На что делится информация

Информация

Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомлённость) — сведения о чём-либо, независимо от формы их представления.

В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. С точки зрения различных областей знания данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Например, понятие «информация» является базовым в курсе информатики, и невозможно дать его определение через другие, более «простые» понятия (так же, в геометрии, например, невозможно выразить содержание базовых понятий «точка», «луч», «плоскость» через более простые понятия). Содержание основных, базовых понятий в любой науке должно быть пояснено на примерах или выявлено путём их сопоставления с содержанием других понятий. В случае с понятием «информация» проблема его определения ещё более сложная, так как оно является общенаучным понятием. Данное понятие используется в различных науках (информатике, кибернетике, биологии, физике и др.), при этом в каждой науке понятие «информация» связано с различными системами понятий.

История понятия

Слово «информация» происходит от лат. informatio, что в переводе обозначает сведение, разъяснение, ознакомление. Понятие информации рассматривалось ещё античными философами.

До начала промышленной революции, определение сути информации оставалось прерогативой преимущественно философов. В XX веке вопросами теории информации стали заниматься кибернетика и информатика.

Классификация информации

Информацию можно разделить на виды по различным критериям:

по способу восприятия:

по форме представления:

Что такое актуальная информация?

Еще одной отличительной особенностью данного понятия являются его свойства. К атрибутам информации относят ее качество, количество, новизну, ценность, достоверность, сложность и способность компрессироваться. Каждый из этих показателей можно измерить. Также важное свойство понятия «информация» – это ее актуальность.

Не все данные будут соответствовать этому показателю. Истоки слова «актуальность» прослеживаются в латинском языке, где оно толковалось как «современный», «важный в теперешний момент», «злободневный». Особенность этого качества состоит в том, что оно может быть утрачено при появлении более свежих данных. Этот процесс происходит сразу и полностью либо постепенно и частями.

Актуальная информация – это данные, находящиеся в состоянии, которое соответствует действительности. Будучи устаревшими, они теряют свою ценность.

Значение термина в различных областях знания

Философия

Традиционализм субъективного постоянно доминировал в ранних философских определениях информации, как категории, понятия, свойства материального мира. Информация существует независимо от нашего сознания, и может иметь отражение в нашем восприятии только как результат взаимодействия: отражения, чтения, получения в виде сигнала, стимула. Информация нематериальна, как и все свойства материи. Информация стоит в ряду: материя, пространство, время, системность, функция, и др. что есть основополагающие понятия формализованного отражения объективной реальности в её распространении и изменчивости, разнообразии и проявленности. Информация — свойство материи и отражает её свойства (состояние или способность взаимодействия) и количество (мера) путём взаимодействия.

С материальной точки зрения информация — это порядок следования объектов материального мира. Например, порядок следования букв на листе бумаги по определенным правилам является письменной информацией. Порядок следования разноцветных точек на листе бумаги по определенным правилам является графической информацией. Порядок следования музыкальных нот является музыкальной информацией. Порядок следования генов в ДНК является наследственной информацией. Порядок следования битов в ЭВМ является компьютерной информацией и т. д. и т. п. Для осуществления информационного обмена требуется наличие необходимых и достаточных условий.

Достаточное условие одно:

Наличие субъекта, способного распознавать информацию. Это человек и человеческое общество, общества животных, роботов и т. д.

Различные объекты (буквы, символы, картинки, звуки, слова, предложения, ноты и тп.) взятые по одному разу образуют базис информации. Информационное сообщение строится путем выбора из базиса копий объектов и расположение этих объектов в пространстве в определенном порядке. Длина информационного сообщения определяется как количество копий объектов базиса и всегда выражается целым числом. Необходимо различать длину информационного сообщения, которое всегда измеряется целым числом, и количество знаний, содержащегося в информационном сообщении, которое измеряется в неизвестной единице измерения.

С математической точки зрения информация — это последовательность целых чисел, которые записаны в вектор. Числа — это номер объекта в базисе информации. Вектор называется инвариантом информации, так как он не зависит от физической природы объектов базиса. Одно и то же информационное сообщение может быть выражено буквами, словами, предложениями, файлами, картинками, нотами, песнями, видеоклипами, любой комбинацией всех ранее названных. Чем бы мы ни выражали информацию — изменяется только базис, а не инвариант.

В информатике

Предметом изучения науки информатика являются именно данные: методы их создания, хранения, обработки и передачи. А сама информация, зафиксированная в данных, её содержательный смысл интересны пользователям информационных систем, являющимся специалистами различных наук и областей деятельности: медика интересует медицинская информация, геолога — геологическая, предпринимателя — коммерческая и т. п. (в том числе специалиста по информатике интересует информация по вопросам работы с данными).

Системология

Работа с информацией связана с преобразованиями и всегда подтверждает её материальную природу:

Системология рассматривает информацию через связь с другими основаниями: I=S/F[MvRvT], где: I — информация; S — системность мироздания; F — функциональная связь; M — материя; v — (v подчёркнутое) знак великого объединения (системности, единства оснований); R — пространство; T — Время.

В физике

Объекты материального мира находятся в состоянии непрерывного изменения, которое характеризуется обменом энергией объекта с окружающей средой. Изменение состояния одного объекта всегда приводит к изменению состояния некоторого другого объекта окружающей среды. Это явление вне зависимости от того, как, какие именно состояния и каких именно объектов изменились, может рассматриваться как передача сигнала от одного объекта другому. Изменение состояния объекта при передаче ему сигнала называется регистрацией сигнала.

Сигнал или последовательность сигналов образуют сообщение, которое может быть воспринято получателем в том или ином виде, а также в том или ином объёме. Информация в физике есть термин, качественно обобщающий понятия «сигнал» и «сообщение». Если сигналы и сообщения можно исчислять количественно, то можно сказать, что сигналы и сообщения являются единицами измерения объёма информации.

В математике

В математике теория информации (математическая теория связи) — раздел прикладной математики, определяющий понятие информации, её свойства и устанавливающий предельные соотношения для систем передачи данных. Основные разделы теории информации — кодирование источника (сжимающее кодирование) и канальное (помехоустойчивое) кодирование. Математика является больше чем научной дисциплиной. Она создает единый язык всей Науки.

Предметом исследований математики являются абстрактные объекты: число, функция, вектор, множество, и другие. При этом большинство из них вводится акcиоматически (аксиома), то есть без всякой связи с другими понятиями и без какого-либо определения.

Информация не входит в число предметов исследования математики. Тем не менее, слово «информация» употребляется в математических терминах — собственная информация и взаимная информация, относящихся к абстрактной (математической) части теории информации. Однако, в математической теории понятие «информация» связано с исключительно абстрактными объектами — случайными величинами, в то время как в современной теории информации это понятие рассматривается значительно шире — как свойство материальных объектов.

Связь между этими двумя одинаковыми терминами несомненна. Именно математический аппарат случайных чисел использовал автор теории информации Клод Шеннон. Сам он подразумевает под термином «информация» нечто фундаментальное (нередуцируемое). В теории Шеннона интуитивно полагается, что информация имеет содержание. Информация уменьшает общую неопределённость и информационную энтропию. Количество информации доступно измерению. Однако он предостерегает исследователей от механического переноса понятий из его теории в другие области науки.

«Поиск путей применения теории информации в других областях науки не сводится к тривиальному переносу терминов из одной области науки в другую. Этот поиск осуществляется в длительном процессе выдвижения новых гипотез и их экспериментальной проверке.» К. Шеннон.

В юриспруденции

Правовое определение понятия «информация» дано в федеральном законе от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Статья 2): «информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».

Федеральный закон № 149-ФЗ определяет и закрепляет права на защиту информации и информационную безопасность граждан и организаций в ЭВМ и в информационных системах, а также вопросы информационной безопасности граждан, организаций, общества и государства.

В теории управления

В теории управления (кибернетике), предметом исследования которой являются основные законы управления, то есть развития систем управления, информацией называются сообщения, получаемые системой из внешнего мира при адаптивном управлении (приспособлении, самосохранении системы управления).

Основоположник кибернетики Норберт Винер говорил об информации так:

Н. Винер Кибернетика, или управление и связь в животном и машине; или Кибернетика и общество

Эта мысль Винера дает прямое указание на объективность информации, то есть её существование в природе независимо от сознания (восприятия) человека.

Объективную информацию современная кибернетика определяет как объективное свойство материальных объектов и явлений порождать многообразие состояний, которые посредством фундаментальных взаимодействий материи передаются от одного объекта (процесса) другому, и запечатлеваются в его структуре.

Материальная система в кибернетике рассматривается как множество объектов, которые сами по себе могут находиться в различных состояниях, но состояние каждого из них определяется состояниями других объектов системы. В природе множество состояний системы представляет собой информацию, сами состояния представляют собой первичный код, или код источника. Таким образом, каждая материальная система является источником информации.

Субъективную (семантическую) информацию кибернетика определяет как смысл или содержание сообщения. (см. там же) Информация — это характеристика объекта.

Дезинформация

Дезинформацией (также дезинформированием) называется один из способов манипулирования информацией, как то введение кого-либо в заблуждение путём предоставления неполной информации или полной, но уже не нужной информации, или полной, но не в нужной области, искажения контекста, искажения части информации.

Цель такого воздействия всегда одна — оппонент должен поступить так, как это необходимо манипулятору. Поступок объекта, против которого направлена дезинформация, может заключаться в принятии нужного манипулятору решения или в отказе от принятия невыгодного для манипулятора решения. Но в любом случае конечная цель — это действие, которое будет предпринято.

Поиск информации

Современность представляет собой безграничный океан данных, в котором ежедневно требуется находить то, что будет удовлетворять наши запросы. С целью структуризации процесса поиска информации даже была создана отдельная наука. Ее отцом считается американский учений Кельвин Мауэрс. Информационный поиск, согласно определению исследователя, – это процесс выявления в неопределенном количестве документов тех, которые смогут удовлетворить наши информационные потребности, то есть содержат необходимые данные.

Алгоритм действий включает в себя операции по сбору, обработке и предоставлению запрашиваемых сведений. Для эффективного поиска информации нужно следовать следующему плану:

Данный алгоритм способен облегчить образовательный процесс и подготовку к написанию научных статей. Он был создан путем осознания автором того, что информация – это безграничное пространство вокруг нас. И извлечение необходимых данных возможно только при условии систематизации своих усилий.

Сбор и хранение информации

В зависимости от поставленных целей данные и сведения можно подвергать различным операциям. Сбор и хранение – одни из них.

Работа с информацией возможна только после тщательного поиска. Этот процесс имеет название сбор данных, то есть накопление с целью обеспечения достаточного количества для дальнейшей обработки. Данный этап работы с информацией считается одним из самых важных, ведь от него зависят качество и актуальность данных, с которыми придется иметь дело в последующем.

Фазы сбора сведений:

Следующим этапом в работе с информацией является обеспечение ее сохранности для последующего пользования.

Хранение данных – это способ налаживания их обращения в пространстве и времени. Этот процесс зависит от носителя – диск, картина, фотография, книга и т.д. Срок хранения тоже дифференцируется: школьный дневник нужно хранить на протяжении учебного года, а билет в метро – только во время поездки.

Информация – это то, что существует только на определенном носителе. Поэтому процессы сбора и хранения можно считать ключевыми в работе с ней.

Copyright © Галеон
г. Москва, Сущёвский Вал, 75с1

Источник

Что такое информация – какая она бывает и какие операции можно совершать с информацией

Все сведения и знания.

На что делится информация. Смотреть фото На что делится информация. Смотреть картинку На что делится информация. Картинка про На что делится информация. Фото На что делится информация

Информация – это совокупность сведений о чем-либо. Эти сведения могут быть переданы одним живым организмом другому, обработаны им и поняты.

Обработать информацию – значит изменить ее для определенной цели. Например, когда наши барабанные перепонки улавливают звуковые колебания, они дрожат. Затем органы слуха превращают эту «дрожь» в электромагнитные импульсы, импульсы посылаются в мозг и мозг «понимает», кто издает определенный звук, зачем и так далее.

Информацию получают и передают все живые существа. Только разными методами. Люди могут передавать ее через текст, голос, жесты. Бактерии получают информацию о химических веществах вокруг, анализируя их через оболочку своих клеток.

Давайте углубимся в вопрос о том, что же такое информация и разберемся в деталях.

Виды информации

Видов очень много, они классифицируются в зависимости от выбранного критерия.

По способу восприятия

Визуальная – такая, которую мы воспринимаем глазами. Увидели тучи на небе – получили информацию, что скоро может пойти дождь. Увидели круглый дорожный знак с перекрещенными красными полосами на синем фоне, поняли: остановку делать нельзя, стоянку – тем более.

Звуковая – ее мы воспринимаем ушами. Услышали, как капли стучат по крыше – поняли, что начался дождь. Разговор с человеком по телефону – это тоже обмен звуковой информацией.

Тактильная – ее мы воспринимаем «кожей». Например, пришли вы в контактный зоопарк, трогаете там пальчиками кролика и понимаете, какой он мягенький и пушистенький.

Обонятельная – информация, которую вы получаете «носом». Несмотря на то, что у нас нюх развит в 48 раз слабее, чем у собаки, мы безошибочно определяем по запаху бензин, щи, спирт, нашатырь.

Вкусовая – мы воспринимаем ее вкусовыми рецепторами на языке. Больше всего их на кончике языка, поэтому кончик языка определяет абсолютно все вкусы: кислый, горький, пресный соленый. На остальной поверхности языка эти рецепторы тоже есть, но распределены неравномерно. Например, корень языка может чувствовать горечь, но не определяет степень солености.

Особенность всех этих типов – их нельзя переводить один другой. Нельзя тактильно ощутить, сладкая пища или горькая, нельзя учуять носом колебания звуков или различить цвета.

По форме представления

Текстовая – информация, которая подается через буквы определенного алфавита. Эта статья написана как раз в текстовом формате.

Числовая – передается числами. Числом записывается информация о дне вашего рождения, о важных исторических событиях.

Графическая – это рисунки. Самая древняя информация, которая дошла до наших дней, была передана через рисунки на скалах.

Звуковая – песни и музыкальные композиции распространяются по миру как раз в таком формате.

Видеоинформация – в ней есть и звук, и визуальный материал.

Особенность этой категории информации – один тип часто можно перевести в другой. Например, можно описать текстом, что изображено на картинке, можно словами назвать число, можно сделать картинки для текстов, чтобы воспринимать их визуально.

Конечно, есть свои рамки. Звук очень сложно передавать через текст, цифры или картинку, его восприятие слишком индивидуально.

По назначению

Массовая – это информация, которая ориентирована на массы. Книги о Гарри Поттере легко читаются массовым читателем, а вот романы Толстого идут хуже. Крида, Коку и Тимати слушают все подряд, а вот Чайковского и Моцарта некоторые люди вообще никогда не слышали.

Элитарная – это вот как раз Бах и Бетховен, Толстой, Айвазовский и Пикассо. То есть информация, которую могут воспринять только «элитарные» слои общества – самые образованные, понимающие искусство.

Специальная – информация, которой делятся специалисты определенной области. Информация о том, как репрезентируется концепт «город» в творчестве Рубиной – специальная, отличия архей от прокариот и эукариот – тоже.

Секретная – такая, которая по определенным причинам скрывается от большинства людей. Ей обычно обмениваются представители спецслужб.

Личная – касается одного человека и не передается им вообще никому. Она нужна ему для самого себя: приватные фото и видео, к примеру.

По значению

Информация бывает актуальная и устаревшая. Актуальная – то есть соответствующая положению вещей на данный момент. Новость о возможном импичменте Трампа актуальна на сегодня, но через неделю, когда пройдет инаугурация Байдена, она станет устаревшей и неинтересной.

Достоверная, сомнительная и недостоверная. Достоверная – то есть безошибочная, точная, проверенная. Сомнительная – не проверенная, но такая, которая может оказаться и достоверной, и недостоверной. Недостоверная – то есть такая, которую опровергли. Информация о том, что земля плоская, сейчас уже недостоверная.

Понятная – то есть человек, который эту информацию воспринимает, может ее обработать и понять. Я могу понять текст на русском языке, частично пойму на английском и малую часть еще пойму на немецком. На французском уже ничего не пойму.

Полная, достаточная, неполная. Полная – это вся информация по какому-то вопросу. Она таковой бывает очень редко. Но то, что «дважды два – четыре» – это полная информация. Достаточная – то есть неполная, но достаточная для определенной цели. Если я хочу идти на лыжах, мне нужна информация о погоде, но не вся абсолютно. Достаточно знать, сколько градусов ниже нуля и (может быть) какой ветер. Мне без разницы, облака на небе или солнце, атмосферное давление и прочие детали. То есть неполная информация вполне может быть достаточной.

Информация может быть ценной – такой, которую можно использовать в данный момент. Она также может быть не ценной по определенным причинам: она устаревшая, неполная или просто не в нужном месте и не в нужное время эта информация получена.

Что можно делать с информацией

Хранить. Для хранения используются носители информации. Это могут быть книги, рукописные тексты, флешки, диски, глиняные таблички, пластинки со звуками.

Передавать. Для этого используется какая-то среда или специальные проводники. Например, звук передается по воздуху, электронные сигналы передаются по проводам, дельфины передают друг другу информацию через воду.

Воспринимать. Чтобы ее воспринять, мы используем органы (глаза, уши, кожу, язык).

Для восприятия информации могут быть нужны навыки работы с ней. Например, если она текстовая, надо суметь ее прочитать.

Обрабатывать – то есть что-то делать с информацией для достижения своей цели. Если она передается через иностранный язык, которого вы не знаете, вам нужно будет перевести этот язык. Если она передана в программном коде, надо будет запустить программу, которая этот код поймет.

Заключение

Я постарался максимально полно ответить на вопрос о том, что такое информация. В следующей статье мы поговорим о единицах ее измерения – битах, байтах, мегабайтах и их переводе друг в друга.

Подписывайтесь на нашу рассылку. Я каждую неделю буду присылать вам новые статьи рубрики Образование.

Если статья кажется вам поверхностной, сложной, запутанной – покритикуйте ее в комментариях. Ваш комментарий поможет мне сделать этот текст лучше.

Источник

Информатика. 7 класс

Конспект урока

Информация, её свойства и классификация

Перечень рассматриваемых вопросов:

Полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.

Ценность информации – свойство, определяемое её пригодностью к практическому использованию в различных областях целенаправленной деятельности.

Специальная информация – сведения, которые могут быть непонятны основной массе людей, но необходимы и понятны узкой социальной группе специалистов, которые эту информацию используют.

Массовая информация – сведения, понятные большей части населения.

Личная информация – сведения о каком-либо человеке, определяющие социальное положение и типы социальных взаимодействий.

Секретная информация – сведения для узкого круга, передаваемые по закрытым (защищённым) каналам и не предназначенные для посторонних.

1. Босова Л. Л. Информатика: 7 класс. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2017. – 226 с.

1. Босова Л. Л. Информатика: 7–9 классы. Методическое пособие. // Босова Л. Л., Босова А. Ю., Анатольев А. В., Аквилянов Н.А. – М.: БИНОМ, 2019. – 512 с.

2. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. Ч 1. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2019. – 160 с.

3. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. Ч 2. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2019. – 160 с.

4. Гейн А. Г. Информатика: 7 класс. // Гейн А. Г., Юнерман Н. А., Гейн А.А. – М.: Просвещение, 2012. – 198 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

На прошлом уроке мы выяснили, что информатика – это наука, изучающая законы и методы работы с информацией. А что же такое информация? Это и предстоит выяснить сегодня на уроке.

Источниками информации для нас являются: радио, телевидение, другие люди, книги.

Информация для человека – это содержание получаемых им сообщений, расширяющее знания человека об окружающем мире и протекающих в нём процессах.

Каждый материальный объект, с которым происходят изменения, становится источником информации или об окружающей среде, либо о происходящих в этом объекте процессах.

Информация доставляется к нам с помощью сигналов различного типа. Они могут быть: световые, тепловые, звуковые, механические, электрические и другие.

Например, пылающий костёр одновременно может нести как световой, так и тепловой сигнал.

Непрерывный сигнал принимает бесконечное множество значений из некоторого диапазона. Между значениями, которые он принимает, нет разрывов.

Например: игра на скрипке.

Схематично непрерывный сигнал можно представить в виде непрерывной кривой линии:

На что делится информация. Смотреть фото На что делится информация. Смотреть картинку На что делится информация. Картинка про На что делится информация. Фото На что делится информация

Сигнал называется дискретным, если его параметр может принимать конечное число значений в пределах некоторого интервала.

Например: текст книги, время на часах.

На что делится информация. Смотреть фото На что делится информация. Смотреть картинку На что делится информация. Картинка про На что делится информация. Фото На что делится информация

Информация поступает к человеку в виде сигналов внешнего мира. Но, прежде, чем попасть в мозг для анализа и осмысления, эти сигналы воспринимаются нашими органами чувств. В соответствии со способом восприятия различают следующие виды информации:

По форме представления:

Чтобы комфортно жить в современном, быстро меняющемся мире и принимать правильные решения, человеку нужна информация, которой присущи определённые свойства:

например, заявление: «Гора низкая» необъективно;

например, достоверно известно, что Земля вращается вокруг Солнца;

например: Сумма углов треугольника равна 180 градусов, но только для прямоугольной системы координат на плоскости;

например, оповещение на мобильный телефон: «Деньги на вашем счету заканчиваются» – актуальна, если прочитана вовремя;

например, голосовое объявление на вокзале: «Отправление поезда через 5 минут».

Рассмотрим задание, в котором требуется из двух выражений выбрать то, которое соответствует выделенному свойству:

Необъективная: вода горячая; температура воды +70 0 С

Пояснение: необъективным является выражение «вода горячая», т.к. зависит от мнения человека: одному человеку вода покажется горячей, другому эта же вода покажется просто тёплой.

Неполная: концерт состоится вечером; концерт состоится в 18.00 на стадионе нашего города.

Пояснение: информация «концерт состоится вечером» является неполной, во избежание ошибки, требуется пояснение, где и в какое время состоится концерт.

Актуальная: завтра у вас состоится контрольная работа; в 1840 году на счёте прадедушки моего знакомого было 64 лиры.

Пояснение: информация «завтра у вас состоится контрольная работа» актуальна, а информация «в 1840 году на счёте прадедушки моего знакомого было 64 лиры» неактуальна и содержит устаревшие сведения.

Достоверность: люди бессмертны; день сменяет ночь.

Пояснение: информация «день сменяет ночь» соответствует современным научным представлениям и является достоверной, а вот научных доказательств бессмертия людей нет.

Понятность: курс доллара 67 рублей 56 копеек; ドル67.56ルーブル

Пояснение: первая информация «Курс доллара 67 рублей 56 копеек» записана на понятном для нас русском языке, в отличие от иероглифов второго предложения.

На уроке мы изучили основные свойства информации и виды информации по способу восприятия.

Разбор заданий тренировочного модуля.

Определите, о каком виде информации идёт речь в следующих отрывках.

Ёжик любил рисовать цветы. Он показал ей свои рисунки, это было нечто! Цветы Ёжика были настолько диковинные и фантастические, иногда даже совсем нереальные, но всё же это были цветы.

Пояснение: информация получена в результате просмотра рисунков, с помощью органов зрения – визуальная.

И вот однажды вечером, когда Анюта играла во дворе со своей подругой Ритой, они услышали чей-то тоненький голосок:

– Наверное, это котёнок! – сразу догадались девочки.

Пояснение: информация получена с помощью органов слуха и называется аудиальной.

Помню… тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести.

Пояснение: информация о запахах получена с помощью органов обоняния и называется обонятельной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *