На что нужно отказное письмо список
Отказное письмо на продукцию
Под отказным письмом понимается официальный документ, который выдается аккредитованными организациями компаниям коммерческого сектора экономики о том, что тот или иной товар или услуга не нуждаются в декларировании и сертификации.
Документ носит справочный характер и касается обычно только каких-то конкретных наименований продукции.
Виды документа
Все отказные письма можно условно поделить на две разновидности:
При этом по своему смыслу они практически ничем не различаются.
Единственное серьезное отличие заключается в том, что таможенные службы требуют письма, которые выдаются от имени Министерства промышленности и торговли.
Как получить отказное письмо
Для того, чтобы получить отказное письмо, фирма, которая в нем нуждается, должна отправить в аккредитованное учреждение специальный запрос-заявку. В нем следует указать, в отношении какой продукции требуется справка и для каких целей она нужна.
Кроме того, для отказного письма потребуется предоставить некоторые документы, в которых указать информацию общую для всех:
Если речь идет об отказном письме для торговых предприятий, то нужно к заявке приложить:
При необходимости получения отказного письма для таможни следует предоставить:
Сколько действует документ
Срок действия для такого рода документов законодательно не установлен, так что любое полученное отказное письмо действительно вплоть до момента включения изменений в «Единый перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия» или до того, как на отмеченные в письме товары вступят в силу технические регламенты.
В некоторых случаях, правда, прописывается крайняя дата действия документа: чаще всего на практике она равняется одному году.
Платно или бесплатно
Аккредитованные организации выдают данный вид документов за определенную плату.
Она зависит от количества наименований продукции, по которым требуется сформировать отказ. Как правило, стоимость письма не превышает трех тысяч рублей, а делается оно в срок не более одной недели.
Кто может получить отказное письмо
Отказное письмо выдается любым представителям бизнеса: юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а вот частное лицо получить отказное письмо не может.
Следует отметить, что владельцем того или иного отказного письма может быть только одна организация, передавать его третьи лицам не следует, учитывая тот факт, что для них оно автоматически утрачивает законную силу.
Обязательно ли получение отказных писем
Данный вид документации относится к разъяснительным бумагам, т.е. носящим справочный характер. Это значит, что наличие отказных писем не требуется для продажи товарно-материальных ценностей.
Точно также, если товары не подлежат обязательному декларированию и сертификации, то и таможня не станет настаивать на предоставлении регламентирующих документов.
Иными словами, отказные письма необходимы только тогда, когда кто-либо из представителей бизнеса изъявит на это собственную волю.
Имеет ли право вторая сторона договора требовать наличие отказного письма
Поскольку наличие отказных писем является правом, а не обязанностью организации, никто не вправе требовать от нее этого документа. Однако, если такой пункт включен в договор между сторонами, то, во избежание разногласий с партнером или заказчиком, как и все другие условия данного соглашения, его следует выполнить.
Составление отказного письма
На сегодняшний день отказное письмо не имеет унифицированного образца, так что составляться оно может в произвольной форме, исходя из того, как видит данный документ аккредитованная организация, которая его выдаёт. Главное, чтобы бланк по своей структуре соответствовал нормам делопроизводства и правилам делового документооборота.
Кроме того, следует иметь в виду, что в бланке отказного письма должны содержаться и некоторые обязательные сведения. В частности, к ним относятся:
При этом перечень товаров, по которым составляется одно отказное письмо, практически не ограничен.
Оформление бланка
Как к оформлению письма, так и к его содержанию, законодательство не предъявляет никаких особенных критериев. Иными словами, документ может быть написан на фирменном бланке организации или на простом листе бумаги.
Важным условием является наличие на документе подписи ответственного лица (при этом использование факсимильных автографов, т.е. отпечатанных каким-либо образом, не допускается), а также сведения о его должности. Также бланк должен быть заверен печатью учреждения, которая будет свидетельствовать о подлинности документа.
После оформления отказное письмо обязательно должно быть зафиксировано в журнале исходящей документации организации, которая его сформировала.
Передан документ может быть разными способами:
Как получить отказное письмо для маркетплейса
Чтобы торговать на маркетплейсе, требуется документ о безопасности продукции. Для товаров, которые не нужно сертифицировать или декларировать, получают отказное письмо
Виталий Панов
Руководитель агентства Sirius, помогает бизнесу выйти на маркетплейсы
Чтобы торговать на маркетплейсе, нужно оформить документ о том, что продукция безопасна для людей, животных и окружающей среды. Без него продавец может получить штраф и блокировку аккаунта. Для товаров, которые не подлежат обязательной сертификации или декларированию, получают отказные письма. С экспертом разбираемся, когда это нужно и как его оформить.
Что такое отказное письмо
Отказное письмо — документ, который подтверждает, что конкретная продукция не подлежит обязательной сертификации и декларированию. Производители и продавцы товаров должны предоставлять отказное письмо по запросу маркетплейса, Роспотребнадзора или клиентов. Требование относится к отечественной и импортной продукции.
Оформить отказное письмо могут только самозанятые, ИП и организации, зарегистрированные в России. Физические лица и иностранные компании не имеют права оформлять отказные письма.
Отказные письма бывают двух видов: для торговли и для таможенного оформления. В статье мы рассматриваем первый вариант, который нужен для продажи товаров на маркетплейсах.
Документ для таможни ничем не отличается по содержанию, и мы не будем писать здесь про него отдельно.
Сначала немного теории: зачем вообще нужны отказные письма и какие еще есть способы подтвердить безопасность товара.
Чтобы подтвердить безопасность товара, нужен один из документов:
Сертификат соответствия оформляют на бланке установленного образца. Чтобы его получить, потребуется экспертиза процесса производства и испытания образцов продукции. Для декларации и отказного письма достаточно заочных документальных проверок.
Чтобы понять, какой из этих документов нужен именно для вашего товара, есть два пути:
Изучить регламенты самостоятельно. Придется прошерстить много документов и внимательно во всем разобраться.
1. Изучить технические регламенты Таможенного союза и поискать там свою группу товаров.
2. Если регламента нет — изучить перечни продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.
3. Если ваш товар есть в регламентах или перечнях, там будет написано, что нужно оформить: сертификат или декларацию соответствия.
Если продукции в техрегламентах и едином перечне нет, для товара достаточно будет оформления отказного письма.
Возможна еще добровольная сертификация, но это длинный и трудозатратный процесс, поэтому большинство предпринимателей ограничивается отказными письмами.
Примеры товаров с разными требованиями к подтверждению соответствия:
Нужен сертификат соответствия | Нужна декларация соответствия | Достаточно отказного письма |
---|---|---|
Детские принадлежности и игрушки, батареи отопления, презервативы | Косметика, бытовая химия, кухонная посуда, корма для животных | Бижутерия, сувениры, канцтовары, спортивный и садовый инвентарь |
Узнать в сертификационном центре. Второй путь намного короче: можно позвонить или написать письма в несколько сертификационных центров и узнать, какой вид документа нужен на ваш товар. Возможно, вам ответят не везде, но несколько компаний проинформируют вас, нужна ли декларация или сертификат на вашу продукцию или достаточно отказного письма.
Обязательно обратитесь сразу в 3—4 центра — так вы проверите информацию в нескольких источниках. Дальше в одной из этих организаций можно заказать сертификат, декларацию или отказное письмо для торговли.
Кто выдает отказные письма
Если вы перепродаете товар, который покупаете у поставщика, нужно запросить отказное письмо у изготовителя — он обязан предоставлять его по запросу.
Если производите продукцию сами, письмо можно оформить в аккредитованном сертификационном центре.
Чтобы выбрать сертификационный центр, рекомендуем зайти на сайты нескольких компаний из поисковой выдачи и сравнить цены, сроки, отзывы и опыт работы. Выберите 3—4 организации, которые подойдут вам по этим критериям, и проверьте их.
Как проверить аккредитацию центра:
Как оформить отказное письмо
Оформить такое письмо самостоятельно нельзя — его может выдать только аккредитованный сертификационный центр.
Для получения отказного письма нужно собрать документы и отправить их экспертам курьером или по электронной почте.
Вот какие документы понадобятся:
Обычно эта услуга стоит от 3000 ₽ и занимает 1—2 дня. Для отказного письма не нужно проводить исследования образцов изделий. Эксперт принимает решение на основании документов, которые вы предоставите, общих регламентов и норм законодательства.
Готовое письмо можно получить лично в сертификационном центре, через курьера или заказным письмом по почте.
Как выглядит отказное письмо на продукцию
Для отказного письма нет утвержденного формата. Обычно его распечатывают на фирменном бланке сертификационного центра, заверяют печатью и подписью эксперта.
Текст составляют в произвольной форме, но в нем должны быть указаны обязательные сведения:
В один документ можно включить любой список продукции, но его держателем может быть только одна организация или индивидуальный предприниматель.
Отказное письмо действует бессрочно, пока не изменятся нормативные акты и регламенты, на основании которых оно составлено. Перечни товаров, подлежащих декларированию и сертификации, обновляются ежегодно, поэтому раз в год продавцу нужно перепроверять, не изменились ли требования к сертификации его продукции.
Что будет, если не оформить отказное письмо
Несмотря на то что маркетплейсы не запрашивают при регистрации сертификаты, декларации и отказные письма на продукцию, продавцы должны быть готовы предоставить эти документы в любой момент. Чаще всего это требуется по запросу покупателя, который сомневается в качестве товара.
Получить отказное письмо нужно до начала продажи товаров, а не после требования покупателя, маркетплейса или Роспотребнадзора. Если сделать наоборот — оформить письмо уже после размещения товара, — это считается нарушением. Получается, что на протяжении времени продавец работал без необходимых документов о безопасности товара.
За это нарушение продавцу придется возместить маркетплейсу все понесенные убытки, штрафы, компенсации и издержки. В некоторых случаях аккаунт поставщика могут заблокировать.
Помимо санкций от маркетплейса продавец может получить штраф и от Роспотребнадзора. За нарушение порядка продажи продукции без сертификата соответствия ИП могут оштрафовать на 20 000—40 000 ₽, компанию — на 100 000—300 000 ₽.
Где получить отказное письмо на продукцию?
Если отечественные или импортируемые в страну товары не требуют обязательной проверки перед продажей, в таком случае предприниматели часто получают отказное письмо (сокращенно – ОП). Его выдают уполномоченные органы на основании анализа представленной заявителем информации и документации.
Что представляет собой отказное письмо?
Этот официальный документ предприниматели оформляют по собственной инициативе. ОП подтверждает, что в отношении указанной в нем продукции законодательство РФ и ЕАЭС не предписывает проводить оценку перед выпуском на рынок. Следовательно, ее изготовление, ввоз в страну и продажа могут осуществляться без разрешительной документации.
ОП носит информационно-разъяснительный характер. Это аргументированный ответ сертификационного органа со ссылками на действующие нормативно-правовые акты.
Документ возможно получить исключительно на те товары, которые не входят в списки Постановления Правительства № 982 и не попадают под действие техрегламентов ЕАЭС. Это значительный перечень изделий, материалов и иных объектов, которые возможно производить и продавать в России без обязательной декларации или сертификата.
Продолжительность действия ОП не ограничивается какими-то конкретными сроками. Но если в законодательную базу будут внесены изменения (дополнены перечни товаров, подлежащих обязательному декларированию или сертификации), то документ автоматически утратит силу.
Для каких целей оформляют отказные письма?
ОП служит документальным подтверждением того, что сертифицировать продукцию не нужно. Имея его на руках, предприниматель избавляется от необходимости доказывать свою правоту сотрудникам контролирующих органов или партнерам по бизнесу.
Документацию этого типа оформляют для:
Также документацию предъявляют надзорным органам при проведении проверок, особенно если возникают спорные ситуации о наличии разрешительной документации на товар.
Порядок получения ОП
Отказное письмо на продукцию помогают оформить специализированные организации. Для этого предприниматель составляет заявление, далее вместе с информацией о товаре и сопроводительной документацией направляет экспертам.
ОП выдается сертификационным органом, имеющим необходимый уровень аккредитации. На его оформление потребуется от 1 дня. В этом случае исследования образцов изделий не проводятся – решение о выдаче документа принимается на основании анализа предоставленной заявителем документации и норм действующего законодательства.
Виды отказных писем
Основные виды ОП – для таможни и для торговли. Документация не отличается по содержанию, включает в себя информацию об изделиях, заявителе, сертификационном органе и ссылки на основные регулирующие нормативные акты. Составляется в произвольном порядке на бланке уполномоченного органа.
На практике ОП можно получить на товары не только по техническим регламентам или ПП РФ 982, но и по нормам санитарно-гигиенической или пожарной безопасности. В связи с этим можно выделить также такие типы отказных писем, как:
На какие товары можно получить ОП?
Указанный документ оформляют в отношении:
Какие документы потребуются для оформления?
Чтобы получить ОП, заинтересованное лицо предоставляет:
Также к заявке прилагают пакет заверенных копий регистрационных и уставных документов фирмы или ИП.
ВНИМАНИЕ!
Скоро на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу
Отказное письмо
Что такое отказное письмо
Отказное письмо содержит ссылку на законодательство, и свидетельствует о том, что указанная в документе продукция не попадает в «Перечень продукции товаров и услуг, подлежащей обязательной сертификации».
Отказное письмо на продукцию выдается в том случае, если она не подлежит обязательной сертификации или обязательному декларированию.
Также в отказном письме указывается, что продукция не попадает в «Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов».
Когда требуется отказное письмо
Отказное письмо может потребоваться в нескольких случаях:
Настоящее письмо не является официальным разъяснением актов, составляющих право Евразийского экономического союза (включая технические регламенты Таможенного союза, Евразийского экономического союза).
Кто выдает отказное письмо
Такое письменное разъяснение выдается уполномоченными Органами по сертификации на проведение работ по подтверждению соответствия Техническим регламентам и в отношении продукции, подтверждение безопасности которой регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 г. № 982 и Решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 г. № 620.
Отказное письмо может быть выдано Органом по сертификации исходя из положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза» (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. № 294).
В области аккредитации Органа по сертификации должна присутствует продукция, на которую отказное письмо запрашивается. Орган по сертификации даёт разъяснения в ответ на полученное официальное обращение от фирм, индивидуальных предпринимателей, таможенных организаций, органов исполнительной и судебной власти.
Отказное письмо содержит наименование продукции, идентификационные признаки, и может содержать коды ОКПД 2 или код ТН ВЭД и при необходимости другую техническую информацию.
Оформление отказного письма
Отказное письмо оформляется на листе А4 и заверяется печатью органа по сертификации, выдавшего документ. Держателем отказного письма является только одно юридическое лицо. В одно отказное письмо можно включить любой список продукции.
Необходимые документы для оформления отказного письма
Для оформления отказного письма потребуются следующие документы, закрепленные подписью и печатью организации:
Состав пакета документов может изменяться — все зависит от вида и количества продукции.
Срок действия отказного письма
Отказное письмо действует в течение срока действия нормативных актов, на основании которых данное письмо составлено.
В некоторых случаях отказное письмо выдается с указанием конкретного срока действия (обычно — 1 год).
Отказные письма с неограниченным сроком действия выдаются на партию продукции. На практике чаще всего выдаются именно отказные письма второго типа. Срок действия отказного письма указывается на бланке наряду с перечнем продукции и реквизитами получателя.
Получить отказное письмо на продукцию
Компания «Новотест» поможет оформить «отказные письма» для таможни, для торговли. Многолетний опыт работы позволяет нам работать с различной продукцией.
Для того чтобы получить «отказное письмо», свяжитесь с нашими сотрудниками по телефону, или по электронной почте. Для заказа «отказного письма» вы можете также заполнить заявку на нашем сайте.
Вы можете задать любой вопрос на тему сертификации вашей продукции.
Что такое отказное письмо для маркетплейса и как его оформить
Чтобы размещать некоторые виды продукции на маркетплейсе, продавец или производитель должен предоставить отказное письмо. Оно подтверждает, что конкретный товар не нуждается в сертификации и декларировании. Кому и зачем нужны отказные письма, кем выдаются, что требуется для оформления и чем грозит отсутствие документа – читайте в статье.
Что такое отказное письмо
Многие товары допускаются к продаже только при наличии сертификата или декларации о соответствии стандартам. Тем самым производитель удостоверяет, что продукция не опасна для здоровья людей, животных, не способна причинить вред окружающей среде, имуществу. Есть единый перечень таких товаров, утвержденный Постановлением Правительства РФ.
Но продукцию, не попадающую в этот список, еще нельзя продавать без документов. Производитель должен подтвердить, что для товара не нужен сертификат, то есть он безопасен. Для этого и предназначено отказное письмо.
Отказное письмо (ОП) – это официальный документ, который выдает специальная уполномоченная организация производителю или поставщику товара. В нем разъясняют, что данный вид продукции не нужно в обязательном порядке сертифицировать. Свидетельство подкрепляется ссылкой на законодательные акты.
У отказных писем две сферы применения:
В рамках темы рассмотрим второй вариант.
На какие товары и услуги выдается ОП
Отказное письмо нужно оформлять на те товары и услуги, которые не попадают под требование о сертификации или декларировании. Но как понять, на какие именно? Предположим, мы хотим реализовать через маркетплейс спортивный инвентарь. Какой документ понадобится для продажи товаров этой группы – сертификат, декларация о соответствии, или можно ограничиться отказным письмом?
Но приведенные списки достаточно длинные, изучение займет много времени. Можно пойти более простым путем – запросить информацию в организации, которая занимается сертификацией товаров. Лучше обратиться одновременно в несколько центров – так вы с большей вероятностью получите ответ. В сертифицирующей организации вам скажут, какой тип документа необходим для реализации товара, и, если нужно, помогут с оформлением.
Обязательно ли получать отказное письмо
Предприниматель сам вправе решить вопрос об оформлении ОП: характер документа не разрешительный, а только справочный. Для регистрации и продажи продукции на маркетплейсе предоставлять его обычно не требуется. Но если возникнет спорная ситуация с покупателем или контролирующими органами, наличие отказного письма значительно упростит жизнь предпринимателю. Оно будет официальным обоснованием того, что отсутствие сертификата или декларации не противоречит закону.
Кто выдает отказные письма
Оформлением и выдачей ОП занимаются центры сертификации. К таким организациям предъявляется одно главное требование – они должны иметь аккредитацию в Росстандарте. Чтобы убедиться, что выбранный сертификационный центр соответствует этому условию, найдите его номер в реестре аккредитованных лиц. Проверьте, есть ли у организации полномочия по сертификации товаров. Номер в реестре можно узнать на сайте сертификационного центра.
В остальном при выборе организации для оформления ОП стоит руководствоваться общими критериями: стажем работы, ценами, сроками оказания услуг.
Как оформить отказное письмо
Чтобы получить отказное письмо для торговли, предприниматель составляет заявку. Форму обращения можно скачать на сайте организации. В заявке укажите реквизиты вашей компании, вид товара и цели получения отказного письма.
Вместе с заявкой в аккредитованный центр нужно предоставить:
Этого обычно достаточно, чтобы сделать отказное письмо для торговли на маркетплейсе. При подготовке документа для таможенного офомления потребуются еще контракт и инвойс.
После этого центр сертификации вышлет договор на оказание услуги и счет для оплаты. Тестировать образцы продукции не требуется, поэтому весь процесс оформления займет не больше недели (обычно 1-3 дня). На основе предоставленных вами сведений эксперты определят вид товара и его код по классификатору ОКПД2.
Полученные данные сверят со списками сертифицируемых видов продукции. Готовое отказное письмо вышлют по почте или отправят с курьером. Можно забрать его лично в центре сертификации. Стоимость услуги – около 3 000 рублей.
Как выглядит отказное письмо на продукцию
В законодательстве нет такого понятия, как «отказное письмо». Соответственно нет и единых правил его оформления. Каждая сертифицирующая организация использует свой бланк, и в этом нет нарушения.
В отказном письме всегда указывают:
Отказное письмо заверяется подписью ответственного сотрудника и печатью центра сертификации.
В одном ОП допустимо указывать любое количество наименований товаров. Это значит, если вы продаете несколько видов продукции, не нужно оформлять отдельное отказное письмо для каждого из них. Но важно, чтобы названия были такими же, как в товарной карточке на маркетплейсе, иначе в случае проверки могут возникнуть проблемы.
Срок действия документа
Для отказных писем не предусмотрен срок действия, документ можно считать бессрочным. Но стоит помнить о возможных изменениях в законодательстве. Требования к сертификации продукции регулярно пересматривают. Сегодня ваш товар отсутствует в перечнях, но это не значит, что так будет всегда. Возможно, в следующем году на него потребуется оформлять сертификат или декларацию. В этом случае отказное письмо станет недействительным.
Перечни товаров, сертифицируемых в обязательном порядке, обновляются каждый год. Чтобы избежать недоразумений, советуем следить за изменениями.
Если вы продаете не только на маркетплейсе, но и в своем онлайн-магазине, попробуйте сквозную аналитику для электронной коммерции. Отслеживайте конверсию в покупку, какие категории товаров чаще покупают, какая реклама убыточна, анализируйте спрос и грамотно распределяйте рекламный бюджет.