На что направлена деятельность человека чем вызвано многообразие видов деятельности

ЕГЭ. Человек. Тема 6. Деятельность

На что направлена деятельность человека чем вызвано многообразие видов деятельности. Смотреть фото На что направлена деятельность человека чем вызвано многообразие видов деятельности. Смотреть картинку На что направлена деятельность человека чем вызвано многообразие видов деятельности. Картинка про На что направлена деятельность человека чем вызвано многообразие видов деятельности. Фото На что направлена деятельность человека чем вызвано многообразие видов деятельности

Человек, человеческое общество не могут существовать без деятельности. Именно она формирует человека как личность, способствует тому, что он удовлетворяет свои потребности. Что такое деятельность, какие виды деятельности существуют? Рассмотрим это.

Что такое деятельность?

Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество и самого себя, с целью удовлетворения своих потребностей.

Структура деятельности

Таким образом, структура деятельности такова:

Объект-субъект-мотив – цель — средства- процесс( действия) – результат

Вся деятельность человека — это череда постоянных действий.

Действие – это процесс, который направлен на то, чтобы добиться желаемого результата.

По мотивам действия бывают ( по Веберу М):

Виды деятельности

1.Материальная (практическая):

2.Духовная

Формы деятельности

Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества.

Характерные черты труда как вида деятельности

Виды труда

Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.

Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.

Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра для взрослых- это и отдых, развлечение, и в то же время деловые игры помогают смоделировать тип поведения в той или иной ситуации, например, при приёме на работу.

Характерные черты игры как вида деятельности

Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности.

Виды учения

Характерные черты учения как вида деятельности

Человеческая деятельность имеет особенности:

Следует отметить, что деятельность может носить творческий характер.

Что такое творчество?

Творчество — это любая деятельность человека (духовная или материальная), в результате которой появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности — уникальность её результата.

Механизм творческой деятельности:

Отличие деятельности человека от активности животного

Черты деятельности человекаЧерты активности животного
Наличие цели, осознанных мотивов, использование необходимых средств и методов, рациональный их выбор для достижения цели.В основе активности животного лежат потребности, основанные на инстинктах, нет поставленной цели, нет выбора средств и методов, только использование природного материала, все действия запрограммированы природой, животные не создают, не производят нового, только пользуется то, что дала природа.
Деятельность характеризуется систематичностью, набором специальных операций.Только движения, отсутствие действий. Нет систематической деятельности.
Деятельность человека носит продуктивный характер, человек не только использует, что создаёт природа, но и сам творит, преобразует мир, общество и самого себя.Активность животных всегда носит потребительский характер, они ничего нового не создают, не меняют вокруг себя и в себе самих.
Деятельность человека — результат развития общества, усвоения опыта предшествующих поколений.Активность животных — это результат их биологической эволюции.
Человек приобщается к деятельности в результате социализации, с рождения способность к ней человеку не дана.Активность животных предопределена генетически, заложена в них от природы.

Общение

В науке нет единого мнения по поводу того, является ли общение отдельной формой деятельности или сопутствует остальным видам. Но в любом случае, общение — это тоже деятельность, которая позволяет человеку стать личностью, помогает в освоении знаний, умений, навыков, облегчает любые виды деятельности.

Общение – это особая форма взаимодействия людей, установления между ними отношений, контактов, связей.

Важным средством общения является язык, речь (вербальное общение), хотя большое место занимают жесты, мимика, поза (невербальное общение).

Функции общения

Виды общения

Следует отличать общение от коммуникации.

Коммуникация – это многозначное слово. Оно образовано от лат. «делаю общим, связываю, общаюсь). Поэтому в некоторых ситуациях коммуникация — это синим слова «общения»(например, в школе развивают коммуникативные умения и навыки школьников).

Однако в курсе «Обществознания» смысл слова несколько иной — передача информации в одностороннем порядке, без обратной связи (например, СМИ). Поэтому при ответе на вопросы ЕГЭ это имейте в виду: при общении возможна сразу обратная связь, обмен эмоциями, оценка информации, а при коммуникации, то есть получении информации, например, в период просмотра телепередачи «Сегодня», зритель только воспринимает информацию, но в данную мину не имеет возможности высказать мнение, например, диктору. Поэтому обратной связи при коммуникации нет.

Такова тема «Деятельность». Как видим, она объёмная, много терминологии, часто на ЕГЭ бывают вопросы, связанные с данной темой.

Закончить лекцию я хочу словами великого русского писателя Л.Н.Толстого: « Чтобы добиться цели, надо хотя бы идти». Так что идите к своей цели, действуйте, используйте все возможные средства и методы, но добейтесь своей цели — сдайте успешно ЕГЭ. Этого я всем вам искренне желаю!

Источник

Человеческая деятельность и ее многообразие

Тема: Человеческая деятельность и её многообразие. Обществознание 10 класс.

I. Организационный момент

II. Изучение новой темы

Мы начинаем изучение ряда тем, характеризующих деятельность как способ бытия человека и общества. При изучении темы «Человеческая деятельность и ее многообразие» необходимо раскрыть содержание понятия деятельность, рассмотреть ее структуру, познакомится с различными классификациями деятельности.

План урока.

По завершению изучения первой части темы учащиеся должны ответить на вопрос: «Чем деятельность человека отличается от поведения других живых существ?»

Вопрос первый. Изучение первого вопроса плана начнем с сопоставления двух фраз.

Вопрос: Сопоставьте две эти фразы. Какую роль в непрерывных изменениях общества играет деятельность людей?

Вопрос классу: В каком значении в повседневной жизни мы употребляем слово деятельность? (Активность, действия, поступки, занятия человека)

Деятельность в широком смысле употребляется в значении активности кого-либо или чего-либо. Деятельность в узком смысле слова означает занятие, человеческий труд.
В науках изучающих человека и общество понятие деятельность наполнено специальным содержанием, с которым мы и будем работать.

Вопрос третий. Со структурой деятельности познакомимся на основании текста М.В. Демина «Структура деятельности» и текст учебника.
«Структура деятельности». М. В. Демин – современный российский ученый.

Если отвлечься от особенностей, имеющих частное значение, то элементы структуры человеческой деятельности в ее общем виде можно представить следующим образом:

1) люди как субъекты деятельности;
2) их потребности и интересы, определяющие мотивы деятельности;
3) цели как идеальные прообразы потребных предметов;
4) средства деятельности, как идеальные, так и материальные;
5) объект деятельности;
6) сама деятельность как целесообразная активность, как процесс приложения материальных и духовных сил людей.

Вопросы:

1. Сопоставьте представленную в тексте структуру с характеристикой структуры деятельности в учебнике.
2. Следует ли включать в структуру деятельности результат? Аргументируйте свой ответ.

На доске выписывается структура представленная в учебнике Боголюбова и структура представленная в тексте Демина.

Демин М.В. «Структура деятельности».Боголюбов «Обществознание 10 класс».
Субъект деятельности.Субъект деятельности.
Потребности, интересы, мотивы деятельности.Объект деятельности.
Цели деятельности.Цель деятельности.
Средства деятельности.Средства достижения
Объект деятельности.Действия, направленные на достижение цели
Сама деятельностьРезультат деятельности.

Разберем подробно структуру деятельности (работа с учебником, запись понятий в тетрадь).
Субъект – это тот, кто осуществляет деятельность. Пример: отдельная личность, организация, государство.
Объект – это то, на что направлена деятельность. Пример: различные предметы, области жизни, другие люди.
Цель – это осознанный образ предполагаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.

Средства – это приемы, способы действий, орудия, приспособленные для осуществления деятельности.

Хотелось бы услышать ваше мнение по поводу высказывания известного средневекового философа Макиавелли «…цель оправдывает средства…»

Русский философ Н.Г. Чернышевский.

Вопрос: В чем смысл этих суждений?

Следующий компонент структуры – это действия. Любая деятельность состоит из действий. Пример: учебная деятельность состоит из таких действий как запись лекций, чтения книг, решения задач и т.д.

Результат – это то, что получаем в завершении деятельности.
Результат воплощает задуманное, соответствует поставленной цели.
Вопрос: всегда ли результат соответствует поставленной цели? Почему?

Вопрос четвертый. Побуждает к деятельности мотив. Это побуждение к какой- либо деятельности, связанное с удовлетворением потребностей.

Задание. Что движет человеческой деятельностью? Определите, используя таблицу.

Философское направление.Основная мысль.
Географическое направление.Географические условия обуславливают характер и склонности людей.
Социологическое направление.«Идеи правят миром».
Исторический материализм.Деятельность людей определяется материальными условиями, прежде всего изменениями в производстве.
Технологическое направление.Определяющий фактор движения общества – техника и технология.
Психологическое направление.Объяснения социальных процессов с точки зрения психологии больших социальных групп.

В мотивах деятельности проявляются потребности. Потребности – это переживаемая и осознанная нужда человека, в чем-либо. Американский психолог А. Маслоу выделил следующие потребности:

Первичные (врожденные)Вторичные (приобретенные)
Физиологические (потребность в пище, воде и т.п.)Социальные (общение)
Экзистенциальные (безопасное существование)Престижные (уважение)
Духовные (самовыражение)

После всего рассмотренного, вернемся к вопросу, чем деятельность человека отличается от поведения других живых существ?
Ответы учащихся.

Вопрос пятый. Виды деятельности.

Деятельность

В зависимости от особенностей отношения к окружающему миру

Практическая
(направленная на преобразование объектов природы и общества)
Материально – производственная
(преобразование природы)
Социально – преобразовательная
(преобразование общества)

Духовная
(связана с изменением сознания людей)
Познавательная
(отражает действительность в художественной и научной форме)
Ценностно- ориентированная
(формирует мировоззрение)
Прогностическая
(планирование, предвидение результатов)

В зависимости от сфер общественной жизни

В зависимости от общекультурных ценностей и социальных норм.

В соотношении с ходом истории

В зависимости от потенциала нового

Формы деятельности

коллективнаямассовая

Вопросы:

1. Какая связь между игровой деятельностью и развитием живого организма?
2. На основе текста составьте перечень «высочайших ценностей» игры.
3. Что, на ваш взгляд, роднит игру с исследовательской деятельностью?

Тест на закрепление изученного материала

1. К видам деятельности, характерным для человека, относится:

А) организация питания;
Б) обучение потомства;
В) изменение условий своего существования;
Г) групповое взаимодействия.

2. Признаком человеческой деятельности, отличающей ее от поведения животных, является:

А) проявление активности;
Б) целеполагание;
В) приспособление к окружающему миру;
Г) взаимодействие с природой.

3. В познавательной деятельности в отличие от трудовой:

А) среда должна соответствовать целям;
Б) результатом является создание нового продукта;
В) цель состоит в получении нового знания;
Г) субъектом выступает отдельная личность.

4. Cоотнесите вид деятельности и особенности его проявления.

Особенности проявления видов деятельности человека

1) создание необходимых людям благ;
2) наличие воображаемой обстановки;
3) обязательное использование языка;
4) необходимость специальной подготовки.

Вид деятельности

1) игра
2) общение
3) труд.

Ответы запишите в таблицу:

5. Запишите слово, пропущенное в приведенной схеме.

На что направлена деятельность человека чем вызвано многообразие видов деятельности. Смотреть фото На что направлена деятельность человека чем вызвано многообразие видов деятельности. Смотреть картинку На что направлена деятельность человека чем вызвано многообразие видов деятельности. Картинка про На что направлена деятельность человека чем вызвано многообразие видов деятельности. Фото На что направлена деятельность человека чем вызвано многообразие видов деятельности

6. Деятельность, которая связана с преобразованием объектов природы, называется:

А) духовной;
Б) потребительской;
В) ценностно-ориентированной;
Г) практической.

7. Установите соответствие видов деятельности и определений:

1) игра;
2) труд;
3) учеба
4) обобщениеОпределения

А) освоение опыта предшествующих поколений;
Б) преобразование предметов окружающего мира;
В) преобразование информации в процессе взаимодействия;
Г) осуществление реального действия воображаемыми средствами.

Ответы запишите в таблицу:

8. Общее в деятельности изобретателей и писателей то, что она является:

А) предметной;
Б) практической;
В) материальной;
Г) творческой.

9. Деятельность человека отличается от поведения животных тем, что она всегда:

А) неразрывно связана с окружающей средой;
Б) является жестко запрограммированной;
В) основывается на осознанном выборе;
Г) связана с проявлением эмоций.

Источник

Виды деятельности человека

Человек – существо деятельное. Собственно, целенаправленная деятельность и отличает человека от животного. Точнее, животные тоже осуществляют определённые виды деятельности, но большинство из них являются неосознанными и имеют целью удовлетворение самых элементарных индивидуальных потребностей.

Деятельность человека связана с его общественной сущностью. Действительно, многие действия современного человека направлены на поддержание определённого состояния общества, его развитие и совершенствование, а не на удовлетворение своих физиологических потребностей. Большая часть населения развитых стран посвящает свою жизнь занятиям в таких сферах, как наука, искусство, общественная деятельность, развлечения и игры, общение. С другой стороны, во многих развивающихся странах превалирует деятельность «низшего звена»: добыча пищи, обеспечение личной безопасности и др. Общественная составляющая в таких занятиях не столь важна, поэтому какие-либо социальные нормы могут не соблюдаться: в этих странах процветают преступность, дикие нравы и порядки, крайний индивидуализм, отстранённое и подозрительное отношение к окружающим. Из этого следует, что различные виды деятельности человека формировались в процессе его эволюционного и общественно-исторического развития.

Действительно, было время, когда многих профессий и родов занятий, характерных для современного общества, вообще не существовало. Лишь относительно недавно (по историческим меркам), например, из всей массы людей выделились учёные – деятели, профессионально изучающие окружающий мир и способы воздействия на него. Ещё позже разделились теоретическая и практическая наука, различные научные дисциплины: так, ранние древнегреческие философы занимались буквально всем – и геометрией, и медициной, и астрономией, рассуждали о природе вселенной и изобретали механизмы. Постепенно усложнение научного знания привело к своеобразному разделению интеллектуального труда.

На что направлена деятельность человека чем вызвано многообразие видов деятельности. Смотреть фото На что направлена деятельность человека чем вызвано многообразие видов деятельности. Смотреть картинку На что направлена деятельность человека чем вызвано многообразие видов деятельности. Картинка про На что направлена деятельность человека чем вызвано многообразие видов деятельности. Фото На что направлена деятельность человека чем вызвано многообразие видов деятельности

Что такое деятельность

Особое значение для человека и животных имеет ориентировочно-исследовательская деятельность, которая по мере эволюционного усложнения организмов становилась всё более разнообразной. Такая активность позволяет животным выживать, оставлять потомство и вообще следовать тем или иным инстинктам, практически взаимодействуя с окружающим миром. Деятельность человека носит иной характер, поскольку инстинкты в его психике упразднены и в своей жизни он руководствуется интеллектом.

Структура и характер деятельности

В отличие от поведения животных, сознательная активность человека обладает определённой структурой.

Различные виды деятельности человека состоят из нескольких этапов:

В процессе своей активности человек осознаёт себя и свои действия, сравнивает свои потребности со своими возможностями и в соответствии с этим строит программу действий. При получении новых знаний и опыта программа действий может корректироваться и изменяться. Все эти компоненты отсутствуют в поведении животных: так, кошка будет пытаться забраться на дерево даже в том случае, если ей отстригли когти. Инстинктивный характер деятельности животных можно проиллюстрировать одним известным примером: петух, которому отрезали голову, но сохранили жизнь с помощью искусственного введения пищи, пытался клевать зерно, кукарекать и производить другие действия, характерные для его «здоровых» собратьев. Головной мозг в его жизнедеятельности оказался не нужен (сохранён был лишь шейный отдел мозга).

Формы человеческой деятельности

Видов деятельности человека очень много, и все они подразделяются на две категории: практическую (материальную) и духовную.

Материально-практическая деятельность имеет целью изменение окружающего мира. А поскольку этот мир состоит из природы и общества, то и практическая деятельность может быть или производственной (изменяющей природу), или социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества).

Между материально-практической и духовной активностью, однако, нет чётких границ. Это условное деление, и в реальности духовная и материальная стороны нашей жизни неразрывно связаны друг с другом. Любая деятельность человека имеет материальную сторону, поскольку она направлена на взаимодействие с окружающим миром и использует некие материальные средства, и духовную, поскольку предполагает целеполагание, создание программы действий, оценку результатов действий и т. д.

На что направлена деятельность человека чем вызвано многообразие видов деятельности. Смотреть фото На что направлена деятельность человека чем вызвано многообразие видов деятельности. Смотреть картинку На что направлена деятельность человека чем вызвано многообразие видов деятельности. Картинка про На что направлена деятельность человека чем вызвано многообразие видов деятельности. Фото На что направлена деятельность человека чем вызвано многообразие видов деятельности

Виды деятельности человека

Пришла пора разобраться с основными видами активности человека.

Это основной вид человеческой активности, которому подчинены некоторые другие. Под трудом принято понимать создание полезных для общества продуктов, удовлетворяющих материальные или духовные потребности людей. В процессе труда человек изменяет действительность, используя для этого те или иные средства и методы.

В понятие труда в разное время вкладывался несколько различный смысл. Ещё относительно недавно под этим словом понималась главным образом физическая активность, тогда как интеллектуальная считалась бесполезной. В наше время центральное значение придаётся именно интеллектуальной (научной, творческой) деятельности, поскольку в её результатах общество нуждается больше всего; а вот физическая активность оказывается всё более убыточной, поскольку автоматика делает такую работу более качественно, чем человек, а ресурсов потребляет меньше, поэтому понятие «труд» для такой активности становится всё менее корректным.

Считается, что именно труд, наряду с речью, стал тем фактором, который предопределил превращение животного в человека. На самом деле это не совсем так, поскольку исключительно человеческим видом активности, не имеющим аналогов и прообразов в животном мире, является лишь творчество.

Учение

Это процесс систематического получения знаний, навыков, умений, которые необходимы в трудовой деятельности. Учение выделилось в специальный вид человеческой активности, когда количество накопленных человечеством знаний стало очень большим; для того, чтобы усвоить эти знания, стали необходимы значительное количество времени и ресурсов.

Это человеческая активность, которая не направлена на создание какого-либо материального продукта. В процессе игры человек (чаще всего это ребёнок) усваивает определённые социальные нормы, учится жить в обществе. В детском возрасте игра носит развивающий характер, а во взрослой жизни она становится средством отдыха и общения.

Игра предполагает активность в условных ситуациях, упрощённо воспроизводящих реальные. В процессе игры человек отрабатывает действия и сценарии, которые затем будут применяться в «настоящей» жизни. Игры имеются не только у человека, но и у многих животных, и чем они более сложно устроены, тем сложнее игры. У высших животных, особенно у обезьян, наблюдаются манипулятивные игры, предполагающие использование каких-либо предметов.

Общение

Активность, состоящая во взаимодействии двух или более людей с целью обмена информацией. Эта информация может быть не только познавательного, но и аффективно-оценочного характера. Общение тоже существует у многих животных, особенно общественных. Так, пчёлы с помощью специального языка телодвижений сообщают друг другу, где находится пища.

Возникновение общения связано с усложнением жизнедеятельности, нахождением в условиях, препятствующих индивидуальному выживанию организма. При таких условиях стало необходимым разделение труда, которое также наблюдается у общественных животных. Общение позволяет членам группы координировать свои действия и добиваться общего результата.

Творчество

Это наиболее высшая ступень человеческой жизнедеятельности. Творчество присуще только людям. Внешне оно напоминает обычную трудовую активность, но сущность творчества принципиально иная.

Творчество – это создание принципиально новых вещей, предметов, духовных ценностей. Главными критериями в творчестве являются уникальность продукта и его общественная польза.

Впервые разграничивать труд и творчество начали ещё античные мыслители. По словам Аристотеля, труд осуществляется в силу жизненной необходимости (нужда в пище, одежде, жилье), а также по чьему-то приказу; творчество же является свободным актом, не имеющим чисто утилитарного смысла. Осознать это античным философам, как ни странно, помогло рабовладение: повседневные действия раба и свободного человека существенно различаются. Конечно, в те времена у греков существовали также образованные и творчески одарённые рабы, хозяева которых давали им больше свободы; в конечном итоге такие рабы отпускались на свободу, и впоследствии многие из них стали выдающимися личностями.

Значительно сложнее было осознать смысл творчества жителям Древнего Рима, которые были более простодушными и жили в более суровых условиях. «Учёных рабов» у римлян долгое время не было (мода на них пришла гораздо позже из Греции), и все римские рабы содержались в одинаково строгих условиях. Рабы и свободные граждане в Риме отличались друг от друга главным образом списком доступных профессий, а не возможностью или невозможностью «творить». Долгое время всё искусство и теоретическая наука в Риме являлись прямыми заимствованиями у греков и этрусков.

Указанное разграничение видов человеческой активности, однако, не является жёстким. Все они могут совмещаться друг с другом. Например, учебная деятельность очень часто осуществляется в виде игры, а «обычный» труд сочетается с творческой активностью.

Основные сферы жизнедеятельности общества

Любой вид человеческой активности (труд, игра, общение и т. д.) может протекать в какой-либо сфере.

Таких сфер традиционно принято выделять четыре:

При этом каждого человека затрагивают одновременно все четыре сферы. Каждый из нас принадлежит какому-либо народу, социальному классу, имеет определённый возраст и пол, вступает в экономические отношения, имеет некоторый уровень образования и определённое мировоззрение.

Однако не все виды человеческой активности в каждой из сфер равнозначны. Так, в духовной сфере главенствующее положение занимает наука, её «отражениями» являются образование и искусство; мораль зависит от уровня коллективной осведомлённости общества, а религия – это уже следствие чрезвычайно низкого уровня этой самой осведомлённости. Характер социальной активности может изменяться со временем: в одну эпоху среднестатистический человек может трудиться ради процветания своей нации, в другую его труд может быть направлен на удовлетворение потребностей всего человечества в целом, ибо деление на народы и нации отсутствует.

Примеры деятельности человека

Казалось бы, деятельного человека видно сразу. Он может строить дома, лечить людей, писать картины, читать лекции. Отличать «деятельного» от «бездеятельного» человека мы привыкли по наличию в его действиях какой-либо пользы. Но как правило, под пользой мы нередко понимаем только собственную выгоду либо выгоду для тех, у которых мы находимся в зависимости: занятия «государственными делами» мы считаем полезными, хотя выгоду от них получают чаще всего лишь госслужащие; точно так же когда-то крепостной крестьянин считал полезными занятия, удовлетворяющие желания его господина.

Слишком заигравшихся детей (нередко ими могут быть и взрослые) мы часто именуем бездельниками, хотя в действительности это некорректно. Игра может приносить огромную пользу для самих играющих, способствуя формированию у них каких-то важных знаний и навыков; а это, в свою очередь, может в дальнейшем принести пользу и окружающим.

Порой мотивы жизнедеятельности человека скрыты от глаз наблюдателя и не соответствуют внешним проявлениям. Известны случаи, когда полные люди приходили работать на кирпичный завод, чтобы сбросить вес. Широко известна притча о трёх людях, которые ворочали камни; когда их спросили, что они делают, то первый ответил: «Горбачусь», второй – «Деньги зарабатываю», а третий, устремив взор на небо, сказал – «Храм строю». Чисто внешне они занимались одной и той же работой, но конечная цель этих действий для каждого из них была разной.

Даже человек, занимающийся «имитацией бурной активности», всё равно является деятельным, ибо его действия имеют совершенно определённый смысл (обычно это сокрытие от начальства своей некомпетентности, принципиального нежелания заниматься данной работой или лени).

В настоящее время чрезвычайно важным видом человеческой деятельности является информационная. В различные занятия этого рода вкладываются существенные денежные и материальные ресурсы, тогда как финансирование многих других профессий уменьшается. Однако реальная значимость «информационных» профессий неодинакова: получение и обнародование научных знаний, к примеру, имеет выраженную общественную значимость, а вот производство рекламы направлено в основном лишь на получение личной выгоды. Производство полезной информации соседствует с производством «информационного шума».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *