На что направлена в главной степени деятельность предприятия

Раздел 1. Характеристика предприятий

Цели, задачи: Раскрыть место и роль предприятия в рыночной экономике. Для этого необходимо уяснить сущность предпринимательства и его организационную форму в рыночной экономике. Поскольку предприятие функционирует в определенной среде, то важно знать, как формируется эта среда, ее структуру и влияние на деятельность предприятия. Знание классификационных признаков предприятий позволяет глубже понять особенности организационно-правовых форм предприятий.

Оглавление

2.1. Предпринимательство и предприятие в рыночной среде. Юридическое лицо и его признаки

Хозяйственная деятельность в рыночной экономике осуществляется, как правило, в виде предпринимательской деятельности. Из экономической теории известно, что предпринимательская деятельность представляет собой инициативную самостоятельную деятельность, направленную на удовлетворение общественных потребностей в форме спроса и получения прибыли. Предпринимательство отличают следующие черты:

В российской экономике предпринимательской деятельностью, в соответствие с хозяйственным правом, могут заниматься граждане (физические лица) и предприятия (юридические лица). В России уже сложилась правовая основа для осуществления предпринимательства. Законы России гарантируют:

Предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием юридического лица и без его образования. Предпринимательская деятельность, осуществляемая отдельным гражданином в форме индивидуальной предпринимательской деятельности, прошедшим государственную регистрацию, осуществляется без образования юридического лица. Любая другая предпринимательская деятельность, как правило, требует для ее осуществления образование юридического лица.

Понятие юридического лица

Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать или осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и отвечать в суде.

Юридическое лицо характеризуется следующими основными признаками:

В рыночной экономике основной формой организации предпринимательской деятельности является предприятие. Предприятие как понятие обозначает самостоятельного хозяйствующего субъекта с правом юридического лица, созданного в порядке, установленном законом, для производства продукции (услуг) в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Принципы организации предприятий

Организация и функционирование предприятия основывается на следующих принципах:

Экономичность как принцип хозяйственной деятельности состоит в том, что в основе достижения результатов предпринимательской деятельности должны лежать минимальные затраты. Финансовая устойчивость предпринимательской деятельности проявляется в способности предприятия на каждый момент времени произвести необходимые платежи, т. е. быть способным выполнять свои финансовые обязательства перед контрагентами. Принцип доходности предпринимательской деятельности означает, что хозяйственная деятельность должна быть так организована, чтобы были обеспечены прибыль и рентабельность.

В ходе хозяйственной деятельности предприятие решает следующие задачи:

Ликвидация предприятия возможна по следующим причинам:

2.2. Внутренняя и внешняя среда предприятий

Любое предприятие как организационное целое функционирует в рыночной среде. Эта среда представляет собой совокупность сил и факторов, воздействующих на предприятие. Все эти факторы можно объединить в две группы. Одна группа факторов не зависит от предприятия и образует внешнюю среду по отношению к предприятию. Другая группа факторов, образующая структуру предприятия, формирует внутреннюю среду предприятия.

Факторы внешней среды можно разделить на две группы.

Первая группа факторов характеризуется тем, что предприятие не может воздействовать на них, но и должно учитывать их роль в своей деятельности. К ним относятся:

Внутреннюю среду предприятия формируют следующие факторы:

Производственно-технические факторы отражают влияние материально-технической базы (средств производства), сырья, полуфабрикатов технологии производства продукции на результаты хозяйственной деятельности предприятия. Использование высоких технологий в современных условиях ведет к многократному возрастанию воздействия на все элементы внутренней среды предприятия.

Роль персонала на предприятии многообразна. Результаты хозяйственной деятельности непосредственно зависят от профессионального состава, квалификации, интересов работников предприятия. В последние годы особое внимание уделяется формированию организационной культуры, отражающей морально-нравственные нормы поведения и взаимоотношений между работниками, что позволяет успешно решать стоящие перед предприятием задачи и достигать поставленные цели.

Наличие достаточной суммы финансов способствует своевременности расчетов с кредиторами, поставщиками, персоналом и пополнению основных и оборотных фондов предприятия.

Особую роль играет информация. Она включает коммерческую, техническую и оперативную информацию. Коммерческая информация позволяет определить, что, в каком количестве и для кого производить. Техническая информация содержит характеристики производимой продукции, технологии производства, необходимых машин и механизмов для обеспечения производственного процесса. Оперативная информация содержит задания персоналу, расстановку работников по рабочим местам, регулирование хода производственного процесса и корректировку управленческих решений.

2.3. Типы предприятий

Разнообразие видов и форм предпринимательской деятельности обусловливает появление большого числа разнообразных предприятий. Для более глубокого изучения предпринимательской деятельности, выявления специфических закономерностей организации и ведения хозяйственной деятельности предприятия можно классифицировать по целому ряду признаков.

Таблица 1. Типы организаций

Классификационный признак

Виды предприятий

По отраслевой принадлежности и виду хозяйственной деятельности

По форме собственности

По характеру правового режима собственности

По мощности производственного потенциала (размеру предприятия)

По преобладающему производственному фактору

По принадлежности капитала и контролю над ним

В зависимости от пределов ответственности

По организационно-правовой форме предпринимательской деятельности

По виду производимой продукции

Из классификации предприятий следует, что прежде всего они различаются по принадлежности к той или иной отрасли экономики страны. Для определения отраслевой принадлежности в ходе регистрации предприятия используется «Российский классификатор отраслей народного хозяйства». Отнесение предприятия к той или иной отрасли основывается на определении назначения выпускаемой продукции, особенностях материально-технической базы и технологических процессов, на степени однородности используемого сырья, на профессиональном составе кадров и т. д.

Одной из важных характеристик предприятия является его размер. В основе этого признака лежит число занятых работников на предприятии. По этому признаку предприятия делятся на малые – до 50 чел., средние – от 50 до 500 чел., крупные – свыше 500 чел., особо крупные – свыше 1000 чел. Уточнение размеров предприятия основывается на определении объема продаж, величины активов, получаемой прибыли и т. п. Сложилась тесная связь между размерами предприятий и их отраслевой принадлежностью. Как правило, предприятия металлургии, машиностроения являются крупными. А предприятия легкой, пищевой промышленности средние. В рыночной экономике весьма важную роль играют малые предприятия. Их роль проявляется в следующем:

2.4 Организационно-правовые формы предприятий

В Гражданском кодексе РФ определен состав организационно-правовых форм предприятий как юридических лиц в зависимости от целей экономической деятельности. Юридические лица могут создавать как коммерческие организации, так и некоммерческие. Деятельность коммерческих организаций направлена на извлечение прибыли, т. к. это один из основных принципов хозяйственной деятельности в условиях рынка.

Деятельность некоммерческих организаций не ставит своей целью извлечение прибыли и не распределяет ее между участниками.

Ниже приведена схема, отражающая структуру организационно-правовых форм коммерческих предприятий в соответствие с законодательством России.

На что направлена в главной степени деятельность предприятия. Смотреть фото На что направлена в главной степени деятельность предприятия. Смотреть картинку На что направлена в главной степени деятельность предприятия. Картинка про На что направлена в главной степени деятельность предприятия. Фото На что направлена в главной степени деятельность предприятия

Рис. 1. Структура организационно-правовых форм коммерческих предприятий

Товарищество является договорным объединением и действует на основе договора, а не устава. Участниками товарищества могут быть только индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, а в обществах такого ограничения нет. Участники товарищества несут неограниченную солидарную ответственность по его обязательствам. На участников общества такая ответственность может быть возложена по ограниченному кругу оснований предусмотренных Гражданским кодексом (см. ст. 56, 95, 105 и комментарий к ним). Лицо может быть участником в качестве полного товарища только в одном товариществе. Товарищество не может быть создано одним лицом, а для общества такая допускается. Одним из основных условий деятельности общества является его надлежащая капитализация. Закон определяет минимальную величину уставного капитала общества. В товариществе нет органов управления, характерных для обществ. Дела в товариществе ведут сами участники, а в обществе эти функции выполняют наемные менеджеры. Фирменное название товарищества должно включать имя (наименование) хотя бы одного из участников. У обществ может быть произвольное название. Участие в обществе передается более свободно, чем в товариществе. Изменение состава участников в обществе не сказывается на его существовании. А в товариществе выбытие полного товарища, как правило, влечет прекращение деятельности этого товарищества.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в одной из двух форм: полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). В полном товариществе участники (полные товарищи) в соответствии с договором ведут деятельность от имени товарищества, несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. При этом лицо может быть участником только одного полного товарищества. Решение в полном товариществе принимается единогласно и каждый товарищ имеет только один голос. Прибыль и убытки распределяются между участниками пропорционально их долям в уставном (складочном) капитале. Товарищество на вере (коммандитное товарищество) представляет объединение полных товарищей с участниками-вкладчиками (коммандитистами). Последние несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в предпринимательской деятельности товарищества.

Хозяйственные общества как объединение капиталов выступают в трех формах: общество с ограниченной ответственностью (ООО), общество с дополнительной ответственностью (ОДО), акционерное общество(АО).

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – форма предпринимательской деятельности, которая учреждена одним или несколькими лицами, уставный капитал разделен на доли, определенные учредительными документами; участники ООО не отвечают по обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность ООО, являются Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14 от 8 февраля 1998 г. Особенности организации ООО включают:

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) является разновидностью хозяйственных обществ. Его особенность состоит в том, что участники ОДО в случае недостаточности имущества общества для удовлетворения требований кредиторов могут быть привлечены к имущественной ответственности по долгам общества их личным имуществом в солидарном порядке. Но размер этой ответственности ограничен одинаковым кратным размером дополнительного взноса к сумме первоначально внесенных вкладов (например, трехкратный размер), а не всей суммой личного имущества участников ОДО. Поэтому ОДО представляет переходную форму от товарищества с неограниченной ответственностью к обществу, исключающего такую ответственность.

Акционерное общество (АО) – форма предпринимательской деятельности, в которой уставный капитал образуется за счет номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами. Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельности АО является Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об акционерных общества» от 26 декабря 1995г. В число особенностей АО входят:

К преимуществам АО можно отнести:

Уставный капитал АО формируется одним из способов:

В первом случае создается открытое акционерное общество, во втором – закрытое. Федеральным законом установлена минимальная величина уставного капитала АО: для открытого АО минимальный размер уставного капитала составляет 1000-кратную сумму МРОТ на момент регистрации, для закрытого АО – не менее 100-кратного МРОТ на момент регистрации. Открытое АО характерно для крупных предприятий. Число участников закрытого АО не должно превышать 50 чел.

АО одного типа может быть преобразовано в общество другого типа. Но есть определенные ограничения в этих преобразованиях. Так, открытое АО не может стать закрытым, если:

В свою очередь, закрытое АО не может стать открытым, если его уставный капитал ниже 1000-кратного МРОТ.

Производственный кооператив (артель) – добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членов на основе имущественных паевых взносов. Основными нормативными документами, регулирующими деятельность производственных кооперативов, являются Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 8 мая 1996 г. «О производственных кооперативах», Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации».

Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размере и порядке, установленном законом. Учредительным документом производственного кооператива является устав, утвержденный общим собранием. Число членов кооператива не должно быть менее 5 чел. Имущество кооператива делится на паи его членов в соответствие с уставом предприятия. Кооператив не может выпускать акции. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с трудовым участием, если не предусмотрен иной порядок. Высшим органом управления кооператива является общее собрание его членов.

Унитарное предприятие коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия неделимо и не может быть распределено по вкладам. Унитарные предприятия создаются и действуют на основе одной формы собственности: государственной или муниципальной. Поэтому учредителями выступают государство или муниципальное образование. Создание юридического лица невозможно. Собственник имущества, создавая предприятие, не утрачивает прав на него. Имущество, закрепленное собственником за унитарным предприятием, формирует его уставный фонд. Учредительным документом для унитарного предприятия является устав. В этом документе отражены предмет, цели деятельности, фирменное название унитарного предприятия с указанием собственника и принадлежности к государственному или муниципальному предприятию.

Картель – объединение предприятий, производящих однородную продукцию. Участники картеля вырабатывают единую рыночную стратегию, которая включает общую ценовую политику. Как правило, предприятия, вошедшие в картель, сохраняют хозяйственную, финансовую, юридическую самостоятельность.

Синдикат – объединение предприятий, в котором создается единый центр по сбыту продукции участников синдиката.

Трест – объединение предприятий, принадлежавших разным предпринимателям и слившихся в единый производственный комплекс, теряя при этом юридическую и хозяйственную самостоятельность. Вертикальное комбинирование в тресте позволяет объединить в одной компании производства, связанные в одну технологическую цепочку, или разных отраслей производства.

Объединенные в концерн предприятия остаются юридическими лицами в форме акционерных обществ или иных хозяйственных объединений, но имеют общее руководство, осуществляемое головной компанией (холдингом).

Холдинг – головная компания, которая обладает контрольным пакетом акций предприятий, объединенных в единую структуру, обеспечивает управление ими и контроль над их деятельностью.

Финансово-промышленная группа – совокупность юридических лиц, в состав которых входят наряду с предприятиями материального производства и финансовые организации, банки. Главная задача таких объединений состоит в соединении банковского капитала и производственного потенциала. При этом основным доходом банка, входящего в ФПГ, должны быть дивиденды от повышения эффективности работы производственных предприятий. Банки и предприятия, входящие в ФПГ, могут быть участниками неограниченного числа других объединений. Поэтому ФПГ с учетом их прямых и опосредованных связей могут охватывать целый сектор экономики страны.

Консорциум – временное объединение предприятий для решения конкретных задач в течение определенного периода времени. Участники консорциума сохраняют самостоятельность и могут одновременно быть участниками других ассоциаций, совместных предприятий. После выполнения своей задачи консорциум прекращает существование.

Источник

Цели организации, конечные результаты и показатели деятельности

Введение

Основой любой организации является система управления, без этой системы ни одна организация просто не может существовать. Система управления должна определять частные цели всем структурным подразделениям и всем членам организации (дифференциация), и направлять деятельность всех членов организации, всех структурных подразделений на достижение целей организации (интеграция). При этом цели всегда должны быть измеримыми: управлять можно только тем, что можно измерить.

В 1992 г. Каплан и Нортон представили новую систему управления Balanced Scorecard – BSC (система сбалансированных показателей – СПП), которая, по их замыслу, должна трансформировать стратегию в оперативные задачи и показатели, согласовать цели и задачи подразделения и каждого работника со стратегией компании [2]. Однако, несмотря на провозглашенные возможности, по некоторым данным, результаты внедрения концепции Каплана и Нортона в Северной Америке во многих случаях оказались хуже ожидаемых (в Канаде лишь 10% пользователей утверждают, что их сбалансированные системы показателей дают положительные результаты), а в Европе и Южной Америке – вообще неудовлетворительными [3].

Таким образом, вопрос эффективной системы управления организацией открыт и требует дальнейшего рассмотрения, далее мы и рассмотрим системы управления по показателям и по конечному результату. Предварительно рассмотрим понятие «цели», которое имеет ключевое значение во многих областях: философии, психологии, кибернетике, менеджменте. Категория «показатель» также широко используется, но разные авторы дают свои определения этим терминам, порой смешивают их, поэтому предварительно рассмотрим вопрос значения данных слов.

Цель – предвидимый результат

Вся сложность такого подхода именно в том, чтобы создать эти образы, образы требуемого результата и организации, которая может дать этот результат. Но, с другой стороны, если мы не создадим эти образы, не получим такое «видение», то что же мы будем делать, в каком направлении действовать?

Показатели

Показатель, если он измерим, и есть однозначная методика измерения, – это объективные, но косвенные данные, которые имеют непосредственную, но одностороннюю и не всегда достаточно ясную и определенную связь с целью деятельности организации. Односторонность во многом снимается установлением системы показателей (например, ССП), но неопределенность при этом нисколько не снимается, возможно, даже увеличивается.

Каплан и Нортон в своей книге «Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию» [2] дали следующую цепочку деятельности: Цели – Показатели – Задачи – Инициативы. При этом они не дают определений понятиям цели, показателя, задачи и инициативы, поэтому просто приведем примеры из книги.

Цель – Развитие знаний и навыков в маркетинге. Показатель – Процент доступных стратегических знаний и навыков. Задача – Довести до 100% через два года.

Первый пример вообще нельзя признать положительным, так как измерить «доступные стратегические знания и навыки» невозможно, им можно только дать чисто субъективную оценку.

Что касается второго примера, то может ли сокращение временного цикла разработки продукта быть целью организации? Конечно, нет. Временной цикл можно сократить всегда, только соответственно ухудшится и качество продукта. Каждый продукт имеет свой оптимальный цикл разработки – один продукт больше, другой меньше. И, если организация будет выпускать все более и более сложную продукцию, средний цикл разработки будет постоянно увеличиваться.

Каплан и Нортон писали: «Для достижения выдающихся результатов менеджеры, подобно пилотам, должны иметь все необходимые датчики, обеспечивающие их разнообразными показателями о состоянии «окружающей среды» и «хода выполнения полета»» [2]. Это совершенно правильно, но если пилот будет просто поддерживать все показатели на заранее заданном уровне, то совершенно неизвестно, куда он прилетит.

Показатель не может быть самоцелью, на достижение которой направляется деятельность организации и мотивируются члены организации. Если какой-то из показателей выходит за определенные рамки, то надо просто посмотреть стратегические проекты и планы и разобраться, требуется ли в данных конкретных условиях их коррекция. Например, если показатель времени обучения сотрудников ниже определенного, посмотреть, нужно ли увеличивать это время для эффективного проведения текущих проектов или в данном конкретном случае это и не требуется.

Основное – это цель, доставить такой-то груз, в такую-то точку, в такой-то срок, с такими-то затратами, т. е. предвидимый конечный результат. Составляется график полета с промежуточными точками, в полете, конечно, летчик пользуется показаниями приборов и поддерживает значение показателей такими, какими он считает нужными при данных условиях внешней среды, которые будут наиболее эффективными в данных условиях. Летчику не ставится цель поддерживать показания каждого прибора на заданном уровне, и его деятельность не оценивается по тому, насколько четко он выдерживал заданные показания приборов во время полета, оценка идет по конечному результату – срокам и затратам ресурсов на доставку груза.

Основной недостаток системы управления по показателям

Основной же недостаток показателей при их использовании в управлении (в отличие от получения конечных и промежуточных результатов) заключается в том, что их можно «получать» и путем манипуляций с цифрами, приписками, достигать чисто формально, а также и без всякой практической пользы для организации, и даже нанося вред организации (но получая при этом личную выгоду).

Примеры (из различных источников):

Индикаторы (показатели) деятельности – достижения поставленной цели нужны и необходимы, но они не могут являться целями, на которые мотивируется деятельность членов организации. Деятельность членов организации должна быть направлена на достижение цели организации – выполнению программ и проектов, их этапов. А индикаторы и показатели будут истинно (но не полно) отражать деятельность организации только тогда, когда их величина не будет мотивирована, когда за их достижение не будет устанавливаться вознаграждение их исполнителям. Как только показатели становятся предметом мотивации – они сразу же теряют всякую объективность.

Показатели не могут быть самоцелью!

Сбалансированная система показателей (ССП) была разработана в ходе исследование по теме «Показатели деятельности организации будущего» проводимого Институтом Нолана Нортона (Nolan Norton Institute). Необходимость такого исследования назрела потому, что существующие подходы к оценке деятельности предприятия, опирающиеся в первую очередь на финансовые показатели, неизбежно устаревали. В ходе этой работы Каплан и Нортон не только создали систему показателей, но сделали попытку развития ССП в систему стратегического менеджмента, только, не смотря на их обещания, итоги оказались не такими уж радостными: по некоторым данным, как уже отмечалось выше, результаты внедрения концепции Каплана и Нортона в Северной Америке во многих случаях оказались хуже ожидаемых (в Канаде лишь 10% пользователей утверждают, что их сбалансированные системы показателей дают положительные результаты), а в Европе и Южной Америке – вообще неудовлетворительными [3].

Возможные причины кроются в том, что вместо того, чтобы вести себя надлежащим образом, члены организации фокусируется только на тех действиях, которые «учитываются» в карте показателей, для того, чтобы извлечь наибольшую выгоду лично для себя [11]. Ведь показатели, что бы система ССП была системой менеджмента, должны мотивироваться: «Сотрудники будут проявлять интерес к статистическим показателям деятельности, если премии будут привязаны к индивидуальным итоговым показателям. При этом возникает риск, что некоторые сотрудники попытаются манипулировать статистикой в целях получения личных выгод» [11].

Риск – это очень мягко сказано. Принципиальная необъективность статистических показателей стала объектом многих десятков афоризмов. Еще Марк Твен в 1906 г. писал: «Цифры обманчивы, я убедился в этом на собственном опыте; по этому поводу справедливо высказался Дизраэли: «Существует три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика»».

Следует быть реалистами и смириться с тем, что вряд ли BSC в ближайшие годы действительно станет «системой стратегического управления» как представляют её Каплан и Нортон более чем для единиц из десятков тысяч отечественных предприятий. В то же время, BSC может быть прекрасной системой стратегического измерения, т.е. выполнять функцию мониторинга нужных для управления и контроля за выполнением стратегии ключевых показателей, которые невозможно отыскать в бухгалтерском учёте или другой информационной системе предприятия (во всяком случае, в целостном и взаимоувязанном виде) [12], т.е. именно тем, для чего она изначально и разрабатывалась.

Конечные результаты и показатели

Необходимость ориентации на результат труда указал еще Фредерик Тейлор в самом начале прошлого века, а соответствии с теорией стратегического управления основная задача организации – это поставить цели — сформулировать предвидимые результаты, представляемые и осознаваемые руководителем организации и её членами, разработать поэтапные программы достижения целей с временными и ресурсными характеристиками. Эти программы и их этапы и будут контрольными точками показывающими ход реализации стратегии организации. Организовывать деятельность организации необходимо не на показателях, а на достижении поставленных целей – достижении результатов. Аналогично и организационная культура должна ориентироваться не на показатели, которыми можно манипулировать, а на достижение цели организации – получение результата. Подмена результата показателями пагубна и для эффективности организации, и для организационной культуры.

Все измерения полностью объективны, какие либо манипуляции ими практически исключены.

При таком построении оценка деятельности структурных подразделений и членов организации полностью объективна и нацелена на конечный результат, все расчеты объективны и автоматизированы. Вознаграждение по итогам деятельности определяет не руководство (субъективно), а сами итоги деятельности – результаты. Руководство никого не наказывает, а помогает подразделениям и членам организации достичь заданного результата и получить соответствующее вознаграждение, и само, конечно, мотивировано на результат. Достижение цели организации будет, при этом, соответствовать достижению цели и каждого ее члена. Оценка деятельности должна осуществляться по конечному результату, но при постановке цели необходимо, чтобы члены коллектива имели видение не только результата деятельности, но и видение своих личных результатов – своего вознаграждения за свой труд, перспективы своего роста.

Наша практика показала, что лучше четко и образно поставить цель, предвидеть требуемый измеримый результат, разработать конкретные программы достижения поставленной цели, мотивировать коллектив на достижение поставленной цели, чем искать косвенные показатели как-то связанные с поставленной целью и ориентировать деятельность организации на достижение этих показателей. И в последнем случае достижение показателей вовсе не будет означать достижение цели организации. Организация может достичь заданных показателей, но, при этом, может даже удалиться от поставленной цели.

Это касается и организации в целом, и ее структурных подразделений, и ее членов.

Почему же на практике очень часто применяют системы показателей? Питер Друкер писал: «Главная трудность заключается на самом деле не в том, что бы определить, какие цели нам нужны, а в том, что бы решить, как установить их. Существует только один эффективный способ сделать это: определить, что будет измеряться в каждой сфере и каким будет критерий измерения» [14]. А определяют то, что легко измерить: время на обучение, процент раскрытых преступлений и т.д. И определяет сами показатели не руководитель организации (ему не до этого), а кто-то из членов организации. Собственно говоря, любой показатель деятельности организации, который можно измерить, оказывает влияние на достижение поставленной цели, однако, во-первых, это влияние косвенно и его трудно предсказать, а во-вторых, любой показатель можно «подогнать», если это нужно, под требуемую величину.

Задача же постановки цели организации (предвидения конечного результата) – это задача только руководителя (или даже собственника), цель достаточно просто поставить в общем виде, но поставить измеримую цель организации и систему соответствующих частных измеримых целей уже достаточно сложно, поэтому это часто и не делается, вместо цели указываются функции и показатели. При этом сам вопрос достижения цели практически отпадает. Организация работает по косвенным показателям, а результат: что получили, то и получили, его предвидение отсутствует.

Выводы

2. Самое главное для получения высокой эффективности деятельности – это строгая линия развитие и превосходство организации, на развитие и превосходство каждого ее члена, это четко и образно поставленная цель, достижение которой необходимо и лично каждому члену организации, цель, вызывающая эмоциональную и моральную необходимость ее достижения [6,7].

3. Очень важно, как отмечал еще и Генри Тейлор, чтобы члены коллектива имели видение не только результата деятельности организации, подразделения, своего участия в этом результате, но и могли предвидеть свои личные результаты – свое вознаграждение за свой труд, перспективы своего роста.

4. Если организация на первое место будет ставить интересы и цели своих членов, и если при получении результата организации, требуемые личные результаты будут получать и члены организации, то они будут ставить на первое место интересы и цели своей организации. Если же при управлении не учитывать личные интересы и цели членов организации, то никакая система управления не приведет к серьезным практическим результатам.

Список литературы

3. Хьюберт К. Рамперсад. Индивидуальная сбалансированная система показателей. Путь к личному счастью, гармоничному развитию и росту организации / пер.с анг. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005 г. 176 с.

5. Chandler A.D. Strategy and Structure: A Chapter in the History of Industrial Enterprises. Cambridge, Mass, MIT Press,1962

6. Стивен Стайн, Говард Бук. Преимущества EQ: Эмоциональная культура и ваш успех Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2007 г. – 384 с.

7. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). М.:Прогресс, 1986. – 424 с.

13. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Инновационный подход к сбалансированной системе показателей // Российское предпринимательство №6 вып. 2 за 2010 г. с. 86-91.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *