. В процессе все равно придется доучивать и другие языки. Как программисту, вам будет нужно умение быстро перестроиться и выучить что-то новое, вот этот навык нужно приобрести. Так что мой главный совет — нужно решить, какую программу вы хотите создать, какой язык вы можете выучить быстро и найти подходящие опции для изучения.
Стартап с нуля: история Github
Это интервью Криса Уонстрота, CEO и сооснователя Github. Данное интервью — часть серии “Bootstrapped, Profitable, & Proud” о компаниях с выручкой более миллиона долларов, обошедшихся без венчурного финансирования на старте и приносящих доход.
Чем занимается ваша компания?
Мы предоставляем услуги открытого и закрытого хостинга проектов на базе распределённой системы контроля версий git. Наша цель — максимально упростить взаимодействие разработчиков, особенно в сфере открытого кода. Внесение изменений в какой-либо открытый проект не должно отвлекать разработчика от кода, процесс должен быть максимально прозрачен. Работа с коллегами, будь они в той же комнате, или на другом конце земного шара, должна быть сконцентрирована на развитии проекта, а не на борьбе с недостатками используемых инструментов.
Также мы проводим семинары по git, предоставляем материалы и спонсируем открытые проекты.
Как вы объясняете “обычным” людям (родственникам, друзьям), чем занимается ваша компания?
GitHub — это как Википедия для программистов. Можно править программы, смотреть историю правок, читать старые версии из любой точки мира, единственное отличие от энциклопедии в том, что работа идёт над исходным кодом, а не над текстом статей. Бизнес использует Github для разработки программного обеспечения и сетевых ресурсов, программисты делятся своим трудом и используют труд других.
Модель бизнеса проста: если код открыт для всех, то за это не надо платить. Если же код является важным для функционирования компании и открыть его нельзя, то для работы с ним придётся внести небольшую плату.
Слева направо: Рик Олсон, Том Престон-Вернер, и Крис Уонстрот. (Фото Дэйва Файрама).
Много ли зарабатываете на курсах?
Семинары составляют не самую большую часть нашей выручки, но дают возможность общаться с клиентами напрямую, укреплять связи, узнавать об их пожеланиях напрямую. Скотт Чейкон (наш гит-гуру), проводит семинары по всему миру.
Поддержка открытой разработки и git полезна для индустрии в целом, но мы делаем так просто потому, что нам так нравится. Мы ценим желание наших разработчиков участвовать в открытых проектах.
Как вы начали делать Github?
Первый прототип мы начали писать по выходным. Том Престон-Вернер и я сидели в спорт-баре после встречи местной программистской тусовки, тогда он и поделился со мной идеей сделать простой хостинг проектов на git. Ресурс, на котором будет легко поделиться кодом, освоиться с git, эдакий хаб. Этот инструмент делался не просто так, а по необходимости: нам обоим нравился git, а общедоступной возможности делиться кодом тогда не было. Том решил, что мне будет интересно разрешить эту проблему, так и получилось.
Мы встречались по субботам, собирая по кусочкам наш сайт. Мы завтракали, обсуждали планы, потом приступали к работе. Том указывал, как должны выглядеть страницы, я же, в основном, занимался реализацией. Как только основной функционал был готов, мы сразу же внедрили GitHub на моей основной работе, другом стартапе, который мы делали вместе с PJ Hyett. Разрабатывать GitHub стало проще, ведь и он, и я пользовались им ежедневно и легко понимали, чего не хватает.
Одну вещь при разработке своего предыдущего стартапа, Gravatar, Том уяснил точно: предоставлять ресурсоёмкий сервис безо всякой дополнительной платы — очень накладно. В том случае это был хостинг картинок с большим трафиком, здесь же это был git. Хранение и обмен кодом могли влететь в копеечку. Нужно было найти способ заработка.
Подумав об этом, мы запустили бету для наших друзей. И сайтом сразу же стали пользоваться! Было просто создать как открытый, так и закрытый проект, все стали размещать там свой рабочий код – и мы с PJ тоже так делали. Через некоторое время, люди начали обращаться к нам с вопросом, нужно ли платить за закрытые репозитории.
И тогда мы поняли, как наилучшим образом монетизировать Github, что помогло в дальнейшем сделать это не просто развлечением, а бизнесом. Мы стали предоставлять всем участникам неограниченные возможности по размещению открытого кода, а плату стали брать только за закрытый. То есть, платили только те, кто хотел платить.
PJ стал сооснователем Github и предыдущий наш проект был заброшен. Теперь нашим проектом стал Github. Сайт был открыт для публики 10 апреля 2008 г., сервис существует и активно пользуется спросом с тех пор.
Много ли денег потребовалось для запуска? Как их нашли?
Сперва, конечно, купили домен в Slicehost, заказали немного графики. Несколько сотен долларов на регистрацию фирмы удалось наскрести, просто скинувшись всем вместе.
Большие затраты уходили на личные расходы, ведь необходимо было жить и развивать бизнес. PJ и я занимались консультациями, Том работал полный день. По мере развития бизнеса, мы придумали подход, как постепенно перейти к постоянной зарплате.
Мы выплачивали из дохода фирмы каждому небольшую сумму, если продажи шли хорошо, эта сумма увеличивалась. Постепенно, наш доход приблизился к полноценной зарплате и стал достаточным для постоянной работы.
Сперва всё шло очень хорошо. Потом были несколько месяцев, когда продажи совсем не росли, но коллективным трудом нам удалось решить и эту проблему.
Насколько ваш бизнес успешен?
Мы нанимаем замечательных людей и хорошо оплачиваем их труд, не привлекая финансирование из дополнительных источников. С этой точки зрения, мы очень успешны.
По мере роста численных показателей (у нас сотни тысяч пользователей, десятки тысяч из которых платят, миллион репозиториев – тысяча новых каждый день). Всего этого мы добились за два года.
В каких условиях вы работаете?
Работаем мы в удобное нам время. Мы не нанимали менеджеров, мы сами можем определить, какие у нас приоритеты, задачи и цели. Тот, кому та или иная задача наиболее важна, занимается её реализацией.
Это может показаться странным, но такой подход действительно работает. Это отличный способ почувствовать интерес людей к тому, что они делают. Если какая-то вещь никому не нужна, никто ей и не займётся. Мы все сами пользуемся нашим продуктом, поэтому сразу становится понятно, что не работает и чего не хватает. Мы стараемся поддерживать неформальные отношения с клиентами, это также помогает нам выбирать приоритеты.
Мы работаем распределённо. У нас есть офис в центре Сан Франциско, но, как правило, все находятся там, где им удобно и работают когда удобно. Настоящий офис — групповой чат в Campfire. Сперва это было по необходимости – денег на офис просто не было, поэтому мы сидели дома и в кофейнях, а связывались через интернет. Теперь же стало понятно, что так просто удобнее. Сотрудники Github могут провести день в офисе, сесть на самолёт, и без проблем продолжить работу на следующий день. Нет необходимости отрабатывать определённый объём в часах, просто нужно решать выбранные задачи.
Самое важное — доводить дело до конца. Нам везёт, что мы работаем над веб-приложением (в основном), это означает, что изменения вносятся легко и быстро. Мы уже поняли, что лучше выпустить хоть что-то сейчас, а ошибки исправить по ходу, пользователи сами подскажут, где проблема. Старайтесь как можно раньше пускать новые фичи в продакшен.
Почему важно сначала выпускать продукт, а уже потом править ошибки? Есть простой пример?
Никогда не удаётся сделать что-то сразу и хорошо – это естественная особенность человека, понимание её — уже большое преимущество. Ранний пуск позволяет узнать, как пользователи воспринимают данное нововведение. Нет ли более важных проблем, которые ещё не решены? Не превзошёл ли продукт ожидания? Столкнулся ли кто-то с проблемой, которую можно было предположить? Пытаясь продумать всё это заранее, можно просто потеряться.
Иногда трудно понять, что важнее, проще дать пользователям возможность выбрать самим. Определите, что более всего необходимо и сделайте это.
Кроме того, реализация и выкатка — само по себе интересно. Если есть дедлайн — это работа, иначе это своего рода соревнование.
Последний раз я участвовал в выкатке функциональности для организаций. Как только что-то начало работать, мы пригласили своих друзей поучаствовать в бете. Наблюдение за их работой помогало не только скорее исправлять ошибки, но и строить и улучшать модель.
Каковы цели компании?
Как сейчас, так и через 5 лет, мне хотелось бы поддерживать хорошие отношения с коллегами и не терять интерес к работе. Мы хотим расти, больше зарабатывать и больше нанимать, удовлетворяя потребности пользователей, но самое важное — получение удовольствия от самого процесса. Надеюсь, мы никогда не устанем работать над Github, а людям никогда не надоест им пользоваться.
Пока у нас есть такие люди, которые наслаждаются работой, и делают хороший продукт для себя, проблем с удовлетворением просьб клиентов не будет.
Github может визуализировать процесс изменения кода. Здесь цветом отмечен вклад разных участников в проект homebrew – ширина пропорциональна объёму изменений.
Необходимость выбора встала раньше, чем я могу предположить. Я мог либо стать сотрудником Microsoft и получить бонус, либо уйти и заняться вплотную Github… В конце концов, я, как и Индиана Джонс, не стал отказываться от поисков Грааля, от возможности делать то, что действительно любишь, вне зависимости от стабильности альтернативных условий. Когда я стану старым, оглянувшись назад я смогу сказать “какие классные штуки я делал!”, а не “как мне было комфортно и безопасно.”
В общем случае мы полагаемся на себя, а не на помощь советчиков. Каждое решение должно быть обдумано и обосновано перед тем, как принято. То, что когда-то в похожих условиях определённое решение привело к успеху (или не привело) ещё не означает, что стоит действовать именно таким образом.
Многие люди предлагали нам отказаться от семинаров по git (“куда развиваться дальше, время же ограничено”), или не предлагать локальное размещение служб Github, но оба продукта сейчас существуют и радуют наших клиентов. Все компании разные, мы очень внимательно относимся к наблюдениям и советам клиентов, но полагаемся, всё же, на себя.
Какая самая трудная проблема была в компании?
Первый год напомнил тот этап подростковой жизни, когда осознаёшь себя. Github был просто развлечением, он не был основным проектом, от него не было больших ожиданий. Мы просто хотели делать что-то классное. Хотелось бы сказать, что этого достаточно, но должно быть видение в перспективе, философия. Каждый сотрудник (по крайней мере, сооснователь) должен быть на одной волне. Проблема только в том, чтобы поймать эту волну.
Мы делаем веб-приложение, или просто контроль версий? Какую зарплату платить сотрудникам? Стоит ли выступать на конференциях? Как подходить к вопросу техподдержки? Это, вроде бы, разные вопросы, но ответы на все из них определяются политикой компании. Когда понятно, к чему мы стремимся, на данные вопросы сразу появляются ответы. Но первое время приходилось помногу задумываться.
Философия компании записана в документах? Или люди сами понимают, как вы работаете?
Мы обсуждаем это на собеседованиях и подходим к этому очень серьёзно. Каждый потенциальный сотрудник Github должен понимать, что представляет из себя работа и понимать, что ему это комфортно. Разговоры за обедом о культуре, философии — часть рабочего процесса.
Некоторых сотрудников мы нанимали только исходя из их технической компетенции, оставив в стороне взгляды на жизнь. И мы не смогли сработаться. Поэтому не меньшее внимание при поиске людей мы уделяем жизненной позиции.
Офис (Фотография Дэйва Файрама).
Что ещё примечательного в вашем деле?
Двое из трёх сооснователей не закончили университет.
Как вы считаете, это совпадение?
Не думаю – Том и я оставили университет, чтобы скорее начать работать в индустрии. У него был стартап, у меня работа по заказу, но нам обоим хотелось создавать. Было ясно, что когда-нибудь мы сделаем что-то своё.
PJ получил диплом в области computer science, но уже в день выдачи дипломов он летел в Сан-Франциско. Он работал в CNET (где мы и встретились) ещё до окончания университета, а собственные проекты реализовывал на протяжении всего времени обучения.
У меня нет определённого мнения о том, нужно получать высшее образование или нет, замечательные люди примечательны не своим образованием, а сообразительностью, чувством юмора, упорством, но причины, по которым в универе мне было некомфортно схожи с тем, что я бы испытал в большой компании. Большинство людей даже не догадываются, насколько это удобно — работать на себя. Работа должна нравиться.
Какой совет вы бы дали начинающим свой бизнес?
Работайте, смотрите в будущее. Думайте. Обращайте внимание на смысл того, что делаете. Внимательно относитесь к расходам (даже тогда, когда получаете значительный доход). Концентрируйтесь на важных для вас вещах, не гонитесь за новыми технологиями. Когда проект будет работать, успеете всё переписать.