На чем зарабатывают партии
Как партии зарабатывают и куда тратят? Предвыборное расследование
Разница в доходах политических партий колоссальна (согласно результатам выборов 2011 года). Даже внутри «Большой пятерки» она превышает 20 раз. Партии, не имеющие государственного финансирования, в своем большинстве работают лишь в период выборов, так как на большее не имеют средств, следует из финансовых отчетов, опубликованных в частности, организацией «Голос».
Заметно, что в случае с ЛДПР и «Яблоком» существенного увеличения совокупных бюджетов партий не произошло, поскольку значительно уменьшились частные пожертвования. В ЛДПР они сократились в 5,4 раза и в 2015 году составили всего 223 млн рублей в сравнении с 1 208 млн рублей годом ранее, а в партии «Яблоко» частные пожертвования вообще практически исчезли, составив в 2015 году менее 1 млн рублей (в 2014 году было 111 млн рублей). Возможно, это связано с тем, что партии решили «поберечь» своих спонсоров перед федеральной избирательной кампанией. В таком случае нам стоит ждать существенного увеличения бюджетов этих партий в 2016 году, либо переориентации традиционных спонсоров партий на поддержку кандидатов-одномандатников.
За предыдущий период политическим партиям удалось также сделать определенные сбережения, которые также наверняка будут потрачены в ходе 2016 года. В случае с «Единой Россией» и КПРФ речь идет об очень крупных суммах – более 1 млрд рублей у каждой из партий.
Кому нужны эти членские взносы?!
К выборам 2016 году в стабильном финансовом состоянии из всех партий «второго ряда» подошли лишь «Патриоты России», хотя и их бюджет в 2015 году сократился почти в 2 раза в сравнении с предыдущим годом. Небольшие собственные резервы также удалось накопить «Родине» и РППС, которых, однако, явно не достаточно. В любом случае, можно констатировать, что все партии «второго эшелона» находятся в полной зависимости от ресурсообеспеченных кандидатов.
Кто скидывается на партии?
Самая большая доля госфинансирования наблюдается у «Яблока» (99%), затем следуют КПРФ (89,4%), «Справедливая Россия» (86,4%) и ЛДПР (74,6%). Меньше всего от официальной государственной поддержки зависит «Единая Россия» – в ее доходах эти перечисления составляют 68,6%.
Самую большую долю членских взносов в доходах партии сегодня имеет КПРФ – 6,4% (годом ранее было 10,7%). Далее следуют: «Единая Россия» – 4,4% (было 5,4%), «Справедливая Россия» – 0,7% (было 2,7%), ЛДПР – 0,03% (было 0,3%). Фактически, партии, являющиеся по закону общественными объединениями, сегодня существуют не на средства своих сторонников и членов, а за счет всех налогоплательщиков и ограниченного круга частных спонсоров. Среди партий, не имеющих государственного финансирования, членские взносы есть только у «Коммунистов России» – они составляют 0,3% от всей доходной части.
За прошедший год существенные изменения произошли лишь в отношении пожертвований со стороны общественных организаций. Как и в предыдущие годы, в 2015 году на счета «Единой России» поступил некоторый объем средств от аффилированных с партией общественных организаций. Однако в этот раз этот поток был гораздо скромнее, а большая часть этих денег была возвращена жертвователям.
От общественных фондов, аффилированных с партией, было принято в 2015 году 6 100 000 рублей Еще 5 350 000 рублей было привлечено от аналогичных организаций в виде заемных средств с нулевой процентной ставкой. Интересно, что 27,5 млн рублей, правомерно поступивших средств, было возвращено добровольно. Эти суммы гораздо скромнее тех, что были выявлены в прошлом году.
Пожертвования от некоммерческих организаций в 2015 году были выявлены и у других партий. У КПРФ в 2015 году самое крупное пожертвование (3,6 млн рублей) поступило от Омской областной культурно-просветительской общественной организации «ИНТЕГРАЦИЯ», председатель совета которой Александр Кравец по совместительству является первым секретарем омского областного отделения партии. Аналогичная ситуация наблюдается и с финансированием партии «Яблоко» – пожертвование в виде поступления имущества (квартира стоимостью 1,5 млн рублей) поступило от общественной организации «Мурманский центр экономических и политических исследований» – организации, аффилированной с мурманским отделением «Яблока», – руководителем обеих структур был Игорь Лебедев.
Структура расходов крупнейших политических партий представляет интерес для избирателей хотя бы потому, что значительную часть средств они получают из государственного бюджета, фактически – из средств самих избирателей (у некоторых из членов «Большой пятерки» доля поступлений из федерального бюджета в структуре доходов партии превышает 90% и ни у кого не опускается ниже 2/3).
Анализ расходных статей бюджетов пяти крупнейших партий показал различие в подходах к партийному строительству. Две крупнейшие партии – «Единая Россия» и КПРФ – почти 60% своих бюджетов тратят на содержание центральных органов и региональных отделений, создавая обширные бюрократические аппараты (в т.ч. расходы на аренду офисов и зарплаты сотрудникам аппаратов партий). При этом обращает внимание, что если «Единая Россия» значительное внимание уделяет развитию региональной сети, создавая «регулярную электоральную машину», то в КПРФ баланс расходов, в значительной степени смещен в сторону центрального аппарата партии.
Центральный офис КПРФ потребляет приблизительно четверть всех партийных расходов, в то время как на 85 регионов выделяется лишь 36,5% бюджета. При этом, из всех парламентских партий КПРФ меньше других перечисляла непосредственно на участие своих сторонников в региональных и местных выборах (в относительных цифрах). Учитывая, что в бюджете КПРФ самая большая доля членских взносов (см. ниже), такая диспропорция выглядит странной – получается, что члены партии и налогоплательщики со всей страны в большей степени финансируют центральный аппарат партии, а не ее деятельность в регионах или участие в выборах.
Похожая ситуация складывается и в «Справедливой России», хотя и в меньших масштабах. У эсеров соотношение трат на центральный аппарат и регионы – почти один к одному, но зато относительно много тратит на финансирование агитационно-пропагандистской работы (например, выпуск «партийных» СМИ) и участие в выборах.
Относительно других партий, ЛДПР тратит наибольшую долю из собственных средств на агитационно-пропагандистской работу – более половины своего бюджета. Обращает также внимание крайне незначительная доля, которая официально расходуется на поддержание партийного аппарата, как в Москве, так и в регионах. Региональная сеть практически не развивается, партия живет исключительно за счет своего федерального бренда, не погружаясь в региональные проблемы. Даже та политическая агитация, которую можно увидеть по всей стране – преимущественно типовая, без учета местной специфики. Большая доля трат происходит по статье «Иные расходы». При их анализе легко обнаружить, что там значатся преимущественно транспортные услуги и размещение рекламно-агитационных материалов.
Наибольшую долю полученных средств непосредственно на участие в выборах тратит партия «Яблоко» – 35,9%. Кроме того, у «Яблока» многие расходы проходят по статье «Иные расходы» – почти четверть. Даже при беглом анализе этих расходов видно, что они содержат преимущественно два типа трат – оказание юридических и консультационных услуг и аренда нежилых помещений. Консультационные услуги, скорее всего, также можно смело относить к расходам на участие в выборах. «Яблоко» уделяет достаточное внимание поддержке своей региональной сети – это соотношение лучше, чем у «Единой России».
Из партий, не имеющих государственного финансирования, были рассмотрены лишь те, чей бюджет в 2015 году превысил 1 млн рублей. Таких партий всего 6 – «Гражданская платформа», «Коммунисты России», ПАРНАС, «Патриоты России», «Родина», РППС.
Среди партий второго уровня наиболее сбалансированным выглядит бюджет партии «Родина». Остальные партии впадают в крайности. РППС не потратила ни копейки на содержание центрального аппарата, существенно вложившись, как и «Патриоты России», в региональные отделения. ПАРНАС потратил больше половины средств на содержание центрального аппарата партии и не дал ни рубля регионам (при этом партия потратила почти 5% на международную деятельность). «Коммунисты России» отдают приоритет финансированию выборных кампаний и агитационно-пропагандистской деятельности.
На чём ещё зарабатывают партии
Коммунисты продали свой флаг
Центральная избирательная комиссия (ЦИК) РФ опубликовала очередной отчёт о доходах и расходах политических партий – на этот раз за четвёртый квартал 2010 года. Сенсацией стало то, что впервые у одной из партий появились доходы от предпринимательской деятельности и расходы на благотворительность. Ещё более неожиданно, что пионером от партийного бизнеса и меценатства стала КПРФ! Поверить сухой алгеброй гармонию большой политики попытался корреспондент «Нашей Версии».
Ровно месяц остался до очередного «единого дня голосования», который состоится 13 марта. В 12 субъектах РФ будут избраны парламенты, в сотнях мест пройдут выборы исполнительной и законодательной власти. Это будет, вероятно, последняя репетиция перед федеральными думскими выборами, намеченными на конец года.
На кону стоят 450 депутатских мандатов, и политические партии уже наводят порядок в своих финансовых рядах в преддверии баталии. Самое время определить хотя бы порядок сумм, которыми в состоянии распоряжаться политические игроки.
Виной тому помимо прагматизма спонсоров, желающих иметь дело не с партиями-маргиналами, а с фаворитами выборов, ещё и государственное финансирование. Начиная с 2008 года государство стало выделять парламентским партиям в четыре раза больше средств, чем раньше: по 20 рублей в год за каждого избирателя, проголосовавшего в пользу партии на прошедших выборах в Госдуму. Львиную долю этого финансирования получает, конечно, ЕР, обладающая подавляющим большинством депутатских мандатов. В прошлом году она получила из казны 894 млн рублей – свыше 60% её общего дохода.
Ещё более существенно государственное облагодетельствование для ЛДПР. Жириновцам было выделено из госказны 113 млн рублей, что обеспечило около 90% (!) всего дохода партии. СР досталось по этой статье меньше всех – 107 млн рублей, что дало примерно 70% её финансовых поступлений за минувший год. А наименее существенна эта статья для КПРФ: 161 млн рублей, полученный из госбюджета, составил лишь примерно 55% общего дохода партии.
Прекрасный способ оценить динамику материального благополучия той или иной партии – сравнить её данные в этих отчётах разных лет. Так, в 2005 году, по данным ЦИК, на долю «медведей» из общей суммы 1,77 млрд рублей, перечисленных 36 (!) российским политобъединениям, пришлось около 1,1 млрд рублей. Для сравнения: КПРФ получила по всей стране спонсорской помощи чуть более 60 млн рублей. Подавляющее большинство ограничилось поступлениями от 1 до 20 млн рублей.
Не менее выразительными были показатели за 2006 год. ЕР тогда обогатилась на 1,4 млрд, а занявшая второе место СР – лишь на 152 млн рублей. Тот же гигантский разрыв между партией власти и её конкурентами сохраняется и сейчас. За 2010 год ЕР получила 1,44 млрд рублей, а занявшая второе место КПРФ – только 294 млн рублей.
Любопытно, что вторую строчку в рейтинге внебюджетных доходов партий за 2010 год занимает отнюдь не какая-либо из парламентских партий, а «Патриоты России» – 171 млн рублей. Затем идут КПРФ с 133 млн рублей и вновь непарламентская партия – «Яблоко» (96 млн рублей). СР привлекла со стороны 48 млн рублей, а ЛДПР и вообще ограничилась 12 млн рублей, опередив лишь «Правое дело» с его 10 миллионами.
Впрочем, в последнем квартале 2010 года СР вырвалась по этому показателю на второе место – 53 млн рублей. Общие поступления в Компартию за то же время составили 51 млн рублей. «Яблоко» получило 28,4 млн, «Патриоты России» – 11,5 млн, ЛДПР – 4,8 млн рублей. Меньше всего средств удалось привлечь «Правому делу» – 2,9 млн рублей. А первое место, разумеется, принадлежит ЕР – 273 млн рублей!
При этом впервые у одной из партий появился не нулевой баланс в тех графах отчёта, которые прежде казались лишь данью формальности – «Доходы от предпринимательской деятельности» и «Расходы на благотворительную деятельность». Единственной партией, отличившейся этими непривычными для политструктуры занятиями, стала КПРФ. По данным Центризбиркома, ей удалось заработать 1,9 млн рублей на продаже партийной символики. На благотворительность же она потратила 900 тыс. рублей. Пусть деньги и небольшие, но ведь создан прецедент…
ЕР значительно опережает все прочие партии и по сумме внебюджетных доходов – 548 млн рублей. Любопытно, что членские и вступительные взносы в доходах этой партии вообще не фигурируют, а пожертвования от физических лиц составляют лишь скромные 0,75 млн рублей. Основную массу внебюджетных доходов партии власти обеспечивают взносы от юридических лиц.
За период с 2005 по 2009 год сумма этих пожертвований составила ни много ни мало 6 млрд (!) рублей. Любопытно, что главными официальными спонсорами ЕР стали вовсе не крупнейшие корпорации, а представители среднего бизнеса. В пятёрку главных спонсоров ЕР в этот период вошли «Евроцемент групп» (253 млн рублей), «Мечел» (72 млн), «Объединённые кондитеры» (58,5 млн), Мотовилихинские заводы (48,7 млн) и МТЗ «Рубин» (47,8 млн рублей). Даже, например, принадлежащее детям бывшего министра топлива и энергетики Виктора Калюжного предприятие «Аксайская земля», обладающее годовой прибылью в 2,1 млн рублей, за три года сумело помочь ЕР 30 млн рублей! Корпорации жертвуют значительно меньше. К примеру, три предприятия «Газпрома» выделили за три года 3 млн рублей, а «Связьинвест» – лишь 2 миллиона.
Тема пожертвований ЕР от юридических лиц уже становилась объектом скандального обсуждения в СМИ. Лидер «Яблока» Сергей Митрохин вообще советовал «все партии перевести на нормальное бюджетное финансирование, а остальные денежные вливания запретить»: «Тогда конкуренция политорганизаций будет честной и они перестанут заниматься лоббизмом интересов частных коммерческих структур. Сейчас же у любой неугодной властям партии можно найти грехи в финансировании и, уцепившись за них, ликвидировать её». Видимо, именно поэтому власти не собираются отказываться от частного финансирования партий. Симптоматична оговорка на сайте ЦИК РФ, где в официальном сообщении о визите зампреда ЦИК РФ, бывшего топ-менеджера ЕР Леонида Ивлева в Кировскую область говорится: «Отмечен положительный опыт взаимодействия Избирательной комиссии Кировской области с региональными отделениями политической партии»(!). Всем понятно, о какой именно партии идёт речь?
Партийные «бюджетники»: как политические партии живут за счет россиян
Станислав Андрейчук
Член совета движения в защиту прав избирателей «Голос»(признано российскими властями «иноагентом»)
Станислав Андрейчук о финансировании парламентских партий в России
Политические партии в России могут получать средства из нескольких источников – от членов партии в виде взносов, от юридических и физических лиц в виде добровольных пожертвований, от хозяйственной деятельности партии и займов. Но все эти источники составляют лишь небольшую часть доходов партийных структур. Например, в 2017 году (это последний год, по которому пока опубликована финансовая отчетность партий) «Справедливая Россия» собрала в качестве членских взносов ноль рублей. У ЛДПР в том же году все пожертвования вместе со взносами едва превысили 0,3% от всех доходов.
Главный источник доходов парламентских партий – это средства федерального бюджета. Официальное государственное финансирование в 2017 году составило в среднем около 80% их доходов. Всего в 2012-2017 гг. на официальную поддержку политических партий федеральный бюджет направил около 30 млрд рублей.
Ежегодное государственное финансирование политических партий, набравших более 3% голосов на последних выборах в Государственную Думу, закреплено в законе «О политических партиях». Кроме того, разовую компенсацию получают партии, чей кандидат на выборах президента страны также преодолел планку в 3%.
Задачи государственного финансирования партий
Государственное финансирование партий в разном виде существует во многих странах. Его сторонники говорят, что госфинансирование позволяет партии осуществлять свои основные функции (продвижение своих политических ценностей, политическое просвещение и участие в выборах), не ставя себя в зависимость от крупных доноров. В России еще добавляют, что граждане не готовы жертвовать средства, что обусловлено культурно-историческими причинами и высоким уровнем бедности в стране. Действительно, сами граждане не спешат поддерживать политические партии. Однако это проблема именно партий, т.к. общественные проекты вполне научились жить на средства, полученные от пожертвований россиян.
К примеру, благотворительный фонд «Нужна помощь» в 2017 году получил в качестве пожертвований 166 млн рублей – почти в 50 раз больше, чем ЛДПР, которой граждане и юрлица перечислили всего 3,5 млн. КПРФ и «Справедливая Россия» также получили в качестве пожертвований меньше благотворительной организации – 63,4 млн и 152,2 млн соответственно. Лишь «Единая Россия» превзошла этот результат, при этом основную часть пожертвований в ее адрес сделали крупные корпоративные доноры, часто связанные с членами и сотрудниками партии, а от физических лиц она получила в два раза меньше, чем благотворительный фонд.
Эффективность работы партий
Очевидно, что политические партии, которые должны представлять интересы российских граждан, сегодня проигрывают борьбу за их добровольные пожертвования. Причина, как мы видим, не в том, что граждане не готовы отдавать часть своих и без того не очень больших средств другим, а в том, что они не видят для себя мотивов делиться деньгами с партиями.
По данным «Левада-центра», индекс доверия политическим партиям сегодня отрицательный – граждане скорее не доверяют им, чем доверяют. Среди общественных институтов партии конкурируют по этому показателю за последнее место с крупным бизнесом.
Можно, конечно, говорить, что привлекать средства на благотворительность и различные социальные нужды намного проще, чем на политическую деятельность. Но это как раз результат недостаточного политического просвещения, которым должны заниматься партии наряду с участием в выборах, хотя и это они делают далеко не регулярно. Прошлогоднее исследование Движения в защиту прав избирателей «Голос» показало, что кроме «Единой России» партии практически не участвовали в выборах в органы местного самоуправления, на котором, как правило, должны решаться наиболее распространенные проблемы, с которыми встречаются граждане. Например, КПРФ выставила своих кандидатов лишь в 13,6% кампаний по выборам глав муниципалитетов и в 16,9% кампаний по выборам местных депутатов. Результат «Справедливой России» еще скромнее – она приняла участие в 5,7% и 14% кампаний соответственно.
Доля расходов на участие в выборах в бюджетах партий также мала. Лишь у ЛДПР на участие в выборах и пропаганду за последние шесть лет ушло ¾ всех средств. У остальных партий эти расходы значительно ниже – в среднем около 30% в 2017 году. Зато велики расходы на управление. По двум «управленческим» статьям («Содержание руководящих органов» и «Содержание региональных отделений») в 2017 году «Единая Россия» направила 53,2% от объема всех расходов партии, КПРФ – 49,8%, «Справедливая Россия» – 35%. Лишь у ЛДПР официальные расходы на управленческие функции значительно ниже (6,6%). Для сравнения, в том же 2017 году управленческие расходы фонда «Нужна помощь» составили всего 3,9% от бюджета фонда.
Об эффективности работы партий, живущих практически целиком за счет налогоплательщиков, говорит и снижение их поддержки, рассчитанной «в голосах». Если в 2011 году на выборах депутатов Госдумы в избирательных ящиках обнаружили 64,6 млн действительных бюллетеней, то в 2016 году эта цифра снизилась до 51,6 млн. Хотя за этот же период число партий, принимавших участие в выборах, увеличилось в два раза. Согласно логике закона «О политических партиях», в котором прописано их государственное финансирование, это должно было привести к снижению такой поддержки, поскольку ее размер рассчитывается исходя из количества полученных на выборах голосов – каждый голос избирателя имеет свою «цену». Однако сразу после выборов 2016 года депутаты Госдумы внесли поправки и увеличили эту сумму. В результате с 2007-го по 2018 год госфинансирование в пересчете на один полученный партиями голос увеличилось в 30,4 раза. По данным Росстата, средняя зарплата россиян за то же время выросла лишь в 3,2 раза.
Решение партиями своих финансовых проблем за счет налогоплательщиков вошло в практику. Показателен в этом смысле кредит в 600 млн рублей, который «Единая Россия» взяла в 2007 году – в год выборов депутатов Госдумы. На следующий год депутаты парламента, около 70% которых представляли эту партию, увеличили объем госфинансирования в четыре раза в пересчете на один полученный на выборах голос. В результате ежегодное госфинансирование «Единой России» выросло ровно на 600 млн рублей, которые она и внесла в качестве погашения займа.
Кто зарабатывает на политических партиях
Сложившаяся практика показывает, что партии привыкли решать свои политические проблемы за счет налогоплательщиков, при этом не спрашивая их. В результате партии превращаются в «обюрокраченные» структуры, которые все дальше уходят от своих избирателей. Поэтому крайне важно привлекать внимание общества к этим проблемам. К тому же повышение финансовой прозрачности партий и избирательных фондов является необходимым условием для борьбы с теневым лоббизмом и коррупцией.
Гражданское общество постепенно эти проблемы осознает. На их решение в частности направлен недавно появившийся общественный проект «Кошельки партий», который представляет собой базу данных о спонсорах и подрядчиках партий и кандидатов на выборах. Именно благодаря этому ресурсу недавно удалось провести и опубликовать исследование о том, как партии расходуют финансы.
Исследование показало, что значительную часть средств политических партий получают юридические лица, которые тесно связаны с партийным руководством. Например, один из крупнейших получателей средств ЛДПР — Институт мировых цивилизаций (ИМЦ), учредителем которого является не только ЛДПР, но и сам Владимир Жириновский. В 2013-2018 гг. партия перечислила туда 127,5 млн рублей. При этом ИМЦ получает средства федерального бюджета еще и напрямую. Несмотря на негосударственный статус этого учебного заведения, уже второй год для него в федеральном бюджете закладывается субсидия и прописывается отдельной строкой: в 2018 году она составила 50 млн рублей, а на 2019 год заложено уже 120 млн.
Похожие схемы есть и у других партий. Так, «Справедливая Россия» пожертвовала в 2017 году 108 млн рублей на «благотворительную деятельность». Получателем средств стал Фонд «Центр защиты прав граждан», тесно связанный с партией. Начиная с 2012 года 76,3 млн рублей получил Институт «Справедливый Мир», который также аффилирован с партией. Отметим, что в 2018 году лидер «Справедливой России» вынужден был публично жаловаться на нехватку средств для выплаты зарплат сотрудникам партии.
Что делать?
Госфинансирование партий в их нынешнем виде выглядит порочной практикой. Кроме того, оно напрямую ведет к конфликту интересов у депутатов, которые устанавливают объем финансирования партий, являясь при этом их представителями.
Альтернативой такой схеме в будущем могли бы стать селективные налоги, когда сами граждане могут решить, на что пойдет часть уже уплаченных ими налогов (НДФЛ) – на поддержку конкретной партии, НКО или церкви. Такие схемы уже действуют в некоторых странах, в том числе на постсоветском пространстве. Это, безусловно, потребует изменений в налоговой сфере, но прежде всего – в сознании граждан и политиков.
Как партии зарабатывают и куда тратят? Предвыборное расследование
Разница в доходах политических партий колоссальна (согласно результатам выборов 2011 года). Даже внутри «Большой пятерки» она превышает 20 раз. Партии, не имеющие государственного финансирования, в своем большинстве работают лишь в период выборов, так как на большее не имеют средств, следует из финансовых отчетов, опубликованных в частности, организацией «Голос».
Заметно, что в случае с ЛДПР и «Яблоком» существенного увеличения совокупных бюджетов партий не произошло, поскольку значительно уменьшились частные пожертвования. В ЛДПР они сократились в 5,4 раза и в 2015 году составили всего 223 млн рублей в сравнении с 1 208 млн рублей годом ранее, а в партии «Яблоко» частные пожертвования вообще практически исчезли, составив в 2015 году менее 1 млн рублей (в 2014 году было 111 млн рублей). Возможно, это связано с тем, что партии решили «поберечь» своих спонсоров перед федеральной избирательной кампанией. В таком случае нам стоит ждать существенного увеличения бюджетов этих партий в 2016 году, либо переориентации традиционных спонсоров партий на поддержку кандидатов-одномандатников.
За предыдущий период политическим партиям удалось также сделать определенные сбережения, которые также наверняка будут потрачены в ходе 2016 года. В случае с «Единой Россией» и КПРФ речь идет об очень крупных суммах – более 1 млрд рублей у каждой из партий.
Кому нужны эти членские взносы?!
К выборам 2016 году в стабильном финансовом состоянии из всех партий «второго ряда» подошли лишь «Патриоты России», хотя и их бюджет в 2015 году сократился почти в 2 раза в сравнении с предыдущим годом. Небольшие собственные резервы также удалось накопить «Родине» и РППС, которых, однако, явно не достаточно. В любом случае, можно констатировать, что все партии «второго эшелона» находятся в полной зависимости от ресурсообеспеченных кандидатов.
Кто скидывается на партии?
Самая большая доля госфинансирования наблюдается у «Яблока» (99%), затем следуют КПРФ (89,4%), «Справедливая Россия» (86,4%) и ЛДПР (74,6%). Меньше всего от официальной государственной поддержки зависит «Единая Россия» – в ее доходах эти перечисления составляют 68,6%.
Самую большую долю членских взносов в доходах партии сегодня имеет КПРФ – 6,4% (годом ранее было 10,7%). Далее следуют: «Единая Россия» – 4,4% (было 5,4%), «Справедливая Россия» – 0,7% (было 2,7%), ЛДПР – 0,03% (было 0,3%). Фактически, партии, являющиеся по закону общественными объединениями, сегодня существуют не на средства своих сторонников и членов, а за счет всех налогоплательщиков и ограниченного круга частных спонсоров. Среди партий, не имеющих государственного финансирования, членские взносы есть только у «Коммунистов России» – они составляют 0,3% от всей доходной части.
За прошедший год существенные изменения произошли лишь в отношении пожертвований со стороны общественных организаций. Как и в предыдущие годы, в 2015 году на счета «Единой России» поступил некоторый объем средств от аффилированных с партией общественных организаций. Однако в этот раз этот поток был гораздо скромнее, а большая часть этих денег была возвращена жертвователям.
От общественных фондов, аффилированных с партией, было принято в 2015 году 6 100 000 рублей Еще 5 350 000 рублей было привлечено от аналогичных организаций в виде заемных средств с нулевой процентной ставкой. Интересно, что 27,5 млн рублей, правомерно поступивших средств, было возвращено добровольно. Эти суммы гораздо скромнее тех, что были выявлены в прошлом году.
Пожертвования от некоммерческих организаций в 2015 году были выявлены и у других партий. У КПРФ в 2015 году самое крупное пожертвование (3,6 млн рублей) поступило от Омской областной культурно-просветительской общественной организации «ИНТЕГРАЦИЯ», председатель совета которой Александр Кравец по совместительству является первым секретарем омского областного отделения партии. Аналогичная ситуация наблюдается и с финансированием партии «Яблоко» – пожертвование в виде поступления имущества (квартира стоимостью 1,5 млн рублей) поступило от общественной организации «Мурманский центр экономических и политических исследований» – организации, аффилированной с мурманским отделением «Яблока», – руководителем обеих структур был Игорь Лебедев.
Структура расходов крупнейших политических партий представляет интерес для избирателей хотя бы потому, что значительную часть средств они получают из государственного бюджета, фактически – из средств самих избирателей (у некоторых из членов «Большой пятерки» доля поступлений из федерального бюджета в структуре доходов партии превышает 90% и ни у кого не опускается ниже 2/3).
Анализ расходных статей бюджетов пяти крупнейших партий показал различие в подходах к партийному строительству. Две крупнейшие партии – «Единая Россия» и КПРФ – почти 60% своих бюджетов тратят на содержание центральных органов и региональных отделений, создавая обширные бюрократические аппараты (в т.ч. расходы на аренду офисов и зарплаты сотрудникам аппаратов партий). При этом обращает внимание, что если «Единая Россия» значительное внимание уделяет развитию региональной сети, создавая «регулярную электоральную машину», то в КПРФ баланс расходов, в значительной степени смещен в сторону центрального аппарата партии.
Центральный офис КПРФ потребляет приблизительно четверть всех партийных расходов, в то время как на 85 регионов выделяется лишь 36,5% бюджета. При этом, из всех парламентских партий КПРФ меньше других перечисляла непосредственно на участие своих сторонников в региональных и местных выборах (в относительных цифрах). Учитывая, что в бюджете КПРФ самая большая доля членских взносов (см. ниже), такая диспропорция выглядит странной – получается, что члены партии и налогоплательщики со всей страны в большей степени финансируют центральный аппарат партии, а не ее деятельность в регионах или участие в выборах.
Похожая ситуация складывается и в «Справедливой России», хотя и в меньших масштабах. У эсеров соотношение трат на центральный аппарат и регионы – почти один к одному, но зато относительно много тратит на финансирование агитационно-пропагандистской работы (например, выпуск «партийных» СМИ) и участие в выборах.
Относительно других партий, ЛДПР тратит наибольшую долю из собственных средств на агитационно-пропагандистской работу – более половины своего бюджета. Обращает также внимание крайне незначительная доля, которая официально расходуется на поддержание партийного аппарата, как в Москве, так и в регионах. Региональная сеть практически не развивается, партия живет исключительно за счет своего федерального бренда, не погружаясь в региональные проблемы. Даже та политическая агитация, которую можно увидеть по всей стране – преимущественно типовая, без учета местной специфики. Большая доля трат происходит по статье «Иные расходы». При их анализе легко обнаружить, что там значатся преимущественно транспортные услуги и размещение рекламно-агитационных материалов.
Наибольшую долю полученных средств непосредственно на участие в выборах тратит партия «Яблоко» – 35,9%. Кроме того, у «Яблока» многие расходы проходят по статье «Иные расходы» – почти четверть. Даже при беглом анализе этих расходов видно, что они содержат преимущественно два типа трат – оказание юридических и консультационных услуг и аренда нежилых помещений. Консультационные услуги, скорее всего, также можно смело относить к расходам на участие в выборах. «Яблоко» уделяет достаточное внимание поддержке своей региональной сети – это соотношение лучше, чем у «Единой России».
Из партий, не имеющих государственного финансирования, были рассмотрены лишь те, чей бюджет в 2015 году превысил 1 млн рублей. Таких партий всего 6 – «Гражданская платформа», «Коммунисты России», ПАРНАС, «Патриоты России», «Родина», РППС.
Среди партий второго уровня наиболее сбалансированным выглядит бюджет партии «Родина». Остальные партии впадают в крайности. РППС не потратила ни копейки на содержание центрального аппарата, существенно вложившись, как и «Патриоты России», в региональные отделения. ПАРНАС потратил больше половины средств на содержание центрального аппарата партии и не дал ни рубля регионам (при этом партия потратила почти 5% на международную деятельность). «Коммунисты России» отдают приоритет финансированию выборных кампаний и агитационно-пропагандистской деятельности.