На что направлена познавательная деятельность человека
Познавательная деятельность человека.
– объект познания, то есть то, на что направлено познание,
Представление – высшая ступень чувственного познания.
– рациональное познание – процесс абстрактного мышления, который включает в себя три ступени:
понятия – это элементарная частица рационального мышления, отражающее общее признаки предмета и выражающееся с помощью слов и словосочетаний,
суждения – совокупность понятий, которая отражает связи и отношения между предметами и свойствами, они выражаются в виде предложений,
умозаключение – высшая форма рационального познания, когда из нескольких суждений появляется новое суждение на основе законов логики.
Сущностью процесса является получение объективного, и точного знания о внешнем мире. Различные философские школы по-разному отвечают на вопрос о познании мира.
Агностики считали, что получить достоверные знания о мире невозможно. Эмпирики утверждают, что мир познается при помощи ощущений. Рационалисты говорят, что мир познается при помощи разума.
Главный критерий истины – это человеческая практика, которая является целенаправленной деятельностью, когда происходит преобразование действительности.
Практика является источником познания. Мы и индивидуально, и социально можем узнать только о том, что включено в нашу практику. На индивидуальном уровне – это все, с чем мы сталкиваемся, в том числе в процессе обучения. На общественном уровне ситуация та же, но только она гораздо шире индивидуальной практики. Познавательная задача возникает, когда мы сталкиваемся с реальной проблемой в практике. Следовательно, практика источник познавательных процессов.
Практика – это цель познания. Все что человек познает, существует для того, чтобы реализовать на практике. Этот тезис не всегда справедлив за пределами общественного познания. У ученого могут быть чисто познавательные мотивы деятельности, не ориентированные на практику. Г. Герц считал, что его открытие электромагнитных колебаний не найдет применения на практике.
Практика – критерий познания. Познающий субъект исходит из правила, что практическая деятельность покажет прав он или нет. Практика находится в движении, что является стимулом развития всего процесса познания.
Виды познавательной деятельности
Познавательная деятельность представляет один из главнейших путей овладения знаниями, составляя основу его высших психических процессов. К тому же она играет значительную роль в развитии личности человека, делая возможным его обучение, формирование навыков и усвоение нового опыта.
Познавательная деятельность — что это такое
Познавательная деятельность – это процесс усвоения и совершенствования знаний, их непрерывное преумножение и развитие.
Это вид деятельности присущ только человеку, и относится к высшей форме психического познания. Он представляет собой симбиоз сенсорного восприятия, теоретического осознания и практических действий. Сопровождая все виды деятельности, он только в момент обучения приобретает чёткую ярко выраженную форму и становится осознанным.
Основой познавательной деятельности является процесс познания, как психической обработки и опосредования информации, обеспечивающий получение и накопление знаний.
Процесс познания — один из трёх составляющих человеческое сознание процессов наряду с переживанием и отражением. Он реализуется с помощью таких психических процессов как:
Для его осуществления необходимы следующие составляющие:
Результат такого воздействия — полученные знания как четвёртая составляющая этого процесса. Знания могут быть истинными или ошибочными, но они всё равно являются результатом познания.
Чувственное и рациональное познание
В момент усвоения знаний каждый человек пользуется определённой структурой, одинаковой у всех людей. Она основана на органах чувств, как структурных элементах познавательных способностей, идентично задействующихся, диктуя общие законы познания.
Познание каждого человека включает в себя 2 ступени:
Чувственное познание включает в себя три разноуровневые формы устанавливающиеся от низшей к более высшей:
Ощущения — первичные сведения, о предметах получаемые с помощью анализаторов, они же самые примитивные и не отражающие целостность объекта:
Восприятие — это уже совокупность нескольких ощущений и более сложная форма чувственного освоения. Отрывочные ощущения сливаются в целостно определяемый образ. Возникает отделение одного объекта от другого. Посредством восприятия осуществляется адекватное опознание предмета и соотношение его образов.
Представление — переходное звено между чувственным и рациональным постижением, вмещающее чувственные и рациональные элементы изучения. Его специфической чертой является отделение образа от предмета: возможность представлять предмет в его отсутствие. Возможность мысленно оперировать предметом без непосредственного контакта с ним. Другими словами: использовать воображение и фантазии в отношении объекта.
Предпосылками рациональности являются:
Однако такой процесс неосуществим без таких специфических приёмов абстрактно-логического мышления, как:
Благодаря им и выстраиваются выводы. Сравнивая, анализируя и синтезируя полученные данные, человек формирует свои умозаключения. Сравнение – основной метод мыслительной деятельности.
Обе ступени находятся органичном единстве, взаимосвязи и взаимопроникновении переходя одна в другую подобно диффузному явлению. Система анализаторов человека, как ступень чувственного освоения создана для восприятия ощущений, а рациональное мышление, — для формирования выводов на основании полученной информации. Это позволяет получать наиболее объективные выводы на постоянном следовании к основной цели познания — поиску истины.
Какие виды познавательной деятельности существуют
В зависимости от средств изучения и самого объекта изучения наука выделяет четыре основных вида познавательной деятельности:
Обыденное познание (оно же обыденно-практическое) – это первичный вид познавательной деятельности, предоставляющий наибольшее количество знаний об окружающем мире и составляющий базу для возникновения остальных видов.
Оно может иметь, как осознанный, так бессознательный (спонтанный) путь реализации. Его основой является собственный повседневный опыт человека, получаемый в результате разного рода деятельности, а также обмен им и обобщение своего и чужого опыта. Для поиска истины используется практическая деятельность, на основании результатов которой и формируются выводы.
Обыденное познание занимается единичным постижением объекта с выделением только ему присущих свойств, позволяющих отличаться ему от других объектов.
Научное познание — изучает общие свойства предметов и явлений и общие законы их взаимодействия. Единичные категории, заменяются общими и свойства единичных объектов осознаются как общие, присущие всей группе.
Доминантой научного познания является логическое мышление и сделанные на его основании выводы.
Существуют 2 уровня научного познания:
Им соответствуют методы, применяемые в зависимости от уровня. Теоретические методы базируются на эмпирических фактах, что определяет их единство и взаимодополнение.
Художественное познание – представляет приёмы как обыденного познания, отражая действительность через единичные художественные образы, так и научного, обобщая отображаемые объекты. Проявляется через искусство и его предметы.
Основной проблемой художественного познания является поиск единичного, отражающего общее в наиболее полном объёме. Оно занимается как самопознанием, так и изучением мира.
Существенной особенностью такого вида постижения истины является одиночность восприятия творцом отображаемой ситуации. Однако, несмотря на своеобразный «художественный язык» передачи информации, то общее, что представлено в произведениях, может дать иногда больше знаний, чем исследования научных деятелей.
Религиозное познание — главнейшим понятием является Бог, как сверхъестественное явление. Он кладезь и носитель окончательной истины, которую можно постичь только с помощью божественного откровения, которое может быть как результатом долгого самоотречения и самопознания, так и божьей благодатью.
Целью религиозного познания является не открытие окончательных истин, а духовное преображение человека на пути к ним, его путь к вере. Поэтому большое внимание уделяется нравственным проблемам человечества.
Каждый из видов познавательной деятельности предлагает своё специфическое знание об окружающем мире, имеет собственное толкование истины и собственный способ её поиска. Именно благодаря такому разнообразию картина мира предстаёт перед человеком наиболее полной и объективной.
Определение и основные понятия
Развитие индивидуальности у человека происходит через познание. Оно помогает освоить новые знания, навыки и умения, которые необходимы для жизни в обществе и мире в целом.
Познавательная деятельность определяется в обществознании как активное изучение индивидом окружающей среды. В этом процессе человек получает новую информацию, узнаёт о законах мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и влиять на него.
Проблемами познавательной активности занимается гносеология. Процесс познания субъектом определённого объекта, на который направлено познание, можно объяснить кратко в две ступени:
Эти уровни находятся в единстве, дополняя и сменяя друг друга. Чувственное восприятие и мышление, которые лежат в основе познавательной функции, всегда сочетаются с практикой. Она происходит в любых социальных отношениях и видах деятельности. Её считают источником и целью познания, поскольку всё, что человек узнаёт, он применяет на практике. Познавательные задачи возникают в тот момент, когда человек сталкивается с проблемой в практической деятельности.
Однако за пределами общественного изучения мира бывают иные ситуации. К примеру, учёный может иметь только желание узнать о чём-то и не планировать применить полученные знания на практике.
Целью познания является достижение истины. Она должна быть объективной, поскольку не зависит от субъекта изучения, однако она субъективна по форме, так как не может существовать вне человеческого сознания.
Виды истины:
В процессе познания также используются такие формы мышления, как предвидение, интуиция и воображение. Они дают возможность предугадать будущее развитие предметов и явлений на основании имеющихся знаний.
Задачи и мотивы
Познавательная активность предполагает, что индивид должен осознавать используемые средства и методы целенаправленной деятельности. Познание может осуществляться индивидуальным субъектом или коллективной группой с определёнными способами коммуникации.
При осуществлении познавательной функции решаются следующие задачи:
Значительную роль в познавательной активности отводят факторам, которые на неё влияют. Их необходимо выявлять, чтобы обеспечить качественные преобразования познания.
В педагогике выделяют 5 уровней познавательного интереса, которые зависят от степени их выраженности:
Пятый уровень характеризуется полным отсутствием заинтересованности учащегося. В этом случае у ребёнка нет желания решать поставленные задачи, которые обычно становятся причинами, заставляющими индивида действовать.
Разновидности познания
Полученная информация создаёт ориентировочную основу поведения людей. Знания могут быть научными, художественными, житейскими и т. д. Их свойства зависят от вида познания:
Особым типом познания выступает самопознание. Человек осмысливает собственные психические и физические свойства. В этом ему помогают самоанализ, формирование своей личности и сравнение себя с окружающими.
Научно-познавательная форма
Научное познание заключается в необходимости получения достоверного знания, которое направлено на отражение закономерностей реальной жизни. Оно основано на логике, рациональных подходах и выводах.
Научное познание связано с описанием, объяснением и предсказанием различных явлений окружающего мира. Оно помогает регулировать человеческую деятельность. На ранних этапах развития социума объектная и предметная стороны практики рассматривались как единое целое. Люди первобытного общества сравнивали явления природы с силами человека, а её процессы — с их действиями. Только в процессе эволюции познание позволило исключить эти факторы из предметных связей. Способствовало этому развитие практической деятельности.
Чтобы выявить законы, в соответствии с которыми развиваются и изменяются объекты и явления, люди обращаются к естественным, техническим и общественным наукам. Последняя группа исследует изменения социальных объектов и их отношения. Наука ориентирована на изучение объектов и субъектов по отдельности. Именно эта особенность отличает научное познание от других форм.
Процесс научно-познавательной деятельности обусловлен свойствами изучаемых объектов и различными социально-культурными факторами. С помощью науки люди могут исследовать любые феномены жизни: культуру, психику, деятельность. Однако все эти явления изучаются как предметы, подчиняющиеся определённым законам. Именно ракурс предметности выражает отсутствие границ в научно-познавательной активности. Но в то же время она не всегда способна найти ответы в процессе изучения объектов и заменить остальные формы познания.
Научно-познавательная деятельность не ограничивается способами изучения предметов и явлений, существующими на современном этапе развития социума. Наука должна предвидеть возможные изменения имеющихся объектов, а также те, которые могут возникнуть в будущем и стать незаменимыми для общества.
Изучение окружающего мира формирует у каждого индивида определённый стиль познания. Познавательная деятельность имеет важное значение в решении разных проблем в интеллектуальном, эмоционально-волевом и деятельностном развитии как ребёнка, так и взрослого. Поэтому человеку необходимо уделять достаточно внимания этому процессу не только в учебный период, но и в течение всей жизни.
Познавательная деятельность личности и познавательные функции (курс лекций)
СОДЕРЖАНИЕ
Человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в свой субъективный образ. Все эти вопросы рассматривает психология познавательных процессов.
Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира есть исходное. Однако, ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, человек должен как-то анализировать, обобщать, конкретизировать, другими словами, мыслить о том, что отражается в ощущениях и восприятиях.
Систематический характер целенаправленного восприятия дает возможность проследить явление в развитии, отметить его качественные, количественные, периодические изменения. Благодаря включению активного мышления в ходе наблюдения главное отделяется от второстепенного, важное от случайного. Мышление помогает четко дифференцировать предметы восприятия. Благодаря наблюдению обеспечивается связь восприятия с мышлением и речью. В наблюдении восприятие, мышление и речь объединяются в единый процесс умственной деятельности.
В акте наблюдения обнаруживается чрезвычайная устойчивость произвольного внимания человека. Благодаря этому наблюдатель, в течение длительного времени может производить наблюдение, а при необходимости неоднократно повторять его. Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность. Наблюдательность заключается в умении подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности
Психика начинается с ощущений. Ощущение – это процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений. Этот уровень обработки информации называется сенсорным. На нем отсутствует целостное представление о том Явлении, которое вызвало ощущения. Ощущение – только первичный материал психического образа, который формируется на уровне восприятия.
Проблема соотношения физического и психического в 1860 г. стала объектом экспериментальных исследований. Их основоположником стал Г. Т. Фехнер. Основными задачами психофизики он считал изучение соотношения физического и психического мира и количественное описание этого соотношения. В духе научной идеологии того времени Фехнер обратил внимание на элементарные события. Происходящие в физической и психической реальности – это были соответственно, простой физический раздражитель и ощущение.
Первый вопрос, который интересовал Фехнера – это проблема порогов чувствительности. Возможности наших органов чувств ограничены и в связи с этим он выделил два типа порогов чувствительности – абсолютный и дифференцированный.
Абсолютный порог чувствительности – это такая величина стимула (физического раздражителя), при которой начинает возникать ощущение. Все стимулы, которые больше (сильнее, громче, ярче) определенной интенсивности раздражителя, вызывают ощущения.
Дифференциальный порог – величина физического различия между стимулами, при которой мы начинаем их различать. Несмотря на то, что абсолютный пороги представляют собой различные характеристики, за этими понятиями стоит общий принцип. Предполагается. Что сенсорный ряд – диапазон наших ощущений – дискретен (прерывен)- до определенных пределов ощущение есть, а потом пропадает. Причем эта точка зрения распространяется как на абсолютный порог, так и на дифференциальный.
Кожная чувствительность обеспечивает индивида информацией о том. что соприкасается с его телом – это может быть предмет или некоторая среда (например водная или воздушная). Наибольшей чувствительностью обладают ладони, кончики пальцев, губы и язык. Современные исследователи различают четыре разновидности кожной чувствительности – ощущения давления, тепла, холода и боли. Для различных типов кожных ощущений существуют специализированные рецепторы (чувствительные клетки). Несколько противоречивая картина складывается при рассмотрении болевой чувствительности. Ряд исследователей полагает, что существуют специализированные болевые рецепторы. По мнению других, боль возникает в ответ на чрезмерную стимуляцию любого кожного рецептора.
Обоняние обеспечивает индивида информацией о наличии в воздухе различных химических веществ. Обоняние играет гораздо меньшую роль в нашей жизни чем в жизни животных. Исследования показывают, что чувствительность к запахам у собак больше, чем у людей примерно в тысячу раз.
С помощью слуха индивид получает передаваемую посредством волновых колебаний среды информацию о поведении удаленных от него объектов. Основными характеристиками звуковых волн является амплитуда и частота. Это физические характеристики звука. Они трансформируются при воздействии на нас в психические (сенсорные). Чем больше амплитуда звуковой волны, тем громче кажется нам звук; чем больше его частота, тем выше(тоньше) он нам кажется. Громкость и высота, таким образом – основные сенсорные характеристики звука.
Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предмета (что-то яркое блеснуло впереди, что-то горячее обожгло и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления.
Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями.
Восприятием (перцепцией) называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств при непосредственном воздействии их на органы чувств. Особенности восприятия:
Целостность, т.е. восприятие всегда есть целостный образ предмета. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не не является врожденной, восприятие формируется в процессе практики, т.е. восприятие система перцептивных действий, которыми надо овладеть.
Таким образом, наш мозг имеет тенденцию структурировать сигналы таким образом, что все, что меньше или имеет более правильную конфигурацию, а главное то, что имеет для нас какой-то смысл, воспринимается как фигура, она выступает на некотором фоне, а сам фон воспринимается гораздо менее структурированным. Это относится прежде всего к зрению, но также и к другим чувствам. Так же обстоит дело, когда в общем шуме собрания кто-то произносит нашу фамилию. Она сразу выступает как фигура на звуковом фоне. Такое же явление мы наблюдаем, когда улавливаем запах розы, находясь среди курильщиков, или запах сигареты у клумбы с розами.
Однако вся картина перестраивается, как только другой элемент фона становится в свою очередь значимым. Тогда то, что за секунду до этого виделось как фигура теряет свою ясность и смешивается с общим фоном.
Иллюзии восприятия. Иногда наши органы чувств подводят нас, как бы обманывают. Такие обманы в называются иллюзиями. Зрение поддается иллюзиям больше, чем другие органы чувств. О зрительных иллюзиях хорошо знают художники, архитекторы и используют в своей профессиональной деятельности. Иллюзии наблюдаются не только при зрительных, но при других видах восприятия.
Константность – это относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности – форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные. Несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств непрерывно меняются. Как известно, размер проекции предмета на сетчатке глаза зависит от расстояния (разумеется в известных пределах).
Восприятие цвета зависит от многих факторов – освещенности. Фона, интенсивности. В то же время цвет знакомых предметов всегда воспринимается одинаково, аналогично и форма знакомых предметов воспринимается как постоянная, независимо от условий наблюдения.
Значение константности очень велико. Не будь этого свойства, при всяком нашем движении, при каждом изменении расстояния до предмета. При малейшем повороте или перемене освещения практически непрерывно изменялись бы все основные признаки, по которым человек узнает предмет. Он перестал бы воспринимать мир устойчивых вещей и восприятие не могло бы служить средством познания объективной действительности.
Каким образом человек компенсирует стремительную изменчивость стимульной информации? Согласно точке зрения Гельмгольца, наблюдатель располагает двумя основными источниками информации. Первый источник – это информация, полученная от сетчатого отображения объекта, а второй – это разного рода признаки глубины, которые дают наблюдателю представление об удаленности объекта. Предшествующий опыт научил наблюдателя одному общему правилу – чем дальше расположен объект. Тем меньше его сетчатый образ. Наблюдатель может сделать вывод об истинных размерах предмета. Принимая во внимание его сетчатый размер. Расстояние до него и связь между первым и вторым (сетчатым образом и расстоянием). В результате наблюдатель как бы уменьшает близко расположенные объекты и увеличивает те, которые расположены далеко.
1. от целей запоминания:
2. от приемов заучивания.
3. Приемы заучивания:
а) механическое дословное повторение, (без логического осмысления)
б) логический пересказ, т.е. логическое осмысление
в) образные приемы запоминания (графики, схемы, картинки).
Восемь законов памяти:
Закон предыдущих знаний. Чем больше у вас знаний по определенной теме, тем легче запоминается все новое. Каждый, наверное, замечал за собой: берешь в руки книгу, которую читал когда-то давно, а читаешь ее, как впервые. Значит, в первый раз недоставало опыта и информации по этой теме, а теперь знания накопились.
Закон ассоциаций описал ещё в IV веке до новой эры Аристотель. Представления, возникающие одновременно, вызывают друг друга из памяти по ассоциации. Например, обстановка комнаты вызывает воспоминания о событиях, которые в ней произошли.
Закон последовательностей. Алфавит легко произнести в привычном порядке и трудно в противоположном. Представления, заученные друг за другом, при воспоминании вызывают друг друга по порядку.
Закон сильных впечатлений. Чем больше первое впечатление от запоминаемого, тем ярче образ. Чем больше каналов, по которым идет информация, тем прочнее она удержится в памяти.
И,наконец, Закон торможения. Всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Заученная вами информация должна «отстояться», прежде чем вы можете приниматься за новую.
Несмотря на успешное развитие моделей памяти исследователи определяют аналогию между переработкой информации у человека и компьютера не является удовлетворительной. Прежде всего исследователи столкнулись с фактом влияния таких переменных. Как мотивация. Интерес, внимание и осмысленность материала. На результативность мнемической системы. Таким образом, возникла острая необходимость введения не только результативного (объем и длительность хранения), но и функционального критерия для моделирования памяти.
Функциональные компоненты вводились в изначально структурные модели памяти постепенно. В эволюции компьютерной идеологии можно выделить три периода. Сначала были выделены две формы хранения – кратковременная и долговременная. Затем постулировалось различие между сенсорным регистром и собственно кратковременной памятью. И, наконец, внутри кратковременной были выделены структурные и функциональные компоненты (кратковременное хранилище и буфер повторения).
Впервые на наличие сенсорной (кратковременной) памяти как отличной от кратковременной указал Аткинсон. Для обозначения этого вида памяти он использовал понятие сенсорный регистр. Предполагалось, что для каждой модальности существует свой, строго специфический регистр, где информация хранится непродолжительное время (от нескольких миллисекунд до нескольких секунд в зависимости от модальности). Далее информация пассивно перекачивается в кратковременное хранилище.
Понятие оперативная память было введено Аткинсоном и Шифриным. Они полагали, что внутри кратковременной памяти можно выделить две составляющие – одна хорошо выполняет функцию хранения. А вторая – функцию переработки. Авторы обнаружили, что информация не хранится в кратковременной памяти пассивно, а активно поддерживается (втечение15-30 сек.) и перекодируется, прежде, чем перейти в долговременную.
В 1974 г. Бэддли и Хитч разработали модель оперативной памяти. Под оперативной памятью понимается система хранения и переработки информации, которая является мультимодальной. Эта система состоит из двух систем-рабов, из которых одна специализируется на переработке вербального материала, а вторая связана с пространственной зрительной памятью. Является зрительной пространственной матрицей. Согласно модели, в артикуляционной петле автоматически поддерживается некоторое количество информации. Это количество зависит от времени, необходимого для вокализации вербального материала и составляет примерно 1,5-2 сек. Поэтому емкость памяти можно выразить либо через количество стимулов, либо через общую длительность проговаривания.
Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни и не находит себе с таким трудом место в рамках психологических концепций, как внимание. Часто вниманием объясняются успехи в учебе и работе, а невниманием – ошибки, промахи, неудачи. Особенности внимания с необходимостью диагностируются при приеме детей в школу. При отборе для самой разнообразной профессиональной деятельности. Однако в научной психологии проблема внимания стоит несколько особняком. И у исследователей возникают значительные трудности в трактовке этого понятия и тех феноменов, которые за ним стоят.
Внимание неразрывно связано с другими психическими процессами или деятельностью субъекта. Вниманием можно управлять, используя внешние и внутренние инструменты. Причем это управление не сводится к управлению деятельностью. Существуют специфические нарушения внимания. Которые приводят к изменению поведения, к невозможности выполнять определенную деятельность, но которые отличаются от нарушений восприятия, памяти, мышления. Такие сведения в основном из области прикладной психологии, не позволяют считать внимание лишь побочным или соответствующим продуктом.
Человек перерабатывает не всю информацию, поступающую из внешнего мира реагирует не на все воздействия. Среди всего многообразия стимулов отбираются лишь те, которые связаны с его потребностями и интересами. с его отношениями, с его целями и задачами.
Существует несколько разных классификаций видов внимания. По Джеймсу, внимание может быть, во-первых, сенсорным, то есть непосредственным (если объект вызывает интерес сам по себе) или производным (если объект вызывает интерес лишь по ассоциации), во-вторых, непроизвольным (пассивным, рефлекторным, не сопровождающимся чувством усилия) или произвольным (активным, сопровождающимся чувством усилия). В рамках произвольного внимания можно выделить волевое, выжидательное и спонтанное.
Удачную по замыслу, так и по исполнению попытку построения классификации видов внимания по единому основанию предпринял Н.Ф. Добрынин. Он предложил упорядочить все известные формы внимания по изменению активности субъекта. Выделяя в этом континууме три участка, на первом он располагает все формы непроизвольного внимания. Второй отведен для волевого, или собственно непроизвольного внимания. Третий участок связан со спонтанным вниманием, или как его назвал Добрынин – послепроизвольным вниманием.
Л.С. Выготский рассматривал внимание через призму организации поведения, а его развитие связывал с владением своим поведением. То есть с возможностью произвольно управлять своими действиями. Внимание описывалось как способ регулирования поведения. Как и в остальных психических функциях. Выготский выделял во внимании линию натурального развития и линию культурного развития. Линию натурального развития он связывал с органическим процессом роста и созревания нервного аппарата. Линию культурного развития – с развитием социального взаимодействия и использованием опосредующих стимулов для создания возможности овладения самими процессами внимания.
Непроизвольная и произвольная формы внимания представлялись как две стадии этой функции в процессе онтогенеза. При этом непроизвольное внимание приравнивалось к непосредственному, а произвольное к опосредствованному вниманию. На первом этапе внимание существует лишь как натуральная. Непроизвольная функция. Внимание ребенка привлекается внешними стимулами. Он реагирует на интенсивные раздражители, такие, как громкий звук, яркий свет, а также на движение.
Непроизвольная и произвольная формы внимания представлялись как две стадии развития этой функции в процессе онтогенеза. При этом непроизвольное внимание приравнивалось к непосредственному, а произвольное – к опосредственному вниманию.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Кратковременная, долговременная, сенсорная, мнемотехника, произвольная, непроизвольная, ощущение, восприятие, избирательность.
ГЛОССАРИЙ
Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности.
Ощущение – отражение свойств предметов мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы.
Константность – относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств. Так, К видимой величины объектов выражается в том, что они воспринимаются примерно равными по величине при изменении удаленности от наблюдателя.
Перцептивные действия – структурные единицы процесса восприятия у человека.
Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Структура памяти.
2. Виды памяти и их значение для человека
3. Влияние памяти на успешную профессиональную деятельность человека.
4. Иллюзии восприятия и использование этих особенностей в творческих профессиях.
5. Значение внимания в интеллектуальной, предметной деятельности.
6. Индивидуальные различия памяти.
7. Теории о памяти в психологии.
8. Психологические методы для развития памяти.
9. Мнемотехнические приемы и их значение для запоминания.