На что направлена реорганизация акционерного общества
Реорганизация АО как смена организационно-правовой формы
Правовое регулирование реорганизации АО. Общие положения
Законодательное регулирование реорганизации акционерных обществ осуществляется ст. 104 Гражданского кодекса в совокупности с рядом иных норм кодекса и законом «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (далее ― Закон). В соответствии с п. 1 ст. 104 ГК и п. 1 ст. 15 Закона соответствующее решение может быть принято общим собранием акционеров. При этом, по общему основанию, такое решение носит добровольный характер и зависит от воли акционеров.
Обязательная реорганизация или запрет ее добровольного проведения
В то же время указанные нормы отдельно оговаривают, что реорганизация может иметь характер обязательной процедуры в случаях, которые прямо оговорены законом. Так, АО должно быть реорганизовано в обязательном порядке (или не может быть реорганизовано на основании решения акционеров) в следующих случаях:
Существуют и иные ситуации, при которых реорганизация в добровольном порядке не может быть проведена или при которых она должна быть проведена в обязательном порядке. Кроме того, законодатель устанавливает некоторые изъятия из общего правила проведения процедуры. Например, в отношении реорганизации акционерного инвестиционного фонда (ст. 9 закона «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 № 156-ФЗ).
Разделение и выделение АО
Разделению и выделению АО посвящены ст. 18, 19 Закона соответственно. Данные формы имеют ряд схожих характеристик. Главное их различие заключается в том, что при разделении общества возникают новые юридические лица с прекращением существования разделяемого, в то время как юрлицо, из которого выделяется новое общество, продолжает осуществлять свою деятельность.
По смыслу п. 2 ст. 19 Закона выделение может быть произведено лишь в форме акционерного общества, т. е. законодатель не предполагает изменение организационно-правовой формы выделяемой организации. Об этом, в частности, свидетельствует упоминание в подп. 3 п. 3 ст. 19 Закона о том, что при принятии решения о выделении решается вопрос о способе размещения акций выделяемого общества. Аналогичный вывод следует и из подп. 3 п. 3 ст. 18 Закона в отношении разделения общества.
К выводу о невозможности изменения формы выделяемого из акционерного общества нового юридического лица, а также вновь образованных в результате разделения организаций приходит и судебная практика. Так, обобщая сложившуюся практику судов и обозначая свою позицию, Пленум Высшего арбитражного суда в п. 20 постановления «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах»» от 18.11.2003 № 19 (далее ― Постановление) указал, что разделение или выделение юридических лиц из АО в иной форме, нежели акционерное общество, невозможно.
Реорганизация АО в форме слияния и присоединения
При слиянии акционерных обществ в соответствии с п. 1 ст. 16 Закона возникает новое юридическое лицо с прекращением существования тех, что участвуют в слиянии. Подп. 3 п. 3 этой нормы указывает, что при заключении договора, являющегося основанием для реализации процедуры слияния, в нем необходимо указывать условие о порядке конвертации акций объединяемых юридических лиц в акции вновь создаваемого в результате реорганизации общества. Такое же требование к содержанию договора о присоединении установлено и подп. 3 п. 3 ст. 17 Закона.
Постановление ВАС в п. 20 озвучивает аналогичную позицию, согласно которой изменение формы при слиянии и присоединении не представляется возможным. Суд исходит из того, что ст. 16, 17 Закона не предусматривают возможности АО присоединиться или объединиться с организацией иной формы. Единственной целью рассматриваемых форм реорганизации может являться создание акционерного общества, но только более крупного.
Особенности преобразования АО в ООО
Преобразование акционерной компании в общество с ограниченной ответственностью подчиняется правилам ст. 20 Закона. Так, процедура реорганизации в указанной форме включает в себя следующие основные этапы:
Практические трудности вызывает процедура обмена акций на доли в уставном капитале ООО. В соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 20 Закона в решении о преобразовании акционеры должны определить порядок такого обмена. При четкой регламентации процедура реализуется без серьезных проблем, что подтверждает постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.04.2016 по делу № А12-26775/2015.
Смена ЗАО на АО
С вступлением в силу нововведений Гражданского кодекса, внесенных законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ, такие понятия, как закрытое или открытое акционерное общество, перестали существовать. Вместо них введены понятия непубличного и публичного акционерного общества.
В связи с этим в силу ч. 5 ст. 3 закона 99-ФЗ с 01.09.2014 создание организаций в форме закрытого акционерного общества становится невозможным. При урегулировании правоотношений с участием ЗАО и в отношении организаций данной формы применяются вновь введенные в ГК нормы об акционерных обществах. То есть ЗАО фактически считаются АО, и изменения организационно-правовой формы дополнительно не требуется (ч. 10 названного закона).
Однако внести изменения в учредительные документы бывшего ЗАО с целью приведения их в соответствие с действующими нормами ГК все же необходимо. Но на основании ч. 7 ст. 3 закона 99-ФЗ сделать это следует при очередном внесении изменений, не связанных с необходимостью приведения документов в соответствие с новеллами законодательства.
Итоги
В заключение подведем некоторые итоги:
Энциклопедия решений. Реорганизация АО
АО может быть реорганизовано путем слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования (п. 1 ст. 57 ГК РФ, п. 2 ст. 15 Закона об АО).
Акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью, хозяйственное товарищество или производственный кооператив*(1) (п. 2 ст. 104 ГК РФ).
С 01.09.2014 допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если ГК РФ или другим законом предусмотрена возможность преобразования одной из таких форм в другую (абзацы второй, третий п. 1 ст. 57 ГК РФ).
Помимо добровольной реорганизации АО, в порядке, предусмотренном Законом об АО, существуют основания для принудительной реорганизации, порядок которой определяется иными федеральными законами (см., например, п. 2 ст. 57 ГК РФ, ст. 38 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).
Реорганизация АО относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Этот вопрос не может быть передан на рассмотрение коллегиального органа управления (совета директоров, наблюдательного совета) или коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции и т.п.), в том числе в непубличном обществе (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ, пп. 2 п. 1 ст. 48 Закона об АО).
Вопрос о реорганизации выносится на рассмотрение общего собрания акционеров советом директоров (наблюдательным советом) АО (п. 2 ст. 16, п. 2 ст. 17, п. 2 ст. 18, п. 2 ст. 19, п. 2 ст. 20 Закона об АО).
Сообщение о проведении общего собрания акционеров, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации АО, должно быть сделано не позднее, чем за 30 дней до даты его проведения (п. 1 ст. 52 Закона об АО).
Внимание
Сообщение о проведении собрания (ст. 52 Закона об АО) с повесткой дня, содержащей вопрос о реорганизации АО, должно содержать информацию о наличии у акционеров права требовать у АО выкупа принадлежащих им акций, цене и порядке осуществления выкупа (п. 1 и п. 2 ст. 76 Закона об АО).
Уведомление о реорганизации АО
После принятия решения о реорганизации АО обязано уведомить:
АО после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале реорганизации общество дважды с периодичностью один раз в месяц публикует в журнале «Вестник государственной регистрации» уведомление о реорганизации, содержащее сведения, предусмотренные законом.
Размещение акций при реорганизации АО
В таких случаях выпуску ценных бумаг АО присваивается идентификационный номер (п. 7 ст. 19.1 Закона об АО, абз. третий п. 6.1 Стандартов эмиссии).
Передаточный акт при реорганизации АО
В действующей редакции ст. 58 ГК РФ указано, что при реорганизации в форме разделения и выделения вместо разделительного баланса составляется передаточный акт. При этом необходимость составлять передаточный акт при реорганизации в форме слияния, присоединения и преобразования прямо не предусмотрена. Закон об АО по-прежнему содержит положения о необходимости составлять разделительный баланс (при реорганизации в форме разделения и выделения) и передаточный акт при реорганизации в форме слияния, присоединения и преобразования (п.п. 2, 5 ст. 16, п.п. 2, 5 ст. 17, пп. 7 п. 3, п. 4 ст. 18, пп. 7 п. 3, п. 4 ст. 19, пп. 8 п. 3 ст. 20 Закона об АО).
С 01.09.2014 нормы Закона об АО применяются только в части, не противоречащей положениям ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ (п. 4 ст. 3 Закона N 99-ФЗ). Однако вопрос о необходимости составлять передаточный акт при реорганизации юридического лица в форме слияния, присоединения и преобразования остается спорным, так как ст. 59 ГК РФ предусматривает составление этого документа независимо от формы реорганизации. Поэтому во избежание разногласий с регистрирующим органом целесообразно все же составлять передаточный акт при всех формах реорганизации.
При реорганизации в форме разделения или выделения с 01.09.2014 вместо разделительного баланса составляется передаточный акт.
Государственная регистрация при реорганизации АО
На заключительном этапе реорганизации в связи с созданием нового юридического лица в регистрирующий орган представляются документы, предусмотренные п. 1 ст. 14 Закона о госрегистрации (см. также письмо ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645).
Если в результате реорганизации создается АО, представляется документ, подтверждающий присвоение выпуску или выпускам акций государственного регистрационного номера или идентификационного номера (требования к форме такого документа утверждены приказом ФСФР России от 09.07.2013 N 13-57/пз-н).
С 1 января 2016 документы на государственную регистрацию могут быть направлены в регистрирующий орган в электронной форме через нотариуса (ст. 86.3 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 N 4462-I в ред. Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ, абз. третий п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации в ред. Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ).
Нотариус получает документы, выданные регистрирующим органом в электронной форме, и по просьбе заявителя выдаёт ему данные документы также в электронной форме либо на бумажных носителях с удостоверением их равнозначности электронным документам (п. 3 ст. 11 Закона о госрегистрации в ред. Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ).
Внимание
С 01.01.2016 государственная регистрация АО может быть приостановлена сроком на 1 месяц, если у регистрирующего органа имеются основания для проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ в связи с реорганизацией (п. 4.4 ст. 9 Закона о госрегистрации).
Срок, в течение которого в регистрирующий орган представляются документы для государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации, законом не определен. Однако необходимо иметь в виду, что государственная регистрация такого юридического лица допускается не ранее истечения срока, предоставленного для признания решения о реорганизации недействительным в судебном порядке (п. 4 ст. 57, п. 1 ст. 60.1 ГК РФ).
Как разъяснила ФНС России, связанные с завершением реорганизации документы могут быть представлены в регистрирующий орган после истечения как 30 дней с даты второго опубликования сообщения о реорганизации юридических лиц в журнале «Вестник государственной регистрации», так и истечения 3 месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации (см. подробнее письмо от 14.08.2015 N ГД-4-14/14410).
С 01.01.2016 расширен перечень оснований для отказа в регистрации при реорганизации юридического лица, в него добавлены в том числе:
— несоблюдение установленного законодательством РФ порядка проведения реорганизации юридического лица (пп. «х» п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации);
— внесение в ЕГРЮЛ сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от его имени, в отношении ряда перечисленных в законе лиц, например, в случае содержания в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений или нарушения решения суда о принудительной ликвидации (пп. «ф» п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации).
В случаях прекращения АО в результате реорганизации снятие его с учета в налоговых органах осуществляется налоговым органом самостоятельно, без участия налогоплательщика, на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 84 НК РФ).
*(1) До 01.09.2014 ГК РФ допускал преобразование АО в некоммерческое партнерство. В настоящее время возможность такого преобразования исключена (п. 2 ст. 104 ГК РФ). В силу п. 4 ст. 3 Закона N 99-ФЗ п. 2 ст. 104 ГК РФ в редакции данного закона имеет приоритет перед п. 1 ст. 20 Закона об АО, в котором осталось упоминание о возможном преобразовании АО в некоммерческое партнерство.
На что направлена реорганизация акционерного общества
Реорганизация и изменение
типа акционерного общества
20. При рассмотрении споров, связанных с реорганизацией акционерных обществ, судам следует исходить из пункта 1 статьи 104 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому общество может быть реорганизовано добровольно по решению общего собрания акционеров; иные основания и порядок реорганизации обществ определяются Кодексом и другими законами.
21. В соответствии со статьями 18 и 19 Закона при принятии обществом решения о разделении или выделении общества каждый акционер реорганизуемого общества, голосовавший против такого решения или не принимавший участия в голосовании, должен получить акции каждого общества, создаваемого в результате разделения (выделения), предоставляющие те же права, что и акции, принадлежащие ему в реорганизуемом обществе, пропорционально числу принадлежащих акций.
В случае нарушения указанных требований акционер может обратиться в суд с иском о признании недействительным решения общего собрания акционеров реорганизуемого общества.
Выкупленные обществом акции в связи с проведением его реорганизации погашаются.
Если у акционера выкуплена часть принадлежащих ему акций, то он имеет право на конвертацию (получение акций) оставшихся у него акций на условиях, предусмотренных статьями 18 и 19 Закона. При выкупе у акционера всех имеющихся у него акций участие акционера в реорганизуемом обществе прекращается и в состав участников создаваемых в результате реорганизации обществ он не входит.
Федеральными законами от 30.12.2008 N 315-ФЗ, от 05.05.2014 N 99-ФЗ статья 60 ГК РФ изложена в новой редакции. О случаях солидарной ответственности перед кредиторами реорганизуемого юридического лица см. пункты 3 и 5 статьи 60 ГК РФ.
22. На основании пункта 3 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 6 статьи 15 Закона судам необходимо иметь в виду, что в случае, когда утвержденный при реорганизации общества разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного общества, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного общества перед его кредиторами.
К такой же ответственности (солидарной) должны привлекаться созданные в результате реорганизации общества (включая то, из которого выделилось новое общество), если из разделительного баланса видно, что при его утверждении допущено нарушение принципа справедливого распределения активов и обязательств реорганизуемого общества между его правопреемниками, приводящее к явному ущемлению интересов кредиторов этого общества (пункт 1 статьи 6 и пункт 3 статьи 60 ГК РФ).
Если кредитором предъявлен иск к обществу, указанному в разделительном балансе в качестве правопреемника по обязательствам реорганизованного общества, и в ходе рассмотрения дела выявятся обстоятельства, отмеченные в абзаце втором пункта 22, вопрос о привлечении к участию в деле другого ответчика (ответчиков) в качестве солидарного должника (должников) может быть решен арбитражным судом с согласия истца на основании части 2 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
23. В соответствии с пунктом 1 статьи 68 Гражданского кодекса Российской Федерации хозяйственное общество одного вида может быть преобразовано в хозяйственное общество другого вида, при этом не исключается возможность преобразования обществ, относящихся к одной организационно-правовой форме юридического лица (акционерных обществ): закрытых в открытые и открытых в закрытые.
Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ с 1 сентября 2014 года пункт 5 статьи 58 ГК РФ изложен в новой редакции, из которой исключено требование о составлении передаточного акта при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида.
Преобразование акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа осуществляется по решению общего собрания акционеров с внесением соответствующих изменений в устав общества (утверждением устава в новой редакции) и государственной регистрацией их в установленном порядке.
Для подобного рода преобразований законодательством установлены ограничения, в частности следующие:
а) численность акционеров созданного в результате преобразования открытого общества в закрытое не должна превышать 50 (пункт 3 статьи 7 Закона);
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ в статью 2 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ, требование о создании акционерного инвестиционного фонда в форме открытого акционерного общества исключено.
в) размер уставного капитала закрытого акционерного общества, участники которого намерены преобразовать его в открытое, не должен быть ниже минимального уровня, установленного статьей 26 Закона для открытых акционерных обществ.
Как реорганизовать АО в форме преобразования
Суть преобразования — смена организационно-правовой формы юрлица.
Преобразовать АО можно в ООО, хозяйственное товарищество или производственный кооператив.
Вынести вопрос о преобразовании на собрание акционеров может только совет директоров. Если в АО нет совета директоров, то собрание по этому вопросу созывается директором.
До созыва собрания акционеров подготовьте проект устава (учредительного договора) нового юрлица, определите цену выкупа акций.
Если вы преобразовываете АО в ООО, можете использовать один из типовых уставов ООО.
Решение о преобразовании принимается не менее чем 75% голосов, приходящихся на голосующие акции общества. Большее количество голосов может быть предусмотрено уставом НПАО.
После принятия решения уведомьте о преобразовании регистрирующий орган, внесите уведомление о реорганизации в ЕФРСФДЮЛ, выкупите акции акционеров, предъявивших соответствующее требование.
Зарегистрируйте реорганизацию через три месяца после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале реорганизации АО.
Нужно подготовить учредительный документ юрлица, создаваемого в результате реорганизации, а также инвентаризационные документы и список акционеров, имеющих право требовать выкупа акций.
Вид учредительного документа зависит от того, в какую организационно-правовую форму реорганизуется АО. Если АО преобразуется:
— выбрать один из 36 типовых уставов ООО, которые утверждены Приказом Минэкономразвития России от 01.08.2018 N 411. По информации ФНС России возможность использовать типовые уставы ООО станет доступной после внесения изменений в формы документов, необходимых для госрегистрации юрлица. См. https://www.nalog.ru/rn32/service/kb/, вопрос «Возможно ли зарегистрировать общество с ограниченной ответственностью с типовым уставом?»;
— самостоятельно подготовить проект устава, соответствующий требованиям п. 2 ст. 12 Закона об ООО;
Инвентаризационные описи или акты инвентаризации и другие документы (например, сличительные ведомости) составляются по результатам инвентаризации для целей бухгалтерского учета (ч. 3 ст. 11 Закона о бухгалтерском учете; п. п. 2.5, 4.1 и 5.6 Методических указаний по инвентаризации).
Список акционеров, имеющих право требовать выкупа обществом принадлежащих им акций, составляется на основании данных, содержащихся в списке лиц, имевших право на участие в общем собрании акционеров, повестка дня которого включала в себя вопросы, повлекшие возникновение у акционеров права требовать выкупа акций (п. 2 ст. 75 Закона об АО).
Нужно ли составлять передаточный акт при преобразовании
Нет, не нужно. При преобразовании права и обязанности реорганизованного общества в отношении других лиц не изменяются. За исключением прав и обязанностей в отношении акционеров (п. 5 ст. 58 ГК РФ, Письмо ФНС России от 14.03.2016 N ГД-4-14/4182@).
Цена выкупа устанавливается советом директоров АО, и она не должна быть ниже рыночной стоимости, определенной оценщиком без учета изменения цены в процессе принятия решения о реорганизации (п. 3 ст. 75 Закона об АО).
Определить цену выкупа нужно до созыва собрания по вопросу преобразования АО, так как информация о цене выкупа включается в сообщение о проведении общего собрания (п. п. 1, 2 ст. 76 Закона об АО).
Чтобы определить цену выкупа акций:
1) закажите у оценщика рыночную оценку стоимости акций.
Для этого обратитесь к оценщику и заключите с ним договор на проведение оценки (п. 3 ст. 75, абз. 2 п. 2 ст. 77 Закона об АО, ст. 10 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Оценщику для проведения оценки могут потребоваться:
— сведения об АО: полное и сокращенное фирменное наименование, место нахождения, ОГРН, структура и размер уставного капитала;
— сведения об акциях, подлежащих оценке, а именно общее количество акций, категория (тип), номер и дата государственной регистрации выпуска акций;
— бухгалтерская отчетность, включая расшифровки по кредиторской и дебиторской задолженностям, расшифровку отчета о прибылях и убытках, полные данные по основным средствам и нематериальным активам;
— аудиторское заключение на последнюю отчетную дату;
— налоговая отчетность АО;
— сведения об объявленных и выплаченных дивидендах по акциям, подлежащим оценке;
— иные сведения, имеющиеся у общества, которые могут повлиять на рыночную стоимость акций;
2) проведите заседание совета директоров с целью определить цену выкупа акций.
Учтите, что совет директоров не может установить цену выкупа ниже цены, указанной в отчете оценщика (п. 3 ст. 75 Закона об АО).
Определенная советом директоров цена выкупа акций должна быть доведена до сведения акционеров в сообщении о проведении собрания, в повестку дня которого включен вопрос о реорганизации (п. 2 ст. 76 Закона об АО).
Если между акционером и обществом возникнут разногласия по поводу цены акций, их необходимо урегулировать по правилам, установленным ст. 445 ГК РФ (п. 19 Обзора судебной практики от 25.12.2019).
Решение о реорганизации АО принимает собрание акционеров в общем порядке. Если в АО один акционер, то он просто письменно оформляет такое решение. При наличии в обществе совета директоров решение может быть принято только на основании его предложения (п. 3 ст. 47, п. 3 ст. 49 Закона об АО).
Для принятия общим собранием решения о преобразовании:
1) созовите общее собрание акционеров. Для этого за 30 дней до собрания направьте своим акционерам уведомление, в котором помимо сведений о собрании сообщите о наличии у них права требовать выкупа акций, указав (п. 1 ст. 52, п. 1 ст. 75, п. п. 1 и 2 ст. 76 Закона об АО):
— цену, определенную независимым оценщиком и утвержденную советом директоров (п. 3 ст. 75 Закона об АО);
Если в АО нет совета директоров, то рекомендуем указать в уведомлении рыночную цену, определенную оценщиком, и указать, что окончательная цена выкупа будет определена собранием акционеров в рамках решения вопроса о реорганизации;
— порядок осуществления выкупа;
— адрес(а), по которому могут направляться требования о выкупе акций.
Приложите к уведомлению о собрании следующие документы:
— проект устава (учредительного договора). Этого делать не надо, если вы преобразуете АО в ООО и хотите использовать один из типовых уставов ООО (рекомендуем указать это в приложении к уведомлению);
— проект решения о преобразовании (п. 3.6 Положения Банка России от 16.11.2018 N 660-П);
— обоснование условий и порядка реорганизации, содержащихся в проекте решения о преобразовании (п. 3.6 Положения Банка России от 16.11.2018 N 660-П);
— годовые отчеты и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность АО за три завершенных отчетных года, предшествующих дате проведения общего собрания, либо за каждый завершенный отчетный год с момента образования организации, если организация осуществляет свою деятельность менее трех лет (п. 3.6 Положения Банка России от 16.11.2018 N 660-П);
— промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность АО за последний завершенный отчетный период, состоящий из трех, шести или девяти месяцев, предшествующий дате проведения общего собрания, если такая отчетность составляется (п. 3.6 Положения Банка России от 16.11.2018 N 660-П);
— отчет оценщика о рыночной стоимости акций АО, требования о выкупе которых могут быть предъявлены к АО (п. 3.5 Положения Банка России от 16.11.2018 N 660-П);
— расчет стоимости чистых активов АО по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности АО за последний завершенный отчетный период (п. 3.5 Положения Банка России от 16.11.2018 N 660-П);
— протокол (выписка из протокола) заседания совета директоров (наблюдательного совета) АО, на котором принято решение об определении цены выкупа акций общества, с указанием цены выкупа акций (п. 3.5 Положения Банка России от 16.11.2018 N 660-П);
— проекты решений общего собрания акционеров (п. 3 ст. 52 Закона об АО).
Все эти документы должны быть доступны для ознакомления в течение 30 дней до собрания и во время его проведения в помещении директора и иных местах, указанных в уведомлении. В установленных случаях они также должны быть размещены на сайте общества (п. 3 ст. 52 Закона об АО, п. 3.7 Положения Банка России от 16.11.2018 N 660-П);
2) проведите собрание и примите решение не менее чем 75% голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании (п. п. 4, 5.1 ст. 49 Закона об АО).
В решение о реорганизации в форме преобразования включите сведения, предусмотренные п. 3 ст. 20 Закона об АО, в частности:
— укажите данные об утверждении учредительных документов создаваемого юрлица и приложите эти документы. Если вы преобразуете АО в ООО, которое будет действовать на основании типового устава, рекомендуем указать это в решении;
— определите порядок обмена акций на доли (вклады, паи).
Например, для обмена может использоваться следующая формула:
Одна доля (вклад, пай) = Номинальная стоимость одной обыкновенной акции / Размер складочного (уставного) капитала (паевого фонда).
Пример определения в решении собрания акционеров порядка обмена акций на вклад в складочный капитал полного товарищества
Складочный капитал полного товарищества сформировать в размере 10 000 (десять тысяч) руб. (100%) за счет обмена акций акционеров общества, реорганизуемого в форме преобразования, на вклады:
— 125 (сто двадцать пять) обыкновенных именных акций, принадлежащих акционеру А1, номинальной стоимостью 50 (пятьдесят) руб. каждая и общей номинальной стоимостью 6 250 (шесть тысяч двести пятьдесят) руб. обменять на вклад в складочном капитале номинальной стоимостью 6 250 (шесть тысяч двести пятьдесят руб., что составит 0,625 долей или 62,5%;
— 75 (семьдесят пять) обыкновенных именных акций, принадлежащих акционеру А1, номинальной стоимостью 50 (пятьдесят) руб. каждая и общей номинальной стоимостью 3 750 (три тысячи семьсот пятьдесят) руб. обменять на вклад в складочном капитале номинальной стоимостью 3 750 (три тысячи семьсот пятьдесят) руб., что составит 0,375 долей или 37,5%.
Пример определения в решении собрания акционеров порядка обмена акций на паи в производственном кооперативе
Паевой фонд создаваемого производственного кооператива сформировать в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) руб. (100%) за счет обмена акций акционеров общества, реорганизуемого в форме преобразования, на паи:
— 300 (триста) обыкновенных именных акций, принадлежащих акционеру А1, номинальной стоимостью 100 (сто) руб. каждая и общей номинальной стоимостью 30 000 (тридцать тысяч) руб. обменять на пай номинальной стоимостью 30 000 (тридцать тысяч) руб., что составит 2/4 паевого фонда;
— 100 (сто) обыкновенных именных акций, принадлежащих акционеру А2, номинальной стоимостью 100 (сто) руб. каждая и общей номинальной стоимостью 10 000 (десять тысяч) руб. обменять на пай номинальной стоимостью 10 000 (десять тысяч) руб., что составит 1/4 паевого фонда;
— 100 (сто) обыкновенных именных акций, принадлежащих акционеру А3, номинальной стоимостью 100 (сто) руб. каждая и общей номинальной стоимостью 10 000 (десять тысяч) руб. обменять на пай номинальной стоимостью 10 000 (десять тысяч) руб., что составит 1/4 паевого фонда.
Также в решение можно включить иные сведения, например об аудиторе юрлица, создаваемого в результате преобразования (п. 3.1 ст. 20 Закона об АО);
3) оформите решение в виде протокола. Укажите в нем сведения, включаемые в решение о реорганизации в форме преобразования, предусмотренные п. 3 ст. 20 Закона об АО. Протокол подписывают председатель собрания и секретарь (п. 3 ст. 181.2 ГК РФ).
Регистрирующий орган по месту нахождения общества нужно уведомить в течение трех рабочих дней после принятия общим собранием АО решения о преобразовании. Для этого подайте уведомление по форме N Р12003 (п. 1 ст. 13.1 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП, п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25, п. 5 Письма ФНС России от 23.01.2009 N МН-22-6/64@).
Приложите к уведомлению решение о преобразовании (п. 1 ст. 13.1 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).
На основании данного уведомления регистрирующий орган вносит запись в ЕГРЮЛ о начале процедуры реорганизации.
Кредиторов уведомлять не нужно, поскольку к отношениям, возникающим при реорганизации в форме преобразования, положение п. 1 ст. 60 ГК РФ об обязанности юрлица публиковать в СМИ уведомление о реорганизации не применяется (п. 5 ст. 58 ГК РФ).
Учтите, что в течение трех рабочих дней после принятия решения о реорганизации необходимо внести в ЕФРСФДЮЛ уведомление о реорганизации. В нем укажите, в частности, сведения о форме реорганизации, создаваемом в результате нее юрлице (пп. «н.6» п. 7, п. п. 8, 9 ст. 7.1 Закона госрегистрации юрлиц и ИП).
За невнесение сведений или нарушение срока их внесения установлена ответственность.
После внесения записи в ЕГРЮЛ о начале реорганизации и до подачи документов на регистрацию нужно представить сведения в ПФР и налоговый орган и выкупить акции у акционеров.
Кроме того, при наличии у реорганизуемого общества облигаций ему нужно внести изменения в решение об их выпуске.
В день подачи документов на госрегистрацию реорганизации нужно уведомить регистратора о факте их подачи.
5.1. Как провести выкуп акций по требованию акционеров
Выкуп акций осуществляется в порядке ст. 76 Закона об АО.
АО должно выкупить акции у акционеров, голосовавших против (не участвовавших в голосовании) принятия решения о реорганизации и предъявивших требование о выкупе в течение 45 дней с даты принятия решения о реорганизации (п. 1 ст. 75, п. 3.2 ст. 76 Закона об АО).
Важно, что сумма средств, направляемых на выкуп, не должна превышать 10% стоимости чистых активов общества на дату принятия решения о реорганизации. Если количество акций, в отношении которых предъявили требования о выкупе, превышает максимальный предел выкупаемых акций, то акции необходимо выкупить пропорционально заявленным требованиям (п. 5 ст. 76 Закона об АО). Оставшиеся невыкупленными ценные бумаги подлежат обмену на акции (доли) реорганизованного общества (п. 15 Обзора судебной практики от 25.12.2019).
Документы на госрегистрацию можно подать только через три месяца после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации АО (п. 4 ст. 57, п. 1 ст. 60.1 ГК РФ).
Для регистрации реорганизации документы подаются в регистрирующий орган или единый регистрационный центр по месту нахождения директора общества. Например, в Москве документы подаются в МИФНС России N 46 по г. Москве (п. 1 ст. 15 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).
Документы, которые представляются для регистрации реорганизации в форме преобразования АО (п. 1 ст. 14 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП):
Учтите, что электронные документы можно направить в том числе с использованием мобильного приложения (п. 5 Порядка, утвержденного Приказом ФНС России от 12.10.2020 N ЕД-7-14/743@). Полагаем, что в этом случае госпошлину также платить не нужно;
Способы подачи документов. Для подачи документов в регистрирующий орган выберите один из способов (п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП):
При подаче документов заявителю или его представителю выдается (направляется по почте, электронной почте) расписка с указанием в том числе даты получения документов (п. п. 72, 73, 150 Административного регламента, утвержденного Приказом ФНС России от 13.01.2020 N ММВ-7-14/12@).
Регистратор, который ведет реестр владельцев ценных бумаг эмитента, или депозитарий, который ведет централизованный учет прав на его ценные бумаги, должен уведомить Банк России о погашении размещенных акций АО в связи с реорганизацией, о погашении облигаций, если АО являлось их эмитентом (п. 70.1 Стандартов эмиссии).
Данное уведомление должно быть направлено в Банк России в течение трех рабочих дней с того момента, когда регистратор или депозитарий совершит в реестре владельцев ценных бумаг (в регистрах депозитарного учета) операции по списанию ценных бумаг с эмиссионного счета при их погашении (п. п. 70.2, 71.3 Стандартов эмиссии, п. 1 ст. 20 Закона об РЦБ).
Материал статьи взят из открытых источников
Остались вопросы к адвокату по данной тематике?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!