На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы

Основные направления в здоровьесберегающей деятельности школы

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Основные направления в здоровьесберегающей деятельности школы.

(Из опыта работы школы)

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Объективная и всесторонняя оценка проблемы охраны и укрепления здоровья школьников – важный актуальный вопрос деятельности образовательного учреждения.

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Здоровый образ жизни: благоприятное социальное окружение; духовно-нравственное благополучие; оптимальный двигательный режим (культура движений); закаливание организма; рациональное питание; личная гигиена; отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ); положительные эмоции.

Задача педагогов состоит не только в том, чтобы сохранить здоровье школьников на период обучения, но и в том, чтобы подготовить их к дальнейшей успешной и счастливой жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья. В школе осуществляется комплекс взаимодействий медика, психолога, педагога, родителей, учащихся, позволяющий учителю и ученику выбрать наиболее оптимальный способ обучения соответствующий физическому и психическому состоянию ребёнка. Основная задача медика – диагностика и коррекция наиболее распространённых заболеваний, предупреждение возможности заболеваний с помощью профилактических мероприятий. Основная задача психолога – поддержка и укрепление психического здоровья учащихся, содействие их оптимальному психическому развитию в условиях школы. Основная задача педагога – и родителей – организация учебно – воспитательного процесса с позиций здоровьесбережения, умение вооружать детей знаниями, умениями и навыками необходимыми для принятия различных решений по поводу личного здоровья, а также сохранению и улучшению безопасной и здоровой среды обитания. Основная задача учащихся – вооружение знаниями, умениями и навыками по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих.

Основные направления в здоровьесберегающей деятельности школы.

Сохранение и укрепление здоровья ученика.

Обеспечение формирования здоровьесохраняющих культурных традиций семьи.

Обеспечение здоровьесохраняющей деятельности педагога.

Организация учебно –воспитательного процесса с позиций здоровьесбережения учащихся

1. Разработана памятка для учителя «Проведение урока с позиций здоровьесбережения»: гигиенические условия в классе (температура, освещённость, свежесть воздуха, отсутствие монотонных неприятных звуковых раздражителей, расстановка мебели, схема рассаживания учащихся и т. д.). Организация учебно-воспитательного процесса соответствуют санитарно – гигиеническим нормам; на уроках средняя продолжительность и частота чередований различных видов учебной деятельности соответствуют ориентировочной норме – 7-10 минут; Число видов преподавания: словесный,,наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. соответствуют норме – не менее трёх; Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации, инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они из «потребителей знаний» превращаются в субьектов действия по их получению и созиданию; ТСО и длительность его применения используются в соответствии с гигиеническими нормами; на уроках применяются физкультминутки и другие оздоровительные моменты; в содержательной части уроков присутствуют вопросы связанные со здоровьем и здоровым образом жизни; учителя мотивируют деятельность учащихся на уроке (интерес к знаниям, радость от активности, стремление больше узнать и т. д.); на уроках присутствуют эмоциональные разрядки: шутки, улыбки, используются юмористические картинки, поговорки, афоризмы, стихи, музыкальные минутки.

2. В учебном плане школы предусмотрены уроки физической культуры, снимающие утомление учащихся, перегрузку, способствующие физическому развитию детей, использующие дифференцированный подход в обучении.

3.Вшколе реализуется план воспитательной работы, один из разделов которого «В здоровом теле – здоровый дух».

4. В школе имеется физкультурный зал, имеется спортивно – игровое оборудование, работают спортивные секции.

5. Каждую четверть проходят «Дни здоровья», классные часы о здоровом образе жизни, внеклассные мероприятия, лекции для учащихся и родителей с целью формирования валеологических знаний, конкурсы газет, рисунков, встречи с медицинскими работниками, индивидуальные консультации школьного психолога, социального педагога для учащихся и родителей.

В школе имеются два медицинских кабинета, также функционирует стоматологический кабинета. Медицинские кабинеты укомплектованы полностью.

Мониторинг здоровьесберегающей деятельности

Методологической основой разработанной модели мониторинга здоровьесберегающей деятельности служит следующая система принципов:

Системность – учет не только качественных и количественных показателей, но и взаимосвязей между ними.

Целостность – анализ данных мониторинга, основанного на всестороннем представлении результатов по каждому классу и в целом по образовательному учреждению.

Технологичность – применение наиболее простых и доступных диагностик, которые могут быть реализованы самими педагогами.

Модель мониторинга здоровьесберегающей деятельности ОУ включает в себя следующие направления:

Физкультурно- оздоровительная работа в школе ( коэффициент заболеваемости группы учащихся за прошедший учебный год или период; спортивно-оздоровительная активность учащихся класса; эффективность медицинской профилактики и динамического наблюдения за стоянием здоровья школьников; мотивация учащихся к занятиям физкультуры);

Психофизиологическая комфортность образовательного процесса (коэффициент утомляемости для групп учащихся, коэффициент привлекательности коллектива класса для учащихся, напряженность адаптации учащихся).

Комплексное применение здоровьесберегающих технологий идет по следующим направлениям:

Создание здоровьесберегающей инфраструктуры ОУ (психологически и физиологически безопасной для учителя и ученика среды);

Организация физкультурно-оздоровительной работы

Организация просветительской и методической работы с педагогами и родителями.

Уроки в ходе образовательного процесса проводятся с позиции здоровьесбережения учащихся.

1) обстановкуа и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

12) психологический климат на уроке;

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым располагает педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;

15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Учитель определяет в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы проводит работу по снижению утомляемости (физкульт. минутки, смену видов деятельности, шутки и т.д.)

16) темп и особенности окончания урока способствуют так же здоровьесбережению:

спокойное завершение урока: позволяет учащимся задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;

Источник

Здоровьесберегающая деятельность в школе.

Однажды по лесу шёл мудрец. Он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже давно, сильно устал, а результат был очень невелик.
“Что ты делаешь?” – спросил мудрец.
“Не видишь, я работаю!” – сердито ответил лесоруб.
“Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее”, – посоветовал мудрец.
“Не мешай, мне некогда, мне работать надо”, – ответил упрямый лесоруб.

Ситуация, представленная в данной метафоре, хорошо знакома всем, кто работает в школе учителем. Зачастую, проводя до тысячи уроков за один только учебный год, сталкиваемся с проблемой лесоруба.
Причины такого положения дел в противоречиях современной системы образования.

Как разрешить данную проблему?

На данный момент видится только одно: какие бы методы учитель не применял и сколько бы не принуждал к учению, результата добиться можно только решая проблему комплексно, через развитие и сохранение здоровья всех участников образовательного процесса.

На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы. Смотреть фото На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы. Смотреть картинку На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы. Картинка про На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы. Фото На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы

В практике существует множество определений понятия «здоровье». Мы в своей деятельности руководствуемся определением данного понятия, предложенным ВОЗ: » Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы. Смотреть фото На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы. Смотреть картинку На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы. Картинка про На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы. Фото На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы

Соматический компонент включает в себя генотип, обмен веществ, уровень физического развития, тип конституции, функционирование систем организма.
Индивидуально-психический компонент включает в себя эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы личности, доминантность полушария, темперамент и другие свойства психики.
Социально-личностный компонент включает в себя социально обусловленные свойства психики человека, обеспечивающие выполнение различных социальных ролей, социальную адаптацию (целевые установки, актуальные потребности, уровень и степень притязаний.
Духовно-нравственный компонент ученые не обозначают как личностный, так как духовное состояние человека выходит за рамки личности.

Проблематизируя смыслы, связанные со здоровьем ребенка, здоровьесберегающим обучением, мы считаем, что школа не должна брать на себя медицинские функции и обязанности.
Среди показателей психического здоровья выделяют основные и дополнительные.

Эти показатели можно взять за основу психического здоровья школьников, педагогов и родителей. Чтобы сохранить психическое здоровье человека (ребенка или взрослого), необходимо научить его самооценке и самонаблюдению, тогда справиться с ситуацией будет гораздо проще.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ

Цель: создание единого здоровьесберегающего пространства, обеспечивающее развитие личности с учетом физиологических и интеллектуальных особенностей, удовлетворение потребностей и возможностей.

Поэтому необходима комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса.
Мониторинг является важнейшим инструментом проверки оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для основных путей устранения недостатков учебного процесса в школе.

Критериями оценки состояния здоровья обучающихся являются показатели физического состояния учащихся, уровни общей и острой заболеваемости.
С целью отслеживания влияния процесса обучения на качество образования мониторинг должен осуществляться по следующим показателям:

1. Мониторинг здоровья учащихся и его влияния на успеваемость:

1) состояние здоровья школьников;
2) пропуски уроков по болезни;
3) уровень тревожности;
4) охват горячим питанием;
5) занятия в спортивных секциях;
6) уровень адаптации и мотивации учащихся;
7) результаты обученности.

2. Мониторинг здоровья педагогов и его влияние на результаты деятельности:

1) состояние здоровья педагогов;
2) применение новых технологий;
3) диагностика затруднений;
4) уровень невротизации.

Принципы здоровьесберегающей деятельности:

1. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся
2. Принцип ненанесения вреда
3. Принцип триединого представления о здоровье физическом, нравственном, психическом
4. Принцип приоритетного применения активных методов обучения и воспитания
5. Принцип соответствия содержания и организации процесса обучения и воспитания возрастным особенностям учащихся
6. Принцип отсроченного результата
7. Принцип активной обратной связи

Программа работы по сохранению здоровья состоит из пяти блоков-направлений.

Достаточно благоприятная социальная среда позволяет детям посещать во вторую половину дня секции волейбола, футбола, плавания, тренажерный зал спортивного комплекса. Большой популярностью у наших детей пользуются танцевальные кружки, кружки вокала и хорового пения при Доме культуры. Тесная связь со спортивным комплексом и Домом культуры позволяет не только решить проблему занятости детей, но и бороться с недостатком двигательной активности.

На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы. Смотреть фото На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы. Смотреть картинку На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы. Картинка про На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы. Фото На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы

Школьная столовая обеспечивает всех учащихся полноценным горячим питанием в соответствии с режимом работы школы. Организация двухсменного качественного горячего питания (завтрак, обед) не только благоприятно влияет на состояние здоровья учащихся, но и позволяет без ущерба для здоровья школьников проводить различные виды деятельности во вторую половину дня (посещение ГПД, занятия в кружках, секциях, клубах по интересам).

Динамика охвата горячим питанием (за три года):

На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы. Смотреть фото На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы. Смотреть картинку На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы. Картинка про На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы. Фото На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы

– психолого-логопедическая служба

Уровень психического здоровья определяется уровнем тревожности. Для диагностики и анализа уровня тревожности применен «Тест школьной тревожности Филлипса».
Результаты диагностики показали, что к 16-летнему возрасту проблемная нагруженность ослабевает, исключение составляет лишь область будущего. Наибольшую нагруженность проблемами имеют подростки в возрасте 12–13 лет. При благоприятных условиях и социальной поддержке со стороны окружения эти дети будут испытывать социальный комфорт. У учащихся начальной школы среди факторов тревожности преобладает страх ситуации проверки знаний и несоответствие ожиданиям окружающих. Наименее ярко выражены переживания социального стресса, что говорит о благоприятном эмоциональном климате.

– социально-правовая служба

Среди причин, негативно влияющих на здоровье подрастающего поколения, специалисты выделяют социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить должный уход за детьми. В нашей шкале данная проблема не является остро стоящей, так как на территории поселка находится Сахалинская ГРЭС, стабильно работающее предприятие, на котором работает большинство родителей наших учащихся.

Изменения социальной карты школы за три года:

На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы. Смотреть фото На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы. Смотреть картинку На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы. Картинка про На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы. Фото На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы

2. Рациональная организация учебного процесса.

Предпрофильная подготовка в 9 классах должна осуществляться на основе запросов учащихся с учетом кадрового потенциала школы. Проведенная в ходе работы диагностика позволит определить интересы и склонности учащихся, послужит базой для перехода к профильному обучению, как средству, позволяющему учитывать склонности и интересы учащихся, снижающему уровень тревожности.
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в школе можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья:

Стимулирующие

Школа работает в одну учебную смену по календарному плану, состоящему из шести учебных периодов. Длительность одного периода от 5 до 6 учебных недель.
Промежуточная аттестация во 2 – 9 классах проходит три раза в год: после четных учебных периодов.
Результаты анкетирования родителей и учащихся показали, что большинство участников образовательного процесса удовлетворены переходом к новому календарному плану.
Результатом перехода к данному календарному плану явилось снижение заболеваемости детей в школе, и как результат – повышение результатов обучения.
Создание здоровьесберегающей среды в школе позволит каждому ребенку получать полноценное образование с учетом его склонностей и возможностей.
В сравнении с 2005-06 учебным годом снизилось количество уроков, пропущенных по болезни.

На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы. Смотреть фото На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы. Смотреть картинку На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы. Картинка про На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы. Фото На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы

3. Организация физкультурно-оздоровительной работы

Реализация этого блока предполагает работу по рациональной организации двигательного режима школьников, способствует нормальному физическому развитию и повышает адаптивные возможности детского организма.

На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы. Смотреть фото На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы. Смотреть картинку На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы. Картинка про На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы. Фото На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы

Учащиеся имеют возможность посещать спортивные секции в школе и спортивном комплексе.

На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы. Смотреть фото На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы. Смотреть картинку На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы. Картинка про На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы. Фото На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы

На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы. Смотреть фото На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы. Смотреть картинку На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы. Картинка про На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы. Фото На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы

Охват учащихся спортивными секциями

Источник

Разработка педагогического совета на тему «Здоровьесберегающая деятельность в современной школе»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Здоровьесберегающая деятельность в современной школе»

руководитель метод. объединения

учителей начальных классов

Проанализировать состояние здоровьесберегающей деятельности в школе, выбрать направления и формы работы по ее совершенствованию.

1.На базе проведённого анализа выявить противоречия, сформулировать проблему, наметить пути её разрешения.

2.Разработать план мероприятий педагогического коллектива по направлениям здоровьесберегающей деятельности

Форма проведения педсовета: консилиум

1.Создание творческих групп, определение заданий для групп.

2. Анализ материалов, выявление тенденций.

3. Разработка сценария педсовета, компьютерной презентации, оформления педсовета.

Подготовительная работа: Каждое методическое объединение проводит мониторинг по направлениям здоровьесберегающей деятельности.

Схема направлений здоровьесберегающей деятельности закрепляется на доске. Задача: оценить по 5-бальной шкале организацию каждого направления.

В результате выступления каждого методического объединения оценка прикрепляется к карточке соответствующего направления.

1. Вступительное слово заместителя директора школы:

Здоровьесберегающая деятельность в школе- это система мер, направленных на сохранение и укрепление физического, психического, эмоционального, нравственного и социального здоровья как ученика, так и учителя. Эта деятельность осуществляется на уроках, во внеурочной деятельности, в работе с родителями обучающихся. Здоровьесберегательная деятельность регулируется Законом «Об образовании РФ» 273-ФЗ, где оговариваются аспекты, связанные с условиями, которые должна создавать образовательная организация для обучения и воспитания детей (в том числе и детей с ограниченными физическими возможностями) в контексте сохранения и укрепления их здоровья. Основной установкой ФГОС является осознание здоровья как высшей ценности и привитие бережного отношения к нему. Все вышесказанное приобретает большую значимость в силу того, что по данным Министерства здравоохранения в России лишь 14 % детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35–40 % – хронические заболевания. Что же может школа? Современное образование с каждым годом выходит на более высокий технологический уровень. Наряду с поиском новых педагогических технологий, которые прежде всего связаны с идеями целостности, гуманизации, личностно ориентированного подхода, современная школа должна помочь ребенку реализовать образовательные запросы, свое человеческое начало, выработать положительную систему мировоззрения и при этом сохранить и укрепить здоровье учащихся. Все чаще отмечается тот факт, что современная школа ухудшает здоровье учащихся. Специалисты считают, что этому способствует сложившаяся здоровьезатратная система образования, то есть освоение знаний в условиях массовой современной школы дается учащимся слишком дорогой ценой – ценой своего здоровья.

Учеными выделяются несколько причин резкого ухудшения здоровья детей. Все они кажутся безобидными по отдельности, но вместе взятые, они становятся разрушающей силой для здоровья ребенка. Как вы думаете, какие причины называют ученые? Попробуем определить эти причины (слушаются предложения педагогов). На доске карточки с названием причин ухудшения здоровья, они закрыты листами бумаги. После выступлений учителей карточки открываются, результаты сравниваются.

Что можем сделать мы, чтобы хоть немного изменить неприглядную картину ухудшения здоровья? Наверное, внести изменения в систему здоровьесберегающей деятельности, чтобы обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, обучить методам здоровьесбережения и здоровьеформирования. Состояние здоровья учащихся образовательных учреждений во многом зависит от организации специализированной системы условий школьной среды, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Важную роль в успехе здоровьесберегающей деятельности играет не только материальная база школы, но и та конкретная целенаправленная работа, которую осуществляет администрация и педагогический коллектив совместно с родителями. Сегодня на педагогическом совете мы рассмотрим направления здоровьесберегающей деятельности, обратим внимание на формы и методы работы, которые недостаточно представлены в нашей школе и внесем коррективы.

2. Выступления методических объединений учителей по направлениям:

Методическое объединение вносит предложения по улучшению здоровьесберегающей деятельности по каждому направлению. Каждое методическое объединение готовит электронную презентацию.

МО естественно-научного цикла анализирует следующие вопросы:

1) Состояние здания и помещений школы, их содержание в соответствии с гигиеническими нормативами.

2) Оснащенность учебных классов и кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем.

3) Наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета: проводится беседа с медицинским работником школы.

4) Организация питания школьников: анализируется охват горячим питанием обучающихся школы, в тех классах, где количество учеников, питающихся в школьной столовой невелико, выясняются причины путем проведения анкетирования, составляется диаграмма (Приложение 1).

5) Необходимый квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с обучающимися (медицинские работники, учителя физической культуры, психологи, логопеды и т.д).

Организация учебного процесса:

МО точных наук анализирует следующие вопросы:

1) Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся.

2) Использование методов и методик обучения, адекватным возрастным возможностям и особенностям учащихся.

3) Введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов.

4) Строгое соблюдение требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудиовизуальные средства).

5) Рациональная и соответствующая педагогическим и гигиеническим требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно- двигательного характера.

6) Индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития), работа по индивидуальным программам в старших классах.

Динамическая пауза для педагогов. Проводит учитель физкультуры, предлагается выполнять упражнения под спокойную музыку 2-3 минуты .

Пришло время нам расслабиться, выполнить небольшой комплекс упражнений. Такие паузы- это самый лучший способ снятия нервного, физического, психического напряжения. Упражнения основаны на способности мышц расслабляться, что позволяет сконцентрировать внимание и снять возбуждение:

Климатические и экологические условия той местности, в которой мы живем, способствуют развитию легочных заболеваний у детей. Отсюда следует, что релаксационные упражнения на дыхание – один из серьезных и необходимых моментов занятия. Поэтому такие упражнения вы можете использовать на уроке в качестве динамической паузы.

«Лимон». Давайте опустим руки вниз и представим, что в правой руке находится лимон, из которого нам нужно выжать сок. Медленно сжимаем, как можно сильнее руку в кулак. Лимон у нас круглый, мы ощущаем его форму. Давайте почувствуем, как напряжена наша правая рука. Выжимаем сок и выкидываем лимон. То же упражнение повторим с левой рукой. А также можно использовать одновременно с двумя руками. Повторять упражнение 2-3 раза.

«Палуба». Представим себя на корабле. Ветер качает корабль и чтобы не упасть, ноги нужно расставить шире, руки сцепить за спиной. Ветер дует, корабль качается в стороны. Ветер усиливается и чтобы не упасть, покрепче будем держаться. Перенесем все свое тело на правую ногу, прижмем ее к полу и напряжем, левую расслабим, немного согнем в колене, выпрямимся. Вдох-выдох. Качнуло в другую сторону-прижмем левую ногу. Вдох-выдох. Повторять упражнение 2-3 раза.

Организация физкультурно-оздоровительной работы

МО учителей эстетического цикла и физической культуры анализирует следующие вопросы:

1) П олноценную и эффективную работу с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, секциях и.т.п).

2) Организация занятий со специальной медицинской группы.

3) Организация динамической паузы между уроками в начальной школе.

4)Организация динамических перемен, физкультурных пауз на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности: рекомендации комплексов упражнений для обучающихся разных возрастов.

5) Созданию условий и организацию работы спортивных секций, привлечение к секционным занятиям широкого круга детей основной медицинской группы, организацию специальных занятий для детей подготовительной медицинской группы.

6) Регулярное проведение спортивно- оздоровительных мероприятий (дней здоровья, внутришкольных и межшкольных соревнований, олимпиад, походов и т.п).

Профилактика заболеваний и динамическое наблюдение за состоянием здоровья

МО учителей начальных классов анализирует следующие вопросы:

1) Использование рекомендованных и использованных методов профилактики заболеваний (витаминизация, профилактика нарушений осанки, профилактика нарушений зрения и т.п).

2) Регулярный анализ и обсуждение на педсоветах, данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений о состоянии здоровья учащихся для каждого педагога.

3) Регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами, родителями.

4) Создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами.

5) Привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей.

Формирование понимания ценности здоровья и здорового образа жизни

МО лингвистического цикла анализирует следующие вопросы:

1) Внедрение в систему работы образовательного учреждения образовательных программ, направленных на формирование понятий о ценности здоровья и здорового образа жизни: анализируется наличие данных программ в школе, их влияние на привлечение обучающихся к здоровому образу жизни.

2) Лекции (лекторий), беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек: проводится анкетирование обучающихся с целью уточнения тем и вопросов, касающихся укрепления здоровья, по которым требуются консультации и дополнительные беседы большинству детей. (Приложение 2)

3) Соблюдение режима дня: проводится анкетирование обучающихся «Режим дня школьника» (Приложение 3). Цель: определить время, которое ученики отводят на различные занятия в течение дня. Рекомендуется, в каких классах (параллелях) провести беседы, лекции о необходимости соблюдения режима дня с целью укрепления и сохранения здоровья.

4) Лекции, семинары, консультации по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье, и т.п;

5) Приобретение необходимой научно- методической литературы: проводится беседа с библиотекарем школы, уточняется наличие необходимой литературы.

6) Привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек: анализируется количество совместных с родителями совместных спортивных и оздоровительных мероприятий.

Предлагается составить Синквейн (ассоциативный ряд) со словом здоровьесбережение

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

4. Принятие решения педагогического совета:

1. Классным руководителям провести беседы о необходимости регулярного питания. Заместителю директора провести работу с заведующим школьной столовой с целью улучшения качества питания.

2. Организовать проведение динамических пауз во время перемены в начальной школе между 2 и 3 уроками, контроль возложить на заместителя директора по воспитательной работе.

3. Классным руководителям провести беседы, лекции о необходимости соблюдения режима дня с целью укрепления и сохранения здоровья.

4. Создать совместно с родителями Совет по привлечению к здоровому образу жизни.

5. Учителям-предметникам соблюдать необходимые объемы домашних заданий.

6. Заместителю директора по воспитательной работе контролировать соблюдение СанПиНов в учебных кабинетах.

На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы. Смотреть фото На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы. Смотреть картинку На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы. Картинка про На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы. Фото На что направлена здоровьесберегающая деятельность школы

Желтый- желание действовать, прилагать усилия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *