На чем зарабатывают косплееры
Мечи – на стол: как заработать на любви людей к виртуальным героям
Изделия косплей-мастерской Crafterfold продаются по всему миру – от Сибири до Аляски
IT-инструменты, которые используют в проекте Crafterfold
Артём Шумилов, 27 лет, сооснователь косплей-мастерской Crafterfold (Барнаул). Образование: Алтайский государственный технический университет (специальность «экономика и управление предприятий машиностроения»). Наталья Шелепова, 27 лет, сооснователь мастерской Crafterfold. Выпускница Института архитектуры и дизайна АлтГТУ. Василий Холунин, 31 год, сооснователь мастерской Crafterfold. Окончил Барнаульский текстильный техникум по специальности «дизайнер лёгкой и текстильной промышленности» и факультет дизайна Алтайского государственного университета.
Если персонаж в костюме от кутюр в полосочку – делаешь такой же. Если он в рванье – делаешь рваньё. Если он рыцарь в доспехах – делаешь доспехи. У меня два шкафа, забитых костюмами, и это с учётом того, что я уже три года не участвую в фестивалях. И вот ты сначала делаешь для себя, потом помогаешь кому-то другому, а потом желающих, которым надо помочь, становится всё больше, и ты понимаешь, что из этого может что-то получиться…»
Так для всех троих наших героев хобби трансформировалось в бизнес-проект – косплей-мастерскую Crafterfold.
Датой рождения мастерской считается сентябрь 2013 года, когда был принят первый заказ «на сторону». Вложения в бизнес происходили по мере необходимости: понадобился для работы какой-то станок – посовещались, скинулись, купили. Затраты на оборудование за всё время составили около 100 тысяч рублей.
Хотя Чаппи потребовал много сил (делали его по вечерам, в свободное от других заказов время, так что работа затянулась почти на год), но зато на недавней выставке Comic Con Russia в Москве, куда барнаульцы поехали себя показать и других посмотреть, он произвел настоящий фурор.
«Столько было желающих сфотаться, что я сбился на второй сотне! Делали два шага – набегала толпа детей с родителями, начинали фотаться. Делали ещё два шага – опять набегала толпа. И так три дня. Увидеть вживую персонажа, которого ты видел в кино или в мультике – это круто, людям это очень нравится! И нам сначала было весело. А потом тяжело. Мы к концу каждого дня хотели забиться куда-нибудь в угол и не выходить оттуда», – вспоминает Артём.
Мастерской приходится сверхоперативно реагировать на запросы довольно капризного и непредсказуемого рынка.
Один из такого рода актуальных запросов рынка – фурсьют. Героями фэнтези, фантастики и комиксов часто бывают разные животные – львы, орлы, обезьяны и т.д. У них тоже есть свои фанаты, которым хотелось бы в полном смысле слова примерить образ любимого героя. Это и есть фурсьют. Как раз сейчас Наталья работает над фурсьютом – шьёт костюм кота. Правда, не из мультика, а просто по эскизу клиента – так тоже бывает. Ну, захотелось кому-то свернуться клубочком на диване и помурлыкать – почему нет?
Меч из игры «Ведьмак» стоит порядка семи тысяч рублей. Боевые вееры – около шести тысяч рублей. Меч Ракуйо был продан за восемь тысяч рублей. Очень важный фактор – уникальность предложения на рынке. То, что никто больше не делает, может стоить практически любых денег. Так, если кто-то захочет купить того же робота Чаппи, то, как сказал Артём Шумилов, разговор начнётся с цены в 70-80 тысяч рублей.
Пространство поделено на три зоны – цех покраски и работы с химией; рабочая зона, где ведётся сборка; общее пространство, где можно посовещаться и попить чай, а также поработать, если все другие места заняты.
В планах мастерской – расширение (сейчас на выучку приняты трое подмастерьев) и освоение новых направлений косплея.
Как зарабатывают на жизнь московские косплееры
Сostume play, сокращенно и по-русски просто косплей – то есть «костюмированные игры». Смысл в том, что взрослые люди переодеваются в костюмы героев из компьютерных игр, аниме, комиксов, манги и фильмов. Культура, распространившаяся по всему миру из Японии, неплохо чувствует себя в России: существуют группы и объединения косплейщиков, специализированные каналы в медиа и оффлайн-фестивали – комик-коны.
Косплееры тратят кучу денег на образы: покупают дорогие ткани для костюмов, выискивают подходящие парики и обувь, нанимают мастеров для пошива, а потом еще и заказывают платные фотосессии. Получается довольно дорого для хобби. Однако некоторым удается отбивать затраты и даже получать прибыль из своего увлечения. Мы выяснили, как и сколько некоторые из них зарабатывают.
Нинелька Нуретдинова, 28 лет. Занимается косплеем с 2009 года
Людей, для которых косплей – бизнес, не так уж и много. В России не больше десяти человек. У меня есть основная работа – я комьюнити-менеджер в игровом издательстве, но на косплее тоже получается зарабатывать. У меня есть страница на Patreon (сервис, который позволяет блогерам, ютьюберам, художникам и косплеерам получать средства со своих фанатов. – Прим. ред. ), где я собираю совсем незначительные для косплея цифры: в среднем 6 000 рублей в месяц, но зато стабильно. Есть такие, кто на Patreon делает миллионы. Работает так: человек, которому нравится творчество косплеера, оформляет платную подписку от 1$ до бесконечности, а там уже на усмотрение своего героя получает какие-либо награды: фотографии, разговоры по скайпу с ним, подписку в инстаграм, а иногда и просто «спасибо». Это как краудфандинг, только с подпиской на месяц. Также я изготавливаю костюмы на заказ и работаю на фестивалях, самый популярный из которых «Игромир»; это приносит намного больше денег, но такая возможность выпадает всего два или три раза в год. В любом случае, косплееры на мероприятии получают меньше, чем модели, раздающие флаеры. В среднем нам платят от 500 до 1 500 рублей в час, зависит от сложности костюма. И это мало.
Знаю девушку из-за рубежа, зарплата которой 10 миллионов рублей в месяц. Но я не такой популярный косплеер: за месяц максимум получала 30 000 рублей. Больше всего прибыли приносит создание костюмов: максимально дорогой заказ был в 10 000 рублей. За очень сложные наряды не возьмусь – все же опыта не так много. В мечтах у меня – собственная мастерская. В принципе, можно сшить костюм и за 1 000 рублей, если это, например, японская школьная форма. Мой самый дорогой – костюм Эмили из игры Dishonored. Я выбирала для него самые лучшие и дорогие ткани и фурнитуру, поэтому он обошелся в 16 000 рублей. Но опять-таки – что считать большой суммой? Знаю одну девушку, которая потратила на костюм 250 000 рублей. Свои наряды я не продаю: это моя работа, и мне очень жалко с ними прощаться.
Вера Андреева, 21 год. Занимается косплеем с 2014 года
Для меня косплей – хобби, у которого есть кое-какое финансовое обеспечение, что не делает его машиной для зарабатывания денег. Вообще, мало для кого косплей – основная работа. Я лишь слегка отбиваю затраты на костюмы, съемки, реквизит, декорации и рекламу, хотя и занимаюсь этим уже пять лет. В основном – это поддержка поклонников моего творчества на платформе Patreon. В среднем получаю от 45 до 600 долларов в месяц – все зависит от активности поклонников. На фестивалях косплея не зарабатываю. На самом деле, за участие в них можно получить деньги, только если ты – очень известный косплеер, и тебя пригласили на мероприятие для приманки. Либо если ты победил в конкурсе и получил денежный приз. Но чаще всего фестивали косплея и конвенты – это лишь возможность показать себя и свои костюмы.
Основная статья расходов – костюмы. Самый дорогой стоил больше 60 000 рублей: создавала образ Эллериан, королевы Эльфов. Выбрала хорошего мастера, который в кратчайшие сроки по моим эскизам все изготовил. В эту сумму входил пошив, укладка парика и обувь. На все ушло около месяца. А вот самый дешевый костюм – Канан в школьной форме. Тут все просто: форму сшить легко, а парик был у меня на руках еще с прошлых сетов по аниме. Так что образ обошелся мне где-то в 5 000 рублей. И справилась всего за пару недель. Все костюмы я оставляю себе: они мне очень дороги, и я уверена, что образы пригодятся мне в профессии. Сейчас я учусь на актрису театра и кино, но пока не работаю.
Фото: предоставлено Мишаном Потакусом
Мишан Потакус, возраст не сказал. Занимается косплеем с 2017 года
Фото: предоставлено Мишаном Потакусом
Пока что я сделал всего один костюм – Рюка из аниме «Тетрадь смерти». Изготавливал его сам в свободное время, ушел практически год и около 20 000 рублей. Но самый простой, более-менее пригодный костюм обойдется в 5 000 рублей. Сейчас параллельно работаю еще над тремя образами и пока не понимаю, сколько придется на них потратить. Продавать их не собираюсь: они так и останутся лежать у меня в шкафу. Буду продолжать их периодически надевать по любому удобному случаю.
Чему учит косплей и как им можно зарабатывать? 12 вопросов косплееру
Наталья Кузьмина — косплеер с семилетним стажем, рассказала, как узнала о косплее и почему шьет костюмы сама.
Клеопатра, Гамбит из комиксов Марвел, Трандуил из популярной трилогии «Хоббит» — это малая часть образов, которые успела примерить 25-летняя косплеер Наталья Кузьмина. Косплеем она занимается семь лет. Познакомиться с Натальей нам удалось на фестивале фантастики и фэнтези «ФЗ» — она входила в жюри и оценивала образы участников косплей-шоу. И сама косплеер была в образе Бэёнэтты — героини компьютерной игры «Bayonetta».
Мы не упустили возможность задать косплееру 12 вопросов о ее увлечении.
Наталья живет в Нижнем Новгороде. Работает старшим менеджером техподдержки Майл.ру. Косплей — хобби, которым она увлекается уже семь лет. Пока не планирует увольняться и посвящать все свое время косплею, потому что «работа — это стабильность, а хобби — творческий беспорядок, без которого уже скучно. «Фото// Ксения Какшина, Ревда-инфо.ру
Как ты увлеклась косплеем?
— Случайно наткнулась во «ВКонтакте» на фотографию девушки из моего города, которая была в костюме Рин Кагаминэ — персонажа из аниме. Мне стало интересно, что это такое. Начала гуглить и узнала, что это косплей — люди шьют костюмы и подражают своим любимым героям. И я подумала: а почему бы и мне не попробовать.
Сделала первый образ — Джек из Тени. Это персонаж компьютерной игры «Game FABLE: The Lost Chapters». Да, это был парень, но у него была интересная цветовая гамма и много масок, которые мне нравятся. Поэтому я решила: а почему бы не сделать косплей на главного антагониста любимой компьютерной игры.
Первый образ Натальи — Джек из Тени (компьютерная игра «Game FABLE: The Lost Chapters»). Фото// архив Натальи Кузьминой
После этого косплея все и понеслось. И не могу сказать, что это было полностью осознанно. Просто увлекло. И, честно, это было удивительно, потому что вся моя семья — спортсмены. Есть даже мастера спорта. А я вот люблю шить и вышивать.
Что тебе дает косплей?
— У любого человека должно быть любимое дело, которым он наслаждается. И неважно, получаешь ли ты деньги, нравится ли это твоей семье и друзьям. Главное — нравится тебе.
А реально зарабатывать косплеем?
— Да. Я знаю много косплееров, которые зарабатывают. Например, их приглашают на предпоказы фильмов или на фестивали гик-культуры. Кто-то продает свой мерч: открытки, плакаты. И это правильно, потому что люди могут поддержать творчество.
У меня есть мечта сделать косплей профессией. Это будет здорово, потому что, работая, я буду заниматься любимым делом. Но пока это только мечты.
Быть косплеером — дорого?
— Да, очень. Было бы гораздо дороже, если бы я заказывала костюмы в мастерских, но я все шью сама, чтобы потратить как можно меньше денег. А вообще, любое хобби затратно. Та же рыбалка. И это нормально, нечему удивляться.
А сколько времени может уйти на один костюм?
— Все зависит от образа: если сложный, с вышивкой, то много. Но куда спешить? Я все костюмы делаю постепенно. Например, на это платье ушло полтора месяца, но это с учетом того, что я уже набила руку — часто шью и вышиваю. А можно за работой и все выходные провести — сесть утром и закончить уже ночью. Но время на друзей и семью всегда есть.
Где создаешь костюмы?
— Мои костюмы потихоньку начинают выселять из квартиры меня, родителей и кота (смеется). В шкафу сейчас висит больше костюмов, сшитых мною, чем обычной одежды. И создаю я все дома, а некоторые детали костюмов крашу на балконе или на даче. Вроде, пока удачно, поэтому о мастерской и не думала никогда.
Правда, пока все никак не могу взять и продать свои костюмы. Может, жадность? Но совсем не хочется отдавать то, во что вложил время и душу.
Костюмы у косплееров удобные?
— Нет! Например, в костюме, который на мне сейчас, даже некуда убрать телефон. А многие косплеи — это тяжелые доспехи, в которых порой сложно в дверь пройти. Из самых частых проблем, с которыми сталкиваюсь я, — это обувь не по размеру, течет грим и натирает парик.
Конечно, сделать удобный костюм можно, но нужно очень постараться, потому что зачастую костюмы персонажей из компьютерных игр, комиксов и мультиков жутко неудобные.
А что думаешь об откровенных костюмах кослееров?
— Не очень люблю излишнюю сексуализацию персонажей или просто откровенные наряды, но я не против красивого образа с пикантной ноткой.
Что должен уметь косплеер-новичок?
— На самом деле, ничего. Просто нужно выбрать: либо учишься шить и крафтить сам, либо несешь деньги в мастерскую. Но если выбираете первый вариант, то стоит запастись терпением, потому что далеко не все будет получатся с первого раза. И лучше всего для первого образа выбрать персонаж с простым костюмом или доспехами, чтобы вы не бросили косплей после первой неудачной попытки.
А чему тебя научил косплей?
— Спокойно могу что-то спаять, отремонтировать и сшить. Без проблем могу сделать косметический ремонт в квартире или новые наволочки на диванные подушки. Кстати, родители часто обращаются с просьбами что-то смастерить или починить, потому что знают — у меня получится.
Образ Трандуила из трилогии «Хоббит» Наталья примерила на себя в 2015 году. Этот снимок сделан на фестивале фантастики, кино и науки Starcon. Фото//Михаил Евстратов
Важно ли отыгрывать персонажа?
— Отыгрыш героя — это половина успеха. Если ты надел костюм, но не ведешь себя как этот персонаж, — это не круто. Люди видят любимого героя и ожидают от него того же поведения, что и на экране, а если косплеер этого не делает, — это разочарование для фанатов.
Сталкивалась с негативной реакцией на свое хобби?
— Каждый день от родителей. Им не нравится мое увлечение, потому что они считают, что я не выросла, и часто намекают, что было бы неплохо, если это приносило финансовую отдачу. К счастью, непонимание и негатив встречается только на уровне мнений. Обычно это люди старой закалки.
Правда, однажды на новогодний корпоратив на работе пришла в костюме, и коллеги сейчас спрашивают, в чем приду на этот раз.
Еще по теме
Нашли опечатку? Выделите фрагмент с опечаткой мышкой и нажмите Ctrl+Enter.
Как заработать на косплее?
Истории косплееров, которым удалось превратить свое увлечение в прибыльный бизнес
Для многих поклонников компьютерных игр косплей — только хобби. Эдакое развлечение для особенно активных фанатов, обладающих жаждой самовыражения, определенной долей самоиронии и руками, растущими откуда нужно. Все эти разноцветные картонные доспехи, деревянные мечи и винтовки — ну как такое можно воспринимать всерьез? Оказывается, можно. И множество профессиональных косплееров, научившихся зарабатывать на своем «безобидном» хобби, готовы вас в этом убедить.
Вопреки распространенному заблуждению, косплей — это не только прогулки по выставочным холлам в живописных нарядах (хотя и это тоже!), но и месяцы томительной подготовки, кропотливого труда, море нервов и регулярные форс-мажоры. Чтобы иметь возможность появиться на выставке в образе любимого персонажа нужно сперва самостоятельно сшить для себя костюм. При взгляде на расписной камзол трубадура Лютика, большинство и не задумывается, сколько времени было потрачено на отрисовку орнамента, оформление манжетов и воротника. Подготовка одних только наручей брони капитана Шепарда требует от автора умения работать с пластикой, деревом, пенопластом, монтажной пеной (!
Однако, как показывает практика, не так много мастеров готовы в одночасье растаться с результатом своей многомесячной работы. Подготовка костюма требует от автора не только аккуратности и дьявольского терпения, но и вложений со стороны собственного таланта, индивидуальности и преданности собственному делу. Создание комплексного наряда — настоящее творчество, отражающее в себе настроение и характер мастера, которое психологически не так просто обменять на валюту. Если, конечно, изначально не стояло цели подготовить костюм для покупателя. Тогда — запросто.
«Я как-то делала костюм на заказ, получила за него деньги, но для меня это был очень утомительный процесс. Я поняла, что это не мое — не могу делать что-то, что мне не близко, в отличие от тех персонажей, которые я люблю. Для меня косплей в первую очередь — это получение удовольствия от обыгрывания персонажа, от создания костюма — если персонаж мне неинтересен, я просто не могу», Александра Гостесс.
Гораздо более привлекательный способ заработка — спонсорский косплей. Если конкретнее: участие в выставках, съемки роликов, подготовка рекламных материалов и, конечно, съемки с фанатами. Компания-издатель нанимает конкретного косплеера для продвижения своей игры, помогает ему подготовить аутентичный костюм, организует его присутствие на выставке, задействует его в качестве ведущего или жюри на конкурсах и т.д. Актер, таким образом, должен всячески поддерживать соответствующую атмосферу, полностью погружаясь в образ и создавая ощущение присутствия самого игрового персанажа на контесте. Помните аниматоров-пиратов на детских утренниках? Kind of, только гораздо круче.
Стоит ли говорить, что такого рода заработок доступен далеко не всем косплеерам. Для того, чтобы студия ангажировала вас для продвижения своего нового проекта, мало быть умелым столяром и уметь лепить из пластилина эльфийские ушки. Необходимо иметь навыки работы с аудиторией, не бояться сцены, полностью соответствовать образу персонажа и иметь по-настоящему выдающуюся харизму. Модельной внешностью обладать совсем не обязательно, просто от образов смазливых красавчиков вроде Принца Персии или Локи тогда придется отказаться. И конечно, необходимо жить активной социальной жизнью, регулярно светиться на тематических эвентах и иметь пусть не многочисленную, но преданную армию поклонников. Популярность, она и в Африке популярность.
Начиная с 2013-го года Леон Чиро регулярно путешествует по миру, посещая крупные игровые и косплей-эвенты, как в качестве специального гостя, так и профессионального косплеера. Он начинал с небольших контрактов с Capcon и 2K, пока его не заметили сотрудники таких крупных студий, как Sony и Ubisoft. Сегодня работы Леона известны по всему миру, а образ Дрейка остается для многих самым запоминающимся и эффектным.
Уже добившийся мировой известности Леон отнюдь не считает косплей легким заработком. «Моя задача — делать фотографии со всеми подряд, по 8 часов в день проводить в образе, улыбаясь, играя и позируя. Это может показаться простым занятием, однако я могу гарантировать, что косплей может быть очень утомляющим, особенно если участвуешь в продолжительных 5-тидневных мероприятиях, таких как Gamescom в Германии».
Пока увлечения Леона были просто случайным заработком, ему приходилось самостоятельно обеспечивать свое хобби, стараясь заработать имя и репутацию. Сегодня многие издатели сами связываются с ним, предлагая контракты на участие в крупнейших игровых конференциях, и традиционо берут на себя расходы на проживание, оплату перелета, пропуска на эвент и т.д. Многие, также, спонсируют и создание костюмов, которые Леон по-прежнему шьет своими руками.
«Должен признать, что косплей сейчас превращается в серьезный бизнес. Многие их тех, кто начинает заниматься подобным, слишком рано начинают задумываться о заработке. Для того, чтобы стать настоящим профессионалом, нужно пройти долгий творческий путь, найти свой образ и научиться относиться к делу с уважением и серьезностью. И я всегда чувствую эту грань, на выставках я не просто косплеер, я — главный герой, подходящий к воплощению своего персонажа с энтузиазмом и страстью».
Являсь одной из самых узнаваемых персон в индустрии, Рик Боер относится к своему хобби со всей серьезностью. Имея за плечами огромный опыт в создании эффектного образа, Рик открыл свою компанию по привлечению клиентов RBF-Productions. Студия Боэра помогает наладить контакты с заказчиками, договориться о проведении рекламных компаний, а также заказать пошив оригинального костюма. «Подготовка каждого образа требует большого количества времени, и было бы странно не попытаться упростить сотрудничество с игровыми издателями».
Наиболее частые заказы, приходящие от компаний-разработчиков, предусматривают собой появление на мероприятии, съемку в промо-ролике или участие в маркетинговой компании. «Работа на выставках заключается в развлечении аудитории, рекламировании игры, и бесконечных фотосъемках со зрителями. Чувствуешь себя, как Микки Маус в Диснейленде», — отзывается Боер.
В силу специфики своей работы, профессиональные косплееры одними из первых получают доступ к ранней версии игры. Костюм должен точно соответствовать внутриигровому, а подготовка может занять месяцы. Для многих игроков данное преимущество может показаться очень заманчивым, однако настолько близкое сотрудничество с игровыми дизайнерами накладывает определенные ограничения на творческий процесс. «Естесственно, у людей, которые нуждаются в твоих услугах, всегда имеют в запасе пару замечаний относительно того, как должен выглядеть финальный костюм. Недавно мне сообщили, что цвет одного из элементов одежды изменился, как раз в тот момент, когда я только-только закончил над ним работать. Это означало, что мне придется вернуться и полностью переработать его».К тому же, работая на крупного издателя, косплееру приходится держать процесс создания костюма в строгих рамках, постоянно сверяясь с заказчиками, уточняя детали и исправляя недочеты. Такой режим работы определенно подойдет далеко не каждому, т.к. сама идея работы по расписанию противоречит концепции свободного творчества, позволяющей автору творить что он захочет и когда захочет.
«Когда ты работаешь на стенде, тебе приходится проводить кучу времени на одном месте, непременно пребывая в образе. Ты не можешь прогуляться по выставке вместе с другими посетителями, т.к. ты здесь чтобы работать. Ощущаешь себя анимированным постером, помогающим компании продвигать свой последний проект. Это действительно сложное занятие, как и любая другая работа».
«Работа с Firefall, с их годовым спонсорством, показалась мне очень привлекательной. Я путешествовала по всей Америке, выезжала в Германию, познакомилась со многими другими известными косплеерами. Костюмы, которые подготовила для меня команда Стива Вонга, автора Хищника и Хеллбоя, оказались просто потрясающими, примерять их было настоящим удовольствием».
«Помимо моих выступлений на выставках, команда Firefall также оплачивала мои работы по другим направлениям. И я могла пользоваться логотипом ‘sponsored by Firefall’, благодаря чему мои образы обретали гораздо большую известность. Также, мне повезло участвовать в веб-проекте Project Cosplay вместе с командой Stage 5, где Стив Вонг на примере моих работ давал советы по улучшению и созданию по-настоящему эффектного образа. Они действительно во многом меня поддерживали, позволяя претворить мои мечты в реальность».
При этом Кристал, как и Чиро, и Боэр, призывает с осторожностью относиться к спонсорским проектам. Несмотря на множество преференций со стороны заказчиков, работа с ними может оказаться по-настоящему утомительной и изматывающей. Косплей, в данном случае, превращается в настоящую работу и перестает приносить былое удовлетворение. К тому же, нужно всегда тщательно изучать контракт и помнить, что все заказные костюмы в большинстве случаев принадлежат правообладателям. Работа со спонсорами может помочь превратить ваше хобби в серьезный бизнес и набрать обширную фанатскую базу. Но нужно хорошо понимать, от чего вы отказываетесь, подписывая официальные бумаги.
Времена, когда косплей был только невинным увлечением причудливых гиков, безвозвратно прошли. Как это уже случилось с комиксами, увлечение костюмами супергероев и игровых персонажей проходит стадию бурного развития, привлекая внимание все большего числа поклонников. Уже сейчас проходят целые тематические фестивали со своими конкурсами, регламентом и приглашенными звездами. Косплей за короткий промежуток времени успел дорасти до масштабов мирового увлечения и продолжает набирать обороты. Многие из участников движения успели рассмотреть в нем потенциал для финансового роста. Так что, если тебе вдруг захочется сменить сферу деятельности, то теперь знаешь, с кого стоить брать пример.