На что направлено введение курса преподавания основ финансовой грамотности

Каким должен быть курс основ финансовой грамотности в школе

Основы финансовой грамотности в школе

Курс финансовой грамотности, представленный корпорацией «Российский учебник», универсален. Его можно внедрять как отдельным предметом, так и в других организационных формах. Материалы курса подходят для внеурочной деятельности (например, «Клуб знатоков финансовой грамотности»), для уроков по обществознанию и прочих занятий. Некоторые элементы курса целесообразно использовать в 6-7 классах, в 8 классе модули особенно актуальны при изучении экономической системы. Подробно просвещать детей в сфере финансовой грамотности лучше в 9-11 классах, когда ученики становятся активными участниками товарно-денежных отношений и могут применить полученные знания сразу после уроков.

Новые пособия «Сборники специальных модулей по финансовой грамотности» содержат методические рекомендации, программы для интеграции в традиционные курсы и во внеурочную деятельность, сценарии уроков-практикумов, задания на знание финансовых структур и на грамотность в других сферах. Используя эти материалы, педагог формирует необходимые в современной жизни компетенции, что соответствует новым образовательным стандартам.

Финансовая грамотность как элемент новой грамотности

Создание курса финансовой грамотности имело серьезные предпосылки, такие как переход к компетентностному подходу в обучении, введение личностных и метапредметных результатов, формирование представлений о новой грамотности.

В наше время смысл знаменитого выражения философа Фрэнсиса Бэкона «Знание — это сила» видоизменяется: знание становится средством достижения целей, способом саморазвития. Конечно, традиционный набор знаний остается ядром образовательного процесса, однако передача информации перестает быть главной задачей педагогов. В век высоких технологий, когда человек может получить любую информацию из цифровых источников, школа обретает новую роль в жизни общества. Главной целью обучения становится подготовка ученика к взрослению: воспитание думающего, мыслящего человека, в своем поведении ориентирующегося на определенные ценностные установки. Снова в моду вошло понятие «грамотность», но значение его расширилось.

Базовая грамотность. Когнитивная (использование знаковых систем как инструментов коммуникации) и некогнитивная (понимание себя: управление эмоциями, управление телом).

Отраслевая грамотность. Знание важных сфер повседневности, привязка к предмету или определенной области: например, финансы, здоровье, экология.

На занятиях по финансовой грамотности сокращается разрыв между системой образования и требованиями реальной жизни, реализуется модель: «Школа, которая готовит к завтрашнему дню». Полностью спрогнозировать будущее невозможно, однако современные методисты активно работают над тем, чтобы дети получили навыки, которые им точно пригодятся.

Что нужно объяснить детям о мошенничестве

Одна из актуальнейших тем, включенных в курс финансовой грамотности — мошенничество. С развитием цифровых ресурсов оно получило широчайшее распространение и дети могут столкнуться с ним повсеместно. Авторы пособий представляют информацию, которую необходимо донести ученикам, чтобы те могли противостоять киберпреступности и не стали жертвами финансовых махинаций.

Законодательная база (Статья 159 УК РФ).

Виды кибермошенничества (скимминг, фишинг, вишинг, смишинг, фарминг, «нигерийские письма», кликфрод, кликджекинг).

Виды нецифрового финансового мошенничества (брачные аферы, махинации с арендой и покупкой недвижимости или автомобилей, раздолжнители, использование чужих паспортов для сомнительных сделок, нелегальные азартные игры).

Негативные поведенческие стереотипы (нарушение регламента пользования финансовыми инструментами, нежелание погружаться в детали сделки, потеря бдительности при взаимодействии с незнакомыми или малознакомыми контрагентами, высокая готовность к риску и др.)

Способы социального манипулирования.

Обсуждение таких тем как финансовые махинации раскрывает перед учеником разные грани жизни современного общества, дает ценные умения для обеспечения собственной безопасности. Подростки сразу начинают проявлять свою финансовую грамотность на практике.

Приглашаем вас пройти бесплатный онлайн-курс повышения квалификации «Финансовая грамотность».

На что направлено введение курса преподавания основ финансовой грамотности. Смотреть фото На что направлено введение курса преподавания основ финансовой грамотности. Смотреть картинку На что направлено введение курса преподавания основ финансовой грамотности. Картинка про На что направлено введение курса преподавания основ финансовой грамотности. Фото На что направлено введение курса преподавания основ финансовой грамотности
Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по экономике 10–11 классов
На что направлено введение курса преподавания основ финансовой грамотности. Смотреть фото На что направлено введение курса преподавания основ финансовой грамотности. Смотреть картинку На что направлено введение курса преподавания основ финансовой грамотности. Картинка про На что направлено введение курса преподавания основ финансовой грамотности. Фото На что направлено введение курса преподавания основ финансовой грамотности
Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по алгебре 7 класса

В модуле рассматриваются функции спроса и предложения, при решении систем линейных уравнений разбираются задачи, связанные с понятиями рыночного равновесия и равновесной цены, торгового дефицита и избыточного предложения.

На что направлено введение курса преподавания основ финансовой грамотности. Смотреть фото На что направлено введение курса преподавания основ финансовой грамотности. Смотреть картинку На что направлено введение курса преподавания основ финансовой грамотности. Картинка про На что направлено введение курса преподавания основ финансовой грамотности. Фото На что направлено введение курса преподавания основ финансовой грамотности
Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по математике 6 класса
На что направлено введение курса преподавания основ финансовой грамотности. Смотреть фото На что направлено введение курса преподавания основ финансовой грамотности. Смотреть картинку На что направлено введение курса преподавания основ финансовой грамотности. Картинка про На что направлено введение курса преподавания основ финансовой грамотности. Фото На что направлено введение курса преподавания основ финансовой грамотности
Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по обществознанию 9 класса

Источник

Пояснительная записка курс Финансовой грамотности

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Программа курса «Основы финансовой грамотности»

для курса основной школы

Развитие современной рыночной экономики предполагает широкое участие граждан в накопительных, ипотечных, страховых и пенсионных программах. Устойчивое развитие экономики России зависит не только от внедрения более эффективных производственных и финансовых технологий, но и от того, насколько население способно их использовать. Основой этого должна стать личная инициатива, предприимчивость отдельного человека, его независимость, самостоятельность и ответственность за свои поступки.

Повышение финансовой грамотности граждан нашей страны является одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года рассматривает повышение финансовой грамотности населения в качестве важного фактора развития финансового рынка в России, повышения стабильности финансовой системы и роста конкурентоспособности российской экономики.

Сложность проблемы повышения уровня финансовой грамотности и финансовой дееспособности населения Российской Федерации диктует необходимость проведения соответствующей государственной политики. Она обеспечит комплексный подход к решению этой проблемы и даст возможность повысить эффективность мер, направленных на повышение уровня финансовой грамотности населения России. Государство должно координировать усилия различных федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, образовательных организаций, осуществляющих различные инициативы в области финансового просвещения.

Документом, формулирующим цели и задачи подобной государственной политики, является Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации. Данная Концепция положила начало осуществлению практической работы по выработке и реализации единой государственной программы, направленной на повышение финансовой грамотности населения России.

В последнее десятилетие двадцатого века в российском образовании произошли два заметных события: лидирующие позиции завоевала концепция личностно- ориентированного образования и выдвинута идея о необходимости широкого внедрения в школы знаний основам финансовой грамотности. Что касается последнего, то, возможно, впервые в центре внимания оказались знания, вероятность «востребованности» которых составляет 100%, ведь потребителем является каждый человек с первого до последнего дня своей жизни.

В настоящее время важность и актуальность формирования финансовых знаний у подростков с целью их экономического образования и социальной адаптации ни у кого не вызывает сомнения. Начинать это образование лучше всего со школьной скамьи, потому что школу детям трудно заподозрить в необъективности – в отличие от производителей и продавцов она не является заинтересованной стороной в продвижении потребительской информации разного рода. При этом нужно иметь в виду, что современные школьники с каждым годом все раньше переходят от пассивного наблюдения к активному участию в потребительских ситуациях. Чтобы подросток мог чувствовать себя достойно и свободно даже в самых неблагоприятных обстоятельствах повседневной жизни, важно научить его азам рационального экономического поведения.

Грамотный человек должен прежде всего уверенно чувствовать себя в мире новых экономических понятий, знать свои права, а главное – уметь защитить себя в случае их нарушения, знать, в какие органы обратиться за консультацией; если не помогает досудебный порядок разрешения спора, не бояться обратиться в суд. Он должен четко усвоить схему принятия решения о покупке – знать, где найти информацию о товарах и услугах, как сравнить конкурирующие марки, определить предпочтительные для себя места продажи, уметь оформить сделку. Кроме того, он должен обладать способностью принимать продуманные решения об использовании и управлении личными денежными средствами. Другими словами – самостоятельно находить ответы на многие вопросы, которые поставит перед ним жизнь.

Поэтому появилась необходимость обобщения и систематизации знаний педагогов об особенностях финансовой системы современной России и формирования у них опыта эффективного планирования и использования личного, семейного бюджета, ориентации в услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами.

Вся система обучения финансовой грамотности нацелена на то, чтобы научить учащихся критически мыслить, работать с разными источниками информации, не следовать бездумно за модой, анализировать то, о чем говорится в рекламе. Только в этом случае школьники смогут разумно принимать решения, находить на рынке товаров и услуг то, что необходимо в тех или иных обстоятельствах, разумно планировать свои расходы и, наконец, делиться своими знаниями и навыками с другими.

Цели и задачи курса

Цель курса по финансовой грамотности в средней школе направлена на формирование у учащихся комплексного представления:

— о месте человека как потребителя в экономической и социальной системе общества;

— об источниках финансовой информации;

— о способах решения экономических в том числе финансовых проблем;

— о роли и функционировании системы защиты прав потребителей.

Задачи изучения курса «Основы финансовой грамотности»:

— социальная адаптация выпускников школ к реалиям российского рынка;

— выработка адекватных представлений о роли гражданина как потребителя и его месте в экономической и социальной системе общества в целом;

— обретение навыков принятия самостоятельных решений, связанных с выполнением роли потребителя;

— формирование навыков грамотного потребительского поведения в различных жизненных ситуациях;

— выработка умения отстаивать свои права как потребителя.

Учащихся привлекает социальная значимость курса «Основы финансовой грамотности», его практическая направленность, поэтому преподавать данный курс можно различным категориям учащихся. Для 5-8 классов общеобразовательной школы этот курс может быть рассчитан на 17 уч. ч, для 9 классов – на 34 уч. ч.

Курс может преподаваться как спецкурс (элективный курс) или факультатив в общеобразовательной школе или как предмет по выбору в специализированных (профильных) классах, изучающих экономику или право.

Программа курса «Основы финансовой грамотности» предполагает наряду с традиционными формами широко использовать современные активные формы обучения : деловые игры, практикумы, конкурсы, и т.д., которые помогают школьникам усваивать теоретические знания, формируют устойчивый познавательный интерес к предмету, облегчают и ускоряют его освоение.

II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

— осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

— овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

— развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

— участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

— использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

— формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

— овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

— понимание цели своих действий;

— планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

— проявление познавательной и творческой инициативы;

— оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

— адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

— составление текстов в устной и письменной формах;

— готовность слушать собеседника и вести диалог;

— готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

— умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

— определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

— адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

— понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

— понимание и правильное использование экономических терминов;

— освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

— приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

— развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

— развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Источник

Опыт внедрения курса «Основы финансовой грамотности»

На что направлено введение курса преподавания основ финансовой грамотности. Смотреть фото На что направлено введение курса преподавания основ финансовой грамотности. Смотреть картинку На что направлено введение курса преподавания основ финансовой грамотности. Картинка про На что направлено введение курса преподавания основ финансовой грамотности. Фото На что направлено введение курса преподавания основ финансовой грамотности

Дата публикации: 13.08.2018 2018-08-13

Статья просмотрена: 2898 раз

Библиографическое описание:

Каликова, Д. И. Опыт внедрения курса «Основы финансовой грамотности» / Д. И. Каликова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 32 (218). — С. 87-89. — URL: https://moluch.ru/archive/218/52316/ (дата обращения: 16.12.2021).

В сентябре 2017 года в МБОУ СОШ № 6 г.Салехарда был введен новый предмет по развитию финансовой грамотности среди школьников.

Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школе обусловлена тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

Главной задачей введения обучения финансовой грамотности, конечно же, является стремление остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям в целом. Ведь большая часть взрослого населения нашей страны, к сожалению, до сих пор финансово безграмотна и ничем не защищена в случае непредвиденных обстоятельств или потери работы. Во многих семьях не ведутся учеты расхода и дохода. И это печально сказывается на развитии экономики в сфере потребления.

В процессе внедрения уроков финансовой грамотности в школе в первую очередь было обращено внимание на два основных вопроса:

Предоставление необходимой информации — обеспечение учебниками с учетом возрастных категорий учеников.

Подготовка преподавательского состава для обучения новой дисциплине.

На сегодняшний день эти проблемы успешно решены: в школу поступили качественные учебные материалы, в создании которых принимали участие самые разные специалисты: банковские работники, преподаватели, финансисты, сотрудники кафедр менеджмента и экономики, работники органов образования и другие.

В УМК дисциплины входят учебники, рабочая тетрадь, методические рекомендации для учителя.

Fincult.info — информационно-просветительский ресурс, созданный Центральным банком Российской Федерации. Его цель — формирование финансовой культуры граждан.

Сайт предназначен для широкой аудитории с разным уровнем знаний об экономике и разными финансовыми возможностями. В материалах сайта в простой форме, с некоторыми допущениями и упрощениями разбираются ситуации, с которыми может столкнуться каждый — от необходимости взять кредит и выбрать наиболее удачный вариант накопления денег до поиска оптимальной стратегии формирования будущей пенсии. Это не прямое руководство к действиям, а лишь вспомогательная информация, которую можно учитывать, чтобы не оказаться в неблагоприятной ситуации и не упустить из виду что-нибудь важное при принятии финансовых решений.

Отдельный раздел fincult.info предназначен для преподавателей, методистов и волонтеров финансового просвещения.

Для решения второго вопроса потребовалось немного больше усилий, поскольку необходимо было организовать подготовку преподавательских кадров. Учителя обществоведческого цикла знакомы с основами финансово-экономических отношений и такими понятиями, как:

Но следовало бы отметить потребность прохождения дополнительной подготовки педагогов по финансовой грамотности в специально созданных федеральных и региональных методических центрах.

Школьный курс финансовой грамотности охватывает следующие понятия и темы:

– составление и расчет семейного бюджета;

– денежные операции в банках и других структурах;

– сделки, связанные с риском;

– наличие ответственных органов за финансовые услуги;

– личные сбережения — излишество или прок;

– тонкости кредитов и депозитов;

– права и обязанности участников финансово-экономических отношений;

– управление денежными потоками;

– агрессивная политика банков;

– активы и пассивы (доходы и расходы);

– страхование и пенсионные выплаты;

– наличие и безопасное использование пластиковых карт.

Следует отметить, что при разработке учебных материалов, направленных на раскрытие каждой темы, учтены возрастные особенности отдельных групп школьников. Например, для самых маленьких информация преподносится в игровой форме, а школьники старших классов разбирают конкретные ситуации и решают их. Такой подход позволяет сделать обучение финансовой грамотности максимально доступным для понимания, что дает возможность ребятам избежать совершения ошибок во взрослой жизни и правильно распоряжаться деньгами уже сейчас.

На современном этапе внедрения курса финансовой грамотности в школы перед учителями возникает много вопросов в связи с тем, что предмет изучения является новым и непривычным. Один из вопросов: «Какие формы деятельности можно применять на этапах формирования финансовой грамотности? Какие формы проведения мероприятий стоит выбрать?»

Воспитывать финансовую и социальную грамотность можно и через интеграцию в урочную деятельность на уроках математики, обществознания, литературы. Решая задачи, которые включают в себя величины цены, количества, стоимости, ребята учатся теоретически решать финансовые проблемы. На уроках литературы происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, учащимися высказывается собственная точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной модели социального и финансового поведения. Уроки обществознания дают больше возможностей включать элементы финансовой грамотности и социальной компетентности учащихся. В отличие от других форм деятельности, урочная на 100 % охватывает детскую аудиторию.

В старших классах возникает потребность участия в проектной деятельности. Исследования, проводимые на занятиях по финансовой грамотности, а также самостоятельно, могут быть представлены в виде защиты проекта на научно — практической конференции в школе.

2 октября в рамках Всероссийской недели наук на базе нашей школы было проведено мероприятие для старшеклассников школ города. «Как не стать жертвой финансовых мошенников?» так звучала тема тренинга Каликовой Дамиры Ильтаровны. Учащиеся в неформальной обстановке, в тесном кругу обсудили злободневные вопросы финансовой безопасности, рассмотрели наиболее часто встречающиеся примеры финансовых махинаций, разработали памятку «Как уберечь себя от мошенников».

14 октября 2017 года в РКЦ Салехард Отделении Тюмень Уральского ГУ Банка России состоялся общероссийский День открытых дверей. Данное мероприятие посетили и наши ученики 10-х классов.

Дети узнали много нового о деятельности Центрального банка Российской Федерации, истории банковского дела в России, о банковских услугах и платежных картах, а также как не стать жертвой мошенничества при использовании банковских карт.

Ребята с интересом слушали сотрудников РКЦ и задавали им свои вопросы. Также детям было предложено поиграть: отгадывали ребусы на соответствующую тематику; угадывали вслепую на ощупь, что за монета находится в мешке. Ознакомились с рабочей техникой кассового сотрудника банка (машинка для счета купюр и их распознавания на подлинность; аппарат, с помощью которого можно проверить документ, удостоверяющий личность на подлинность).

В ходе мероприятия наши ученики просмотрели видеоролики о финансовой грамотности и познакомились с внешним видом купюр номиналом 200 и 2000 рублей, выпущенных в оборот 12 октября 2017 года.

По окончании Дня открытых дверей все дети получили небольшие памятные подарки от РКЦ в виде ручек и календариков с символикой ЦБ РФ и ушли с мероприятия с новыми знаниями и с хорошим настроением!

2 ноября 2017 года в рамках Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», в МБОУ СОШ № 6 в 10А классе прошел урок финансовой грамотности, посвященный мероприятиям IV Всероссийской недели сбережений. Цель данной акции — формирование финансовой культуры и навыков эффективного управления личными финансами, что будет способствовать, в конечном счете, финансовой безопасности и будущему благосостоянию молодых людей.

Урок провели педагог школы Финансово-правовой грамотности МАУ ДО «Детско-юношеский центр» А. В. Масюк и эксперт управления маркетинга и коммуникаций Салехардского отделения № 1790 Западно-Сибирского банка — Алевтина Норенберг.

Во время проведения урока учащиеся:

– познакомились с основами личного финансового планирования и финансовой безопасности, правилами разумного финансового поведения;

– познакомились с работой школы Финансово-правовой грамотности МАУ ДО «ДЮЦ», получили приглашения на занятия;

– получили памятки и обучающие брошюры Банка России;

– поучаствовали в викторине: «финансы не поют романсы».

Социальное партнёрство подразумевает привлечение к процессу воспитания финансовой грамотности работников финансовой сферы, предпринимательской и родительской общественности.

Внеклассная работа включает в себя проведение классных часов, просветительских родительских собраний на заданную тематику, викторины, деловые игры, командные игры-путешествия, выпуск стенных газет, конкурсы рисунков и поделок из вторсырья.

Естественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы с новой программой. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители.

По статистике, сейчас в нашей стране только одна из десяти семей планирует свой бюджет. С помощью нового курса рассчитывается повысить финансовую грамотность не только у школьников, но и у их родителей. Поэтому для мам и пап выпущены специальные пособия.

Специалисты также отмечают, что родительская помощь неоценима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение за знания (но не за отметки в дневнике) или поощрение за инициативу в помощи по разным делам. Кроме того, совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере.

Повышение финансовой грамотности должно начинаться с самого раннего возраста, чем раньше, тем лучше. Когда можно заложить основы поведенческие, поменять менталитет человека, чтобы он мог потом во взрослом возрасте спокойно плавать в мире финансовых продуктов, финансовых рисков, и мог себя более уверенно чувствовать в целом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *