На что направлены подвижные игры
Значение подвижных игр в дошкольном детстве
Одной из главных задач реализации ФГОС является:
— сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, обогащение двигательного опыта и развитие физических качеств, тем самым формируя начальные представления о здоровом образе жизни.
«Чтобы сделать ребёнка умным, рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он работает, действует, бегает – пусть находится в постоянном движении» Ж. – Ж. Руссо.
Какие удивительные слова! На современном этапе компьютерные игры всё больше входят в жизнь детей, при этом проблема подвижных детских игр становится всё актуальнее как для воспитателей, так и для родителей. Ведь главная проблема подрастающего поколения в том, что дети совсем не умеют играть в игры, в том числе и подвижные, в которые играли мы с вами – «Как это было интересно!»
Многие думают, чем же занять детей в свободное время? Ответ на этот вопрос прост – подвижные игры, в которых дети свою энергию будут тратить с пользой и с большим интересом.
Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. Во время игр у ребёнка особенно обостряется фантазия, проявляется активность и он получает богатые впечатления.
Подвижная игра – это одно из важнейших средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.
Главная цель подвижных игр – развивать силу и ловкость, координацию движений и быстроту реакции. Игры помогают ребёнку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Ребёнок ведь приходит в детский сад, чтобы обрести друзей, а подвижная игра может этому способствовать. Именно подвижная игра делает процесс воспитания приятным, дети сразу взаимодействуют друг с другом. В жизни любого ребёнка подвижные игры должны занимать большое место. Неосознанно малыши с удовольствием бегают, убегают и догоняют, прыгают и лазают. Дети воспринимают игровых партнёров и сюжет игры как действительность. Они могут играть с удовольствием в одни и те же игры, например, в прятки. При систематическом повторении игровой ситуации, дети хорошо ориентируются в ней. Но в игру необходимо вносить необходимые изменения и усложнять двигательные задания.
Например, не просто пробежать от одного дерева до другого, а поднять по пути лежащий мяч. Видоизменения двигательных заданий способствуют развитию координации движений у малышей, учат их лучше ориентироваться в пространстве, воспитывают активность и самостоятельность.
Я, как воспитатель, постоянно организую подвижные игры с детьми. Мы играем на прогулке, на физкультурных занятиях, во время образовательной деятельности, перед обедом. Я собрала картотеку подвижных игр по возрастам по темам.
Например, по теме «Животные» игры «Зайцы», «Кот и мыши», «Птички и кошка», «Кони», «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «Охотник и зайцы», «Лиса и куры», «Зайцы и волк».
Тема «Птицы». Подвижные игры «Совушка», «Птички и кошка», «Скок – поскок», «Птичка и птенчики», «Воробышки и автомобиль», «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках».
Тема «Транспорт». Подвижные игры» «Цветные автомобили», «Самолёты», «Автомобили», «Воробышки и автомобиль».
Подвижные игры способствуют созданию положительного микроклимата. Это, конечно же игры малой и средней подвижности, хороводные, направленные на проговаривание потешек,стихов: «Где мы были не скажем, а что делали покажем», «Паучок», «Море волнуется», «День – ночь». В этих играх нет соперничества, нет отрицательных эмоций.
Большую роль в формировании отношения ребёнка к подвижным играм играет семья. Я организую совместные физкультурные праздники, вечера подвижных игр, заседания семейных гостиных. Эти мероприятия учат родителей играть с детьми в подвижные игры дома, на улице во время прогулок.
Доказано, что дети, имеющие богатый игровой опыт, более подготовлены к творческой деятельности. Таким образом, грамотно спланированная и организованная подвижная игра будет способствовать повышению двигательной активности детей во время пребывания их в детском саду, а, значит, укреплять здоровье детей, развивать речь и математические представления.
Консультация для воспитателей «Значение подвижных игр во время прогулки» Подвижная игра – естественный спутник в жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Подвижные игры являются традиционным.
Статья «Использование дидактических подвижных игр на логопедических занятиях в старшем дошкольном возрасте» В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Происходит интенсивное развитие всех психических процессов. Малыши находятся.
Консультация для родителей «Организация и проведение подвижных игр в семье» Главная роль в физическом развитии ребёнка принадлежит семье. Родители имеют возможность развивать ребёнка, исходя из его индивидуальных.
Консультация для родителей «Организация и проведение подвижных игр в семье» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Организация и проведение подвижных игр в семье. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Прогулка является надежным средством.
Консультация для родителей «Значение подвижных игр для гармоничного развития ребёнка» Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Игра комплексно воздействует на организм и.
Консультация «Организация подвижных игр в детском саду» Подвижная игра – сознательная, двигательная активность ребенка, предполагающая точное и своевременное выполнение заданий которые связаны.
Развитие общения в раннем и дошкольном детстве Общение- это определенное взаимодействие людей, в ходе которой они обмениваются разнообразной информацией с целью налаживания отношений.
Развитие языковых и творческих способностей в дошкольном детстве Речь играет важнейшую роль в развитии всех психических функций ребенка дошкольного возраста. В развитии речи ребенка можно выделить основные.
Консультация для воспитателей «Виды подвижных игр» Виды подвижных игр Подвижные игры по своему содержанию и организации чрезвычайно многообразны. В практике детского сада широко используются.
Консультация для родителей «Всё начинается в детстве». Формирование здорового образа жизни дошкольников Дошкольный возраст является решающим в формировании физического и психического здоровья. До 7 лет ребёнок проходит огромный путь развития,.
Подвижная игра и её значение в жизни ребёнка
Марина Фурсова
Подвижная игра и её значение в жизни ребёнка
Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность —комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели.
Также подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.
Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования основных движений детей, укрепления и закаливания их организма. Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребёнка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией.
С помощью игр улучшается физическое развитие ребёнка: он становится крепче, выносливее. Движения в свою очередь способствуют тому, что у ребёнка работают лёгкие, усиливается кровообращение, улучшается процесс обмена веществ.
Движения, которые входят в подвижные игры, просты и разнообразны – это ходьба, бег, равновесие, прыжки, ползание и т. д. Чем старше становятся дети, тем более сложные требования предъявляются в отношении качеств движений, правильности и точности их выполнения. Дети старшего дошкольного возраста лучше владеют своими движениями и более заинтересованы результатом игры.
Группа игр, в основе которых лежат разнообразные движения, наиболее удовлетворяют потребность растущего организма в активных действиях. Ценность подвижных игр заключается в общей подвижности детей, в одновременной работе различных групп мышц и следовательно в равномерном их развитии.
В подвижных играх дети догоняют кого-то или сами убегают от водящего. Они не просто бегают и прыгают, а изображают каких либо зверей. В процессе игры у них тренируются и укрепляются те или иные группы мышц.
Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывает у детей положительные эмоции и усиливает физиологические процессы.
В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослый, познаёт мир в процессе деятельности. Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями.
Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т. д.
Большое образовательное значение имеют подвижные игры,проводимые на местности в летних и зимних условиях: в пионерских лагерях, на базах отдыха, в походах и экскурсиях. Игры на местности способствуют образованию навыков, необходимых туристу, разведчику, следопыту.
В педагогической истории России подвижным играм придавалось огромное значение. Подвижные игры рассматривались как основа физического воспитания.
При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности.
Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал, организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность. Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.
Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.
Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д., игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех.
Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно они популярны в младшем дошкольном возрасте.
Бессюжетные подвижные игры типа ловишек, перебежек («Ловишки», «Перебежки») не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и дребуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.
В дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового,например: «Чье звено скорее соберется», «Кто первый через обруч к флажку» и др. Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто скорее до флажка») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты, то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды.
К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, бабки, «Школа мяча» и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т. д.). Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов.
В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др., остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.
К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.
Подвижныеигры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.
Таким образом, игра— одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности, совершенствование функций организма, черт характера играющих.
Беседа с родителями «Сюжетно-ролевая игра как отражение жизни ребёнка в семье» Я, как воспитатель с 35 летним стажем и бабушка, давно сделала для себя вывод: хочешь узнать о ребёнке побольше – понаблюдай за его игрой. Ситуация.
Консультация для педагогов и родителей «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка» ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА. Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится.
Консультация для родителей «Подвижная игра в жизни ребенка» для детей дошкольного возраста В сложных социально-экономических условиях вопросам здоровья детей придается особое значение, так как только здоровый ребенок способен к.
Консультация для родителей «Значение оригами для развития ребёнка» Искусство оригами знакомо каждому из нас с детства. Каждый взрослый, будучи ребенком, делал кораблики, самолётики, лягушек и тюльпаны.
Консультация для воспитателей «Значение математических занятий в умственном развитии ребёнка и подготовке его к школе» Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой можно целенаправленно формировать.
Консультация «Значение цветов в жизни человека» Консультация Значение цветов в жизни человека Давайте поговорим о том, что значат цветы в жизни человека. Наступила пора посадки рассады.
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Изготовление сенсорного пакета и его значение в развитии ребёнка» Сенсорный пакет – это веселая и интересная развивающая игрушка для детей. Сенсорный пакет – это отличный способ раскрыть творческие способности,.
Родительское собрание на тему «Игра в жизни ребёнка» Родительское собрание на тему «Игра в жизни ребенка» в старшей группе. Сегодня мы поговорим о том, вот что играют наши дети. Зачем нужна.
Значение фольклора в жизни ребёнка. Консультация для родителей С самого раннего детства ребёнок знакомится с устным народным творчеством и историей своей страны. Приобщая детей к устному народному творчеству,.
Значение сюжетно-ролевой игры для развития ребёнка. Консультация В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается.
Подвижные игры на прогулке, их значение в развитии основных видов движений
Светлана Клёц
Подвижные игры на прогулке, их значение в развитии основных видов движений
Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка-дошкольника, и потому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. В практике детского сада широко используются игры ролевые, дидактические, строительные, подвижные, игры с пением и др. Но среди всего многообразия игр следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми.
Игра и двигательная активность в дошкольном возрасте является необходимым условием полноценного и гармоничного развития ребёнка. В движении постигаются все тайны мира. Исследовательская деятельность ребёнка без этого просто невозможна.
Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование основных движений. Основные движения – это жизненно необходимые для ребенка движения,которыми он пользуется в процессе своего бытия: ползание, лазание, бросание, метание, ходьба, бег, прыжки.
Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного детства осуществляются разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой — специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера.
Основной формой обучения детей движениям признаны занятия. В то же время весьма существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры на прогулке, которые широко применяют во всех возрастных группах.
В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Развитие и совершенствование, некоторых из них обусловлено повседневностью их применения. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр. Конечно, эти движения успешно усваиваются детьми в менее регламентированных, чем занятия, формах обучения, в частности в подвижных играх на прогулке самостоятельно.
Для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью.С их помощью решаю самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаю благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.
Детям дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями.
Знакомя детей с новыми подвижными играми, их содержанием и правилами. Малыши запоминают новые слова, их значение, приучаются действовать в соответствии с указаниями, очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.
Я считаю, что влияние подвижных игр на прогулке на развитие движений детей, а также некоторых волевых проявлений их во многом зависит от того, сколько времени длится эта игра. Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения с другими участниками, т. е. тем больше приходится проявлять ловкость, выдержку.
Изменяя игровые ситуации и правила игры, заставляют ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко, чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не уронив ни одной, обязательно добежать до определенного места и т. д.).
Многократное повторение этих действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений.
Таким образом, в дошкольном возрасте подвижные игры, особенно на прогулке, являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость.
Подвижные игры в основном — коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке.
Подвижные игры дают широкую возможность для общения детей между собой. В играх складываются и проявляются их взаимоотношения, отношение к различным двигательным заданиям и т. д. Часто в играх дети произносят стихотворения, считалки, что способствует развитию речи детей.
Подвижные игры способствуют повышению двигательной активности детей, наиболее полноценному их развитию и интересу к действительности.
Подвижные игры как средство физического воспитания способствуют оздоровлению ребенка благодаря проведению подвижных игр на свежем воздухе, а также активизируют творческую деятельность, самостоятельность, проявления раскованности, свободы в игровых задачах. Как метод физического воспитания подвижная игра способствует закреплению и совершенствованию движений ребенка.
Формирование основных движений в младшем возрасте Особенности физического развития Умение бросания появляется у малыша уже к 5—6 месяцам. Он уже может выпускать предмет из руки, отталкивать.
Игры-этюды на выражение движений и основных эмоций «Усталость» Вова весь день помогал бабушке в огороде. Они пололи и поливали. И вот, когда все дела были сделаны, Вова почувствовал, как.
Конспект ОД в режимных моментах «Подвижные игры на прогулке» в старшей группе Программное содержание: Учить действовать по сигналу, соблюдая правила игры Закреплять двигательные умения. Формировать понятия о явлениях.
Картотека «Подвижные игры на прогулке» Подвижные игры на прогулке. Во время проведения подвижные игр на прогулке решаются следующие задачи: • Совершенствование двигательных навыков.
Консультация для воспитателей «Подвижные игры на прогулке» Подвижные игры на прогулке. Консультация для воспитателей Значение физических упражнений на воздухе. Ребёнок, который ежедневно гуляет по.
Подвижные игры на прогулке в ДОУ Подвижные игры на прогулке в ДОУ. Попади в окошко Цель игры. Попадать мячом в вертикальную цель с близкого расстояния. Описание игры. Дети.
Подвижные игры на прогулке в младшей группе летом Летние игры на прогулке для детей дошкольников 2-4 лет 1.«Цыплята и собачка» Цель: упражнять детей в выполнении различных действий; в лазании.
Подвижные игры на прогулке в зимний период Подвижные игры и упражнения на прогулке в зимний период Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, как физического, так.
Подвижные игры на прогулке и в группе Старшая группа Игра «Гори, гори ясно!» Цель: развивать быстроту и ловкость Ход: игроки стоят в колонну по два, держась за руки, впереди.