На что направлено в первую очередь эстетическое воспитание

Консультация «Эстетическое воспитание дошкольников»

На что направлено в первую очередь эстетическое воспитание. Смотреть фото На что направлено в первую очередь эстетическое воспитание. Смотреть картинку На что направлено в первую очередь эстетическое воспитание. Картинка про На что направлено в первую очередь эстетическое воспитание. Фото На что направлено в первую очередь эстетическое воспитание Марина Гаврюшина
Консультация «Эстетическое воспитание дошкольников»

Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способной воспринимать, оценивать, любить, утверждать в жизни, природе, искусстве все совершенное, прекрасное и гармоничное, жить «по законам красоты».

Эстетическое воспитание дошкольников – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения со всему, что нас окружает.

Знакомство с красотой в искусстве и жизни воспитывает ум и чувства детей и способствует развитию их воображения и фантазии.

При осуществлении эстетического воспитаниядетей решаются следующие задачи: систематическое развитие эстетического восприятия, эстетических чувств и представления детей, художественно-творческие способности детей, необходимо формировать основы эстетического вкуса.

Задачи эстетического воспитания.

Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели,можно разделить наследующие группы:

Данные задачи дают положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.

Работа педагога должна строиться на научной основе и проводиться по определенной программе, которая должна учитывать современный уровень развития различных видов искусства, должен присутствовал принцип постепенности, последовательного усложнения требований к воспитанникам, должен быть дифференцирован подход к знаниям и умениям детей разного возрастов.

В дошкольных образовательных организациях для эстетического воспитаниядетей ставят следующие педагогические задачи:

• Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.

• Приобщать детей к деятельности в области искусства, обучая их художественным первоначальным знаниям, практическим умениям, воспитывая в них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в окружающую среду, общественные отношения.

• Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.

• Развивать художественно- творческие способности детей. Их деятельность, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Более эстетически развитый ребенок, имеет более прочные художественные умения и навыки, его творческая деятельность развертывается полнее.

Цель эстетического воспитания детей заключается в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д. Цель эстетического воспитания состоит так – же в том, чтобы вызвать у детей интерес и желание самостоятельной творческой деятельности. Осваивая различные навыки, дети используют их, внося свою лепту в украшении жизни семьи, детского сада, своих сверстников.

Содержание эстетического воспитания.

Для эстетического воспитаниядетей приходится решать ряд противоречий и расхождений: от природы в каждом ребенке заложены определенные задатки и возможности, которые могут в полной мере быть реализованы лишь при целенаправленном и организованном художественно – эстетическом образовании и воспитании.

При пренебрежении эстетическим воспитанием ребенок остается «глухим к подлинным духовным художественно – эстетическим ценностям».

Одним из законов эстетического воспитания является воспитание ребенка в деятельности. В качестве воспитательного влияния используются средства искусства,которые развивают специальные способности и дарования некоторых его форм: изобразительное искусство, декоративно – прикладное искусство, музыкальное и другие.

Содержание эстетического воспитания включает в себя:

• формирование умений и навыков,

воспитание эстетических чувств, интересов, потребностей, оценок и вкусов.

Работа по эстетическому воспитанию дошкольников тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации работы очень разнообразны, результаты проявляются в различных видах деятельности.

Работа по эстетическому воспитаниюдетей предусматривает:

воспитание эстетического отношения к окружающей действительности через ознакомление с общественными и природными явлениями в быту, в процессе труда, игры;

эстетические воспитание средствами искусства (художественное воспитание, развитие творческих способностей).

Воспитание эстетического отношения к окружающему способствует формированию многих положительных качеств личности ребенка.

Эстетическое воспитание ребенка обычно сложный и длительный процесс, в котором трудно четко фиксировать возрастные этапы.

Интересы к искусству, потребности в контакте с эстетическими проявлениями искусства в жизни относятся к социальным критериям эстетической воспитанности.

В социальном смысле эстетическая воспитанность проявляется в совокупности отношения и поведения ребенка.

Свидетельством степени эстетической воспитанности ребенка является его отношение к людям в личной и общественной жизни, поступки, трудовая деятельность, его отношение к своему внешнему виду.

Эстетическая воспитанность формируется на целостности развитых природных сил, эмоционального чувствования, способностей восприятия, воображения, художественно – эстетической образованности – от этого зависит творческая индивидуальность, эстетическое отношение к искусству, своему поведению и к самому себе, к окружающему.

Умение любоваться красотой, какими-либо явлениями в жизни и искусстве – это важный признак эстетической воспитанности.

Эстетическую воспитанность характеризует способность к глубокому переживанию чувств – духовное наслаждение, чувство отвращения, чувство юмора, иронии, чувство гнева, страха, сострадания

Так как эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон воспитания каждого ребенка, оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие.

Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.

Еще эстетическое воспитание тесно связано с современностью и во многом определяется ею. Эстетическое воспитание действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.

В эстетическом воспитании детей особая роль принадлежит личности педагога, его культуре, знаниям, увлеченности.

Ведущее место в осуществлении эстетического воспитаниядетей принадлежит образовательным учреждениям: детскому саду или школе. Но большое значение играет и роль семьи.

Педагог помогает семье создать необходимые условия для правильного эстетического воспитания ребенка.

Задача педагога состоит в информировании родителей о важности эстетики быта, советует, что нужно читать детям, какие пластинки для слушания музыки приобрести, добивается,чтобы у ребенка в семье было все необходимое для проявления детского творчества: материалы для творчества, игрушки, книги.

Только при комплексном воздействии семьи и образовательного учреждения возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

Преемственность детского сада и семьи в эстетическом воспитании формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек.

Необходимо приобщать детей к деятельности в области искусства, при этом воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения.

Нужно систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.

Педагоги и родители должны формировать основы эстетического вкуса у детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.

На этом этапе происходит развитие художественных творческих способностей ребенка, проявляющиеся в возникновении замысла, в претворении его в действительности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большей искренности при выражении чувств и мыслей.

Эстетическое воспитание детей тесно связано с духовно-нравственным, физическим, интеллектуально-познавательным воспитанием.

Работа по эстетическому воспитаниюстроится на следующих принципах:

эстетическое воспитание осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении;

• детское творчество связано с жизнью, эта связь обогащает содержание детской художественной деятельности;

• художественно-творческая деятельность взаимосвязана со всей воспитательно-образовательной работой;

• вариативность содержания, форм и методов художественной деятельности;

• индивидуальный подход в эстетическом воспитании, основанный на выявлении индивидуальных различий детей и определении оптимальных путей развития творческих способностей каждого ребенка. Работа по эстетическому воспитанию должна осуществляться в течение всего дня, начиная с прихода детей в дошкольное учреждение.

Эстетическое воспитание дошкольников осуществляется с помощью таких средств как игра и игрушка, искусство, эстетика быта, природа, труд, самостоятельная художественно-творческая деятельность, праздники и развлечения.

Эстетическое воспитание должно быть построено на детском содержании (интересным, эмоционально значимым для каждого ребенка); фронтальные подходы должны сочетаться с большой индивидуальной работой педагога; руководство детской деятельностью должно быть основано на взаимном сотрудничестве (понимании признания детей и задач самого ребенка, способности стать на его позицию и вместе с ним добиться нужного результата).

Раньше всего творчество дошкольников проявляется в игре. Для игры, возникающей по инициативе детей, характерно наличие замысла. Сначала он ещё не устойчив, один сюжет сменяется другим; чем старше дети, тем замысел становится полнее и целенаправленнее.

Игра всегда включает творческое начало. Если представления дошкольников об окружающем бедны, отсутствуют яркие эмоциональные переживания, то и игры их бедны и однообразны по содержанию. Расширение впечатлений осуществляется в процессе чтения художественных произведений, с помощью рассказа воспитателя, наблюдений. Материалом игры являются игрушки. Все игрушки должны быть привлекательно, красочно оформлены, вызывать у детей интерес, будить воображение.

Необходимо развивать художественно-творческие способности детей. Их деятельность, связанная с искусством, всегда должна непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем более эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее развивается его творческая деятельность.

Творческое воображение детей проявляется и в том,что они для своих игр нередко сознательно объединяют разные сюжеты: берут материал из сказок, рассказов, из жизни, из телевизионных и театральных постановок.

Дети комбинируют свои знания, впечатления от увиденного и услышанного, объединяя их в одно целое.

Творчество детей проявляется в разных видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребёнок может удовлетворить свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений.

В детском творчестве сначала рождается замысел, а потом средство претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных произведений искусства. И в этом случае ребёнок остаётся таким же искренним,как и в игре: он не просто копирует увиденное, а передаёт своё отношение к нему.

Основными требованиями к оформлению дошкольного учреждения являются целесообразность обстановки, ее практическая оправданность, чистота, простота, красота, правильное сочетание цвета и света, наличие единой композиции.

С раннего детства необходимо приучать к эстетике внешнего вида в сочетании с культурой поведения. Большую роль в этом отношении играет личный пример взрослых, единство их внешней и внутренней культуры поведения.

Необходимо учить детей не только любоваться красотой цветов, деревьев, неба и т. д., но и вносить свой посильный вклад в ее приумножение.

Различные праздники и развлечения в дошкольных образовательных учреждениях должны обогащать детей новыми яркими впечатлениями, связанными со знаменательными датами, воспитывать эмоциональную отзывчивость и интерес к разным видам художественной деятельности. С малых лет дети проявляют интерес к пению песен, чтению стихов, танцам, рисованию.

Эстетическое развитие находится на важном месте в процессе воспитания, на нем воспитываются эстетические качества человека, и личности в целом – духовные потребности, нравственные идеалы, миропонимание. Эти стороны человека формируются под влиянием разных причин. Природа, труд,окружающая среда: семья, отношения между людьми – все имеет воспитательное значение, все это может быть прекрасным. Искусство – тоже средство эстетического воспитания как ведущий выразитель «прекрасного».

Основное средство эстетического воспитания — это искусство, имеющееся в учебных планах детского сада в виде изобразительного искусства и музыки. Литературное, художественное или музыкальное произведение обладает большой силой эмоционального влияния, что представляет собой средство становления эстетических качеств ребенка, приемом проникновения в сознание дошкольника.

У детей дошкольного возраста наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний.

Для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо соответствующее обучение, в процессе которого дети овладевали бы способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, пении, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает детей к сознательным художественным проявлениям, вызывает у них положительные эмоции, развивает способности.

Консультация для родителей «Художественно-эстетическое воспитание в семье» Воспитатель: Фещенко Ольга Николаевна, первая категория Консультация для родителей Тема: «Художественно-эстетическое воспитание детей в.

Нравственно-эстетическое воспитание младших дошкольников Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный.

Консультация из опыта работы «Эстетическое воспитание детей в коррекционной школе» Эстетическое воспитание в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида является не только одним из направлений воспитательной.

Консультация для родителей на тему «Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста в ДОО» Эстетическое развитие – процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. М. Н. Зубарева.

Консультация для родителей «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье» В «Программе воспитания и обучения детей в детском саду»предусматривается воспитание детей в процессе знакомства с разными видами искусства,.

Консультация для родителей на тему «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье» «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ» В программе воспитания и обучения детей в детском саду: предусматривается воспитание.

Консультация для родителей на тему «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье» В программе воспитания и обучения детей в детском саду предусматривается воспитание детей в процессе знакомства с различными видами искусства;.

Консультация для родителей «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Получить в детстве начало эстетического воспитания – это значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения.

Реферат «Эстетическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства в условиях ФГОС» Содержание Введение ….3 Глава 1. Сущность эстетического воспитания ….5 1.1 Понятие эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание дошкольников Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности.

Источник

Эстетическое воспитание-важнейшая сторона воспитания ребенка

На что направлено в первую очередь эстетическое воспитание. Смотреть фото На что направлено в первую очередь эстетическое воспитание. Смотреть картинку На что направлено в первую очередь эстетическое воспитание. Картинка про На что направлено в первую очередь эстетическое воспитание. Фото На что направлено в первую очередь эстетическое воспитание Татьяна Батюкова
Эстетическое воспитание-важнейшая сторона воспитания ребенка

Содержание эстетического воспитания дошкольников включает в себя изучение элементов теории эстетики; систематическое общение с художественной культурой; организованное участие в художественном творчестве.

Процесс эстетического воспитания осуществляется с помощью определенных средств: эстетика быта, природа, различные виды искусств; (декоративно-прикладное, музыкальное, живопись, литература, архитектура, театр).

Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на неё к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок.

Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами.

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Ведущими методами для решение задач первой группы являются показ, наблюдение, анализ, пример взрослого. Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточенно на том, что им показывают, предлагают послушать.

Для решения задач второй группы в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Подробно эти методы рассматриваются в методиках изобразительной деятельности и музыкального воспитания.

Нужны методы прямого обучения: показ, упражнение, обследования предметов, описание. В этих случаях обучение становится одним из факторов, стимулирующих творчество, а творческие задания придают обучению развивающий характер.

Именно в игре раньше всего проявляется творчество дошкольников. Для игры, возникающей по инициативе детей, характерно наличие замысла. Сначала он ещё не устойчив, один сюжет сменяется другим; чем старше дети, тем замысел становится полнее и целенаправленнее.

Так же как в игре, творчество детей проявляется в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребёнок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. И здесь сначала рождается замысел, а потом средство претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных произведений искусства. И в этом случае ребёнок остаётся таким же искренним, как и в игре: он не просто копирует увиденное, а передаёт своё отношение к нему.

Воспитывая у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего мира, беречь ее. Цветок лучше сохранить на клумбе, а чтобы он расцвел и доставил радость другим, за ним надо ухаживать. Чистоту в группе, создающую уют и красоту, надо поддерживать, не сорить, убирать за собой игрушки и книги. Так в процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте.

Для реализации задач эстетического воспитания детей необходимы определенные условия. Прежде всего, это среда, в которой ребенок живет и развивается. Она оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно – богата, если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т. п., то он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от нормы будет вызывать у него неприятие. Эстетика быта детского сада проявляется в художественной простоте, в продуманном подборе предметов обихода, где каждая вещь имеет свое место.

Понятие «эстетика быта» включает в себя и красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации. Необходимо чтобы она была правильной, образной, интонационно богатой и доброжелательной.

Эстетика быта – это и внешний вид человека. Небрежность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цветовой гаммы, неумение найти свой стиль – все это противоречит законом красоты.

Мощным средством эстетического воспитания является природа.

Воспитатель раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее прелесть в капле росы на бутоне, и в переплетении трав, и в красках заката… Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка. Неоценимую помощь в этом ему окажут художественные произведения о природе, которые он должен хорошо знать и умело использовать. В воспитании средствами природы необходимо не только пассивное созерцательное, но и действенное начало (беречь природу, помогать ей).

Поэтому воспитатель основательно готовится к проведению экскурсий, в процессе которых дети получают и накапливают необходимый им чувственный опыт. Экскурсии при правильной подготовке и проведении расширяют кругозор дошкольников, учат их видеть, сопоставлять, обобщать, что составляет основу для развития творческого воображения и способностей.

Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр, кино. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка.

С первых лет жизни детей сопровождает устное народное творчество, детская литература. Особое место в их жизни занимает сказка.

Формы организации эстетического воспитания

Воспитатель управляет процессом развития детей. Дети и сами любят художественную

деятельность, и часто по собственной инициативе занимаются ее. Нельзя сказать, что самостоятельная художественная деятельность полностью осуществляется без руководства взрослого. Просто характер этого руководства косвенный. Воспитатель заботится о накоплении ребенком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в самостоятельном рисовании, лепке, рассказах, музыкальной деятельности; обучает изобразительным способам и приемам.

Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, смастерить игрушку для игры и др. Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Воспитатель развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечения внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.

Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, рисуют декорации, изготовляют атрибуты для игры, организовывают театрализованную игру и т. д.

Самостоятельная художественная деятельность тесно связана с той работой, которую целенаправленно и в разных формах проводит воспитатель. Это могут быть организованные занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, музыке. Они входят в обязательную «сетку» недельных занятий, проводятся систематически по заранее разработанному содержанию и в порядке нарастания сложности.

Воспитатель организует экскурсии в природу, к памятникам, в музей, на празднично украшенную улицу и т. д. Задача педагога – продумать содержание экскурсии с учетом законов детского восприятия, воспитательных задач. Следует заранее определить и изучить место проведения экскурсии, способ размещения детей вокруг объекта наблюдения, поскольку очень важно не только сообщить дошкольникам новые знания, но и вызвать у них эстетические чувства.

Значительное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения и в жизни детей занимают праздники и развлечения.

Развлечения как форма работы с детьми дошкольного возраста проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнообразно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера.

Такие вечера развлечений доставляют дошкольникам радость, приобщают к национальной культуре, воспитывают эстетические чувства.

При проведении праздников решается комплекс воспитательных задач – нравственных, интеллектуальных, а также задач физического воспитания. И конечно, реализуют задачи эстетического воспитания.

Праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, торжественность музыки, общее приподнятое настроение – все это повышает восприимчивость к эстетической стороне действительности. Дети хотят участвовать в празднике активно, их не удовлетворяет роль наблюдателей. Один будет читать стихи, другой споет, третий станцует. Нельзя ни кого из детей лишить возможности показать, на что он способен, и почувствовать себя равноправным в атмосфере общей радости.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *