На чем зарабатывает вайбер
На чем и сколько зарабатывает WhatsApp, Viber и другие мессенджеры?
Приветствую! По прогнозам Radicati Group к 2019 году аудитория мессенджеров составит около 50% населения планеты. Только в России в 2016 году международный голосовой OTT-трафик впервые превысил традиционный телефонный: 552 млрд. минут против 546 млрд. минут (по данным J’son & Partners Consulting).
При этом WhatsApp, Viber, Line и другие системы мгновенного обмена сообщениями, как правило, бесплатны и не надоедают пользователям рекламным спамом.
Быстро, удобно, безопасно и бесплатно? Давайте разберемся, на чем тогда зарабатывает WhatsApp, Viber и другие мессенджеры?
В России мессенджер WhatsApp как только не обзывают: и вацап, и ватсап, и вотсап, и даже востап.
Однако WhatsApp пока не использует дополнительных способов монетизации (как другие мессенджеры типа WeChat, Kakao Talk и Line). Ян Кум, один из основателей WhatsApp, не раз подчеркивал, что «монетизация не будет приоритетом для компании – мы сфокусированы на росте».
Однако в середине прошлого года мессенджер изменил политику конфиденциальности сервиса. Условия для пользователей меняются в первый раз за четыре года. Компания явно готовится к введению новых способов монетизации.
Изменений пока два:
Как заработать в WhatsApp? На вопросы о монетизации «свежекупленного» мессенджера Марк Цукерберг обычно отвечает, что думать об этом пока рано. Гораздо важнее – поддержать рост аудитории мессенджера. Хотя бы до пары миллиардов пользователей. К слову, на конец 2016 года число пользователей WhatsApp составляло 1,2 млрд.
Инсайдеры утверждают, что WhatsApp планирует взимать плату с компаний вроде Uber – за право отправлять сообщения пользователям с их согласия. Еще одна версия о том, как можно зарабатывать на мессенджере — платные рассылки в WhatsApp.
За счет чего получают доход азиатские мессенджеры? Line, например, сделал акцент на платных стикерах и играх. Ежемесячно пользователи Line отправляют друг другу около миллиарда стикеров!
На всякий случай: стикер – это цветное изображение (например, хохочущей мордашки), которое как бы наклеивается на экран с другой стороны. Популярность стикеров объясняют тем, что многим людям легче выразить эмоции подходящим рисунком, чем словами.
Теоретически, Вы можете придумать и нарисовать свою серию забавных стикеров, разместить ее в Line и получать деньги с каждого скачивания. Один россиянин даже провел такой эксперимент и заработал около 200 рублей.
Кроме того, Line выпускает бесплатные мобильные игры, внутри которых покупки совершаются уже за «живые» деньги. А еще мессенджер взимает плату за изменение интерфейса приложения.
Сегодня структура доходов Line выглядит примерно так: игры (40%), платные стикеры (25%) и реклама (20%). Внедрение платежной системы LinePay позволит зарабатывать на ecommerce и денежных переводах.
Viber
Популярный мессенджер также не взимает плату за использование основного функционала. За отдельную плату можно расширить возможности общения: совершать платные звонки (Viber Out) и выражать эмоции платными стикерами.
Платная услуга Viber Out позволяет звонить на устройство без установленного вайбера (в том числе, и на городской телефон).
В перспективе одним из способов монетизации Viber могут стать публичные чаты. Например, доступ к официальным аккаунтам звезд и брендов, где они ведут публичную переписку.
Владельцы мессенджера также планируют зарабатывать на играх и платных рассылках.
Telegram
Павел Дуров неоднократно заявлял, что рекламы в Telegram нет и не будет. В будущем проект планирует работать по модели сбора пожертвований. Если перечисленные суммы не будут покрывать расходы, в приложении могут появиться «добровольные» платные функции. Какие именно, пока непонятно.
Как Вы думаете, как можно зарабатывать на мессенджерах, если исключить варианты с рекламой и абонплатой?
Подписывайтесь на обновления и делитесь ссылками с друзьями в социальных сетях!
На чем зарабатывает Viber и собирается ли на биржу
На чем основана бизнес-модель Viber? Каковы показатели компании по чистой прибыли и выручке за последние несколько лет? Удается ли расти и за счет чего?
Мы стремимся работать по модели B2B2C, которая в равной степени учитывает интересы конечных пользователей и бизнеса. Viber перестал быть просто приложением для общения, сегодня наша платформа может предложить гораздо больше.
Что мы делаем для пользователей? Стараемся предугадывать их желания и вводить новые функции, которые охватили бы все сферы их интересов. Так, весной мы запустили возможность онлайн-покупок прямо в чатах. Мы можете выбрать что-то из магазинов наших партнеров, отправить товар на обсуждение своему собеседнику или сразу купить его. Или вот еще пример: в конце лета мы начали тестирование интеграции в Viber платформы «Яндекс.Дзен», чтобы узнать, насколько пользователям будет интересно читать подобранные для них новости в нашем приложении.
Если рассматривать бизнес-составляющую вопроса, то у Viber три модели монетизации. Это доход от телеком-сервисов, доход от бизнес-сообщений и доход от рекламы. Они приносят нам 40-45%, 30-35% и 15% прибыли соответственно.
К телеком-сервисам относятся звонки из приложения на мобильные номера людей, у которых нет Viber. Мы называем эту функцию Viber Out, и она предназначена, прежде всего, для звонков за границу. При желании можно позвонить даже на стационарный телефон, здесь нет ограничений.
Бизнес-сообщения – это аналог традиционной SMS-рассылки, который мы предлагаем компаниям по выгодным условиям. Если какая-либо организация выбирает Viber, чтобы разослать сообщения своим клиентам, то она платит за количество сообщений, которые были получены и прочитаны получателем. В случае с традиционными SMS компания оплачивает факт рассылки. Добавьте к этому еще заметно отличающиеся ограничения в объеме сообщений: в Viber вы можете отправлять до 1000 символов, а в SMS всего до 70. У нас также возможно добавление мультимедиаконтента.
И, наконец, в Viber есть несколько видов нативной рекламы. Нам известно, что пользователи перестали обращать внимание на стандартные рекламные баннеры, поэтому мы выбираем для интеграции такие места и форматы, которые автоматически притягивают взгляды. Это баннерная и видеореклама в десктоп-версии, реклама по окончании звонка, размещение информации на странице загрузки стикеров и сами брендированные стикеры.
За счет всего вышеперечисленного мы растем и делаем это довольно уверенно. В 2017 году база наших пользователей выросла на 20%, а выручка – на 100%. В 2018 году Viber достиг отметки в 1 млрд пользователей по всему миру. Мы дорожим своей аудиторией и партнерами, и у нас большие планы по развитию и совершенствованию приложения.
Есть ли планы у Viber по привлечению средств у инвесторов через размещение на бирже? Таким путем уже пошли Twitter и Facebook.
В своем развитии мы не ориентируемся на социальные сети вроде Twitter или Facebook и придерживаемся отдельного курса. С февраля 2014 года 100% акций компании Viber принадлежат японской компании Rakuten. Возможно, когда-нибудь руководство рассмотрит такую возможность, но пока мне ничего о ней не известно.
У Viber достаточно много конкурентов, я сам пользуюсь мессенджерами: Whatsapp, Facebook Messenger, Telegram, когда-то пользовался ICQ и Skype. Пока для себя не вижу причин начать пользоваться Viber. Сможете назвать преимущества, которые мне помогут стать пользователем?
Я считаю, что главное преимущество Viber – это его универсальность. В нашем приложении вы можете общаться с родными и близкими так, как вам это будет удобно: чатиться, как в любом мессенджере, звонить по видеосвязи, как в Skype или Whatsapp, получать и хранить в одной папке сообщения от компаний, как ни в одном из названных вами приложений.
Кроме того, наши чаты предлагают большой набор дополнительных функций для вашего удобства. Вы можете создавать в них опросы, совершать покупки, переводить сообщения с иностранного языка на русский. Чаты можно спрятать от посторонних глаз паролем, создать и использовать собственные стикеры. Кроме того, Viber является самым популярным мессенджером для путешествий, и помимо названной функции Viber Out у нас есть услуга, которая называется «Местный номер». Ее суть в том, что вы оформляете подписку на номер телефона в выбранной стране, благодаря чему пользователи могут звонить вам или отправлять SMS по локальным тарифам в независимости от вашего местоположения.
Также в Viber есть чат-боты, игры и сообщества, на которые вы можете подписаться, чтобы быть в курсе последних новостей и приятно провести время.
Дополняя предыдущий вопрос, я главный редактор интернет-издания Fomag.ru (Financial One). Мы активно используем соцсети и мессенджеры в своей работе, чтобы привлечь внимание к своим публикациям. Какие опции есть у Viber, которые помогли бы мне в работе?
Создайте в Viber собственное сообщество – это бесплатно и довольно просто. В нем вы сможете указать актуальную информацию о вашем издании и публиковать фото и новости со ссылками, ведущими на официальный сайт. Кроме того, вы можете настроить обратную связь с пользователями: узнавать их мнение через опросы, оценивать заинтересованность аудитории по лайкам к посту или сделать сообщество открытым, позволив вашим читателям общаться друг с другом. При этом за вами будет закреплена роль администратора с обширными правами для модерации.
Еще очень интересует трафик, то есть аудитория пользователей Viber. Есть ли в открытых источниках эти данные в динамике за несколько лет?
Наша аудитория стабильно растет, и в 2018 году мы покорили рубеж в 1 млрд пользователей.
Периодически аналитические компании измеряют нашу аудиторию и делятся этой информацией. Так, в сентябре 2019 года компания Deloitte провела опрос 1600 россиян в 250 населенных пунктах страны и выяснила, что Viber является вторым по популярности приложением для общения. Оно было установлено у 57% опрошенных людей, При этом в исследовании отмечается, что количество людей, которые им пользуются, возросло за год на 5 пунктов.
Как Viber планирует развиваться? Какие сервисы появятся? Будете ли делать акцент на внедрении простых игр таких, как шахматы и другие, чтобы пользователи могли играть друг с другом, как это реализовано в Facebook Messenger?
Мы постоянно находимся в поиске новых возможностей для развития приложения. Сегодня Viber активно пользуются банки – они отправляют клиентам транзакционные сообщения о пополнении баланса или списании средств. В будущем мы планируем ввести возможность денежных переводов прямо в Viber.
Что касается игр, то они в приложении уже есть, вы можете найти их по поиску. В Viber есть как игры от других компаний, так и собственные. Чтобы найти их, вам достаточно ввести в строку поиска по сообществам Rakuten Games, после чего чат-бот предложит вам выбрать игру из списка. Шахмат пока нет, но есть другие развлечения с героями некоторых официальных стикерпаков.
Много ли человек работает в Viber? Где располагается центральный офис? Какие специалисты нужны компании для дальнейшего развития?
У нас есть офисы по всему миру – в Сан-Франциско, Минске и Тель-Авиве, Москве и Киеве, Лондоне и Париже. Наш штат насчитывает около 500 человек. Каждый сотрудник вносит свой вклад в развитие Viber.
Мы работаем с очень талантливыми специалистами, и единственное, что может препятствовать дальнейшему развитию – факт, что не всегда разные направления можно развивать одновременно. Мы фокусируемся на конкретной задаче и работаем над ней, чтобы представить пользователям готовый продукт. После того, как эта задача выполнена, переходим к следующей.
Многие мессенджеры и соцсети уже внедрили системы платежей? Есть ли такое у Viber?
Мы сотрудничаем с многими банками, которые присылают своим клиентам транзакционные уведомления в Viber. Также мы рассматриваем варианты перевода денежных средств в самом приложении. Сегодня пользователи могут отправлять друг другу различные суммы в Viber благодаря функции Moneytou. Пока эта разработка доступна жителям Венгрии и Украины, где пользователи могут попробовать Moneytou, зарегистрировав свои банковские карты.
Сервис основан на технологии MoneySend Mastercard компаниями Mastercard и Viber. Moneytou разработан NeoPay и принадлежит GB & Partners. Финансовый и технологический опыт службы обеспечивается Libra Internet Bank и Wirecard.
Хотелось бы еще спросить про боты. Легко ли в Viber их настроить?
Да, в этом нет ничего сложного. Чтобы создать чат-бот в Viber, вам нужно связаться с нами и предоставить общую информацию: имя и фото обложки вашего бота, категорию и подкатегорию, а также небольшое описание проекта. После этого мы проверяем данные и добавляем их на страничку информации вашего бота, который можно будет найти по поиску или по ссылке на вашем сайте.
Если ваш бот был одобрен, вы автоматически становитесь его администратором и можете либо опубликовать его, либо оставить скрытым, то есть доступным только по приглашению.
Поделитесь способами заработка в Viber для пользователей мессенджера. Кому из пользователей удалось заработать на этом действительно много?
Мы предлагаем варианты сотрудничества компаниям, но у нас нет конкретных предложений для отдельных пользователей. Мы можем предложить им ровно те же услуги, что и для бизнеса.
Может быть, пользователи общаются в Viber по работе и ведут какой-то бизнес, но у нас нет данных переписок, а следовательно – доступа к передаваемому контенту. Так что нам неизвестно, удалось ли кому-то заработать крупную сумму благодаря нашему приложению. И даже при желании мы не смогли бы это узнать.
Facebook работает над запуском собственной криптовалюты Libra. Планирует ли Viber сделать свою валюту?
Facebook, так же как и Telegram, испытывает сейчас проблемы с партнерами и регулированием. Telegram уже собирается приостановить поддержку криптовалюты, посмотрим, что будет делать Facebook. У нашей материнской компании, Rakuten, есть планы по этому направлению, и, хотя в настоящее время конкретного сценария по поддержке криптовалюты в Viber нет, в будущем она может появиться.
Ford vs Ferrari, или о чем стоит знать инвесторам
Одной из стратегий оптимизации издержек была продажа непрофильных активов. В 2010 году автопроизводитель продал Volvo китайской компании Zhejiang Geely Holding. Однако из-за ослабления продаж Ford принял решение расширить линейку выпускаемых автомобилей.
В 2016 году был создано подразделение Ford Smart Mobility, специализирующееся на разработке самоуправляемых автомобилей. Параллельно компания объявила об увеличении линейки электромобилей, так как это ключевой перспективный рынок для всей индустрии. Компания фокусируется на производстве пикапов, внедорожников и кроссоверов.
Деньги из сообщений: На чём зарабатывают и как развиваются популярные мессенджеры Статьи редакции
Популярные мессенджеры отличаются большой аудиторией, высокой активностью пользователей и разными ключевыми преимуществами. Однако в своем развитии они сталкиваются с общей проблемой — монетизацией. Здесь их пути расходятся — одни пробуют платную подписку, другие строят платформу, третьи считают, что над монетизацией нужно думать в последнюю очередь.
ЦП проследил историю развития популярных мессенджеров и их поиски путей монетизации.
Мессенджеры — это миллионы пользователей, которые активно пользуются сервисом каждый день. Чаще них владельцы смартфонов используют только Facebook и игры:
Данные statista.com
Рост мессенджеров продолжается. WhatsApp в январе отчитался о 700 млн активных пользователей в месяц. Telegram зафиксировал рост на 2,5 миллиона пользователей за одни сутки.
Общение, которое происходило в соцсетях, сейчас уходит в мессенджеры.
— Игорь Магазиник, основатель Viber
Однако, в отличие от тех же социальных сетей, которые превратились в «комбайны всего», мессенджеры ограничены одной функциональностью — обмен сообщениями в том или ином виде. Основной экран здесь — беседа с пользователем (или пользователями, если речь идет о групповом чате).
По этой причине в мессенджерах не работает стандартная рекламная модель. Если в социальных сетях реклама в ленте новостей может восприниматься пользователями адекватно — она находится в той части сервиса, в которой привыкли потреблять контент. В мессенджерах же практически нет места для маневров: маленький экран смартфона, неподходящий контекст и отсутствие таргетинга.
Безопасный обмен сообщениями должен быть бесплатным для всех. Показывать рекламу рядом с частной беседой кажется неуместным, и даже безнравственным.
— Павел Дуров, основатель Telegram в интервью Wired
Тем интереснее наблюдать за поиском работающей модели монетизации мессенджеров. Пока она не найдена, разработчики концентрируются на росте аудитории. «Мы всегда считали более важным давать как можно лучший сервис и за счёт этого привлечь как можно больше пользователей. Монетизировать потом этих пользователей — это, конечно, тоже проблема, но, как правило, гораздо меньшая», — рассказал Игорь Магазиник в интервью «Секреты фирмы».
Сначала рост — монетизация потом.
Подписка
Никто не хочет видеть больше рекламы, никто не ложится спать с мыслью о рекламных объявлениях, которые он увидит завтра.
— основатель WhatsApp Ян Кум
Основатель WhatsApp Ян Кум
Впрочем, Цукерберг и сам признается в том, что до сих пор не придумал способа монетизации WhatsApp. Кроме того, руководство Facebook не планирует даже предпринимать шаги в этом направлении. По словам Цукерберга, о монетизации WhatsApp следует задумываться тогда, когда пользовательская база достигнет нескольких миллиардов человек. «В следующие несколько лет на планете будет 5 миллиардов владельцев смартфонов, которые потенциально заплатят нам деньги», — считает Ян Кум.
Платные стикеры и игровая платформа
Так как поместить рекламу в окно беседы не получается, разработчики попробовали внедрить платный контекст. Таким контекстом стали стикеры — они передают конкретную эмоцию и являются частью беседы.
Особенно культура обмена стикерами популярна в Японии, Тайване, Таиланде и Индонезии. Директор по маркетингу японского мессенджера Line (181 млн ежемесячных пользователей) считает, что причиной является переход от текстовых форм коммуникации к мультимедийным: «Сейчас вместо SMS или простых текстовых сообщений в мессенджерах первого поколения мы все чаще отправляем разные фотографии, видео, стикеры, голосовые сообщения и многое другое».
Другим направлением монетизации японского мессенджера стала игровая платформа. С ее помощью пользователи iOS и Android соревнуются друг с другом, а компания зарабатывает на продаже внутриигровых покупок. Стикеры и игровая платформа принесли Line в четвертом квартале 2014 года 26,1 млрд йен (50,9 млн долларов — ред.).
По аналогичной модели развивается Viber (согласно информации Techinasia, 608 млн зарегистрированных пользователей). Например, в октябре 2013 года в мессенджере появились платные стикеры, а в декабре 2014 года — игровая платформа. Однако для Viber они не стали основным источником дохода.
В интервью изданию «Секрет фирмы» основатель Viber Игорь Магазиник рассказал, что больше всего компания зарабатывает на звонках.
Платные стикеры тоже покупают хорошо. Сейчас появились игры, это новый для нас канал. Мы пытаемся использовать Viber как игровую платформу, через которую даём пользователям доступ к игрушкам, сделанным специально для Viber. Они могут порекомендовать их своим друзьям, послать подарки через них. Производители этих игрушек делятся с нами частью прибыли. Мы будем вводить ещё какие-то вещи для монетизации в течение года.
— Игорь Магазиник
В перспективе рекламной моделью могут стать публичные чаты. Компания регистрирует официальные аккаунты брендов и звезд, в которых они ведут публичную переписку, а пользователи могут читать ее.
Неигровая платформа
Компания Facebook, владеющая мессенджером WhatsApp, активно развивает мессенджер соцсети как отдельный продукт. В 2014 году соцсеть вывела функцию обмена сообщениями в отдельное приложение. 17 марта социальная сеть анонсировала внедрение в Messenger функции микроплатежей. Пользователи (пока только США) могут привязывать к своему аккаунту карту Visa или MasterCard и отправлять деньги друзьям без какой-либо комиссии. По словам представителей Facebook, компания пока что не намерена монетизировать новый сервис: платежи не будут приносить ей никакой прибыли.
Спустя неделю, 25 марта 2015 года компания представила Messenger Platform — платформу для интеграции мессенджера со сторонними приложениями. Её цель — сделать так, чтобы пользователю не пришлось отвлекаться от беседы. Если у него вдруг возникло желание снять фото или видео для друга или поделиться новостью из конкретного приложения — Facebook предоставит ему такую возможность. Пользователям платформы уже доступно около 40 приложений, интегрированных с Messenger — в том числе, новостные приложения ESPN, Weather Channel, инструмент для создания GIF-анимаций Giphy и другие.
Частью Messenger Platform является Messenger for Business — инструменты для интеграции бизнес-приложений с мессенджером. Издание Macworld пишет, что таким образом мессенджер может стать полноценной платформой для интернет-магазинов. Предполагается, что компании смогут общаться с клиентами через Facebook Messenger. Например, оформлять заказ и отслеживать его местоположение, получать уведомления о поступивших на склад товарах или доступных ему бонусах.
Пока не ясно, собирается ли соцсеть зарабатывать на этом. В случае успешного запуска платформы, многие компании вероятно согласятся оплачивать услуги Facebook Messenger — сервис дает доступ к широкой аудитории и более быструю коммуникацию с клиентами.
Однако Facebook известен своим плохим портфолио. Компания уже несколько раз пыталась запускать «громкие» продукты. Например, Home, Places или встроенную в сообщения электронную почту. Поэтому многие эксперты не спешат делать прогнозы.
Платформа для бизнеса
Мессенджер с исчезающими сообщениями Snapchat также пошел по пути создания из сервиса платформы для бизнеса. В отличие от Facebook, команда не стала замахиваться на весь рынок, а ограничилась медиа-компаниями.
В конце 2014 года Snapchat запустил платформу Discover. С ее помощью представители медиа могут регистрировать свой «канал» и размещать краткие новости — как и обычные сообщения, на следующий день они исчезают.
Мессенджер для бизнеса
Еще одна сфера, в которой развиваются мессенджеры — корпоративный сегмент. Здесь особый успех получил командный чат Slack, созданный основателями Flickr. За несколько лет он обрёл широкую известность, несколько сотен тысяч пользователей и оценку стоимости в миллиард долларов.
Сервис призван заменить все сервисы коммуникации разом: Slack интегрирует в диалоги сообщения из других приложений для общения и работы (включая Dropbox, Google Docs, GitHub). Это позволяет пользователям отслеживать прогресс в работе над различными проектами с помощью одной платформы, а также снизить информационную перегрузку, которая возникает при необходимости общаться с множеством людей в разных мессенджерах и почте.
Однако Slack нельзя назвать защищенным мессенджером, несмотря на его бизнес-ориентированность. Например, в начале октября 2014 года в сервисе обнаружили ошибку безопасности, которая позволяла просматривать проекты, над которыми работает любая использующая сервис компания — в том числе Apple, Microsoft или Facebook. В начале февраля 2015 года злоумышленники на несколько дней получили доступ ко всей базе пользователей Slack.
Безопасный мессенджер
Упоминание «безопасности» автоматически отсылает к мессенджеру Павла Дурова Telegram со слоганом Taking back our right to privacy.
В Telegram нет и не будет рекламы. По словам представителей компании, это прописано в её «ДНК». Кроме того, согласно сообщениям официального аккаунта Telegram в Twitter, компании не требуются дополнительные внешние вливания. В будущем проект собирается работать по модели пожертвований, что в целом характерно для открытого программного обеспечения. Если пожертвования не будут покрывать расходы на приложение, в нём могут появиться «необязательные» платные функции, но какие именно, пока неизвестно. В Telegram уверены, что модель пожертвований сработает.
19 марта 2015 года приложения Telegram для iOS, OS X, Android, а также веб-версия сервиса получили обновленную версию групповых чатов — с возможностью отвечать на отдельные сообщения, упоминать собеседников и использовать хештеги, наподобие того, что есть в Slack. Издание Roem.ru предположило, что Дуров таким образом «замахнулся на рынок мессенджеров для командной работы».
Впрочем, попытки превратить Telegram в корпоративный мессенджер предпринимают сторонние разработчики. Так Дуров в своем Twitter отметил сервис Integram — простой робот для Telegram, позволяющий добавлять в мессенджер уведомления от сторонних сервисов — GitHub, BitBucket и Trello.
Ранее схожую интеграцию реализовали российские разработчики Jaconda. Сервис позволяет подключать уведомления различных сервисов в командный чат, построенный на технологиях Telegram. Однако, по мнению основателя Jaconda Антона Миронова, Telegram не стоит двигаться в этом же направлении: «Я считаю нативным приложениям Telegram следует продолжать работать над тем, что они уже хорошо делают — создавать лучший experience для пользователей. Например если пришла ссылка на картинку, то было бы здорово ее сразу разворачивать. В сторону интеграций с Github, Twitter или поиском Google смысла им двигаться не вижу».