На что нацелены межпредметные связи русского языка
Межпредметные связи в преподавании русского языка
Вы будете перенаправлены на Автор24
Межпредметные связи в преподавании русского языка
Представление о межпредметных связях той или иной учебной дисциплины в дидактике носит дискуссионный характер. В частности, методисты задаются вопросом, что следует понимать под межпредметными связями и каковы пути их реализации в практике обучения.
Наиболее распространенное представление о межпредметных связях заключается в следующем: под межпредметными связями понимается взаимное согласование содержания преподаваемых предметных дисциплин, проявляющееся в выборе форм и методов обучения и преследующее образовательно-развивающие и воспитательные задачи.
Учёт межпредметных связей в обучении продиктован нуждами педагогической практики, поскольку без демонстрации взаимообусловленности и единства изучаемых явлений невозможно сформировать у ребёнка научное мировоззрение и развить системность как важнейшее качество мышления.
Современная модель информационно-цифровая модель общества, в котором процессы интеграции знаний играют важнейшую роль, предъявляет новые требования к результатам обучения, которые также должны носить интегративный характер, синтезируя различные умений, навыки и способы деятельности. В стандартах учебных дисциплин закладываются так называемые метапредметные результаты подготовки, предполагающие развитие личности через овладение базовыми способами деятельности, носящими универсальный характер и базирующимися на учёте межпредметных связей.
В преподавании русского языка всегда учитывался комплексный характер его роли в развитии личности ребёнка. Ведь русский язык является не только и не столько учебной дисциплиной, сколько универсальным средством познания и общения. От уровня языковых навыков и владения речью зависит успешность усвоения иных дисциплин, поэтому реализация межпредметных связей в практике языкового образования особенно актуальна.
Межпредметное взаимодействие на уроках русского языка может реализовываться двояко:
Готовые работы на аналогичную тему
Методика интеграции предметного содержания в практике преподавания
Рассмотрим более подробно методические аспекты реализации межпредметных связей на уроках русского языка.
Традиционно русский язык имеет тесные и прочные связи с литературой, объединяясь в одну предметную область – русскую словесность. Реализации межпредметных связей этих дисциплин на уроках способствуют следующие методические приёмы:
Тесные связи русский язык имеет с предметами гуманитарного и эстетического цикла – историей, обществознанием, музыкой, МХК. Интегрировать содержание этих предметных областей помогают следующие приёмы:
Реализация межпредметных связей на уроках русского языка способствует формированию целостной картины мира и многостороннему развитию личности.
Использование межпредметных связей на уроках русского языка и литературы
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Развитие межпредметных компетенций при обучении русскому языку и литературе в условиях реализации ФГОС Кукаркина Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы Г. Челябинск 2015 г. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №115
По характеру общего в содержании между предметами выделяются три вида межпредметного материала: 1. Понятийно-терминологический 2. Коммуникативно-речевой 3. Учебно-дидактический
Понятийно-терминологический межпредметный материал Между предметами с относительно полным совпадением объекта изучения Между предметами с частичным совпадением объекта изучения Звук Морфема Часть речи Буква Текст Слово Предложение Стиль Словосочетание Русский язык Математика Количественное Дробное Имя числительное Порядковое Число Дробь Количество Русский язык Английский язык
Коммуникативно-речевой межпредметный материал Нормативный материал Коммуникативный материал Нормативная связь опирается на общность орфографических, орфоэпических, семантических и стилистических умений в области терминологии по контактирующему предмету. Коммуникативная связь опирается на общность работы над связной речью учащихся на материале соответствующей науки, усваивая которую школьники учатся выражать свои мысли в связной форме соответствующего жанра научного стиля речи. Например, в русском языке: план (простой и сложный), текст, стиль, описание, повествование, рассуждение, конспект, тезис; в географии: описание географических объектов, составление характеристик отдельных компонентов природы и т.д.; в математике: несложные доказательства с опорой на известные определения и теоремы и т.д.
Учебно-дидактический межпредметный материал Не контекстный Контекстный Отдельные слова (или тематические группы слов), словосочетания, предложения, отражающие содержание того или иного школьного предмета Тексты, содержащие отдельные сведения из этих предметов
Первый абзац Прочтите I абзац про себя, найдите в тексте ответы на вопросы, отвечайте цитатами: в чем состоит невероятность истории Седьмой симфонии? чем был потрясен до глубины души Шостакович? каким описательным оборотом заменяет автор слово «симфония»? как вы понимаете эпитет «монументальная»? почему эту симфонию называют «документом», «повестью», «хроникой»? о чем эта «повесть»? Что наиболее вас поразило в данном перечислении? Анализ абзацев Второй абзац как работал композитор над симфонией? прочтите воспоминания композитора о своей работе. Третий абзац сколько частей включает в себя симфония? о чем рассказывается в первой части? Четвертый абзац какую цель составил перед собой Шостакович?
Статья на тему «Реализация межпредметных связей на уроках русского языка в начальной школе
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Реализация межпредметных связей на уроках русского языка в начальной школе
Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей, явлений и процессов. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы.
Единству обучения и воспитания, комплексному подходу к воспитанию учащихся в большой мере способствуют межпредметные связи. Идея межпредметных связей не нова, она в той или иной мере осуществляется на практике, раскрывается в педагогических и методических работах. Но каковы бы ни были программные и методические указания, они будут осуществляться на деле лишь при том условии, если учитель будет достаточно осведомлен о сущности межпредметных связей, убежден в их необходимости и будет обладать практическими умениями осуществлять их в работе.
Современный подход к обучению немыслим без установления межпредметных связей с другими учебными предметами, так как оно активизирует образовательный процесс, развивает познавательный интерес учащихся, способствует расширению кругозора. Так, умело вскрытые и показанные связи русского языка с литературой, историей, изобразительным искусством, музыкой усиливают практическую направленность русского языка.
Межпредметная интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объеме преподнести содержание учебных дисциплин.
Следует отметить положительные результаты данного подхода в обучении:
— активизация учебно-познавательной деятельности учащихся;
— получение качественно нового педагогического результата;
— снятие перегрузки в учебном процессе;
— возможность учета ценностных ориентаций и мотиваций учащихся;
— проявление индивидуальных творческих способностей детей, повышение эмоционального настроя в классе;
— взаимоотношение учителя и учащихся, умение и желание учителя видеть неповторимую личность в каждом своем ученике.
На таких уроках дети учатся понимать прекрасное, ценить красоту жизни, беречь добрые отношения между людьми. Следовательно, организация уроков с использованием межпредметных связей помогает сформировать у ребенка систему нравственных ценностей и идеалов.
Постоянная межпредметная связь осуществляется на уроках литературного чтения и русского языка. Обучение работе с текстом на уроках литературы продолжается на уроках русского языка. Одним из ярких примеров данной интеграции являются сквозные темы данных курсов: «Текст, предложение, диалог». Необходимость осуществления межпредметных связей по этим курсам заложена уже в их целях и задачах, которые имеют общий характер. Так, например, в упражнении 14 на стр. 18 (УМК «Школа России» учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык», 2 класс, часть 1) дано задание: Спишите те предложения, которые могут составить текст. Учащиеся должны вспомнить, чем текст отличается от набора предложений. В упражнении №25 на стр. 26 задание такое: составь из данных слов предложение. Всё это изучается и на уроках литературного чтения, где большое внимание уделяется строению предложений, тексту, их смысловой законченности. Или в упражнении №4 на стр. 49 (УМК «Школа России», учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык», 2 класс, часть 2) дана сказка и задаётся вопрос, как называется эта сказка? Опять очевидна связь с уроками литературы.
На уроках русского языка также осуществляются межпредметные связи с изобразительным искусством и окружающим миром. При чтении упражнения №24 на странице 26 (УМК «Школа России», учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык», 2 класс, часть 1) мы знакомимся с текстом, описывающим раннюю осень. Здесь можем вспомнить характерные признаки ранней осени (межпредметные связи с окружающим миром) и восхититься разнообразием красок, поговорить о том, как художники изображали осень (межпредметные связи с изобразительным искусством (И. Левитан «Золотая осень», А. Куинджи «Осень», В. Поленов «Золота осень» и т. д.). Практически во всех разделах используются картины художников, к которым даны различные задания. Например, на странице 54 в упражнении 92(УМК «Школа России», учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык», 3 класс, часть 1) предлагается рассмотреть репродукцию картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды» и составить по данной картине текст.
Таким образом, реализация идеи межпредметных связей в педагогике и методике преподавания тесно связано с методологическими воззрениями педагогов на проблему синтеза и анализа научного знания как конкретного выражения дифференциации наук. Теоретическое и практическое решение этой проблемы изменялось в соответствии с развитием общества, его социальным заказам педагогической науки и школе. Утверждение и упрочнение предметной системы преподавания в современной школе неразрывно связано с развитием идеи межпредметных связей.
Межпредметные связи способствуют систематизации, а, следовательно, глубине и прочности знаний, помогают дать ученикам целостную картину мира. При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках по разным предметам.
Межпредметные связи на уроках русского языка
Межпредметные связи на уроках русского языка и
литературы.
В условиях обновления и развития системы общего образования одной из главных ее целей является формирование научного мировоззрения, целостного представления о мире и месте человека в нём. Межпредметные связи играют существенную роль в формировании знаний и умений у учащихся при изучении русского языка и литературы. Кроме того, широкое использование межпредметных связей позволяет формировать у учащихся такие межпредметные умения, как: систематизировать и обобщать знания об общем объекте изучения, решать задачи, требующие комплексного применения знаний, полученных при изучении разных
Использование межпредметных связей, облегчает весь ход обучения, вызывает интерес детей, они быстро идут вперед, усваивают много различных сведений, которые они никогда не запомнили бы, если бы изучали их без взаимосвязей.
Наиболее глубокое психолого-педагогическое обоснование мировоззренческой роли межпредметных связей отражается в теории Ушинского. Актуальной и перспективной явилась его мысль о связи между предметами на основе ведущих идей и общих понятий. Рассматривая структуру науки, он отмечал, что, «кроме специальных понятий, принадлежащих каждой науке в особенности, есть понятия, общие многим, а иные и всем наукам». Связь между понятиями и их развитие в системе предметов ведет к расширению и углублению знаний ученика и их превращению в мировоззренческую систему к концу обучения.
Идею межпредметных связей К.Д.Ушинский считал одной из важнейших в формировании целостных и системных знаний.
Межпредметные связи могут рассматриваться как один из способов организации познавательной деятельности обучающихся в системе развивающего обучения., где появляется возможность управления мыслительными процессами, которые всегда связаны с выходом за пределы формальных знаний.
В связи с этим межпредметные связи как дидактический принцип должны войти в технологию и методику развивающего обучения, усиливая управляющий эффект этой педагогической системы.
Направления влияния принципа межпредметных связей на психологический процесс:
увеличение информационной емкости формируемого понятия ;
углубление сущностной стороны формируемого понятия;
совершенствование последовательности развития понятия;
совершенствование методики формирования понятий, реализации преемственности в их развитии;
формирование концептуального мышления;
осознание учебного предмета в общей системе других наук;
осознание системности знаний;
постановка и разрешение проблемы определения природы изучаемых связей
развитие познавательной деятельности учащихся и углубление осознанности усваиваемых знаний;
формирование умений и навыков систематического применения получаемых знаний;
Использование межпредметных связей, существенно облегчается, если визуальные средствачобучения (рисунки, графики, другие изобразительные средства и иллюстрации) из вспомогательных становятся основными, активизирующими и направляющими познавательную деятельность школьника.
Реализация межпредметных связей в системе помогает сформировать у школьников потребность не ограничивать себя в рамках одного предмета при объяснении тех или иных закономерностей или явлений. Когда учащиеся привыкают к тому, что практически в любой теме им приходится обращаться к знаниям из других наук, то это начинает восприниматься интересно и привычно. Тогда ребята сами начинают привлекать свои знания для решения какой-то задачи, ответы на вопросы, объяснение того или иного явления
Таким образом, межпредметные связи представляют собой необходимое условие организации учебно-воспитательного процесса как целенаправленной системы. Они выступают как средство комплексного подхода к обучению и усиления его единства с воспитанием. В учебной деятельности учащихся реализация межпредметных связей служит дидактическим условием ее активизации, систематизации знаний, формирования самостоятельности мышления и познавательного интереса.
Межпредметные связи на уроках русского языка и литературы устанавливаются прежде всего с историей, изобразительным искусством, музыкой.
Так курс литературы за 8 класс звучит следующим образом: русская литература и история, интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Изучая повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка», учащиеся вспоминают пугачёвское восстание, причины его возникновения, образ Пугачёва.
Портрет как жанр живописи является самым сложным для анализа. В портрете художник не просто копирует внешний облик человека. Вглядываясь в черты своего героя, он размышляет о нем, стремится постичь его внутренний мир, выразить к нему отношение, т.е. раскрывает его образ.
На уроках русского языка учащиеся пишут сочинения по картинам. Например, по картине Шишкина «Три медведя», Решетникова «Опять двойка» и т.д. Учащиеся не только рассматривают картины, стараются красочно их описать, но и узнают о
жизни и творчестве художников.
Ребята и сами могут выступить в роли художников, рисуя иллюстрации к произведениям.
На уроках развития речи я часто знакомлю учащихся с различными музыкальными произведениями. Например, с музыкальной пьесой Н.И.Чайковского «Февраль. Масленица». Учащиеся должны послушать пьесу и мысленно представить себе картину, определить каким настроением наполнено данное музыкальное произведение. Затем им предлагается такое задание: напишите миниатюру на тему «Слушая пьесу П.И.Чайковского «Февраль. Масленица».
Изучая различные поэтические произведения, я стараюсь знакомить ребят и с песнями, ариями, написанными на слова того или иного поэта. Например, с песнями на слова С.Есенина, А.Пушкина, Ф.Фета, Тютчева и др.
Конечно же этим не ограничивается межпредметная связь. Когда проходим по русскому языку числительные, ученики решают задачи. Только записывают они не цифрами, а словами решение.
Тексты для изучения и повторения той или иной темы, стараюсь подбирать такие, чтобы расширялся кругозор учеников. Когда повторяем причастный и деепричастный оборот, можно использовать такой текст:
Можно показать и картинку с изображением саламандры.
Таким образом, вы видите, что на уроках литературы, русского языка можно в полной мере осуществлять межпредметные связи.
Просмотр содержимого документа
«Межпредметные связи на уроках русского языка »
Межпредметные связи на уроках русского языка и
В условиях обновления и развития системы общего образования одной из главных ее целей является формирование научного мировоззрения, целостного представления о мире и месте человека в нём. Межпредметные связи играют существенную роль в формировании знаний и умений у учащихся при изучении русского языка и литературы. Кроме того, широкое использование межпредметных связей позволяет формировать у учащихся такие межпредметные умения, как: систематизировать и обобщать знания об общем объекте изучения, решать задачи, требующие комплексного применения знаний, полученных при изучении разных
Использование межпредметных связей, облегчает весь ход обучения, вызывает интерес детей, они быстро идут вперед, усваивают много различных сведений, которые они никогда не запомнили бы, если бы изучали их без взаимосвязей.
Наиболее глубокое психолого-педагогическое обоснование мировоззренческой роли межпредметных связей отражается в теории Ушинского. Актуальной и перспективной явилась его мысль о связи между предметами на основе ведущих идей и общих понятий. Рассматривая структуру науки, он отмечал, что, «кроме специальных понятий, принадлежащих каждой науке в особенности, есть понятия, общие многим, а иные и всем наукам». Связь между понятиями и их развитие в системе предметов ведет к расширению и углублению знаний ученика и их превращению в мировоззренческую систему к концу обучения.
Идею межпредметных связей К.Д.Ушинский считал одной из важнейших в формировании целостных и системных знаний.
Межпредметные связи могут рассматриваться как один из способов организации познавательной деятельности обучающихся в системе развивающего обучения., где появляется возможность управления мыслительными процессами, которые всегда связаны с выходом за пределы формальных знаний.
В связи с этим межпредметные связи как дидактический принцип должны войти в технологию и методику развивающего обучения, усиливая управляющий эффект этой педагогической системы.
Направления влияния принципа межпредметных связей на психологический процесс:
увеличение информационной емкости формируемого понятия ;
углубление сущностной стороны формируемого понятия;
совершенствование последовательности развития понятия;
совершенствование методики формирования понятий, реализации преемственности в их развитии;
формирование концептуального мышления;
осознание учебного предмета в общей системе других наук;
осознание системности знаний;
постановка и разрешение проблемы определения природы изучаемых связей
развитие познавательной деятельности учащихся и углубление осознанности усваиваемых знаний;
формирование умений и навыков систематического применения получаемых знаний;
Использование межпредметных связей, существенно облегчается, если визуальные средства ч обучения (рисунки, графики, другие изобразительные средства и иллюстрации) из вспомогательных становятся основными, активизирующими и направляющими познавательную деятельность школьника.
Реализация межпредметных связей в системе помогает сформировать у школьников потребность не ограничивать себя в рамках одного предмета при объяснении тех или иных закономерностей или явлений. Когда учащиеся привыкают к тому, что практически в любой теме им приходится обращаться к знаниям из других наук, то это начинает восприниматься интересно и привычно. Тогда ребята сами начинают привлекать свои знания для решения какой-то задачи, ответы на вопросы, объяснение того или иного явления
Таким образом, межпредметные связи представляют собой необходимое условие организации учебно-воспитательного процесса как целенаправленной системы. Они выступают как средство комплексного подхода к обучению и усиления его единства с воспитанием. В учебной деятельности учащихся реализация межпредметных связей служит дидактическим условием ее активизации, систематизации знаний, формирования самостоятельности мышления и познавательного интереса.
Межпредметные связи на уроках русского языка и литературы устанавливаются прежде всего с историей, изобразительным искусством, музыкой.
Так курс литературы за 8 класс звучит следующим образом: русская литература и история, интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Изучая повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка», учащиеся вспоминают пугачёвское восстание, причины его возникновения, образ Пугачёва.
Портрет как жанр живописи является самым сложным для анализа. В портрете художник не просто копирует внешний облик человека. Вглядываясь в черты своего героя, он размышляет о нем, стремится постичь его внутренний мир, выразить к нему отношение, т.е. раскрывает его образ.
На уроках русского языка учащиеся пишут сочинения по картинам. Например, по картине Шишкина «Три медведя», Решетникова «Опять двойка» и т.д. Учащиеся не только рассматривают картины, стараются красочно их описать, но и узнают о
жизни и творчестве художников.
Ребята и сами могут выступить в роли художников, рисуя иллюстрации к произведениям.
На уроках развития речи я часто знакомлю учащихся с различными музыкальными произведениями. Например, с музыкальной пьесой Н.И.Чайковского «Февраль. Масленица». Учащиеся должны послушать пьесу и мысленно представить себе картину, определить каким настроением наполнено данное музыкальное произведение. Затем им предлагается такое задание: напишите миниатюру на тему «Слушая пьесу П.И.Чайковского «Февраль. Масленица».
Изучая различные поэтические произведения, я стараюсь знакомить ребят и с песнями, ариями, написанными на слова того или иного поэта. Например, с песнями на слова С.Есенина, А.Пушкина, Ф.Фета, Тютчева и др.
Конечно же этим не ограничивается межпредметная связь. Когда проходим по русскому языку числительные, ученики решают задачи. Только записывают они не цифрами, а словами решение.
Тексты для изучения и повторения той или иной темы, стараюсь подбирать такие, чтобы расширялся кругозор учеников. Когда повторяем причастный и деепричастный оборот, можно использовать такой текст:
Самое крупное хвостатое животное — исполинская саламандра, живущая в быстрых горных реках Восточного Китая и на одном из островов Японии. Днём саламандры практически никогда не покидают воды, скрываясь под большими камнями или под нависающим берегом. Ночью же они, пользуясь исключительным обонянием, отыскивают лягушек, рыб, раков и водяных насекомых.
Можно показать и картинку с изображением саламандры.
Таким образом, вы видите, что на уроках литературы, русского языка можно в полной мере осуществлять межпредметные связи.
Использование межпредметных связей на уроках русского языка и литературы
Опыт работы по проблеме использования межпредметных связей на уроках русского языка и литературы. Морфологический разбор имени существительного, виды предложений по эмоциональной окраске. Характеристика имени прилагательное, внеклассное мероприятие.
Рубрика | Педагогика |
Вид | конспект урока |
Язык | русский |
Дата добавления | 05.06.2015 |
Размер файла | 59,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Использование межпредметных связей на уроках русского языка и литературы
Пыльнова Ю.В.
В данной брошюре обобщается опыт работы по проблеме использования межпредметных связей на уроках русского языка и литературы.
1. Актуальность темы. В практике современной школы актуальными являются компетентностный подход в обучении, переход от знаниецентричной парадигмы к культуросообразной, усиление коммуникативной направленности преподавания. Иными словами, будущее ученика зависит не столько от количества знаний, им усвоенных, сколько от сформированности общеучебных умений и навыков, способности применять эти знания в практической деятельности и повседневной жизни. Одним из путей решения этой проблемы является реализация межпредметных связей, которые позволяют вычленять взаимосвязи русского языка и литературы с другими предметами гуманитарно-художественного направления, без чего невозможно системное освоение основ наук.
Каждый учитель ставит перед собой задачу повышения эффективности урока. Межпредметные связи, межпредметный материал являются одним из важных условий реализации данной задачи. Межпредметные связи русского языка и литературы, а также указанных учебных дисциплин с предметами гуманитарного цикла позволяют расширить, углубить филологические знания школьников, способствуют формированию познавательного интереса, развитию речи, интенсификации учебно-воспитательного процесса, помогают создавать у учащегося целостное представление о мире и человеке.
Теория и практика межпредметных связей в отечественной школе прошли значительный путь развития. В 30-ые гг. прошлого столетия роль МПС виделась главным образом в привлечении сведений из других дисциплин при изучении того или иного предмета. Исследования самой проблемы сводились в основном к разработке рекомендаций.
В начале 50-х гг. проблема МПС стала исследоваться более широко. Дидактами была установлена роль МПС в решении проблем систематичности образования, формирования научного мировоззрения учащихся, изучения в школе политехнических понятий и т. п.
С введением в школах новых учебных программ с 1960-х гг. проблема МПС разрабатывается особенно интенсивно, затрагиваются вопросы более широкого плана. В результате исследования содержательного аспекта МПС, проведённого в те годы, в программы всех учебных дисциплин, изучаемых в школе, была включена новая рубрика «МПС».
В 80-ые гг. были предприняты попытки установления МПС между содержательным «ядром» нескольких школьных предметов разных образовательных областей. Ряд авторов (В.Н. Максимова, В.Н. Фёдорова и др.) рассматривали методику использования внутрицикловых и межцикловых МПС и показали их значение для школьной практики.
По характеру общего в содержании между предметами выделяются три вида межпредметного материала: 1) понятийно-терминологический; 2) коммуникативно-речевой; 3) учебно-дидактический.
в русском языке: звук, антоним, переносное значение слова, фразеологизм, сравнительный оборот, обратный порядок слов, а в литературе: звукопись, рифма, антитеза, олицетворение, троп, символ, аллегория, устойчивое выражение, сравнение, инверсия;
в русском языке: развитие языка, устаревшие слова, новые слова, национальный язык, диалект, а в истории: развитие общества, новые явления в жизни общества, нация, народ;
в русском языке: имя числительное, количественное числительное, порядковое числительное, дробное числительное, а в математике: количество, число, дробь.
Коммуникативно-речевой межпредметный материал русского языка проявляется в общности правописных навыков и речевых умений и выступает в двух видах: на уровне языковой нормы (нормативный материал) и на уровне речи (коммуникативный материал). Нормативная связь опирается на общность орфографических, орфоэпических, семантических и стилистических умений в области терминологии по контактирующему предмету. Коммуникативная связь опирается на общность работы над связной речью учащихся на материале соответствующей науки, усваивая которую школьники учатся выражать свои мысли в связной форме соответствующего жанра научного стиля речи. Например:
в русском языке: план (простой и сложный), текст, стиль, описание, повествование, рассуждение, конспект, тезис;
в географии: описание географических объектов, составление характеристик отдельных компонентов природы и т.д.;
в математике: несложные доказательства с опорой на известные определения и теоремы и т.д.
Как видим, русский язык в качестве учебного предмета вступает в непосредственные межпредметные связи со всеми остальными учебными предметами. Необходимо специально развивать у учащихся потребность использования на уроках русского языка одинаковых или смежных знаний, получаемых на уроках по другим предметам.
4. Уроки межпредметных связей русского языка и литературы. Ведущая роль текста. Уроки межпредметных связей русского языка и литературы предполагают организацию исследовательской лингвистической работы учащихся на текстовом материале.
С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова.
Особую роль в воспитании современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему, будущему, о национальных традициях и т. п. При этом самого пристального внимания учителя требует эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передаёт автор.
Важным критерием при отборе текстов для уроков русского языка с МПС является возможность осуществления на основе анализа текста функционального подхода к изучению языковых явлений.
Мнения учёных по данному вопросу разделились. Одни (А.И. Горшков) утверждают, что нужна интеграция, другие (Г.И. Беленький) говорят о необходимости межпредметных связей, «может быть, более глубоких и продуманных, чем сегодня».
6. Краткая характеристика уроков, представленных в брошюре. Все уроки, представленные в брошюре, и внеклассное мероприятие с межпредметными связями. На всех уроках реализуется исследовательский подход. В центре внимания каждого урока текст. Уроки русского языка по темам «Виды предложений по эмоциональной окраске» (5 кл.) и «Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе» (6кл.) демонстрируют, как можно построить уроки на основе одного художественного произведения по разным темам.
Наиболее естественно осуществляется объединение материала по русскому языку и литературе. Например, работа со стихотворением Б. Пастернака «Июль» позволят не только познакомить учащихся с порядком морфологического разбора имени существительного, повторить некоторые ранее изученные орфограммы и пунктограммы, но и нацеливает шестиклассников на вдумчивую работу с художественным словом, на создание собственных текстов.
Уроки русского языка «Разбор слова по составу» (5кл.) и «Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе» (6кл.) необычны тем, что включают в себя некоторые факты биографии Е.А. Боратынского и Ф.И. Тютчева. Воспитательная цель этих уроков состоит в том, чтобы пробудить интерес к личности и творчеству великих поэтов.
Слова А. Блока о «неразлучимости в России живописи, музыки, прозы, поэзии» актуально звучат во все времена. На уроке развития речи «Контрольное изложение с элементами сочинения. Подготовительный этап» гармонично соединились музыка и слово.
Урок внеклассного чтения в 6 классе «Печальное путешествие» (по рассказу К.Воробьёва «Немец в валенках») интересен выбором смежной дисциплины. Это право. Одной из целей урока является знакомство с понятием Международного гуманитарного права.
Конспекты уроков русского языка и литературы с элементами интеграции
Урок русского языка в 5 классе
Тип урока: урок первичного усвоения нового материала
Тема урока: «Виды предложений по эмоциональной окраске»
Цели урока: Образовательные цели:
— знакомство с видами предложений по эмоциональной окраске;
— закрепление знаний о видах предложений по цели высказывания;
— закрепление знаний, полученных на уроках развития речи в 5 классе: текст, признаки текста, стили речи и др.;
— развитие творческих способностей;
— повторение орфограмм: «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением», «Гласные в приставках».
— пробудить у учащихся интерес к творчеству Ф.И. Тютчева
Оборудование: 1. Осенние пейзажи (Карапаев Ю. «Осень золотая»,
Левитан И. «Золотая осень»).
2. Схема (см. в конце конспекта)
3. Карточки для терминологического диктанта:
4. Раздаточный материал (см. в конце конспекта)