На что направлены методы психологического воздействия на личность в юридической психологии
РАЗДЕЛ 3. ПСИХОЛОГИЯ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА ОВД
Глава 2. Методы и приемы психологического воздействия
§ 2. Методы и приемы психологического воздействия, применяемые сотрудниками ОВД
Методы психологического воздействия преследуют следующие цели: предупреждение преступной деятельности, раскрытие преступления и выявление его причин, перевоспитание преступников, а также адаптацию (приспособление их к условиям нормального существования в нормальной социальной среде).
Психологическое воздействие можно разделить на следующие виды:
Часто встречается разделение всех методов психологического воздействия всего на две группы: убеждения и принуждения. Такое деление не отвечает требованиям индивидуализации в практическом применении методов психологического воздействия.
Существует классификация методов психологического воздействия и по:
Ранее отмечалось, что в процессе психологического воздействия сотрудник милиции пытается ситуативно изменить поведение, эмоциональное состояние, установки объекта воздействия. Исходя из этого, при психологическом воздействии имеется одна цель, но она является промежуточной, т.к. основной целью будут, например, признание в содеянном, выяснение обстоятельств какого-либо происшествия.
Вместе с тем среди методов психологического воздействия наиболее целесообразно выделить следующие.
Убеждение. Под убеждением понимают используемый в коммуникации метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Основу метода убеждения составляет отбор, логическое упорядочение фактов и выводов согласно единой функциональной задаче. Данный метод надо признать основным среди методов психологического воздействия, которые может использовать сотрудник милиции на практике.
При этом необходимо помнить, что существует ряд факторов, которые способствуют эффективному убеждению:
Внушение. Под внушением понимается процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соответствии с прошлым опытом и данным состоянием субъекта. Содержанию сознания, усвоенному по механизму внушения, в дальнейшем присущ навязчивый характер, оно с трудом поддается осмыслению и коррекции, представляя собой совокупность «внушенных установок». По методам реализации внушение подразделяется на прямое и косвенное, а также на преднамеренное и непреднамеренное. Прямое преднамеренное воздействие заключается в использовании субъектом специальных словесных формул, которые внедряются в психическую сферу объекта и становятся активными элементами его сознания и поведения. Содержание внушения включено в сообщаемую информацию в скрытом, замаскированном виде и характеризуется неосознанностью, незаметностью, непроизвольностью его усвоения.
Заражение. Под заражением в социальной психологии понимается процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизическом уровне контакта, помимо собственного смыслового воздействия или дополнительно к нему. При наличии обратной связи заражение способно нарастать в силу взаимной индукции, приобретая вид циркулярной реакции.
Различие между внушением и заражением не ограничивается только участием сферы эмоций. В то время как заражение носит спонтанный характер, внушение – акт преднамеренный, который, как правило, представляет собой речевое воздействие, а заражение немыслимо без невербальных средств, таких, как крики, музыкальные ритмы, жесты.
Подражание. Как метод психологического воздействия означает следование какому-либо образцу. Подражание встречается на разных этапах индивидуального развития человека. В младенческом возрасте – это подражание движениям и звукам голоса взрослого. Подражание в подростковом возрасте направлено на внешнюю идентификацию подростком себя с некоторой конкретной, значимой для него личностью. Подражание у взрослых выступает элементом научения в некоторых видах профессиональной деятельности, включая преступные группировки. Сотрудник милиции должен помнить, что в процессе раскрытия и расследования преступлений необходимо развенчать авторитет главаря, если он стал объектом подражания. Это особенно целесообразно в процессе работы с несовершеннолетними.
Стимулирование. Предполагает побуждение, эффект которого обусловлен психикой человека, его взглядами, чувствами, настроением, стремлениями. Данный метод психологического воздействия может широко использоваться в правоприменительной практике. Это такие приемы, как ободрение лица, совершающего волевые усилия; внушение необходимого для успешного волевого усилия состояния; консультирование, помощь в овладении методами самомобилизации. Методы стимулирования позволяют усиливать уже сложившееся у индивида, но недостаточное, с точки зрения решения стоящих перед ним и сотрудником милиции задач, волевое усилие. Методы стимулирования применяются, если индивид уже осознал необходимость нужного поведения и имеет возможность вести себя так, как нужно. Ему мешает лишь то, что он не способен мобилизовать себя на преодоление трудностей, которые возникнут. В случае конфронтации главное – помочь индивиду осознать и преодолеть противоречивость своей воли. Наконец, при противоборстве разрушение воли нередко оказывается первым шагом для того, чтобы обезвредить, нейтрализовать общественно опасные действия.
Основой любой классификации методов, ее важнейшим элементом является отдельный прием психологического воздействия.
Под приемом психологического воздействия, используемого сотрудником ОВД, понимают основанные на законе и правовых актах способы избирательного влияния на личность (или группу лиц) с целью достижения кратковременного или устойчивого изменения психологических характеристик, от которых зависит юридически значимый характер ее поведения.
Набор приемов психологического воздействия достаточно широк. Его полнота определяется спецификой решаемых в ходе воздействия психологических задач. В зависимости от позиции, занимаемой объектом, они предлагают как меры позитивного влияния на личность, так и меры психологического принуждения.
Различают четыре основных типа такой позиции объекта воздействия:
Соответственно выделяют четыре группы приемов индивидуально-психологического воздействия:
На что направлены методы психологического воздействия на личность в юридической психологии
Юридическая психология широко использует различные методы юриспруденции и психологии для раскрытия изучаемых ею объективных закономерностей. Эти методы можно классифицировать как по целям, так и по способам исследования.
К своеобразным методам юридической психологии относится психологический анализ уголовного дела. Особенно продуктивным является здесь исследование проблемы принятия решения (криминальная психология, следственная психология, психология судебного процесса, психология потерпевшего и др.).
К особенностям юридической психологии, в частности, относятся особые, исключительные условия и обстоятельства, в которых находится исследуемая личность: потерпевший, преступник, свидетель-очевидец. Эти условия (криминогенная ситуация, криминальная ситуация, следственная ситуация и т.д.), в которых личность действует, «обнажают» такие ее структуры и качества, которые в условиях обычного исследования либо очень трудно уловимы, либо вообще не видны. Это обстоятельство давно используется писателями для более глубокого раскрытия образа литературного героя в острой криминальной ситуации («Братья Карамазовы» и «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Воскресение» Л.Н.Толстого и др.).
Применительно к способам исследования судебная психология располагает следующими методами.
Метод наблюдения. Основная ценность его заключается в том, что в процессе исследования не нарушается обычный ход деятельности человека. При этом для получения объективных результатов необходимо соблюдать ряд условий: заранее определить, какие закономерности наблюдения нас интересуют, составить программу наблюдения, правильно фиксировать результаты и, главное, определить место самого наблюдающего и его роль в среде изучаемых лиц. Соблюдение этих требований очень важно для ситуаций, которые изучаются в судебной психологии. Для регистрации результатов наблюдения могут быть использованы технические средства, в первую очередь запись речи наблюдаемого на магнитофонную пленку. В некоторых случаях полезно применить фотосъемку и киносъемку. В условиях предварительного следствия технические средства могут быть применены только в рамках процессуального закона. Полученные и зафиксированные таким образом результаты следственного действия могут рассматриваться одновременно как способ закрепления доказательств и как фиксированный результат наблюдения за поведением лица в определенных условиях. Например, прослушивая магнитофонную запись допроса обвиняемого, мы одновременно получаем сведения о его эмоциональном состоянии.
Наблюдение может проводиться не только исследователем-психологом, но любым должностным лицом, которому необходимо получить соответствующую информацию для использования данных ее анализа в борьбе с преступностью. В частности, наблюдение может производиться следователем с целью правильной диагностики личности. Большое значение для получения информации о возможной причастности допрашиваемого к событию преступления может иметь наблюдение за мимикой и жестами этого лица. А чтобы избежать предвзятой субъективной оценки результатов такого наблюдения, оно должно вестись строго объективно, с регистрацией всех фактов, полученных при наблюдении, и при достаточно научной интерпретации результатов наблюдения (более подробно см. § 3 гл. X).
Очень важные данные могут быть получены следователем в результате наблюдения за поведением обыскиваемого и анализа результатов этого наблюдения (подробнее см. §6 гл. Х).
Метод эксперимента. При использовании данного метода экспериментатор изучает зависимость особенностей психических процессов от особенностей действующих на испытуемого внешних стимулов. Эксперимент строится таким образом, чтобы внешняя стимуляция изменялась по строго определенной программе. Отличие эксперимента от наблюдения заключается в первую очередь в том, что при наблюдении исследователь должен ожидать наступления того или иного психического явления, а при эксперименте он может с помощью изменения внешней ситуации преднамеренно вызвать нужный психический процесс. В практике судебно-психологических исследований получили распространение лабораторный и естественный эксперименты.
Лабораторный эксперимент распространен в основном в научных исследованиях, а также при проведении судебно-психологической экспертизы. Для него характерно применение довольно сложного лабораторного оборудования (многоканальные осциллографы, тахистоскопы и др.). С помощью лабораторного эксперимента исследовались, в частности, такие профессиональные качества следователей, как внимание, наблюдательность и др. (более подробно см. гл.гл. VI, X). К недостаткам лабораторного эксперимента следует отнести трудность использования техники в условиях практической деятельности правоохранительных органов, а также отличие протекания психических процессов в лабораторных условиях от их протекания в обычных условиях. Эти недостатки и преодолеваются при использовании метода естественного эксперимента. В первую очередь это относится к проведению следственных экспериментов, целью которых является проверка определенных психофизиологических качеств потерпевших, свидетелей и других лиц. В сложных случаях проведения подобных следственных экспериментов мы рекомендуем для участия в их проведении приглашать специалиста-психолога.
Анкетный метод. Этот метод характеризуется однородностью вопросов, которые задаются относительно большой группе лиц для получения количественного материала об интересующих исследователя фактах. Этот материал подвергается статистической обработке и анализу. В области судебной психологии анкетный метод получил распространение при исследовании механизма образования преступного умысла (проводилось анкетирование большого количества расхитителей государственной собственности, хулиганов). Анкетный метод довольно широко применялся при исследовании профессиограммы следователя, профессиональной пригодности и профессиональной деформации следователя. В настоящее время анкетный метод начал применяться практическими работниками для исследования некоторых аспектов причин преступности.
Параллельно с анкетированием применялся «автомат общественного мнения».»Автомат общественного мнения» разработан в Институте экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения АН СССР.
Интервью (беседа) может применяться и после анкетных исследований, когда их результаты углубляются и дифференцируются путем собеседования. При подготовке к беседе следует большое внимание уделять формулировке вопросов, которые должны быть краткими, конкретными и понятными.
Весьма продуктивным представляется в юридической психологии исследование психических закономерностей поведения личности, которое имеет правовые последствия в проблемной ситуации. Этот подход эффективен как для изучения психических закономерностей правопослушного поведения, так и для выяснения механизмов противоправного поведения и различных его последствий (от раскрытия преступления до ресоциализации преступника).
Итак, системный подход в сочетании с различными методами психологии и юриспруденции позволяет достаточно глубоко проанализировать взаимодействие и выявить основные психологические закономерности процесса деятельности, структуры личности и системы правовых норм, дать точное описание этого взаимодействия с учетом всех участвующих элементов и выделить значимые свойства.
Юридическая психология
Методы юридической психологии
Понятие метода в юридической психологии. Классификация методов
Юридическая психология широко использует различные методы юриспруденции и психологии для раскрытия изучаемых ею объективных закономерностей.
Метод — это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности.
По структуре научный метод представляет собой совокупность приемов и операций, направленных на изучение или изменение психолого-правовых явлений.
По целям деятельности методы юридической психологии делятся на три группы.
По этапам исследования методы юридической психологии делятся:
Эффективное применение эмпирического метода зависит от того, насколько он валиден, т.е. соответствует тому, для получения и опенки чего он изначально предназначался, и надежен, т.е. позволяет получить одни и те же результаты при повторном и многократном использовании;
Наблюдение бывает нескольких видов:
Наблюдение может быть внешним (наблюдение за человеком со стороны) и внутренним (самонаблюдение, интроспекция) — наблюдение за своими мыслями, чувствами.
Для психолога и юриста внешнее наблюдение является одним из основных методов изучения не только поведения человека, но и его характера, психических особенностей. По внешним проявлениям следователь, как правило, судит о внутренних причинах поведения, эмоциональном состоянии, затруднениях при восприятии события преступления, об отношении к участникам расследования, правосудию и т.д. Важные данные могут быть получены следователем в результате наблюдения за поведением обыскиваемого и анализа результатов этого наблюдения. Некоторые юристы ведут дневники наблюдений. К примеру, на основе дневников Л. Шейниным изданы «Записки следователя».
С учетом этих особенностей работник правоохранительных органов вырабатывает индивидуальный подход к допрашиваемому и вступает в контакт с ним. Такая беседа часто предшествует основной части допроса и достижению его главной цели получению объективной и полной информации о событиях преступления. Одной из разновидностей беседы служит интервью — беседа исследователя с лицом или группой лиц, ответы которых служат исходным материалом для научных обобщений.
Анкетный метод характеризуется однородностью вопросов, которые задаются относительно большой группе лиц для получения количественного материала об интересующих исследователя фактах. Этот количественный материал подвергается статистической обработке и анализу. В правоохранительной практике анкетный метод получил распространение при исследовании механизма образования преступного умысла, исследовании профессиограммы должностных лиц, их профессиональной пригодности и профессиональной деформации. В настоящее время анкетный метод широко используется теоретиками и практиками для исследования некоторых аспектов причин преступности.
Метод изучения документов и продуктов деятельности испытуемых
Большое значение в юридической психологии имеет метод изучения документов и продуктов деятельности испытуемых, т.е. изучение результатов физического и интеллектуального труда. Таковыми могут оказаться объекты, относящиеся к личности юриста или правонарушителя, а также к расследуемому или рассматриваемому судом правонарушению. По ним опытный исследователь может дать подробные типологические характеристики качеств (свойств) личности, увидеть характерные особенности, обнаружить наклонности, способности.
В последнее время все более широкое распространение получает биографический метод изучения личности, который включает в себя изучение автобиографии, дневников, писем, воспоминаний и свидетельств очевидцев, а также аудио- или видеозаписей.
Биографический метод основан на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений со значимыми другими, направлен на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, пространственно-временной организации ее деловой, семейной, духовной жизни, природной и социальной среды.
Метод независимых характеристик
Стабильные данные о личности в целях изучения психологических особенностей ее юридической или иной трудовой деятельности дает метод независимых характеристик отечественного ученого К.К. Платонова.
При этом методе исследователь проводит опрос коллег, руководителей, других работников (всего 5-12 человек), хорошо знающих обследуемого специалиста. Эти лица составляют письменные характеристики испытуемого в произвольной или единой форме. Оценка черт личности проводится по шкале, позволяющей определить пять степеней проявления каждой черты:
Анализ материалов гражданского, административного или уголовного дела
Одним из часто применяемых методов юридической психологии является анализ материалов конкретного гражданского, административного или уголовною дела. При этом нужная информация для исследования содержится:
В психологической практике в настоящее время широкое применение получил метод тестирования, который когда-то в отечественной науке недооценивался. Теперь на вооружении имеется несколько тысяч тестов.
Тест (англ, test — проба, проверка) — это система заданий, позволяющих измерить уровень развития качеств (свойств) личности.
Тестирование используется как метод психологической диагностики. С его помощью исследователь на основе стандартизированных задач, которые имеют определенную шкалу значений, с известной вероятностью выявляет актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т.д.
В юридической психологии наибольшее распространение получили прожективные тесты и личностные опросники.
Прожективные тесты предназначены для выявления личностных установок, так как провоцируют человека на то, чтобы он их раскрыл. Наиболее распространенными среди них являются тест Роршаха (с использованием чернильных клякс), тест тематической апперцепции (ТАТ) Мэррея, тест Розенцвейга (фрустрационный), тесты на основе рисунков и др.
Например, ребенка просят нарисовать родителей. В зависимости от того, чья фигура нарисована более крупной — отца или матери, можно сделать вывод о том, кто доминирует в семье — отец или мать.
Личностные тесты построены по принципу оценки человеком себя. Среди них наиболее известен тест MMPI, содержащий 384 утверждения. По результатам ответов составляется психологический профиль личности.
Аналогично построены опросники Тейлора и Айзенка: первый определяет уровень тревожности личности, второй степень замкнутости, общительности, эмоциональной неуравновешенности. Опросник Айзенка также дает возможность определить тип темперамента и некоторые характерологические свойства.
В юридической практике тесты наиболее широко используются при проведении судебно-психологической экспертизы и изучении личности преступника.
Одним из основных методов научного познания вообще и психолого-юридического исследования в частности выступает эксперимент. Данный метод с конца XIX в. стал ведущим в психологической науке и ее отраслях. От наблюдения и других методов он отличается активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя. Выделяют два вида эксперимента — лабораторный и естественный.
Лабораторный эксперимент проводится в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры и приборов.
Естественный эксперимент вырос из педагогической практики и получил в ней широкое применение и признание. Идея проведения психологического эксперимента в естественных условиях принадлежит отечественному психологу А.Ф. Лазурскому. Суть его заключается в том, что исследователь оказывает воздействие на испытуемых в привычных условиях их деятельности. Испытуемые зачастую и не подозревают, что участвуют в эксперименте.
В практике психолого-юридических исследований получили распространение как лабораторный, так и естественный эксперименты. Лабораторный эксперимент используется в основном в научных исследованиях, а также при проведении судебно-психологической экспертизы. Для него характерно применение довольно сложного лабораторного оборудования (многоканальные осциллографы, тахистаскопы и пр.). С помощью лабораторного эксперимента исследуются, в частности, такие профессиональные качества юриста, как внимательность, наблюдательность, сообразительность и др.
К недостаткам лабораторного эксперимента следует отнести трудность использования лабораторной техники в реальных ситуациях практической деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью, а также отличие протекания психических процессов в лабораторных условиях от их протекания в обычных условиях.
Эти недостатки преодолеваются при использовании метода естественного эксперимента. В настоящее время естественный эксперимент применяется должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью, в первую очередь следователями. Применение его в этих случаях не должно выходить за рамки уголовно-процессуальных норм. Это относится к проведению следственных экспериментов, целью которых является проверка определенных психофизиологических качеств потерпевших, свидетелей и других лиц. В сложных случаях рекомендуется для участия в них приглашать специалиста-психолога.
Результаты эксперимента также позволяют подтвердить, уточнить либо отвергнуть предварительно разработанную модель воздействия на личность, группу или коллектив. Представляет интерес, например, работа следователей, которые путем замены некоторых факторов, постоянно воздействующих на обвиняемого, достигают изменения последним его позиции, линии поведения на предварительном следствии. При этом обвиняемый начинает говорить правду под влиянием родственников, товарищей по работе, других обвиняемых, вставших на путь признания. Воздействие этих лиц осуществляется под руководством следователя, который в данном случае одновременно играет роль экспериментатора, психолога и педагога, выступающего в начальной стадии исправления правонарушителя (признания им своей вины). Метод экспертных оценок
В последнее время получил развитие метод экспертных оценок, сущностью которого является использование мнений специально отобранных экспертов о некоторых динамических показателях, характеризующих тенденции развития правовой психологии, отдельных элементов ее предмета, полученных обобщенных данных эмпирических исследований и т.п.
Правомерность применения и значение методов юридической психологии
Следует особо отметить, что все применяемые в юридической деятельности психологические методы не должны противоречить этическим нормам, ущемлять права граждан, гарантированные Конституцией РФ, противоречить требованиям уголовно-процессуального закона, принципам законности и гуманности. В этой связи по этическим соображениям не могут быть реализованы в реальных условиях многие формирующие эксперименты (например, по изучению закономерностей формирования преступных группировок, массовых беспорядков и т.п.), а также применены унижающие или игнорирующие общечеловеческое достоинство «программы изменения поведения».
Изучение и применение методов научной психологии имеют практическую ценность для будущих юристов. Они необходимы в работе с персоналом и социальными группами, кроме того, они помогают правильно построить профессионально-деловые и повседневные межличностные отношения, а также призваны помочь в самопознании, с тем чтобы рационально подходить к собственной судьбе и личностному росту.