На что направлена анкета н г лускановой
Лусканова и уникальная методика изучения мотивации
Сегодняшний день характеризуется многочисленными анкетами, оценивающими стимуляцию познавания и эффективность доведения необходимой информации. Однако необходимо сказать, что учебный процесс, проходящий на начальных уровнях, намного менее отображён не только в научных работах, но и элементарных психологических методиках. На этом фоне великолепно «смотрится» универсальная методика, созданная Лускановой Н. Г., для выяснения уровня мотивации маленьких школьников и проведением педагогом эффективных методов, которые смогут увеличить эффект восприятия школьной программы.
Разработанная методика представляет собой небольшую анкету, где школьнику предложено рассмотреть десять вопросов. Такой опросник довольно эффективен, потому как, не включает большие объёмы (это утомляет пользователя) и позволяет проводить тестирование как в личностном порядке, так и для большой аудитории.
Стимуляция познаний и их разновидности
Направленность обучаемого на различные аспекты познавательного процесса и является мотивом учения. Многочисленные психологические исследования, проведённые учёными и авторитетными педагогами, показали, что мотив учения наиболее ярко и полно раскрывается ситуации выбора, когда ученик имеет возможность выбирать. Очень важно, чтобы мотивация ученика была на высоком уровне. Изучая эту проблему, различают несколько моментов, которые крайне важны в вопросах мотивации:
Кроме того, крайне важную роль играют узкие и широкие социальные мотивы, а также стремление ученика сотрудничать с педагогами. Изучение таких вопросов крайне важно, так как помогают не только понять морально-психологическое состояние ученика на данный момент, но и «вычислить» факторы, которые стимулируют деятельность маленьких представителей учебного заведения.
Скрининговая оценка уровня школьной мотивации может быть выведена самыми разными методами, но наиболее эффективным является опросник, состоящий из десяти коротких разделов. Отвечая на вопросник, учащийся младших классов чётко дать понять преподавателю, что является основным психологическим стимулятором ребёнка и какие моменты познания наиболее интересны. Разделы анкеты:
1. Тебе нравится место, где ты получаешь знания?
2. Просыпаясь с утра, тебя тянет в школу или не очень хочется туда идти?
3. Если учитель сказал, что завтра уроков не будет, ты пошёл бы в школу или остался дома?
4. Поднимает ли тебе настроение отмена каких-либо уроков?
5. Хотелось тебе, чтобы домашние задания были отменены?
6. Ты хочешь, чтобы не было уроков, а сплошные перемены?
7. Насколько часто ты делишься впечатлениями о школе с родителями?
8. Хорошо было, если бы преподаватель был менее требовательным?
9. У тебя в классе много друзей?
10. Тебе симпатизируют твои одноклассники?
Результаты и аналитика системного опросника
Такой опрос подразумевает три вида вариантов ответа опрашиваемого, где позитивное отношение рассматривается в три пункта, отсутствие решения в один, а негативное отношение в ноль пунктов. Интерпретация, имеющая максимальное значение в тридцать пунктов, оценивает стимуляцию участника учебного заведения по следующим показателям:
— максимальное значение (25–30 пунктов). Такие представители отличаются высоким уровнем познавательных мотивов, стремятся искать альтернативные источники информации, позволяющие проводить эффективные процессы самообразования.
Ученики, получившие максимальные оценки, всегда готовы на тесное сотрудничество с преподавателем, относятся к учебному процессу серьёзно и крайне переживают в тех случаях, когда получают неудовлетворительную оценку;
— хорошая мотивация (20–24 балла). Ученик, набравший данное количество баллов, проявляет к учёбе, что называется, здоровый интерес. Надо сказать, что такое количество баллов набирает большинство учеников младших классов;
— положительное отношение к учёбе (15–19 баллов). Данные учащиеся положительно относятся к учебной программе, но зачастую их больше интересуют не учебная программа, а внеучебные моменты, которые происходят в учебном заведении.
Статистика гласит о том, что такие ученики очень общительны и какие моменты их больше привлекают в школе;
— негативная стимуляция учащегося (10–14 пунктов). Всегда существуют индивидуумы, для которых посещение места получения знания в тягость. Такие личности находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе, крайне напряжённо идут на контакт с преподавателями и создают конфликтные ситуации внутри коллектива;
— крайне негативное отношение к учёбе (менее 10 пунктов).
Анкета, созданная Лускановой Н. Г., очень хорошо отображает не только сиюминутные настроения учеников младших классов, но и состояние нервной устойчивости, играющее колоссальную роль в развитии познавательных процессах, методов общения с одногодками и взрослыми. Мотивация основывается на внутреннем мировоззрении школьника, которая была заложена дома или в дошкольных учреждениях.
Методика детских рисунков
Надо отметить, что внутренний мир человека, особенно маленького, довольно просто определить по его рисункам, которые полностью отображают мотивацию и психологическое состояние личности.
Такая зависимость была замечена давно и разработано немало методик. К примеру, очень популярной в своё время была система Шуберта, выведенная ещё в 1922 году.
Уникальность анкеты, созданной Лускановой Н. Г., состоит в том, что изображения детей и их ответы на вопросник оцениваются по одной системе, преподнося специалисту полную информацию об уровне стимуляции ученика и его готовности выполнять те требования, которые предлагает учебное заведение.
Интерпретация изображений
Такое тестирование, как изображение, проводить просто, потому что все дети очень любят рисовать. Ученикам младших уровней предлагается нарисовать небольшую картину на тему (к примеру) «Как я отношусь к школе». Важно отметить, что проводить оценку рисунков — дело очень сложное и требует от преподавателя отличных знаний проективных техник. Как правило, рисунки подразделяются на два вида:
Энергетическая позиция свидетельствует о том, что ученик восприимчиво относится к месту получения знаний, но преобладает двигательная ситуация. Как правило, на представленных изображениях можно увидеть качели или спортивные площадки на территории заведения. Важно понимать, что применять такую методику необходимо неоднократно. Такой подход даёт возможность наблюдать перемены в стимуляции учащегося и появлении новых эмоциональных воздействий на психологические процессы ребёнка.
Лускановой чётко определены психологические разновидности личностей, определяемые по рисункам и анкете. К примеру, психомоторная расторможенность свойственна тем личностям, чьи рисунки изображают футбол, драки и уроки физкультуры. Более «мягкие» натуры, склонные к сентиментальности, изображают элементы декора или умиротворённые картины. Начиная учебную деятельность, каждый школьник совершенно уникален, что важно понимать преподавателям.
Вполне понятно, что одинаково эффективно воспринимать учебную программу не будут, но задача педагога состоит в том, чтобы не только наказывать ученика за плохую успеваемость, но и понять истинные причины неуспеваемости. Такой подход, эффективно отображённый опросником Лускановой, помогает понять каждого индивидуума, «вычислить» уровень мотивации школьника, а главное, осознать важнейшие факторы, воздействующие на ещё неокрепшую психику маленького школьника.
Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой
Цель методики – определение школьной мотивации. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.
Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:
Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать те ответы, которые им подходят.
Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.
Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы, но такой способ затруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают.
Инструкция для индивидуальной формы работы : «Сначала послушай вопрос и три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трёх ответов, который выражает твоё мнение»
Инструкция для групповой формы работы : «Прочитайте вопрос и из предложенных вариантов ответа выберите один и отметьте его буквенное значение на бланке ответов».
Стимульный материал методики
1.Тебе нравится в школе?
-не очень
-нравится
-не нравится
2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
-чаще хочется остаться дома
-бывает по-разному
-иду с радостью
3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?
-не знаю
-остался бы дома
-пошел бы в школу
4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
-не нравится
-бывает по-разному
-нравится
5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
-хотел бы
-не хотел бы
-не знаю
6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
-не знаю
-не хотел бы
-хотел бы
7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?
8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
-точно не знаю
-хотел бы
-не хотел бы
9.У тебя в классе много друзей?
10.Тебе нравятся твои одноклассники?
Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки может быть использован специальный ключ. В итоге подсчитывается набранное количество баллов.
Различия между группами детей были оценены по критерию Стьюдента, и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:
20-24 балла – (высокий уровень) хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
15 – 19 баллов – (средний уровень) положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
10 – 14 баллов – (низкий уровень) низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Ниже 10 баллов – (очень низкий уровень) негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5 – 6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.
Анкета Оценка уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой
Цель: выявление уровня школьной мотивации учащихся
Оцениваемые УУД : действие смыслообразования (интерес, мотивация)
1.Тебе нравится в школе?
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
-чаще хочется остаться дома
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
9. У тебя в классе много друзей?
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки может быть использован специальный ключ.
Для возможности дифференцировки детей по уровню мотивации была разработана система балльных оценок:
-ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;
-нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;
-ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 балла.
Уровни сформированности школьной мотивации:
15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.
Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:
Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать те ответы, которые им подходят.
Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.
Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы.
Анкета допускает повторные вопросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня мотивации может служить критерием школьной дезадаптация ребенка, а ее повышение – положительной динамики в обучении и развитии.
На что направлена анкета н г лускановой
Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
оценка за 1-й ответ
оценка за 2-й ответ
оценка за 3-й ответ
Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой
Анкета «Оценка уровня школьной мотивации «Н.Г. Лускановой.
Просмотр содержимого документа
«Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой»
Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой
Цель методики – определение школьной мотивации. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.
Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:
Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать те ответы, которые им подходят.
Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.
Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы, но такой способ затруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают.
Инструкция для индивидуальной формы работы: «Сначала послушай вопрос и три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трёх ответов, который выражает твоё мнение»
Инструкция для групповой формы работы: «Прочитайте вопрос и из предложенных вариантов ответа выберите один и отметьте его буквенное значение на бланке ответов».
Стимульный материал методики
1.Тебе нравится в школе?
-не очень
-нравится
-не нравится
2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
-чаще хочется остаться дома
-бывает по-разному
-иду с радостью
3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?
-не знаю
-остался бы дома
-пошел бы в школу
4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
-не нравится
-бывает по-разному
-нравится
5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
-хотел бы
-не хотел бы
-не знаю
6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
-не знаю
-не хотел бы
-хотел бы
7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?
-часто
-редко
-не рассказываю
8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
-точно не знаю
-хотел бы
-не хотел бы
9.У тебя в классе много друзей?
-мало
-много
-нет друзей
10.Тебе нравятся твои одноклассники?
Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки может быть использован специальный ключ. В итоге подсчитывается набранное количество баллов.
Различия между группами детей были оценены по критерию Стьюдента, и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:
20-24 балла – (высокий уровень) хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
15 – 19 баллов – (средний уровень) положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
10 – 14 баллов – (низкий уровень) низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Ниже 10 баллов – (очень низкий уровень) негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5 – 6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.