На что направлена профессионально прикладная физическая культура на подготовку к жизни

Профессионально-прикладная физическая подготовка. Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) представляет собой специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями данной профессии.

Основное назначение профессионально-прикладной физической подготовки — направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляют повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями труда.

Многочисленные научные данные показывают, что Профессионально-прикладная физическая подготовка существенно влияет на повышение качества профессионального обучения и сокращение сроков овладения трудовыми навыками, создание предпосылок для устойчивой и высокой работоспособности, что тем самым увеличивает надежность человеческого звена в системе «человек — машина». Профессионально-прикладная физическая подготовка также повышает устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям производственной среды и снижает заболеваемость, способствует профессиональному долголетию кадрового состава работников.

Все сказанное свидетельствует о том, что в профессионально-прикладной физической подготовке наиболее конкретно воплощается один из важнейших принципов педагогической системы — принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности.

Каждая профессия предъявляет к человеку специфические требования и часто очень высокие к его физическим и психическим качествам, прикладным навыкам. В связи с чем возникает необходимость профилирования процесса физического воспитания при подготовке молодежи к труду, сочетания общей физической подготовки со специализированной профессионально-прикладной физической подготовкой.

Следует подчеркнуть, что общая физическая подготовка создает основные предпосылки для успешной профессиональной деятельности, опосредованно проявляясь в ней через такие факторы физической работоспособности, как состояние здоровья, уровень физического развития, уровень аэробной и анаэробной мощности функциональных систем организма, силы и мышечной выносливости и др. Поэтому ОФП служит основой Профессионально-прикладной физической подготовки.

Задачи и содержание любого вида профессионально-прикладной физической подготовки могут быть определены, если известны объективные требования профессии к человеку. Вот почему научно-теоретическое обоснование ППФП, прежде всего, связано с изучением факторов профессиональной деятельности и ее условий, преимущественно обуславливающих требования к физической и другим сторонам прикладной подготовленности человека (к определенным двигательным и психическим качествам, функциональной устойчивости организма к внешним воздействиям, овладения прикладными умениями, навыками и связанными с ними знаниями).

К таким факторам относят следующие (Б. И. Загорский, 1984):

— особенности информационного обеспечения деятельности;

— характер основных рабочих движений;

— особые внешние условия деятельности.

Трудовая деятельность человека основывается на постоянном приеме и анализе информации о выполняемых действиях и внешней среде. Прием этой информации связан с преобладающей загрузкой определенных анализаторов (зрительного, слухового, двигательного и др.) и сопряжен с такими психическими процессами, как внимание, память, оперативное мышление, нервно-эмоциональное напряжение и пр. Причем особенности психических процессов во многом зависят от характера, объема поступающей информации и условий ее восприятия человеком при трудовых действиях. Имеется в виду модальность, виды, интенсивность сигналов и изменение их интенсивности, количество поступающей информации в единицу времени; условия восприятия (лимит времени, восприятие при движении объекта или субъекта труда, при помехах и пр.).

Изучая указанные признаки, степень выраженности их (критические значения) в конкретной профессиональной деятельности (например, операторов, водителей автотранспорта), возможно установить ее специфические требования к психическим и двигательным качествам человека.

Другим определяющим объективным фактором Профессионально-прикладной физической подготовки является характер рабочих движений. Выделение его основывается на анализе структуры двигательной деятельности в процессе труда. В трудовых действиях посредством их двигательных компонентов — рабочих движений происходит преобразование предмета труда через орудия труда и достигается поставленная цель. Причем многим видам деятельности присуща повторяемость действий, так как многократно выполняется одна и та же трудовая задача. Вследствие этого рабочие движения в своей массе стереотипны и в то же время качественно разнообразны.

Своеобразие рабочих движений в конкретной профессиональной деятельности и обуславливает ее специфические психофизиологические воздействия на организм. Правомерно поэтому выделить понятие «характер основных рабочих движений». Под ним подразумевается совокупность наиболее выраженных (преобладающих) особенностей основных рабочих движений в трудовых действиях, составляющих содержание данной профессиональной деятельности. Указанную совокупность моторных особенностей трудовых действий возможно описать, указав тип движений (нажимные, ударные, вращательные и пр.), особенности согласованности и последовательности движений рук, ног, туловища и прочие характеристики, а также представить в количественных показателях (пространственных, временных и динамических параметрах).

Специфические требования профессии к физической подготовленности человека вызываются также особыми внешними условиями деятельности. Под ними подразумевается сопутствующее действие факторов, усложняющих осуществление трудового процесса и при некоторых видах работ, требующих владения прикладными двигательными умениями и навыками.

Неблагоприятные внешние условия, включая и производственные (гипокинезия, неудобная рабочая поза, нагревающий микроклимат, укачивание и пр.), вызывают дополнительное напряжение функций организма и ухудшают параметры рабочих движений. В табл. 5.1. представлены некоторые данные об изменениях в состоянии организма и двигательной деятельности в процессе труда под влиянием различных отрицательно действующих факторов.

На что направлена профессионально прикладная физическая культура на подготовку к жизни. Смотреть фото На что направлена профессионально прикладная физическая культура на подготовку к жизни. Смотреть картинку На что направлена профессионально прикладная физическая культура на подготовку к жизни. Картинка про На что направлена профессионально прикладная физическая культура на подготовку к жизни. Фото На что направлена профессионально прикладная физическая культура на подготовку к жизни

Воздействие некоторых факторов среды на человека носит экстремальный характер. В подобных условиях профессиональная деятельность протекает на фоне эмоциональных напряжений и иных стрессовых явлений, требует мобилизации функциональных резервов организма.

В процессе многолетней трудовой деятельности формируется профессиональный тип личности, характеризующийся определенными чертами и ценностными ориентациями, специфической структурой психических и физических качеств.

Изучение специфических прикладных требований профессии к человеку позволяет выявить эти значимые и определенные для каждого вида трудовой деятельности качества, прикладные навыки, умения и знания. В структуре профессиональных способностей выделяют основные и дополнительные. Основные способности те, без которых данная деятельность не может эффективно выполняться и которые не могут компенсироваться другими способностями данной структуры.

Дополнительные способности — существенные, но не обязательные и которые могут заменяться другими компонентами.

Учет этих научных положений имеет принципиальное значение для теории и практики Профессионально-прикладной физической подготовки, как в плане индивидуализации учебного процесса, так и в плане сосредоточения внимания на воспитании, прежде всего, ведущих для данной профессии способностей. От уровня их развития в большей степени зависит профессиональная работоспособность.

Для характеристики различных видов труда чаще всего используются понятия его физической тяжести и нервно-психической напряженности. При этом под физической тяжестью труда понимают суммарный объем физических усилий за время работы. Нервно-психической напряженностью труда называют степень эмоциональной нагрузки при выполнении работы.

Примерами преимущественно физического труда являются профессии горняков, сталеваров и других, трудовые действия которых сопряжены со значительными мышечными усилиями. К преимущественно физическому труду относится также спортивная деятельность в подавляющем числе видов спорта, особенно в легкой атлетике, велогонках, тяжелой атлетике, лыжном спорте и др.

Примерами преимущественно умственного труда являются профессии счетных работников, операторов ЭВМ и программистов, ученых, творческих работников и других, производственная деятельность которых позволяет полностью или частично исключить компонент физического труда.

С развитием техники непосредственно на различные механизмы все более перекладываются тяжелые производственные операции, человеку же все чаще остаются функции управления и контроля. С развитием автоматизированного производства физические нагрузки на человека в процессе труда постоянно уменьшаются. Однако доля физического труда вспомогательных рабочих, техников по наладке, регулировке, монтажу, ремонту оборудования еще достаточно велика. Кроме этого, развитие автоматики, комплексной механизации, электроники, робототехники требует устойчивости человека к психическим напряжениям, быстрого восприятия, осмысливания большого потока информации о ходе производства.

Для измерения объема и мощности выполняемой физической работы применяются различные количественные меры: масса поднятого груза, пройденный путь, время, затраченное на работу, и др. Предложены и внедряются более точные, научно обоснованные специальные способы определения проделанной человеком работы, его физической работоспособности. Для этого измеряются ЧСС или суммарные пульсовые показатели, потребление кислорода организмом за единицу времени и за весь период работы, энергетические затраты на данную работу (в ккал, кДж) и др. Полученные с помощью этих методов результаты позволяют судить о тяжести физического труда. Его условно делят на очень легкий, легкий, средней тяжести, тяжелый и очень тяжелый. Например, очень легкий труд характеризуется незначительным общим суточным расходом энергии, лишь на немного (на 500 ккал и меньше) превышающим средние величины основного обмена (около 2300 ккал в сутки), а ЧСС не поднимается, как правило, выше 80 уд./мин. В отличие от этого очень тяжелый физический труд требует предельного суточного расхода энергии — от 4000 до 6000 ккал, а в отдельных случаях и больше. ЧСС возрастает при этом до максимальных значений 180-200 уд./мин. Понятно, что такую работу могут выполнять только хорошо тренированные люди, да и то непродолжительное время.

Если тяжесть физического труда измерить и оценить относительно легко, то гораздо труднее измерить и классифицировать эмоционально-психическую напряженность умственного труда. Здесь не применимы прямые способы, которые используются при измерении физической работы. Лишь измерение ЧСС, определение расхода энергии за единицу времени и некоторые другие косвенные показатели могут дать приблизительную оценку этой напряженности. К примеру, известно, что летчик-испытатель за один час полета на новой машине часто теряет от 3 до 4 кг массы тела, а его пульс в критических ситуациях поднимается до 200 уд./мин. Доля же физического труда при этом относительно невелика.

Смешанные виды труда (в современном производстве таких подавляющее большинство) предъявляют к организму человека различные требования в зависимости от преобладания компонентов физической тяжести или нервно-психической напряженности. К смешанным видам труда относится преимущественно и труд специалистов среднего звена — выпускников средних специальных учебных заведений.

Задачи профессионально-прикладной физической подготовки. Профессионально-прикладная физическая подготовка призвана адаптировать, готовить человека не вообще к труду, а к избранному виду трудовой деятельности. Поэтому ее задачи можно назвать специфическими и направленность их определяется требованиями конкретной профессии.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что в процессе ППФП обеспечивается наряду со специфическим тренировочным эффектом в известной степени и генерализованный эффект. Параллельно происходит общее укрепление организма и здоровья человека, повышается уровень его всестороннего физического развития.

Всестороннее воспитание физических способностей и систематическое обогащение фонда двигательных умений и навыков гарантируют общие предпосылки продуктивности любой деятельности, в том числе и профессиональной.

Задачи профессионально-прикладной физической подготовки обобщенно можно сформулировать следующим образом:

— направленное развитие физических способностей, специфических для избранной профессиональной деятельности;

— воспитание профессионально важных для данной деятельности психических качеств (волевые, оперативного мышления, внимания, эмоциональной устойчивости, быстроты восприятия и др.);

— формирование и совершенствование профессионально-прикладных умений и навыков (связанных с особыми внешними условиями будущей трудовой деятельности, сенсорных навыков);

— повышение функциональной устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов специфических условий трудовой деятельности (гипокинезия, высокая и низкая температура и перепады температуры окружающей среды, нахождение на большой высоте, укачивание, действие токсических веществ и др.);

— сообщение специальных знаний для успешного освоения обучаемыми практического раздела ППФП и применения приобретенных умений, навыков и качеств в трудовой деятельности.

Перечисленные педагогические задачи должны быть конкретизированы с учетом особенностей изучаемой профессии. Не все из указанных задач профессионально-прикладной физической подготовки будут также предусматриваться, ибо это определяется конкретной спецификой профессии. Выполнение задач должно обеспечивать необходимый уровень профессионально-прикладной физической подготовленности.

Источник

Профессиональная прикладная физическая культура

Сущность профессионально-прикладной физической подготовки и ее роль в системе физического воспитания студентов. Исследование необходимости ППФП в системе образования и ее влияния на уровень подготовки. Требования к ФП трудящихся разлизных профессий.

РубрикаСпорт и туризм
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления26.01.2010
Размер файла22,9 K

На что направлена профессионально прикладная физическая культура на подготовку к жизни. Смотреть фото На что направлена профессионально прикладная физическая культура на подготовку к жизни. Смотреть картинку На что направлена профессионально прикладная физическая культура на подготовку к жизни. Картинка про На что направлена профессионально прикладная физическая культура на подготовку к жизни. Фото На что направлена профессионально прикладная физическая культура на подготовку к жизни

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

РГАУ-МСХА им. К.А.Тимирязева

Профессиональная прикладная физическая культура

студентки 406гр. факультета Садоводства и Овощеводства.

Выполнила: студентка 406гр.

фак-та Садоводства и Овощеводства

1. Профессионально-прикладная физическая культура

1.1 Понятие профессионально-прикладной физической подготовки

1. 2 ППФК в системе физического воспитания студентов

1.3 Значение и роль ППФП в процессе формирования специалистов

1.4 Содержание ППФП студентов университета

2. Необходимость ППФК в системе образования

3. Требования к физической подготовленности специалистов в различных областях современного профессионального труда и тенденции их изменения

3.1 Требования к физической подготовке студентов факультета «Садоводства и овощеводства»

3.2 Задачи, решаемые в процессе ППФК

4. Средства и методические основы построения ППФК

4.1 Особенности состава средств ППФП

4.2 Основные черты методики и формы построения занятий в ППФП

1. Профессионально-прикладная физическая культура

Принцип органической связи физического воспитания и трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в профессионально-прикладной физической культуре. ППФК представляет собой процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности. Иначе говоря, это в своей основе процесс обучения, обогащающий индивидуальный фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических способностей, от которых зависит профессиональная дееспособность.

1.1 Понятие профессионально-прикладной физической подготовки

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) представляет собой одно из основных направлений системы физического воспитания, призванное сформировать физические и специальные качества, умения и навыки, способствующие достижению объективной готовности человека к успешной профессиональной деятельности и повышению его работоспособности.

ППФП проводится на основе разносторонней физической подготовки, достигаемой на учебных занятиях по физическому воспитанию, на тренировках в спортивных секциях.

ППФП обеспечивает физическую и психологическую готовность к выполнению конкретной деятельности.

Профессионально важные качества человека в процессе трудовой деятельности в определенной степени совершенствуются сами собой. Однако эффективность этого процесса существенно повышаются, если необходимые качества развивать целенаправленно, используя для этого средства и методы физической подготовки в период профессионального обучения.

Таким образом, физические упражнения являются важным средством повышения эффективности производственного процесса за счет совершенствования путем специально направленных физических тренировок наиболее ценных для данной профессии качеств человека.

1.2 ППФК в системе физического воспитания студентов

Полноценное использование профессиональных знаний и умений возможно только при хорошем состоянии здоровья, высокой работоспособности молодых специалистов. Они могут быть приобретены ими при регулярных и специально организованных занятиях физической культурой и спортом. Качество подготовки, в том чисел и физической, приобретает не только личное, но и социально-экономическое значение.

Физическое воспитание студентов в высшей школе имеет свои специфические особенности: конкретная направленность физического воспитания как предмета учебного плана определяется не только общими социальными задачами, которые призвано решать физическое воспитание, но и требованиями, предъявляемыми специальностью, к которой готовят студента.

Физическое воспитание студентов должно осуществляться с учетом условий и характера их предстоящей профессиональной деятельности, а значит, содержать в себе элементы профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП). Необходимо использовать средства физической культуры и спорта для формирования у студентов профессионально необходимых физических качеств, навыков, знаний, а также для повышения устойчивости организма к воздействию внешней среды.

1.3 Значение и роль ППФП в процессе формирования специалистов

Во многих ВУЗах страны, в том числе в нашем, ведется подготовка специалистов различных специальностей для различных направлений науки и техники.

Высшая школа обязана не только отражать, но и в известной мере опережать достижения практики. Она должна не только обеспечить получение студентами определенной квалификации по специальности, но и научить овладеть методикой “пергаментного приобретения знаний”. Речь идет о привитии студентам навыков самостоятельного получения знаний (т.е. студент из пассивного объекта воспитания должен превратиться в активный объект самовоспитания). Это способствует качественной подготовке специалистов. Это положение чрезвычайно важно и для обязательного предмета высшей школы “Физическое воспитание”.

Понятие “качество подготовленного специалиста” включает в себя совокупность наиболее устойчивых свойств, обуславливающих пригодность к профессиональной деятельности: знания и умения в профессиональной сфере, психофизиологическая подготовленность. Однако установлено, что успешность обучения и подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности в определенной степени зависит от уровня их всесторонней подготовленности, в том числе и физической.

Недостаточная физическая подготовленность будущих специалистов приводит к их недостаточной профессиональной “отдаче”, что в свою очередь приводит к определенным экономическим и моральным издержкам в подготовке специалистов.

Неоднократные нервно-эмоциональные нагрузки, сопровождающие учебную деятельность студентов, способствуют развитию общего утомления. Отрицательно влияют на качество обучения и недостаточное эргономическое обеспечение рабочих мест студентов: теснота, повышенная температура, ухудшение газового состава воздуха в учебных классах за счет сдвига в сторону повышения содержания углекислоты и т.д.

Исходя из сказанного, программа ППФП составляется таким образом, чтобы, с одной стороны, сгладить отрицательное воздействие неблагоприятных факторов учебной деятельности, а с другой стороны, развить профессионально важные качества студентов.

1.4 Содержание профессионально-прикладной физической подготовки студентов университета

В процессе ППФП студентов университета повышается как общая, так и специфическая работоспособность, способствующая овладению изучаемой специальностью.

Высокий уровень общей работоспособности достигается прежде всего длительными кроссами, спортивными играми, лыжной подготовкой, плаванием. Повышение уровня физических качеств, функциональной подготовки, улучшение основных показателей физического развития (спирометрии, кровяного давления, частоты сердечных сокращений и т.д.) создают базу для поддержания высокоэффективной учебной деятельности студентов в течение всего учебного года.

Специфическая работоспособность студентов достигается тренировкой тех физических и психических качеств, которые определяют успешность учебной деятельности. Физические упражнения с этой целью выполняются прежде всего на учебных занятиях. Возможно также самостоятельное проведение специально направленных физических тренировок во внеучебное время. Очень полезны в этом плане спортивные игры, единоборства, бег на короткие дистанции, тренирующие внимание, быстроту мыслительной деятельности, оперативную память и другие качества.

2. Необходимость профессионально-прикладной физической культуры в системе образования

Причинная обусловленность. Известно, что результативность многих видов профессионального труда зависит от специальной физической подготовленности, приобретаемой путем систематических занятий физическими упражнениями, адекватными требованиям, предъявляемым к функциональным возможностям организма профессиональной деятельностью и условиями труда. Эта зависимость получает научное объяснение в свете углубляющихся представлений о закономерностях взаимодействия различных сторон физического и общего развития индивида в процессе жизнедеятельности.

Начало ее формирования в качестве профилированного направления и вида физического воспитания применительно к нуждам социалистического производства у нас в стране относится к 30-м годам. Значительную роль в этом сыграло постановление Президиума ЦИК СССР от 1 апреля 1930 г., где предусматривались государственные и социальные меры по внедрению физической культуры в систему рационализации труда и подготовки профессиональных кадров не только в утилитарных целях, но и в целях содействия полноценному развитию и укреплению здоровья трудящихся.

Необходимость дальнейшего совершенствования и внедрения ППФК в систему образования и сферу профессионального труда определяется главным образом следующими причинами и обстоятельствами:

1) время, затрачиваемое на освоение современных практических профессий, и достижение профессионального мастерства в них продолжают зависеть от уровня функциональных возможностей организма, имеющих природную основу, от степени развития физических способностей индивида, разнообразия и совершенства приобретенных им двигательных умений и навыков.

Неслучайно, например, выпускники ПТУ, прошедшие основательный курс ППФП. зачастую получают более высокий профессионально-квалификационный разряд по специальности, чем учащиеся, не прошедшие по разным причинам такой подготовки; последние, как правило, и медленнее адаптируются к условиям профессиональной деятельности на производстве (Т. Ф. Витенас, В. В. Становов и др.).

ППФК в этом отношении служит одним из факторов сокращения сроков овладения профессией и одной из гарантий качества ее освоения.

2) производительность многих видов профессионального труда, несмотря на прогрессирующее убывание доли грубых мышечных усилий в современном материальном производстве, продолжает быть обусловленной физической дееспособностью исполнителей трудовых операций, причем, не только в сфере преимущественно физического труда, но и в ряде видов трудовой деятельности смешанного (интеллектуально-двигательного) характера, как у наладчиков машинных устройств, монтажников, строителей и т.д. В целом же нормальное физическое состояние, без которого не мыслится здоровье и эффективное функционирование, остается важнейшей предпосылкой высокой производительности любого профессионального труда;

3) сохраняется проблема предупреждения вероятных негативных влияний определенных видов профессионального труда и его условий на физическое состояние трудящихся; хотя эта проблема решается многими средствами оптимизации содержания и условий труда, в том числе социальными, научно-техническими и гигиеническими, важную роль среди них призваны играть факторы профессионально-прикладной физической культуры;

4) перспективные тенденции научно-технического прогресса не освобождают человека от необходимости постоянно совершенствовать свои деятельные способности, а их развитие в силу естественных причин неотделимо от физического совершенствования индивида.

3. Требования к физической подготовленности трудящихся в различных сферах современного профессионального труда и тенденции их изменения

Примеры, дающие представление о характере требований, предъявляемых некоторыми из распространенных видов профессионального труда, к физическим и непосредственно связанным с ними качествам человека, двигательным способностям и навыкам

Виды (разновидности) профессионально-трудовой деятельности:

Профессионально важные физические и непосредственно связанные с ними качества (способности), от степени развития которых существенно зависит эффективность или безопасность профессиональной деятельности: двигательные навыки, сопряженные с данной деятельностью.

Разновидности сельскохозяйственного труда, включающие в большом объеме двигательную активность. Комплексная выносливость, проявляемая в динамических и статических режимах продолжительного умелому оперированию различными орудиями труда функционирования различных мышечных групп. Способность ориентироваться на местности и рационально распределять затраты энергии во времени; разнообразные двигательные навыки, в том числе навыки, способствующие; закаленность организма по отношению к неблагоприятным метеорологическим воздействиям

Многие из существующих видов профессионального труда предъявляют как в чем-то общие, так и специфические требования и что для достижения высотой результативности в указанных и аналогичных видах труда нужна специально ориентированная физическая подготовка.

Чтобы детально представить характер требований конкретного вида труда к профессиональной, в том числе физической подготовленности работающих, нужна серьезная исследовательская работа по изучению технологии и условий труда (имеющиеся профессиограммы используются также для профориентации и профотбора; тогда они сопоставляются с тестовой оценкой индивидуальных задатков, качеств, способностей).

Выявляя специфику требований, которым должна отвечать физическая подготовленность представителей тех или иных профессий, надо исходить из того, что она объективно обусловлена совокупностью особенностей конкретной трудовой деятельности и условий ее выполнения, в том числе:

— особенностями преобладающих рабочих операций (тем, насколько они просты или сложны в двигательно-координационном отношении, в какой мере они энергоемки, какова степень активности различных функциональных систем при их выполнении и т.д.);

— особенностями режима (в частности, тем, насколько жестко он регламентирует поведение работающих, характеризуется ли он непрерывностью или прерывистостью рабочих операций, каков порядок чередования рабочих фаз и интервалов между ними, в какой мере процессу труда присущи монотонность и другие факторы, ведущие к утомлению);

— особенностями средовых условий, оказывающих влияние на состояние физической и общей работоспособности, особенно когда они резко отличаются от комфортных (высокая или низкая внешняя температура, вибрационные и шумовые воздействия орудий труда, машинной техники, производственного оборудования, загрязненность вдыхаемого воздуха или низкое содержание в нем кислорода и т.д.).

При дифференцированной разработке программ ППФК вся совокупность особенностей трудовой деятельности и ее условий подлежит тщательному анализу в аспекте обусловленных ими требований к физической подготовленности работающего. Вместе с тем при определении программ ППФК важно учитывать перспективы изменения характера труда и его условий и руководствоваться генеральным направлением совершенствования общей социальной системы воспитания, призванной в подлинно гуманном обществе обеспечивать неограниченное развитие человека.

Научно-техническая революция, как известно, радикально изменяет характер и условия труда, особенно в материальном производстве. Здесь, несомненно, будет меняться и характер физической подготовки к профессиональной деятельности. Прикладной смысл физической подготовки, по всей вероятности, все больше будет определяться не тем, что она обеспечивает приспособление работника к какой-либо одной, раз и навсегда заданной профессиональной форме деятельности, а тем, насколько качественно она будет создавать необходимые предпосылки для освоения быстро меняющихся способов профессиональной деятельности.

Разумеется, специализированный характер ППФП и в этом случае полностью не исчезнет (поскольку определенная профессиональная специализация, судя по серьезным футурологическим прогнозам, будет существовать, по крайней мере, в обозримом будущем), но в целом она приобретет иное качество.

Отмеченные тенденции изменения характера труда и его условий заметны уже в настоящее время, на современном этапе научно-технической революции, хотя в различных сферах общественного производства и в различных профессиях они выражены, естественно, неодинаково. Пока в целом ряде отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства сохраняется физический труд, частично механизированный. Вместе с тем довольно распространенными стали профессии, эффективность трудовой деятельности в которых во многом зависит от разнообразия и тонкой отлаженности двигательных навыков в ручных операциях (наладчики сложных приборов, аппаратуры, автоматических производственных линий), а также профессии, требующие специфической психофизической устойчивости по отношению к информационным нагрузкам.

Все сказанное подводит к пониманию актуальных и перспективных задач, подлежащих реализации в профессионально-прикладной физической подготовке овладевающих профессией и работающих в той или иной сфере профессиональной деятельности.

3.1 Требования к физической подготовке студентов факультета «Садоводства и Овощеводства»

Чтобы успешно осуществлять профессиональную трудовую деятельность по нашей специальности, студентам требуется хорошая физическая подготовка и высокий уровень закалённости организма. Это достигается многолетними тренировками и регулярными упражнениями в спортивных залах и на стадионах. Причём, тренировки должны проходить комплексно, сочетая бег на длинные дистанции с дыхательными упражнениями и с упражнениями для различных групп мышц (рук, ног и т.д.).

Профессионально-прикладная физическая подготовка (регулярные занятия физической культурой) важна для студентов нашего факультета по следующим причинам:

— профессиональная деятельность связана с работой в неблагоприятных условиях среды (повышенная влажность парников и оранжерей);

— использование разнообразных двигательных навыков в процессе труда;

— необходимость поднимания и переноса тяжестей (горшков с растениями);

— существование угрозы нарушения осанки, которая может привести к заболеванию позвоночника, у людей, долгое время занятых высадкой растений и прополкой больших посадочных площадей;

— необходимость хорошей закалённости организма для повышения работоспособности в холодное время года.

Суть основных задач, решаемых в процессе ППФП, заключается в том, чтобы:

1) пополнить и усовершенствовать индивидуальный фонд двигательных умений, навыков и физкультурно-образовательных знаний, способствующих освоению профессиональной деятельности агронома, полезных в ней и нужных вместе с тем в процессе ППФП в качестве ее средств;

2) интенсифицировать развитие профессионально важных физических и непосредственно связанных с ними способностей*, обеспечить устойчивость повышенного на этой основе уровня дееспособности;

3) повысить степень резистентности организма по отношению к неблагоприятным воздействиям погодных условий, в которых протекает трудовая деятельность**, содействовать увеличению его адаптационных возможностей, сохранению и упрочению здоровья;

4) способствовать успешному выполнению общих задач, реализуемых в системе профессиональной подготовки агрономов, воспитанию нравственных, духовных, волевых и других качеств, характеризующих целеустремленных, высокоактивных членов общества, созидающих его материальные и духовные ценности.

Эти задачи в каждом отдельном случае нужно конкретизировать применительно к специфике профессии и особенностям контингента занимающихся. Ясно также, что ППФП может быть достаточно эффективной лишь в органическом сочетании с другими слагаемыми социальной системы воспитания в целом, где задачи по подготовке к трудовой деятельности не сводятся к частным ближайшим задачам, характерным для отдельных этапов профессионально-прикладной подготовки.

Первостепенную роль в их реализации, о чем уже неоднократно шла речь, играет полноценная общая физическая подготовка. На базе создаваемых ею предпосылок и строится специализированная ППФП. Специализация ее необходима постольку, поскольку к тому обязывает специфика профессиональной деятельности и ее условий, но и в случае резко выраженной специфики не следует забывать о главенствующем значении принципа всемерного содействия всестороннему гармоничному развитию человека.

Эта задача приобретает особое значение, естественно, тогда, когда средовые условия профессиональной деятельности резко отличаются от комфортных (чреваты перегреванием или переохлаждением тела, вибрационными или шумовыми перегрузками, недостатком кислорода во вдыхаемом воздухе) т.е.в случае сельскохозяйственного труда.

4. Средства и методические основы построения ППФК

4.1 Особенности состава средств ППФК

В качестве основных средств используют довольно разнообразные формы физических упражнений из числа тех, которые сложились в базовой физической культуре и спорте, а также упражнения, преобразованные и специально конструируемые применительно к особенностям конкретной профессиональной деятельности (как специально-подготовительные).

Было бы ошибкой считать, что адекватными средствами могут служить только упражнения, аналогичные по форме профессионально-трудовым двигательным действиям. Сводить лишь к ним средства ППФП, как это делалось в свое время в попытках приблизить физическую культуру к трудовой практике путем простой имитации в занятиях физическими упражнениями отдельных трудовых действий, например садовника, землекопа и т.д.,— значит искажать самою ее суть. Особенно малопригодным такой подход стал в современных условиях, когда для многих видов трудовой деятельности характерны микродвижения, локальные и региональные двигательные действия, сами по себе ни в коей мере не достаточные для оптимального развития двигательных способностей.

При этом бывает целесообразно воспроизводить и существенные моменты координации движений, входящих в состав профессиональной деятельности, но при условии, если соответствующие упражнения могут дать образовательный, развивающий или поддерживающий тренированность эффект как действенные средства реализации хотя бы некоторых из задач, преследуемых в ППФП. Главным образом в силу такого моделирования особенностей профессиональной деятельности состав средств ППФП и приобретает свою специфику.

Значительная часть упражнений, используемых в качестве средств ППФП, представляет собой обще-прикладные упражнения. Таковыми правомерно считать те упражнения, посредством которых вырабатывают двигательные умения и навыки, находящие применение в обычных условиях профессиональной деятельности (часто при выполнении действий вспомогательного характера) или в экстремальных условиях, вероятных в ней. Естественно, что особое место непосредственно прикладные упражнения занимают в ППФП тогда, когда она строятся применительно к профессиональной деятельности, которая прямо зависит от разнообразия и отлаженности двигательных навыков (как, например, в работе садовников, выполняющих немеханизированные операции).

В комплексе упражнений и методике профессионально-прикладной гимнастики часто выражен своего рода аналитический подход, при котором последовательно конструируются необходимые формы движений и осуществляется избирательно направленное влияние на определенные звенья опорно-двигательного аппарата. В частности, на это направлены гимнастические упражнения, предупреждающие и корригирующие нарушения осанки, обусловленные особенностями рабочей позы человека, сажающего рассаду в открытый грунт.

Целесообразно для усиления прикладной направленности ППФК отдавать предпочтение тем средствам, которые с большим положительным эффектом содействуют увеличению функциональных возможностей организма, лимитирующих результативность профессиональной деятельности и сопротивляемость по отношению к неблагоприятным воздействиям, вероятным в условиях труда сельскохозяйственных работников.

В полном объеме совокупность адекватных средств ППФП не ограничивается, конечно, лишь физическими упражнениями. В комплексе с ними для реализации преследуемых в ней задач используют естественные средовые факторы закаливания (что особенно важно для агрономов), а когда это необходимо и специальные гигиенические и другие средства повышения уровня адаптационных возможностей организма и сопротивляемости неблагоприятным воздействиям специфических условий профессиональной деятельности.

Само собой разумеется, в процессе ППФП должны находить применение и соответствующие ее особенностям средства интеллектуального образования, нравственного воспитания и специализированной психической подготовки, без которых не мыслится всесторонняя профессиональная подготовка.

4.2 Основные черты методики и формы построения занятий в ППФП

Методика ППФП в главном базируется на последовательном воплощении общепедагогических принципов и основополагающих принципов методики физического воспитания, которые конкретизируются применительно к особенностям ее содержания и построения в реальных условиях профессионального образования и жизнедеятельности.

Важнейшее значение для рационального построения ППФП в целом имеет, как уже подчеркивалось, обеспечение органической взаимосвязи, единства общей и специальной физической подготовки. Это означает, что при построении ППФП необходимо опираться на предпосылки, создаваемые предшествующей и сопутствующей общей физической подготовкой: гармоничное развитие основных жизненно важных физических качеств, формирование богатого фонда разнообразных двигательных умений и навыков. Только с опорой на эти фундаментальные предпосылки ППФП может осуществиться с наибольшей эффективностью, без излишних затрат времени и энергии.

От того, какой была общая физическая подготовка будущего специалиста во время прохождения базового курса физического воспитания (в общеобразовательной школе, других учебных заведениях), и от того, как она проводится в дальнейшем (в те или иные периоды многолетней профессионально-трудовой деятельности), во многом зависит и содержание ППФП. Это определяет ряд конкретных черт ее рационального построения, осваиваемым в базовом курсе физического воспитания в аспекте общей физической подготовки (ряд циклических локомоторных упражнений, упражнения на поддержание равновесия тела в затрудняющих условиях, оперирование с различного рода предметами, поднимание и переноску тяжестей, упражнений против нарушения осанки из-за особенностей рабочих поз, и т. д.).

ППФК должна быть направлена не только на реализацию сугубо утилитарных задач, но главным образом на обеспечение всестороннего физического совершенствования человека, какую бы деятельность он не избрал в качестве своей профессии.

1. Кабачков В. А., Полиевский С. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся в средних ПТУ. М., Высшая школа, 1982.

2. Раевский Р. Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов ВУЗов. М., Высшая школа, 1985.

Подобные документы

Организация и способы проведения профессионально-прикладной физической подготовки, ее основные формы и принципы в системе физического воспитания. Методика самостоятельного освоения отдельных элементов ППФП, пример комплекса упражнений, дозировка нагрузки.

курсовая работа [57,3 K], добавлен 22.10.2012

Необходимость профессионально-прикладной физической подготовки. Педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки. Организация и методика проведения профессионально-прикладной физической подготовки.

реферат [18,3 K], добавлен 15.01.2007

Использование механизмов тренировки и адаптации, разработанных в спорте, на подготовку к трудовой деятельности. Факторы, определяющие содержание профессионально-прикладной физической подготовки. Утренняя гигиеническая гимнастика как форма физкультуры.

реферат [19,1 K], добавлен 11.03.2012

Цели, задачи профессионально-прикладной физической подготовки. Требования к физической подготовленности в различных сферах современного профессионального труда и тенденции их изменения. Организация и методические основы проведения подвижных игр.

курсовая работа [4,4 M], добавлен 17.12.2010

Личная и социально-экономическая необходимость подготовки человека к труду. Признаки и виды трудовой деятельности. Контроль за эффективностью профессиональной физической подготовки молодых инженеров, ее роль в предотвращении аварий в промышленности.

презентация [6,6 M], добавлен 17.11.2011

Требования, предъявляемые работодателями к бакалаврам и специалистам экономики по поводу их физического состояния. Профессионально-прикладная физическая культура специалиста в рабочее время. Профилактика заболеваний и травматизма средствами физкультуры.

реферат [32,2 K], добавлен 15.05.2012

Социально-экономическое значение профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП). Особенности умственного труда. Содержание и средства реализации ППФП. Прикладные виды спорта, их элементы и упражнения. Комплекс упражнений для работающих сидя.

реферат [35,5 K], добавлен 01.06.2010

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *