На чем зарабатывают хоккейные клубы
На чем зарабатывают хоккейные клубы
В интервью Ильи Кочеврина я не раз слышал одну заковыристую фразу: «Мы делаем все, чтобы лига зарабатывала». Только вот, что он этим хотел сказать?! «Регламент по маркетингу и коммуникациям КХЛ» лишает клубы практически всех возможностей зарабатывать деньги. Ради интереса, откройте этот документ. Руководство КХЛ планирует догнать НХЛ, но при этом забирает у клубов шанс на самоокупаемость.
1. В НХЛ основную прибыль клубы и лига получают с телевизионных контрактов. При этом, помимо контрактов лиги с НАЦИОНАЛЬНЫМИ телеканалами, клубы имеют право заключать контракты на показ матчей с местными, региональными и другими ТВ. И в 1-ом и во 2-ом случае доходы делятся между лигой и клубами.
В КХЛ все права на трансляции ВСЕХ матчей принадлежат лиге. Т. е. клубы КХЛ не имеют права самостоятельно заключать контракты на показ своих матчей. Это при том, что сама лига ВСЕ матчи не показывает, иногда игру, например, Торпедо, Северстали или Автомобилиста просто нереально найти даже в интернете.
2. Рекламные площади, это отдельный разговор. С каждым годом КХЛ забирает у клубов все больше площадок для рекламодателей.
В НХЛ рекламные площади делятся равномерно между лигой и клубами. К тому же НХЛ только поощряет привлечение новых рекламодателей и новые договора. Получается, что НХЛ напрямую способствует заработку клубов, КХЛ нет.
3. По регламенту бренд «КХЛ» защищен всяческими патентами, запретами и т.д. Ситуация следующая, если клуб захочет выпустить партию кепок с своим логотипом и лого КХЛ, то не сможет. Почему? Потому что КХЛ запрещает. Хотите разместить на кепке логотип КХЛ, покупайте права на пользование брендом.
В НХЛ доходы с атрибутики огромны, они составляют значительную часть казны любого клуба. Все доходы с продаж атрибутики делятся между лигой и клубами. Плюс, за океаном существует практика личных рекламных контрактов, как у Кросби c «REEBOK». Но, опять же, при заключении такого контракта доходы делятся между лигой, клубом и игроком.
4. В продажах есть такое понятие, как CROSS SELL (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОДАЖИ). Если вспомнить историю с баром «КХЛ», то это был типичный CROSS SELLING. Это очень хороший знак, лига «стремиться зарабатывать», но. в Новосибирске, в Нижнем Новгороде, в Уфе отказались от этой затеи.
А суть в том, что КХЛ продавало клубам франшизу бара. В минимальный набор франшизы входит: Бренд(со всеми вытекающими), Дизайн, Бизнес-план, Договор с поставщиками, Сайт, Рекламные каналы. Я уж не говорю о меню, дресскоде и подборе помещения.
Руководители «КХЛ-маркетинг» решили зарабатывать на этом деньги, но не усложнять. И начали продавать название и логотип! Мол, хотите назвать новый бар «КХЛ»? Заплатите лиге вот столько. Плата за одно название.
Есть еще одна фраза у руководителей КХЛ: «Мы перенимаем опыт НХЛ и адаптируем его к нашим условиям». Если судить по нынешней ситуации, то звучит это примерно так: «Мы смотрим, как зарабатывает НХЛ, но высасываем деньги оттуда, где они есть (из клубов)».
На данный момент радует меня одно знаковое событие. Покупка Романом Ротенбергом компании «Телеспорт». Роман Борисович идет правильным путем в «СКА», думаю и с телевидением он поступит грамотно, может у клубов, наконец, появятся способы для заработка.