На что направлена политика оао ржд в области охраны труда
На что направлена политика оао ржд в области охраны труда
ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») имеет стратегическое значение в экономике России и является одной из самых крупных мировых железнодорожных компаний со значительными объемами грузовых и пассажирских перевозок, большой научно-технической базой, проектными, производственными и строительными мощностями.
Политика ОАО «РЖД» в области охраны труда, защиты окружающей среды и промышленной безопасности направлена на сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды при реализации всех направлений деятельности Компании.
Политика ОАО «РЖД» разработана и принята в полном соответствии со стратегией государства в области охраны труда, промышленной и экологической безопасности, Федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами ОАО «РЖД» и Коллективным договором.
Приоритетными задачами ОАО «РЖД» при реализации настоящей Политики являются:
Для решения приоритетных задач в области охраны труда, защиты окружающей среды и промышленной безопасности в ОАО «РЖД» на основе лучшей отечественной и зарубежной практики подготовлены и приняты к реализации функциональные стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса, управления рисками, а также управления качеством.
Настоящая политика распространяется на все филиалы и структурные подразделения ОАО «РЖД», а также рекомендуется дочерним и зависимым обществам Компании для применения.
ОАО «РЖД» рассчитывает на понимание обществом и гражданами сложности и масштабности стоящих перед Компанией задач.
Политика ОАО «РЖД» в области охраны труда, защиты окружающей среды и промышленной безопасности устанавливает следующие задачи:
Для решения поставленных задач ОАО «РЖД» стремится обеспечить:
На что направлена политика оао ржд в области охраны труда
1. Утвердить прилагаемую Политику холдинга «РЖД» в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности, одобренную решением правления ОАО «РЖД» (протокол от 21 ноября 2019 г. №61).
2. Начальникам Департамента управления дочерними и зависимыми обществами Евсегнеевой В.А. и Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом Белянкину А.Ю. обеспечить проведение дочерними обществами ОАО «РЖД» корпоративных мероприятий по принятию к руководству Политики, утвержденной настоящим распоряжением.
Политика холдинга «РЖД» в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности
Холдинг «РЖД» включает в себя организации, являющиеся владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта, а также железнодорожного подвижного состава.
Эксплуатируя объекты повышенной опасности, холдинг «РЖД» считает охрану труда и окружающей среды, промышленную и пожарную безопасность неотъемлемым элементом своей деятельности и одним из своих долгосрочных приоритетов. Никакие соображения экономического, технического или иного характера не могут быть приняты во внимание, если они противоречат требованиям к обеспечению безопасности работников компании, населения и экологии.
Политика холдинга «РЖД» в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности разработана и принята в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами холдинга «РЖД».
Холдинг «РЖД» подтверждает своими действиями приверженность принципу постоянного совершенствования результатов деятельности компании в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности. Учитывая масштабы рисков в области охраны труда, руководство холдинга, возлагает на себя обязательство принять все меры по предотвращению травм, связанных с работой и ухудшения состояния здоровья на основе внедрения современной концепции Vision Zero. При этом руководство Компании рассчитывает на поддержку работников в реализации базовых принципов охраны труда и безопасности на рабочем месте, заложенных в концепции Vision Zero.
Руководители подразделений холдинга «РЖД» несут ответственность за реализацию целей настоящей Политики.
Основными целями холдинга «РЖД» в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности являются:
Для достижения поставленных целей в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности в холдинге «РЖД» разрабатываются и реализуются функциональные стратегии, определяющие безопасность и надежность производственного процесса, управление рисками и экологическими аспектами.
Перед холдингом «РЖД» стоят следующие основные задачи в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности:
Для выполнения указанных задач холдинг «РЖД» принимает на себя следующие обязательства:
Настоящая политика распространяется на все филиалы и структурные подразделения ОАО «РЖД», а также его дочерние и зависимые общества (по согласованию).
Социальная политика
Развитие социальной сферы Холдинга осуществляется на основе объективной оценки добавленной стоимости, создаваемой за счет социальной поддержки коллектива и использования активов, комплекса социально значимых объектов для оказания рыночных услуг. Основная функция — проведение политики социальной ответственности перед работниками, обществом и государством.
Основные стратегические задачи реализации социальной политики:
Управление социальным развитием в ОАО «РЖД» регламентируется следующими основными документами:
С Коллективным договором ОАО «РЖД» можно ознакомиться
С Кодексом деловой этики ОАО «РЖД» можно ознакомиться
Ставить на первое место человека. Для нас люди — главный актив Компании, за цифрами статистики мы всегда видим конкретного человека: работника, пассажира, клиента. Все, что делает ОАО «РЖД», делается для удобства и блага человека.
Работать на совесть. Это значит точно и старательно выполнять свои служебные обязанности, соблюдать принятые на себя деловые обязательства, выполнять принятые планы, нетерпимо относиться к коррупции во всех ее формах, оправдывать высокую честь быть работником ОАО «РЖД».
Гордиться званием работника ОАО «РЖД». Каждый работник ОАО «РЖД» гордится, что ему выпала честь работать в компании с уникальной историей, богатыми традициями и масштабными планами. Наш долг — уважать традиции и почитать ветеранов отрасли, поддерживать и приумножать репутацию ОАО «РЖД» как динамично развивающейся общенациональной транспортной компании.
Воспринимать себя частью целого. Быть частью коллектива — значит внимательно и честно относиться к коллегам, руководителям, подчиненным и ставить интересы коллектива и ОАО «РЖД» выше частных. Наша сила — в доверии друг к другу, в слаженной совместной работе.
Опираться на мастерство. Перенимать накопленный поколениями опыт, творчески использовать его в работе для достижения результата, развивать профессионализм, мастерство, передавать опыт молодым работникам.
Ориентироваться на результат. Следуя этому принципу, мы помним, что результаты нашей работы всегда конкретны и проявляются в увеличении прибыли ОАО «РЖД», в реализации новых проектов, удовлетворенности клиентов, доверии людей.
Принимать взвешенные решения. Понимая, что наши решения могут коснуться интересов многих граждан и организаций, мы принимаем только взвешенные решения. Все решения мы принимаем, руководствуясь принципом приоритета безопасности и минимизации рисков, а также экономической целесообразности и соблюдения коммерческих интересов ОАО «РЖД».
Соблюдать коммерческие интересы ОАО «РЖД». Мы развиваем культуру непрерывных улучшений, зарабатываем и экономим деньги там, где это не противоречит законам и этике, не наносит ущерба качеству и безопасности.
Быть лидером. ОАО «РЖД» является лидером российского бизнеса, и, поддерживая его репутацию, работники должны поступать по-лидерски: мы ведем за собой, не боимся перемен, служим примером коллегам и тем, кто не является работником ОАО «РЖД».
Стремиться к новому. Мы всегда стремимся к совершенству, находим возможности для достижения более эффективного результата, внедрения инноваций, получения новых знаний, профессионального и личностного саморазвития. Внедрение нового — залог роста и процветания ОАО «РЖД» и развития личности работника.
Коллективный договор ОАО «РЖД» — один из важных мотивационных инструментов системы привлечения и удержания персонала. Его основные функции:
Несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране и в мире, Компания в 2020 году в полном объеме выполнила обязательства по Коллективному договору. Не допущено ни одного коллективного трудового спора. Принятые решения в отношении сохранения занятости и доходов работников позволили обеспечить социальную стабильность в трудовых коллективах. Компания сохранила статус социально ответственного работодателя.
Поддержка отдельных групп персонала
Члены Координационного совета ОАО «РЖД» по совершенствованию условий труда, отдыха и социальной поддержки женщин Утвержден распоряжением ОАО «РЖД» № 266р от 9 февраля 2018 года «Об образовании Координационного совета ОАО «РЖД» по совершенствованию условий труда, отдыха и социальной поддержки женщин». постоянно проводят выездные встречи с работницами Компании и видеоконференции с координационными советами железных дорог, которые позволяют получить обратную связь от работниц и обсудить возникающие вопросы.
В 2020 году закончилась реализация трехлетнего Плана мероприятий по совершенствованию условий труда, отдыха и социальной поддержки женщин в ОАО «РЖД». В соответствии с планом в 2020 году:
Доля работников в возрасте до 35 лет составляет 38,3 % от общей численности персонала ОАО «РЖД». Это делает особенно важной социальную поддержку молодых сотрудников.
В рамках целевой программы «Молодежь ОАО «РЖД» (2016–2020)», направленной на всестороннее развитие молодежи, инженерно-технического потенциала молодых работников, их активное вовлечение в совершенствование деятельности Компании, формирование молодежной корпоративной культуры, в течение 2020 года реализовано более 800 мероприятий и проектов. В них приняли участие около 250 тыс. молодых работников со всей сети железных дорог.
Для эффективной реализации корпоративной молодежной политики, а также обеспечения Компании необходимым количеством вовлеченных молодых работников, отвечающих приоритетам ОАО «РЖД», разработана и утверждена целевая программа «Молодежь ОАО «РЖД» (2021–2025)».
В рамках действующего меморандума о сотрудничестве в области развития кадрового потенциала состоялся IV цикл программы обмена опытом «Молодые лидеры» совместно с концерном VR Group (железные дороги Финляндии).
Одним из ключевых событий 2020 года также стал образовательный онлайн-форум «ПРОмолодежь», который проводился для вовлечения молодых сотрудников в обсуждение и реализацию программы «Молодежь ОАО «РЖД» (2021–2025)». Участниками форума стали около 1,5 тыс. молодых работников и более 100 экспертов. На форуме разработано более 450 проектов по шести направлениям целевой программы. Лучшие 12 проектов участников вошли в план реализации целевой программы на 2021 год.
Корпоративная пенсионная система
Все работники Компании могут участвовать в корпоративной системе негосударственного пенсионного обеспечения. Негосударственная (корпоративная) пенсия по своим целям и назначению является дополнительной мерой социальной поддержки работников независимо от государственной пенсионной системы. Ее стратегическая цель — обеспечение коэффициента замещения на уровне не ниже 40 % утраченного заработка работника. Корпоративное пенсионное обеспечение работников Компании осуществляет АО НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ».
Общая численность участников-вкладчиков в Компании в 2020 году достигла почти 588 тыс. человек. Корпоративную пенсию получают более 310 тыс. бывших железнодорожников. В 2020 году пенсии назначены 11 065 работникам ОАО «РЖД», средний размер корпоративной пенсии, назначенной в 2020 году, составил 8 938 руб. При этом средний размер корпоративной пенсии нарастающим итогом составил 4 936 руб., что на 122 руб. больше уровня 2019 года.
Социальная поддержка неработающих пенсионеров ОАО «РЖД»
Одно из направлений социальной ответственности Компании — забота о ветеранах-железнодорожниках, которые вышли на пенсию из предприятий железнодорожного транспорта.
В соответствии с территориальными программами ОМС неработающим пенсионерам оказывается медицинская помощь в негосударственных учреждениях здравоохранения ОАО «РЖД», а также предоставляется дорогостоящее лечение согласно перечню услуг, определяемых Компанией. Неработающим пенсионерам ежегодно предоставляется право бесплатного проезда железнодорожным транспортом в порядке, установленном Холдингом. В 2020 году в рамках корпоративной поддержки в здравницах Компании оздоровлены 9,2 тыс. неработающих пенсионеров.
В Компании разработана и утверждена целевая программа «Ветераны ОАО «РЖД» (2021–2025)», направленная на повышение качества и продолжительности жизни ветеранов через создание комплексной системы поддержки.
На что направлена политика оао ржд в области охраны труда
Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Организация контроля и порядок его проведения
Дата введения 2012-09-01
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ОАО «ВНИИЖТ»)
2 ВНЕСЕН Управлением охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД»
Введение
Настоящий стандарт разработан для совершенствования функции по контролю соблюдения требований охраны труда в ОАО «РЖД» и в развитие СТО РЖД 1.15.002-2008* «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Общие положения».
Требования настоящего стандарта взаимосвязаны с требованиями ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» и ГОСТ Р 12.0.008-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организациях. Проверка (аудит)».
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования по организации и проведению контроля соблюдения требований охраны труда в ОАО «РЖД».
Настоящий стандарт предназначен для применения подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД», филиалами и структурными подразделениями ОАО «РЖД».
Применение настоящего стандарта дочерними обществами ОАО «РЖД» устанавливается соглашениями о взаимодействии ОАО «РЖД» и дочернего общества в соответствии с регламентом ОАО «РЖД» [1].
Применение настоящего стандарта сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО «РЖД».
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
СТО РЖД 1.15.002-2008* Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Общие положения
СТО РЖД 1.15.005-2009* Система внутреннего аудита управления охраной труда и промышленной безопасностью в ОАО «РЖД»
СТО РЖД 1.15.011-2010 Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Организация обучения
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 проверка (аудит): Систематический, независимый и оформленный в виде документа процесс (процедура) получения и объективной оценки данных степени соблюдения установленных требований.
3.1.2 проверка внутренняя по охране труда (внутренний аудит): Систематический, независимый, оформленный в виде документа процесс получения и объективной оценки данных о соблюдении установленных требований охраны труда в филиалах ОАО «РЖД» и их структурных подразделениях.
3.1.3 проверка комплексная по охране труда (комплексная проверка): Текущий контроль соблюдения требований охраны труда для выявления, устранения недостатков и разработки профилактических мероприятий по охране труда в проверяемом подразделении.
3.1.4 проверка целевая по охране труда (целевая проверка): Реагирующий контроль соблюдения требований охраны труда для выявления и устранения недостатков, установленных при расследовании несчастных случаев, по материалам анализа состояния охраны труда в проверяемом подразделении и по результатам проведенных ранее комплексных проверок.
3.1.5 проверка оперативная по охране труда (оперативная проверка): Текущий административный контроль соблюдения требований охраны труда на рабочих местах, осуществляемый руководителями при посещении находящихся в их ведении структурных и производственных подразделений.
3.1.6 контроль трехступенчатый по охране труда (трехступенчатый контроль): Текущий административно-общественный контроль соблюдения требований охраны труда на рабочих местах в производственных подразделениях.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
4 Общие положения
4.1 Контроль соблюдения требований охраны труда в ОАО «РЖД» осуществляют руководители и специалисты ЦБТ, других подразделений аппарата управления ОАО «РЖД», центральных дирекций ОАО «РЖД», других филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД», органов управления и структурных подразделений железных дорог, НБТ, ДИ, ДИБТ и региональных дирекций с целью снижения профессиональных рисков, предупреждения производственного травматизма и улучшения условий труда работников.
Специалисты по охране труда структурных подразделений осуществляют контроль соблюдения требований охраны труда в соответствии с должностными обязанностями и квалификационными характеристиками.
4.2 В соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в ОАО «РЖД» наряду с контролем соблюдения требований охраны труда проводят государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда и трудового законодательства, осуществляемые федеральными органами исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности, а также общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда, осуществляемый Роспрофжел, комитетами (комиссиями) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда.
4.3 Контроль соблюдения требований охраны труда в ОАО «РЖД» осуществляют путем проведения внутреннего аудита, комплексных, целевых и оперативных проверок, трехступенчатого контроля.
4.4 ЦБТ до 10 декабря текущего года утвержденные планы внутренних аудитов и целевых проверок направляет в центральные дирекции ОАО «РЖД» и НБТ.
Центральные дирекции ОАО «РЖД» до 20 декабря текущего года согласовывают с ЦБТ проекты планов комплексных проверок на следующий год, и утвержденные планы направляют в региональные дирекции, а также в НБТ для формирования плана целевых проверок.
Региональные дирекции до 30 декабря текущего года согласовывают проекты планов комплексных проверок на следующий год с центральными дирекциями ОАО «РЖД» и утвержденные планы направляют в свои структурные подразделения и НБТ.
4.5 В региональных дирекциях внутренний аудит, осуществляемый ЦБТ, и комплексные проверки, осуществляемые центральными дирекциями ОАО «РЖД», не должны проводиться в один год.
Планы внутренних аудитов и комплексных проверок необходимо составлять таким образом, чтобы в одном структурном подразделении региональной дирекции и ДИ проводить не более двух проверок в год комиссиями различных уровней управления.
5 Внутренний аудит
5.1 Внутренний аудит в филиалах ОАО «РЖД» и их структурных подразделениях проводят лица, обладающие необходимыми знаниями и практическим опытом работы в области охраны труда, прошедшие специальный курс обучения по программе аудита в обучающих организациях, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности.
5.2 Внутренний аудит проводят по всем основным элементам системы управления охраной труда, установленным СТО РЖД 1.15.002 в соответствии с разработанными программами.
5.3 Организацию внутреннего аудита в ОАО «РЖД» осуществляет ЦБТ в соответствии с СТО РЖД 1.15.005.
6 Комплексные проверки
6.1 Комплексные проверки проводят:
— ЦДИ в ДИ и их структурных подразделениях по планам, утверждаемым руководителем ЦДИ, не реже одного раза в пять лет одновременно во всех хозяйствах ДИ;
ЦБТ при необходимости может проводить комплексные проверки в филиалах ОАО «РЖД» и их структурных подразделениях по распоряжению вице-президента ОАО «РЖД», организующего работу по охране труда, с привлечением в состав комиссии специалистов НБТ и дирекций.
6.2 Комплексные проверки проводят комиссии в составе руководителей и специалистов по охране труда, прошедших в установленном СТО РЖД 1.15.011 порядке обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в обучающей организации.
6.3 Для проведения комплексных проверок создают комиссии:
— в центральной дирекции ОАО «РЖД» с привлечением в состав комиссии руководителей и специалистов центральной дирекции, специалистов по охране труда региональных дирекций (за исключением проверяемой). В работе комиссии могут принимать участие специалисты ЦБТ (по согласованию);
— в региональной дирекции с привлечением в состав комиссии руководителей и специалистов подразделений региональной дирекции. В работе комиссии могут принимать участие специалисты НБТ (по согласованию).
В работе комиссий могут принимать участие представители органов общественного контроля.
6.4 О проведении комплексной проверки не позднее чем за две недели до ее начала издают распоряжение, в котором определяют состав комиссии, сроки и объекты проверки.
6.5 При проведении комплексной проверки проверяют:
— соответствие организации работ по управлению охраной труда в проверяемом подразделении требованиям трудового законодательства, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов ОАО «РЖД» по охране труда;
— выполнение руководящим составом основных работ по охране труда в соответствии с СТО РЖД 1.15.002 (приложение Б);
— соблюдение работниками требований законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, стандартов и нормативных документов ОАО «РЖД» в области охраны труда;
— выполнение мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом и пунктами коллективного договора, соглашения, касающимися вопросов охраны труда;
ПОЛИТИКА холдинга «Российские железные дороги» в области охраны труда, защиты окружающей среды и промышленной безопасности.
С изменениями, одобренными решением правления ОАО «РЖД» от 25 ноября 2013 г. (протокол заседания правления ОАО «РЖД» № 39).
(Одобрена решением правления ОАО «РЖД» от 10 октября 2008 г. (протокол заседания правления ОАО «РЖД» № 34) с учётом изменений одобренных решением правления ОАО «РЖД» от 27 декабря 2011 года (протокол заседания правления ОАО «РЖД» № 52).
Политика холдинга «РЖД» в области охраны труда, защиты окружающей среды и промышленной безопасности направлена на сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды при реализации всех направлений деятельности Компании.
Эксплуатируя объекты повышенной опасности, холдинг «РЖД» считает охрану труда и окружающей среды, промышленную и пожарную безопасность неотъемлемым элементом своей деятельности и одним из своих долгосрочных приоритетов. Никакие соображения экономического, технического или иного характера не могут быть приняты во внимание, если они противоречат требованиям к обеспечению безопасности работников компании, населения и экологической безопасности.
Руководство холдинга «РЖД» подтверждает своими действиями приверженность принципу постоянного совершенствования результатов деятельности компании в области ораны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности. Руководители подразделений холдинга «РЖД» несут ответственность за реализацию целей настоящей Политики.
Основными целями холдинга «РЖД» в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности являются:
обеспечение безопасных условий труда работников;
защита жизни и здоровья работников холдинга «РЖД» и населения, проживающего в зоне деятельности холдинга «РЖД»;
минимизация негативного воздействия деятельности холдинга «РЖД» на окружающую среду.
Для достижения поставленных целей в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности в холдинге «РЖД» разрабатываются и реализуются функциональные стратегии, определяющие безопасность и надежность производственного процесса, управление рисками и экологическими аспектами.
Перед холдингом «РЖД» стоят следующие основные задачи в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности:
снижение потенциальных рисков в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности при осуществлении производственной деятельности;
повышение уровня эффективности использования ресурсов, уменьшение негативного воздействия на окружающую среду за счет внедрения наилучших существующих технологий;
повышение эффективности предупреждающих мер по соблюдению требований норм охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности на объектах холдинга «РЖД»;
совершенствование системы управления в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности;
обеспечение соответствия деятельности в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности современному уровню развития науки и техники;
воспитание корпоративной культуры безопасности труда, ответственного отношения к здоровью работников и окружающей среде.
Для выполнения указанных задач холдинг «РЖД» принимает на себя следующие обязательства:
соблюдать применимые к деятельности холдинга «РЖД» требования международных соглашений, федерального и регионального законодательства, отраслевых и корпоративных нормативных требований, регламентирующих деятельность в сфере охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности;
проводить оценку воздействия существующих и планируемых видов хозяйственной деятельности на здоровье персонала и населения, окружающую среду;
осуществлять комплекс профилактических мер по предупреждению несчастных случаев на производстве, аварий на производственных объектах и минимизации их последствий;
обеспечивать, развивать и стимулировать персональную и коллективную ответственность работников холдинга «РЖД» за соблюдение требований в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности;
обеспечивать своевременное техническое перевооружение и совершенствование технологических процессов в целях снижения рисков возникновения аварийных ситуаций, негативного воздействия на окружающую среду, количества случаев возникновения профессиональных заболеваний и несчастных случаев;
обеспечивать реализацию мероприятий по ресурсосбережению и повышению энергетической эффективности деятельности холдинга «РЖД»;
внедрять технологии переработки отходов;
требовать от подрядчиков и субподрядчиков при выполнении работ для холдинга «РЖД» соблюдения политики в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности;
постоянно улучшать системы управления охраной труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности;
информировать заинтересованные стороны и поддерживать с ними активный диалог по вопросам деятельности холдинга «РЖД» в области охраны труда и охраны окружающей среды;
пересматривать и совершенствовать по мере необходимости политику холдинга «РЖД» в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности.
Настоящая политика распространяется на все филиалы и структурные подразделения ОАО «РЖД», а также его дочерние и зависимые общества (по согласованию).
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОАО «РЖД». ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящий стандарт разработан с целью введения в практику ОАО «РЖД» единых корпоративных принципов планирования и организации производственного экологического контроля, унифицированного порядка осуществления и технического обеспечения измерений характеристик выбросов ЗВ в атмосферу, сбросов ЗВ в водные объекты, в том числе и через централизованные системы водоотведения, параметров физических факторов, обращения с отходами.
экологического контроля в ОАО «РЖД» и его филиалах, в том числе при подготовке организационно-распорядительных документов, регламентирующих деятельность природоохранных подразделений ОАО «РЖД» в части организации и ведения производственного экологического контроля.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования): Предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
[Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статья 1].
3.5 объекты производственного экологического контроля (объекты контроля): Объекты и источники негативного воздействия на окружающую среду, связанные с процессами производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, вывода из эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, составляющих хозяйственную и иную деятельность организации, а также компоненты природной среды, природные ресурсы.
3.6 воздействие на окружающую среду: Любое изменение в окружающей среде отрицательного или положительного характера, полностью или частично являющееся результатом экологических аспектов организации.
3.11 производственный экологический контроль: Контроль,осуществляемый юридическим лицом в целях обеспечения выполнения в процессе собственной хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
4 Обозначения и сокращения
В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения:
5.1 Место производственного экологического контроля в системе природоохранных мероприятий
5.1.1 Производственный экологический контроль в подразделениях ОАО «РЖД» осуществляется в соответствии с положениями настоящего стандарта с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
7 Планирование производственного экологического контроля
7.1 Цель и задачи планирования
7.1.3 Подразделения ОАО «РЖД», которые относятся к объектам I, II, III категории в соответствии с постановлением Правительства [8], разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями и с ГОСТ Р 56061, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
7.1.4 Планирование ПЭАК за выбросами в атмосферный воздух осуществляют исключительно в отношении тех ИЗА, которые указаны в плане-графике производственного экологического контроля в проекте ПДВ с указанием периодичности контроля и перечнем ЗВ.
7.2 Организация планирования
7.2.1 Планирование производственного экологического контроля осуществляют в соответствии с настоящим стандартом и оформляют в виде плана-графика контроля.
7.2.8 В рамках ПЭАК за выбросами в атмосферный воздух, сбросами в водные объекты и централизованные системы водоотведения, контроля загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на границе СЗЗ, наряду с плановыми контрольными мероприятиями могут осуществлять внеплановые контрольные мероприятия.
Внеплановые контрольные мероприятия осуществляют в следующих случаях:
— наладки и пуска после ремонта или замены основных элементов установок очистки газов, очистки сточных вод;
— поступления жалоб от населения на загрязнение атмосферного воздуха в жилой зоне в непосредственной близости от источника загрязнения;
— поступления жалоб от населения на загрязнения водного объекта;
— захламления территории в непосредственной близости от производственного объекта ОАО «РЖД»;
— поступления информации об аварийном выбросе, сбросе ЗВ;
— возникновения чрезвычайной ситуации;
— необходимости подтверждения достоверности информации о выбросах, сбросах, полученных в ходе планового контроля;
— обнаружения, в ходе проведения мероприятий по государственному контролю за охраной атмосферного воздуха, превышения в зоне действия источника расчетного значения максимальной приземной концентрации, установленного при нормировании выбросов;
— возникновения споров между субъектами хозяйствования по вопросу установления ответственности за НВОС;
— существенных изменений в технологии производства;
— оценки эффективности выполнения предписаний соответствующего органа государственного надзора;
— осуществления контроля за выполнением предписаний членов комиссии в сфере экологической безопасности ОАО «РЖД».
Для обеспечения оперативности внеплановых работ по контролю аварийных выбросов, сбросов в филиалах ОАО «РЖД» должен быть предусмотрен комплекс соответствующих организационных мероприятий, в том числе периодическая проверка готовности персонала к выполнению таких работ.
8. Порядок осуществления производственного экологического контроля
8.3 Порядок проведения контроля за выбросами ЗВ в атмосферу
8.3.1 При производственном экологическом контроле за выбросами ЗВ в атмосферу от источников выбросов проверяют соблюдение законодательства в области охраны окружающей среды.
8.3.2 Производственный экологический контроль соблюдения установленных ПДВ осуществляют на источниках выбросов, определенных для предприятия в соответствии с проектом ПДВ;
8.3.3 Контроль за выбросами ЗВ в атмосферный воздух проводят расчетными (балансовые, а также основанные на удельных технологических нормативах или закономерностях протекания физико-химических процессов) и инструментальными методами на основании планов-графиков контроля, утвержденных руководителем структурного подразделения.
8.3.5 Результаты контроля заносят ответственные по вопросам ООС в журнал первичного учета стационарных источников выбросов формы ПОД-1.
8.3.6 В случае обнаружения превышения ПДВ на ИЗА ответственный за ООС информирует руководителя структурного подразделения линейного уровня, который в свою очередь совместно с главным инженером и ответственным по вопросам ООС на предприятии выясняет причины, вызвавшие превышение выбросов, составляет план природоохранных мероприятий для устранения причин превышения выбросов. Данный план утверждает руководитель структурного подразделения линейного уровня.
8.3.7 При превышении ПДВ в результате аварии руководитель структурного подразделения обязан в установленном порядке сообщить об этом в Центр охраны окружающей среды железной дороги и принять меры по уменьшению выбросов вредных веществ вплоть до вывода из эксплуатации источника выброса и ликвидации последствий загрязнения атмосферы.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.