На что направлен гуманизм базарова
1. Роман «Отцы и дети” был написан И.С. Тургеневым в период революционной ситуации в России (1859— 1862) и отмены крепостного права. Писатель раскрыл в романе перелом общественного сознания России, когда дворянский либерализм вытеснялся революционно-демократической мыслью. Это размежевание общества и нашло отражение в романе в лице Базарова, разночинца-демократа («дети”) и братьев Кирсановых, лучших из дворян-либералов («отцы”).
2. Сам Тургенев двойственно воспринимал созданный им образ. Он писал А. А. Фету: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу!” А в заметке по поводу «Отцов и детей” Тургенев пишет: «Базаров — мое любимое детище. Это самая симпатичная изо всех моих фигур”.
Базаров — человек с большим чувством собственного достоинства, ничуть не уступает в этом отношении аристократам, а в чем-то даже их превосходит. В истории с дуэлью Базаров проявил не только здравый смысл и ум, но благородство и бесстрашие, даже способность иронизировать над собой в момент смертельной опасности. Его благородство оценил даже Павел Петрович: «Вы поступили благородно. ” У Но есть вещи, которые Тургенев отрицает в своем герое, — это нигилизм Базарова в отношении природы, музыки, литературы, живописи, любви — всего того, что составляет поэзию жизни, что возвышает человека. Все, что лишено материалистического объяснения, Базаров отрицает.
Он считает прогнившим весь государственный строй России, поэтому он отрицает «все”: самодержавие, крепостное право, религию — и то, что порождено «безобразным состоянием общества”: народную нищету, бесправие, темноту, невежество, патриархальную старину, семью. Однако положительной программы Базаров не выдвигает. Когда П. П. Кирсанов говорит ему: «. Вы все разрушаете. Да ведь надобно же и строить”, Базаров отвечает: «Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить”.
4. Когда Базаров клеймит насмешкой дутые, отвлеченные «принсипы”, он побеждает. И автор разделяет его позицию. Но когда Базаров вступает в сферу утонченных переживаний, которые он никогда не принимал, от уверенности его не остается и следа. Чем труднее приходится Базарову, тем ощутимее и авторское сопереживание ему.
5. В любви к Одинцовой выразилась способность Базарова к сильному чувству и уважение к женщине, ее уму и характеру — ведь самыми заветными мыслями он делился именно с Одинцовой, наполняя свое чувство разумным содержанием.
Тургенев отражает глубокие психологические переживания героя, страстную их напряженность, цельность и силу. В любовном конфликте Базаров выглядит крупной личностью. Отвергнутый, он одерживает нравственную победу над эгоистичной женщиной, но его чувства к ней и разрыв трагичны для Базарова. Любовь к Одинцовой помогла Базарову пересмотреть свои взгляды, переосмыслить свои убеждения. У него появляется новый психологический настрой: замкнутость, самоуглубленность, тяготение к ранее чуждым ему проблемам. С болью говорит Базаров о краткости человеческого существования: «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с основным пространством. и часть времени, которую мне удается прожить, так ничтожна перед вечностью. ” Наступает сложная переоценка ценностей. Впервые Базаров теряет веру в свое будущее, но не отказывается от своих стремлений и выступает против успокоенности. Бескрайняя Русь с ее темными, грязными деревнями становится предметом его пристального внимания. Но он так и не приобретает умения «рассуждать о делах и нуждах” мужиков и только помогает в лекарской практике отца деревенскому населению.
6. Величие Базарова Тургенев показал во время его болезни, перед лицом смерти. В речи умирающего боль от сознания близкого неминуемого конца. Каждая реплика, обращенная к Одинцовой, — сгусток духовных страданий: «Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный” а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дед много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант. Я нужен России. Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?” Зная, что умрет, он утешает родителей, проявляет чуткость к матери, скрывая от нее грозящую ему опасность, обращается с предсмертной просъбой к Одинцовой — позаботиться о стариках: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать. ” Мужество и стойкость его материалистических и атеистических взглядов проявились в отказе от исповеди, когда он, уступая мольбам родителей, согласился принять причастие, но только в бессознательном состоянии, когда человек не отвечает за свои поступки. Писарев отмечал, что перед лицом смерти «Базаров становится лучше, человечнее, что является доказательством цельности, полноты и естественного богатства натуры”. Не успевший реализовать себя в жизни, Базаров только перед лицом смерти избавляется от своей нетерпимости и впервые по-настоящему ощущает, что реальная жизнь гораздо шире и многообразней его представлений о ней. В этом заключается главный смысл финала. Об этом же писал сам Тургенев:
«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — все-таки обреченная на гибель, — потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего”.
На что направлен гуманизм базарова
Образ Базарова в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”, отношение к нему автора.
1. Общественно-политическая обстановка создания романа “Отцы и дети”.
2. И.С. Тургенев о своем герое.
3. Базаров — “новый человек”: демократизм; суровая жизненная школа; “я работать хочу”: увлечение естественными науками; гуманизм героя; чувство собственного достоинства. Нигилизм Базарова.
4. Отношение автора к позиции Базарова.
5. Любовь в жизни Базарова и ее влияние на взгляды героя.
1. Роман “Отцы и дети” был написан И.С. Тургеневым в период революционной ситуации в России (1859— 1862) и отмены крепостного права. Писатель раскрыл в романе перелом общественного сознания России, когда дворянский либерализм вытеснялся революционно-демократической мыслью. Это размежевание общества и нашло отражение в романе в лице Базарова, разночинца-демократа (“дети”) и братьев Кирсановых, лучших из дворян-либералов (“отцы”).
2. Сам Тургенев двойственно воспринимал созданный им образ. Он писал А. А. Фету: “Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу!” А в заметке по поводу “Отцов и детей” Тургенев пишет: “Базаров — мое любимое детище. Это самая симпатичная изо всех моих фигур”.
Базаров — человек с большим чувством собственного достоинства, ничуть не уступает в этом отношении аристократам, а в чем-то даже их превосходит. В истории с дуэлью Базаров проявил не только здравый смысл и ум, но благородство и бесстрашие, даже способность иронизировать над собой в момент смертельной опасности. Его благородство оценил даже Павел Петрович: “Вы поступили благородно. ” У Но есть вещи, которые Тургенев отрицает в своем герое, — это нигилизм Базарова в отношении природы, музыки, литературы, живописи, любви — всего того, что составляет поэзию жизни, что возвышает человека. Все, что лишено материалистического объяснения, Базаров отрицает.
Он считает прогнившим весь государственный строй России, поэтому он отрицает “все”: самодержавие, крепостное право, религию — и то, что порождено “безобразным состоянием общества”: народную нищету, бесправие, темноту, невежество, патриархальную старину, семью. Однако положительной программы Базаров не выдвигает. Когда П. П. Кирсанов говорит ему: “. Вы все разрушаете. Да ведь надобно же и строить”, Базаров отвечает: “Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить”.
4. Когда Базаров клеймит насмешкой дутые, отвлеченные “принсипы”, он побеждает. И автор разделяет его позицию. Но когда Базаров вступает в сферу утонченных переживаний, которые он никогда не принимал, от уверенности его не остается и следа. Чем труднее приходится Базарову, тем ощутимее и авторское сопереживание ему.
5. В любви к Одинцовой выразилась способность Базарова к сильному чувству и уважение к женщине, ее уму и характеру — ведь самыми заветными мыслями он делился именно с Одинцовой, наполняя свое чувство разумным содержанием.
Тургенев отражает глубокие психологические переживания героя, страстную их напряженность, цельность и силу. В любовном конфликте Базаров выглядит крупной личностью. Отвергнутый, он одерживает нравственную победу над эгоистичной женщиной, но его чувства к ней и разрыв трагичны для Базарова. Любовь к Одинцовой помогла Базарову пересмотреть свои взгляды, переосмыслить свои убеждения. У него появляется новый психологический настрой: замкнутость, самоуглубленность, тяготение к ранее чуждым ему проблемам. С болью говорит Базаров о краткости человеческого существования: “Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с основным пространством. и часть времени, которую мне удается прожить, так ничтожна перед вечностью. ” Наступает сложная переоценка ценностей. Впервые Базаров теряет веру в свое будущее, но не отказывается от своих стремлений и выступает против успокоенности. Бескрайняя Русь с ее темными, грязными деревнями становится предметом его пристального внимания. Но он так и не приобретает умения “рассуждать о делах и нуждах” мужиков и только помогает в лекарской практике отца деревенскому населению.
6. Величие Базарова Тургенев показал во время его болезни, перед лицом смерти. В речи умирающего боль от сознания близкого неминуемого конца. Каждая реплика, обращенная к Одинцовой, — сгусток духовных страданий: “Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный” а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дед много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант. Я нужен России. Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?” Зная, что умрет, он утешает родителей, проявляет чуткость к матери, скрывая от нее грозящую ему опасность, обращается с предсмертной просъбой к Одинцовой — позаботиться о стариках: “Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать. ” Мужество и стойкость его материалистических и атеистических взглядов проявились в отказе от исповеди, когда он, уступая мольбам родителей, согласился принять причастие, но только в бессознательном состоянии, когда человек не отвечает за свои поступки. Писарев отмечал, что перед лицом смерти “Базаров становится лучше, человечнее, что является доказательством цельности, полноты и естественного богатства натуры”. Не успевший реализовать себя в жизни, Базаров только перед лицом смерти избавляется от своей нетерпимости и впервые по-настоящему ощущает, что реальная жизнь гораздо шире и многообразней его представлений о ней. В этом заключается главный смысл финала. Об этом же писал сам Тургенев:
“Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — все-таки обреченная на гибель, — потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего”.
Роман И. С. Тургенева Отцы и дети
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» и его главный герой Евгений Базаров
Роман Ивана Сергеевича Тургенева стал продолжением позиции писателя – откликаться на все изменения в социально-общественном климате в России. Он всегда реагировал на тоновое, что вдруг появлялось на горизонте общественного бытия, на новые явления и новых людей. Роман стал комментарием общественной жизни России конца 50-х, начала 60-х годов XI века.
В самом начале 60-х Тургенев разошёлся во взглядах с лидерами «Современника». Общественности стало известно, что в журнале «Русский вестник» писатель намеревается опубликовать новый роман. Это обстоятельство насторожило демократические слои интеллигенции, так как журнал был консервативного направления. Всех беспокоило, как же Тургенев, покажет новых людей и новое время после того, как он разошёлся с ними во взглядах…
В чём же суть расхождений, конфликта в романе.
О вечном конфликте поколений писатель говорит без обиняков, как об одной из важнейших общечеловеческих проблем, как сделать так, чтобы конфликт не стал антагонистическим и из него делались выводы полезные обществу и человеку. Но, по сути, Тургенев на фоне этого постоянного вселенского общечеловеческого конфликта изоб-разил конфликт между идеями и различными точками зрения на дальнейшее социальное общественное развитие, когда объявление супер новейших идей, несущих в себе часто ген разрушительности. И подаются они якобы от лица молодого поколения. Вот, чтобы этот ген не перерос в разрушительный и «беспощадный» по А.С. Пушкину бунт, против чего и направлен был роман Тургенева, который до конца так и не понял будущей актуальности своих прозрений, позже возмущаясь иными трактовками романа…
По этому поводу высказался Н.А. Добролюбов: «Для нас не столь важно то, что хотел сказать автор, сколько то, что сказалось им, хотя бы и ненамеренно, просто вследствие правдивого воспроизведения фактов жизни».
Каков же главный герой романа Евгений Базаров в своём отношении к жизни и её проблемам. Об этом персонаже Д.И. Писарев писал: «На людей, подобных Базарову, можно негодовать, сколько душе угодно, но признавать их искренность решительно необходимо…». Базарова не интересуют вопросы государственного устройства, он равнодушен к обсуждению проектов «крестьянской реформы», к самой революционной пропаганде, как таковой, к журнальной публицистике – ко всему тому, вокруг чего концентрировались политические интересы и революционных демократов и либерального русского общества в начале 1860 года и далее. Но Базаров настаивает на неограниченной духовной, и не только, свободе личности: «Я и чьих мыслей не разделяю, я имею свои…», – вот характерная и очень выигрышная формула героя. Он отвергает любые теории, системы, доктрины, верования и авторитеты – всё то, что ограничивает его критицизм. И вновь выигрышная позиция особенно в сознании молодых. У Базарова право равняется силе: «Мы ломаем, потому что мы сила…». Он отбрасывает понятия о личном долге перед кем-либо или чем-либо, о моральном долге, невмешательстве в чьи-либо личные судьбы; у него, «…кто победил, тот и прав…», «Коли раздавят, туда и дорога…». Базаров пытается как бы единолично решать любые жизненные вопросы, не задумываясь ни о нравственных, ни о правовых нормах и вновь в глазах многих выигрывает. Тургенев пишет писателю Случевскому о своём главном персонаже: «Он демократ до конца ногтей…». Но это демократизм крайностей, ибо он отрицает не только социальные различия между людьми, а и исконно естественные (в беседе с Одинцовой), хотя он учёный-медик: «Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой, у каждого из нас мозг, селезёнка, лёгкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех; небольшие изменения ничего не значат…»
Он и в своём отношении к людям всех уравнивает до такой степени, что ему наплевать на всех: о Павла Петровича до нищих мужиков, по его мнению, «заслуживающих презрения». Презрение вообще к людям вновь выигрышный козырь Базарова. Сам он предъявляет к людям одинаковые требования: «Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например…» Его отношение к собственным последователям отрицательно-насмешливое (Ситников) и делит нигилистов на «богов» и «олухов». Логика такого подхода к жизни – это бескомпромиссный максимализм, так принимаемый большинством в юности. Катя, невеста Аркадия Кирсанова, говоря о Базарове, замечает: «Он хищный, а мы с вами ручные…» Катков, один из общественных деятелей и управленцев монархии писал Тургеневу: «Если не в апофеозу возведён Базаров, то нельзя не сознаться, что он как-то случайно попал на очень высокий пьедестал. Он действительно подавляет всё окружающее. Всё перед ним или ветошь, или слабо и зелено. Такого ли впечатления следовало ожидать?»
Точку зрения противостоящего авторскому мировоззрению журнала «Современник» выразил критик Антонович, который посвятил роману и его главному герою несколько статей: «Асмодей нашего времени», «Литературный кризис», «Промахи», «Лжереалисты». Он достаточно жёстко пишет, что Тургенев оклеветал молодое поколение своим Базаровым. Сам Антонович обозвал Базарова «…болтуном, пьяницей, обжорой и циником…». В то время даже был написан карикатурный роман под тем же названием, где высмеивались два основных противостоящих друг другу персонажа Базаров и Павел Петрович Кирсанов…
Думается, что Антонович не совсем прав в оценке тургеневского героя, ибо он, столкнувшись с Одинцовой, впервые почувствовал и свою причастность к обычным человеческим интересам, заботам и страданиям. И Базаров озлоблен сам на себя, поэтому он с таким возмущением говорит о законах истории, обрекающих человека на жертвоприношения прогрессу, или когда соотносит «ничтожество» своей личности с бесконечностью и вечностью вселенной. Он нападает на систему ценностей, созданную и опоэтизированную дворянской интеллигенцией, отстаиваемую в том числе и Тургеневым. Так традиционный гуманизм для Базарова – прибежище слабых и робких, который создаёт иллюзии, способные превратить немощь в нравственную позицию.
И всё же писателю не удалось воплотить в Базарове ясный общественный тип, представить конкретное течение русского социального движения, но он неосознанно сумел воссоздать черты будущего русского экстремиста с его крайностями естественнонаучного или классового подхода ко всему, без купюр и до конца. В этом типе сам Иван Сергеевич попытался воплотить глубинную тенденцию российского революционного сознания в её общественном развитии, которая находится в непримиримом столкновении с традициями классического гуманизма, опорой которого и была в России дворянская культура. Именно эта тенденция и привела в начале ХХ века к разрушению основ её, стала одной из составляющих трагического вхождения России в 1917 год. Эти разрушительные возможности воззрений Базарова в общественной ситуации середины XIX века почувствовал И.С. Тургенев и осознали многие критики «Базаровщины».
Кстати, Евгений Базаров был одним из самых любимых литературных героев вождя Великой Октябрьской революции В.И. Ульянова (Ленина).
Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети», отношение к нему автора.
ПЛАН ОТВЕТА
1. Общественно-политическая обстановка создания романа «Отцы и дети».
2. И. С. Тургенев о своем герое.
3. Базаров — «новый человек»: демократизм; суровая жизненная школа; «я работать хочу»: увлечение естественными науками; гуманизм героя; чувство собственного достоинства.
4. Нигилизм Базарова.
5. Отношение автора к позиции Базарова.
6. Любовь в жизни Базарова и ее влияние на взгляды героя.
1. Роман «Отцы и дети» был написан И. С. Тургеневым в период революционной ситуации в России (1859— 1862) и отмены крепостного права. Писатель раскрыл в романе перелом общественного сознания России, когда дворянский либерализм вытеснялся революционно-демократической мыслью. Это размежевание общества и нашло отражение в романе в лице Базарова, разночинца-демократа («дети») и братьев Кирсановых, лучших из дворян-либералов («отцы»).
2. Сам Тургенев двойственно воспринимал созданный им образ. Он писал А. А. Фету: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу!» А в заметке по поводу «Отцов и детей» Тургенев пишет: «Базаров — мое любимое детище. Это самая симпатичная изо всех моих фигур».
Базаров — человек с большим чувством собственного достоинства, ничуть не уступает в этом отношении аристократам, а в чем-то даже их превосходит. В истории с дуэлью Базаров проявил не только здравый смысл и ум, но благородство и бесстрашие, даже способность иронизировать над собой в момент смертельной опасности. Его благородство оценил даже Павел Петрович: «Вы поступили благородно. » У Но есть вещи, которые Тургенев отрицает в своем герое, — это нигилизм Базарова в отношении природы, музыки, литературы, живописи, любви — всего того, что составляет поэзию жизни, что возвышает человека. Все, что лишено материалистического объяснения, Базаров отрицает.
Он считает прогнившим весь государственный строй России, поэтому он отрицает «все»: самодержавие, крепостное право, религию — и то, что порождено «безобразным состоянием общества»: народную нищету, бесправие, темноту, невежество, патриархальную старину, семью. Однако положительной программы Базаров не выдвигает. Когда П. П. Кирсанов говорит ему: «. Вы все разрушаете. Да ведь надобно же и строить», Базаров отвечает: «Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить».
4. Когда Базаров клеймит насмешкой дутые, отвлеченные «принсипы», он побеждает. И автор разделяет его позицию. Но когда Базаров вступает в сферу утонченных переживаний, которые он никогда не принимал, от уверенности его не остается и следа. Чем труднее приходится Базарову, тем ощутимее и авторское сопереживание ему.
5. В любви к Одинцовой выразилась способность Базарова к сильному чувству и уважение к женщине, ее уму и характеру — ведь самыми заветными мыслями он делился именно с Одинцовой, наполняя свое чувство разумным содержанием.
Тургенев отражает глубокие психологические переживания героя, страстную их напряженность, цельность и силу. В любовном конфликте Базаров выглядит крупной личностью. Отвергнутый, он одерживает нравственную победу над эгоистичной женщиной, но его чувства к ней и разрыв трагичны для Базарова. Любовь к Одинцовой помогла Базарову пересмотреть свои взгляды, переосмыслить свои убеждения. У него появляется новый психологический настрой: замкнутость, самоуглубленность, тяготение к ранее чуждым ему проблемам. С болью говорит Базаров о краткости человеческого существования: «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с основным пространством. и часть времени, которую мне удается прожить, так ничтожна перед вечностью. » Наступает сложная переоценка ценностей. Впервые Базаров теряет веру в свое будущее, но не отказывается от своих стремлений и выступает против успокоенности. Бескрайняя Русь с ее темными, грязными деревнями становится предметом его пристального внимания. Но он так и не приобретает умения «рассуждать о делах и нуждах» мужиков и только помогает в лекарской практике отца деревенскому населению. V Величие Базарова Тургенев показал во время его болезни, перед лицом смерти. В речи умирающего боль от сознания близкого неминуемого конца. Каждая реплика, обращенная к Одинцовой, — сгусток духовных страданий: «Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный» а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дед много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант. Я нужен России. Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?» Зная, что умрет, он утешает родителей, проявляет чуткость к матери, скрывая от нее грозящую ему опасность, обращается с предсмертной просъбой к Одинцовой — позаботиться о стариках: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать. » Мужество и стойкость его материалистических и атеистических взглядов проявились в отказе от исповеди, когда он, уступая мольбам родителей, согласился принять причастие, но только в бессознательном состоянии, когда человек не отвечает за свои поступки. Писарев отмечал, что перед лицом смерти «Базаров становится лучше, человечнее, что является доказательством цельности, полноты и естественного богатства натуры». Не успевший реализовать себя в жизни, Базаров только перед лицом смерти избавляется от своей нетерпимости и впервые по-настоящему ощущает, что реальная жизнь гораздо шире и многообразней его представлений о ней. В этом заключается главный смысл финала. Об этом же писал сам Тургенев:
«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — все-таки обреченная на гибель, — потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего».
1. Кто и что повлияло на духовную эволюцию Базарова?
2. Что вы принимаете в Базарове и с чем можете поспорить?
27. Конфликт двух мировоззрений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».
ПЛАН ОТВЕТА
1. Общественно-политическая обстановка в России 60-х гг.
2. Конфликт непримиримых мировоззрений:
а) П. П. Кирсанов—типичный представитель своей эпохи;
б) Евгений Базаров — разночинец-демократ.
3. Дуэль П. П. Кирсанова и Базарова; ее значение для идейных противников.
4. Духовное одиночество Базарова.
5. Переосмысление жизни Базаровым.
6. Трагизм и величие положения Базарова.
1. События, которые И. С. Тургенев описывает в романе, происходят в серединеXIX века. Это время, когда Россия переживала очередную эпоху реформ. Мысль, заключенная в заглавии романа, раскрывается очень широко, поскольку речь в нем идет не только о своеобразии различных поколений, но и о противостоянии дворянства, сходящего с исторической сцены, и демократической интеллигенции, выдвигающейся в центр общественной и духовной жизни России, представляющей ее будущее.
Философские раздумья о смене поколений, о вечном движении жизни и вечной борьбе старого и нового звучали не раз в произведениях русских писателей и до Тургенева («Горе от ума» А. С. Грибоедова). Подобные мысли и чувства, наряду со спорами о крестьянской общине, о нигилизме, об искусстве, об аристократизме, о русском народе, звучат и в романе Тургенева. Но есть еще и общечеловеческие проблемы, над которыми размышляет автор.
2. В центре романа — фигура разночинца Базарова, воплощающая тип человека новейшего поколения. «Отцы» представлены братьями Кирсановыми и родителями Базарова. Рассмотрим позиции наиболее ярких представителей непримиримых мировоззрений «отцов» и «детей» — Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова.
а) Павел Петрович был типичным представителем своей эпохи и среды, в которой прошла его молодость. Он следовал «принсипам» везде и во всем, продолжая даже в деревне жить так, как он привык жить. Ему лет сорок пять, он всегда выбрит, ходит в строгом английском костюме, воротничок его рубашки всегда бел и накрахмален. Лицо правильное и чистое, но желчное. «Весь облик Павла Петровича, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большей частью исчезает после двадцати годов». По внешности и по убеждениям Павел Петрович «аристократ до мозга костей». Он сохранил неизменными свои аристократические привычки: переодевался к завтраку, обеду и ужину, пил в назначенный час «свой какао», доказывал в спорах необходимость «принсипов». Каковы же его «принсипы»? Во-первых, он придерживался тех же взглядов на государственное устройство, что и большинство дворян его времени, не переносил инакомыслия. Он любил порассуждать о русских крестьянах, но при встрече с ними нюхал носовой платок, смоченный одеколоном. Толкуя о России, о «русской идее», употреблял огромное количество иностранных слов. Он с пафосом говорит об общественном благе, о служении отечеству, но сам сидит сложа руки, удовлетворившись сытой и спокойной жизнью.
б) Павлу Петровичу противопоставлен главный герой романа — разночинец-демократ Евгений Базаров. Если Павел Петрович говорит о себе: «Мы люди старого века. без принсипов шагу ступить, дохнуть нельзя», то Базаров о себе скажет: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание, — мы отрицаем». По убеждениям Базаров нигилист, то есть «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру», — так о нигилизме говорит Аркадий под влиянием Базарова. Политические взгляды Базарова сводятся к резкой критике существующего положения в стране. Он трезво судит о людях как о существах, соединяющих в себе потребности душевные и телесные, а нравственные различия объясняет «безобразным состоянием общества»: «Исправьте общество, и болезней не будет». В суждениях его чувствуется смелая мысль, стройная логика.
Но все, что лишено материалистического объяснения, Базаров отрицает. Если Павел Петрович — человек дворянской культуры, то Базаров — человек знания. Вечным принципам, принятым на веру, он противопоставляет реальные знания и научный эксперимент. Природу он понимает как «мастерскую», в которой человек — «работник».
3. Антагонизм воззрений Павла Петровича и Базарова раскрывается в горячих спорах между ними. Но в спорах с Базаровым Павел Петрович не может победить нигилиста, не может поколебать его нравственные устои, и тогда он прибегает к последнему средству решения конфликта — к дуэли. Базаров принимает вызов полоумного «аристократишки». Они стреляются, и Евгений ранит Кирсанова. Решить их противоречия дуэль не смогла. Автор подчеркивает нелепость поведения Павла Петровича, потому что смешно и бессмысленно полагать, что можно силой заставить молодое поколение думать так же, как и поколение «отцов». Они расстаются, но каждый из них остается при своем мнении. Правда, Павел Петрович вынужден был признать благородство Базарова, который оказал ему помощь после ранения: «Вы поступили благородно. » Нелепая дуэль помогает Базарову увидеть в противнике человека, его достоинства и недостатки. Он обнаруживает, что не так уж непреодолима пропасть между ним и Павлом Петровичем. Да и Павел Петрович разглядел и по достоинству оценил благородство Базарова.
4. Николай Кирсанов также не в силах противостоять Базарову, так как это «рыхлая» и «слабая» натура. Ему вполне достаточно в жизни Пушкина, виолончели и Фенички.
Старики Базаровы тоже не понимают своего сына. Жизнь стремительно движется вперед, и между ними и их сыном неизбежно возникает пропасть. Василий Иванович, отец Базарова, это осознает и склоняет голову перед молодежью: «Конечно, вам, господа, лучше знать; где ж нам за вами угнаться? Вы ведь нам на смену пришли».
5. Базаров в романе стоит особняком, как личность, он неизмеримо значительнее других героев. Даже Одинцова, незаурядная, умная, пытливая, красивая, но эгоистичная, не могла сравниться с ним. Она лишь помогла открыть ему в самом себе те «тайники», о которых Базаров не подозревал. Он не только страдает от любовной неудачи, но и по-новому мыслит, по-новому относится к жизни. И уже не отрицанием прошлого, а остро болезненным постижением пресекающейся жизни, отнятых целей веет от прощальных слов умирающего Базарова.
6. Своим романом «Отцы и дети» Тургенев открыл для всех эпох важный процесс смены отживающих форм сознания новыми, трудность их прорастания, мужество и самоотречение передовых людей, трагичность их положения и величие их духа.
1. В чем смысл названия романа?
2. В чем проявилось столкновение временных и вечных идеалов в романе?
3. Какова роль диалога в романе?
28. Основные мотивы лирики Н. А. Некрасова. Чтение наизусть одного из стихотворений.
ПЛАН ОТВЕТА
2. Тема поэта и поэзии.
3. Тема народа и нравственного идеала.
4. Пейзажная лирика.
1. «Я лиру посвятил народу своему», — с полным правом сказал о себе Н. А. Некрасов. Поэт жил в эпоху великих преобразований, когда общественно-политические реформы потребовали реформ в искусстве, в том числе и поэзии. Такой глубочайшей реформой было по своей сути творчество Н. А. Некрасова, который повернул поэзию лицом к народу, наполнив ее народным мироощущением и живым народным языком. Он один из первых, кто проложил дорогу демократической поэзии.
Тема поэта и поэзии
Тема предназначения поэта и поэзии является традиционной для русской литературы. Она прослеживается в творчестве Державина, Кюхельбекера, Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Н. А. Некрасов не исключение. Если у Кюхельбекера, Пушкина поэт — «пророк» находится над толпой в борьбе за идеалы свободы, добра и справедливости, идет к людям «глаголом жечь сердца», то у Лермонтова пророк уже другой: он бежит от людей в пустыню. Видя их пороки, он не находит в себе сил для борьбы. Поэту Некрасова — это пророк, которого к людям «послал бог гнева и печали», его путь тернист, потому что поэт проходит этот путь с карающей лирой в руках, негодуя и обличая. Поэт понимает, что снискать всеобщую любовь таким образом невозможно:
Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.
Со всех сторон его клянут,
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он — ненавидя!
Но его позиция — это позиция поэта-гражданина, сына своей Родины:
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной.
Поэтическим манифестом поэта стало стихотворение «Поэт и гражданин» (1856), написанное в форме диалога поэта с читателем — гражданином, демократом по своим убеждениям, который предъявляет поэту требования от имени лучших людей страны — эти требования отвечают духу времени, духу самой жизни:
Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила,
Тому теперь не должно спать.
Проснись: громи пороки смело.
Не время в шахматы играть,
Не время песни распевать!
Будь гражданин! Служи искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Гражданин убеждает поэта в том, что его роль в жизни общества значительна и требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Он, как свои, на теле носит
Все язвы родины своей.
И в поэзию XIX века входит Муза Некрасова — сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа:
Вчерашний день, часу в шестом,
Там били женщину кнутом,
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя.
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
Муза — «печальная спутница печальных бедняков», «плачущая, скорбящая», «униженно просящая» за судьбу народа, прошла вместе с поэтом через всю его жизнь:
Чрез бездны темные Насилия и Зла,
Труда и Голода она меня вела —
Почувствовать свои страданья научила
И свету возвестить о них благословила.
В конце жизни поэт, обращаясь к своей Музе, говорит:
О Муза! наша песня спета.
Приди, закрой глаза поэта
На вечный сон небытия,
Сестра народа — и моя!
Поэт уверен, что его Муза не даст «порваться долго» «живому, кровному союзу» между ним «и честными сердцами» даже после его смерти. В стихотворении «Элегия» поэт размышляет о самых острых вопросах современности, о молодежи, о своей судьбе и судьбе народной. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Именно этой тревожной мыслью проникнуто все стихотворение. Но народ, о котором думает, пишет поэт, безмолвствует:
. Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта —
Увы! не внемлет он — и не дает ответа.
Стихотворение «Элегия» — поэтическое завещание поэта-гражданина, выполнившего свой долг: