На что направлена работа с конфидентами

Использование результатов ОРД в доказывании по уголовному делу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей курсовой работы заключается в изучении и анализе ОРД и ее роли в процессе доказывания
Для достижения цели мы выставили следующие задачи:
-изучить понятие доказывания в уголовном процессе
-изучить сущность оперативно-розыскной деятельности
-рассмотреть роль оперативно-розыскной деятельности в процессе доказывания

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие уголовно-процессуального доказывания……………………5
2. Понятие оперативно-розыскной деятельности………………………12
3. Способы использования результатов ОРД в доказывании по уголовному делу………………………………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_2.docx

Суд не обязан доказывать ни вину, ни невиновность подсудимого, он не является субъектом доказывания. Суд не может принять на себя полномочия по доказыванию виновности подсудимого, поскольку это означает нарушение закрепленного в ст. 15 УПК принципа состязательности: суд не является органом уголовного преследования, он не выступает ни на стороне обвинения, ни на стороне защиты. Однако суд не может принять на себя также обязанности доказывания невиновности, поскольку она, как мы видели, доказыванию не подлежит. Доказывание судом невиновности обвиняемого означало бы, что суд исходит из презумпции его вины, а это несовместимо ни с положением суда как независимого от обвинения органа судебной власти, ни с другими принципами уголовного судопроизводства. Суд в состязательном уголовном процессе — не субъект, а адресат доказывания.

Таким образом, приходим к выводу, что под доказыванием следует понимать состоящую в собирании, проверке и оценке доказательств мыслительную и практическую деятельность органов уголовного преследования (дознавателя, следователя, прокурора, государственного обвинителя) по изобличению подозреваемого и обвиняемого в совершении преступления и обоснованию его вины. Собирание, проверка и оценка доказательств являются урегулированными законом видами, элементами деятельности, направленной на доказывание обвинения.

В следующем параграфе мы рассмотрим вопросы, связанные с оперативно-розыскной деятельностью, определить ее понятийный аппарат и функции.

2. Понятие оперативно-розыскной деятельности (ОРД)

Оперативно-розыскная деятельность (далее ОРД) регулируется специальным Федеральным законом от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – ФЗ об ОРД).

Из законодательного определения следует сделать следующие выводы.

ОРД осуществляется специально уполномоченными государственными органами и оперативными подразделениями. Исчерпывающий перечень таких органов содержится в ст. 13 ФЗ об ОРД.

Цель оперативно-розыскной деятельности — обеспечение безопасности личности, общества и государства (разных, но взаимосвязанных объектов защиты).

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) — это деятельность специальная, направленная на достижение специальной цели. Заниматься ею могут исключительно лишь органы на то уполномоченные, и не органы в целом, а лишь специальные (оперативные) подразделения этих органов (они перечислены в ст. 13 Закона).

Из формулировок задач, изложенных в ст.2 Закона, и принципов (см. ст.З) ясно, что оперативно-розыскная деятельность — это деятельность особого рода, специфическая, кардинально отличающаяся от других тем, что основывается на принципе конспирации, на использовании негласных (т.е. тайных) методов и средств.

Конспиративность — важнейшее и неукоснительное правило оперативно-розыскной деятельности, являющейся главным инструментом борьбы с тщательно скрываемыми, заблаговременно подготавливаемыми, неочевидными преступлениями. Тайным способам совершения преступления противопоставляется адекватная тайная методика противодействия. Это во-первых.

Во-вторых, конспиративность позволяет избежать необоснованной или преждевременной компроментации подозреваемых лиц.

В-третьих, она создает благоприятные условия для обеспечения безопасности лиц, привлеченных к участию в оперативно-розыскной деятельности.

Оперативно-розыскная деятельность включает различные виды деятельности, основном из которых является информационная деятельность. Информационный аспект имеет большое значение. Ибо работа с информацией, работа над информацией, работа с источниками информации составляют главное ее содержание.

Работа с конфидентами (секретными источниками) направлена на добывание: упреждающей информации об устремлениях преступников и признаках возможных посягательств на интересы безопасности защищаемых объектов (выявление); ориентирующей информации о признаках и фактах подготавливаемого или совершаемого посягательства и предотвращение ее вредных последствий (выявление и предупреждение); конкретной фактической информации о состоявшемся преступлении, способствующей его раскрытию и привлечению виновных лиц к ответственности (пресечению).

Специальные технические устройства и криминалистические средства используются для уточнения и перепроверки добытой и получения дополнительной информации. Полученная информация подвергается непрерывной обработке, анализируется и используется в процессе раскрытия механизма преступления и розыска конкретных его участников.

Процесс добывания упреждающей и ориентирующей информации (выявление и предупреждение) носит относительно неконкретный, разведывательно-поисковый характер. Добывание фактической информации о состоявшемся преступлении, раскрывающей его механизм, осуществляется в ходе более ориентированного, «прицельного» розыска конкретных участников и изобличающих их (уликовых) материалов. То есть, оперативно-розыскная деятельность — это и разведывательно- поисковая, и «прицельно»-розыскная деятельность одновременно.

С правовой точки зрения действия сотрудников оперативных подразделений таможенных органов, основываясь на нормах закона и будучи направлены на охрану правопорядка, интересов личности, общества и государства, принципиально отличаются от действий дознавателей-следователей тем, что эти действия «допроцессуальные», хотя и подчиненные априори интересам соблюдения уголовно-процессуальных норм. В отличие от действий дознавателей и следователей, открыто, официально, от имени государства ставящих вопросы по поводу преступления подозреваемому, обвиняемому, свидетелю, эксперту и т.д., сотрудники оперативных подразделений в рамках ОРД, как правило, скрывают перед объектом свою заинтересованность, проявляемый к нему интерес и желание получить от него или о нем те или иные сведения. Поэтому и характер отношений между сотрудником оперативного подразделения и объектом его заинтересованности является, как правило, неправовым, неофициальным, где цели действий или поступков сотрудника замаскированы, так же как и средства и способы используемые им.

Добытая оперативным путем информация закрепляется в оперативных документах, используется в оперативных интересах, не всегда получая процессуальное оформление.

Эта грань трудно различима (хотя и существует) в процессе прицельного розыска, когда оперативный сотрудник стремится как можно быстрее трансформировать добытые оперативные материалы в процессуальные доказательства.

В этом главное отличие оперативно-розыскной деятельности от любой другой правоохранительной или правоприменительной.

Иными словами, под оперативно-розыскной деятельностью понимается специальная деятельность, в которой используются в сочетании открытые и негласные специальные силы, средства и методы по добыванию и использованию информации о признаках и фактах подготавливаемых, совершаемых и совершившихся посягательств на интересы безопасности личности, общества и государства, в целях обнаружения, предупреждения, пресечения этих посягательств и оказания содействия расследованию преступлений.

3. Способы использования результатов ОРД в доказывании по уголовному делу

Как указывает ч. 2 ст. 11 ФЗ об ОРД, результаты ОРД могут «…использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств», в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию и предусмотренных в ст. 73 УПК РФ (см. также п. 4 Инструкции ФСКН, п. 7 Межведомственной инструкции). Согласно ст. 89 УПК в процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим Кодексом.

УПК предъявляет к доказательствам определенные требования (ч. 1 ст.88 УПК).

Доказательства собираются дознавателем, следователем, прокурором, судом в ходе уголовного судопроизводства путем производства процессуальных действий, т.е. с помощью определенной процедуры. Также закон предоставляет возможность другим участникам судопроизводства собирать предметы и письменные документы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств (ст. 86 УПК). Но и в этом случае они должны быть проверены с помощью процессуальных средств.

В качестве доказательств допускаются: 1) показания подозреваемого, обвиняемого; 2) показания потерпевшего, свидетеля; 3) заключение и показания эксперта; 3.1) заключение и показания специалиста; 4) вещественные доказательства; 5) протоколы следственных и судебных действий; 6) иные документы (ч. 2 ст. 74 УПК).

3. Достоверность. Доказательства – сведения о фактах, не вызывающие сомнений, то есть убедительные, проверяемые и непротиворечивые. Сведения, которые невозможно проверить, не могут являться доказательствами (п. 1, 2 ч. 2 ст. 75 УПК). Сведения, полученные вне уголовного судопроизводства, также вызывают сомнения в достоверности и должны быть проверены с помощью процессуальных средств.

Результаты ОРД не обладают признаком допустимости. В связи с получением их вне процедуры, установленной в УПК, также возникают сомнения в относимости и достоверности оперативных данных, а также в допустимости методов получения этих данных (недопустимо в доказывании использовать пусть и правдивую информацию, но полученную в результате насилия и т.п.).

Таким образом, данные, полученные в ходе ОРД, могут стать доказательствами, если будут получены в рамках процедуры собирания доказательств, предусмотренной в УПК и найдут закрепление в процессуальных источниках, перечисленных в ч. 2 ст. 74 УПК.

Суд имеет право оценивать не материалы ОРД, содержащие юридически значимую информацию, а извлеченные из них процессуальными способами и закрепленные в процессуальных источниках фактические данные.

Общее правило использования результатов ОРД, предусмотренное ст. 89 УПК, можно перефразировать так: для обоснования выводов об обстоятельствах, составляющих предмет доказывания, можно использовать информацию, полученную в ходе ОРМ, если эта информация получена и зафиксирована с помощью средств, указанных в УПК. При этом доказательством будет являться не «продукт» ОРД, а результаты уголовно-процессуальной деятельности, полученные при производстве следственных и судебных действий. Как указывает М.П. Поляков, «…идея использования результатов ОРД в доказывании сводится к трансформации формы, к приданию оперативно-розыскной информации уголовно-процессуальной формы».

Источник

§ 3. Конфидент и агент оперативно-розыскного органа

Термин «конфидент» в России появился в начале XVIII в. в значении «доверенное лицо, человек, которому доверяют всякие секреты, тайны», но вскоре он исчез из про­фессионального лексикона. В последние десять лет в профессиональной литературе, по­священной ОРД, термин «конфидент» вновь стали использовать. Однако до настоящего времени единства в его трактовке среди ученых не достигнуто.

Конфиденты — категория лиц, оказывающих содействие органу, осу­ществляющему ОРД, наряду с дружинниками, специалистами, доверенны­ми лицами и т.д. Однако специфика оказания содействия конфидентом состоит в том, что он оказывает его сугубо на конфиденциальной основе, в том числе и по контракту.

Конфидентами являются агенты, резиденты, штатные негласные опе­ративные сотрудники органов, осуществляющих ОРД, содержатели явоч­ных квартир и др. Обобщая всех их называют аппаратом конфидентов.

Использование помощи конфидентов в ОРД — принципиальное поло­жение, Без них ОРД перестанет самостоятельно существовать и может «пе­реродиться» в иной вид социально полезной юридической деятельности.

Отличие конфидента от других лиц. Следует различать понятия кон­фидент и лазутчик. Под последним в международном праве понимают гра­жданское лицо или военнослужащего, не облеченного в военную форму, являющегося представителем одного из воюющих (или нейтральных) госу­дарств, тайно или под ложными предлогами собирающего военную инфор­мацию в районе действий другой воюющей стороны (в тылу противника).

Кроме того, конфидента в ОРД следует отличать от агента (первое по­нятие гораздо шире). Наконец, конфидентом не признается человек, кото­рый хотя и оказывает добровольно и негласно помощь оперативно- розыскных органу (например, аноним), но согласия на это от оперативно- розыскных органа не получил, т.е. не был привлечен последним к оказанию негласной помощи.

Конфиденциальное содействие, его основа и формы. Важнейшим признаком понятия конфидента является конфиденциальное содействие — допускаемая ФЗ об ОРД, основанная на обоюдном доверии и сохраняемая по обоюдному согласию в тайне от окружающих (прежде всего от лиц, со­вершающих преступление) осознанная добровольная помощь отдельного чело­века (конфидента) оперативно-розыскному органу в осуществлении ОРД.

В рамках конфиденциального содействия на оказывающее помощь ли­цо возлагают определенные обязанности, ему предоставляют соответст­вующие права, и он в случае их нарушения подлежит той или иной юриди­ческой ответственности. Вместе с тем конфиденциальный характер отно­шений отдельного лица (конфидента) и оперативно-розыскного органа не означает умаление каких-либо прав и свобод конфидента или их ограниче­ние, за исключением прямо предусмотренных федеральным законом случаев.

Подтверждением обоюдной договоренности между оперативником и человеком, давшим согласие на оказание конфиденциального содействия, служит факт соответствующего оформления (закрепления) конфиденциаль­ного содействия.

В ФЗ об ОРД не установлено определенной формы закрепления кон­фиденциального содействия. Типичными на практике формами являются:

1) устная договоренность;

• подписка лица о его согласии оказывать конфиденциальное содейст­вие конкретному оперативно-розыскному органу (расписка);

• оформление агентурного сообщения;

3) документально оформленная — заключение контракта.

Основа конфиденциального содействия. Внутренние побуждения осознанно-волевого поведения человека, оказывающего в ОРД конфиден­циальное содействие.

• патриотическое (идейно-патриотическое) начало;

• материальная или иная личная заинтересованность;

• его зависимость от компрометирующих материалов.

Формы конфиденциального содействия и их содержание. В зависи­мости от характера и содержания связей между участниками различают две формы конфиденциального содействия:

1) простую, или оказание конфиденциальной помощи по обоюдному согласию;

2) сложную — конфиденциальное сотрудничество.

Простое конфиденциальное содействие (простая форма) есть преду­смотренное ФЗ об ОРД двустороннее правовое отношение между опера­тивником и отдельным дееспособным человеком, выразившим согласие негласно оказывать помощь оперативно-розыскному органу в решении задач ОРД. Конфиденциальное содействие характеризуется, как правило, кратковременностью оказания помощи, относительной простотой решае­мых задач и т.п.

Конфиденциальное сотрудничество — это основывающееся на ФЗ об ОРД глубокое двустороннее взаимообязывающее правовое отношение ме­жду оперативно-розыскным органом в лице его представителя — опера­тивника и отдельным дееспособным человеком, давшим согласие негласно сотрудничать с оперативно-розыскным органом. Для сотрудничества ха­рактерны длительность и устойчивость отношений сторон, сложность ре­шаемых задач, как правило, установление обоюдных условий и т.п.

. Выделяют два вида конфиденциального сотрудничества — бескон­трактное и контрактное.

В правовом отношении сотрудничество предполагает для сторон:

• наличие особого юридического статуса у негласного сотрудника (конфидента), который, как правило, определяется и фиксируется в кон­тракте (ч. 2 ст. 17 ФЗ об ОРД);

• повышенные обязательства для второй стороны — оперативно-ро­зыскного органа (дополнительные гарантии для конфидента и т.п.).

Запреты на привлечение к конфиденциальному содействию. За­преты установлены в ч. 3 ст. 17 ФЗ об ОРД (применительно к контрактному сотрудничеству).

Лицо, оказывающее содействие на условиях контракта (конфи­дент-контрактник). Отдельные конфиденты оказывают содействие на ус­ловиях контракта. Конфидент-контрактник — лицо, конфиденциально со­трудничающее с органом, осуществляющим ОРД, на условиях контракта. Таким лицом может быть агент, содержатель явочной квартиры и некоторые другие конфиденты. На конфидентов-контрактников распространяются общие правила, регламентирующие конфиденциальное сотрудничество. Кроме того, для них законодатель предусмотрел дополнительные права и льготы.

Орган, осуществляющий ОРД, может заключать контракт с совершен­нолетним дееспособным лицом независимо от его гражданства, националь­ности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений (ч. 2 ст. 17 ФЗ об ОРД). Оперативно- розыскной контракт — документально оформленный договор между опе­ративно-розыскным органом и совершеннолетним дееспособным человеком о взаимных обязательствах, возникающих в связи и по поводу необходимо­сти реализации целей ОРД и решения ее задач. Заключение контракта вле­чет юридически значимые последствия для обеих сторон.

Структура и содержание основных элементов оперативно-розыскного контракта.

• данные о договаривающихся сторонах;

В общих положениях указывают, какие обязательства по решению задач ОРД при­нимают на себя стороны. Специально оговаривают особенности действия сторон, В част­ности, конфидент указывает, в чем состоит его содействие при подготовке или проведе­нии ОРМ. Перечень взаимных договорных обязательств индивидуален и зависит от ряда условий: личных качеств конфидента, характера выполняемых им заданий, его реальных возможностей по оказанию содействия и т.п. В контракте запрещается излагать сведе­ния, составляющие государственную тайну;

• обязанности и права сторон.

Оговаривают прежде всего требования к предмету договора, в том числе в какой форме (устно, письменно, в виде образцов документов, изделий и т.д.) конфидент будет представлять информацию. Раскрывают также обязательства оперативно-розыскного ор­гана по созданию благоприятных условий для выполнении конфидентом заданий, по его обучению и подготовке (специальной, психологической и др.). Кроме того, указывают пределы использования оперативной информации и т.д., а также перечисляют обяза­тельства, связанные с обеспечением личной безопасности конфидента, безопасности членов его семьи, близких и др. Предусмотренные в контракте обязанности и права сто­рон не должны отменять или ущемлять те из них, которые предусмотрены ФЗ об ОРД (ст. И, 15, 17 и др.).

Основные элементы оперативно-розыскного контракта:

• возмездность. В контракте отражают вид, размер и порядок возна­граждения конфиденту за выполнение взятых им обязательств и др.;

Должны оговариваться, в частности, такие, которые связаны с использованием ре­зультатов ОРД, полученных с участием конфидента, с сохранением сведений, состав­ляющих государственную тайну, о которых ему стало известно в результате сотрудниче­ства, и т.п. В контракте могут быть установлены определенные требования к конфиден­ту (например, по ограничению его права на выезд за рубеж на определенный срок после окончания сотрудничества);

• срок, на который заключают контракт;

• основания, условия и порядок продления сроков его действия.

помощи конфидентам на условиях контракта законодатель установил два условия, дополнительных к общим: 1) достижение конфидентом совершен­нолетия и 2) его дееспособность.

Дееспособность — это способность физического лица своими действиями приоб­ретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответст­венность за совершенное правонарушение (например, совершение преступления в хо­де ОРМ, нарушение условий контракта), В соответствии со ст. 60 Конституции граж­данин России может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. ФЗ об ОРД запрещено вступать в договорные отношения с пол­ностью недееспособными лицами, в частности лицами, страдающими психическими расстройствами.

Дополнительные права и льготы, которыми обладает конфидент- контрактник. Для этого лица в ФЗ об ОРД предусмотрен ряд дополнитель­ных прав, гарантий и льгот (относительно лиц, оказывающих содействие без контракта). Так, в соответствии со ст. 18:

• государство гарантирует лицу, изъявившему согласие содействовать по контракту оперативно-розыскному органу, выполнение своих обяза­тельств, предусмотренных контрактом, в том числе гарантирует правовую защиту, связанную с правомерным выполнением указанным лицом общест­венного долга или возложенных на него обязанностей (ч. 2);

• период сотрудничества гражданина по контракту с оперативно- розыскным органом в качестве основного рода занятий включается в его трудовой стаж. Он имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством (ч. 6);

• в случае гибели конфидента-контрактника в связи с его участием в проведении ОРМ семье погибшего и лицам, находящимся на его иждиве­нии, выплачивается единовременное пособие в размере 10-летнего денеж­ного содержания погибшего и в установленном законом порядке назначает­ся пенсия по случаю потери кормильца (ч. 8);

• при получении конфидентом-контрактником травмы, ранения, кон­тузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении ОРМ и исключающим для него возможность дальнейшего сотрудничества с опера­тивно-розыскным органом, ему выплачивается единовременное пособие в размере 5-летнего денежного содержания и в установленном законом по­рядке назначается пенсия по инвалидности (ч. 9).

Запреты на конфиденциальное контрактное сотрудничество. Со­гласно ч. 3 ст, 17 ФЗ об ОРД оперативным подразделениям запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представите­лей официально зарегистрированных религиозных объединений. В этом предписании содержится исчерпывающий (закрытый) список лиц, привле­чение которых оперативно-розыскным органом к сотрудничеству на кон­фиденциальной контрактной основе законодатель не разрешает.

Список включает две категории лиц: 1) представителей власти (депутатов, судей и прокуроров) и 2) представителей общественных организаций.

В первом случае запрет вызван тем, что представители власти наделены соответст­вующими законодательными, судебными и надзорными полномочиями, не совместимы­ми с конфиденциальным контрактным оказанием содействия оперативно-розыскному органу, который они должны контролировать или за которым обязаны надзирать.

Кроме того, нельзя допустить, чтобы привлечение к конфиденциальному сотрудни­честву этой категории граждан на контрактной основе использовалось оперативно- розыскным органом для оказания негласного регулирующего воздействия на законо­творческую деятельность и работу судов. Согласно ст. 120 Конституции судьи незави­симы и подчиняются только Конституции и федеральному закону (в частности, обеспе­чению их независимости согласно ст. 294 УК служит уголовно-правовой запрет на вос­препятствование осуществлению правосудия).

Наконец, государственные служащие не вправе заниматься другой (кроме основной) оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой (см, ч. 1 ст. 11 Федерального закона об основах государственной службы).

Во втором случае запрет во многом обусловлен морально-этическими нормами. В частности, именно по этическим соображениям оперативно-розыскным органам неце­лесообразно использовать специфические отношения, которые возникают между каким- либо человеком и священнослужителем (полномочным представителем официально за­регистрированного религиозного объединения), в результате которого последние стано­вятся обладателями информации о частной жизни лица (например, ставшей им извест­ной из тайной исповеди верующего).

Понятие агента органа, осуществляющего ОРД. Агент оперативно- розыскного органа (от лат. а г £ет, род. п. agentis — действующий) — чело­век, не являющийся оперативником этого органа, который в соответст­вии с оперативно-розыскным законодательством с его согласия привлечен оперативно-розыскным органом к негласному содействию в осуществлении ОРД. Такое привлечение называют вербовкой.

Конфиденциальная помощь агента должна быть направлена исключи­тельно на достижение целей ОРД и решение ее задач.

Агент — одна из разновидностей конфидентов. Специфика оказания содействия агентом относительно других конфидентов состоит в том, что его помощь выражается в активных сыскных действиях, прежде всего в до­бывании оперативно значимой информации (в этом его основное отличие, например, от содержателя явочной квартиры). Причем агент не является должностным лицом оперативно-розыскного органа, которому он негласно оказывает помощь (в этом его отличие от оперативного сотрудника, работающего негласно, конфиденциально).

Агент специально готовится для выполнения заданий. Основные признаки понятия «агент»:

• объективные — наличие сыскных возможностей (реальность добывания информации о совершении преступления и т.п.), содействие только на кон­фиденциальной основе, обладание особым юридическим статусом;

• субъектно-волевые — обладание соответствующими личностными качествами.

В соответствии со ст. 20 Конвенции ООН против транснациональ­ной организованной преступности (Палермо, Италия, 12 декабря 2000 г.) и российским законодательством агент может проводить агентурные операции.

Среди многих людей, включая отдельных специалистов профессионального сыска, бытует мнение, что термин «агент» сугубо секретный. Однако в настоящее время это не соответствует действительности. Данный термин широко используется в открытой спе­циальной (справочной, учебной и научной 1 ), а также художественно-публицистической литературе и средствах массовой информации.

‘ См., например: Шахматов, A.B. Агентурная работа и российское законодательство: моногр. / A.B. Шахматов; под общ, ред. В.П. Сальникова, A.B. Федорова. СПб., 2004.

Производные от него термины применяются также в отдельных открытых норма­тивных правовых актах. Так, в приложении в действующей с 1998 по 2007 г. Инструк­ции о результатах ОРД использованы термины «агентурное сообщение» и «агентурная записка». Каждому здравомыслящему человеку, включая неспециалистов в области ОРД, понятно, кто может дать такое сообщение или написать записку.

Кроме того, в 2004 г. Россия ратифицировала Конвенцию ООН против транснацио­нальной организованной преступности. В ней государствам-участникам, в том числе России, настоятельно рекомендуется для борьбы с организованной преступностью при­менять не что иное, как агентурные операции.

В истории сыска известны различные классификации агентов. Так, в древнем Китае (6—5 вв. до н.э.) Сунь-цзы выделял пять видов шпионов: 1) местных, 2) внутренних, 3) обратных, 4) шпионов смерти и 5) шпионов жизни. В царской России были известны, в частности, агенты-провокаторы (Е.Ф. Азеф, Р.В. Малиновский и др.). В советское вре­мя практиковалось использование негласных осведомителей (до 40-х гг.) и других видов агентов, например боевиков.

В современном мире с учетом различных критериев выделяют, среди прочих, сле­дующие виды:

• агент влияния — агент, влияние которого на объект оперативного интереса (орга­низованная преступная труппа, незаконное вооруженное формирование и т.п.) призвано свести на нет преступные намерения его участников;

• агент — источник информации — передает спецслужбе добываемую им инфор­мацию в форме письменных и устных сообщений;

• агент-подстава — агент противника, внедрившийся или пытающийся внедриться в агентурную сеть «чужой» спецслужбы;

• агент-связник — поддерживает конспиративную связь с отдельными агентами;

Специальные права и обязанности агента. Под специальными (ис­ключительными) правами и обязанностями агентов понимают те, кото­рые законодатель предоставил только им и никаким другим категориям лиц, оказывающих содействие в осуществлении ОРД.

Содержание юридического статуса агента складывается из двух взаи­мосвязанных частей:

1) он, как и каждое лицо, оказывающее содействие ОРД, обладает общими для этих лиц обязанностями и правами.

Общими обязанностями для всех лиц, изъявивших желание оказывать содействие в

осуществлении ОРД (в том числе для агентов), являются обязанность сохранять в тайне

сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения ОРМ, а также за­прет на предоставление заведомо ложной информации (см. ч. 1 ст. ] 7 ФЗ об ОРД);

2) на агента возлагаются, кроме того, только для него предназначен­ные обязанности и только ему предоставляются отдельные права (это и есть специальные права и обязанности агента).

Специальные права агента предусмотрены в ФЗ об ОРД (специальных обязанностей в нем не установлено). Кроме того, специальные права и обя­занности агента-контрактника могут быть изложены в оперативно- розыскном контракте.

Специальные права агента:

• на заключение контракта с оперативно-розыскным органом (ч. 2 ст. 17 ФЗ об ОРД);

• давать или не давать согласие на свою расшифровку перед посто­ронними (ч. 2 ст. 12 и ч. 3 ст. 21);

• на пенсионное обеспечение (ч. 6 ст. 18);

• на единовременное пособие и пенсию по инвалидности (ч. 9 ст. 18).

Привлечение конфидента и агента к уголовной ответственности.

Такая ситуация законом не исключена. Вокруг них не создано какой-то «зоны неприкасаемости». Они могут быть привлечены к уголовной ответ­ственности при наличии к тому предусмотренного уголовным законом основания, в частности за заведомо ложный донос (ст. 306 УК) или прово­кацию взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304).

Кроме того, эти лица подлежат привлечению к уголовной ответствен­ности в случае подстрекательства ими к совершению любого умышленного преступления.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *