На что можно собирать пожертвования
Как собирать деньги на свою карту и не бояться налоговой
Материал обновлен в сентябре 2021 года. Вы активист и начали общественную кампанию. Для этого необходимо собрать средства на личную карту. Пожертвования можно принимать на низовые инициативы, даже если у вас нет зарегистрированной организации. Не возникнут ли при этом проблемы с налоговой и какие нюансы стоит учитывать, рассказала Оксана Гордиенко, юрист Теплицы социальных технологий.
Пожертвования между физическими лицами регулируются Гражданским и Налоговым кодексами, а также разъяснениями Министерства финансов и Федеральной налоговой службы.
Собирать пожертвования можно
Гражданское законодательство РФ (п. 1 ст. 582 ГК РФ) разрешает перевод пожертвований между физическими лицами. Договор пожертвования – один из видов дарственной, установленных гражданским законодательством РФ. Предметом сделки может выступать вещь, недвижимое имущество или денежные средства.
Форма договора пожертвования регулируется ст. 574 ГК РФ.
Налогов на денежные переводы нет
Доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, не подлежат налогообложению. Об этом говорится в Налоговом кодексе РФ, в частности в пункте 18.1 статьи 217. Исключения составляют случаи дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев. Все эти доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения только в том случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи или близкими родственникам.
То есть денежные пожертвования, полученные по договору дарения, не подлежат налогообложению НДФЛ независимо от того, являются ли даритель и одаряемый членами семьи или близкими родственниками. Вот два простых примера.
Разъяснения Министерства финансов и ФНС
Налоговое законодательство может быть запутанным, а вопрос со сбором пожертвований частными лицами возникает часто. За объяснениями люди обращаются к налоговым органам или Министерству финансов. Они объясняют самые спорные и сложные моменты налогового учета. Вот несколько писем, в которых дан ответ, что пожертвования, которые собирают частные лица, налогом не облагаются:
Указывать назначение платежа надо*
При перечислении определенной суммы на расчетный счет физических лиц на благие дела в назначении платежа лучше указывать, что сумма перечисляется на конкретную цель, ради которой, собственно, сбор и объявлен. Например, «пожертвование на ветеринарный препараты». Это полезно для обеих сторон. Благотворитель знает, на что он жертвует деньги, а благополучатель понимает, на какие цели ему сделали перевод.
Если вы боитесь, что из-за денежных переводов на карту вас сочтут самозанятым, который уклоняется от уплаты налогов, Оксана Гордиенко советует не волноваться. Важно не путать самозанятых с просто физическими лицами. Самозанятые — это, например, учителя, которые подрабатывают репетиторством или все остальные люди, которые регистрируются на сайтах для подработок. Именно ими интересуется налоговая. Самозанятые самостоятельно уплачивают налоги, поэтому и контроль за ними строже.
Стоит отметить, что данные рекомендации относятся к сборам донатов физическими лицами, например, активистами, художниками, правозащитниками. Некоммерческие организации для соблюдения принципов прозрачности должны собирать средства на расчетные счета своей организации и не допускать сбор на личные банковские карты и электронные кошельки физических лиц. Благотворительное собрание «Все вместе» опубликовало декларацию, в которой представители НКО выступают против того, чтобы фонды, стремящиеся к прозрачной отчетности, использовали карты в сборах.
Еще собирать деньги можно с помощью краудфандинга, стримов и «Лейки». Больше способов о том, как собрать средства на свой проект, даже если нет зарегистрированной организации, собраны тут.
Еще по теме:
Если у вас есть еще юридические вопросы, задавайте их в комментариях.
Благотворительность: как работать с фондами
Не бойтесь помогать делом и деньгами
В России всё плохо с благотворительностью. Мы на девятом месте в мире по численности населения и на 126 по количеству сборов на благотворительность.
На то много причин. Одна из них — недоверие. В благотворительности не всегда понятно, пойдут деньги на дело или нет.
Это когда вы вроде даете на благое дело, а на самом деле — на фигню. Например, даришь бездомному теплую одежду, а он обменивает ее на ящик водки и уходит в запой. Или переводишь деньги в фонд, а они уходят в карман чиновнику.
Но из-за страха перед мошенниками у нас возникает страх перед благотворительностью вообще. В этой статье мы постараемся рассказать, как помогать нуждающимся правильно.
Какая бывает помощь
Есть два вида помощи — прямая и через фонды.
Прямая помощь — это помощь без посредников. Например, ваш знакомый просит деньги на лечение. Вы переводите деньги конкретно ему, а он сам решает, как тратить и отчитываться.
95% благотворительности в России — это адресная помощь. Люди просят о помощи в соцсетях, друзья расшаривают и помогают.
Главная беда с прямой помощью в том, что деньги невозможно отследить. Этим пользуются мошенники. Пишут убедительный призыв, находят в Яндексе фотку больного ребенка и запускают «вирус». Трудно отличить настоящего ребенка от развода мошенников. Есть риск, что деньги никому не помогут.
Другая проблема в том, что прямая помощь спонтанная. Вы увидели призыв, захотели помочь и помогли. Это эффективно, но только для одного конкретного человека. А проблемы остались у тысячи других.
Через фонды — это когда вы помогаете большой организации, которая направляет вашу помощь тем, кто нуждается. Фонды — это как бы посредники между вами и теми, кому нужна поддержка. Например, один фонд помогает онкобольным детям: собирает деньги из сотни источников и направляет их на лечение тысячи детей.
Фонды — это профессионалы из мира благотворительности: знают, у кого есть проблемы, знают, кому нужна помощь сейчас, и умеют решать проблемы системно. Например, фонд может договориться с клиникой о льготном лечении. При прямой помощи это невозможно.
Дальше будем говорить про фонды. Мы не отговариваем вас оказывать прямую помощь тем, кто в ней остро нуждается, но с постоянной финансовой поддержкой благотворительные фонды могли бы помогать сразу многим и делать это системно. Пока у фондов мало денег, страдают тысячи, а адресную помощь получают лишь единицы.
Как помогать фондам
Делом. Фондам всегда нужна помощь людей. Перевезти кого-то в больницу, помочь организовать мероприятие, сдать кровь и даже просто пообщаться с подопечным фонда — любая помощь хороша.
Если вы боитесь, что помощь деньгами будет неэффективной, помогайте делом: так всё точно будет по уму. Например:
Сделать первый шаг просто: позвонить в фонд и узнать, чем можно помочь. Обычно у каждого фонда есть своя внутренняя волонтерская служба. Она распределяет ресурсы добровольцев между теми, кому нужна помощь.
Когда вы свяжетесь с волонтерской службой фонда, вам предложат дело по плечу, помогут освоиться и подберут удобный график. Никто не заставит вас заниматься тем, что вам не нравится.
Деньгами. Фонды всегда ищут деньги:
Многие боятся давать деньги на уставные цели. На самом деле именно уставные деньги позволяют фонду работать.
Например, бывает так: фонд решает проблему за счет уставных денег, а уже потом собирает на цель. Он как бы берет кредит сам у себя. Часто для фондов это единственный способ помочь, потому что помощь всегда нужна вчера.
Чем больше уставных денег, тем больше таких «кредитов» фонд может взять. Поэтому когда вы даете деньги на уставные цели, вы инвестируете в то, чтобы фонд решал новые проблемы.
Чем больше денег, тем больше у фонда влияния. Влиятельные фонды могут устранить саму причину возникновения проблемы. Например, помогают людям с инвалидностью найти работу или находят родителей для детей из приютов.
Сколько переводить
Это может быть небольшая сумма, например, 500 рублей в месяц. Главное — не сумма, а регулярность.
Плохо, когда помощь в фонды спонтанная. Во-первых, вы переведете большую сумму один раз, а потом забудете про это на месяцы и годы.
Во-вторых, регулярная поддержка деньгами позволяет фондам прогнозировать поток входящих денег. Когда регулярных платежей много, фонд начинает решать больше проблем. Фонду выгоднее, когда вы платите по чуть-чуть, но постоянно.
Чтобы помогать регулярно, надо выбрать хороший фонд. Хороший фонд — это тот, в котором вы сами уверены.
Как понять, какой фонд стоит поддерживать
Выберите, кому хотите помочь. Помощь нужна всем, но помочь всем невозможно. Подумайте, куда направить усилия. Сформулируйте словами, например, «я хочу помогать пожилым людям, потому что про них никогда и никто не думает».
Изучите сайты фондов. Это не так долго, потому что специализированных фондов мало. Найдите их через поисковики или специальные сайты. Изучите фотографии, отзывы, документы — чем больше, тем лучше. Узнайте, как можно помочь фонду.
Выберите фонд, который позволяет отследить, на что пошли деньги. Честные фонды показывают благотворителям, на что потрачены деньги. Некоторые выкладывают на сайте чеки, другие присылают подтверждающие документы всем, кто внес нужную сумму. Позвоните в фонд и спросите про отчетность, если про это ничего не сказано на сайте.
Узнайте, как фонд ведет дела. Для этого можно сходить на мероприятие фонда или записаться волонтером. Ваша задача — понять, что за люди там работают. Если фонд ведет дела сомнительно, вы это увидите. Когда намерения у фонда искренние, это тоже видно.
Не давайте денег, если сомневаетесь. Вы должны сами чувствовать уверенность, что дело правильное. Фондов много, большая часть из них — честные. Если сомневаетесь в одном, изучите другие.
Начните регулярно давать деньги фонду, которому доверяете. Можно привязать банковскую карту, перевести деньги с мобильного телефона или настроить регулярный платеж через интернет-банк.
Как помогать фондам регулярно
Настроить автоплатеж. В приложении Тинькофф зайдите во вкладку «Платежи», найдите там раздел «Платежи» и нажмите на кнопку «Благотворительность». Перед вами появится список фондов — выберите тот, которому хотите помочь. Чтобы не забыть перевести деньги в следующем месяце, сделайте платеж автоматическим, для этого сразу после перевода на экране подтверждения операции нажмите «Регулярный платеж» и дайте ему название.
Если нужного благотворительного фонда в приложении нет, узнайте его реквизиты — скорее всего, они есть на сайт этого фонда. Чтобы сделать перевод по реквизитам, во вкладке «Платежи» выберите раздел «Переводы» → «По номеру счета».
Переводить в фонды кэшбэк. Это отличный способ помогать хоть и понемногу, но зато постоянно. Если у вас есть дебетовая карта Tinkoff Black, просто выберите ее счет на главном экране приложения Тинькофф и нажмите на значок шестеренки: «Кэшбэк» → «В благотворительный фонд». Выберите в списке фонд, к которому лежит душа, и кэшбэк по вашей карте будет каждый месяц отправляться туда.
Как НКО найти деньги на свой проект: 5 бесплатных краудфандинговых платформ
Благотворительные фонды обращаются к собственным и сторонним информационным ресурсам для освещения своей проектной деятельности, тем самым привлекая все больше людей к сбору пожертвований для подопечных. Эффективным онлайн-сервисом по финансированию проектов являются краудфандинговые платформы, где размещаются объявления о сборе средств. Краудфандинг для благотворительных фондов является инструментом не только для привлечения спонсоров, но и для продвижения социальных проектов на большую аудиторию. В России функционирует несколько краудфандинговых платформ, которые сотрудничают с благотворительными фондами и бесплатно размещают социальные проекты для сбора пожертвований.
На краудфандинговой платформе « Планета » регулярно размещаются проекты некоммерческих организаций в разделе «Благотворительность». «Планета» сотрудничает с проверенными благотворительными фондами, которые могут гарантировать, что собранные средства будут направлены на заявленные в проекте расходы.
Сотрудничество с благотворительными организациями осуществляется на специальных условиях: в отличие от авторов коммерческих проектов, которые получают средства спонсоров только в том случае, если проект собрал более 50% от заявленной суммы, благотворительным фондам перечисляется любой процент от целевой суммы. Кроме этого, с благотворительных проектов не взимается сервисный сбор.
Краудфандинговый проект сотрудников Mail.ru Group был создан для поддержки исключительно благотворительных проектов. Некоммерческие организации могут стать партнерами платформы после прохождения тщательной проверки службой безопасности Mail.Ru Group, фондом «Дорога вместе» и юристами, а также после успешного собеседования с командой проекта. Заявки на участие в проекте Добро Mail.ru принимаются ежегодно с 1 по 31 октября. После завершения проверки информация о проектах размещается на сайте, и любой желающий может поддержать подопечных фондов, перечислив средства, которые поступают на счета фондов-партеров без вычета комиссии.
Фонд «Нужна помощь» занимается сбором средств для социально ориентированных некоммерческих организаций при помощи портала «Такие дела» и сервиса волонтерского фандрайзинга «Пользуясь случаем». Чтобы НКО могла приступить к сбору пожертвований, она должна пройти верификацию на сайте nuzhnapomosh.ru, заполнив форму регистрации. После проверки данных анкета организации будет добавлена в каталог проверенных организаций и сможет разместить свой проект на платформе «Пользуясь случаем» или на портале «Такие дела».
Необходимо учитывать, что платформа не занимается сбором адресной помощи, а размещает на сайте работающие проекты, нуждающиеся в дополнительной финансовой поддержке.
«Дайте денег!» или десять вопросов про пожертвования и фандрайзинг
Что это вообще такое — фандрайзинг? Нельзя по-русски назвать?
Фандрайзинг (или фандрейзинг) — это поиск и привлечение денег и других ресурсов на социальные, образовательные, культурные проекты и в благотворительные фонды. По-русски говорят «сбор пожертвований», но такая формулировка ассоциируется с просьбами, мольбой, «протянутой рукой». Фандрайзинг же — это целая система отношений, полноценное партнерство, где обе стороны — тот, кто жертвует и тот, кому жертвуют — движутся к общей цели. Даже в формулировке «привлечение ресурсов» есть что-то потребительское, а не ценностное.
Фандрайзер — это «поисковик», он ищет новые возможности. Причем не только вне, но и внутри проекта. Может быть, если никто не хочет поддержать деньгами ваш социальный проект, то нужно проект доработать? Фандрайзер может предложить внести корректировки (звучит идеалистически, но люди иногда действительно работают как команда). А еще фандрайзер включен в оценку результатов работы проекта, потому что именно ему потом отчитываться перед партнерами, жертвователями или спонсорами.
Чем это отличается от попрошайничества? С шапкой у церкви тоже фандрайзеры стоят?
Фандрайзинг всегда направлен на решение либо чужих, либо наших общих проблем. На паперти же стоят те, кто ищет деньги для решения своих собственных задач.
Почувствуйте разницу: где-то наводнение и затопило деревню. Благотворительный фонд помогает этим людям восстановить дома, вам предлагают сделать пожертвование в фонд. Вы делаете пожертвование, когда на ваши деньги восстанавливают дом — вы получаете отчет. Это — фандрайзинг.
Та же деревня, тоже наводнение. К вам лично обращается хозяин дома: «помогите» — это просьба о помощи. Если вы дадите деньги, вы не можете быть уверены, что их потратят на дом, вы вообще скорее всего не узнаете их судьбу.
Это не значит, что вовсе не стоит откликаться на просьбы о помощи. Просто нужно отдавать себе отчет, что «профессиональный фандрайзинг» равно «профессиональная помощь». Значит и ваше пожертвование можно назвать профессиональным. А милостыня — это эмоциональный акт.
Как отличить на улице фандрайзера от мошенника?
Фандрайзеры никогда (!) не ходят с ящиком для пожертвований по улице или в общественном транспорте. Существует даже «Декларация о добросовестности при сборе средств через ящики-копилки», которую подписали почти все серьезные благотворительные организации России.
Но есть такая разновидность фандрайзинга — face2face или «прямой диалог» — когда фандрайзер подходит к человеку на улице. Он рассказывает о проекте и может предложить оформить онлайн регулярное пожертвование в фонд.
Что до ящиков-копилок — сами по себе они легальное средство для сбора пожертвований, но тут тоже есть несколько правил:
А в интернете кто есть кто? Какой сбор профессиональный, а кого лучше обходить стороной?
Профессиональные благотворители никогда не собирают деньги на личные карточки. У организаций всегда есть сайт, на сайте — страница безопасных платежей онлайн, реквизиты и договор пожертвования.
Конечно, не все, кто просит перевести немного денег на банковскую карточку — мошенники. Это могут быть просто частные инициативы помощи близким. «Близким» — ключевое слово. Так помогать лучше людям, с которыми вы знакомы лично и уверены в их добросовестности, потому что проследить судьбу таких пожертвований невозможно.
Слезные истории про срочный сбор на уникальную операцию ребенку далеко за границей — скорее всего, обман в той или иной степени. Например, операция может быть нужна, но стоит меньше, чем сказано. Или ребенок болеет, но диагноз не такой страшный. Такие ситуации описывает термин «токсичная благотворительность» — эмоциональные сообщения, особенно в большом количестве «разъедают» эмпатию читателя. Тот, кто раньше готов был жертвовать, игнорирует, перестает доверять, испытывает раздражение.
Френдрайзинг, или волонтерский фандрайзинг — это такая технология сбора пожертвований, когда сторонники организации предлагают своим друзьям ее поддержать. Например, у вас день рождения, вы устраиваете вечеринку, но вместо подарков просите гостей сделать пожертвование в благотворительный фонд. В России с каждым годом появляется все больше платформ для такого фандрайзинга. Самые известные — «Добрый день» от Mail.Ru Group, «Пользуясь случаем» фонда «Нужна помощь», «Хороший повод» фонда «Измени одну жизнь», Ура! Событие от фонда «Милосердие», раздел волонтерского фандрайзинга на сайте фонда «Благо».
У меня свой бизнес, я могу нанять фандрайзера или это только в благотворительности?
Фандрайзинг как термин в основном используется в отношении тех организаций и проектов у которых есть социальная миссия — благотворительность, образование, культура. Сейчас фандрайзеры стали появляться в стартапах, они занимаются привлечением инвестиций.
В бизнесе есть люди выполняющие функцию фандрайзинга, но обычно их должности называются иначе: менеджер по работе с партнерами, со спонсорами, менеджер по развитию, по работе с ключевыми клиентами или инвесторами — все зависит от конкретных задач.
Фандрайзеры получают зарплату или процент от привлеченных средств?
Фандрайзеров часто сравнивают с менеджерами по продажам, отсюда и предположение, что и те и другие работают «за процент». Но привлечение ресурсов в социальный проект — это командная работа, цель которой не заработать, а решить общественно-значимую проблему. Поэтому фандрайзеры получаются фиксированную заработную плату. Этот пункт прописан в Этическом кодексе фандрайзера.
Мы хотим получить грант, но больше нам ничего не нужно. Кто нам в этом поможет?
Привлечением грантов занимается грант-менеджер или грантрайтер. Это одна из разновидностей фандрайзинга. Для того, чтобы получить грантовое финансирование, недостаточно просто составить заявку, нужно смотреть на проект в целом, иногда адаптировать его под условия грантового конкурса. Нужно составить бюджет, заранее продумать критерии оценки эффективности проекта, анализировать работу, готовить отчет. Получение и обслуживание грантовых денег — трудоемкая задача.
Какие еще бывают виды фандрайзинга, кроме грантрайтинга?
Можно выделить два основных направления: привлечение пожертвований частных лиц и работа с бизнесом. Внутри каждого из них есть свои подвиды, требующие специфических навыков и компетенций.
Частные пожертвования могут быть массовыми — нужно привлечь как можно большее внимание к проблеме как можно большего количества людей. Для этого проводятся акции, концерты, забеги и так далее (это событийный фандрайзинг), публикуются материалы в прессе, снимаются видеоролики, сюжеты для телевидения (это медиа-фандрайзинг).
Работа с крупными частными донорами — это отдельное направление.
Для взаимодействия с компаниями нужно понимать корпоративную культуру, встроиться в задачи бизнеса.
Я хочу стать фандрайзером. Где этому учат?
Среднего и высшего образования по фандрайзингу пока нет, но иногда в вузах есть программы повышения квалификации. Например, модуль по фандрайзингу есть в рамках Московской школы профессиональной филантропии фонда «Друзья» и НИУ ВШЭ.
Много образовательных курсов и материалов по фандрайзингу есть онлайн. На платформе Coursera доступна целая специализация от Калифорнийского университета в Дейвисе, технологии волонтерского фандрайзинга учит фонд «Нужна помощь», несколько обучающих программ в проекте «Академия», бесплатный курс Анастасии Ложкиной на YouTube и так далее. Воспользуйтесь Google или Яндекс — найдется много информации.
Эксперты сообщества фандрайзеров активно делятся информацией, проводят встречи, ведут телеграм-каналы («Лайфхаки фандрайзинга», «Фандрайзинг и печеньки»), записывают подкасты, вебинары — многое можно найти на сайте «Клуба фандрайзеров».
Фандрайзинг в России сейчас во многом скорее ремесло, которому обучают «из рук в руки».
Нам нужен фандрайзер. Как его искать и выбирать?
Спрос на фандрайзеров растет, но профессионалов пока на рынке мало. Первый совет — ищите среди своих сотрудников тех, кого можно воспитать и учите, «выращивайте сами». Второй вариант — на эту роль могут подойти люди из бизнеса, которые занимались продажами, работали со спонсорами и партнерами. Третий — разместите вакансию на платформе «Валера», попробуйте пригласить опытного фандрайзера на проект или частичную занятость.
Эксперты:
Веду блог в интернете и хочу собирать деньги с читателей
Решил заняться общественной деятельностью. На это нужны деньги. Хочу собирать их через сайт: буду публиковать там разные статьи и видео, а посетители и мои сторонники будут добровольно платить, кто сколько захочет. Видел, что на некоторых сайтах так делают — собирают пожертвования.
Как правильно это оформить с точки зрения закона? Нужно ли платить налоги с этих перечислений? Могу ли я получать их как физлицо или нужно зарегистрировать фирму?
Как можно тратить эти деньги и нужно ли за них отчитываться? Если я потрачу эти деньги на свой отпуск, что тогда будет? А если найму сотрудников, смогу платить им зарплату из этих пожертвований?
Чем вообще пожертвования отличаются от подарков и дохода?
Здравствуйте, Алексей. Вы можете собирать деньги от пользователей сайта. Можно снимать видео, получать деньги от сторонников и тратить на себя. Можно собирать деньги на благотворительность. Или учредить фонд, который будет заниматься общественно полезной деятельностью и получать поддержку от неравнодушных людей.
Попросить о поддержке проекта и получить ее
Допустим, вы снимаете видео, пишете статьи и размещаете все на своих каналах или сайте. Эти продукты необязательно должны быть общественно полезными и помогать кому-то. Просто они нравятся людям. Где-то на сайте вы размещаете форму или текст с просьбой поддержать ваш проект или лично вас.
Такие переводы сейчас называют донатами. С точки зрения закона донат — это подарок. Кто угодно сможет посмотреть ваши видео и прочесть статьи, но только желающие переведут деньги. Взамен они ничего не получают и ни на что не рассчитывают. В момент перевода денег они фактически заключают с вами договор дарения.
Как тратить. Это не пожертвования и не благотворительные взносы. Ваши посетители должны понимать, что не могут чего-то требовать в ответ на переводы или ставить условия. Это денежный подарок. Можно потратить эти деньги на что захочется и ни перед кем не отчитываться.
Налоги. Любой подарок — это доход. Но если вы получили в подарок деньги от поклонников проекта, подавать декларацию и платить НДФЛ не нужно.
Принимать пожертвования от людей или компаний
Пожертвование — это частный случай дарения, но с особенностями. Обычные денежные подарки можно получать на что угодно: они всегда безвозмездные и безусловные. Тратите куда захотите.
Чтобы денежные переводы стали пожертвованием, они должны идти на общеполезную цель, например на съемку полезных роликов, издание книги.
Списка общественно полезных целей в законе нет, есть только термин.
Но нельзя любую цель выдать за общественно полезную и на этом зарабатывать. Например, сайт о борьбе с коррупцией, стартапах, бездомных животных, тяжелых заболеваниях, с обучающими видео, рассказами об искусстве или инструкциями для потребителей — это, скорее всего, общественно полезная цель.
Если на сайте рассказывают, как ухаживать за кошками элитных пород, разбираться в алкоголе или делать красивый маникюр — это хоть и интересно, но к общественно полезным целям, скорее всего, не относится.
Оформление. Чтобы принимать пожертвования, можно зарегистрировать общественную организацию или фонд. Этот вариант подойдет, если вы хотите масштабно собирать деньги на общеполезные цели, получать гранты и помощь не только от людей, но и от компаний. Он намного сложнее, чем донаты: нужно вести отчетность и тратить деньги только на определенные цели. Вам придется отдельно учитывать свои доходы и отдельно — пожертвования.
Вместо денег вам могут предлагать пожертвования имуществом или услугами. Так тоже можно. Но обязательно составляйте договор и акт, чтобы потом не оказалось, что взамен от вас ждут денег или рассчитывают на рекламу на сайте.
О том, как вы тратите пожертвования, нужно отчитываться. При этом вы можете получать зарплату, нанимать сотрудников, содержать редакцию, приглашать операторов, покупать канцтовары в офис и оплачивать коммунальные услуги. Можно покупать сотрудникам ДМС и обучать их на платных курсах. Необязательно использовать деньги только на помощь больницам, школам, приютам или музеям. Если все вместе вы занимаетесь общественно полезным проектом, это будет целевое расходование.
Налоги. Если вы все сделали как надо и использовали пожертвования на общеполезные цели или уставную деятельность фонда, платить с пожертвований налог на прибыль не придется. Пожертвования могут перечислять организации, предприниматели, люди, некоммерческие организации и даже государство.
Пожертвования, которые использовали не для уставных целей общества или целей пожертвования, считаются внереализационными доходами фонда. С них придется платить налог на прибыль.
Если будете принимать пожертвования как физлицо, а потратите деньги на личные нужды, тоже придется платить налог. Или вас заставят эти деньги вернуть. А могут даже признать мошенником. С подарком бы так не получилось: его нельзя отменить и потребовать назад из-за того, что деньги как-то не так потратили. Пожертвования — это благороднее, чем просто подарок, но у вас появятся обязательства и хлопоты. Один только раздельный учет чего стоит.
Сложновато
Если соберетесь принимать пожертвования:
Не путайте пожертвования с благотворительными взносами. Это похожие термины, но там свои нюансы: для благотворительности есть конкретный список получателей и целей. Могут появиться компании, которые захотят указать в договоре, что перечисляют вам благотворительный взнос. Компании могут преследовать свои интересы, но вам на это нельзя соглашаться без консультации с юристом.
Найти спонсора
Когда ваш сайт станет популярным, к вам начнут обращаться спонсоры. Обычно они предлагают деньги в обмен на какую-то услугу, статью или видео. Это тоже способ получить деньги для себя и на развитие проекта. Вы делаете то же, что обычно, но кто-то вам за это платит.
Спонсорство — это не подарок, не благотворительность и не пожертвование. Спонсор перечисляет вам деньги, а взамен вы размещаете у себя его рекламу: даете ссылку в статье, упоминаете название в видео, держите в руках телефон с логотипом или надеваете фирменные кроссовки.
Это не значит, что спонсорство в вашем случае не подойдет. Какая-то компания может не согласиться перечислить деньги просто так и делать пожертвование, а вот выступить спонсором ей будет выгодно. Тогда она просто удержит у вас 13% НДФЛ при выплате, потому что будет налоговым агентом. Нужно оформлять такие деньги правильно и не маскировать доход под подарки и пожертвования.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.