На чем зарабатывает самокат
Сооснователь сервиса «Самокат» — о «темных магазинах» и семейном бюджете
До запуска в 2018 году собственного проекта Вячеслав Бочаров 15 лет проработал в крупных компаниях. В 2002 году пришел в «Магнит» на должность директора магазина в Ярославле. Спустя несколько лет начал руководить региональным блоком, в 2009-м — транспортной логистикой. В 2011 году работал директором магазинов в формате «у дома». В 2015-м стал первым заместителем гендиректора «Почты России», но через полгода вернулся в розницу по приглашению основателя ретейлера Сергея Галицкого. В 2018-м вместе с бизнес-партнером Родионом Шишковым запустил сервис «Магазинчик» с 15-минутной доставкой товаров, который позже превратился в «Самокат».
Сервис «Самокат» был создан около двух лет назад, но, видимо, 2020 год стал поворотным в развитии проекта. Часть акций купили Сбербанк и Mail.ru, а в пандемию спрос на ваши услуги вырос в разы. Как вы считаете, успех был запланирован или ситуация сыграла вам на руку?
Тут сработали два фактора. Во-первых, до пандемии скорость роста проекта была на уровне 20–30% от месяца к месяцу. И пандемия этот рост, разумеется, ускорила. Прежде всего, она убрала психологические барьеры типа «я не знаю, как это работает», «я привык ходить в офлайн-магазин за продуктами» и т.д. В результате даже после завершения самоизоляции спрос на наши услуги не упал. Это говорит о том, что людям понравился сервис. Во-вторых, его успех обеспечен ровно тем, что экспресс-доставка — это действительно очень удобно. Это то же самое, как если бы вы жили в многоквартирном доме и пользовались водопроводом, и когда вас спрашивают: «Слушайте, а почему вы пользуетесь водопроводом, а не ходите к реке с ведром и не набираете воду там?», то вы можете ответить, что так удобнее. И дело не только в скорости, а в том, что вы относитесь к этому как к доступному ресурсу по требованию: когда нужно, вы им пользуетесь. Мы, собственно, строим городскую инфраструктуру, которая должна исполнять все требования клиента.
Понятно. В бизнес-план проекта была заложена продажа акций?
Разумеется. Мы с самого начала планировали создать крупную компанию. Понятно, что у нас не хватило бы собственных денег на такую высокую скорость развития проекта. Амбиции большие, и мы понимали, что придется привлекать деньги сторонних инвесторов. Мы привлекали деньги и раньше, а сейчас состоялся очередной раунд инвестиций. И хорошо, что инвесторами «Самоката» стали Сбербанк и Mail.ru.
Скажите, а Сбербанк и Mail.ru планируют вмешиваться в бизнес? Они же, наверное, не просто инвестировали в проект, но и хотят участвовать в управлении?
Было бы странно, если бы все было не так. Нам не нужен был инвестор, который просто даст нам деньги. Нам нужны были инвесторы, которые могут добавить компетенций, собственной экспертизы в той или иной области. У наших партнеров богатый набор возможностей — как финансовых, маркетинговых, так и компетенций в плане развития бизнеса. Пользоваться инфраструктурой, которую мы получили, очень удобно. Все планы мы согласовываем с инвесторами, и проблем не возникает. У нас единый взгляд на будущее и поэтому все наши дискуссии проходят достаточно комфортно. Мне не на что жаловаться.
Самокат: реальный заработок курьеров
ООО «Умный ритейл» – это компания больше известная, как сервис быстрой доставки продуктов «Самокат». По сути, сервис является сетью дарксторов, в которых производится очень быстрый сбор продуктов. Далее они передаются курьерам, которые развозят их по адресам покупателей. Компания позиционирует себя, как один из самых быстрых сервисов по доставке заказов (в течение 15-30 минут). На самом деле срок доставки может быть и больше, особенно в мегаполисах. Сегодня компания предлагает свои услуги в 22 городах страны. Среди самых крупных:
Заработок курьеров зависит от опыта, скорости перемещения (доставщики заказов развозят заказы на велосипедах, иногда на легковых автомобилях) и других факторов. Реальную информацию можно узнать, изучив различные форумы, посвященные работодателям.
Заработок курьеров в Москве
Реклама, зазывающая курьеров на работу, обещает гарантированный заработок в диапазоне 32 000- 88 000 тысяч рублей. В реальности все немного по-другому:
Как признаются многие курьеры, чаевые бывают, но очень редко. Рассчитывать на них, как на дополнительный заработок – не стоит.
Заработок курьеров в Санкт-Петербурге
В Северной столице почасовая ставка ниже, чем в Москве
Из-за пробок, курьеры могут задерживаться с доставкой. В итоге, это влияет на заработок, хотя в компании и утверждают, что штрафы не предусмотрены.
Заработок курьеров в Воронеже
Здесь почасовая ставка немного ниже, чем в столице.
Как и в других городах, курьеров заставляют не только развозить продукты, но и разгружать фуры, собирать заказы, убираться на складах и т.п.
Заработок курьеров в других крупных городах
В принципе, почти во всех больших городах почасовая ставка курьеров приблизительно одинаковая.
Город | На велосипеде | На автомобиле |
---|---|---|
Воронеж | в среднем 200 ₽ | в среднем 220 ₽ |
Новосибирск | от 175 ₽ | до 240 ₽ |
Нижний Новгород | 200 ₽ | от 250 ₽ |
Самара | 185 ₽ | до 240 ₽ |
Пермь | 175 ₽ | 230 ₽ |
Новокузнецк | 145 ₽ | до 210 ₽ |
Екатеринбург | от 175 ₽ | до 240 ₽ |
Преимущества и недостатки работы курьером в «Самокат»
На самом деле, по отзывам самих работников доставки, недостатков в работе курьером больше, чем достоинств.
Среди плюсов:
Недостатки:
Высокие заработки для курьеров – миф. В среднем, при более-менее адекватном графике работы, курьер в любом городе РФ получает 35 000-40 000 рублей.
«Самокат»: как работает сервис экспресс-доставки?
Компания «Самокат» за 2020 год выросла в обороте почти в 40 раз. Сейчас уже 411 дарксторов работают в четырех городах. Retail.ru побывал в одном из столичных дарксторов и рассказывает, как устроен сервис экспресс-доставки.
Фото: «Самокат»
Как это работает?
Сервис «Самокат», обещающий доставить продукты из магазинов за 15 минут, начал работать еще в 2018 году в Санкт-Петербурге. Сегодня он представлен уже в четырех российских городах – Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Нижнем Новгороде. Также частично охвачены Московская и Ленинградская области – каждая примерно на 40%. Скорость доставки обеспечивается благодаря дарксторам, расположенным в каждом районе города: на сборку уходит 2–5 минут, на доставку еще 5–20. Время доставки зависит от удаленности адреса покупателя от даркстора: в радиусе 1,5 км заказ приезжает за 15 минут. Компания постоянно расширяет сеть дарксторов.
Сервис «выстрелил» в пандемию, однако и после снятия ограничений интерес к услуге у потребителей не угасает. Оборот «Самоката» за последние шесть месяцев уже превышает оборот за весь прошлый год. Сейчас компания доставляет 4 миллиона заказов в месяц.
«У меня большой опыт работы в офлайне, – рассказывает сооснователь сервиса Вячеслав Бочаров. – При открытии физического магазина обычно учитывается несколько факторов. Размер района с точки зрения плотности проживания и бюджета семьи на продукты. Конкурентная среда и местонахождение конкурентов, а также сколько людей проходит через конкретную точку, где будет магазин. В нашем случае место не имеет значения с точки зрения его проходимости. Если даркстор находится не на первой линии, а в глубине района, то такое положение даже более выигрышно. Маршруты курьеров в этом случае можно строить с большим количеством комбинаций, логистика получается менее затратной. При открытии нового даркстора мы учитываем количество жителей, радиус действия услуги и бюджет семьи».
Фото: «Самокат»
Даркстор «Самоката» на первый взгляд похож на обычный магазин. Такие же стеллажи с товарами, только без ценников.
«В обычном магазине конфигурация расположения товарных групп устроена так, чтобы покупатель проделал как можно более долгий путь до товаров, которые ему нужны в повседневной жизни, – поясняет Вячеслав Бочаров. – Охлажденные продукты, молочка, хлеб обычно находятся в конце магазина. У нас все наоборот. Товары, которые пользуются наибольшим спросом, мы ставим в начало линии сборки. Распределение товаров также зависит от того, насколько они тяжелые. Хрупкие продукты должны оказаться в пакете наверху: никому не хочется получить мятые мандарины или раздавленный виноград».
В пустые боксы уже вставлены пакеты, чтобы сборка заказа прошла еще быстрее.
Сборка заказа начинается в тот момент, когда клиент нажимает кнопку «заказать». Уведомление появляется в приложении сборщика в виде списка. Для удобства сотрудников каждый пункт сопровождается фотографией товара. Кроме того, сами товары в списке расположены так, чтобы маршрут сборщика по даркстору получился минимальным. По даркстору сотрудники передвигаются с тележками, в которые установлены пластиковые боксы с заранее развернутыми в них пакетами: это тоже влияет на скорость доставки. В заказе таких боксов может быть несколько, сборщики ориентируются на объем и правила товарного соседства. Каждый товар перед укладкой в пакет отмечается ручным сканером, информация об этом автоматически дублируется в приложение. Собранный заказ передается курьеру.
Сборщик проверят качество всех свежих продуктов перед упаковкой в заказ.
«Почти все процессы в дарксторе автоматизированы, – рассказывает Вячеслав Бочаров. – Есть отдельный алгоритм, который мониторит товарные остатки. Есть алгоритм, который отслеживает сроки годности и дает сигнал о снятии позиции, у которой этот срок истек. Потому случаи, когда пользователи «Самоката» получают просрочку, очень редки. И чаще всего это системный баг, а не ошибка человека, который собирает заказ».
Искусственный интеллект также помогает прогнозировать поведение потребителей. Технология соотносит количество прогнозируемых и реальных заказов, может ограничивать их количество, чтобы справиться с нагрузкой. В пиковые часы или во время сильного снегопада, например, система может выставлять минимальную сумму чека для клиентов. Или вывести в район дополнительных курьеров, разослав пуш-уведомления тем, у кого в этот день выходной.
Фото «Самокат»
«Общая численность сотрудников «Самоката» – около 10 тысяч человек, – говорит Вячеслав Бочаров. – Курьеры составляют большую часть. И это единственные люди, которых видят наши клиенты. Мы относимся к своим сотрудникам серьезно и стараемся обеспечить для них комфортные условия: начиная от обустройства быта внутри точки и заканчивая удобством формы. Например, нам удалось сделать хорошие куртки. Настолько, что я видел курьеров, которые, видимо, подрабатывают в нескольких местах, в наших куртках с рюкзаками других сервисов.
Что выбирают покупатели?
Средний чек, по словам основателей сервиса, примерно такой же, как и у офлайн-сетей, поскольку ассортимент большинства дарксторов, по сути, повторяет ассортимент стандартного магазина у дома, за исключением алкоголя и табака. В дарксторах представлено порядка 2 тысяч SKU, товарная матрица настраивается в зависимости от города и района.
«Например, в ассортименте дарксторов Казани и Нижнего Новгорода достаточно много продукции местных производителей, – поясняет Вячеслав Бочаров. – Там к ней привыкли, и нет причин переучивать покупателей. В среднем от города к городу ассортимент отличается на 35–40%».
«Мы пытаемся делать продукты, которые имеют дополнительные свойства, и рассказываем об этом нашим покупателям, – говорит Вячеслав Бочаров. – Например, у нас есть макароны-ракушки из рисовой муки и макароны без глютена. Мы видим, что в каждой из категорий наша продукция постепенно становится лидером. Сейчас порядка 65% чеков содержат позиции СТМ. В частной марке мы формируем свой собственный набор позиций, который нам интересен. Это не та история, когда берется рецептура производителя и клеится наша этикетка. Мы создаем продукт и только потом занимаемся его размещением на производстве, исходя из технологических требований».
По словам основателей сервиса, сейчас они открыты к сотрудничеству с производителями. «Самокат» интересуют все товарные категории, на которые есть спрос. Однако сегменты условной кока-колы или батончиков Mars в СТМ трогать не планируют. Конкурировать с такими производителями, по мнению компании, нет смысла. Что касается еще одной растущей категории – готовой еды, – то наращивать ее внутри компании «Самокат» также не собирается. В доставке будут использовать существующие на рынке бренды, к которым у покупателей уже сложилось доверие.
В целом ассортимент дарксторов «Самоката» ограничен площадью помещений: выбраться за пределы 2500 SKU там вряд ли возможно. Для увеличения выбора компания сейчас открывает так называемые хабы. В приложении пользователей, которые попадают в радиус действия такого хаба, появляются две закладки. За 15 минут клиенту могут доставить ассортимент из каталога даркстора. Или можно заказать товары из большой матрицы хаба. Их доставят в указанный клиентом срок, минимум через час.
Планы на будущее
«Мы экономим нашим покупателям массу времени, – резюмирует Вячеслав Бочаров. – Если суммировать то время, которое люди потратили бы на поход в магазин, то «Самокат» сэкономил своим клиентам больше тысячи лет. Наши курьеры уже прошли 12 млн километров, это расстояние 15 раз от Земли до Луны и обратно».
В ближайших планах сервиса – дальнейшая региональная экспансия. В этом году «Самокат» планирует выйти как минимум за Урал.
«Я не верю, что мы вырастем в этом году в 40 раз, но в несколько раз вырастем точно, – говорит Вячеслав Бочаров. – И в 2022 году рост также продолжится. Это случится и за счет нашей географической экспансии, и через созревание дарксторов, которые уже открыты. Покупателей становится больше, и они становятся все более лояльными».
«Самокат» за 700 миллионов: как военный и экономист придумали доставлять продукты за 15 минут и опередили «Яндекс»
«Помню, будто это было вчера: мы с Родионом приходим к Игорю и на радостях рассказываем, что получили первые 40 заказов. Он спрашивает: «Это в день?» Мы говорим: «Всего — за месяц». Цифра, конечно, выглядела смешно», — вспоминает в интервью Forbes сооснователь сервиса доставки продуктов «Самокат» Вячеслав Бочаров. Описанная встреча случилась два года назад: Бочаров и «Родион» — Родион Шишков, сооснователь «Самоката», — тогда получили отказ инвестировать в проект от «Игоря» — Игоря Водопьянова, владельца петербургской УК «Теорема» и делового партнера брата Родиона Кирилла Шишкова. И скепсис был объясним, говорит сегодня Водопьянов: модель доставки продуктов к двери квартиры за 15 минут до «Самоката» в России никто не развивал.
Как Бочарову и Шишкову удалось вырастить один из самых перспективных стартапов в российском фудтехе и почему независимому статусу «Самоката» скоро может прийти конец?
Прийти на «Почту»
Вячеслав Бочаров и Родион Шишков стали стартаперами недавно — запуску своего дела предшествовал 15-летний опыт работы в крупных компаниях. Бочаров большую часть этого срока провел в «Магните», куда пришел еще в 2002 году на должность директора магазина в Ярославле. До этого он окончил военно-финансовое училище и два года отслужил по контракту в Чечне. О военном прошлом предприниматель говорит неохотно: «Это было во время военных действий, я был старшим лейтенантом».
«Когда Сергей узнал о нашем сервисе, сказал: «Слушай, а почему вы мне не предлагаете инвестировать?»
В «Магнит» попал по объявлению. Тогда в розничной сети было менее 200 магазинов, она активно росла и расширяла штат. Карьера Бочарова развивалась стремительно: спустя несколько лет он уже руководил региональным блоком, в 2009-м возглавил транспортную логистику «Магнита», а через год — направление «Магнит Косметик». В 2011 году Бочаров стал директором формата магазинов «у дома». «Я рос вместе с компанией. Приди я позднее, может, и не удалось бы пройти такой карьерный путь», — признается предприниматель.
С Шишковым его в начале 2010-х познакомил Илья Осколов-Ценципер, экс-гендиректор издательского дома «Афиша» и на тот момент вице-президент телекоммуникационной компании Yota. Как раз в ней на должности вице-президента по инновациям Шишков, экономист по образованию, строил карьеру с 2008 года. «Я руководил всем непонятным — музыкальными сервисами, кинотеатром Okko на его заре, когда еще не было мобильного интернета и стриминга. Не было видения, как это должно выглядеть и работать. Как только это непонятное становилось понятным, перемещался в новую сферу», — рассказывает сооснователь «Самоката».
Приложение для «муравейника»
В начале 2017 года у Родиона Шишкова возник спор с Игорем Водопьяновым, тем самым первым несостоявшимся инвестором «Самоката» и деловым партнером Кирилла Шишкова, родного брата Родиона. Они разошлись в мнениях о том, можно ли осовременить отрасль недвижимости, бизнесом в которой занимались Водопьянов и Кирилл Шишков (их УК «Теорема» управляет 10 бизнес-центрами в Санкт-Петербурге). «Я считал, что если к бизнес-центрам, которые строил Игорь, добавить удобные кнопочки и сделать их дружелюбными, то неожиданно окажется, что они станут представлять большую ценность для клиента», — вспоминает Родион. Водопьянов не соглашался: «Мне казалось, что при хорошо работающей управляющей компании кнопочки не нужны».
В споре родилась идея мобильного приложения для арендаторов бизнес-центров и управляющих компаний, через которое можно было бы запросить замену лампочек в офисе, заказать пропуск на территорию, увидеть ежемесячные счета за коммунальные услуги и пр. Шишков, еще будучи сотрудником «Почты России», решил оперативно протестировать концепцию. За месяц силами двух разработчиков он сделал минимально жизнеспособные версии двух приложений Smart.Space — пользовательского, через которое можно было заказать услуги в необходимую часть здания (например, в лифтовой холл), и внутреннего, через которое управляющая компания получала заявки. Расходы на разработку, по словам предпринимателя, были «минимальными». Точную сумму он не раскрывает.
Пилотное приложение с помощью брата Шишков запустил на базе нескольких бизнес-центров, которыми управляла «Теорема». Однако продукт не прижился: владельцы БЦ неохотно внедряли инструмент, который в моменте не повышал уровень арендной платы. Шишков не расстроился — он решил, что Smart.Space «полетит» в многоквартирных домах-«муравейниках». Об идее рассказал Бочарову, и тот решил присоединиться к стартапу. Параллельно работая в «Почте России» и «Магните», партнеры договорились о тестировании «пилотов» в жилых комплексах с несколькими УК — например, RBI и YIT. Те получали приложение-аналог Smart.Space под собственным брендом на безвозмездной основе и продвигали его среди жильцов.
«Хотели, чтобы люди сразу понимали, что мы делаем, и прощали нам — не магазину, а магазинчику — ошибки»
Осенью 2017-го приложения для просмотра показаний счетчиков и запроса ремонтных услуг использовали уже 70% владельцев квартир в «тестовых» ЖК, приводит цифры Бочаров. «Общение с управляющими компаниями для жильцов домов гораздо важнее, чем для арендаторов БЦ: дом большой, сотрудников в нем мало, за всем не уследишь», — объясняет такой спрос Водопьянов.
Монетизировать Smart.Space Бочаров и Шишков решили с помощью дополнительных функций — например, заказа еды, химчистки и уборки в квартире. В конце года добавили первую тестовую кнопку — «Магазинчик». С ее помощью можно было заказать 15-минутную доставку спичек, соли, воды, стирального порошка, туалетной бумаги и других товаров повседневного спроса. Их партнеры закупали в Metro Cash&Carry и хранили в небольшом подсобном помещении на 4 кв.м в одном из ЖК в Кудрово, где и тестировали опцию. Продавали товары в «Магазинчике» без наценки, за доставку по ЖК отвечали один-два курьера. За месяц в конце 2017-го «фишкой» воспользовались 40 жильцов, о чем на памятной встрече Бочаров и Шишков и сообщали Водопьянову.
Партнеры поняли, что могут сформировать огромный перспективный рынок, и ушли с должностей топ-менеджеров. «Мы увидели, что услуга нужна людям, что мы делаем что-то важное, что до нас никто не пробовал», — вспоминает Бочаров. Рынок тогда был пустым, и будущий «Самокат» стал его первопроходцем, подтверждает Антон Захаров, основатель проекта Getfaster, который разрабатывает сервисы экспресс-доставки для сетей под их собственными брендами.
От «Магазинчика» до «Самоката»
Со стартовым капиталом помогли родственники и знакомые — брат Родиона Кирилл Шишков, совладелец ресторанной группы «Пробка» Сергей Никонов и Илья Осколов-Ценципер. «Я начинал с ребятами бизнес по автоматизации управления недвижимостью, в ходе развития которого родилась идея мгновенной доставки продуктов. Модель была новой и никем тогда не опробованной. Риски были очень высокими, но я верил в проект, потому что был с ним с нуля», — говорит Кирилл Шишков. Осколков-Ценципер вспоминает, что «вложился не деньгами, а работой собственной компании [Tsentsiper], занятой дизайном продуктов». «Именно я придумал фиче в предыдущем проекте Родиона [Smart.Space] название «Магазинчик», — уверяет он. — Проект привлек меня космическими личностями основателей, здравым смыслом и масштабом». Доли в созданном еще под Smart.Space ООО «Умное пространство» распределились так: по 36,3% осталось у Бочарова и Родиона Шишкова, 17,5% получил Кирилл Шишков, 7,5% — Никонов, 2,3% — технический директор «Магазинчика» Константин Степаненко. Осколов-Ценципер получил долю в 2,3% при следующем раунде.
Инвестиции помогли сервису выйти на стабильные 25 заказов в день. При этом деньги команда сжигала быстро: продукты продолжали закупать вручную в Metro Cash&Carry, наценку для привлечения клиентов не делали. Системы прогнозирования спроса еще не было — списания могли составлять 20%, рассказывает Бочаров. «Съедали» инвестиции и зарплаты: к тому моменту штат разработчиков разросся до 5-6 человек, а на должность директора пригласили управляющего несколькими филиалами в «Магните». Часть средств уходила на офлайн-рекламу — с помощью объявлений в подъездах и через промоутеров. «Все это было очень сложно объяснить в тот момент, у людей была реакция: «15 минут? Вранье какое-то!», «А как вы отбираете продукты? Принесете ерунду какую-то!» Мне приходилось лично раздавать листовки у ЖК в Кудрово и объяснять жителям, о чем наш сервис, и почему это выгодно», — вспоминает Бочаров.
Новый раунд помог основателям до конца 2018 года открыть еще четыре склада в Петербурге. Запуск каждого обходился в среднем в 1 млн рублей. Количество заказов в месяц достигло 8000, а средний чек — 400 рублей. К тому моменту партнеры ушли от закупок в Metro Cash&Carry и заключили договоры с несколькими региональными дистрибьюторами (например, с дистрибьютором Procter&Gamble «Алиди»). На товары стали делать наценку — порядка 8%. Тем не менее, каждый заказ приносил порядка 100 рублей убытка. Причина — в дорогой логистике на небольших объемах (в штате сервиса тогда было всего 30 курьеров).
«Проект привлек меня космическими личностями основателей, здравым смыслом и масштабом»
По итогам 2018-го суммарная выручка двух российских юрлиц составила около 27 млн рублей, убыток — 67 млн. Тогда же сервис переименовали в «Самокат». «Это от слова «сам» — сам обеспечиваешь себе питание. Связи с доставкой на самокатах не было — большая часть курьеров доставляла заказы пешком», — уверяет Бочаров.
ПИК заказов
«Осенью 2018 года мы в принципе понимали, что в феврале-марте 2019-го у нас закончатся деньги, поэтому уже тогда начали общаться с инвесторами. К тому же надо было быстро расти, потому что на рынок начали выходить другие игроки, в том числе сервисы доставки из уже существующих магазинов», — вспоминает Шишков. В 2018 году в конкурентах у «Самоката» появились сразу несколько стартапов, например, Superbro (доставка за 90 минут) и Golama (2 часа).
Выбор в пользу «дочки» девелопера ПИК — «ПИК инновации» — основатели сделали еще и потому, что были знакомы с Гордеевым. «Познакомились давно, когда я был еще в «Магните», через общих друзей, — рассказывает Бочаров. — Когда Сергей узнал о нашем сервисе, сказал: «Слушай, а почему вы мне не предлагаете инвестировать?» Ну мы и предложили». Пресс-служба Гордеева комментировать вопросы инвестиций в «Самокат» отказалась.
«Дальше все пошло веселее», — вспоминает Бочаров. За три месяца партнеры открыли в общей сложности 70 складов, а к концу года вышли в Москву (сейчас в столице 61 склад, в Санкт-Петербурге — 59). Для сравнения, у сервиса «Яндекс.Лавка», который запустился в Москве в июне 2019-го под руководством Ильи Красильщика, бывшего главного редактора «Афиши» и издателя «Медузы» (в интервью VC.ru Красильщик говорил, что лишь однажды общался с Бочаровым), и недавно вышел в Петербург, пока заметно меньше складов — чуть более 80.
Представитель фудтех-направления «Яндекс.Такси», к которому относится «Лавка», сообщил Forbes, что основная задача рынка сегодня — «сделать так, чтобы как можно больше людей узнали о существовании подобных сервисов и попробовали их». Проекты в нише экспресс-доставки продуктов, по его мнению, пока «не столько конкурируют между собой, сколько формируют у пользователя привычку покупать продукты онлайн» и «разогревают рынок в целом». «При этом у «Лавки» есть несколько особенностей — наличие готовой еды и милкитов (наборов продуктов с рецептами), на сегмент которых приходится около 20% продаж, специфика ассортимента и доступ к большой лояльной аудитории «Яндекс.Еды» и «Яндекс.Такси», на базе которых она работает», — отмечает собеседник Forbes.
В декабре 2019-го «Самокат» обрабатывал уже более 100 000 заказов в неделю, средний чек возрос до 510 рублей. «Яндекс.Лавка» актуальное число заказов не раскрывает. «Пошел эффект масштаба. Когда у тебя несколько складов, ты не можешь давать массовую рекламу по всему городу. А мы с инвестициями наконец смогли покрыть весь Петербург — у нас заработал и сарафан, и онлайн», — объясняют галопирующий рост Бочаров и Шишков. «Два основных фактора скачка «Самоката» — услуга, которой просто воспользоваться, и очень активное продвижение в офлайне, «рядом с домом», — считает Григорий Кунис из iGooods.
Выручка «Самоката» за 2019 год, по расчетам Forbes, составила порядка 730 млн рублей. Бизнес пока убыточен (размер убытка основатели не раскрывают), но три первых склада уже вышли в прибыль в «несколько сотен тысяч рублей», уверяют Бочаров и Шишков. Эти склады, по их словам, обрабатывают по 850 заказов в день. При среднем чеке в 510 рублей месячная выручка каждого может составлять 13 млн рублей. Ежедневное количество чеков в остальных точках пока существенно ниже, признают предприниматели.
Приманил «Магнитом»
На инвестиции «Самокат» смог отстроить систему прогнозирования спроса, которая помогла снизить долю списанных продуктов до 1,5%, а также систему контроля курьеров. Последняя, например, подсказывает сборщикам и курьерам, на каких этапах доставки заказа они тратят больше времени, и напоминает, какие товары нужно списать из-за истекшего срока годности. «Наш бизнес строится на пяти китах: адаптированный под потребности клиента ассортимент, постоянное присутствие товара на полке, удобный интерфейс, быстрая доставка и адекватная цена. Только если мы закрываем все эти пункты, клиент выбирает нас, а не поход в офлайн-магазин», — объясняет Бочаров.
Сейчас в штате «Самоката» 500 человек. 80 из них — сотрудники офисов, которые расположены в коворкингах в Москве и Петербурге. Четверть операционного персонала — бывшие сотрудники «Магнита», признается Бочаров. От бывшего работодателя в проект он привнес не только человеческий капитал, но и практику расширения ассортимента за счет собственной торговой марки. Летом 2019-го Бочаров и Шишков нашли несколько небольших региональных контрактных производств, которые согласились поставлять продукцию под брендом «Самокат». Сейчас под ним проект продает 40% всей молочной продукции. Маржинальность составляет 30-80% в зависимости от категории и в среднем на 10% превышает маржинальность продуктов других брендов.
Среди контрактных производств «Самоката» — ярославская «Овсбей», петербургский «Сырный мир» и подмосковная «Бутылка молока». «Мы в основном поставляем продукцию под собственной торговой маркой. Основные заказчики — сеть «ВкусВилл» и «Самокат». С последним начали работать в 2019 году, концепция сервиса показалась нам перспективной», — ответила на запрос Forbes представитель «Сырного мира» Наталия Калюжная. По ее словам, бренд поставляет «Самокату» продукцию дважды в неделю в Москве и Петербурге. Заказами стартапа производство загружено на 10-15%. «Мы как любая производственная компания заинтересованы в расширении рынка сбыта. Формат работы «Самоката» сейчас активно развивается, и наши начальные предположения о росте объемов заказов подтвердились», — отмечает гендиректор «Бутылки молока» Сергей Кальченко. По его словам, производство поставляет товар «Самокату» пять раз в неделю.
«Самокат» — от слова «сам»: сам обеспечиваешь себе питание. Связи с доставкой на самокатах не было»