На чем зарабатывают автоподставщики
Автоподставы: как мошенники зарабатывают на вашем страхе и незнании ПДД
Казалось бы, лихие 90-е давно закончились, и вместе с ними с дорог должна была уйти и преступность. Но злоумышленники, желающие нажиться на неопытности или незнании водителей, продолжают действовать. Недавно в Санкт-Петербурге завершилось расследование в отношении группы автоподставщиков, которые всего за несколько месяцев заработали на подставных ДТП 9 миллионов ₽. Рассказываем, какие схемы используют сегодня злоумышленники и как от них защититься.
Что такое автоподстава
Отдельного закона, который бы чётко определял это понятие, сегодня нет. Поэтому автоподставы попадают под статью 159 УК РФ — мошенничество.
По сути, автоподстава представляет собой создание конфликтной ситуации на дороге или в любом другом месте, где могут передвигаться автомобили. Прибегая к обману и запугиванию, злоумышленники вынуждают жертву добровольно отдать им требуемую сумму денег. Усугубляет ситуацию стрессовое состояние жертвы, чем мошенники умело пользуются. В процесс могут быть вовлечены один или несколько автомобилей, пешеходы и случайные свидетели. Все они находятся в сговоре.
Примечательно, что доказать факт такого мошенничества сложно, так как водитель сам передаёт злоумышленникам деньги. Чаще всего при этом используются наличные.
Кто в зоне риска
Не существует определённой марки или категории транспортных средств, которые чаще остальных становятся жертвами автоподстав. Однако повышенное внимание злоумышленников привлекают:
Их легко вычислить, ведь первые два года за рулём автомобилист обязан ездить со специальной наклейкой на заднем стекле. Выезд на дорогу для таких водителей — зачастую уже стресс. Поэтому на этих людей проще надавить, запугав серьёзными последствиями произошедшего ДТП.
У таких водителей нередко накапливается большое количество штрафов или других проблем с ГИБДД, поэтому они не прочь урегулировать конфликтную ситуацию на месте.
Владельцы автомобилей с большим количеством мелких повреждений
Такой водитель вряд ли помнит их расположение наизусть. И ему непросто будет понять, появился ли очередной дефект в результате столкновения или он уже был.
Мошенники также могут выбирать и тех водителей, которые отвлечены от дороги разговором по телефону или заняты гаджетами во время движения. Благодаря невнимательности их легко скомпрометировать.
Им выгоднее расплатиться на месте, чем терять время и фиксировать факт ДТП, ведь это может негативно сказаться на их работе и доверии руководства.
Важно понимать, что часто подставщики выбирают жертву по обстоятельствам, то есть — прямо здесь и сейчас.
Как мошенники имитируют ДТП
Если в 90-е годы злоумышленники нередко вынуждали жертву совершить настоящее ДТП, то сегодня их методы стали менее жёсткими. В основном мошенники избегают настоящих повреждений.
Следы, очень похожие на царапины и потертости, можно оставить с помощью куска сухого мыла. В условиях плохого освещения (например, на закрытой парковке) и в состоянии стресса неопытный водитель вряд ли сможет их отличить от настоящих дефектов лакокрасочного покрытия.
Чтобы имитировать несильное столкновение, злоумышленники могут ударить о корпус машины жертвы достаточно тяжёлым, но при этом мягким предметом. Это может быть пластиковая бутылка с водой или картофель. Понять, что именно произошло, находясь в машине, достаточно трудно.
Важным этапом автоподставы является подготовка. Мошенники обычно выбирают плохо освещённые парковки, узкие проезды, безлюдные трассы.
Очень часто злоумышленникам помогают якобы случайные свидетели (подельники). Они могут не только подтвердить факт ДТП словами, но и предоставить фото или видео аварии. Такие записи могут быть сделаны заранее, но в стрессовой ситуации понять это непросто. Подельники могут также представляться юристами или сотрудниками правоохранительных органов и пугать жертву тяжестью последствий произошедшего.
Распространённые схемы автоподстав
Оставление места ДТП
Такие действия подпадают под статью 12.27 КоАП и влекут за собой наказание в виде штрафа до 30 000 ₽ или до 15 суток ареста, а также лишения права управления транспортным средством сроком от полутора до двух лет.
Конечно, просто взять и уехать с места аварии решится далеко не каждый водитель. А тот, кто решится, вряд ли станет жертвой мошенников. Но речь не о злостных нарушителях правил дорожного движения (ПДД), а скорее наоборот.
Спровоцировав мелкое ДТП (или сымитировав его), « пострадавший водитель » предлагает разойтись миром, поскольку повреждения незначительны или у него нет времени на оформление ДТП. Однако он просит обменяться телефонами на случай возникновения непредвиденных обстоятельств. Обрадовавшись, что негативных последствий удалось избежать, потенциальная жертва соглашается на предложенные условия и уезжает. Через некоторое время мошенник сообщает, что вернулся на место ДТП и собирается вызвать сотрудников ГИБДД. Следовательно, второй участник аварии рискует лишиться прав. Чтобы этого не произошло, необходимо перевести злоумышленнику некоторую сумму денег.
Чаще всего злоумышленники поджидают жертву при сложных манёврах — например, при взаимном перестроении или пересечении нерегулируемого перекрёстка.
Мошенник может дать сигнал о том, что уступает приоритет проезда жертве, но как только она начинает двигаться, вторая машина провоцирует ДТП. В такой ситуации — так же, как и в первом случае — распространена схема с подготовленными повреждениями и броском предметов. По правилам дорожного движения взмах рукой или моргание дальним светом не является причиной для перехода приоритета на дороге. Тем более что доказать факт такого сигнала будет сложно. От злоумышленника поступает предложение решить всё на месте, так как жертва является виновником аварии.
После ДТП мошенники нередко предлагают расплатиться на месте. Если у жертвы появляются сомнения в правильности таких действий, подключаются подставные эксперты (подельники мошенника). Например, злоумышленник может позвонить якобы сотруднику страховой компании, который объяснит жертве, что случай не страховой. Или посоветует расплатиться на месте, так как зафиксированный случай ДТП существенно повысит стоимость страховки на следующий год (это действительно так, однако не стоит забывать, что именно для таких случаев вы и приобретаете полис).
4. «Наезд» на пешехода
Ещё не так давно встречались хорошо подготовленные мошенники, которые буквально бросались под колеса автомобиля. Сегодня такие случаи — редкость, но всё ещё существуют.
Злоумышленники поджидают водителей на парковках, а также на пешеходных переходах, где скорость движения минимальна (а значит, минимален и риск получить серьёзные увечья).
Однако закон в первую очередь защищает пешехода, поэтому, даже если есть сомнения в том, что наезд — случайность, многие водители предпочитают компенсировать ущерб на месте. Тем более что доказать умысел пешехода очень непросто.
Другая распространённая практика — это (якобы) наезд на пешехода, в результате которого повреждается его имущество. Например, он роняет дорогой телефон или коробку с какой-либо техникой (телевизором, ноутбуком). В этой ситуации мошенник требует компенсацию. Естественно, техника уже была повреждена заранее. Но доказать это проблематично.
Кража номерных знаков
Не так давно жертвами злоумышленников становились водители, чьи автомобили были зарегистрированы в отдалённых регионах. Для восстановления номеров приходилось ехать в родной город. Сегодня поставить на учёт автомобиль можно в любом городе (номера выдают с кодом того региона, в котором зарегистрирован владелец). Поэтому теперь воруют номера автомобилей с иностранным учётом.
Схема проста: злоумышленники снимают регистрационные знаки и прячут их поблизости. Водителю оставляют записку с требованием перевести деньги на определённый счёт. После поступления денег жертве сообщают, где спрятаны номера. Ситуация осложняется тем, что передвигаться на машине без номеров нельзя, так что водителю нужно оперативно вернуть регистрационные знаки.
Как защититься от автоподстав
Жертвой автоподставщиков может стать даже очень опытный водитель. Однако есть несколько простых правил, которые помогут не потерять свои деньги:
Всегда приобретайте полис ОСАГО
Штраф за отсутствие страховки небольшой — до 800 ₽. Но если произойдёт ДТП или вы станете объектом мошеннических действий, последствия могут быть куда серьёзнее. Как минимум, это будет аргументом для злоумышленников. Важно понимать, что вы оплачиваете страховку именно для того, чтобы компания покрывала нанесённый по вашей вине ущерб. Если за все повреждения расплачиваться на месте, то смысл покупки полиса теряется.
Если собираетесь разойтись миром — пишите расписку
В случае если вы с другим участником ДТП решите разойтись миром или договоритесь о компенсации на месте, возьмите (и напишите сами) расписку. В ней должны значиться данные обоих водителей и автомобилей, а также обязательно должна быть информация о том, что водители не имеют друг к другу претензий. Имея на руках такую расписку, вы можете смело покидать место ДТП. Бумага на руках позволит защитить свои интересы в суде.
Имея видеозапись ДТП или возникшей конфликтной ситуации, намного проще защититься в суде. Например, если мошенник прыгнул на капот уже остановившегося автомобиля, на записи это будет видно. К тому же видео будет более серьёзным доказательством, чем слова очевидцев (нередко — подельников мошенников). Наличие регистратора также может и вовсе отпугнуть злоумышленников.
Самостоятельно звоните в ГИБДД или в страховую компанию
Только в этом случае вы будете точно знать, что общаетесь с представителями власти или со страховщиками. Отметим, что в телефонном разговоре инспектор не откажется от выезда, даже если время ожидания составляет несколько часов.
Также нелишним будет оповестить о случившемся близкого человека. Он может также попробовать вызвать сотрудников ГИБДД, если не получается у вас.
Не стоит верить тому, что второй участник ДТП звонит в ГИБДД или страховую. Тем более — если его собеседник рекомендует расплатиться на месте. Также будьте внимательны, если после неудавшегося вызова вам перезванивает (якобы) сотрудник ГИБДД с мобильного или даже с городского номера. ДПС может связаться с вами, но только для уточнения места происшествия, после того как будет принята заявка по номеру 112.
Регулярно осматривайте свой автомобиль
Периодически проверяйте машину на предмет появления новых сколов, царапин и прочих дефектов. Это позволит точно понимать, появились эти повреждения в результате ДТП или вас пытаются обмануть.
При ДТП действуйте исключительно по схеме, предусмотренной ПДД
Остановитесь, включите аварийную сигнализацию. Затем выставите знак аварийной остановки (не менее чем в 15 метрах от машины в населённых пунктах и не менее чем в 30 метрах от машины за их пределами) и зафиксируйте место аварии на фото с разных точек. После следует решить со вторым участником ДТП, будете ли вы вызывать сотрудников ДПС или оформите европротокол.
Что такое европротокол
Это извещение о ДТП, которое оформляется водителями самостоятельно, без вызова сотрудников ГИБДД.
Но это не означает, что виновнику придётся платить на месте. Все выплаты производятся страховой компанией.
Европротокол можно оформить, только если выполняется ряд условий:
в ДТП участвовали только два авто;
авария произошла на территории РФ;
в ДТП нет пострадавших;
один из участников признаёт вину;
оба участника имеют полисы ОСАГО (в случае с иностранными гражданами — Зелёную карту);
ущерб не превышает 100 тысяч ₽. Однако сумма может быть увеличена до 400 тысяч при условии фотофиксации через приложение «Помощник ОСАГО» или «ДТП Европротокол».
Если один из участников ДТП отказывается от оформления европротокола, а также от вызова сотрудников ГИБДД, но при этом хочет получить компенсацию за причинённый ущерб, то, скорее всего, вы имеете дело с мошенником.
Прочитать инструкцию, как оформить европротокол через приложение «Помощник ОСАГО», можно в нашем тексте по ссылке.
Как мошенники зарабатывают на автоподставах. История из жизни.
Сегодня я хочу рассказать еще одну схему работы людей зарабатывающих на автомобильных авариях.
Итак: люди решившие пополнить свой бюджет за счет страховых компаний, а так же невнимательных автомобилистов придерживаются следующего плана.
В дело идет дорогостоящий автомобиль премиальной марки, чаще всего немецких производителей, так как запасные части на них стоят гораздо дороже, чем на тех же «японцев» или «корейцев».
Естественно, на автомобиль ставится видеорегистратор, причем в большинстве случаев не один, а с круговым обзором.
В плотном потоке движения примечается автомобиль, средней ценовой категории, сравнительно «свежий» и двигающийся быстрее общего потока, естественно совершающий множественные перестроения.
Указанный тип автомобиля выявляется потому что у него, в большинстве случаев, есть страховой полис, зачастую с повышенным размером страхового возмещения, а владелец данного автомобиля зачастую является человеком со средним доходом.
При очередном перестроении автомобиля жертвы, автомобиль автопоставщика резко ускоряется не меняя траектории движения, происходящее ДТП естественно фиксируется на видеорегистратор, а автомобиль автоподставщика получает повреждения по всей длине кузова, т.е. повреждаются множественные кузовные элементы.
Естественно, на место ДТП сразу же вызывают сотрудники дорожной полиции, которым предоставляется видеозапись с регистратора о перестроении автомобиля и фактической невиновности лица из-за действий которого произошло дорожное происшествие.
В период оформления ДТП проводится фотографирование полученных повреждений, которые вносятся в схему ДТП.
После произошедшей аварии и ее оформления, автомобиль автоподставщика едет в кузовной цех, где повреждения «дорабатываются», а именно делается их углубление с повреждением несущих частей, таких как ребра жесткости, но соответствующие повреждениям заснятым в момент оформления ДТП.
Повреждения делаются в том числе и скрытые.
После так называемой «доработки» автомобиль автоподставщика едет на фирменный сервис, где его мастерами в присутствии представителя страховой компании и независимого эксперта проводится осмотр с дефектовкой поврежденных частей.
После осмотра происходит обычное обращение за страховой выплатой, но как вы уже поняли в повышенном размере.
Зачастую, размер страховой выплаты дотягивает до ее максимального размера в 400 000 рублей.
В случае большего ущерба, его остаток взыскивается с незадачливого любителя быстрой езды. После получения выплат происходит ремонт автомобиля автоподставщика, но как вы уже поняли не на фирменном сервисе, а в «частном гараже», естественно без замены списанных дорогостоящих частей.
Эта операция может проходить неограниченное количество раз, так как автомобиль приведен в порядок и естественно снова выглядит как новый.
В итоге, автомобиль стоимостью от 2 до 4 миллионов рублей «отбивает» себя за год-полтора, а дальше работает на владельца.
По истечении 2,5 лет он имея множественные повреждения выставляется и продается на «авито» по «первой цене», а автоподставщик фактически не чем не рискуя получает прибыль до двукратной стоимости автомобиля.
P/S/ Хочу напомнить, что за подобные деяния предусмотрена уголовная ответственность.
подписывайтесь на мою страницу ВКонтакте и Инстаграм
Как мошенники зарабатывают на автоподставах? Постановка на «счётчик»
Мошенники на дорогах инсценируют автостолкновения, а иногда и сами кидаются под колеса — подобная схема заработка известна давно. Чтобы стрясти деньги с шокированных водителей, разыгрывают целый спектакль. Все вопросы дельцы предлагают решить на месте. Однако спустя какое-то время вновь угрожают, требуя круглую сумму. «Вы скрылись с места ДТП, за такое и посадить могут», — стандартная разводка. Как действуют преступники и как не попасть на крючок — в материале РИА Новости.
Столкновения нет, царапина есть
Схем мошенничества на дороге много, но цель всегда одна: сделать человека виновным в случившемся ДТП и получить с него максимально возможную сумму «на месте» или через суд, объясняет руководитель юридического отдела Общества защиты прав автомобилистов Равиль Ахмеджанов. Причем, даже если спровоцировать водителя на ошибку не удается, аварию можно инсценировать, разыграв небольшой «спектакль».
«Семнадцатого мая я ехал от врача — сильно простудился. На Приморском проспекте водитель «Мицубиси» слева от меня начал агрессивно перестраиваться, пытаясь задеть мой «Мерседес». Я посмотрел в зеркало заднего вида: ближайшая ко мне «Ауди» в правой полосе двигалась сзади на достаточном удалении для безопасного маневра. Однако, как только я начал перестраиваться, машина резко ускорилась, и я остался в своем ряду. В момент, когда «Ауди» оказалась в «мертвой» зоне видимости, я услышал звук удара: подумал, что наехал на летящую бутылку, которую заметил в зеркале», — вспоминает в разговоре с РИА Новости юрист из Санкт-Петербурга Павел Сафонов.
Он не сомневался, что столкновения не было, однако «Ауди» замигала фарами. Сафонов остановился на обочине и первым делом осмотрел автомобиль — с ним все было в полном порядке. Тем не менее водитель «Ауди» заявил, что Сафонов задел его при маневре, и, пригласив к машине, продемонстрировал повреждение на бампере. А следом предложил еще раз взглянуть на «Мерседес», неожиданно на нем тоже обнаружилась царапина.
«Я допустил две ошибки: заглушил двигатель, тем самым отключив видеорегистратор, и отошел от своей машины. Двое парней, стоявшие неподалеку, указали мне на убегавшего человека, который сымитировал на моем «Мерседесе» следы столкновения, пока я общался с водителем «Ауди» у его автомобиля. Я сразу сказал, что разойтись просто так не удастся и придется подождать гаишников. Не получилось, пока записывал номера телефона свидетелей, он сел в машину и спешно уехал», — рассказывает Сафонов.
В итоге юрист решил не вызывать ДПС, ущерб, причиненный его автомобилю, был незначительный, к тому же он плохо себя чувствовал. Уже дома, просматривая запись видеорегистратора, Сафонов установил, что три машины злоумышленников сели ему на хвост за пятнадцать минут до инцидента: агрессивная «Мицубиси», «пострадавшая» «Ауди» и «Шевроле», из которой вышел человек, поцарапавший его «Мерседес».
«Страховой случай»
Впрочем, можно действовать и проще, аварию совсем необязательно инсценировать во время движения, уверяет Ахмеджанов. «Предположим, вы хотите починить вмятину на автомобиле за чужой счет. Для этого достаточно выбрать подходящую машину, повредить ее так, чтобы было похоже на столкновение с вашей, и заявить, что владелец скрылся с места ДТП, предоставив ГИБДД регистрационный номер «виновного» авто», — описывает еще один способ мошенничества автоюрист.
В такой ситуации невиновного человека могут лишить прав на год, а его страховая компания выплатит компенсацию «пострадавшему». Как правило, суду в таких делах достаточно наличия повреждений и заявления, в деталях никто не разбирается, утверждает Ахмеджанов.
Однако преступникам не всегда удается избежать ответственности. В Нижнекамском городском суде сейчас рассматривается уголовное дело в отношении группировки из шести автомошенников, обвиняемых в незаконном получении компенсации от страховых компаний. Подставляли они уже не случайных водителей, а собственные машины.
«Молодые люди инсценировали ДТП: врезались друг в друга, а затем вызывали сотрудников ГАИ. Те, введенные в заблуждение, оформляли аварию. С этими документами подозреваемые обращались в страховые компании за возмещением ущерба. По семи эпизодам сумма выплат превысила 780 тысяч рублей. После неоднократных обращений злоумышленников в «Росгосстрах» служба безопасности компании заподозрила мошенничество и обратилась в полицию, которая вскоре задержала подозреваемых», — прокомментировал ситуацию РИА Новости помощник нижнекамского городского прокурора Сергей Божков.
Мошенники уже частично признали вину и компенсировали причиненный ущерб в полном объеме, отмечает собеседник. Тем не менее им грозит реальное лишение свободы на срок до шести лет. Сейчас судебный процесс находится на стадии допроса подозреваемых, шестое заседание состоится 29 мая, уточняет Божков.
Подобным образом можно не только получить деньги за несколько царапин, но и выгодно избавиться от ненужного автомобиля, считает Ахмеджанов. «Допустим, машину нельзя легально продать. К примеру, она выступает залогом по кредиту. Тогда мошенники умело подставляют ее так, что она идет под списание, а сами получают за автомобиль, не подлежащий восстановлению, приличную компенсацию от страховой», — объясняет он.
«Кинулся на капот»
Для другого вида автоподставы автомобиль вообще не требуется: достаточно просто прикинуться пострадавшим пешеходом. «Это случилось в конце марта, я ехала по делам. За поворотом на регулируемом переходе мужчина лет тридцати выскочил из-за столба на красный свет. Моя скорость — всего 17 километров в час, я сразу затормозила, но он буквально кинулся мне на капот. Поднявшись, жаловался на невыносимую боль и хромал, умоляя отвезти его в больницу», — вспоминает последовательность событий в разговоре с РИА Новости Яна Сутягина (имя изменено по ее просьбе) из Иркутска.
Она сразу заподозрила, что это не обычный пешеход, так дорогу не перебегают. Кроме того, ее насторожило, что несколько человек настойчиво просили ее подвинуть машину — якобы мешает проезду. Девушка отказалась, вызвала скорую помощь и бригаду ДПС.
Когда появились сотрудники ГИБДД, «актер» уже уехал на скорой помощи. Однако до больницы он так и не добрался, по словам девушки, никаких данных о нем в медицинском учреждении не оказалось.
Позже, пересмотрев видеорегистратор, Сутягина удостоверилась, что молодой человек намеренно спровоцировал аварию: на записи было отчетливо видно, как ловко он прыгнул на капот. Водитель передала видеофайл в полицию.
Жительница города Шелехово под Иркутском Маргарита Новикова (имя изменено по ее просьбе) примерно за месяц до этого попала в похожую ситуацию. Она посмотрела запись с регистратора Сутягиной в автомобильной группе о ДТП Иркутска во «ВКонтакте» и заявила РИА Новости, что ее пытался «развести» тот же человек.
«Я возвращалась от подружки. Дорога была скользкая, через каждые сто метров — «лежачие полицейские», поэтому двигалась медленно. Неожиданно из-за мусорного бака выскочил пешеход и кинулся под машину: я успела подать в противоположную от него сторону и остановиться. Уже через минуту подъехал черный джип, из него вышли люди, начали кричать и снимать меня на камеру. Сам «пострадавший» уверял, что у него сломана тазобедренная кость, при этом на моей машине — никаких повреждений», — говорит Новикова.
Она посадила «пострадавшего» в свой автомобиль и повезла в больницу. По дороге он попросил семьдесят тысяч в качестве компенсации, испуганная девушка пообещала собрать эту сумму. У больницы записал сотовый номер Новиковой и сказал, что сам разберется с докторами, а позже свяжется с ней.
Спустя несколько дней начались звонки с требованиями заплатить. Девушка, представившаяся женой пострадавшего, давила на то, что Новикова уехала с места ДТП, и угрожала полицией. «К тому моменту шоковое состояние прошло, стало понятно, что на мне пытаются заработать. Я отказалась платить. С семидесяти тысяч цена вопроса быстро упала до тридцати, потом просили хотя бы пять тысяч. Тогда мои сомнения развеялись полностью. Правда, в полицию заявление не написала — боюсь за детей», — признается Новикова.
Только спокойствие
Есть и другие сценарии «развода» с пешеходом. Зачастую мошенники работают на парковках, дожидаясь, когда водитель начнет сдавать задним ходом. «В моей практике был случай: человек, выезжая с парковки торгового центра, якобы сбил пожилую женщину. Он заплатил ее сыну пятьдесят тысяч рублей, а те все равно подали заявление, и водителя лишили прав», — рассказывает Ахмеджанов.
От подобных ситуаций, предупреждают эксперты, не застрахован никто. Однако есть простые правила поведения на дороге, которые помогут избежать неприятностей.
«Ведите себя спокойно, не принимайте скоропалительных решений, мошенники только на это и рассчитывают. Снимайте все происходящее на камеру, таким «умельцам» не нужна огласка, они не хотят светить свои номера. Полезным подспорьем может стать видеорегистратор. Но главное все же — сразу вызывать сотрудников ГИБДД. Мошенники боятся их как огня, ведь со многими из них полицейским уже приходилось иметь дело», — рекомендует руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.