На что можно жаловаться в роспотребнадзор
Как и по каким вопросам можно жаловаться в Роспотребнадзор
Роспотребназдор является одним из наиболее известных государственных органов, поскольку его деятельность напрямую связана с правами рядовых граждан.
В компетенцию учреждения входят вопросы, связанные не только с обеспечением санитарно-эпидемиологического надзора, защиты прав потребителей, но и в исключительных случаях – это вопросы жилищно-эксплуатационного регулирования.
Согласно действующему законодательству, Роспотребнадзор обязан принять жалобу от любого гражданина и, если она оформлена верно и правильно определена подведомственность, принять соответствующие меры по отношению к нарушителю.
По каким вопросам можно обращаться (жаловаться) в Роспотребнадзор
Роспотребнадзор – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий надзор и контроль за соблюдением правил, предусмотренных санитарно-эпидемиологическим законодательством, законом о защите прав потребителей, в том числе связанным с нормативно-правовым регулированием качества обслуживания.
Жалоба в Роспотребнадзор подается в случае, если:
1. Не соблюдаются правила санитарно-эпидемиологического регулирования:
2. Нарушаются правила, предусмотренные ЗоЗПП.
Также в объем функций органа входят обязанности:
Нарушение закона о защите прав потребителей
Наибольшее число обращений в Роспотребнадзор связаны с нарушением закона о защите прав потребителей, поскольку указанная сфера очень обширна.
Граждане вправе отстоять свою правду если (перечень не является исчерпывающим):
Важно понимать, что в рамках закона потребитель может добиться справедливости, а также привлечь к наказанию следующие организации:
Порядок обращения в Роспотребнадзор
Для того, чтобы орган принял заявление, гражданину необходимо соблюсти определенные условия и порядок:
Подача заявления в Роспотребнадзор для установления истины может быть осуществлена:
Как должна быть оформлена претензия в Роспотребнадзор
По общему правилу, прежде чем обратиться за помощью в Роспотребнадзор, потребитель, чьи права были нарушены должен попытаться урегулировать спор посредством претензии, которая отражает следующие моменты:
1. Наименование организации, допустившей нарушение законодательства;
2. ФИО заявителя, адрес его проживания, контактные данные;
3. Наименование документа – «Претензия»
4. Максимально полное описание события, повлекшего ущемление права, с указанием:
• Данных сотрудника, допустившего неисполнение законодательства;
• Данных о документах (чеки, выписки, счета, фактуры);
5. Указание на статью закона, которая обеспечивает торжество правоты заявителя;
6. Прошение, требование принять меры по устранению проблемы;
При передаче претензии нарушителю необходимо учесть следующие нюансы:
Жалоба в Роспотребнадзор
Если потребителю не удалось самостоятельно добиться правосудия и возмездия, то следует обратиться в Роспотребнадзор с жалобой, которая должна содержать следующие пункты:
На что можно жаловаться в роспотребнадзор
Уважаемые пользователи! В соответствии с п. 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,
утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 322,
Роспотребнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Во избежание увеличения сроков рассмотрения обращений
(с учетом пересылки обращения по компетенции), а также ввиду значительного количества обращений, перенаправляемых по компетенции
из центрального аппарата в территориальные органы Роспотребнадзора,
рекомендуем направлять обращения непосредственно в территориальный орган Роспотребнадзора,
который наделен полномочиями осуществлять проверочные и контрольно-надзорные и др. мероприятия
и расположен по месту Вашего жительства или по месту нахождения организации, нарушившей Ваши права.
Перенаправляются по компетенции в территориальный орган Роспотребнадзора (в течение семи дней со дня регистрации)
обращения, которые, как правило, ранее не поступали в центральный аппарат Роспотребнадзора
и по которым ранее не принимались решения в территориальных органах.
Основные вопросы обращений, которые, как правило, направляются на рассмотрение в центральный аппарат Роспотребнадзора:
— Обращения по вопросам обжалования действий (бездействия) должностных лиц центрального аппарата Роспотребнадзора;
— Обращения по вопросам обжалования действий (бездействия) руководителей и заместителей руководителей территориальных органов (подведомственных организаций) Роспотребнадзора;
— Повторные обращения по результатам рассмотрения обращений, по которым ранее принимались решения руководителями (заместителями руководителей) территориальных органах Роспотребнадзора;
— Обращения по вопросам получения разъяснений относительно применения положений законодательных и нормативно-правовых актов по основным направлениям деятельности Роспотребнадзора;
— Предложения по совершенствованию законодательных и нормативно-правовых актов по основным направлениям деятельности Роспотребнадзора;
— Предложения по совершенствованию деятельности Роспотребнадзора, его территориальных органов и подведомственных организаций.
Как Роспотребнадзор проверяет предпринимателей
Роспотребнадзор проверяет, как компании и ИП соблюдают санитарные нормы и права потребителей. Мы сделали для вас полный гид: как проходит проверка, какие нужны документы, на что вы имеете право и как обжаловать результаты, если вы с ними не согласны.
Кого и почему проверяет Роспотребнадзор
Роспотребнадзор проверяет компании и индивидуальных предпринимателей. Проверки бывают плановые и внеплановые.
Плановая проверка. В 2020 году Роспотребнадзор не проводит плановые проверки у малого и среднего бизнеса. Всё дело в надзорных каникулах (480-ФЗ). С 2021 года он начнёт включать всех предпринимателей в план проверок.
Но в некоторых случаях Роспотребнадзор всё же может прийти с плановой проверкой к малому и среднему бизнесу в 2020 году:
Если у вас малый или средний бизнес и он не попадает ни под одно исключение, но Роспотребнадзор пришёл с плановой проверкой до 2021 года — это нарушение закона. Суд признает недействительными результаты такой проверки, даже если инспектор нашёл нарушения (ст. 20. ч.1 294-ФЗ).
Плановые проверки проходят раз в три года. Чаще проверяют тех, кто работает в здравоохранении, образовании или социальной сфере. Регулярность проверок зависит от вида бизнеса.
Роспотребнадзор проводит плановые проверки по графику. В конце декабря график на следующий год публикуют на сайтах федерального Роспотребнадзора и региональных управлений. Если найдёте себя в графике, есть время подготовиться.
О плановой проверке Роспотребнадзор предупреждает за три дня.
Внеплановая проверка. Чтобы Роспотребнадзор провёл внеплановую проверку, нужны причины:
1. Истёк срок предписания после предыдущей проверки.
2. Кто-то пожаловался в Роспотребнадзор, заявление не анонимное и в нём сказано:
3. Прокуратура проверяет компанию или ИП и привлекает к проверке Роспотребнадзор.
О внеплановой проверке Роспотребнадзор предупреждает за сутки. Если чьи-то жизнь или здоровье в опасности, Роспотребнадзор придёт без предупреждения.
Что проверяет Роспотребнадзор
Плановые и внеплановые проверки могут быть документарными, то есть удалёнными, и выездными.
Документарная | Выездная | |
---|---|---|
Что проверяют | — организационно-правовые документы; — уведомление о начале деятельности предприятия; — акты предыдущих проверок; — материалы дел об административных нарушениях. В зависимости от причины проверки инспектор может запросить и другие документы. Например, если жалоба связана с помещением, Роспотребнадзор потребует документы на право собственности или договор аренды. | — как соблюдают санитарные нормы: проверяют безопасность помещений, качество, маркировку продукции и сроки годности товара, наличие медкнижек у сотрудников. Для каждого вида бизнеса свои требования СанПиН; — не нарушают ли права потребителей; — есть ли все необходимые лицензии и сертификаты; — то же, что при документарной проверке, если её ещё не было. |
Сроки | 20 рабочих дней. Если есть филиалы в других регионах — 60 дней. Продлить нельзя. | 20 рабочих дней. Можно продлить на 20 дней. Если есть филиалы в других регионах — 60 дней. Для малых предприятий плановая проверка — 50 часов, можно продлить ещё на 50 часов. Для микропредприятий — 15 часов. Можно продлить ещё на 15 часов. |
При плановой и внеплановой проверках инспектор использует проверочные листы — списки вопросов. По ним вы можете заранее себя протестировать.
Что делать при документарной проверке
1. Подготовьте документы. Роспотребнадзор отправит вам запрос с перечнем документов, которые нужны для проверки. Вместе с ним придёт копия приказа о проверке. Роспотребнадзор не должен требовать документы, которые может запросить у других госорганов, например, налоговой.
У вас есть десять рабочих дней, чтобы отправить на проверку копии документов с подписями руководителя и печатями. Заверять документы у нотариуса не нужно. Можно отправить в электронном виде с электронной подписью.
Если инспектору потребуется дополнительная информация, он отправит второй запрос. На ответ у вас будет ещё десять рабочих дней.
Если предприниматель не предоставит документы, Роспотребнадзор может выписать предупреждение, назначить штраф или приехать с внеплановой проверкой (ст. 19.7 КоАП РФ).
2. Следите за сроками. Проверяющие должны уложиться в 20 дней. Запрос на дополнительные документы не может прийти позже, чем на десятый день с начала проверки — иначе вы не успеете ответить.
3. Проверьте акт. Представитель Роспотребнадзора составляет акт проверки в двух экземплярах. Один экземпляр отдают вам под расписку вместе с копиями проверенных документов. Если не даёте расписку, акт вышлют заказным письмом с уведомлением о вручении.
В акте указаны все нарушения и список документов, которые проверил Роспотребнадзор. Если не согласны с результатами проверки или действиями инспектора, напишите об этом в акте.
Что делать при выездной проверке
1. Проверьте документы ревизоров. Посмотрите удостоверения сотрудников Роспотребнадзора и изучите приказ. В нём должно быть сказано, по каким причинам проводится проверка, что будут делать инспекторы и сколько времени это займёт. С сотрудниками Роспотребнадзора могут прийти другие эксперты, например, пробоотборщики. Проверьте их документы тоже.
Если имена и фамилии сотрудников Роспотребнадзора не совпадают с данными в приказе или вы сомневаетесь в подлинности документов — звоните в Роспотребнадзор. Горячая линия Роспотребнадзора: 8-800-555-49-43.
2. Предоставьте информацию. Дайте сотрудникам Роспотребнадзора документы и покажите территорию, помещение, оборудование, транспорт, продукцию — всё, о чём сказано в приказе.
3. Присутствуйте при проверке. Сопровождайте сотрудников Роспотребнадзора, отвечайте на их вопросы и спрашивайте, что и как они проверяют.
4. Не мешайте проверяющим. Если вы уклоняетесь от проверки, не пускаете сотрудников Роспотребнадзора или мешаете осматривать оборудование и товары, вас могут оштрафовать:
За повторное нарушение штрафы увеличивают вдвое (ст. 19.4.1 КоАП РФ).
5. Следите за сроками. На малом предприятии сотрудники Роспотребнадзора могут находиться суммарно не дольше 50 часов, на микропредприятии — не дольше 15 часов. Проверку могут продлить, только если нужны длительные испытания или расследование.
Найдите себя в реестре и узнайте, относитесь ли вы к малым или микропредприятиям.
6. Не платите за экспертизу. Инспектор может взять образцы или пробы продукции для исследования. Все экспертизы проводятся за счёт государства.
7. Пригласите юриста или уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей, если нужна помощь. По закону они могут принять участие в проверке.
8. Проверьте акт. Инспектор составляет акт проверки в двух экземплярах. Один экземпляр — ваш. В акте указаны дата, место, продолжительность проверки, кто присутствовал, а также нарушения, если они есть. К акту могут прилагаться документы: протоколы, объяснительные, предписания. Если для составления акта нужно дождаться результата экспертизы, вы получите его в течение трёх дней после проверки, если ждать не нужно — сразу после проверки.
Акт подписываете вы и проверяющий из Роспотребнадзора. Если с чем-то не согласны, напишите об этом в акте. Если отказываетесь подписывать акт, его вышлют заказным письмом с уведомлением о вручении. Информация о проверке появится на официальном сайте регионального управления Роспотребнадзора в течение пяти дней со дня подписания акта.
После проверки инспектор ставит запись в журнале по учёту проверок. Если такого журнала нет, делает об этом запись в акте.
Чем грозят проверки Роспотребнадзора
Если Роспотребнадзор нашёл нарушения при документарной проверке, инспектор выпишет предписание и штраф или предостережение. Может приехать с внеплановой проверкой.
Если нарушения нашли во время выездной проверки, вариантов несколько:
1. Выдадут предписание. В нём укажут требования и срок. Когда срок истечёт, сотрудник Роспотребнадзора проведёт проверку. Если нарушения по предписанию не устранили — штраф (ст. 19.5 КоАП РФ):
2. Выпишут штраф или предупреждение. Сотрудники Роспотребнадзора сами составляют протоколы. Инспектор может выписать штраф за нарушение СанПиН или прав потребителей: оказание некачественных услуг, обман, недостоверную информацию о товаре.
Штраф зависит от тяжести нарушения. Если покупателя обсчитали в магазине, ИП оштрафуют на 10 000 — 30 000 ₽, компанию — на 20 000 — 50 000 ₽. Если сотрудник Роспотребнадзора увидел, что на колбасе этикетка с датой изготовления заклеена этикеткой с более поздней датой, компанию могут оштрафовать на 100 000 — 500 000 ₽.
Малому и среднему бизнесу и компаниям, у которых впервые нашли нарушение, штраф могут заменить на предупреждение (ст. 4.1.1 КоАП РФ).
3. Конфискуют товар. Товары могут забрать, если есть угроза жизни и здоровью потребителей.
4. Временно остановят бизнес. Работу компании или ИП могут приостановить максимум на 90 дней, если есть угроза жизни и здоровью потребителей.
3. Посадят. Сам Роспотребнадзор не даёт срок, но может отправить в прокуратуру материалы для возбуждения уголовного дела. Для этого должны быть признаки преступлений, связанных с нарушением санитарного законодательства. Например, бизнесмен выпускает рыбные консервы и не соблюдает СанПиН. Люди массово заболели ботулизмом, несколько человек погибли. Это уголовное дело.
Как обжаловать результаты проверки
1. Подайте жалобу в Роспотребнадзор.
Документ, с которым не согласны | Причина жалобы | Срок подачи возражения |
---|---|---|
Акт | Вы не согласны с тем, что написано в акте проверки | 15 дней |
Предписание | Роспотребнадзор требует устранить нарушения, но вы не согласны с требованиями | 15 дней |
Постановление | Вы считаете, что инспектор выписал слишком большой штраф, неоправданно конфисковал товар или приостановил работу | 10 дней |
— свои фамилию, имя, отчество, контакты;
— данные о компании или ИП;
— кто и какое постановление вынес;
— с чем вы не согласны и почему;
— как вы хотели бы получить ответ: по почте, по электронной почте.
Прикрепите к жалобе копию акта проверки, предписания или постановления и документы, которые могут подтвердить вашу правоту. Если нужно, запросите их у Роспотребнадзора. Допустим, у вас столовая. Роспотребнадзор штрафует вас за то, что питьевая вода, на которой вы готовите, не соответствует СанПиН. Вы считаете, что в этом виновата водоснабжающая организация. Попросите у Роспотребнадзора результаты проверки водоснабжающей организации.
Отправьте жалобу в региональное или федеральное управление Роспотребнадзора:
— по электронной почте;
— через сайт Госуслуг, там будет онлайн-форма для жалобы;
— отдайте в приёмную своего отделения Роспотребнадзора.
Роспотребнадзор зарегистрирует вашу жалобу на следующий день и ответит в течение 30 дней после регистрации.
3. Обратитесь в прокуратуру. Если вы отправили жалобу в Роспотребнадзор и ответ вас не устроил, подайте заявление в прокуратуру. Вам ответят в течение 30 дней. Если прокуратура найдёт серьёзные нарушения в работе Роспотребнадзора, всё решится в суде.
Коротко о проверках Роспотребнадзора
Роспотребнадзор проводит плановые и внеплановые проверки.
Плановые проверки — по графику. В 2020 году малый и средний бизнес планово не проверяют, но есть исключения. С 2021 года проверять будут всех.
Внеплановые проверки проводят по жалобе или чтобы проверить, как исправили нарушения, которые Роспотребнадзор нашёл во время прошлой проверки.
И плановые, и внеплановые проверки могут быть документарными и выездными.
Документарные проверки. Роспотребнадзор проверяет документы компании или ИП у себя в офисе. Если у вас проводят документарную проверку:
Выездные проверки. При выездных проверках инспектор приезжает в компанию или к индивидуальному предпринимателю и проверяет, как соблюдаются санитарные нормы и не нарушаются ли права потребителей. Если к вам пришли с проверкой:
После проверки Роспотребнадзор может выписать штраф или предостережение, конфисковать продукцию, приостановить работу предпринимателя или компании и передать материалы в прокуратуру. Если вы не согласны с результатами проверки, их можно обжаловать.
Задайте один или несколько вопросов — ваша бизнес-проблема станет темой для статьи в Жизе.
На что можно жаловаться в роспотребнадзор
ЕДИНЫЙ КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР РОСПОТРЕБНАДЗОРА
В Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека организован
Единый консультационный центр по телефону 8-800-555-49-43 (звонок бесплатный).
Центр функционирует в круглосуточном режиме без выходных дней на русском и английском языках.
Единый консультационный центр предназначен для оказания консультативной помощи гражданам и юридическим лицам
по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.
ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНАЯ ТЕЛЕФОННАЯ ЛИНИЯ
ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА РОСПОТРЕБНАДЗОРА
В центральном аппарате Роспотребнадзора работает информационно-справочная телефонная линия 8-499-973-26-90 , по телефону которой
можно позвонить в рабочие дни с 10-00 до 17-00 (время московское), перерыв с 12-00 до 12-45.
По телефонной справочной линии Роспотребнадзора осуществляется консультация граждан и организации по вопросам,
ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ КОНСУЛЬТАЦИИ ИЛИ РАЗЪЯСНЕНИЯ ВЫ ТАКЖЕ МОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ВОЗМОЖНОСТЯМИ:
(нажмите на ссылки, чтобы получить более подробную информацию)
информация о работе которых и графики личного приема размещены на сайтах территориальных органов Роспотребнадзора );
информационного сайта «ХОЧУ МОГУ ЗНАЮ», разработанного в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и
развитию финансового образования в Российской Федерации» Минфина России и Всемирного банка при поддержке Роспотребнадзора;
учебника «АЗБУКА ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ УСЛУГ ЖКХ», разработанного ведущими экспертами Минстроя России, Фонда содействия реформированию ЖКХ,
партии «Единая Россия» и федерального образовательного проекта «Школа грамотного потребителя».
© « Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека» 2021
Почтовый адрес:
Вадковский переулок дом 18, строение 5 и 7
г. Москва, 127994
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
По каким вопросам можно обратиться в Роспотребнадзор?
По каким вопросам можно обратиться в Роспотребнадзор?
Роспотребнадзор всегда на слуху. Но истинная причина все же в том, что эта Служба выполняет действительно важные функции. В том числе в жилищно-коммунальной сфере.
Компетенция Роспотребнадзора – это надзор за исполнением обязательных требований российского законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.
Иными словами, контроль за выполнением предписаний двух законов, составляющих правовую основу деятельности Службы: ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения» от 30.03.1999 г. и Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г.
В соответствии со статьей 20 Жилищного Кодекса РФ, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченным органами исполнительной власти субъектов. Такими органами являются региональные Государственные жилищные инспекции. Их деятельность координируется Правительством РФ.
Однако Роспотребнадзор так же обладает некоторыми полномочиями в жилищно-коммунальной сфере. Условно их можно разделить на полномочия в сфере санитарно-эпидемиологического контроля и сфере защиты прав потребителей.
Санитарно-эпидемиологический контроль
Вы можете обратиться в Роспотребнадзор по таким санитарным вопросам, как: нарушение правил вывоза и хранения ТБО (и т.д.)
Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг
В общем видеполномочия Роспотребнадзора в этой сфере указаныв статье 40 Закона «О защите прав потребителей». Согласно этой норме к компетенции Службы относятся:
1. Привлечение к ответственности лиц, совершивших (допустивших) нарушение обязательных требований законодательства в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Обращение в Роспотребнадзор
Наиболее типичное нарушение, при этом, – обман потребителей. Чаще всего он выражается в оказании услуг ненадлежащего качества или не в полном объеме, а также взимании чрезмерной платы за жилищно-коммунальные услуги. В платежных документах нередко указываются неполные или ложные сведения об ЖКУ и их исполнителях. Кроме того, часто управляющие компании не надлежаще исполняют свои обязанности по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов.
2. Обращение в суд с заявлением в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
3. Вступление в рассмотрение судом дела по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей ЖКУ.
Кроме того, Роспотребнадзор оказывает правовую поддержку, консультирование по вопросам, входящим в его компетенцию. Иными словами, вам могут оказать практическую помощь в составлении претензии или искового заявления по тому или иному вопросу.