На что натягивают паруса

Азбука судомоделирования

Совокупность всех парусов корабля называют парусным вооружением. Все парусные суда по типу их парусного вооружения делят на суда с прямым, косым и смешанным вооружением.

Прямым или корабельным называют парусное вооружение, в котором прямые паруса являются основными, а косые вспомогательными. Классическим образцом прямого парусного вооружения являлись линейные корабли, имеющие три мачты, и военные корабли меньших размеров — фрегаты, корветы и бриги, а также аналогичные гражданские парусные суда.

Косым называют вооружение, в котором основными являются косые паруса. К ним относятся шхуны, тендеры, кечи, иолы, яхтьг.

К судам смешанного вооружения относятся баркентины и бригантины.

Паруса делятся на два главных вида: прямые и косые.

Прямые паруса

Прямые – те, которые ставятся на реях, прямо перед мачтами. Прямые паруса имеют четырехугольную, прямоугольную или трапециевидную форму и своей верхней стороной крепятся к реям, поднимающимся на мачты и стеньги корабля. Такие паруса устанавливают поперек судна. Нижняя сторона паруса обычно несколько изогнута кверху. С помощью шкотов и галсов ее прикрепляют к нижележащему рею или к палубе судна. Повороты прямых парусов в нужное положение относительно ветра производят вместе с реями при помощи снастей, называемых брасами и закрепленных на ноках реев. Прямые паруса именуют по реям, к которым они прикреплены (фоком, фор-марселем, фор-брамселем, фор-бом-брамселем и т. д.).

На что натягивают паруса. Смотреть фото На что натягивают паруса. Смотреть картинку На что натягивают паруса. Картинка про На что натягивают паруса. Фото На что натягивают паруса

В петровские времена и вплоть до конца XVIII в. в носу корабля (на бушприте) поднимали еще два прямых паруса — нижний блинд и бом-блинд. Нижний блинд располагали под бушпритом на блинда-рее, а бом-блинд на бом-блинда-рее, установленном на стеньге бушприта. С конца XVIII в. эти паруса не ставят, а вместо них между фок-мачтой и удлиненным бушпритом (с помощью утлегаря и бом-утлегаря) стали поднимать треугольные косые паруса — кливера и стаксели.

На что натягивают паруса. Смотреть фото На что натягивают паруса. Смотреть картинку На что натягивают паруса. Картинка про На что натягивают паруса. Фото На что натягивают паруса

К прямым парусам относятся и добавочные паруса — лиселя, которые добавляют к основным прямым парусам при попутном ветре. Ставят их по сторонам основных прямых парусов на особых рангоутных деревьях — лисель-спиртах, выдвигаемых с реев. Лиселя ставили только на фок- и грот-мачтах (рис. 3).

I — ундер-лисель; II — марса-лисель; III — брам-лисель;
1 — выстрел; 2 — реек ундер-ли-селя; 3 — марса-лисель-спирт;
4 — реек марса-лиселя; 5 — брам-лисель-спирт; 6 — реек брам-лиселя

Косые паруса

Косыми парусами называют такие паруса, которые при перемене курса относительно ветра поворачиваются вокруг одной из своих шкаторин. Косые паруса не симметричны. Имеют много разновидностей.

Косые паруса на кораблях с прямым вооружением разделяют на кливера, стаксели, трисели и апсели. Крепят косые паруса на штагах и леерах или мачтах, гафелях и гиках.

Кливерами называют треугольные передние паруса, которые ставят между фок-мачтой и бушпритом, иногда прямо на штагах или леерах, специально натянутых для них. Кливеров бывает больше чем три. Раньше кливера крепились на специальных леерах и поднимались вместе с ними, но теперь они ставятся, как и стакселя на штагах. Только летучий кливер по-прежнему поднимается на леере. Он считается дополнительным вспомогательным парусом.

На что натягивают паруса. Смотреть фото На что натягивают паруса. Смотреть картинку На что натягивают паруса. Картинка про На что натягивают паруса. Фото На что натягивают паруса

1 — кливер;
2— кливер и под ним фока-стаксель;
3 — бом-кливер (впереди), кливер и фока-стаксель;
4 — бом-кливер, кливер, фор-стеньга-стаксель и фока-стаксель.

Отличие между стакселем и кливером, как правило, в расположении нижней шкаторины. Если нижняя шкаторина переднего треугольного паруса расположена над палубой — это стаксель. Если нижняя шкаторина расположена над бушпритом — это кливер.

На что натягивают паруса. Смотреть фото На что натягивают паруса. Смотреть картинку На что натягивают паруса. Картинка про На что натягивают паруса. Фото На что натягивают паруса

К косым парусам относится и кормовая косая бизань, расположенная между гафелем и гиком, похожая на гафельный парус-трисель. Однако почти до конца XVIII в. на судах с прямым парусом бизань-мачта несла латинский треугольный парус на рее, подвешенном наклонно к бизань-мачте.

Все косые паруса ставят посередине — вдоль диаметральной плоскости корабля. В зависимости от места установки косые паруса, так же как и прямые, кроме основных наименований имеют свои личные наименования с различными приставками (бом-кливер, грот-стеньга-стаксель, фор-трисель и т. п.).

На что натягивают паруса. Смотреть фото На что натягивают паруса. Смотреть картинку На что натягивают паруса. Картинка про На что натягивают паруса. Фото На что натягивают паруса

На что натягивают паруса. Смотреть фото На что натягивают паруса. Смотреть картинку На что натягивают паруса. Картинка про На что натягивают паруса. Фото На что натягивают паруса

Названия парусов

На что натягивают паруса. Смотреть фото На что натягивают паруса. Смотреть картинку На что натягивают паруса. Картинка про На что натягивают паруса. Фото На что натягивают паруса

Названия парусов соответствую мачтам на которых они расположены, и реям на которых они расположены (пример: на грот-марса-рее – парус грот-марсель). Если на задней нижней реи прямой парус, он называется бизань, а гафельный позади контр-бизань. Если прямого паруса нет, то имя бизань носит гафельный парус.

На что натягивают паруса. Смотреть фото На что натягивают паруса. Смотреть картинку На что натягивают паруса. Картинка про На что натягивают паруса. Фото На что натягивают паруса

На что натягивают паруса. Смотреть фото На что натягивают паруса. Смотреть картинку На что натягивают паруса. Картинка про На что натягивают паруса. Фото На что натягивают паруса

Элементы парусов

Детали парусов

Прямые паруса состоят из нескольких параллельных полотнищ шарусины, наложенных внакрой и сшитых друг с другом двойным швом (рис. 11 ). Края паруса подгибают и прошивают, поэтому они обычно двойные.

1 — ликтрос; 2 — верхняя шкаторина; 3 — подшивка; 4 — боковые шкаторины; 5 — нижняя шкаторина; 6 — ванты;
7 — боуты; 8 — риф-сезни; 9 — риф-кренгельсы; 10 — кренгельсы риф-талей; 11 — кренгельсы шпрюйта булеяей;
12 — 13 — угловые кренгельсы; 14 — кренгельсы из троса; 15 — кренгельсы с коушем

Вдоль кромок паруса пришивают растительный или гибкий стальной трос, называемый ликтросом. Край паруса называется шкаторина. Верхний край паруса, который привязывают к рею, называют верхней шкаториной, боковые края и нижний край паруса называют боковыми и нижней шкаторинами.

На что натягивают паруса. Смотреть фото На что натягивают паруса. Смотреть картинку На что натягивают паруса. Картинка про На что натягивают паруса. Фото На что натягивают паруса На что натягивают паруса. Смотреть фото На что натягивают паруса. Смотреть картинку На что натягивают паруса. Картинка про На что натягивают паруса. Фото На что натягивают паруса

Вдоль нижней или верхней шкаторины нашиваются ленты. Эти ленты называются риф-бант. В них проделываются круглые отверстия – люверсы. В них протягиваются длинные тесемки: плоские плетеные – риф-сезни или круглые, крученые риф-штерты. Когда надо уменьшить площадь косого паруса, его приспускают так, что риф-бант касается гика. Потом риф-штерты завязывают под гиком. Если «рифы берутся» на прямом парусе, матросы подтягивают его к рею и риф-штерты завязывают сверху.

Для укрепления самого паруса в наиболее напряженных местах нашивают полосы парусины. Если они идут параллельно верхней шкаторине, то их называют бантами, а если наискосок, то боутами. На парусе делают риф-сезни (риф-штерты), продетые сквозь пapyc, которые позволяют при свежем ветре зарифлять — уменьшать рабочую площадь паруса. Чтобы укрепить парус в районе крепления риф-сезней, на него параллельно верхней шкаторине (у триселей и бизани — нижней шкаторине) нашивают также полосы парусины — риф-банты с отверстиями (риф-гатами). Чтобы риф-мезень не выскочил из риф-гата, на него с обеих сторон паруса делают по узлу. Риф-бантов на парусе может быть несколько рядов, поэтому у паруса можно брать несколько рифов. При уборке скатанный парус, положенный на рей, крепят небольшими кончиками, так называемыми обносными сезнями, в свою очередь, привязанными к лееру рея. На боковых шкаторинах паруса, напротив риф-бантов, ставят риф-кренгельсы (петли), через которые проводят концы (гордени), с помощью которых парус подтягивают к рею при взятии рифов.

1 — рей; 2 — верхняя шкаторина паруса; 3 — леер рея; 4 — люверсы; 5 — реванты; 6 — ноковый кренгельс;
7 — бензель нокового кренгельса; 8 — ликтрос

При взятии рифов парусину между реем и соответствующим риф-бантом закатывают и получившийся рулон паруса подвязывают к рею риф-сезнями.

На парусах делают еще ряд кренгельсов — кренгельс риф-талей и кренгельс для шпрюйта булиней, а также угловые кренгельсы в ноковом и шкотовом углах. Кренгельсы представляют собой кольца или петли на шкаторинах или заделанные в ликтрос. Кренгельсы могут быть простыми (из троса) или с коушем. Шпрюйтами булиней называют группу тросов, заделанных в нижней части паруса и соединенных в один трос-булинь. Сам булинь предназначается для оттягивания передней боковой шкаторины прямого паруса, чтобы судно могло идти более круто к ветру.

На что натягивают паруса. Смотреть фото На что натягивают паруса. Смотреть картинку На что натягивают паруса. Картинка про На что натягивают паруса. Фото На что натягивают паруса

Шкот ввязывают в нижний угол паруса. Какой парус, такое и название у шкота (например: стаксель-шкот). Иногда шкоты привязывают не прямо к парусу, а крепят на гике, к которому шнуруется нижняя кромка паруса (гика-шкот). Шкот служит для управления парусами или для притягивания нижних углов паруса к рангоуту (у прямых парусов).

На что натягивают паруса. Смотреть фото На что натягивают паруса. Смотреть картинку На что натягивают паруса. Картинка про На что натягивают паруса. Фото На что натягивают паруса

Чтобы поворачивать реи (и тем самым ставить паруса в нужное положение), используются брасы. Они крепятся к нокам реев, а потом через блоки идут вниз. Брасопить реи – повернуть рей в нужное положение с помощью брасов. У брасов в названиях есть приставки из названий реев, к которым они прикреплены.

Фал – снасть для подъема парусов, частей рангоута, а так же флагов, сигналов и разных корабельных предметов.

Топенант – снасть для поддержания ноков подвижного рангоута.

Источник

Справочник автора/Паруса, рангоут и такелаж

Мореходство существует уже более шести тысяч лет, и большую часть этого времени морские суда ходили под парусом. Оттого романтика парусов проникла в культуру очень глубоко. Парусный век давно закончился, но парусные суда упорно отказываются вымирать, и продолжают сходить со стапелей в море. Устройство парусного судна очень сложное, отчего многим авторам лень в нём разбираться — и появляются в масскульте капитаны, идущие на всех прямых парусах в попутный ветер, а вместо команды «Убрать ундера и марселя» кричащие «Зарифить до полпаруса». Лучше разобраться, из чего состоит парусный корабль и как он работает.

Немного о терминах. Основная проблема морской терминологии — в её многоязычности. Русская морская терминология формировалась на основе голландской, поэтому в русской морской терминологии почти все термины — голландские и немецкие. Иногда в неё проникают термины из других языков. То, что у нас (и у голландцев) называют «фок-стень-штаг», англичане назовут «фор-топмаст-стэй». Грот-мачту англичане называют мэйн-мачтой. Поэтому некоторое смешение терминов вполне допускается и не может считаться ошибкой.

Особо достаётся бизань-мачте. Вроде называется «бизань», но её оснастка носит название «крюйс». Разница заключается в одном нижнем рее: если его снять, то лёгким движением руки kruismast превращается в bezaanmast. На бизань-мачте отсутствовал нижний рей, чтобы не мешал работе заднего косого паруса, но на крюйс-мачте нижний рей был. Но у нас никогда такого разделения не имелось, поэтому смешивать «бизань» и «крюйс» в терминах вполне допустимо, и это не будет считаться грубой ошибкой.

Содержание

Корпус [ править ]

Основой корпуса является киль, продольная балка от носа до кормы. Киль — это позвоночник судна, к которому крепится всё. Наружная часть киля дополнительно обшивается защитными нашлёпками, предохраняющими киль от повреждений и улучшающими плавучесть судна. Эти защитные нашлёпки носят название фальшкиль. На современных яхтах фальшкилем называется тяжёлый вертикальный плавник. И не забывайте о технике безопасности: минимальная безопасная глубина — семь футов под килем!

Если киль — это позвоночник судна, то шпангоуты — его рёбра. Эти изогнутые балки идут вверх, определяя форму корпуса. Внутри судна параллельно килю лежит кильсон, придерживающий шпангоуты. К нему же будут крепиться мачты. К шпангоутам крепится обшивка корпуса.

Соседние шпангоуты соединяются на уровне палуб карлингсами, идущими вдоль борта. Поперёк судна на карлингах стоят, соединяя противоположные шпангоуты от борта до борта, бимсы, на которые стелится палуба. Чтобы палуба на всякий случай не провалилась, её укрепляют вертикальными несущими колоннами — пиллерсами.

Часть борта, возвышающаяся забором над палубой — фальшборт, а его перила — планширь. Снаружи на- и под фальшбортом ставятся руслени — площадки для крепления такелажа, и путенсы — сами крепления.

На что натягивают паруса. Смотреть фото На что натягивают паруса. Смотреть картинку На что натягивают паруса. Картинка про На что натягивают паруса. Фото На что натягивают паруса

Невозможно представить себе парусник без красивой резной фигуры на форштевне. Поскольку стоит она на гальюне, то и называется гальюнная фигура. В глубокой древности эти фигуры служили оберегом от злых духов моря, потому изображали богов, священных животных и мифических героев. Викинги непременно изображали драконов. Большинство суеверий дожило до Средневековья. Грозный Посейдон успокаивался, если видел голую женщину — поэтому многие носовые фигуры изображали женщин и русалок. В эпоху Возрождения суеверия как-то развеялись, и начали изображать всё подряд, но некий символ в них всё равно вкладывался. На военных кораблях ставилось что-то грозное, например, лев или грифон. Часто носовая фигура служила отражением названия корабля: если судно называется, например, «королева Виктория», то гальюнная фигура изображает именно её.

И только мусульмане никого не изображали — харам-с! Носовые фигуры мусульманских кораблей исписывались стихами из Корана.

Палуба [ править ]

Капитан стоит на юте, Старший боцман на шкафуте. Братцы, на шкафуте.

»— Шанти из книги «Листригоны» А. И. Куприна.

Палубой на корабле называется только такая горизонтальная поверхность, которая покрывает всю длину и ширину корабля. То, что не доходит от носа до кормы или от борта до борта — платформа. Впрочем, в современном флоте такая терминология не выдерживается, и вполне можно встретить термин «палуба надстройки». Палуба не просто не обязана быть плоской, она чаще всего таковой и не является, ближе к носу и корме она задирается выше, чем в миделе, это свойство называется седловатостью, так делается специально, чтобы повысить прочность корабля.

У каждой части палубы есть своё название. Носовая часть, от форштевня до фок-мачты, называется бак. Если на баке есть надстройка, то она называется полубак.

Между фок- и грот-мачтой находится шкафут. Это пространство обычно захламлено шлюпками, запасными мачтами и прочими вещами, так что от шкафута остаётся пара небольших мостиков у каждого борта. Если для защиты от воды это пространство сверху не просто накрывали парусиновым тентом, а ставили надстройку — она называлась спардек.

За грот-мачтой до бизань-мачты тянутся шканцы. На больших кораблях шканцы нередко возвышаются над шкафутом. Крепко прижился английский синоним — квартердек. Это самая важная часть палубы. Здесь расположено рулевое колесо, нактоуз (ящик с навигационными приборами), сюда же ставится наружный трап.

Кормовая часть судна представляет из себя надстройку и называется ют. Он возвышается над палубой как небольшой домик, внутри которого живёт капитан. Руль и нактоуз могут находиться и здесь, в зависимости от конструкции корабля. На юте может находиться и ещё одна надстройка, называемая полуют.

Рангоут [ править ]

Все мачты, стеньги, реи, гафели, и прочие деревяшки, торчащие над палубой, называются рангоутом или рангоутным деревом. Основой рангоута является мачта, состоящая из нескольких частей. Монолитная мачта из одного бревна бывает лишь у мелких судов — скромной рыбацкой лодочке сложносоставная мачта ни к чему.

Мачта [ править ]

Представим, что мы строим новый корабль: корпус с палубой уже готовы и пора ставить мачты. Для этого мы берём шпиндели — продолговатые брусья сложного сечения, и соединяем с полукруглыми фишами, идеально подогнанными к форме шпинделей, а затем скрепляем болтами. Неровности заполняются мелкими брусочками, и всё вместе обматывается тросами — вулингами, и скрепляется железными обручами — бугелями. Получается цилиндрическое бревно, называемое нижней мачтой, которую можно пропустить сквозь палубы и прикрутить к килю.

Верхняя часть (топ) нижней мачты увенчивается эзельгофтом — деталью-навершием, на которой будет стоять стеньга и некоторые другие детали рангоута. Стеньга является продолжением мачты и представляет собой деревянный брус, не требующий сборки. Если мачта получается слишком короткой, то на стеньгу ставится брам-стеньга, а если и этого будет мало, то добавляется и бом-брам-стеньга. На самых больших кораблях мачта продолжается трюм-стеньгой, а на самых огромных найдётся место и для мун-стеньги.

На что натягивают паруса. Смотреть фото На что натягивают паруса. Смотреть картинку На что натягивают паруса. Картинка про На что натягивают паруса. Фото На что натягивают паруса

Как всё это соединяется? Под топом часть мачты четырёхгранная, называемая ахтканты. К ним болтами привинчиваются чиксы (деревянные накладки) а к чиксам — лонга-салинги — вертикальная часть салинга. На лонга-салинги устанавливаются краспицы — горизонтальная часть салинга. На краспицы ставится шпор (нижняя часть) стеньги и плотно прижимается к топу мачты. Эзельгофт, находящийся на топе, дополнительно фиксирует стеньгу. И чтобы точно ничего не развалилось, шпор стеньги крепится к салингу с помощью небольшого брусочка — шлагтова.

Бушприт [ править ]

Бушприт, как и нижняя мачта, составной, и создаётся из тех же деталей. На боевых кораблях он может быть подвижным, особенно если корабль оснащён тараном. На оконечность бушприта крепится эзельгофт, на который ставится блинда-стеньга — маленькая мачта с парусом и флажком.

В XVIII веке на замену блинда-стеньге пришёл утлегарь — та же стеньга, только для бушприта. В отличие от блинда-стеньги, стоящей вертикально, утлегарь направлен так же, как и сам бушприт. К утлегарю присоединяется бом-утлегарь с флагштоком. Бушпритный флаг обычно называется гюйс.

Под оконечностью (ноком) бушприта висит выстрел бушприта, который сегодня называют мартин-гиком. На него крепятся тросы, удерживающие бушприт, утлегарь и блинда-рей в нужном положении.

Рей, гик и гафель [ править ]

Горизонтальный рангоут, к которому крепятся паруса. Для крепления прямых парусов используется рей, составное дерево, подвешенное за середину к мачте с помощью цепей и тросов. Тросы, которыми рей привязан к мачте — бейфуты — особо прочные, укреплённые кожей, а иногда и стальные. Рей на бейфутах висит достаточно свободно, не прилегая к мачте, что позволяет его поворачивать в разные стороны. В обычном положении рей стоит перпендикулярно килю. На бушприте блинда-рей висит под утлегарем или стоит на блинда-стеньге.

Бейфуты появились только в середине XVIII века, до него использовались ракс-бугели — парные тросы с нанизанными на них шариками и пластинками.

Оконечность рея, как и любого другого не-вертикального рангоута, называется нок. К ноку рея прикрепляются паруса и подвешиваются враги. На реях крупных кораблей нередко крепились лисель-спирты — вторичные мини-реи для крепления боковых парусов.

Для крепления косых парусов используют гики и гафели. Гик служит для натягивания нижней кромки паруса, и прижимается к нижней части мачты своим шпором (пяткой). В старину гик крепился бейфутами и ракс-бугелями, на современных яхтах его крепят на вертлюге. Благодаря вертлюжным шарнирам гик поворачивается в любую сторону, позволяя ловить любой ветер.

Гафель нужен для той же цели, что и гик, только по нему натягивается верхняя кромка косого гафельного паруса — триселя. По нему же растягивается нижняя кромка вспомогательного топселя, если он есть. Гафель крепится к мачте усами — двуглавой вилкой на шпоре, концы которой связаны бейфутом или ракс-бугелем.

Некоторые виды косых парусов крепятся на реёк. Реёк — это гибрид рея и гафеля, продольный рей для гафельных парусов. Крепится он, как и рей, за середину, но под углом к килю и мачте. Верхняя кромка паруса крепится на реёк, нижняя на гик или галсовый трос. Рей для латинского паруса обычно называется рю-рей, или просто рю.

Такелаж [ править ]

Тросы различаются по толщине. Принято считать, что всё, что тоньше дюйма — это трос, толще дюйма — канат, но это необязательно. Буксирный канат называется кабельтов. Кабельтовы имели длину в одну десятую морской мили, отчего это расстояние (185,2 м) тоже называется кабельтов.

Стоячий такелаж [ править ]

На что натягивают паруса. Смотреть фото На что натягивают паруса. Смотреть картинку На что натягивают паруса. Картинка про На что натягивают паруса. Фото На что натягивают паруса

Спереди мачту подпирают штаги. Штаг идёт от топа мачты/стеньги к низу впереди стоящей мачты: например, от грот-бом-брам-стеньги штаг идёт к фок-брам-стеньге, а от топа нижней бизань-мачты — к шпору грот-мачты. Штаги, идущие от фок-мачты (фока-штаги), крепятся на бушприт и утлегарь. В пару основному штагу рядом иногда натягивался более тонкий лось-штаг. Помимо своей опорной функции, на штагах и лось-штагах крепятся межмачтовые косые паруса.

Фордуны и бакштаги удерживают мачту от падения вперёд, крепя её сзади и с бортов. Бакштаги держат больше с бортов, помогая вантам, а фордуны больше сзади. Бакштаг крепится на том же руслене (деревянной площадке), что и ванты, а фордуны — на своём отдельном фордунном руслене. На маленьких одномачтовых лодках мачту сзади держит ахтерштаг, натянутый к корме.

Между мачтами натянуты штаг-карнаки, засчёт которых мачты держатся относительно друг друга. Штаг-карнаки, в отличие от штагов, натянуты строго горизонтально. На штаг-карнаки удобно вешать блоки для несложных погрузочных работ.

Глухие топенанты идут от нока рея до верхушки мачты и удерживают рей в горизонтальном положении, не давая ему поворачиваться в вертикальной плоскости. Важно отличать от бегучих топенантов, поворачивающих реи (а также гики) в вертикальной плоскости. Глухой топенант иногда называется струной рея.

Тяжёлые реи для дополнительной страховки укрепляются тяжёлыми тросами или даже цепями. Такая снасть называется борг или боргстроп. Под реем, от середины до нока, протянуты перты — технические тросы, на которые нужно вставать ногами для работы с парусами. Для большего удобства перты подвешены к рею на подпертках и обвязаны узлами.

Лееры служат для ограждения палуб над фальшбортом или вместо него, а также подвешивания чего угодно, и просто чтобы за них держаться при сильной качке. Серьги Долговязого Джона — это именно лееры. Кливер-лееры, натянутые от стеньги до утлегаря, несут на себе кливеры (см. ниже виды парусов).

Бегучий такелаж [ править ]

На что натягивают паруса. Смотреть фото На что натягивают паруса. Смотреть картинку На что натягивают паруса. Картинка про На что натягивают паруса. Фото На что натягивают паруса

Для поднятия и опускания реев и парусов используются фалы. Фал состоит из двух частей — драйреп и гардель. Драйреп привязан к рею у середины и проходит через эзельгофт или салинг и спускается вниз, заходя в многошкивный гардель-блок. Эта конструкция называется фал-тали. Гардель, также называемый фалом рея, протягивался от гардель-блока к фал-кнехту, представляющий из себя столбик со шкивами, на него же и наматывался гардель.

Гардель-блоки вышележащих фал-реев могли крепиться очень по-разному. Какие-то крепились на русленях под вантами, другие просто наматывались на битенг — большой пень для наматывания тросов. Многое зависело от типа корабля, его размера и производителя.

К концу XVIII века драйрепно-талевые фалы уступили место одинарному гардельному фалу. Малый гардель-блок крепился прямо на рее, а большой гинь-блок висел под марсом. Гардель закреплялся на эзельгофте или салинге и проходил через оба блока, спускаясь к палубе. Такая снасть имела несколько видов, различавшихся количеством гардель-блоков и гарделей.

Для подьёма и изменения угла гафеля используется дирик-фал и гафель-гардель. Дирик-фал поднимает нок гафеля, а гардель — пятку. Снасть для подьёма самого паруса тоже называется фалом.

Для разворота реев горизонтально вокруг мачты применяется брас. Брасы крепятся за нок рея. Чтобы повернуть парус под ветер, нужно обрасопить рей. Грота-брас — брас, которым разворачивали грота-рей, самый большой и тяжёлый на корабле — соответственно, самая мощная снасть на борту. Длинные пеньковые канаты большой толщины производить было трудно, поэтому брасы обычно соединялись — сплеснились — из довольно коротких кусков. Работа была сложная, кропотливая и весьма тяжёлая, — нужно было аккуратно сплести между собой каболки толстенного каната несколько дюймов толщиной, да так, чтобы он не расползся потом под нагрузкой и не застревал в блоках, — так что помахать свайкой приходилось немало, и занималась этим неслабая команда. Поэтому на английских кораблях занимавшимся этой работой матросам выдавалась в качестве награды двойная порция спиртного. Брасы давно уже не в ходу, но до сих пор в Роял Нэви команда «Сплеснить грота-брас» означает выдачу экипажу спиртного по какому-то исключительном поводу.

Для растягивания паруса вдоль реев и гиков используются шкоты, а для затягивания — гитовы. Ими же управляются безрангоутные паруса. Для управления гиком используется гика-шкот, поворачивающий гик на нужный угол. Косые паруса управляются галсами и ниралами. Галсы удерживают наветренную сторону паруса снизу в натянутом положении относительно палубы за галсовый угол. Нирал нужен для сворачивания паруса против фала, и натянут параллельно фалу.

Концы бегучих снастей привязаны к кнехтам вокруг мачты и русленям на бортах. Для каждой снасти предназначено своё, строго определённое и подписанное место. Снасти бизань-мачты часто проходили через холостой бегин-рей, чтобы хоть как-то оправдать его наличие.

Паруса [ править ]

Паруса шьются из плотной грубой льняной или конопляной ткани. Парусина прочна, непромокаема, долговечна и плохо горит, отчего годится не только на паруса. Конопляная парусина называется канвасом. Если пропитать парусину смолой — получится брезент. Главный недостаток парусины — она слишком тяжёлая.

Если лён достать невозможно, то на паруса приходится брать иной материал, так что проверяйте сеттинг. Викинги шили паруса из шерсти, пропитывая их жиром. Филиппинские моряки делали паруса из волокна банановых деревьев. Современные паруса и вовсе делают из синтетики.

Паруса разделяются на прямые и косые. Прямой парус ставится на реях перпендикулярно килю, косой под углом. Форма прямых парусов — прямоугольник или трапеция. Косые паруса имеют вид треугольника или неправильного четырёхугольника.

Лисели — добавочные прямые паруса, стоящие по бокам от основных на лисель-спиртах. Такие ставились в основном на грот- и фок-мачте; крюйс-лисели — редчайшее явление. Лисели использовались при слабом ветре для увеличения скорости.

Блинд — одинокий прямой парус на бушприте, растянутый на блинда-рее. В XVIII веке уступил место более удобным кливерам.

Летучими парусами называют вспомогательные паруса, поднимаемые в поддержку основным при слабом ветре. Это обычно те паруса, что выше брамселей (ниже, соответственно, основные паруса), а также лисели.

Виды косых парусов [ править ]

Строение паруса [ править ]

Популярной ошибкой бывает изображение паруса как обычной тряпки. Конечно, на мелкой рыбацкой лодке такое ещё возможно, но на чём-то поприличнее парус куда сложнее. Прежде всего, парус шьётся из полос, расположенных таким образом, чтобы нагрузка приходилась вдоль нитей основы ткани (ткань не держит нагрузку, приложенную по диагонали к основе, и теряет форму). Эти полосы могут быть разноцветными — поэтому паруса часто изображаются полосатыми.

Кромка паруса называется шкаториной. Верхняя шкаторина может называться «головой», нижняя «ногами». У косого паруса передняя шкаторина ближе к носу, задняя к корме. В шкаторинах паруса вшит прочный ликтрос. В напряжённые места паруса подшивают полоски парусины — банты, парралельные нижней шкаторине, и боуты, пришитые наискось.

В углах паруса вшиты кольца, сами углы обшиты кожей. Верхний угол называется ноковым (если натянут к ноку рея/гафеля) или фаловым (если там только фал). Нижние углы называются шкотовыми. У косого паруса шкотовый угол — нижний задний, а нижний передний называется галсовым. Шкоты крепятся только к шкотовым углам, галсы — к галсовому.

Сила изгиба паруса называется пузом. Чем пузатее парус — тем легче он ловит слабый ветер, худые паруса поднимают в сильный ветер. Для самых сильных ветров используют штормовые паруса, сшитые из самой толстой парусины.

Поперёк паруса пришиты полосы парусины — риф-банты, необходимые для рифления паруса. В них вшиты шнуры, называемые риф-сезни или риф-штерты. На парусе может быть от двух до четырёх риф-бантов, в зависимости от размера паруса.

К косому парусу могут быть пришиты пазы, в которые вставляются деревянные или пластиковые дощечки, повышающие его жёсткость — латы.

Взятие рифов [ править ]

Иногда меньший парус лучше большого. Чтобы уменьшить площадь паруса — его необходимо зарифить. Сперва матросы стравливают фалы и ослабляют шкоты. Парус провисает, и часть паруса между реем/гиком и риф-бантом сворачивается в колбасу и подвязывается риф-сезнями к рею/гику. На современных яхтах с вертлюжным гиком делают проще, просто наматывая парус на гик: такая техника называется патент-риф — парус накручивается на вращающийся вокруг оси патент-гик. Также существуют более редкие системы, где парус накручивается на ось, находящуюся внутри мачты. А вот закручивание носовых парусов вокруг штага применяется часто, современные яхты с бермудским вооружением уже трудно представить без такого приспособления.

Классификация оснастки [ править ]

Как не запутаться во всех крюйс-бом-брам-стакселях, грота-марса-реях и бом-кливер-шкотах? Несложно, если запомнить отдельные секции мачты. Каждой секции присваивается имя, сложенное с названием мачты, которое прикладывается к названию паруса, рангоута или снасти. Исключение составляет бизань-мачта — относящиеся к ней паруса и такелаж носят приставку «крюйс» [8] (см. выше, про нюансы терминологии).

Парус, относящиеся к нижней мачте, называется просто нижним парусом. Иногда его могли называть курсовой парус или ундер. Он носит название мачты, на которой висит. На грот-мачте он называется гротом или нижним гротом, на бизань-мачте — нижний бизань или просто бизань.

Оснастка на первой стеньге имеет приставку «стень-», «стеньга-», или «марса-»; паруса называются марсель. Высокая стеньга могла вместить два паруса, тогда они назывались «нижний марсель» и «верхний марсель». Марсель на бизани обычно называется крюйсель, но называть его «крюйс-марселем» тоже можно.

Выше идёт брам-стеньга, и принадлежащие ей снасти называются «брам-». Брам-стеньга тоже может вместить два паруса, нижний и верхний брамсели. Следующим этажом идёт бом-брам-стеньга, дающая снастям отчество «бом-брам-». Все снасти, что идут от флагштока, именуются флагштоковыми (обычно это единственная снасть — флагшток-штаг).

Оснастка, натянутая между мачтами, получает название той мачты, которая позади. Штаг, натянутый от крюйс-брам-стеньги до грот-стеньги, будет называться крюйс-брам-штаг, а висящий на нём стаксель — крюйс-брам-стаксель.

Таблица парусов:БизаньМежду гротом и бизаньюГротМежду гротом и фокомФокМежду фоком и бушпритом
Трюм-стеньгаКрюйс-трюмсельКрюйс-трюм-стаксельГрот-трюмсельГрот-трюм-стаксельФор-трюмсельЛетучий кливер
Бом-брам-стеньгаКрюйс-бом-брамсельКрюйс-бом-брам-стаксельГрот-бом-брамсельГрот-бом-брам-стаксельФор-бом-брамсельБом-кливер
Брам-стеньгаКрюйс-брамсельКрюйс-брам-стаксельГрот-брамсельГрот-брам-стаксельФор-брамсельКливер
СтеньгаКрюйсельКрюйс-стень-стаксельГрот-марсельГрот-стень-стаксельФор-марсельФор-стень-стаксель
Нижняя мачтаБизаньАпсельГротГрота-стаксельФокФор-стаксель

На что натягивают паруса. Смотреть фото На что натягивают паруса. Смотреть картинку На что натягивают паруса. Картинка про На что натягивают паруса. Фото На что натягивают паруса

Позади нижнего бизаня нередко располагался дополнительный косой парус — контр-бизань. Стаксель, висящий ниже всех прочих, обычно называется апселем и он почти всегда висит на штагах бизань-мачты, отчего термин «крюйс-стаксель» встречается примерно никогда.

Сложнее всего с косыми парусами между фок-мачтой и бушпритом — где там стаксель, а где кливер? Отличаются они расположением нижней шкаторины — над палубой висят только стаксели. Чтобы называться кливером, нижняя кромка паруса должна располагаться над бушпритом. Кроме того стаксели крепятся к штагам, а кливеры — к кливер-леерам.

Как быть с кораблём, вооружённым только косыми парусами? Да точно так же. Трисель на бизань-мачте будет называться бизанью, стоять он будет на крюйса-гике, а на его гафеле поставлен крюйс-топсель.

Типы парусного вооружения [ править ]

Большие суда с прямыми парусами [ править ]

Большие суда с косыми парусами [ править ]

Малые суда [ править ]

Курс относительно ветра [ править ]

Угол между направлением ветра и направлением судна называется курсовым углом. Сторона, с которой дует ветер, называется наветренной. Сторона, в которую дует ветер, называется подветренной. Отсюда идут термины вроде «наветренный борт» или «подветренный нок».

Галс — направление судна относительно ветра. Если ветер дует в правый борт, значит этот борт будет наветренным, а судно идёт правым галсом. Расстояние, пройденное судном без поворотов, тоже называется галсом. Важно не путать галс с тросом, держащим наветренный угол паруса, который тоже называется галсом.

Попутный ветер дует прямо в корму, и судно идёт курсом фордевинд. Вопреки распространённому мнению, фордевинд далеко не самый лучший курс, особенно для косых парусов. На прямых парусах попутный ветер дует только в задние паруса, впереди стоящие будут в ветровой тени, лишаясь смысла жизни.

Галфвинд означает, что судно движется поперёк ветра. Само направление поперёк судна называется траверс. Если ветер дует на правом траверсе — то судно идёт курсом галфвинд правого галса.

Курс между левентиком и галфвиндом зовётся бейдевинд. Ближе к левентику — крутой бейдевинд, ближе к галфвинду — полный бейдевинд. Идти этим курсом можно только на косых парусах.

Курс между фордевиндом и галфвиндом называется бакштаг. Важно не путать его со снастью, держащей мачту сзади, которая тоже бакштаг. Ближе к фордевинду — полный бакштаг, ближе к галфвинду — крутой бакштаг.

Повернуть судно на другой галс можно через фордевинд или левентик. Через фордевинд легче повернуть на прямых парусах. Поворот через левентик называется поворот оверштаг, так поворачивают суда на косых парусах.

Что делать, если нужно плыть против ветра, но паровой двигатель ещё не придумали, а вёсла с собой не взяли? Вздёрнуть глупого штурмана на рее! Судну придётся идти «змейкой», лавируя от галса к галсу в бейдевинд на косых парусах. Лавировку можно осуществлять и по ветру на бакштаг — курс фордевинд не всегда самый быстрый.

Важно уточнить, что поворотом называется именно смена галса. Если судно меняет курс, не меняя галса, оно либо спускается под ветер (в сторону фордевинда), либо берёт круче к ветру (в сторону левентика), но не поворачивает.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *